Организация работы психотерапевтических подразделений. Психологические проблемы, связанные с телесным заболеванием, гормональной перестройкой, панические атаки, страхи, навязчивые опасения

ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА
Рубрика (тематическая категория) Психология

А. КОСЕВСКА (A. KOSEWSKA)

Психотерапевт является главной фигурой в психо­терапевтическом процессе. Он привносит в него инди­видуальные черты, обусловленные возрастом, полом, опытом, характерологическими особенностями своей личности, системой ценностей и определœенной тера­певтической техникой.

Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта͵ оказывают влияние на ход лечения и его результаты. Различие главным образом состоит в том, на чем делается основной акцент - на индиви­дуальных чертах лечащего врача или на используе­мой им технике. Речь идет, разумеется, о большем или меньшем значении того или иного фактора. Хотя они и связаны между собой, но выбор терапевтической техники в значительной степени зависит от личности, теоретических воззрений и системы ценностей психоте­рапевта. Также представляется очевидным, что соот­ветствие между индивидуальными чертами психотера­певта͵ теоретической ориентацией и избранной им техникой оказывает благотворное влияние на резуль­таты лечения.

Придается ли большое значение личности лечащего врача или используемой им технике, зависит в основ­ном от понимания сущности и цели психотерапии.

Учитывая зависимость отпринятой на вооружение теоре­тической установки психотерапевтический процесс по­нимается или как специфический контакт между двумя и более лицами, или как процесс воздействия, субъек­том которого является пациент. Во втором случае, используя определœенную технику, психотерапевт с большим или меньшим успехом может вызвать у боль­ного желаемые изменения в самочувствии и поведении. В случае если психотерапевтический процесс понимать как межличностный контакт, то его содержание и атмос­феру нужно рассматривать как основные факторы, влияющие на эффективность лечения и зависящие главным образом от индивидуальных характеристик психотерапевта и больного. На крайних позициях во взглядах на сущность психотерапевтического процесса находятся представители гуманистического течения или так называемой клиент-центрированной психотерапии. По их мнению, каждая межличностная

связь, характеризующаяся эмпатией, теплотой, пони­манием и аутентичностью, приносит пользу. Что ка­сается личности психотерапевта͵ то здесь представля­ется важным то, каковы его индивидуальные характе­ристики, а не какую он использует технику .

Психотерапевты, придающие важное значение тех­нике воздействия, утверждают, что определœенные личностные черты могут повышать или снижать эф­фективность применяемых техник .

На базе проведенных исследований можно вы­делить личностные черты, которые повышают или обусловливают эффективность проводимой психотера­пии .

Большинство авторов полагают, что психотерапевт должен быть сконцентрирован на пациенте, всячески стараться ему помочь, внимательно следить и следо­вать за его эмоциями, вникая в их суть. Работая по составленному плану, психотерапевт должен учиты­вать всœе, что происходит в процессе его общения с больным. Он должен занимать открытую позицию по отношению к пациенту и уметь воспринимать отлич­ные от своих взгляды и суждения. Такая открытость предполагает отсутствие каких бы то ни было оценок, гибкость и терпимость, свободу действия и объектив­ность мышления.

ʼʼХорошийʼʼ психотерапевт акцептирует пациента͵ невзирая на его взгляды, позиции и эмоции, он - ʼʼпозволяющийʼʼ, терпеливый и терпимый, даже если больной проявляет враждебность и сопротивление. Как считают большинство авторов, лечащий врач дол­жен создавать сердечную, безопасную и теплую ат­мосферу, лишенную страха, враждебности или неодо­брения.

В контакте с пациентом психотерапевт должен быть эмпатичным, обладать способностью распознавать и понимать эмоциональное состояние больного. Это позволяет реагировать в соответствии с ожиданием последнего, создавать атмосферу близости и общности интересов.

По мнению С. Rogers (1954), наряду с эмпатией эффективного воздействия можно добиться, используя аутентичность. Аутентичность поведения означает, что эмоции и переживания, проявляемые психотерапевтом

в контакте с больным, являются подлинными. Необ­ходимо подчеркнуть, что исследования не подтвердили выводов С. Rogers, что аутентичность является доста­точным условием эффективности психотерапевтическо­го процесса .

Психотерапевт должен относиться к пациенту с уважением, верить в его способности и возможности, быть глубоко убежденным в том, что больной хочет и может изменить свое поведение. Со своей стороны психотерапевт обязан убедить пациента͵ что он, как лицо, обладающее знанием, хочет и сумеет ему помочь .

A. S. Gurman и A. M. Razin (1977) приводят в своей работе результаты исследований зависимости между вышеуказанными характеристиками психоте­рапевта и эффективностью психотерапии. Положитель­ная зависимость была установлена в случае индиви­дуальной психотерапии; лечащие врачи, характеризую­щиеся эмпатией, сердечностью, правдивостью, достига­ли более положительных результатов в изменениях лич­ности и поведения больных. Большинство работ о про­цессе групповой психотерапии не подтверждают такой зависимости. Особенно наглядно это проявилось в рабо­тах, где исследовалось восприятие пациентами индиви­дуальных характеристик психотерапевтов. Интерпрети­руя подобное явление, некоторые авторы делают вы­вод, что восприятие больными группы как целого гораздо важнее для конечных результатов, чем вое-, приятие ими личности психотерапевта.

Особой проблемой является зависимость между характерологическими чертами личности психотера­певта и пациента. Результаты многочисленных иссле­дований A. S. Gurman и A. M. Razin (1977) пока­зывают, что сходство и взаимодополняемость, а не различие индивидуальных характеристик благоприят­ствуют эффективности психотерапевтического процес­са. Многие авторы выдвигают гипотезу о роли сов­падения положительных ожиданий психотерапевта и больного относительно конечного результата лечения, однако проведенные исследования не подтвердили подобной непосредственной связи. Зато выяснилось, что отсутствие совпадения ожиданий находится в прямой зависимости с досрочным отказом больных от лечения.

Ставшие сегодня классическими исследования по шкале А-В Whitehorn и Betz (цит. по A. S. Gurman,

1977) имели целью обнаружение зависимости между определœенными характеристиками психотерапевтов и достигаемыми результатами в лечении больных с различными типами расстройств. Большинство иссле­дований, проведенных по данной шкале, свидетельст­вуют, что личностные характеристики психотерапевта оказывают незначительное влияние на результат психотерапевтического процесса, гораздо большее зна­чение имеют длительность заболевания и степень его тяжести. Личностные характеристики играют важную роль в работе непрофессионалов, пользующихся от­личными от официальной медицины методами.

В соответствии с теоретической установкой, при­нятой в Клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве, психотерапевт является одним из звеньев психотерапевтического процесса, но не самым важным и не единственным. Его поведение по отношению к пациентам оказывает влияние на ход и результаты психотерапии. Важно, чтобы он действовал с наибольшей эффективностью для дости­жения поставленных целœей. Психотерапевт должен действовать осознанно, понимать свое поведение и предопределяющие его потребности, черты личности и систему ценностей. Можно предположить, что поведе­ние психотерапевта видоизменяется исходя из клинического опыта и степени владения терапевти­ческими техниками.

Эти теоретические предпосылки находят свое вы­ражение в обучении психотерапевтов как в самой клинике, так и за ее пределами. Во время научных дискуссий обсуждаются вопросы поведения психоте­рапевта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ рассматривается на базе понима­ния причин, в силу которых психотерапевт в интерак­ции с больным отреагировал определœенным образом, а не иначе, и какие это может иметь последствия. В учебном процессе вопросу межличностных отноше­ний придается большое значение (см. раздел, касаю­щийся обучения групповых психотерапевтов).

Сегодня в Клинике неврозов планирует­ся проведение исследования роли и значения личност­ных характеристик психотерапевта. Во многих работах по групповой психотерапии данный вопрос уже освещал­ся. A. Kosewska (1978) отмечает в своей работе, что привлекательность психотерапевта находится в пря­мой связи с симптоматическим улучшением состояния пациентов в первой фазе терапевтического процесса. В

этой фазе больные, для которых групповой психотера­певт привлекателœен, гораздо охотнее участвуют в заня­тиях и чувствуют себя намного безопаснее. В соответст­вии с результатами исследований психотерапевт являет­ся для группы моделью участника работы над пробле­мой (по IPA Bales), выразителœем норм лечебного уч­реждения, авторитетным лицом и человеком, способ­ным помочь больным.

Исследования, проводимые в Клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве по сравнению эффективности различных психотерапевти­ческих методов, показали, что некоторые психотера­певты достигают лучших результатов лечения незави­симо от используемых ими методов. Удалось выявить психотерапевтов, имеющих положительные результаты при лечении больных с различной степенью тяжести заболевания. Тем не менее пока не ясно, что же имеет большее значение - личностные черты психотерапевта или иные неконтролируемые переменные.

В цитированной выше работе A. Kosewska (1978) о привлекательности отдельных элементов психотера­певтической группы привлекательность группового психотерапевта принято понимать как выражение определœен­ных личностных черт психотерапевта.

ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА" 2017, 2018.

Надо сказать, что в профессиональной литературе не так много говорится о необходимых психотерапевту личностных качествах. Достаточно сказать, что нам нигде не приходилось встречать упоминания о профессиональном отборе для работы психотерапевтом. Не хочется даже вспоминать о нашей постсоветской системе последипломной психотерапевтической специализации для врачей, при которой краткая переподготовка автоматически дает травматологу, оториноларингологу, проктологу и врачам всех прочих специальностей право считаться психотерапевтами. Однако и в большинстве серьезных психотерапевтических школ предполагается, что для овладения нашей - честно скажем, не самой простой - специальностью человеку достаточно приобрести некий объем информации, овладеть определенными умениями и пройти личную психотерапию.

С одной стороны, это вроде бы логично вытекает из самого представления, что психотерапия является эффективным процессом, способным решать личностные проблемы человека – а, значит, и будущего психотерапевта. Но, с другой стороны, представление о типологических различиях как о различного рода ограничениях личностного функционирования никто не отменял. При этом предполагается, что в своей практической работе опытный психотерапевт всегда понимает реальные пределы возможностей своего клиента. Тогда что мешает психотерапевту иметь свои собственные личностные ограничения?! Уж не профессиональный ли снобизм и не гордыня ли?..

Есть, разумеется, и другое, вполне практическое объяснение этому загадочному феномену нашего профессионального образования. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев обучение психотерапии строится на платной основе, и, если человек готов за это обучение платить, то отказать ему чрезвычайно сложно. В условиях жесткой конкуренции обучающих структур подобный отказ одной из них однозначно приведет того, кому отказали, к конкурентам, кто-то из которых все равно даст желанный диплом тому, кому иметь его противопоказано. Кроме того, на Западе, до сих пор, к сожалению, являющемся для нас идеальной моделью психотерапевтического сообщества и организации психотерапии, тому же положению вещей способствует крайне трепетное отношение к понятию прав человека. Разумеется, мы никоим образом не пытаемся отрицать сию исключительно важную демократическую ценность – однако неплохо было бы, как нам кажется, руководствоваться не только буквой, но и духом этого понятия и не забывать и о правах потенциальных клиентов психотерапевта.

Из всего сказанного легко понять, что обе мы категорически и с полной убежденностью полагаем, что существуют люди, профессионально пригодные и профессионально непригодные для занятий психотерапией. Причем понятие «профессиональной пригодности» включает в себя отнюдь не только собственную личностную проработанность будущего психотерапевта, которая, в сущности, обеспечивает лишь достижение каждым человеком некоего, довольно виртуального предела своих возможностей. К качествам, которые могут – и должны быть – отработаны и развиты в ходе личной терапии, мы еще вернемся ниже. Однако мы уверены, что для профессиональных занятий психотерапией человеку необходимы и некоторые качества, которые никак в ходе личной терапии возникнуть и быть отработанными не могут. Попробуем их перечислить.

На наш взгляд, психотерапевту нужно как минимум быть здоровым с чисто психиатрической точки зрения . При всей кажущейся очевидности этого утверждения мы готовы утверждать, что сейчас это требование далеко не является столь непреложным. Работая в различных обучающих структурах, проводя собственные обучающие тренинги и сталкиваясь с большим числом наших коллег, мы не раз с тоской обнаруживали среди психологов и психотерапевтов людей, бесспорно нуждающихся в психиатрической помощи. Это, с одной стороны, вполне объяснимо: ведь человек, не испытывающий проблем с дыханием, с намного меньшей вероятностью заинтересуется анатомией и физиологией органов дыхания, чем человек, страдающий астмой, хроническим обструктивным бронхитом и тому подобными заболеваниями. Соответственно, и на психологические факультеты в основном идут люди, испытывающие те или иные психологические затруднения. Но, с другой стороны, ведь при приеме, например, в балетное или летное училища существует жесткая система отбора…

Вторым, не менее важным и не менее обязательным, на наш взгляд, является чисто интеллектуальный уровень будущего психотерапевта. Как ни крути, специальность наша требует значительных мыслительных усилий, быстрой ориентации в любых предлагаемых обстоятельствах, способности оперативно принимать весьма непростые решения и многих других способностей, которые обеспечиваются только достаточно высоким уровнем интеллекта.

Отдельно стоит сказать о необходимости для терапевта обладать достаточно высоким культурным уровнем . Под этим мы подразумеваем некий объем исторической и социальной информированности, способность говорить на языках различных слоев общества, знакомство – хоть сколько-нибудь широкое и глубокое! - с современной литературой и искусством. Иными словами, знания и умения терапевта должны быть точно и глубоко вписаны в определенный социально-культурный контекст. Сюда же можно включить и хотя бы поверхностное знакомство с историей философии и религии, различными современными философскими и религиозными течениями. Причем знания эти должны быть почерпнуты не только из институтской программы обучения, но и постоянно обновляться, расширяться и углубляться в ходе последующего самообразования. И уж совсем очевидно, что все эти знания должны представлять собой не просто калейдоскоп отрывочных сведений, а собственными усилиями терапевта быть сведенными в его личную целостную мировоззренческую систему, основанную на имеющихся у него психологических знаниях. Все это может оказаться крайне необходимым как для установления контакта с клиентом, так и собственно для эффективной терапии.

А теперь настало время вернуться к тем качествам, которые все же могут явиться результатом личной терапии. Потому что нам, например, ни разу не попадалось в литературе перечисления этих качеств. Обычно личная терапия полагается важной сама по себе – по всей видимости, вне зависимости от ее конкретного результата. Впрочем, возможно, что авторы, описывающие необходимость этого процесса для последующей эффективной профессиональной деятельности, имеют в виду только проработку собственных конкретных личностных проблем, позволяющую впоследствии не вступать в контрпереносные отношения с клиентами. Мы все же возьмем на себя смелость утверждать, что помимо этого – безусловно важного – эффекта личной терапии будущего психотерапевта он должен максимально развить еще некоторые личностные качества, не менее важные для последующей работы.

Первым из таких чрезвычайно важных для психотерапевта личностных качеств является пластичность мышления и поведения . Понятно, что психотерапевт должен быть в состоянии в принципе принять чужую точку зрения, убедиться в ошибочности собственной и не навязывать клиенту своих убеждений взамен его собственных - пусть даже «проблемогенных». Кроме того, именно это качество позволяет терапевту видеть ограничения собственной позиции и возможностей. Естественным продолжением этого качества нам кажется логичным считать чувство юмора как способность избегать избыточной ценности каких бы то ни было идей и оценок. В конце концов, именно чувство юмора можно считать основой любой здоровой самокритичности.

Не менее значимым можно считать и открытость . Под этим словом мы, разумеется, понимаем отнюдь не стремление терапевта подробно рассказывать о своей личной жизни – скорее, это его способность впитывать в себя возможно больший объем информации, а также умение переживать и активно и осознанно включать свои чувства, возникающие в ходе сессии, в работу.

На первый взгляд может показаться, что профессиональный психотерапевт в нашем описании получился чем-то близким к идеальному человеку. Однако если вспомнить, что при условии наличия описанных качеств эффективный терапевт вполне может быть как очень мягким, так и очень жестким, как взрывным и темпераментным, так и спокойным, даже флегматичным, как болтливым, так и молчаливым и т.д., то описанный нами портрет начинает выглядеть вполне реалистичным.

1. Психотерапевтический кабинет организуется органом управления здравоохранением по представлению главного психотерапевта и главного психиатра органа управления здравоохранением в составе лечебно-профилактического учреждения, в том числе:

психотерапевтического центра; городской поликлиники или поликлинического отделения городской, центральной городской, районной больницы;

поликлинического отделения областной, краевой, республиканской, окружной больницы, психоневрологического диспансера (диспансерного отделения).

2. Основными задачами психотерапевтического кабинета являются:

Консультативно-диагностическая работа и отбор пациентов для лечения в кабинете;

Лечебная помощь, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой формах;

Психогигиеническая и психопрофилактическая помощь населению, а также участие в программах охраны психического здоровья;

Повышение знаний врачей, среднего медицинского и иного персонала о психосоциальных факторах в происхождении, течении и лечении психических расстройств (лекции, специальные тренинги, балинтовские группы и др.).

3. Организационно-методическое руководство психотерапевтическим кабинетом осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением.

4. Штаты медицинского и иного персонала кабинета определяются в установленном порядке.

5. В кабинете проводится лечение лиц с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии.

При значительной выраженности указанных расстройств, наличии психотических нарушений пациенты в установленном порядке направляются в учреждение, оказывающее психиатрическую помощь.

6. Кабинет оборудуется в соответствии с перечнем оборудования психотерапевтического кабинета.

7. В кабинете ведется учетная и отчетная медицинская документация.

Приложение N 5

Утверждено

приказом Минздрава России

от 16.09.2003 г. N 438

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

МЕДИЦИНСКОГО И ИНОГО ПЕРСОНАЛА

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

1. Медицинский персонал:

1.1. Должности врачей-психотерапевтов устанавливаются:

1.1.1. в штате городской поликлиники, амбулаторно-поликлинического отделения городской, центральной городской, центральной районной больницы - из расчета одна должность на 25 тыс. взрослого населения;

1.1.2. в штате амбулаторно-поликлинического подразделения областной, краевой, республиканской, окружной больницы; психоневрологического диспансера (диспансерного отделения) - из расчета одна должность на 8 должностей врачей-специалистов, ведущих амбулаторный прием;


1.1.3. в штате стационара (дневного стационара) лечебно-профилактического учреждения - из расчета одна должность на 200 коек (мест).

1.2. Должности врачей-психотерапевтов для работы с детьми устанавливаются из расчета одна должность на 12 тыс. детского населения.

1.3. Должности медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов.

1.4. Должности санитарок устанавливаются из расчета 0,5 должности на кабинет.

2. Иной персонал:

2.1. Должности медицинских психологов устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов.

2.2. Должности социальных работников устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов.

Приложение N 6

Утверждено

приказом Минздрава России

от 16.09.2003 г. N 438

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБОРУДОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА (ПРИМЕРНЫЙ)

┌────┬───────────────────────────────────────────┬───────────────┐

│ │ Наименование оборудования │ Количество │

│ │ │ предметов │

│ 1 │ 2 │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1. │Помещения и дизайн │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.1.│Помещения для организации приема пациентов │ 1 │

│ │площадью 14-20 кв. м │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.2.│Помещения для индивидуальной и групповой │ 1 │

│ │психотерапии площадью 30-40 кв. м │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.3.│Помещения для медицинского психолога, │ 1 │

│ │социального работника общей площадью │ │

│ │22-35 кв. м │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.4.│Элементы терапии средой (картины, эстампы, │В соответствии │

│ │графические работы и др.) │с возможностями│

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1.5.│Элементы внутреннего дизайна (облицовка │В соответствии │

│ │стен, декоративные растения, фрески, │с возможностями│

│ │ковровые покрытия, напольные вазы, приборы │ │

│ │бокового освещения, жалюзи и др. │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2. │Аппараты и приборы │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.1.│Прибор тонометрический (мембранный или │ 1 │

│ │электронный) │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.2.│Секундомер │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.3.│Осветительные системы (боковые источники │ 6-9 │

│ │свет) │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.4.│Аудиокомплекс: │1 набор: │

│ │ магнитофон двухкассетный стационарный с │ 1 │

│ │аудиосистемами мощностью 50-100 вт. │ │

│ │ наушники стереофонические │ 2 │

│ │ диктофон │ 2 │

│ │ магнитофонные кассеты для │ 20 │

│ │высококачественной аудиозаписи │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.5.│Экспериментально-психологические методики │ 15 │

│ │лицензионные │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│2.6.│Персональный компьютер (IBM-совместимый) с │ 1 │

│ │необходимым программным обеспечением и │ │

│ │принтером │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3. │Медицинский инструментарий │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3.1.│Набор-укладка для оказания неотложной │ 1 │

│ │медицинской помощи │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3.2.│Ножницы прямые │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3.3.│Пинцет анатомический │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│3.4.│Молоток неврологический │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│4. │Предметы ухода за пациентами │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│4.1.│Набор предметов для ухода за пациентами │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5. │Медицинская мебель │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.1.│Кушетка смотровая │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.2.│Кушетка психоаналитическая (кресло │ 2 │

│ │функциональное) │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.3.│Стол для врача и других сотрудников │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.4.│Стол для медицинской сестры │ 2 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.5.│Шкаф для медицинских инструментов │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│5.6.│Ящик для картотеки │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6. │Бытовая мебель │ │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.1.│Кресло мягкое с высокой спинкой │ 15 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.2.│Стул полумягкий │ 15 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.3.│Шкаф для одежды │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.4.│Шкаф книжный │ 2 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.5.│Столик журнальный │ 4 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.6.│Полка книжная │ 3 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.7.│Стол компьютерный │ 1 │

├────┼───────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│6.8.│Тумба для аудиоаппаратуры │ 1 │

└────┴───────────────────────────────────────────┴───────────────┘

Дата создания: 30.07.2007
Дата обновления: 26.08.2013

У каждого врача, как известно, есть свои рабочие инструменты: фонендоскоп, скальпель, бормашина, рентгеновский аппарат… Что же касается психотерапевтов – то бытует мнение, что психотерапевт-де занимается "лечением души средствами души", и его основной инструмент – его собственная голова, а вспомогательные - стул и стол, и больше ничего ему для работы не надо...

Прежде чем начать разговор на эту тему, хотелось бы отметить две вещи. Первое – что данный текст, по всей видимости, не предназначен для тех психотерапевтов, которые работают в государственных учреждениях и в государственных помещениях. Такие специалисты, во-первых, зачастую мало что могут изменить в обстановке и оформлении своих кабинетов, а во-вторых, не испытывают многих перечисленных здесь проблем вообще. Большей частью данная статья, видимо, относится к моим полным коллегам – специалистам-фрилансерам, особенно испытывающим недостаток информации по данному вопросу.
И второе – что это никоим образом не директивные рекомендации, а скорее личные наблюдения и выводы, сделанные за много лет собственной частной психотерапевтической практики.

У каждого врача, как известно, есть свои рабочие инструменты: фонендоскоп, скальпель, бормашина, рентгеновский аппарат и так далее. Что же касается психотерапевтов – то бытует мнение, что им много врачебных инструментов не нужно. Что, поскольку психотерапевт занимается "лечением души средствами души" , то его основной инструмент – его собственная голова, а вспомогательные - стул и стол, и больше ничего ему для работы не надо.

Однако в реальности дело обстоит совершенно иначе. Разумеется, голова психотерапевту нужна в первую очередь, а в ней – знания и опыт работы. Но еще одним важным инструментом такого специалиста является… весь его рабочий кабинет.

Об этом когда-то говорил еще Гиппократ – отец медицины. Как минимум, он особо и весьма подробно оговаривал планировку в кабинете врача – расположение окон, входной двери, стола и стульев для врача и пациента. Конечно, с тех пор изменилось многое. И требования к врачебному кабинету – и в частности к кабинету психотерапевта – стали куда больше, а оснащенность – сложнее и дороже. Этот инструмент требует отдельного внимания при его создании – в первую очередь с точки зрения оборудования и планировки.

В психотерапевтическом кабинете значение имеет всё: от обоев на стенах до "обоев" на экране компьютера. Даже широко известная фрейдовская кушетка стояла в определенном интерьере, соответствующем той эпохе и культуре, а также способствующем необходимому на тот момент седативному воздействию. Картины, обои, безделушки на полках – всё это можно рассмотреть на сохранившихся фотографиях. Кстати, в кабинете Фрейда так называемые "безделушки" были подобраны вовсе не в случайном порядке и работали как символы различных культур, помогая самому Фрейду разбираться в символизме бессознательного .

Но в любом случае клиент тогдашнего психоаналитика уже мог отгородиться обстановкой всего кабинета от внешней жизненной суеты, ощущая себя в безопасности и сосредотачиваясь на работе с собственными эмоциями и ощущениями.

Кабинету и его оснащению уделяют внимание все практикующие психотерапевты, хоть на эту тему и относительно мало написано статей. Есть даже такое понятие, как терапия средой – но увы, обычно дальше советов "повесить на стенах картины" дело не идёт.

Мощный бум на оборудование психотерапевтических кабинетов прошел у нас еще незадолго до перестройки, в период массового увлечения гипнозом и седативными техниками вообще. Тогда в большом количестве организовывались так называемые гипнотарии: кресла, изготовленные на заказ, особое освещение, специально подобранный звуковой фон… Я сам в те годы читал цикл лекций про особенности оборудования такого помещения.

Конечно, разные виды психотерапии предъявляет к кабинету разные требования. Например, для рациональной психотерапии седативный полумрак гипнотария будет уже неприемлемым. Но все равно сущность кабинета психотерапевта – давать клиенту возможность войти в такое состояние, чтобы он мог продуктивно работать, решая вместе с консультантом свои проблемы. И здесь к обстановке кабинета нужно подходить гибко: с учетом применяемых методик, особенностей вашей целевой аудитории и тому подобного.

Важными элементами психотерапии являются такие привычные вроде бы вещи, как свет и звук.

Ни для какого консультанта, как вроде бы ни странно, в кабинете не годится полная звукоизоляция, словно в сурдокамере. Стопроцентная тишина, в которой слышится лишь голос врача и стук собственного сердца, может на иных людей вообще нагонять страх! Определенная степень звукоизоляции, конечно, кабинету не мешает (особенно если в холле иногда сидят сопровождающие), но какой-то ненавязчивый звуковой фон при рабочей беседе необходим. Он создается особыми музыкальными записями: нужно, чтобы они не давали полного расслабления (клиент же участвует в процессе консультации вместе с врачом), а также не вызывали никаких непредвиденных ассоциаций (поэтому практически исключена классика и вообще любые узнаваемые, популярные вещи). Лучше всего для музыкального фона подходят мелодии без вокала и слов. И конечно, при общих таких требованиях, все равно для каждого клиента в идеале подбирается своя музыка.

Важно еще учитывать, что клиент часто приходит в кабинет с определенным внутренним напряжением, а в процессе работы не только сбрасывает его, но и еще, так скажем, "обнажает свою душу": в связи с чем у него может возникнуть повышенная чувствительность к внешним раздражителям, в том числе к звукам. Посему особенно важна для создания фона нейтральная музыка, чтобы не вызвать у клиента никаких вполне вероятных парадоксальных реакций.

Также, кроме подбора фонограмм, в кабинете психотерапевта очень важно качество воспроизводящей акустики. Начнем с того, что желательно исключить все потенциально резонирующие детали, искажающие звуковую картину помещения. Например, хрустальная ваза на полке может смотреться красиво, но во время воспроизведения музыки создавать нежелательные резонансно-шумовые эффекты. Стекла в дверях и полках, ежели имеются, тоже изначально должны быть закреплены так, чтобы во время музыкального воспроизведения не создавать ненужных вибраций. Потому что человек в обычном состоянии может таких призвуков не заметить, а клиент в процессе работы может дать на этот призвук такой эмоциональный резонанс, что вся работа рискует пойти насмарку.

К освещению кабинета требования – почти как к звуку. Освещение должно быть управляемым и изменяемым. Например, при психоанализе – приглушенный свет, при работе с сознанием – полное освещение, и т.п.

В кабинете психотерапевта необходимо создать органичную внешнюю среду, построенную по принципу "разумному достаточно". Как нехватка, так и передоз некоторых компонентов могут одинаково негативно повлиять на процесс работы. И наверное, по большому счету совершенный и адекватно оборудованный кабинет на первый взгляд может напоминать… современную жилую комнату-гостиную. Разумеется, под "современной комнатой" каждый специалист понимает свои критерии, ориентируясь на свою целевую аудиторию.

Центром "композиции" может стать мебель типа "диван для гостиной", на который при необходимости возможно усесться и "с ногами".

Обои для кабинета лучше подобрать светлых (нейтральных) тонов, мягкие и рельефные (поглощающие звук), без выраженного повторяющегося рисунка. На полу также желательно звукопоглощающее покрытие (например, толстый мягкий ковролин).

Отдельный вопрос – по поводу картин на стенах. По этому поводу у разных моих коллег могут быть разные мнения. Но мое таково: в самом кабинете картины – лишние. Дело в том, что они могут оказать на разных клиентов совершенно разное (и не всегда прогнозируемое) воздействие – и таким образом осложнить сам процесс диагностики и работы. Поэтому единственные приемлемые здесь картины – это сертификаты и дипломы над письменным столом, подтверждающие квалификацию доктора.

А вот в холле, в зоне ожидания, можно повесить на стены картины или фотоснимки нейтрального характера – иногда, возможно, частично связанные с личностью самого психотерапевта, и так сказать, настраивающие на работу именно с ним. Однако желательно, чтобы и в холле картины не давали большой эмоциональной нагрузки: высокохудожественные произведения искусства, оказывающие как раз мощное эмоциональное воздействие, именно поэтому не всегда полезны даже в зоне ожидания.

В кабинете психотерапевта – особенно в мегаполисе, где особо-то кабинет не проветришь, плюс в процессе работы это нарушение звукоизоляции - важно иметь кондиционер, но тоже не всякий, а именно малошумящий, чтобы тоже не мешать рабочему процессу. А в холодную погоду – систему дополнительного обогрева (особенно если психотерапевт использует различные телесно-ориентированные методики.)

Отдельно нужно сказать несколько слов о зеркалах в кабинете. Можно установить зеркало у входа (он же выход): чтобы клиент мог отметить: какой он пришел, грубо говоря – и какой ушел. Иногда после даже одной консультации лицо у человека так меняется, так светлеет, что он сам себя в зеркале не узнаёт. Однако зеркало не должно висеть перед лицом у клиента, когда он работает с психотерапевтом: говоря напрямую – чтоб не отвлекало. А если углубляться в подробности – некоторые клиенты, постоянно смотрясь в зеркало, не могут выключить свой внутренний контроль по принципу "как я выгляжу, правильные ли вещи говорю" и т.п. Ясно, что в кабинете психотерапевта такой контроль явно лишний.

Кстати, интересным компромиссом могут стать двери с зеркальными вставками (разумеется, непрозрачные).

Думаю, излишне говорить, что в кабинете нужен еще и санузел, причем со свободным для клиента доступом. И либо его расположение должно быть очевидно сразу, либо на двери санузла нужно установить соответствующий "опознавательный знак". Потому что некоторые клиенты, пришедшие к психотерапевту вроде бы "обнажать свою душу", при этом безумно стесняются спросить "А где у вас здесь туалет".

И пожалуй, санузел – единственное место в кабинете, которое (помимо входной двери, конечно) должно запираться. И прежде всего изнутри.

Что касается обстановки – то стол и стул окончательно ушли в прошлое. Известное психотерапевтическое выражение "работа через стол" не предполагает именно такой конторской мебели. А стулья в кабинете психотерапевта используются, пожалуй, только при компьютерном тестировании. Чаще клиент сидит в широком кресле или на мягком диване-уголке: чтобы ему можно было принять любую комфортную позу. Я уже упоминал, что нередко, особенно когда идет работа с субличностью внутреннего Ребенка (по Э.Бёрну), клиенты невольно забираются на диван с ногами. А для "работы через стол" (трансакция Взрослый–Взрослый по Бёрну) вполне достаточно и журнального столика между психотерапевтом и клиентом. Здесь важна номинальная зрительная граница, не загораживающая обзор и позволяющая терапевту и клиенту все-таки видеть друг друга.

Что еще важно – это рабочее место самого психотерапевта. Если клиент располагается на диване – то кресло, на котором сидит терапевт, должно быть из того же комплекта, или как минимум не доминирующее по высоте (конечно, если это не директивная терапия). Оба собеседника – и психотерапевт, и клиент – "равны в правах", они сотрудники, и потому лучше, если они будут сидеть на одном уровне, а не так, чтобы психотерапевт подавлял клиента откуда-то сверху.

Иногда на этот столик можно поставить чай. Ритуал чаепития может использоваться как часть предварительной диагностики: совместное питье чая снимает лишние зажимы, позволяет клиенту чувствовать себя естественнее и хотя бы частично преодолевать знаменитое "внутреннее сопротивление". Не говоря уже о том, что если человек пришел зимой с мороза, ему будет нелишне банально отогреться горячим чаем. Летом по желанию клиента можно предложить ему минеральную воду: на этот случай в холодильнике кабинета необходимо иметь такую воду в маленьких бутылочках – чтобы клиент открывал ее сам. К слову - если клиент пьет чай, то и врач тоже чаевничает с ним вместе.

Кстати, пить желательно именно чай, а не кофе: "свободный" кофеин (не связанный танинами) все-таки так или иначе воздействует на нервную систему клиента, а в психотерапевтической работе особенно важно, чтобы клиент имел "неизмененное сознание".

О чайных чашках в кабинете – отдельный разговор. Желательно, чтобы и форма, и рисунок этих чашек максимально "не бросались в глаза" и вообще были достаточно нейтральными. Наше бессознательное – такая сложная область, где не всегда, особенно в начале работы, можно предугадать, какие ассоциации вызовет тот или иной предмет. И даже если на чашках изображены какие-нибудь банальные цветы или бабочки – не исключено, что у какого-нибудь клиента это вызовет негативные ассоциации, связанные с его личным прошлым. И работа не пойдет, потому что будет происходить совершенно бессознательное отторжение и/или сопротивление. Причем сам клиент может ни в жизнь не догадаться, откуда оно взялось. А оно могло быть спровоцировано в том числе рисунком на чашках, особенно если этот рисунок яркий, аляповатый, бросающийся в глаза.

Еще о форме чашек: желательно, чтобы она была достаточно "мягкой", без острых или угловатых "хвостиков", завитушек, ручек и т.п. Вообще в кабинете психотерапевта не должно быть по возможности никаких резких линий и острых углов: как писала в одном своём стихотворении Юнна Мориц – "Ни капли холодного, острого, злого". Потому что люди и так приходят с проблемами, с негативными эмоциями, – опять же помним про бессознательное, в котором все эти эмоции клубятся. В моём кабинете даже столик, за которым пьют чай - без углов: прицельно овальной формы с резными, мягких линий, гнутыми ножками.

Что касается сортов чая, то желательно в кабинете держать набор как минимум четырех видов, и если клиент в принципе изъявил желание чаевничать, то он и выбирает, какой чай будет пить вместе с доктором. Нередко именно в этой области у людей бывают достаточно выраженные вкусовые предпочтения, и если терапевт навязывает, к примеру, любителю фруктового чая чай зеленый – это может быть воспринято как давление и даже агрессия.

К чаю достаточно предложить легкое печенье или сухофрукты: ведь задача – именно начать разговор, а не набить желудок. Всё должно быть, как говорится, красиво, но опять же - ненавязчиво. Клиенту важно дать почувствовать, что он свободен, а не загнан в рамки какой-то церемонии. Кстати, он вполне имеет право отказаться от чая.

И еще одна особенность чайного ритуала: это только старт, начало психотерапевтической работы. За самой работой чай уже не пьют.

Если суммировать все требования и пожелания к оформлению и обстановке кабинета, то можно задаться вопрос - где же все это можно организовать.

Разумеется, если основываться на нежилом фонде – наилучшим вариантом будет небольшое помещение с отдельным входом. Отдельный вход опять же нужен для сохранения конфиденциальности: именно поэтому кабинет невозможно организовать в различных структурах, сдающих в аренду помещения, но где вход в само здание осуществляется по пропускной системе с предъявлением документов и подробным пояснением, куда, к кому и по какому вопросу вы идете. Далее – не во всех арендуемых помещениях вы можете, например, поменять дверь на более звукоизоляционную или обзавестись личным санузлом для клиентов. Кроме того, психотерапевтический процесс часто выходит за временнЫе рамки работы таких офисных зданий: посему доктору желательно иметь возможность эксплуатировать помещение и в вечернее время, и в выходные дни.

Еще один вариант организации кабинета – жилой фонд, сиречь обычная квартира. Тем более что сейчас разрешили вести частную практику с использованием собственного жилого фонда. Разумеется, квартира в таком случае должна быть полностью отведена под этот самый кабинет. Однако тут возникает так называемая "проблема подъезда". Потому что если подъезд чистый – то на входе, как правило, сидит консьержка, которая не хуже офисного охранника допытывается у всех незнакомых людей, к кому они пришли и с какой целью. Говорить в таком случае о конфиденциальности, понятно, не приходится. Если же консьержки нет и доступ в подъезд ограничен обычным домофоном – то в таком подъезде, как правило, может быть все, что угодно: и размалеванные стены, и исцарапанные лифты, и рекламные листовки на полу… Но возможно, прочие плюсы такого размещения перевешивают некоторую непрезентабельность подъезда.

Иногда меня спрашивают, должна ли в кабинете психотерапевта в приемной толпиться очередь? Как ни велик соблазн представить такое – отвечаю: ни в коем случае. Психотерапевтический прием необходимо организовать так, чтобы клиенты и их сопровождающие не пересекались с другими клиентами. Посему такой прием лучше вести только по предварительной записи; а если в один и тот же день у доктора назначено несколько приемов, то между этими консультациями лучше изначально запланировать достаточно длительные "разводящие перерывы".

А самое важное - клиенту в том помещении, в котором вы работаете, должно быть уютно и достаточно комфортно. Здесь следует учитывать еще и потенциальные бессознательные реакции клиента, поскольку работа психотерапевта тесно связана с областью бессознательного, на которую любые мелочи в процессе работы могут оказывать существенное влияние. И потому при оборудовании кабинета стоит уделять достаточное внимание в том числе и мелочам.
Я хочу определиться с поиском совета
Я хочу освободиться от проблем
Я хочу перестать делать ошибки
Я хочу перестать искать смысл жизни Темы: выбор психотерапевта , кабинет психотерапевта , о работе доктора Нарицына , специфика профессии психотерапевта .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Психотерапевтический кабинет является основным структурным подразделением психотерапевтической службы и основной формой организации психотерапевтической помощи. В территориальных поликлиниках психотерапевтические кабинеты начали создаваться с 1986 г.

На основании приказа Минздрава России от 19.12.86 г. № 903. Содержание и порядок работы психотерапевтического кабинета определяется приказом Минздрава России от 30.10.95 г. № 294. Психотерапевтические кабинеты создаются в территориальных поликлиниках из расчета один психотерапевтический кабинет на 25 тыс. населения, в специализированных центрах гастроэнтерологического, кардиологического, пульмонологического и другого профиля, а также в многопрофильных больницах из расчета один психотерапевтический кабинет на 200 коек. В задачи психотерапевтического кабинета в территориальной поликлинике входит: проведение консультативной помощи пациентам, направленным участковыми врачами и врачами-специалистами; отбор больных для психотерапии в условиях поликлиники; лечение пациентов с неосложненными формами неврозов, другими пограничными состояниями, психическими и психосоматическими заболеваниями в ходе осуществления индивидуализированных комплексных терапевтических и реабилитационных программ; направление больных для лечения в психоневрологический диспансер или другое специализированное учреждение, оказывающее психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

В штат психотерапевтического кабинета входят по одной должности врача-психотерапевта, медицинского (клинического) психолога, социального работника.

Прием ведет врач-психотерапевт, который осуществляет общее руководство работой кабинета, привлекая для психологического обследования пациента и проведения психотерапевтических и социотерапевтических мероприятий медицинского (клинического) психолога и специалиста по социальной работе (социального работника). Психотерапевтический кабинет обеспечен техническими средствами для проведения необходимых диагностических и терапевтических мероприятий. Для получения права на психотерапевтическую деятельность врач-психотерапевт сдает сертификационный экзамен в установленном порядке. Оформление специально оборудованных помещений должно учитывать особенности контингентов больных, обеспечивать благоприятное психологическое воздействие элементов дизайна, создавать непринужденную обстановку, уют и комфорт. Психотерапевтический кабинет располагается в нескольких помещениях, пространственно удаленных от других помещений или от территории лечебно-профилактического учреждения, в структуре которых разворачивается психотерапевтическая служба. Хорошие условия работы кабинета обеспечиваются такой его организацией, при которой имеются приемная комната, кабинет врача-психотерапевта, помещения для индивидуальной психотерапии и групповых занятий. Созданию общих предпосылок для установления психотерапевтического контакта между врачом и пациентом помогает оформление приемной комнаты, в ней находится книга отзывов пациентов, завершивших лечение, удостоверения о квалификации психотерапевтов, плакаты с выдержками из популярной психотерапевтической литературы и др. В кабинете психотерапевта, в котором начинается общение с пациентом, заполняется первичная и иная медицинская документация, уточняется мотивация обращения пациента за лечением с использованием методов психотерапии. Здесь же может находиться рабочее место среднего медицинского работника, оказывающего помощь врачу в оформлении медицинской документации.

Переход в другое помещение для проведения собственно психотерапии подчеркивает смену обычного стиля медицинского врачебного приема на неформальный стиль психотерапевтического действия. Необходимость разделения кабинета на помещения для приема и помещения для проведения психотерапевтической работы становится более очевидным при ориентации психотерапевта на современные гуманистические варианты психотерапии, предполагающие партнерские взаимоотношения между пациентом и психотерапевтом. Это особенно важно на начальных этапах лечения, когда решается вопрос о выборе модели, психотерапии и стиля поведения врача. Наличие отдельного помещения для групповых занятий отражает тенденцию современной психотерапии, предполагающую сочетание различных методов и форм воздействия на пациентов, а в условиях поликлиники способствует также интенсификации лечебного процесса.

Организация работы кабинета в определенной мере зависит от принятого порядка деятельности лечебно-профилактического учреждения, на базе которого расположен кабинет. Наиболее частой организационной формой движения пациентов являются листы самозаписи или талонная система, в некоторых случаях запись осуществляется по телефону. Выделяется время для работы с первичными пациентами и для повторных встреч. Из деонтологических соображений, а иногда и в целях обеспечения анонимного обращения в кабинете создается отдельная от общей регистратуры картотека медицинских документов (амбулаторных карт), ведется другая необходимая отчетно-учетная документация.

Специализированную помощь оказывают психотерапевтические кабинеты, созданные на базе профильных лечебно-профилактических учреждений. Например, в кардиологических диспансерах и центрах врачи-психотерапевты оказывают помощь больным с сердечно-сосудистой патологией, в гастроэнтерологических центрах - с патологией желудочно-кишечного тракта, в наркологических диспансерах проводят анонимное лечение зависимости от алкоголя, табака и токсических веществ, на базе физкультурных диспансеров осуществляют психологическую подготовку спортсменов.

Для работы в таких кабинетах требуется дополнительная подготовка врачей-психотерапевтов в соответствии с профилем обслуживаемого контингента.

Требования, предъявляемые к работе психотерапевтических кабинетов, не входящих в государственные и муниципальные системы здравоохранения, не должны отличаться от требований к работе традиционных психотерапевтических кабинетов.

Психотерапевтические отделения организуются в соответствии с приказом Минздрава России от 30.10.95 г. № 294. Они создаются в республиканских, окружных, краевых, областных, административных центрах, а также в городах с населением не менее 250 тыс., в многопрофильных больницах, психотерапевтических центрах, психоневрологических диспансерах и психиатрических больницах. Эти отделения выступают в качестве одного из звеньев общей системы психотерапевтической помощи. По своей организации и целям оказания помощи они предназначаются для лечения больных неврозами и другими пограничными состояниями, с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, больных с психическими заболеваниями в состоянии ремиссии. Основной контингент психотерапевтических отделений - главным образом пациенты с тяжелыми формами неврозов, для которых их обычное социальное окружение является постоянным психотравмирующим фактором.

В психотерапевтическом отделении многопрофильной больницы основную часть пациентов составляют лица, страдающие соматическими заболеваниями, в психиатрической больнице - лица с малопрогредиентными формами психической патологии, неврозоподобными расстройствами. Так называемые отделения динамической психиатрии организуются для лечения пациентов с психическими заболеваниями на стадии формирующейся ремиссии.

Психотерапия в условиях психотерапевтического отделения отличается от проводимой амбулаторной практики своими особенностями, среди которых можно выделить следующие. Доминирующее значение имеет личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, направленная на смягчение и ликвидацию тяжелых форм невротических и других пограничных нервно-психических расстройств. Позитивный терапевтический эффект достигается благодаря максимальному использованию межличностного взаимодействия персонала отделения с больными, а также элементов самоуправления пациентов («советов больных» и т. п.), способствующих самоорганизации и вовлечению максимального числа больных в деятельность, направленную на активное преодоление болезни. Создание психотерапевтической среды предполагает дополнительную подготовку специалистов и медицинского персонала.

Еще один фактор, способствующий повышению эффективности лечения в психотерапевтическом отделении - это использование дифференцированных режимов. При улучшении состояния больного для практического разрешения актуальных личностных проблем, выявленных в процессе психотерапии, его переводят на более активирующий режим. Своевременное изменение режима пребывания пациента в отделении способствует восстановлению утраченных в период болезни социальных связей и служит профилактике явлений «госпитализма».

Специальное назначение психотерапевтического отделения может быть реализовано при наличии необходимой материально-технической базы. Психотерапевтические отделения рассчитаны на 25-30 коек. Работа отделения обеспечивается опытными врачами-психотерапевтами, медицинскими (клиническими) психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками, средним и младшим медицинским персоналом.

В качестве варианта организации психотерапевтической помощи необходимо создание полустационарного отделения в двух формах: дневной и ночной стационары. Их отличает режим частичной госпитализации, предполагающий направление в них на лечение пациентов с более легким течением заболевания.

Психотерапевтические центры. Первоначально они создавались для реализации современных интегративных тенденций в области психотерапии. Это можно было видеть на примере объединения психотерапевтических кабинетов в территориальные психотерапевтические центры, бравших на себя функции координации деятельности всей психотерапевтической службы. Унифицированной модели организации психотерапевтических центров до настоящего времени не существует. Условно их можно подразделить на региональные и профильные, специализирующиеся на оказании какого-либо вида психотерапевтической помощи (например, для работы с подростками, помощи женщинам, пережившим насилие, и др.), или центры кризисной психологической помощи.

Некоторые из них являются самостоятельными юридическими лицами, другие - подразделениями психиатрических или общесоматических учреждений. В центрах появляется возможность оказания более квалифицированной и разнообразной помощи за счет деятельности коллектива психотерапевтов и медицинских (клинических) психологов, а также специализации психотерапевтических кабинетов и отделений для детей и подростков, людей пожилого возраста, семейно-супружеской психотерапии, групповой психотерапии и др. В региональных центрах создаются условия для повышения квалификации работающих в них специалистов. В территориальных психотерапевтических центрах, как правило, имеется психологическая лаборатория, организационно-методический отдел, создаются кризисные службы с телефонами экстренной помощи, сексопатологические отделения и кабинеты для оказания лечебно-профилактической помощи больным с половыми расстройствами. Кроме того, в их состав могут входить психотерапевтические полустационары.

Еще по теме Организация работы психотерапевтических подразделений.:

  1. 14.6.Организация работы подразделений медицинского снабжения службы медицины катастроф в режиме повышенной готовности