Плохой сон у ребенка 6 лет. Как решить проблему сна у ребенка школьного возраста

Перед каждой семьей, воспитывающей малышей, рано или поздно встает вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду. Многие родители с волнением ждут этого момента и начинают готовиться заранее к непростому периоду в жизни своего чада. Это очень хорошее стремление, однако не всегда оно осуществляется должным образом. Зачастую в семье начинают рассказывать ребенку, который идёт в детсад, "страшилки", призывая его к послушанию: "Вот в детском саду тебя научат, как правильно надо убирать игрушки (одеваться, держать ложку и т. д.)". Или начинают подсказывать, как строить взаимоотношения со сверстниками: "Если тебя обидят, сразу жалуйся воспитательнице!" Получается, что у малыша уже изначально складывается негативное отношение к такому важному моменту, как переход в новые социальные условия. Между тем, педагоги и психологи рекомендуют родителям основательно познакомиться с тем, какой должна быть готовность ребенка к детскому саду. На эту тему написано много статей, но каждому родителю нужно подойти ко всем рекомендациям вдумчиво, принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада.

Готовимся к детскому саду заранее!

Специалисты постоянно твердят о необходимости готовить малыша к саду заранее, но уточняют, что лучше будет, если взрослые начнут предварительную подготовку именно с себя. Что это означает?

Трудности адаптационного периода

Главное, на что нужно обратить внимание родителей, адаптационный период (то есть период привыкания к новым условиям), проходит у всех деток по-разному. Это может зависеть от разных условий:

  • уклада семьи , в которой растет ребенок (если родственники постоянно опекают кроху, выполняя за него элементарные действия по самообслуживанию, малыш и в детсадовской группе будет ждать помощи от окружающих, чувствовать себя некомфортно среди сверстников);
  • индивидуальных психологических особенностей (дети обладают различным темпераментом, могут по-разному выражать свои стремления, например, поиграть с игрушкой и уступить ее другому, помочь сверстнику застегнуть туфельки, пригласить в свою игру; или, наоборот, отнять игрушку, вступить в конфликт, не выполнить требования воспитателя);
  • пробелов в воспитании (близкие балуют малыша, потакают всем его капризам; кроха не привык к отказам, ему неизвестно слово "нельзя". А в детсаду нужно выполнять определенные требования, связанные с режимом дня, образовательными процессами, общением с взрослыми и другими детьми).

Такие характерные условия существенно влияют на продолжительность адаптационного периода. По мнению специалистов, можно выделить три степени детского привыкания:

  • , которая характеризуется быстрым и достаточно безболезненным привыканием крохи к новым условиям, как правило, проходит в течение недели. Малыш быстро вливается в коллектив сверстников, привыкает к незнакомым взрослым, не конфликтует с окружающими, принимает все установленные требования.
  • Средняя адаптация проявляется чаще всего в детской среде и характеризуется более длительным привыканием к новым условиям. Ребенок может скучать по маме, негативно переживать разлуку с ней, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Возможны появление частых простудных заболеваний, обострение хронических.
  • Тяжелая степень адаптации наблюдается значительно реже, проявляется бурными эмоциями, угнетенным состоянием крохи, стрессами. Специалисты обращают внимание родителей, что при длительном стрессе у малыша возможны нарушения сна, потеря аппетита, психологические отклонения в поведении (плаксивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, неподчинение взрослым).

Как подготовить ребенка к детскому саду: "подстелим соломки" нашим малышам!

Чтобы дошколенок был максимально готов к переходу на новый социальный этап, взрослым необходимо помочь ему ! Для этого надо знать, что должен уметь ребенок перед детским садом. Педагоги напоминают родителям, что основными составляющими готовности дошколят к саду являются психологическая и физическая подготовка.

Психологическая готовность ребенка

Позитивный настрой. Положительное отношение крохи к детсаду - один из главных аспектов психологической готовности. Такой настрой надо вырабатывать задолго до того, как родители решатся отдать ребенка в детский сад. По мнению специалистов, дошколенок должен быть уверен в том, что посещение детсада - это не желание близких отправить его в чужие руки, а такая же необходимость, как и у родителей, которые ходят на работу. Главное - сформировать у крохи важность его действий (семейный девиз: помогаем друг другу! ). Осознавая, что он помогает маме и папе, малыш будет положительно настроен на посещение детсада, и период адаптации будет идти менее болезненно. При этом он должен знать, что родители обязательно заберут его домой в определенное время, и они все вместе будут обсуждать интересные события, которые произошли в детском саду.

Важно: правильно подобранные слова и позитивные действия близких окажут неоценимую услугу для малыша в подготовке к детскому саду. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору средств, которые подскажут, как правильно подготовить ребенка к детскому саду! Это могут быть совместные сюжетные игры в детсад, чтение детских книжек на соответствующие темы, рассказы старших ребятишек о веселых событиях в детсаду, восхищение всех близких ребенком, какой он стал большой, постоянные воспоминания мамы и папы о своем детстве.

В помощь родителям для наблюдений за своим чадом и определения готовности малыша к посещению детского сада специалисты предлагают простой тест, в котором нужно адекватно ответить на вопросы самому себе:

  1. как часто болеет ребенок?
  2. когда болел в последний раз (месяц, две недели, неделю назад)?
  3. все ли прививки имеются у крохи?
  4. одевается и раздевается самостоятельно?
  5. умеет самостоятельно мыть руки и вытирать их полотенцем?
  6. как пользуется горшком и туалетной бумагой?
  7. имеются навыки самостоятельной игры?
  8. как часто требует к себе повышенного внимания?
  9. может остаться на несколько часов с другими взрослыми?
  10. умеет общаться с другими детьми?

Положительные ответы на восемь вопросов из десяти могут хотя бы частично успокоить родителей в волнующих сомнениях: готов ли ребенок к детскому саду!

Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад . Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду .

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад , зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад . Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой вариант: "В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду , а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".
  2. Когда вы идете мимо детского сада , с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад . И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад .
  3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад . Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
  4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду . Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".
  5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
  6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
  7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду . Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
  8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.
  9. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.
  10. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.
  11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
  12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
  13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом !
  14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.

Когда малыш находится в коллективе, попадает в непривычные для него условия, он приобретает умения и развивает полезные качества:

  • Он узнаёт новое, смотрит на окружающий мир, пытается освоить все, что ему предлагают воспитатели и друзья.
  • Учится самостоятельности и ответственности за свои поступки, начиная понимать, что мама не всегда будет рядом, и ему нужно самому уметь переодеваться, кушать ложкой, заявлять о своих желаниях, например о походе в туалет.
  • Находит новых друзей и товарищей. Приобретает незаменимый навык общения со сверстниками. Учится отстаивать свои права и выходить из ситуации мирным путем. Получает понятие о справедливости и честности, когда за поставленный синяк обидчик несет наказание. А один горшок на двоих и откусанная с двух сторон сладость может стать началом крепкой дружбы.
  • Избалованный родителями ребенок получает необходимое развенчание уверенности, что весь мир крутится возле него.
  • Понимает, что каждый его успех – причина неподдельных восхищений взрослых и уважения сверстников.
  • Дошколенок обретает место, где ему можно выплескивать накопленную энергию, кричать и играться, заниматься физкультурой, бегать, прыгать и веселиться, что не всегда удавалось сделать в квартире.
  • Воспитатели формируют правильный режим дня, что положительно отражается на подготовке к школе.

Садик - это важная веха в жизни малыша. Именно в этот период родителям необходимо отказаться от греющего душу «мы» и перейти на «он» или «она», дать возможность своему чаду расти и развиваться своим путем. А если вы переживаете, что связь с близкими может быть потеряна, займитесь воспитанием семейных ценностей. Необходимо с детских лет прививать уважение к своим корням. Для этого нужно знать свою фамильную историю. Создать родословное древо, узнать подробности жизни прародителей и интересные истории из их биографии поможет Дом Родословия. Сотрудники компании помогут в создании семейной книги , в которой будет содержаться информация о вашем роде. Они предлагают специальные услуги – создание герба вашей семьи и получение именного диплома. Воспитание таких идеалов, как семейная гордость и крепкие узы родства, заложит прекрасный фундамент в общем развитии юного наследника.

С чего начать подготовку ребенка к садику

С выбора дошкольного заведения и получения в нем места.

Для этого необходимо учитывать следующие моменты:

  • Расстояние до дома. Необходимо ориентироваться не только на близкое расположение, но и на то, где проходит маршрут. Если у вас есть возможность ездить в садик на личном транспорте, то нужно учитывать количество пробок в среднем, наличие парковки и возможность доехать на автобусе, если с машиной что-то произошло. Если вы планируете завозить сына или дочку перед работой, будет актуально найти сад по пути, чтобы не возвращаться в другую сторону. В случае поездок на общественном транспорте выбирайте сад, до которого ходит большое количество маршрутов, чтобы долго не стоять зимой на морозе в ожидании. А если у вас есть возможность выбирать между садиками возле дома, то обратите внимание на тот, по пути к которому наименьшее количество автомобильных дорог – возможно через время вы доверите отвести малыша старшему брату или бабуле, тогда вы будете уверены в их сохранности.
  • Квалифицированные педагоги и нянечки. Коллектив воспитателей нужно подобрать тщательно. Отдавать свое чадо в чужие руки резонно, когда они принадлежат профессионалу своего дела. Обратите внимание на отзывы родителей, внимательно отнеситесь к разговору с директором, задайте вопросы об образовании и опыте персонала. Отдавайте предпочтение воспитателям среднего возраста: совсем молодые девочки еще не набрались должного опыта, а преклонный возраст может аукнуться замедленной реакцией или пережитками Советской эпохи.
  • Свежая мебель и обустроенные площадки для игр. В этом месте ваш ребенок будет проводить по полдня, поэтому обратите внимание на то, чтобы у него были хорошие условия: теплое и хорошо проветриваемое здание, качественные кровати, столы, стулья, обширный игровой инвентарь.
  • Специализация детского садика. Существует много заведений дошкольного образования, которые профилируются на детках с плохим зрением, проблемами с ЖКТ или другими заболеваниями. Если вас это касается, то в таком месте вас порадуют специалисты с профессиональными навыками общения с такими детишками.

Памятка для подготовки ребенка к детскому саду

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо обратить внимание на многие аспекты.

Необходимые процедуры:

  • Укрепить здоровье малыша, чтобы он не слег с простудой после первой учебной недели.
  • Помочь выработать режим дня, чтобы ему легче жить по правилам коллектива.
  • Подготовить маленького члена общества к самостоятельности. Если он не умеет кушать и одеваться сам, ему будет очень тяжело первое время.
  • Самая трудная задача – сформировать психологические навыки. Резкая перемена образа жизни – это стрессовая ситуация для каждого человека, в юном возрасте она тяжела вдвойне. Кроха должен быть готов войти во взрослый мир.

Перед тем как подробно уделить внимание каждому пункту, узнаем, что может произойти, если не будет подготовки ребенка в садик. В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:

  • Снижается или вовсе пропадает аппетит.
  • Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
  • Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
  • Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
  • Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
  • Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
  • Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.

Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.

В каком возрасте нужно начинать подготовку в детский сад

Детские психологи считают оптимальным возрастом 2,5 – 3 года. К этому моменту вырабатываются навыки общения, осознается разница между сверстниками и старшими, появляется готовность принимать авторитет воспитателя. На этот же период приходится пик любознательности и активного познания мира, дошкольное заведение поможет утолить жажду новых знаний и получить необходимые навыки социального общения. Но не у всех мамочек есть возможность сидеть в декретном отпуске несколько лет, поэтому они принимают решение отвести малыша в дошкольное заведение раньше.

Если вы идете в садик уже в 1,5 – 2 года, то необходимо подготовить ребенка как следует, нельзя надеяться на самостоятельную легкую адаптацию. Нужно учесть, что в этом возрасте привыкание будет идти дольше, поэтому нужно запастись терпением и маленькими шажками идти к цели. Также особенностью возраста является то, что детки хоть и обладают некоторыми навыками общения, но скорее являются внимательными слушателями чем активными собеседнику, поэтому акцент нужно сделать на устных рассказах. Чаще рассказывайте о том, как там хорошо, как много игрушек дают воспитатели, как много ребятишек, с которыми можно играть. Остальные советы остаются прежними.

Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации

Закаливание

Этот термин в педиатрии отличается от процедур для взрослых людей. Не стоит спешить растирать снегом малыша. Чтобы укрепить его здоровье, необходимо лишь понемногу расставаться с привычкой укутывать свое чадо в три одеяла. Для начала, можно оставлять форточку в детской комнате приоткрытой даже в прохладное время.

При этом нужно соблюдать ряд условий:

  1. Спать нужно под теплым одеялом.
  2. Дверь должна быть прикрыта, чтобы не было сквозняка.
  3. Во время болезни и до момента полного восстановления иммунитета проветривание можно проводить только в пустой комнате.

Хорошо отразится на ребенке умывание прохладной водой. Снижать температуру нужно постепенно, пока отметка не достигнет 17° – 18°. Эта же цифра оптимальна для обливаний после принятия ванны. Пусть малыш купается в привычной температуре, но перед тем, как вечерняя процедура завершена, облейте его из ковшика более прохладной водой.

Займитесь физической подготовкой: водите его в бассейн, приучите к утренней зарядке, делайте ему массаж. Ежедневно устраивайте долгие прогулки на свежем воздухе и активные игры. Зимой играйте в снежки и катайтесь на горке, а летом – загорайте вместе и купайтесь в открытых водоемах. Основным правилом для каждой процедуры является постепенность. Начинайте прививать каждую привычку с нескольких минут, затем увеличивая время.

Режим дня

Большой проблемой для ребенка является вырабатывание привычки дневного сна и принятия пищи по часам. Помогите ему и сделайте это заранее, постепенно. Организуйте в семье ранний подъем, чтобы было легче собираться по утрам, для этого ложитесь не позднее 21-00. После пробуждения отведите малыша на горшок, чтобы пищеварение также подстраивалось под график. Этому также будет способствовать обязательный прием пищи в установленное время. Для этого вам нужно будет организовать в первую очередь себя – ваше чадо всегда оглядывается на старших. Труднее всего обстоит с дневным сном. Чтобы уложить непоседу в постель, нужно активно провести время до обеда, играть в подвижные игры, чтобы усталость взяла свое. Со временем организм сам будет контролировать внутренние часы.

Самостоятельность

В утренний ритуал умывания и сборов на прогулку должен быть максимально вовлечен малыш. Не нужно обращаться с ним как с куклой. Позвольте сделать ему выбор, какого цвета колготки сегодня надеть, это развивает его веру в собственные решения. Сюда же относится умение аккуратно кушать ложкой и вилкой, при этом не играя с едой. Приучите его пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, а также сморкаться в платочек. Все эти навыки спасут его от сложностей в коллективе.

Психологическая адаптация

Трудно бывает расставаться с мамой. Чтобы это проходило безболезненно, оставляйте иногда его на несколько часов с родственниками или с подругой, у которой есть сын или дочка по возрасту близкие к вашему малышу. В 2 года как физически, так и морально подготовить ребенка к садику труднее, так что нужно делать это поэтапно. Поэтому не спешите оставлять его в первый день на долго. Для начала посмотрите вместе с ним, как играют дети: посидите в стороне, пока он будет на прогулке или в песочнице. Затем постепенно оставляйте его на 2, 3, 4 часа, пока он не почувствует себя защищенным в новом пространстве.

Когда уходите, делайте это быстро, не нужно долгих прощаний, это наводит на мысль о длительном расставании. Не показывайте свой собственный страх. Если вы не доверяете воспитателям, ребенок это почувствует и сам станет бояться. Обязательно обсуждайте с малышом каждый день, делитесь положительными моментами, хвалите за успехи, показывайте, что вы гордитесь им. Узнавайте о его переживаниях, помогайте советом, как избежать проблем, покажите, что вам не все равно.

Важно поддерживать родственную связь. Рассказывайте ему о крепких узах, которые связывают его с мамой, папой, бабушками и дедушками. Делитесь историями, в которых он – неотъемлемая часть. Займитесь чем-то общим, например, составлением генеалогического древа, где он является центром, к которому протягивают ветви близкие и дальние родственники. Компания «Дом Родословия» поможет вам в этом. Она предоставляет услуги по созданию фамильной книги , в которой будут объединена вся ваша семья с ее богатой историей. Вам будут предоставлены архивы и оказана помощь при работе с ними. Вместе с малышом можно познавать тайны прошлого своей фамилии, это объединяет и не дает ему почувствовать себя оставленным.

Детский сад – это важный период жизни ребенка, помогите пройти ему адаптацию безболезненно и приятно, тогда каждое утро он будет с улыбкой собираться к своим друзьям.

26

Счастливый ребенок 18.08.2016

Дорогие читатели, сегодня на блоге статья для тех родителей, бабушек и дедушек, чьи дети, внуки собираются в детский сад. С какими сложностями можно столкнуться, как подготовить ребенка к детскому садику, что надо знать о периоде адаптации- своими мыслями будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Конец лета – всегда жаркая пора. И не только потому, что надо успеть отдохнуть, съездить на моря или в горы, да еще и ароматных заготовок на зиму закрутить. Но в первую очередь, август – горячее время для родителей. Начинается сезонный «забег» по ярмаркам для школьников – форма, книги, портфели и куча других мелочей. Нередко к первому сентября мамочки подходят с единственным желанием – лишь бы поскорее эта гонка закончилась.

Но родителям дошколят тоже не в пору расслабляться. Особенно, когда крохи уже отметили трехлетний юбилей. Самое время собираться в детский сад!

Конечно, мамочки-новобранцы, которые впервые собирают чадо в садик, могут немного растеряться. Ведь, оказывается, надо собрать кучу справок, пройти медкомиссию, словом, пару неделек посвятить хождению по инстанциям. Купить крохе обновки, пересмотреть гардероб и решить на семейном совете, чьей же священной обязанностью будет вождение малыша в садик. Но, помимо всей бумажной и организационной волокиты, есть более важная задача. А именно – психологически подготовить карапуза к посещению дошкольного учреждения. Увы, этому моменту не всегда уделяется должное внимание. О чем потом можно сожалеть.

Вопрос подготовки к садику и для моей семьи сейчас стоит на повестке дня. Да, мы с сынулей тоже идем осенью в садик. И опять допускаю распространенную ошибку, на которую всегда обращаю внимание как специалист. Конечно же, не «мы», а сын идет в сад. Мой большой, уже такой взрослый мальчик. Но так хочется порой хоть ненадолго продлить сладкое «мы»…

Итак, милые мамочки будущих детсадовцев, давайте вместе с вами подыщем формулу правильной подготовки. Поможем нашим деткам максимально легко пройти это непростое испытание, да и самим стать увереннее в себе и мудрее. Приступим?

Почему ребенку сложно привыкнуть к детскому садику?

Наверняка, когда вы говорите «бывалым» мамочкам о своем намерении вести малыша в сад, вам сразу же начинают рассказывать страшилки. О том, как ребенок «день ходит, две недели болеет», о «бесконечных истериках и испорченном поведении», и даже «перепуге и сильных нарушениях сна».

Но, если рассматривать все эти рассказы не просто как случайные факты, которые непременно происходят, а как следствие изменений в жизни малыша, можно взглянуть на ситуацию по-другому. Да, скорее всего, полностью гладко все вряд ли пройдет. И это неудивительно, ведь жизнь ребенка кардинально изменится! Но вот уменьшить и предупредить многие негативные проявления вполне в наших силах. Как это сделать? Необходимо разобраться в причинах – почему же крохе так сложно привыкнуть к садику? В чем корень неурядиц?

Предлагаю вам прямо сейчас немного разобраться в процессе адаптации. По сути, адаптация – это процесс приспосабливания, привыкания организма к новым условиям жизни, к непривычной обстановке. Данный процесс совсем непрост. По мнению специалистов, он требует больших затрат психической энергии, из-за чего возникает напряжение, а нередко – и перенапряжение как психических, так и физических сил организма. Вспомним, что речь идет о малыше! А, значит, ему приходится не так уж сладко.

Трудности адаптации к детскому садику. С какими проблемами сталкивается ребенок?

Кроме того, обычная жизнь крохи рядом с мамой, дома, имеет размеренный и стабильный характер. Карапуз привыкает к своему режиму, знает, что его ждет. А тут вдруг в его жизнь буквально «врываются» новые условия:

Рядом нет самых близких – родителей, бабушек с дедушками;

Нужно постоянно общаться с целой группой ровесников , которые, скорее всего, ранее ему были незнакомы;

Необходимо соблюдать строгий распорядок дня ;

Количество личного внимания к ребенку резко падает – даже самая любящая воспитательница не в силах дать крохе такое же внимание, как мама;

Нужно слушаться ранее чужую тетю-воспитателя .

Все эти вещи не могут не отозваться на организме карапуза. Изменения происходят во всех системах, на всех уровнях. Мы же с вами можем наблюдать следствие – нарушения в поведении крохи.

Что же может происходить с малышом во время привыкания к садику?

Малышу непросто привыкнуть к детскому садику. И могут возникнуть такие нарушения, как:

  • Снижение или даже потеря аппетита ;
  • Нарушения сна – ребенок может просыпаться по ночам или отказываться самостоятельно засыпать;
  • Утрата навыков самообслуживания – в связи со стрессом ребенок вдруг становится неспособным сам раздеваться-одеваться, кушать, умываться и т.д., с чем прежде легко справлялся;
  • «Откат» в речи – иногда малыш начинает снова говорить облегченными словами, забывая прежние умения;
  • Снижение иммунитета . Сопротивляемость организма инфекциям падает, и кроха может заболеть;
  • Замедление или ускорение в двигательной активности . Прежде активный и веселый кроха может стать медлительным, «заторможенным», неуверенным в себе. Или, наоборот, малыш становится гиперактивным, неуправляемым;
  • Отказ идти на контакт . Ранее общительные детки могут стать неконтактными, замкнутыми, беспокойными;
  • Перемены в эмоциональном плане . У крохи вначале посещения садика могут зашкаливать негативные эмоции: страх, агрессия, гнев, плач. Иногда ребенок замыкается в себе, и с виду кажется, что у него вообще отсутствуют эмоции.

Очень важно понимать, что все эти перемены – отнюдь не каприз крохи, и не зависят от его воли. Уже само осознание этого факта сможет помочь принять ситуацию и прожить ее максимально ресурсно. Пройдет время, и все негативные изменения пройдут.

Не стоит торопить события – в среднем привыкание к садику длится около месяца, а порой может растягиваться даже до полугода. Ведь каждый малыш не похож на других!

Как правильно подготовить ребенка к детскому садику?

Мы не можем на 100% убрать вероятность наступления негативных моментов при адаптации. Но в наших силах максимально помочь детишкам подготовиться к такому важному шагу в жизни. Предлагаю вашему вниманию конкретные советы специалистов:

Рассказывайте крохе хорошее о садике . Заранее говорите с малышом о позитивных сторонах посещения детского сада. Например, что там много интересных игрушек, и можно встретить новых друзей. Если же вместе с ребенком в группу будет ходить кто-то из его друзей, не забывайте напоминать и об этом: «В садике ты будешь играть вместе с Колей». Не стоит сосредотачиваться на том, что мамы рядом не будет. Конечно, сказать об этом придется, но не надо повторять каждый раз, говорите о положительных вещах.

Играйте «в садик», читайте сказки о посещении сада . Вместе с крохой проигрывайте интересные истории, в которых игрушки посещают садик и им очень нравится. По возможности гуляйте на территории садика, чтобы малыш узнавал местность и ждал, когда же сможет тут играть.

Максимально приблизьте режим дня ребенка к садовскому . Такую подготовку лучше всего начинать как можно раньше, хотя бы за месяц до начала посещения садика. Если вы не знаете распорядок дня, уточните в вашем дошкольном заведении. И потихоньку подстраиваетесь под этот режим, еще будучи дома. Ведь крохе, который привык просыпаться в 9 утра, не так-то просто будет сразу вставать в 7 или 7-30, и к 8-30 быть в садике, правда? Также постарайтесь в такое же время и кормить ребенка, ведь детки привыкают к режиму кормления, и перемены могут стать для них дополнительным стрессом.

Чтобы легче встать утром, укладывайте чадо с вечера не позже девяти. И потом, когда малыш уже будет посещать сад, избегайте срывов в выходные дни. Да, можно позволить ему проснуться на полчасика позже обычного, но полностью сбивать распорядок не стоит.

До начала садика научите кроху навыкам самостоятельности . Он должен уметь сам кушать с помощью ложки и вилки, пить из кружки, раздеваться и одеваться, умываться, пользоваться горшком. Когда малыш будет заранее все это уметь, его адаптация пройдет намного проще. Но не ждите от чада сразу многого – упростите его жизнь, купив практичные и удобные вещи без лишних змеек и застежек. Обувь лучше всего выбрать на липучках. Конечно, все эти умения должны согласовываться с возрастом ребенка – если вы идете в ясельную группу, и малышу всего 2 годика, например, то требования к самостоятельности будут другими.

Начало посещения сада не должно совпадать с другим значимым событием в жизни ребенка . Так, не спешите отдавать чадо в сад сразу после рождения младшего братика или сестрички, после переезда на новое место жительства или развода. Дайте ребенку возможность прожить сначала одну перемену, адаптироваться к ней. Не перегружайте его нервную систему!

Верьте в своего ребенка! Хоть он и маленький, но он не так слаб, как может показаться на первый взгляд. А, значит, его нервная система вполне способна справиться с переменами. Просто необходимо время и позитивное подкрепление. Создайте дома теплую и непринужденную обстановку, говорите сыну или дочке, как вы их любите. Не ограничивайте тактильный контакт – почаще обнимайте и целуйте ребенка. Пусть он знает, что дома его всегда любят и ждут. И тогда он непременно справится с любыми трудностями!

Как уберечь ребенка от болезней в детском саду

И какой еще вопрос обычно волнует очень родителей? Как уберечь ребенка от болезней в детском саду. Я предлагаю вам посмотреть видеоматериал. Доктор Комаровский дает нам хорошие советы.

А как же быть маме?

Вроде бы с ребенком мы разобрались, и можно начинать готовиться. Но мне хотелось бы остановиться именно на… маме. Ведь ей тоже надо настроится на новый лад и привыкнуть к переменам. Да-да, мы говорим о нас с вами!
Пока детки рядом с нами, у нас есть иллюзия тотального контроля. Мы все видим, и всегда можем защитить дорогих крошек от всех неурядиц. Когда же малыш физически находится в другом месте, да еще и не пять минут, а целый день, мамы могут испытывать целую гамму чувств. От вины до апатии.

Казалось бы, малыш подрос, он уже большой и самостоятельный, ходит в садик. Но почему же так болит душа? Наверное, я – плохая мать, что отпустила такого крошку от себя, отдала чужим людям.

Не стоит поддаваться на эту ловушку! Посещение детского сада – важный этап взросления ребенка. И, кстати, вашего становления как матери тоже. Ведь вы позволяете крохе отделиться, стать самостоятельнее. Вы же не хотите вырастить маменькиного сынка или дочку, которые до старости лет будут под родительской опекой?

Если вам надо выходить на работу – отлично, возвращайтесь без зазрения совести. Если нет – найдите себе дело по душе. Ведь, став мамой, вы не должны перестать быть личностью, со своими интересами и призванием. Все это – разные стороны личности, и, безусловно, все они важны.

Я не устану повторять – не стоит жить ради детей! Живите вместе с ними, учите на своем примере, вместе радуйтесь и грустите! Пусть чада знают, что родители – тоже живые люди, и они умеют к чему-то стремиться, достигать, ошибаться, верить и любить. Будьте собой. И дети непременно это оценят.

Искренне желаю вам радостного родительства, а вашим малышам – счастливого детства! Не идеального и «стерильного», а именно – счастливого, насыщенного и яркого! И пусть садик станет для малыша местом, куда хочется идти утром, потому что там здорово и весело. И откуда с радостью бежишь домой, где тепло, уютно и всегда любят.

Счастья вам!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир , автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Аню за тему. Думаю, советы многим пригодятся. Будем рады услышать ваши комментарии и ваш опыт адаптации ребенка в детском саду, как вы готовили ребенка к такому важному этапу.

И для души мы с вами послушаем песню Динь-динь, детский сад! Собирайтесь в садик весело!

Смотрите также

26 комментариев

    Мира
    14 Сен 2018 в 12:56

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Первый момент- это режим.

    Первого сентября сразу видно тех деток, которых разбудили раньше, чем они привыкли. Они сонные, грустные, капризные, ну и, конечно же, не отпускают маму. Если вы обычно будите ребенка в 9-10 часов утра, то ни в коем случае нельзя с бухты-барахты 1-го сентября поднимать ребенка в 7 утра. Толку от такого похода в садик будет ноль.

    Здесь есть два варианта решения проблемы:

    Постепенно подстраиваться под режим детского сада. За неделю или две до начала посещения садика вы постепенно начинаете будить ребенка раньше и выходите на необходимое время. Так же не забываете перестраивать и дневной сон. В саду дети младших групп обедают в начале первого и ложатся спать.

    Совмещаем перестройку режима и детский сад. Можно договориться с воспитателями (написать заявление), что вы будете сначала приводить ребенка к часам 10-11, это получается на прогулку. И просто в первые две недели вы будете будить ребенка все раньше и раньше.

    Второй момент: дневной сон.

    Часто в каждой семье есть какой-то ритуал укладывания не только на ночь, но и на дневной сон. Перед садом постарайтесь минимизировать этот ритуал перед дневным сном. Ведь воспитатели не могут разорваться, чтобы гладить всем спинки, лежать рядышком и прочее. Если ребенок спит с какой-то игрушкой, то можно принести ее на первое время в садик, чтобы ребенок чувствовал себя комфортнее.

    Третий момент: одевание, раздевание.

    Вы когда-нибудь видели, как 20 карапузов одеваются на прогулку? Скажу честно, это зрелище не для слабонернвных.

    В начале сентябре многие дети еще плохо выучили, где их шкафчики, не слушают няню и воспитателя, которые говорят, что сейчас надо делать.

    Часто можно увидеть картину, когда какой-нибудь шустрый малыш вытащил все из своего шкафа, а другой надел сапоги, будучи в одних трусах, а третий вообще не понимает, что происходит, а четвертый надел вещи соседа, а у соседа истерика, что взяли его вещи, а нянечка и воспитательница носятся, как электровеники, между этими карапузами. В общем, в начале учебного года переодевание на прогулку – это ужас ужасный.

    Чтобы избавить своего ребенка от лишнего стресса, а персонал сада не приближать к нервному срыву, подписывайте вещи детей. Ведь в начале года воспитатели еще не знают, во что вы обычно одеваете ребенка, и если дети перепутают вещи, то вполне может получиться, что ваш ребенок пойдет на прогулку в чужой одежде.

    И еще один момент: часто родители приносят вещи с запасом и, чтобы воспитатели не путались, что надо одеть на ребенка именно сегодня, убирайте лишние вещи в пакет или рюкзачок в шкафу, а на полочке оставляйте только одежду на сегодня. В противном случае, не стоит потом винить воспитателей, если они наденут на вашего ребенка лишнюю кофту, ведь они не знают, насколько закаленный у вас ребенок, и как вы его обычно одеваете.

    И, самое главное: учите своего ребенка одеваться самостоятельно. Ребенок может не уметь еще надевать колготки или кофту, но ребенок должен знать последовательность надеваемых вещей. То есть, ребенок не должен натягивать колготки поверх шортов, или пытаться надеть сапоги без штанов. Дома давайте ребенку возможность одеваться самому. И учите порядок надеваемых вещей: сначала сами постоянно проговаривайте последовательность действий, потом просите ребенка вам подсказывать («Ой, я забыла, а что надо надеть сначала?»)

    Четвертый момент - это обед.

    Не стоит отдавать в сад ребенка, которого вы до сих пор кормите с ложечки. Есть два варианта: или не ходить в сад, или приучать ребенка кушать самому.

    Объясню - почему. Во время адаптации у многих детей происходит небольшой регресс: они могут перестать сами засыпать, сами кушать, одеваться. А если ребенок до сада сам даже не ел, то велика вероятность, что в саду он будет вообще отказываться есть. Это связано с тем, что к 3 годам ребенок физически вполне может самостоятельно есть все, что угодно, а если его кормят с ложечки, то это воспринимается ребенком обычно как ритуал совместного времяпрепровождения с мамой. Соответственно, если нет мамы - нет ритуала - нет приема пищи. Конечно, со временем ребенок начнет в саду кушать, но это сильно усугубит процесс адаптации. А зачем нам это нужно?!

    Давайте ребенку кушать самостоятельно! Пусть он весь чумазый, пусть сидит по полчаса, но ребенок должен кушать сам.

    Дорогие родители, вы, наверное, заметили, что это все чисто «технические» моменты, но они подготавливают почву для адаптации детей к условиям садика. А насколько благоприятной будет эта почва - зависит полностью от вас.

    Помните, что у воспитателей всего две руки, и они не могут быть все время только с вашим ребенком: и кормить, и одевать, и укладывать его спать. Воспитатели могут лишь помочь ребенку, направить его действия в нужное русло. Но для того, чтобы они могли это сделать, вы должны хорошенько подготовить почву.

    Что следует сделать заранее, чтобы подготовить ребенка к детскому саду?
    В первую очередь, чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, надо создать желание у ребенка ходить в детский садик, чтобы он сам этого хотел.

    Чтобы ему было интересно, что же новое там есть. То есть, нам надо рассказывать про детский сад разные хорошие вещи. Например: «В садике много новых, интересных игрушек», или «Там много друзей». Если ребенок пойдет в группу с каким-то знакомым ему ребенком, можно сказать: «Ты там будешь с Пашей вместе играть». Но не надо делать акцент на том, что ребенку придется оставаться без мамы.
    Как можно усилить этот эффект? Можно играть в детский сад, обычно деткам это нравится. Цель таких игр – познакомить ребенка с бытом в детском саду. Мы берем игрушки (кошечек и тому подобное, Лунтика – любимые игрушки ребенка) и предлагаем: «А давай сегодня наши игрушки пойдут в детский садик! Вот эта игрушка будет воспитательницей, а Лунтик и Крош будут у нас детками, которые пришли в садик. Они будут играть и воспитательницу слушаться». И начинаем моделировать ситуацию с самого утра: «Вот Лунтик пришел в детский садик, поздоровался с воспитателем. В группе он увидел много игрушек, поцеловал на прощание маму и пошел играть. Вот он немного поиграл и стал завтракать в садике. Потом они немного позанимались, нарисовали красивую картину, которую Лунтик подарит маме» и продолжаем в таком ключе.
    Мы можем это делать маленькими частями. Если ребенок уже умеет играть в развернутые сюжетно-ролевые игры, можем целый день проговаривать. Можем проигрывать именно момент расставания, к примеру: «Мама привела маленького котенка в садик, а он начал мяукать, маму не отпускать. Мама расстроилась, но ей все равно надо было идти на работу. Мама ушла, а котенок все плакал. Но потом посмотрел по сторонам, увидел играющих бельчонка и зайчонка, это было так весело и интересно! Он стал вместе с ними играть и не заметил, как пролетело время». И, допустим, вводим речь воспитательницы: «Ты поиграй с ребятами, и мама быстрее придет», - то есть, такие фразы, которые вы потом будете говорить ребенку. » А на следующий день котенок уже не плакал, а играл с ребятами и знал, что мама придет с работы и принесет ему молочка». Это касаемо игр, которые помогут подготовить ребенка к детскому саду.

    Следующий момент, который может помочь подготовить ребенка к детскому саду.

    Мы рассказываем ребенку сказки и истории про его любимых героев, про себя в детстве, про то, как герои ходили в детский садик. Если у вас есть положительные воспоминания о детском садике, расскажите о них: о том, как было интересно, что было много друзей, игр, о том, как устраивали праздники и т.п.
    Развернутость этих игр и рассказов зависит от возраста ребенка: чем он старше, тем более развернуто мы можем ему рассказывать. Если ребенку около двух лет, мы ему рассказываем отдельные элементы.
    Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, очень важно рассказывать ребенку именно про распорядок дня.

    Почему? Когда мы прощаемся с ребенком, мы ему говорим: «Я приду после того, как ты пообедаешь (поспишь)». Ребенок должен понимать, когда это будет. В его головке должна уложиться эта схема, что сначала он покушает, поиграет, позанимается, погуляет, и вот он будет обедать, а после мама придет. Чтобы так было, ребенку надо заранее об этом говорить, а не только первого сентября. Чтобы в его головке это успело уложиться. Нужно обязательно это проиграть, можно коротко.
    Также помогает подготовить ребенка к детскому саду такой способ:

    Рассказываем ребенку про то, что будет делать мама, пока он будет в садике. Естественно, описываем это с выгодами для ребенка (мама заработает много денежек и сможет купить…)

    Вот это, наверное, все самые простые и эффективные способы подготовить ребенка к детскому саду.

    Удачной вашему малышу адаптации в детском саду!