Прием пищи включает в себя. Правильный режим питания - расписание на каждый день

К составляющим понятиям термина относят распределение рациона по химическому составу и энергетической ценности.

Прежде чем приступать к рассмотрению распределения пищи по данным критериям, дадим определение оптимального соотношения и рекомендуемого потребления энергии для взрослых людей.

Считается, что наиболее оптимальное соотношение по массе основных пищевых веществ при различных физических нагрузках следующее:

Во внимание принимается также сбалансированность по ряду иных показателей: соотношению жирных кислот, аминокислотному составу, .

Группы Возраст Женщины Мужчины
Умст. труд 18-29 2400 2800
30-39 2300 2700
40-59 2200 2550
Легк. физ. труд 18-29 2550 3000
30-39 2450 2900
40-59 2350 2750
Сред. тяжести труд 18-29 2700 3200
30-39 2600 3100
40-59 2500 2950
Тяж. физ. труд 18-29 3150 3700
30-39 3050 3600
40-59 2900 3450
Особо тяж. труд 18-29 4300
30-39 4100
40-59 3900

Также объясняют третью точку зрения тем, что максимально выделяется желудочный сок и ферменты в 18 - 19 часов. Помимо этого, природой предусмотрена защита от вечернего накопления продуктов обмена веществ максимумом функций почек вечером, которые быстро выводят шлаки с мочой. По этой причине подобная пищевая нагрузка также является рациональной.

Особенности распределения пищи для людей, имеющих заболевания

Режим питания у больных людей обусловлен характером заболевания и видом лечебных процедур. Для санаторно-курортных учреждений и лечебно-профилактических характерно как минимум четырехразовое питание.

Рекомендуется пяти - шестиразовое питание при таких заболеваниях, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, холецистит, недостаточность кровообращения, послеоперационный период, состояние после резекции желудка и ряда других.

Частое, дробное питание требует более равномерного распределения энергетической ценности рациона по приемам пищи.

Если имеет место четырехразовое питание, то легкий второй ужин является более желательным, чем полдник, поскольку временной промежуток между приемами пищи ночью не должен превышать десяти - одиннадцати часов. Это выглядит примерно следующим образом: 25 -30% - на завтрак, 35-40% - на обед, 20-25% - на ужин, 5 -10% - на второй ужин.

Если питание пятиразовое, то дополнительно включают полдник или второй завтрак, в случае шестиразового питания - оба.

Вариант распределения пищи по пятиразовому питанию:

  1. 20 - 25% - на завтрак
  2. 10 - 15% - на 2-й завтрак
  3. 40 - 45% - на обед
  4. 20 - 25% - на ужин
  5. 5 - 10% - на второй ужин.

Распределение рациона согласно шестиразовому питанию:

  1. 20 -25% - на завтрак
  2. 10 - 15% - на 2-й завтрак
  3. 25 - 30% - на обед
  4. 10 - 15% - на полдник
  5. 20% - на ужин
  6. 5 -10% - на второй ужин.

Режим питания на бальнеологических курортах обусловлен питьем минеральных вод и процедурами. Поскольку процедуры лучше переносятся спустя два - три часа после еды и хуже всего - после приема пищи, в особенности обильного. Поэтому первый завтрак до приема процедур предполагает 5- 10% энергетической ценности рациона (булочка, чай), второй - 20 -25%. Возможен четырех -, пяти - и шестиразовый режим питания.

  1. Для людей, занятых физическим трудом.
  2. Для людей умственного труда.
  3. Для детей.
  4. Для людей в пожилом и старческом возрасте.
  5. Для спортсменов.
  6. Для беременных женщин.

Рекомендуем к прочтению:

Модель здорового питания по руководству Eatwell Plate : распределение рациона по группам продуктов в %, возможные порции.

Аргументация в пользу схемы питания Eatwell Plate : интересные факты и системный подход

1

В результате анкетного опроса 514 детей от 7 до 18 лет, обучающихся в разных типах учебных заведений г. Ташкента (общеобразовательная школа, академический лицей и профессиональный колледж) определено, что режим питания у детей по кратности приема пищи был рациональным. Трех- и, значительно реже – четырехразовое горячее питание характерно лишь для 25% учащихся. Значительное количество детей предпочитают в своем рационе жареную, соленую, жирную, копченую и острую пищу. Постоянно и часто принимают биологически активные добавки к пище (БАД) 15% учащихся, а витамины – 39%, большинство из которых это дети подросткового возраста, занимающиеся каким-либо видом спорта.

кратность и привычки питания

витамины

биологически активные добавки к пище (БАД).

1. Баренбойм Г.М., Маленков А.Г. Биологически активные вещества. Новые принципы поиска. – М.: Наука, 1986. – 368 с.

2. Батурин А.К. Разработка системы оценки и характера питания населения России: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 1998. – 47 с.

3. Вржесинская О.А. Значение обогащенных пищевых продуктов и витаминно-минеральных комплексов в обеспечении организма детей витаминами и минеральными веществами // Вопросы детской диетологии. – 2008. – № 5. – С. 19-27.

4. Горелова Ж.Ю. и др. К вопросу о состоянии питания подростков // Современный подросток. – М., 2001. – С. 44-52.

5. Камилова Р.Т., Абдусаматова Б.Э., Исакова Л.И., Башарова Л.М. Гигиенические принципы организации здорового питания детей: метод. рекомендации. – Ташкент, 2015. – 30 с.

6. Лавриненко Г.В. Санитарно-гигиенический контроль за организацией питания в учреждениях для детей и подростков: метод. рекомендации. – Минск: БГМУ, 2005. – 24 с.

7. Лир Д.Н. Пищевое поведение детей школьного возраста // Актуальные проблемы питания: матер. науч.-практ. конф. – Пермь, 2008. – С. 106-108.

8. Спиричев В.Б., Шотнюк Л.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами // Наука и технология. – Новосибирск, 2004. – 548 с.

9. Худайберганов А.С. К изучению витаминной полноценности некоторых продуктов питания Узбекистана с учетом условий их производства // Актуальные проблемы гигиены питания в Узбекистане: сб. науч. тр. – Ташкент, 1991. – С. 76-78.

10. Чернова Е.Г. Выявление факторов риска и принципы профилактики недостаточности питания у детей подросткового возраста 15-17 лет г. Чебоксары Чувашской Республики: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2008. – 24 с.

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня ребенка. Режим питания детей должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха. Для детского организма важное значение имеет правильное питание, способствующее гармоничному росту и развитию, высокой работоспособности, увеличению адаптационных возможностей, профилактике развития алиментарно-зависимых заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды .

Одним из факторов, оказывающих значительное негативное воздействие на состояние здоровья детей является неправильно организованное пищевое поведение и нерациональное питание, обусловленное низким уровнем знаний правил рационального питания: сбалансированный рацион; режим питания, включая кратность приема пищи в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона (этапы питания); продукты, богатые основными питательными веществами и необходимые для полноценного питания; напитки и питьевой режим . В связи с этим, пищевое поведение, в виде регулярного и рационального питания, необходимо формировать с раннего детства, т.к. оно характеризует не только отношение детей к своему здоровью, но и стремление к соблюдению принципов здорового образа жизни. Нарушение пищевого поведения, в виде переедания одних и недоедания других пищевых продуктов, бесконтрольный прием биологически активных добавок (БАД) к пище и витаминов, также могут вызвать различного рода отклонения в состоянии здоровья . По международным стандартам БАД - это природные (или идентичные природным) биологически активные вещества (БАВ), предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. В рационе питания недостаток важнейших для обеспечения здоровья элементов является неизбежной закономерностью, что, в свою очередь, требует внесения корректив в привычные рационы, в виде дополнительного приема витаминов и микроэлементов . В связи с вышеизложенным, основной целью работы явилась сравнительная оценка соблюдения режима питания и пищевого поведения детей, занимающихся и не занимающихся спортом.

Материалы и методы исследования

Методом анкетного опроса изучена кратность и некоторые привычки питания, частота потребления БАД и витаминов. Опрошено 514 учащихся от 7 до 18 лет (237 девочек и 277 мальчиков), обучающихся в разных типах учебных заведений г. Ташкента (общеобразовательная школа, академический лицей и профессионально-технический колледж). В зависимости от уровня двигательной активности, все обследованные дети были разделены на 2 группы: 1-я группа - учащиеся-спортсмены и 2-я группа - дети, не занимающиеся спортом.

Статистичексая обработка полученного материала проведена с использованием пакета программ Excel, вычислены средние арифметические (М) и ошибки средних арифметических величин (m). Оценка достоверности сравниваемых величин велась с вычислением коэффициента t-Стьюдента.

Работа выполнена в рамках Государственного грантового проекта АДСС-15.17.1 «Разработка системы гигиенического нормирования условий и организации учебной деятельности, двигательной активности и питания с отслеживанием социального градиента и состояния здоровья детей Узбекистана, занимающихся физкультурой и спортом».

Результаты исследования и их обсуждение

Выявлено, что режим питания у всех обследованных детей был вполне рациональным: у 94,2% учащихся 1-ой группы и, в несколько в меньшей степени, у детей 2-ой группы (93,1%) общее число приемов пищи составляло от 3 до 5 раз в день. Но в среднем лишь 27,6% учащихся-спортсменов и 24% детей 2-ой группы потребляли горячие блюда 3-4 раза в день. Более чем у 60% опрошенных учащихся кратность приема горячей пищи составляла только 2 раза в день, как правило - это обед и ужин (табл. 1). Количество детей, у которых число приемов пищи составляло 1 раз в день, было несколько меньше в 1-ой группе, чем во 2-ой (9,9±2,09 против 16,4±2,18%). В данном случае различие между показателями сравниваемых групп носило достоверный характер (Р<0,05). Основной причиной неупотребления горячего питания, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся указывали на отсутствие времени и условий в учебном заведении.

Таблица 1

Кратность приема горячей пищи и некоторые привычки питания учащихся

Показатель

количество приемов горячей пищи в день, %

предпочитаемая пища, % случаев

копченая

Среди обследованных детей наблюдалась тенденция к не соблюдению правил здорового питания. Так, в среднем в 52,5% случаев учащиеся-спортсмены и дети, не занимающиеся спортом, предпочитают иметь в своем в рационе жареную пищу, в 10,8% - сладкую, в 9,3% - жирную, в 8,3% - копченую и в 7,7% случаев - острую пищу, а также в 9,8% случаев - соленья. Сравнительный анализ количества учащихся 1-ой и 2-ой групп показал, что дети, не занимающиеся спортом, в большей степени предпочитают пищу с высоким содержанием жиров, сахара, соли и острых приправ.

Более 65% старшеклассниц общеобразовательной школы, девочек лицея и колледжа пробовали придерживаться или придерживались различных диет, чтобы сбросить лишний вес. Причем количество таковых девочек во 2-ой группе было в 1,2 раза больше, чем среди сверстниц, занимающихся спортом. Около 4% учащихся придерживались диеты по рекомендациям врача. В подавляющем большинстве случаев диета назначалась при избыточной массе тела, анемии и аллергии, связанных с питанием, а также - после перенесенных заболеваний (инфекционный гепатит, болезни органов пищеварения или мочеполовой системы).

На вопрос анкеты «Как часто Вы употребляете витамины и биологически активные добавки к пище?» 24,8% детей ответили, что не употребляют витамины и 60,7% - не употребляют БАД (табл. 2). В тоже время, «постоянно» и «часто» принимают витамины - 39% опрошенных учащихся и БАД - 14,9%; остальные дети изредка потребляют названные препараты. Определено, что дети, занимающиеся спортом, в 1,1 раза чаще принимают витамины и в 1,2 раза чаще - БАД, но достоверных различий между количественным составом детей, занимающихся и не занимающихся спортом, потребляющих витамины и БАД, не выявлено.

Определено, что причины, формирующие потребление БАД и витаминов, среди опрошенных учащихся практически не различались. Так, основной целью их применения учащимися-спортсменами было «увеличить физическую работоспособность», «улучшить состояние здоровья», «улучшить работу органов дыхания» и «улучшить работу нервной системы». Учащиеся 2-ой группы употребляли БАД с той же целью как и их сверстники-спортсмены, а также для того чтобы нарастить мышечную массу тела (табл. 3).

Данные, полученные при анкетировании, свидетельствуют также о том, что витамины, в значительно большей степени, потребляли часто болеющие дети из числа учащихся, не занимающихся спортом. Нередко прием витаминов являлся дополнительным лечением к антибактериальной терапии, т.е. назначались врачом во время приема противовоспалительных лекарственных препаратов, как правило, при острых респираторных и кишечных инфекциях или обострениях какого-либо хронического заболевания.

Таблица 2

Частота потребления витаминов и биологически активных добавок к пище, %

Показатель

потребление витаминов

постоянно

не употребляет

потребление БАД

постоянно

не употребляет

Таблица 3

Причины потребления учащимися биологически активных добавок, %

Показатель

цель потребления БАД

снизить массу тела

увеличить массу тела

нарастить мышечную массу

улучшить состояние здоровья

увеличить физическую работоспособность

улучшить функцию органов дыхания

улучшить функцию сердечно-сосудистой системы

улучшить функцию нервной системы

выводить токсины

другие причины

не знаю, затрудняюсь ответить

родители

не знаю, затрудняюсь ответить

В связи с этим, немаловажным считали вопрос о том, кто назначал детям прием БАД и витаминов. Анализ ответов на данный вопрос свидетельствовал о том, что в 50% случаев потребление БАД и витаминов осуществлялось по рекомендациям врачей и почти 15% родителей самостоятельно выбирали БАД и витаминные комплексы для своих детей.

Анализ количественного состава детей по возрастным группам показал, что наиболее часто дети принимали витамины и БАД в 11-15 лет, т.е. в период интенсивного роста и развития организма.

Известно, что одним из свойств эффективности воздействия БАД и витаминных комплексов являются доза, кратность и длительность их приема. Анализ результатов опроса показал, что в подавляющем большинстве случаев дети, занимающиеся и не занимающиеся спортом, потребляли БАД и витамины под контролем родителей, причем в среднем 88% из них - только по предписанию врача, а около 6% - согласно инструкции к применению.

1. У 95% учащихся режим питания является рациональным, т.к. кратность приема пищи у них составляла от 3 до 5 раз в день, но горячее питание 3-4 раза в день было характерно в среднем для 25% учащихся. В связи с тем, что большое количество детей предпочитают в своем рационе жареную, соленую, жирную, копченую и острую пищу, то внимание родителей должно быть обращено на щадящий способ приготовления пищи (ограничение жареных и жирных блюд) и химический состав потребляемой пищи (ограничение соли, специй и сахара).

2. Почти 15% учащихся «постоянно» и «часто» принимают БАД, а 39% - витамины, причем учащиеся-спортсмены принимают их в 1,2 раза чаще, чем дети, не занимающиеся спортом. Наибольшее количество детей принимают БАД и витамины в подростковом возрасте, т.е. в период активного роста и гормональных изменений в организме. Из числа учащихся, потребляющих БАД и витаминные комплексы, большинство соблюдают дозировку, кратность и длительность приема.

3. Результаты исследований явились основанием для разработки методических рекомендаций по организации здорового питания детей школьного возраста .

Библиографическая ссылка

Камилова Р.Т., Абдусаматова Б.Э., Камилов Ж.А. КРАТНОСТЬ И ПРИВЫЧКИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – № 2. – С. 51-55;
URL: http://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35738 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

) количественная и качественная характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время еды.

Большой медицинский словарь . 2000 .

Смотреть что такое "режим питания" в других словарях:

    См. Режим трофический. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

    режим питания - mitybos režimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kiekybinė ir kokybinė mitybos charakteristika, apimanti maitinimosi dažnį, laiką, maisto paskirstymą (pagal kaloringumą ir cheminę sudėtį), žmogaus elgesį maitinantis.… … Sporto terminų žodynas

    См. в ст. Питание … Большая советская энциклопедия

    - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN ride through mode … Справочник технического переводчика

    РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ - РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. Правильно организованный режим дня способствует нормальному росту и развитию детей и укрепляет их здоровье. Приучать к правильному режиму это значит не только способствовать физическому развитию детей, но и прививать им … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Режим питания, тип питания, характерного для данного организма (популяции, вида). По трофическому режиму различают животных фитофагов, плотоядных, всеядных и др. Трофический режим играет большую роль в определении трофических уровней, цепей и… … Экологический словарь

    Слово режим (фр. regime от лат. regimen управление) используется в нескольких значениях. 1. Чётко установленный порядок, распорядок: Режим дня точно размеренный распорядок действий на день. Режим работы откорректированный порядок работы и отдыха… … Википедия

    Содержание 1 Для человека 2 В государстве 3 В на … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? режима, чему? режиму, (вижу) что? режим, чем? режимом, о чём? о режиме; мн. что? режимы, (нет) чего? режимов, чему? режимам, (вижу) что? режимы, чем? режимами, о чём? о режимах 1. Режимом… … Толковый словарь Дмитриева

    РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков - порядок чередования разл видов деятельности и отдыха в течение суток Способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине Правильно организовать Р.д. в семье помогают учителя, воспитатели, врачи… … Российская педагогическая энциклопедия

Проектно-исследовательская работа

Рациональный режим питания

Выполнила: ученица 4а класса

Дорожкина Виктория

Руководитель Дорожкина Е.Г.

Подольск, 2016 год

План

    Введение

    Актуальность

    Режим питания

    1. 3.1. Что такое рациональный режим питания?

      3.2. Кратность питания и интервалы между приемами пищи

      3.3. Время приёмов пищи в течение суток;

    1. Температурный режим пищи;

    Формирование навыка соблюдения режима питания независимо от присмотра взрослых в повседневной жизни.

    Результаты

    Вывод

    Литература

    Введение

« Здоровье свыше нам дано, учитесь все беречь его!»

Однажды, после контрольной, я пришла из школы домой. Бабушка сразу увидела моё подавленное настроение: «Вика! Что случилось?».

Я рассказала ей, что сделала очень глупые ошибки из-за своей невнимательности, которых не должно было быть. Вдруг бабушка спросила: «А как ты завтракала сегодня?» И я вспомнила, что в последнее время, когда мама уходит на работу пораньше и я собираюсь в школу сама, иногда мне не хочется есть, я выпью чай, съем какой-нибудь бутерброд и все. А уже к концу второго урока у меня появляется чувство голода, то болит голова, то живот и я начинаю зевать.

Вот и одна из причин твоей невнимательности, - сказала бабушка. - Ты неправильно питаешься, и у тебя не хватает сил на все уроки. Раньше за твоим питанием следила мама, но теперь мама вышла на работу, и ты сама должна понимать как важно самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых, чтобы расти здоровой и справляться с всё возрастающими школьными нагрузками.

Я задумалась над бабушкиными словами.

А как же правильно питаться и что такое рациональный режим питания?

Итак, цель моей работы : Изучить рациональный режим питания и применять полученные данные в повседневной жизни.

Задачи:

    Найти литературу по режиму питания;

    Проанализировать найденную информацию;

    Выяснить что такое рациональный режим питания;

    Соблюдать рациональный режим питания в повседневной жизни (сформировать навык соблюдения режима питания независимо от присмотра взрослых в повседневной жизни).

    Актуальность

Питание является жизненной необходимостью человека. Пища оказывает на человека значительное влияние. Она дает энергию, силу, развитие, а при грамотном ее употреблении - и здоровье.

Но очень часто пища является основным источником большинства заболеваний: повышенное содержание холестерина в крови, ожирение и другие нарушения обмена веществ, кариес, диабет, гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-и перстной кишки, панкреатит - вот не полный перечень современных заболеваний, вызванных не правильным питанием.

Согласно статистике заболевания ЖКТ, наряду с заболеваниями глаз и опорно-двигательного аппарата, являются самыми распространенными в школьном возрасте. По данным многих исследований среди основных факторов, влияющих на наше здоровье, 75% приходится на питание.

Однако с помощью правильного питания можно и избавиться от многих болезней.

Правильная организация питания может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, в том числе и полового созревания, но также помочь своему организму справляться с возрастающими школьными нагрузками.

3. Режим питания.

3.1 Что такое рациональный режим питания

Режим питания (пищевой режим ) – это количественная и качественная характеристика питания , включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время еды.

Рациональное питание - это физиологически полноценное и здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания.

Таким образом, рациональный режим питания включает в себя:

    Количество приёмов пищи в течение суток (кратность питания);

    Интервалы между приёмами пищи;

    Время приемов пищи в течение суток;

    Время, затрачиваемое на прием пищи;

    Распределение суточного рациона по его энергетической ценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на отдельные приемы пищи;

    Температурный режим пищи

    Регулярность и нарушение режима питания;

3.2 Кратность питания и интервалы между приемами пищи

Вопрос о том, сколько же раз есть в сутки, с какими промежутками и какое по калорийности количество пищи принимать во время каждой еды, – это одна из проблем, которая тщательно изучается специалистами, в том числе Институтом питания РАМН. Исследования ученых показали, что одноразовое питание вообще неприемлемо: организм человека при таком питании находится в напряжении, неправильно работает не только пищеварительная система, но и все другие системы и органы тела, особенно нервная система.

Двухразовое питание тоже вызывает плохое самочувствие. Человек при таком питании испытывает сильный голод, а усвояемость важнейшей части пищевого рациона – белка в среднем составляет не более 75 процентов от поступившего в организм. Для нормального функционирования пищевари­тельной системы пища должна поступать в нее небольшими порциями через определенные промежутки времени .

Приемы пищи делятся на основные и на так называемые перекусы. Основными считаются завтрак, обед и ужин .

Перекусы – незначительные приемы пищи в промежутках между основными. Однако дело не только в количестве перекусов, но также и в том, чем именно вы питаетесь, когда просто хотите слегка заглушить чувство голода.

Продолжительность интервалов между приемами пищи обусловлена периодом времени, которое необходимо для переваривания, всасывания и усвоения питательных веществ.

Интенсивность синтеза пищеварительных соков значительно снижается впервые часы после трапезы, ко 2-му часу восстанавливается, к 4-му часу становится максимальной. По этой причине есть раньше, чем через два часа после предыдущего приема пищи нецелесообразно.

Большие перерывы в еде способны спровоцировать:

    перевозбуждение пищевого центра;

    выделение большого объема желудочного сока, который оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку пустого желудка и может привести к воспалительным явлениям. При возникновении спазматических сокращений сосудов желудка возможно повреждение органа.

Во время коротких интервалов недостаточно времени для полного процесса пищеварения и усвоения питательных веществ к следующему приему пищи. Это может стать причиной расстройства двигательной и секреторной работы пищеварительного тракта.

Кроме того, важен следующий фактор. Здоровый желудок представляет собой мышечный мешок, способный растягиваться и сокращаться. Однако у него отсутствует способность захватить пищу, перевернуть и обработать соками, если нет ее определенного объема. Поэтому утверждение «есть чаще и понемногу» при отсутствии патологий пищеварительного тракта не верно.

Оптимальными интервалами между приемами пищи являются двух - четырёхчасовые промежутки. Помимо этого, пищеварительным железам необходим отдых в течение 8 – 10 часов за сутки, когда происходит восстановление способности органов пищеварения к нормальной работе на следующие сутки. Наиболее бла­гоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4 раза в сутки. Его преимущества заключаются в равномерной нагрузке на пищеварительный тракт, в наиболее полных процессах обработки пищи, ее переваривании и усвоении, в поддержании постоянства внутренней среды.

3.3 Время приёмов пищи в течение суток.

Начнем с первого – завтрака . Он должен быть съеден через 30 минут после пробуждения. В случае, если Вы с утра занимаетесь зарядкой, то можно и через 40-45 минут, но это время (через которое вы должны себя покормить) – максимум.

Лучшее время, чтобы перекусить, это утром спустя 2-3 часа после завтрака. Если вы позавтракали в 7, тогда перекусывайте 9-10 часов.

В обед перекусывать лучше спустя 2-3 часа после обеда или за 2-3 часа до ужина.

Ужинать надо не позднее, чем за два часа до сна. Если этот промежуток вре­мени будет, меньше, то человек ляжет спасть с наполненным желудком, что повлечет за собой неспокойный сон, и организм не по­лучит нужного отдыха.

3.4. Время, затраченное на приём пищи

Завтрак и ужин должны продолжаться не менее получаса, обед - не менее 40 минут, но не более 45 минут. Это необходимый максимум времени от самого начала еды до ее окончания.

3. 5. Распределение суточного рациона по его энергетической ценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на отдельные приемы пищи.

Завтрак – основной прием пищи, он может быть белковым, углеводным, комбинированным, в зависимости от многих показаний, но – ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ!

Завтрак должен составлять 25-30% общей калорийности суточного рациона: надо создать в организме энергетический резерв на время интенсивного и продолжительного труда.

Школьники, которые завтракают полноценно, быстрее решают задачки и справляются с трудностями. Завтрак школьника должен включать сложные углеводы. Категорически не подходят булочки, пирожки, сухарики. Идеальным завтраком являются каши. Самые полезные крупы - гречка, рис, овсянка. Полезны на завтрак белки – «строительный материал» для растущего организма и жиры – источник энергии.

Второй завтрак - во время перерыва. Его калорийность примерно 10-15% от общей за день. Достаточно съесть яичницу или яйцо, или бутерброды, или сосиски и выпить стакан чая, кефира или кофе .

Обед – это основной прием пищи, он составляет самую значительную часть калорийности дневного рациона - от 35 до 40% и должен состоять как минимум из двух блюд, первое из которых обычно – супы и т.п., на второе – мясо (в т.ч. птица) или рыба с гарниром, салаты и т.д. В обед обязательно должен употребляться белковый продукт, овощи.

Ужин - этот приём пищи должен быть лёгким . Его калорийность не должна превышать 15-20 процентов от дневного рациона. Он включает в себя белок, отварное мясо, кефир, цитрусы, яблоки и овощной салат, йогурт, творог, выпить молоко, кефир или некрепкий чай. Не полезны вечером острые блюда, крепкий чай, кофе - они действуют возбуждающе.

Перекусы – не основные приемы пищи между завтраком и обедом, обедом и ужином, а также после ужина. В основном, используются какие-то незначительные по количеству и своей пищевой ценности продукты: например, несколько орешков, хлебец из цельного зерна, ломтик сыра, яблоко, ягоды. Перекус не дает существенного наполнения желудка и призван лишь утолять голод в ожидании основного приема пищи.

    1. Температурный режим пищи

Для того чтобы процесс пищеварения осуществлялся должным образом, важен температурный режим пищи. Температура горячей пищи должна быть не выше 50 – 60 градусов, холодной – не ниже 10 градусов.

3.7. Регулярность и нарушения режима питания

Регулярность приема пищи в одно и то же время исключительно важна. Формируется условный рефлекс возбуждения аппетита на фактор времени. К определенному времени возникает чувство голода, которое возбуждает пищевой центр и запускает рефлекторное выделение желудочного сока. Пищеварительные соки начинают, таким образом, отделяться еще до еды, и поступающая пища усваивается значительно скорее и лучше, чем у тех, кто не придерживается режима питания и ест в разное время. Четкий, организованный, правильный режим питания является наиболее выгодным для пищеварения и всасывания. В большинстве случаев два – три дня являются достаточным периодом, чтобы организм адаптировался к режиму питания. В некоторых ситуациях сложно четко соблюдать режим, возможны некоторые отклонения от привычных часов приема пищи - оптимальные - в пределах 30 минут.

При нарушениях режима питания условный рефлекс начинает угасать. Пища поступает в желудок, который не подготовлен к пищеварению. Это влияет на пищевой центр – снижается аппетит и плохо усваивается пищевая масса. Нерегулярное и беспорядочное питание извращает физиологические ритмы пищеварительных желез, снижает усвояемость и в некоторых случаях провоцирует развитие болезней – гастритов, холециститов и т.д.

Если выбор сделан в пользу того или иного режима питания человека , необходимо строго соблюдать его, так как резкие изменения в питании, пищевые стрессы - не безразличны для организма.

    Соблюдение рационального режима питания в повседневной жизни

Зная, что такое рациональный режим питания, каковы его правила, проанализировав своё ежедневное расписание, я решила составить свой режим питания:

7.00 – завтрак

9.40 – второй завтрак (перекус на перемене - фрукт)

14.00 – обед

17.00 – полдник

19.30 - ужин

Я старалась придерживаться этого режима и заметила, что уже через два дня я перестала зевать, стала внимательнее и активнее работать на уроках, а уже через 5 дней у меня сформировался навык соблюдения режима питания независимо от присмотра взрослых. Кроме того, после учёбы в школе и на занятиях танцами, у меня остаются силы и время на то, чтобы быстро справиться с домашним заданием и многое другое, о чём раньше приходилось только мечтать (ежедневные прогулки, творчество и хобби).

    Результаты

Проанализировав найденную информацию по рациональному режиму питания, я выяснила, что к наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят правильное рациональное питание. Рациональное питание – гарант успешного физического, психического и умственного развития современных школьников. Я составила режим рационального питания для себя и стала его придерживаться в повседневной жизни. На моё удивление, формирование навыка соблюдения режима питания независимо от присмотра взрослых в повседневной жизни у меня заняло всего меньше недели. В результате у меня повысилось настроение, работоспособность, стрессоустойчивость, я быстрее решаю задачки и справляюсь с трудностями.

    Вывод

Рациональное питание – гарант успешного физического, психического и умственного развития современных школьников. В наше время больших перегрузок, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций – следует помнить, что правильное питание в детстве во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.

Рациональное питание - это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей. Питание является привычкой, которой можно и нужно управлять. «Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей», - утверждал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Поэтому очень важно обращать внимание на формирование и воспитание рациональных пищевых привычек с раннего возраста, чтобы в зрелом возрасте проблем со здоровьем, вызванных неправильным питанием, у человека уже не было. Само здоровье ничем не является без его содержания, без диагностики здоровья, средств его обеспечения и практики обеспечения здоровья. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят правильное рациональное питание. Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающим влияние на состояние здоровья, работоспособность, умственное и физическое развитие, а также на продолжительность жизни человека.

С формировать навык соблюдения режима питания независимо от присмотра взрослых в повседневной жизни оказалось очень просто. Правильная организация питания может помочь в решении очень многих проблем.

    Литература и интернет ресурсы

http://www.uvelka.ru/cook_together/zdorovoe_pitanie/ratsionalnoe_pitanie.html?utm_source=promotion

http://edu.dvgups.ru/metdoc/cgu/fizvosp/umk_do/m_7/3.htm

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о том, что такое режим питания годовалого малыша. Для растущего организма очень важно правильно питаться, получать необходимые витамины и микроэлементы. Именно сейчас формируются вкусы крохи, нужно стараться внести как можно больше разнообразия в рацион.

Начнем с пояснения того, что такое режим питания. Множественные определения твердят, что под данным понятием понимается не только количественная и качественная составляющая, но и поведение человека во время приема пищи. К составлению меню необходимо подходить крайне ответственно, распределять калорийность и химический состав. Сейчас предлагаем поговорить о том, что можно кушать маленьким деткам, приведем примерный режим питания, поведаем новые и вкусные рецепты для крохи.

Чем можно кормить ребенка в год?

Режим питания в год стоит пересмотреть. Кроха сейчас нуждается в сбалансированном и полноценном рационе. Обратите внимание на состав и качество приготовляемых маленькому гурману блюд, от этого зависит рост и развитие. Сейчас его рацион можно значительно расширить, особенно учитывая то, что кроха уже знает вкус «взрослых» продуктов и имеет в арсенале несколько зубиков.

Что можно давать:

  • каши (гречка, рис, овсянка, кукуруза, пшеница);
  • молочную и кисломолочную продукцию (кефир, йогурт, творог, сыр, сливочное масло);
  • хлебобулочные изделия (белый хлеб);
  • макаронные изделия;
  • бульон и суп;
  • овощи и фрукты (морковь, тыква, свекла, фасоль, капуста, яблоки, абрикосы, киви, персики, клубника, вишня и так далее);
  • сок, чай, компот;
  • нежирное мясо;
  • куриную печень;
  • рыбу;
  • куриные яйца;
  • чистую воду.

Обратите внимание на то, что каши и молочные продукты - это основа рациона малыша. Сейчас каши можно не измельчать в пюреобразное состояние, достаточно будет хорошо разварить крупу.

Продукты, которые не стоит включать крохе в питание:

  • колбасные покупные изделия;
  • газированная вода;
  • цитрусовые;
  • грибы;
  • шоколад;
  • орехи;
  • полуфабрикаты;
  • консервы.

Таблица питания

Малышу просто необходимо получать нужный объем калорий для развития. На один килограмм необходимо порядка 100 ккал. Далее мы приведем примерный режим питания ребенка в год на неделю.

День недели

Молочная вермишель с твердым сыром, омлет, хлеб.

Печеночный паштет и картофель, молоко, хлеб.

Овсяная каша, чай с молоком, хлеб.

Манная каша, омлет, чай, хлеб.

Рисовый пудинг, чай, хлеб.

Грушевый пудинг, чай, хлеб.

Картофель, чай, хлеб.

Суп из брокколи, рыбная фрикаделька, пюре с зеленым горошком, сок, хлеб.

Гороховый суп, крольчатина в виде суфле, овощное пюре, сок, хлеб.

Суп, салат, картофельное пюре, морс, хлеб.

Суп-пюре, ленивые голубцы, оладьи, чай, хлеб.

Щи, мясной рулет, картофельное пюре, томатный сок, хлеб.

Куриный суп, пюре, хлеб.

Сырный суп, котлета, кабачковые оладья, кисель, хлеб.

Пюре с цветной капусты, творог, чай с молоком, хлеб.

Печеные яблоки с курагой и изюмом, картофельное пюре, чай, хлеб.

Творог, морковное пюре, молоко.

Банановый пудинг, чай, печенье.

Творог, пюре из свеклы и яблока, хлеб

Творог, картофель, кисель, хлеб.

Манная каша, омлет, молоко, хлеб.

Чай, печенье.

Молоко, сыр.

Кефир, яблочное пюре, печенье.

Простокваша, печенье.

Кефир, печенье, яблоко.

Молоко, булочка, фрукты.

Кефир с яблоком, сухарики.

Меню

Итак, что такое режим питания? Как правильно составить меню, и в какое время нужно принимать пищу? Обратите внимание на то, что ребенок очень много двигается, получает массу новой информации, развивается. Ему сейчас уже недостаточно одного материнского молока. Примерный режим питания и меню должно выглядеть следующим образом:

Схема кормлений

Режим питания дня ребенка в год очень важно соблюдать. Перерывы примерно по 4 часа между кормлениями помогают нагулять аппетит. Кроме этого, стоит переводить малыша на 4-5 разовое питание, отказаться от ночных кормлений. Это пойдет крохе на пользу и подготовит к детскому саду, где режим соблюдается крайне строго. Идеальная схема кормлений выглядит так:

  • 8 утра - завтрак;
  • 12 дня - обед;
  • 4 вечера - полдник;
  • 7 вечера - ужин;
  • 10 вечера - второй ужин (перед сном).

Мясо

Мы уже разобрались с вопросом о том, что такое режим питания, привели примерное меню. Вы уже обратили внимание на наличие мясной составляющей. К вопросу выбора мяса стоит подходить крайне ответственно. Идеальный вариант - это домашнее мясо (курица, индейка, крольчатина, говядина или телятина). Лучше всего выбирать без жира (куриная или индюшиная грудка и так далее).

Рецепты новых блюд

Первый рецепт - фрикадельки из гречки и фарша. Они очень хорошо сочетаются с овощным бульоном. Сварите гречку, слейте воду и смешайте кашу с фаршем. Сформированные фрикадельки опускайте в кипящий бульон.

Суп-пюре из печени. Готовится крайне просто. Вымочите в молоке мякоть хлеба, печень пропустите через мясорубку. Смешайте компоненты и немного посолите. Добавьте немного бульона или воды и дайте супчику немного покипеть.

Паровые рыбные котлеты. Пропустите филе рыбы и лук через мясорубку. К фаршу добавьте тертую морковь и муку. Сформированные котлеты готовить на пару около 20 минут.