Ферретаб применение. Ферретаб комп: инструкция по применению

1. Значение правильной осанки

5. Практическое задание

Литература

1. Значение правильной осанки

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

2. Виды, признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

· при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;

· очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение

Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Виды плоскостопия.

В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемоестатическое плоскостопие.

Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: "весь день на ногах".

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

На подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

На тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

Под внутренней и наружной лодыжками;

Между головками предплюсневых костей;

В мышцах голени из-за их перегрузки;

В коленном и тазобедренном суставах;

В бедре из-за перенапряжения мышц;

В пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.

Другой вид этой болезни - травматическое плоскостопие.

Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны.

Следующий вид - врожденное плоскостопие. Его не следует путать с "узенькой пяткой" аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитическое плоскостопие - не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция - этого "цемента" для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.

Профилактика плоскостопия.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Следующим методом профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18 - 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3-5 лет - 20 минут, для детей 6-7 лет - 25 минут.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

5. Практическое задание

1. Определить вид осанки (3 мальчика, 3 девочки).

В обследовании принимало участие 6 детей. Были получены следующие результаты: Весельева К. - нормальная осанка, Скобелев Ю. - сутулая осанка, Тюрина А. - нормальная, Гладун А. - сколиотическая, Плешков И. - сутулая, Кожухов К. - нормальная.

2. Выявить все нарушения осанки у детей вашей группы и дать рекомендации по их исправлению или коррекции.

В обследовании участвовало 10 детей. Из них 2 ребенка имеют сколиотическую осанку (Гладун А., Румянцева М.), 4 ребенка сутулую осанку (Скобелев Ю., Чебкасова Л., Сучкова Н., Плешков И.).

1. Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

2. Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

3. Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

4. Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

5. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.

6. Определить стопу ребенка (5 детей).

В обследовании принимало участие 5 детей. Из них 3 ребенка имеют плоскостопие: Плешков И., Зенкова Н. - статическое плоскостопие, Кожухов К. - врожденное.

Литература

1. Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.

2. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.

3. Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.

4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.

5. Коростелев Н.Б. От А до Я [Текст]. - М., Медицина. 1980 г.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.


Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Правильная осанка важна для здоровья и самоуважения. По осанке во все времена можно было отличить аристократа от простолюдина.
Под осанкой подразумевается правильное положение тела. Позвоночник состоит из шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков. После рождения позвоночник ребенка меняет свою форму и размеры, а в первые два года жизни стремительно растет.
У позвоночника есть физиологические изгибы. Шейный лордоз (физиологический изгиб, обращенный выпуклостью вперед) заканчивает формирование к трем-четырем месяцам ребенка. Это можно заметить, когда ребенок самостоятельно начинает держать головку.
Ближе к шести месяцам жизни ребенок начинает уверенно сидеть, что говорит о формировании грудного кифоза. Когда младенец учится ходить, его позвоночник образует крестцовый кифоз и поясничный лордоз. «Взрослая» форма позвоночника полностью формируется у детей только по достижении шести - семилетнего возраста. Естественные изгибы позвоночника заканчивают формирование к восемнадцати-двадцати годам.

Правильная осанка – основные признаки

Формирование правильной осанки невозможно без знания физиологических особенностей своего позвоночника. Хорошая осанка держит все туловище и голову перпендикулярно по отношению к опорной площади. Очертания шеи должны смотреться симметрично (одинаково). Надплечья, плечи и лопатки визуально должны находиться на одном уровне. Естественные изгибы шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника не должны превышать показателей нормы.
У человека с правильной осанкой одинаково выглядят боковые поверхности тела и опущенные руки. Обязателен строго горизонтальный уровень гребневых выступов у подвздошных костей, одинаковая длина ног. Своды стоп и скелетная мускулатура абсолютно симметричны.
Если представить, что осанка представляет собой вертикальную прямую ось, то такая ось должна проходить через теменную середину к мочке уха, затем спускаться сквозь поперечную ось тазобедренного сустава к бугорку пятой плюсневой кости. Такая осанка во все времена считалась эталоном красоты и привлекательной фигуры.
Хорошая осанка напрямую связана со здоровьем человека. Благодаря правильному положению позвоночник имеет высокую амортизацию, в результате которой при движении головной мозг не подвергается значительному сотрясению. При ходьбе ударная сила направляется снизу вверх, по пути, смягчаясь за счет «рессор» - естественных позвоночных изгибов, в двадцать пять – тридцать раз. Формирование правильной осанки улучшит работу многих внутренних органов и заставит двигательный аппарат лучше функционировать. При хорошей осанке, мышцы, обеспечивающие правильное положение позвоночника, находятся в слегка расслабленном состоянии и всегда готовы к движению.

Причины нарушений осанки:

Сосредоточивание тяжестей в одной руке;
Отсутствие контроля со стороны взрослых, в случае плохой осанки у ребенка или плохой самоконтроль;
Привычка ребенка подражать взрослым в походке и поведении;
Недостаточное развитие мышечного корсета – мышц брюшного пресса, спины и таза;
Непродуманность или недостаточность освещения рабочего места;
Болезни, из-за которых человеку приходится долгое время находиться в горизонтальном положении – лежать в постели;
Перегрузки позвоночника во время тяжелой работы;
Нарушение гигиенических условий дневного распорядка, выбора одежды, гигиены обуви, режима питания.
Нарушение осанки часто характеризуется излишней выраженностью или, напротив, уменьшением естественных изгибов позвоночника. Часто встречаются ассиметричная осанка, круглая спина, кругло-вогнутая спина и плоская спина. Диагнозы ставятся врачом – ортопедом после проведения ряда исследований.
Как добиться правильной осанки
Для начала нужно узнать все о хорошей осанке. Формирование правильной осанки начинается с четкого представления об идеальной фигуре. Сравнить идеал и свои показатели можно, выполнив статическое упражнение у ровной вертикальной поверхности.

Упражнения для хорошей осанки:

1. Упражнения, при которых во время движения на голове удерживается предмет;
2. Статические упражнения (у стены);
3. Строевые и вольные разнообразные упражнения на общее развитие;
4. Упражнения с жонглированием любыми предметами;
5. Корригирующие упражнения, направленные на исправление уже имеющихся недостатков позвоночника;
6. Упражнения на сохранение равновесия на умеренной опоре.
Коррекция осанки включает в себя два этапа. Подготовительный этап помогает увеличить гибкость позвоночника и восстановить нормальный вид кривизне осанки с помощью специально разработанных упражнений.
Основной этап воспитывает и впоследствии закрепляет навыки прямой осанки. Формирование правильной осанки длится, по сути, всю жизнь. Пациент совершенствует свое умение произвольно напрягать и расслаблять группы мышц, несущих прямую ответственность за удерживание позвоночника в нормальном положении.
Каждый человек должен, если хочет сохранять отличную осанку, включить в свой ежедневный распорядок специальные упражнения. Очень полезны регулярные занятия спортом, особенно гимнастикой, подвижными играми и плаванием.
Находясь в положении сидя, человек должен расправить плечи и втянуть живот, а ступни поставить ровно на полу. Неподвижное сидение неблагоприятно влияет на осанку. Специалисты советуют каждые полчаса изменять положение тела, а лучше пройтись или встряхнуться.
При ходьбе нужно следить за положением плеч – должны быть расслаблены, живот втянут, а голова гордо приподнята.
Чтобы иметь правильную осанку, нужно иметь хорошо организованное место для отдыха. Спать лучше на жестком матрасе, подложив под голову ортопедическую подушку. Такое положение тела и головы позволит позвоночнику снять напряжение и отдохнуть.
Женщинам советуется обращать особое внимание на свою обувь. Слишком высокий каблук нарушит равновесие и заставит позвоночник напрягаться еще больше. Правильный выбор бюстгальтера поможет женщине избежать слишком сильной нагрузки на грудной отдел позвоночника. Молодые мамы поощряются не носить ребенка все время на руках, и больше использовать коляски и слинги.
Врачи советуют заниматься танцами, чтобы сохранить красивую и правильную осанку.

Одним из направлений профилактической медицины и медико-санитарной пропаганды является осведомление детского и взрослого населения о важности правильной осанки для полноценности здоровья. И это не напрасно, ведь красивая осанка вызывает не только эстетическое удовлетворение у ее обладателя и окружающих, но и служит компонентом, предопределяющим физическую полноценность тела и функциональные способности внутренних органов. Главным аспектам поддержания и характеристикам нормальной осанки, ее патологическим изменениям и возможностям коррекции посвящена данная статья.

Показатели, характеризующие осанку

В понимании большинства людей осанка – это положение позвоночника и спины человека, находящегося в вертикальном положении. Отчасти это так и есть. Но на самом деле осанка человека представлена более широким понятием, объединяющим в себя:

  • положение головы и шеи;
  • cимметричность структур, образующих пояс верхних конечностей (ключицы, лопатки и мышечные группы, окружающие их);
  • особенности и выраженность изгибов позвоночного столба, что определяет форму и положение спины;
  • анатомические особенности грудной клетки и формы живота;
  • положение таза и нижних конечностей.

Важно помнить! Осанка – это типичное положение и анатомические взаимоотношения сегментов тела конкретного человека, в котором он находятся непринужденно в состоянии покоя, пребывая в вертикальном положении. Проще говоря, под осанкой понимают то положение тела, в котором человеку удобно находиться, стоя в расслабленном состоянии.

Как формируется и от чего зависит правильность осанки

Благодаря эволюции, человеку удалось обрести способность к передвижению на двух нижних конечностях, находясь при этом в вертикальном положении. На самом деле это очень сложный безусловно рефлекторный акт, в котором принимают участие:

  • костные образования скелета: пяточные и кости стоп, голеней, бедер, таза, всех отделов позвоночника;
  • мышечные структуры: мышцы поясов верхних и нижних конечностей, околопозвоночных, шейных и других мышечных групп туловища;
  • связочно-капсульный аппарат позвоночника и конечностей;
  • нейро-рефлекторные механизмы, поддерживающие непроизвольный мышечный тонус при переходе тела в вертикальное положение.

Формирование осанки изначально предопределено наследственными механизмами. Но это далеко не единственный фактор, влияющий на ее тип. Лишь грубые врожденные деформации в состоянии однозначно определить, что осанка будет патологической, а впоследствии и у взрослого человека. Во всех остальных случаях фенотипические факторы, влияющие на организм после его рождения в процессе роста и жизнедеятельности, имеют намного большее значение, чем врожденные.

Механизм формирования осанки формируется в зависимости от тех функциональных способностей и нагрузок, которым подвержен организм в конкретный промежуток времени. Новорожденный с первых дней жизни приобретает строго выпрямленный позвоночник, который сменяется его изогнутым типом. По мере развития способностей удержания головки, сидения и ходьбы формируются плавные физиологические изгибы позвоночного столба в переднем и заднем направлениях ( и кифоз), меняется угол наклона таза. Соответствие тонуса, объема мышечного околопозвоночного корсета, в частности его сгибательной и разгибательной групп, активности роста костных структур и нагрузок, которым они подвержены, определяет тип формирования и дефекты осанки. Умеренные изгибы позвоночника для того и нужны, чтобы максимально уменьшить нагрузки на нижние его отделы и улучшить амортизационные свойства во время ходьбы или при выполнении иных нагрузок.

Не последнее значение в этом процессе занимают общесоматические и нейрогенные факторы. Ведь даже самые идеальные в анатомическом и функциональном отношении компоненты осанки могут утратить свою структуру и способности на фоне нарушения обменно-трофических процессов в организме или иннервации определенных мышечных групп. Все это непосредственно или опосредовано влияет на характеристики позвоночника и других сегментов тела, определяющих правильность осанки.

Характеристики правильной осанки

Осанка может считается правильной, если срединная вертикальная ось тела проходит от центра свода черепа. Касаясь нижней челюсти по задней поверхности, она спускается по касательной к выпуклости шейного отдела. Незначительно срезая дугу поясничного лордоза, через центр таза проходит у переднего края коленного сустава, заканчиваясь в центральном отделе стопы. Все структуры, находящиеся по обе стороны от этой линии, должны быть симметричными.


Беременность и послеродовый период – один из факторов риска возникновения нарушений осанки у взрослых

На практике проверка правильности осанки базируется на определении таких признаков:

  1. Голова находится в прямом положении.
  2. Симметрия в расположении углов лопаток, надплечий и сосков.
  3. Одинаковая длина и расположение шейно-плечевых линий (условных линий, соединяющих ухо с плечевым суставом).
  4. Симметричность треугольников талии (щелей треугольной формы между туловищем и опущенными руками).
  5. Линия, проведенная через остистые отростки позвонков, имеет прямое направление.
  6. Равномерная выраженность изгибов позвоночника кпереди в шейном и поясничном отделе и кзади в грудном с крестцовым.
  7. Симметричность рельефа поясничной области и грудной клетки в строго вертикальном и положении легкого наклона туловища вперед.
  8. Строго горизонтальное расположение оси таза и симметричность его костных ориентиров.
  9. Одинаковая длина нижних конечностей и нормальные характеристики сводов стоп.

Характеристики нормальной осанки изменяются в зависимости от возраста. Эти отличия незначительные и позволяют выделить типичные виды осанки дошкольного, школьного и юношеского возраста. Последняя не отличается от таковой у взрослых. Если имеет место несоответствие полученных данных тем, которые типичны для нормальной осанки, говорят о ее нарушении. Как правило, возникают они в школьном возрасте из-за неправильных нагрузок и рабочей позы, а в случае несвоевременной коррекции сопровождают человека на протяжении всей жизни.

Важно помнить! Оценка осанки проводится путем обычного осмотра при условии обнажения основных ориентиров (исследуемый раздевается до нижнего белья) в положении стоя с равномерной опорой на обе ноги, находящиеся в разогнутом в коленных суставах положении с соединенными пятками и разведенными носками.

Виды и проявления нарушений осанки

Несмотря на то, что некоторые патологические состояния со стороны опорно-двигательной системы не считаются отдельными заболеваниями, влияние осанки на здоровье человека однозначно велико. Это значит, что неправильная осанка становится фоном, на котором могут возникать дегенеративно-дистрофические процессы в позвоночнике (остеохондроз, компрессионные переломы, стойкий сколиоз или иные деформации), нарушение анатомических взаимоотношений и функции внутренних органов (легких, сердца, пищеварительной системы), ухудшается кровоснабжение головного мозга из-за сдавления позвоночных артерий в шейном отделе позвоночника. Все это сопровождается синдромом выраженной позвоночной боли.

Существует несколько типичных видов нарушений осанки. Основные из них приведены в таблице.

Тип нарушений осанки Виды нарушений Характеристики неправильной осанки

Искривление позвоночника в сагиттальной плоскости

Сутулуватость

  • Усиление грудного кифоза (изгиба позвоночника кзади) незначительной степени выраженности;
  • Слабая выраженность лордоза в поясничном отделе;
  • Сведенные вперед и опущенные плечи;
  • Недостаточное прилегание лопаток к спине;

Круглая спина

  • Увеличение грудного кифоза на большом протяжении, вследствие чего он приобретает вид дуги;
  • Сглаженность поясничного лордоза;
  • Пребывание головы в наклоненном вперед положении;
  • Плечи сильно опущены и сведены;
  • Выраженное плохое прилегание лопаток;
  • Ноги постоянно присогнуты в коленных суставах;
  • Запавшая грудная клетка;
  • Ограничение подвижности плечевых суставов (возможность поднятия рук кверху).

Кругловогнутая спина

  • Усиление дуги всех физиологических изгибов;
  • Надплечья, голова и шея наклонены вперед;
  • Выступание и свисание живота;
  • Максимально разогнуты колени, что возникает рефлекторно для удержания центра тяжести тела;
  • Гипотрофия мышечных групп спины и живота;
  • Опущение внутренних органов.

Плоская спина

  • Сглаженность дуги всех физиологических позвоночных изгибов;
  • Слабая выраженность и смещение кверху поясничного лордоза;
  • Выступание вперед нижней части живота;
  • Слабая выраженность грудного кифоза;
  • Смещение грудной клетки вперед;
  • Гипотрофия мышц спины, грудной клетки, поясов верхних и нижних конечностей.

Плоско-вогнутая спина

  • Уменьшен кифоз грудного отдела позвоночника;
  • Незначительное увеличение поясничного лордоза;
  • Таз и ягодицы чрезмерно выступают кзади, а живот кпереди;
  • Узкая грудная клетка;
  • Гипотрофия и слабость мышц брюшного пресса.

Искривления позвоночника во фронтальной плоскости

Сколиотическая осанка

  • Смещения линии остистых отростков и позвоночной оси в стороны в виде одной большой или двух-трех небольших дуг;
  • Нарушение симметрии сегментов тела и конечностей: наклоны головы в ту или иную сторону, расположение плеч, надплечий, сосков, лопаток на разной высоте;
  • Нарушение симметрии треугольников талии: разная их форма, выраженность и высота расположения;
  • Мышечная дистония туловища в виде повышения или ослабления тонуса мышц на одной из сторон;
  • Снижение мышечной силы

Важно помнить! В некоторых случаях, как у взрослых, так и у детей встречается сочетание разных видов нарушения осанки. Чаще всего происходит формирование сколиотического типа на фоне плоской спины, что связано с мышечной дистонией и слабостью позвоночника, который может деформироваться в разных направлениях.

Возможности коррекции и борьбы с проблемой

Лечение любых нарушений осанки – длительный процесс, поскольку он связан с необходимостью изменения структуры плотных анатомических образований скелета. Лучше, если все будет проходить под контролем ортопеда. Комплекс лечебных мероприятий при нарушениях осанки может быть представлен следующим образом:

  1. Нормализация режима дня и двигательной активности.
  2. Полноценное питание.
  3. ЛФК и лечебная гимнастика.
  4. Использование специальных корригирующих корсетов.
  5. Массаж и мануальная терапия.
  6. Физиотерапевтические процедуры.
  7. Санаторно-курортное лечение.

Нормализация режима дня и двигательной активности

У взрослых и у детей с нарушениями осанки очень важно правильно откорректировать режимы ежедневных физических нагрузок, отдыха и сна. Их неправильная организация зачастую становится причиной возникновения данных отклонений. Режим дня должен быть построен таким образом, чтобы в нем достаточно времени уделялось активному отдыху, исключению тяжелых нагрузок на позвоночник. Во время сна рекомендовано положение на спине, исключается использование высоких подушек и мягких кроватей. Используется либо твердый щит, либо специальные ортопедические матрацы и подушки.

Что касается режимов двигательной активности тех, у кого плохая осанка, то они определяются степенью выраженности нарушений и могут быть такими:

  • Щадящий – предполагает обязательное ношение индивидуально подобранного корсета. Назначается при тяжелых степенях нарушений осанки (декомпенсированный сколиоз, послеоперационный период и т.д.).
  • Щадяще-тренирующий – предполагает исключение напряженных нагрузок на позвоночник. Назначается при выраженных, но компенсированных нарушениях осанки, которые склонны к медленному прогрессированию.
  • Тренирующий – предполагает укрепление мышц позвоночника и расширение объема движений до уровня повседневных нагрузок, но исключает профессиональный спорт и тяжелую работу. Показан при незначительно выраженных нарушениях осанки.

Полноценное питание

Данный компонент лечебного комплекса включает в себя коррекцию рациона в виде нормализации количества белковой, углеводистой и жирной пищи. Обязательно употребление в достаточном количестве продуктов, богатых витаминами, микроэлементами и электролитами, в первую очередь кальцием.

ЛФК и лечебная гимнастика

Так как одним из механизмов нарушений осанки является мышечный, путем укрепления определенных мышечных групп плечевого пояса и спины можно добиться положительных результатов при борьбе с данной проблемой. Установлено, что мощный мышечный корсет способен полностью устранить умеренное искривление позвоночника и удерживать его в правильном положении. Декомпенсированные нарушения не могут быть полностью устранены, но значительно уменьшаются на фоне ЛФК. Главное в организации этого процесса – подобрать комплекс правильных упражнений.

Использование специальных корригирующих корсетов

При помощи индивидуально изготовленных жестких или эластических мышечных корсетов может лечиться не только умеренно, но и тяжело деформированная осанка у детей. Однако не стоит надеяться только на этот метод коррекции и обязательно применять его в комплексе с другими методиками. Его преимущества в том, что существует возможность устранения костных деформаций. Недостаток только один – возникновение гипотрофии мышц на фоне длительного ношения корсета. Но этот недостаток может быть устранен путем обязательного включения в лечебный комплекс ЛФК и исключения ношения жесткого корсета при легких нарушениях осанки.

Массаж, физиотерапия и санаторно-курортное лечение

Их роль в коррекции нарушений осанки дополнительная. Использование данных методов лечения тем актуальнее и эффективнее, чем меньше степень выраженности патологии. При декомпенсированных деформациях массаж и физиотерапия (водные процедуры, магнитотерапия, электрофорез, парафин и др.) дополняют базовые методы консервативного и оперативного лечения. Санаторно-курортные мероприятия отлично подходят для всех детей и взрослых в периоде реабилитации.


Правильное положение за учебной партой – один из главных методов профилактики нарушений осанки у детей

Как предотвратить проблему

Профилактика нарушений осанки должна проводиться с раннего детского возраста. Она включает в себя:

  • использование твердой и ортопедической постели для сна;
  • коррекцию патологии стоп (косолапость, плоскостопие) путем изготовления специальной обуви и использования ортопедических стелек;
  • правильную организацию двигательного режима и режима отдыха;
  • исключение тяжелых физических нагрузок на позвоночник. Преимущество должно отдаваться обычному активному образу жизни;
  • жесткий контроль за правильностью положения тела в повседневной жизни (сидение за партой, равномерные распределение нагрузок при ношении рюкзаков и портфелей и т.д.);
  • полноценное сбалансированное питание, соответствующее возрасту;
  • подбор мебели соответственно возрастным или индивидуальным особенностям ребенка;
  • занятия водными видами спорта и закаливание.

Нарушения осанки считаются распространенной проблемой, которую в большинстве случаев можно устранить без использования специальных медицинских мероприятий. Достаточно лишь осознания причин ее возникновения и желания внести небольшие коррективы в привычный образ жизни.

Современный человек много времени проводит в сидячем состоянии, и чтобы сохранить здоровье нужно научиться ходить, стоять и сидеть, держа спину прямо. Наш позвоночник сконструирован таким образом, что рассчитан на длительное движение и пружинистый эффект. Если какая-либо его часть блокируется, нагрузка начинает распределяться неравномерно, а это может провоцировать возникновение заболеваний. Поэтому, чтобы этого избежать, человеку нужно научиться держать спину прямо, сохраняя правильную осанку.

Большинству людей приходится сталкиваться с проблемой осанки, начиная со школьного возраста. Обычно ученики неправильно сидят за партами. Некоторые дети выше других, поэтому стараются сгорбиться, чтобы не выделяться среди сверстников. Другие наоборот, обладают невысоким ростом, поэтому старается вытянуться. Девочки надевают обувь на высоком каблуке. Все это формирует неправильную осанку, которая, в свою очередь, вызывает боли в пояснице, а также является причиной многих заболеваний позвоночника.

Но научиться правильно держать спину, сформировать здоровую осанку никогда не поздно и чем раньше начать это делать, тем лучше. Так что мой рассказ о том как формировать правильную осанку будет совсем не лишним.

Попробуйте встать напротив большого зеркала и внимательно осмотрите себя. При правильной осанке, плечи должны находиться на одном уровне. Теперь встаньте к зеркалу боком. Если вы заметили, что плечи направлены вперед, а голова немного наклонена, есть повод задуматься. Ваша осанка далека от идеальной. Теперь встаньте спиной вплотную к стене. Ноги должны быть вместе, руки свободно расположены вдоль тела. В таком положении у вас должны быть три точки прикосновения к стене - пятки, попа, лопатки.

А теперь опять встаньте перед зеркалом, запомнив положение у стены. Посмотрите на себя теперь. Именно так вы должны научиться стоять, ходить, сидеть на стуле. Именно такая осанка правильная. При этом вес вашего тела необходимо научиться распределять равномерно на обе ноги, грудь должна немного выдаваться вперед, плечи нужно развернуть, а мышцы живота слегка напрячь, чтобы поддерживать нижнюю часть спины. В то же время стоять нужно прямо, но не напрягаясь.

Если вы много времени проводите сидя, подберите удобное кресло или стул. Сидение должно иметь подлокотники, чтобы плечи держать прямо, чтобы они не провисали вниз. Ступни ног должны касаться пола.

Если вы не обходитесь без компьютера, нужно также обеспечить себе удобное для работы место. Стул для работы должен иметь надежную спинку, которая будет служить надежной опорой для вашей спины и плеч. Правильно распределяйте нагрузку. Обязательно делайте перерывы в работе, в которые можно походить, подвигаться. Хотя бы просто потянитесь всем телом и затем расслабьте все мышцы.

Очень часто происходит нарушение осанки, когда человек носит тяжелый груз в одной руке или на одном плече. Например, часто можно встретить женщин, тащащих в руке тяжелую хозяйственную сумку. Такое положение позвоночника может привести к негативным последствиям и болезням. В результате сильной нагрузки на одну руку и плечо происходит асимметрия плечевого и тазового пояса. Поэтому носить тяжелую сумку нужно попеременно, то в одной, то в другой руке. Еще лучше вообще не носить тяжестей или использовать рюкзак. Детям полезно заменить школьный портфель ранцем.

Нужно стараться тренировать сильные мышцы спины, шеи, которые будут способны длительно поддерживать вертикальное положение тела. В противном случае, при отсутствии привычки, вы снова начнете уставать, станете сутулиться, опускать голову.

Отличным способом восстановить, улучшить осанку является плаванье. Занимайтесь плаваньем круглогодично. В холодное время года можно посещать бассейн, а летом купаться в открытых водоемах. Зимой ходите на лыжах. Это не только сделает сильными мышцы спины и шей, вернет правильную осанку, но и сделает позвоночник более гибким. При этом лыжные неоценимы для укрепления здоровья.

Чтобы сделать мышцы и связки более сильными, что без сомнения способствует сохранению и поддержанию осанки, существует комплекс простых упражнений для исправления и укрепления осанки, которые легко можно выполнять дома. Итак, как сформировать правильную осанку?

* Встаньте прямо, ноги поставьте на ширине плеч. Медленно вдохните, начиная делать наклон вперед до прикосновения к полу кончиков пальцев, выдохните и выпрямитесь, опять вдохните. Упражнение повторите 5-6 раз.

* Оставаясь в положении стоя, выпрямите спину, вращайте головой сначала 5 раз в левую сторону, затем столько же раз в правую сторону. Упражнение повторите 5-6 раз.

* В положении стоя разведите руки в стороны, держа их на уровне плеч. Сделайте вдох, начинайте совершать повороты туловища, медленно отводя руки назад, прогибайте грудную клетку, сделайте выдох. Вернитесь в исходное положение, сделайте вдох, все повторите.

* Теперь скрепите руки на затылке, а локти и голову слегка отведите назад, прогнув грудную клетку. Сделайте 4 круговых движений всем корпусом. Когда туловище будет отведено назад, нужно вдохнуть, когда вперед – выдохнуть.

* Упражнения для восстановления осанки очень важны и для этих целей разработано много специальных упражнений. Вам останется только подобрать те, которые больше подходят. Но не менее важен постоянный самоконтроль. Сначала будет нелегко все время следить за собой, плечи сами собой будут опускаться, а спина сутулиться. Но со временем вы научитесь держать прямо спину, уже не контролируя этого. И тогда правильная здоровая осанка станет вашим постоянным, надежным спутником.