Когнитивный психотерапевт. Принципы когнитивной терапии когнитивная терапия основывается на постоянно

Сложно поспорить с тем, что каждый человек в понятие «дружба» закладывает свой особенный смысл. Одним друзья нужны для поддержки, другим просто для общения, а третьим для совместного времяпровождения.Почему человек не может без общения, чем плохо одиночество и так уж ли необходимы дружеские объятия? Возможно ли обзавестись по-настоящему близкими людьми, и что плохого в том, что у вас нет человека, с которым можно побеседовать тет-а-тет? Сложно ли понять, зачем нужны друзья?

Если с другом вышел в путь…

Именно так поется в известной детской песне. С самых ранних лет нам прививают такие понятия, как любовь, уважение, дружба.

Зачем нужны друзья?

  1. Хороший друг всегда вас поддержит в случае неудачи, неприятностей, проблем. Он поможет не только словом, но и делом. Очень часто, когда что-то не получается, человеку нужна именно моральная поддержка. Если рядом с вами действительно настоящий друг, то он не только расскажет вам, в чем причина ваших переживаний, но еще и постарается найти выход из этой ситуации.
  2. Беда, разделенная надвое, становится меньше. К сожалению, многие люди готовы помочь ближнему в беде, а вот быть рядом в хорошие моменты жизни могут не всегда (возникает зависть). Поэтому если у вас есть друг, который радуется вашим победам, дорожите им.
  3. Общение. Далеко не всегда у друзей могут быть сходные интересы. В большинстве случаев людей притягивают друг к другу общие взгляды на жизнь, какие-то общие ценности. Друзьями становятся те, кто вместе ходил в школу, учился в университете, работал в одном офисе.
  4. Занятия по интересам. С другом интересно начинать любое дело, в том числе и походы на спортивные секции, совместный отдых, походы в кино, в боулинг.

Что делать, если у вас нет друга?

Бесспорно, случается так, что у человека нет друзей – что это значит? Несколько вариантов:

  1. Человек не общителен. И здесь разные причины. Первая: человек просто не нуждается в общении, в силу: психического склада внутреннего мира или же он имеет внутренние проблемы, которые не позволяют иметь друзей и вообще свободно общаться. Таким людям можно порекомендовать проработать внутренние проблемы, например, с помощью системы Турбо-Суслик (), которая освобождает внутренний мир человека от груза ментальных проблем (от: страхов, комплексов, отрицательных черт личности, ограничивающих убеждений, негативных установок (типа, самоуничтожения, безденежья и пр.) и многого другого ментального мусора).
  2. После предательства друзей появляются опасения обжечься вновь. Есть мнение, что рассчитывать можно только на себя. И в этом есть смысл. Как говорится: на Бога надейся, а лошадь привязывай.
  3. Ярко выраженный практически не нуждается в общении. Такие варианты действительно бывают. Пары мимолетных фраз на работе, а также общения дома таким людям хватает с головой.
  4. Неумение дорожить дружбой. Здесь желательно пересмотреть свои взгляды на тех людей, которые вас окружают.

Нужен ли человеку лучший друг?

Если друг есть – хорошо. Если нету – не смертельно. У всего свои плюсы и минусы. Кстати, в видео, которое в конце статьи, девушка раскрывает эти моменты. Имейте ввиду, что много друзей не бывает. Бывает много знакомых, а действительно близких – один-два человека. Так уж мы устроены.

Если у вас есть друзья, то они смогут осветить проблему с разных точек зрения. Возможно, помогут принять сложное для вас решение, поддержат в трудную минуту. Будьте готовы к тому, что все положительные моменты в жизни также будут удваиваться. Это касается проведения праздников, совместного отдыха, отличного настроения благодаря тому, что кого-то из вас повысили.

Помните о том, что если у вас есть лучшие друзья, то они в равной степени должны отдавать и принимать. Если все это идет только в одну сторону, то эта дружба ненастоящая, а корыстная. Если приятели у вас действительно стоящие, то в любом случае они постараются вам отдать больше, чем потребуют назад. В свою очередь, вы должны постараться также отдать им больше, и ничего не требовать взамен.

Лучшие друзья должны уважать интересы друг друга. Желательно, чтобы близкий приятель не пытался насильно понять нюансы вашей личной жизни. Объяснять это такими людям не нужно. То, что считаете нужным рассказать, вы преподнесите своему приятелю. Аргументы, которые не желаете оглашать, останутся с вами втайне.

Очень часто говорят, что лучший друг может понять вас практически без слов. Это правда, ведь многие люди, которые долго общаются на основании сходных ценностей, могут понимать друг друга, только исходя из настроения, внешнего вида, общения по телефону.

Многие считают, что лучший друг будет посылаться кем-то свыше. Возможно, это действительно так, но очень часто лучшими друзьями становятся люди, которые долго друг с другом общаются, много времени проводят вместе. На самом деле друзей не ищут, но они появляются в разные отрезки жизненного пути. Далее мы опишем места, где можно познакомиться с единомышленниками, которые, возможно, станут вам друзьями.

Расширьте свой кругозор. Постарайтесь посещать больше, театры, кинотеатры, музеи, возможно, библиотеки. Именно там можно найти людей, с которыми у вас будут схожие интересы, благодаря им реально подружиться с человеком.

Идеальным вариантом станет поход на танцы, в тренажерный зал. В этом случае огромное количество новых знакомств вам обеспечены. Не исключено, что среди этих людей найдется тот, который сможет вас понять и поддержать.

Постарайтесь быть максимально коммуникабельным, но ненавязчивым. Помните, что общение – это естественная необходимость каждого человека.

Не старайтесь навязывать свою точку зрения, становится сильно капризными, доказывать, что даже малознакомый человек вам неправ. Таким образом, вы не только отпугнете людей от себя, но еще и покажите уровень своего воспитания.

Виды дружбы

Не забывайте о том, что друзья действительно бывают разными. Исходя из того, к какой категории относится ваш друг, можно понять, что ему доверять, а о чем лучше промолчать. Итак, отношения можно разделить на группы:

  • Дружба в одну сторону

В этом случае один из приятелей постоянно будет интересоваться жизнью другого, а в ответ заинтересованности не увидит. Возможно, это связано с тем, что второй человек не считает вас близким, не хочет делиться с вами своими проблемами и достижениями.

  • Дружба из корысти

Вы близко общаетесь и понимаете, что вам обоим выгодно это общение. Возможно, по очереди ездите на работу либо у кого-то из близких и знакомых есть связи, а вы можете ими воспользоваться. В ответ ваш приятель может сделать то же самое, и в результате обиды на это не будет.

  • Дружба на расстоянии

Это один из хороших вариантов общения, когда без проблем можно раскрыть душу человеку, не переживая о том, что факты личной жизни он выдаст кому-то из ваших знакомых. Чаще всего такая дружба обоюдна, ведь людям нечего друг от друга скрывать либо чего-то стесняться.

  • Дружба между коллегами

Если вы много времени проводите на одной работе, отношения чаще всего возникают с коллегами. Они будут касаться не только рабочих моментов, но и личной жизни. Помните о том, что если вы сменили место работы и перестали общаться с человеком, то это показатель временной дружбы.

Зная подоплеку дружеского общения с людьми, вы поймете, что ожидать от людей особого расположения не стоит в любом случае, и любая дружба может скрывать за собой меркантильные или корыстные цели. Такая жизненная установка поможет избежать большого количества неприятных разочарований в вашей жизни.

Что такое дружба и кого называют друзьями

В серьезных толковых словарях дружбу определяют как близкие взаимоотношения, в основе которых лежит привязанность, взаимное доверие, искренность и общие интересы. Многие психологи считают, что дружба не возможна без любви, ведь отношения между лучшими друзьями напоминают отношения любящей пары, если исключить из них романтику и . Также можно сказать, что настоящие друзья общаются практически как братья и сестры в хорошей семье, и в отношениях для них важнее сама личность друга, а не выгода, которую можно получить от общения.

Исходя из такого определения дружбы, можно с уверенностью сказать, что мало какой человек действительно сможет иметь 100 или хотя бы 10 настоящих друзей - доверять, любить, разделять интересы и увлечения и проявлять активное участи в жизни скольких людей сразу довольно сложно. Поэтому большинство людей имеют 1-2-3 близких друзей, а все остальное окружение делят на приятелей и просто знакомых. И это нормально, ведь если приятелем можно назвать практически каждого, с кем можно выпить кофе после работы, то для дружбы этого недостаточно.

Каждый человек сам определяет для себя разницу между приятельскими отношениями и дружбой, но все же большинство людей сходятся на том, что различия между этими двумя видами отношений именно в "глубине" доверия и привязанности. И проще всего показать разницу между другом и приятелем на простых примерах из жизни:

  • с приятелем можно обсудить последние новости и сплетни, но только другу Вы расскажете самые сокровенные мысли и переживания;
  • приятель знает, где Вы работаете, отдыхаете и живете, а друг - что Вы любите, о чем беспокоитесь и ;
  • с приятелем Вы встречаетесь, когда вам обоим удобно, а к другу по его просьбе поедете даже в 3 часа ночи;
  • если у приятеля возникнет проблема, Вы скорее всего, поддержите его на словах или окажете некоторое содействие, а для друга в этом же случае сделаете все, что в Ваших силах, чтобы устранить его проблему;
  • начиная какое-то важно дело с приятелем, Вы предпочтете "перестраховаться" на всякий случай, а другу Вы полностью доверяете;
  • с приятелем можно рассориться даже из-за расхождения во мнениях, а другу Вы готовы простить и принципиально другую точку зрения на тот или иной вопрос, и многие его недостатки.

Важно отметить, что грань между приятельством и дружбой достаточно зыбка, и самые крепкие дружеские отношения начинаются именно с приятельских. Впрочем, возможно и обратное - из-за различных жизненных обстоятельств даже лучшие друзья могут отдалиться друг от друга и остаться просто приятелями или даже полностью прекратить общение.

Зачем человеку нужны друзья

Несмотря на то, что есть люди "одиночки", которые считают, что настоящей дружбы не существует, а люди в любых отношениях ищут выгоду, все же большинство из нас абсолютно уверены, что каждому человеку нужны друзья. А вот зачем они нужны - может ответить не каждый. Поэтому психологи изучили этот вопрос и выделили 5 основных причин, благодаря которым человек стремится и поддерживать с ними близкие отношения:


Это статья об определенном методе работы психологов и психотерапевтов, достаточно популярном в психологической практике, и поэтому нередко использующемся в психологическом консультировании. Узнать подробнее о том, что такое поведенческая и когнитивная психотерапия Вы сможете в этой статье.

Эта школа психологической помощи и метод работы психологов и психотерапевтов, возникший в результате синтеза психоаналитической и бихевиористской (от англ. behavior - поведение) теорий и интеграции когнитивных (от англ. cognition - познание, узнавание, распознавание, познавательная способность) и поведенческих подходов в психотерапии.

Когниция - общее понятие, охватывающее все формы знания, включая воспринимаемые образы, логические доказательства и оценочные суждения; процесс, с помощью которого происходит обработка информации (например, ощущение, восприятие, внимание, память), процесс познания человеком мира и себя самого; включает уровень ощущений, уровень восприятий, уровень представлений и уровень мыслей; основан на убеждениях клиента, его установках, ожиданиях, идеях, представлениях, мнениях и образе мыслей. Когниции традиционно противопоставляются воле (желаниям) и эмоциям (чувствам). Когнитивный диссонанс, по сути, возникает из-за столкновения несовместимых когниций в сознании человека.

Так сложился познавательно-обучающий подход - как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии. Этот подход, с одной стороны, признает важность внутриличностных факторов в адаптации, а с другой - акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности.

Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:

1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;

2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;

3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;

4) мысли, чувства и формы поведения причинно обусловлены и взаимосвязаны.

Эти положения определяют и главные цели психотерапии: навыки восприятия окружающей действительности, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Человека обучают тонкому восприятию и различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий). Клиенту дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.

Поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Другими словами, определенным образом реагируя на внешние условия (определенный стресс), человек вырабатывает в себе определенную модель поведения - привычную реакцию, не всегда правильную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать симптомы какого-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать - от нее можно и отучиться. И обучиться новой, более правильной и полезной: как справляться с трудностями, не навлекая на себя болезней, новых стрессов и трудностей адаптации.

Таким образом, когнитивная поведенческая терапия обучает тех, кто страдает разного рода проблемами, как себя вести в сложных ситуациях или как совладать с тревожностью или страхами, в этих ситуациях возникающими. В обучении важны также и наши внутренние мыслительные процессы, или механизмы познания (когнитивные).

Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы и разработаны А. Т. Беком в 60-х годах прошлого века. Метод основан на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально - депрессивных состояний) объяснялось, прежде всего, за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы: "Каким я вижу себя?", "Какое будущее меня ожидает?" и "Каков окружающий мир?" человеком даются неадекватно.

В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им автоматически суждения ("автоматические мысли") определяют его дискомфортное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике.

Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа человек получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа - отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа - строит оптимальное осознание собственных действий.

Когнитивная психотерапия представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть, в качестве промежуточной переменной выступает мысль (когниция).

Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию конкретного человека, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты.

Психологические нарушения - это нарушения на когнитивной стадии переработки информации: обозначение, селекция, интеграция, интерпретация, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью когнитивной психотерапии является коррекция неадекватных когниций. При этом считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы.

Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их адекватными - таковы главные задачи когнитивной психотерапии. Она наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей и предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и клиента при отношениях между ними, близких к партнерским. Клиент и психотерапевт должны в самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы терапия была успешной, человек должен разделять базисное положение когнитивной психотерапии о зависимости эмоций от мышления.

Этап логического анализа. Особое внимание обращается на необходимость проведения различий между объективной реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью. Уровень субъективного восприятия зависит от когнитивных процессов и связан с интерпретацией - обработкой сигналов первого уровня. На этом уровне могут быть значительные искажения из-за сбоев, ошибок и протекания когнитивных процессов, из-за автоматически включающихся в этот процесс оценочных когниций и категорий.

Экспериментальный метод предполагает погружение клиента в значимые ситуации, в том числе по принципу "здесь и теперь", в присутствии психолога. Обращение внимания человека на параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей, обучают его методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события. Внимание направлено на распознавание неадаптивных когниций.

Этап эмпирического анализа. После этапа обучения умению идентифицировать свои неадаптивные когниции, нужно научить клиента рассматривать их объективно. Следующий этап условно получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида. Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность.

Этап самонаблюдения имеет своей целью обнаружение искажений, самозапретов, самопорицаний, установление всего диапазона правил, объясняющих появление соответствующей проблематики, вызвавшей обращение клиента.

Этап прагматического анализа. Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами - следующие этапы когнитивной психотерапии. Вначале желательно использовать навыки продуктивного решения проблем человеком в других сферах, а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу. Когнитивная психотерапия допускает применение нескольких приемов, в том числе из других систем психотерапии, если они направлены на достижение той же цели.

Когнитивная психотерапия относится к инсайт-ориентированным видам психотерапии. В рамках когнитивной психотерапии инсайт рассматривается как процесс установления связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он направлен на раскрытие значения, которое конкретный человек придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.

Когнитивная психотерапия, как и другие виды реконструктивной психотерапии, стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы человек находился в большей гармонии с собственными потребностями и потребностями своего окружения. Основное переструктурирование осуществляется за счет замены неадаптивных когниций с использованием выводов из сознательного жизненного опыта. Скрытое символическое значение в высказываниях человека не отыскивается.

Когнитивная психология изучает и работает с познавательными процессами людской психики. Чаще всего психологи работают с памятью, вниманием, особенностями мышления, принятием решений и многим другим.

История возникновения

Когнитивная психология зародилась не в один момент. Этот раздел впервые появился в 60-х годах в ответ на ставшим популярным движением бихевиоризма. Родоначальником поведенческой психологии считают Ульрика Найссера. Его монография «Когнитивная психология» стала началом развития и популяризации этого раздела науки.

Огромным прорывом в сфере изучения познавательных процессов стала разработка голографической модели не просто человеческого мозга, а функционирования психики. Авторами ее стали нейрофизиолог Карл Прибрам и физиолог Карл Спенсер Лешли. Она является материальным доказательством того, что память индивидуума сохраняется даже после резекции отдельных участков мозга. С помощью этого изобретения ученые получили подтверждение того, что память и другие познавательные процессы не «закреплены» за отдельным участком.

В настоящее время когнитивная психология достаточно успешно практикуется клиническим психологом Яковом Кочетковым. Он организовал огромный психологический центр, в котором применяются методы когнитивной терапии для лечения многих расстройств. Он автор многих статей на тему рационального лечения панических атак, обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии и многих других проблем.

Когнитивная психология в современной науке тесно связана с нейробиологией. Многие познавательные процессы не представляется возможным изучить без понимания тончайших материй нейрофизиологии. Такая связь породила экспериментальную науку – когнитивную нейробиологию.

Основные задачи

Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации. Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия нередко используется в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний. Принято различать несколько целей:

  • Борьба с симптомами болезни (устранение или уменьшение проявлений);
  • Предупреждение возникновения рецидива;
  • Улучшение эффекта от назначенного медикаментозного лечения;
  • Помочь пациенту адаптироваться в обществе;
  • Изменение дезадаптивных психологических паттернов и неверных «якорей».

В процессе лечения врач старается объяснить пациенту силу влияния его собственных мыслей и суждений на поступки и поведение. В когнитивной терапии большую роль играет умение различать автоматические мысли, то есть те, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но могут сильно повлиять на реакцию и поступки. Чаще всего определенный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самым пациентом. Очень сильны аффирмации, которые вложились в самом детстве родителями или близкими людьми.

Пациент должен научиться не только выявлять такие негативные образы, но и научиться их анализировать. Некоторые могут быть полезны, особенно если их рассмотреть и оценить с другой стороны. Это в дальнейшем помогает заменить ошибочные суждения правильными и конструктивными.

Когнитивная психология выделяет два вида «схем» или мыслей: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению, и неадаптивные. Последние только мешают жить и приводят к возникновению когнитивных расстройств.

Взаимоотношения пациент-врач

Когнитивная терапия и ее методы эффективны только в тех случаях, когда устанавливаются корректные отношения между лечащим врачом и его пациентом. Они вместе должны определиться в той проблемой, которую хотят решить. Психотерапевт должен уметь не только правильно выстроить беседу, но и обладать определённой долей эмпатии.

Одним из самых распространённых упражнений для поиска проблематики является так называемый «сократический диалог». Врач задает пациенту ряд вопросов для того, чтобы выяснить проблему и помочь больному идентифицировать эмоции и ощущения. Психотерапевт таким образом определяет способ мышления больного и старается подобрать максимально эффективную тактику ведения дальнейших бесед.

Методики

Есть ряд основных методик, которые вывел и структурировал Аарон Бек.

  • Записывание мыслей. Регулярная запись помогает пациенту структурировать свои ощущения и выделять основное. Также с их помощью можно ретроспективно проследить за очередностью мыслей и соответствующих им поступков;
  • Ведение дневника. С его помощью можно выявить те события или ситуации, на которые пациент реагирует достаточно остро;
  • «Отдаление». С помощью этой методики пациент может посмотреть на свои мысли со стороны и постараться дать им объективную оценку. Становится легче отделить продуктивные мысли и порывы от неадаптивных, то есть тех, которые вызывают страх, тревогу и другие негативные эмоции;
  • Переоценка. Врач просит пациента найти альтернативные варианты развития той или иной ситуации;
  • Целенаправленное повторение. Пациента просят проиграть ситуацию много раз подряд, подыскивая новые варианты ее развития. Такое упражнение позволяет укрепить новые аффирмации в сознании пациента.

Когнитивно-бихевиориальная психотерапия

Этот вид терапии возник на основе когнитивной психологии и некоторых тезисах бихевиоризма. Когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-бихевиориальная основывается на мнении, что реакция на определенную ситуацию (ощущение и выбор поведения) зависит целиком и полностью от восприятия этой ситуации. То есть имеет значение только то, как индивидуум реагирует на проблема, а не сама проблема. Когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой определенную задачу: скорректировать мысли и восприятие пациента и направить их в правильное русло. Врачи стараются выявить негативные мысли и реакции. Важно то, какую оценку этим мыслям готов дать сам пациент и то, насколько объективными и реалистичными он их считает.

Помимо всего необходимо смоделировать ритм жизни пациента и постараться избавиться от негативных факторов. В первую очередь важна нормализация питания, отказ от негативных привычек (даже при внешней их привлекательности) и чрезмерной загруженности. Часто синдром хронической усталости приводит пациентов к неверному восприятию окружающей действительности.

Когнитивно-поведенческая терапия построена таким образом, что достаточно большую часть работы приходится выполнять самому пациенту. Психолог дает ему «домашние задания». Хорошие результаты приносит ведение подробных записей и последующий разбор их на психотерапевтическом сеансе.