Аффективные расстройства, судебно-психиатрическая экспертиза. Аффективные расстройства

Эмоции характеризуют наши отношения, переживания, реакции на внешние обстоятельства, события и личное состояние индивидуума.. Выделяют высшие и низшие эмоции. К высшим относятся морально-этические и нравственные чувства, к низшим – эмоции, связанные с удовлетворением инстинктивных потребностей.

Противоположными полюсами при эмоциональных расстройствах являются тяжелая депрессия и маниакальное состояние. Между этими крайними формами аффективной патологии существует гамма переходов к относительно стабильному эмоциональному состоянию благополучия (настроения), свойственному тому или иному лицу.

Наиболее частым видом эмоциональных расстройств являются депрессии, степень их выраженности различна. Депрессивные синдромы бывают простые и сложные. При простом синдроме в его структуре ведущее значение имеют эмоциональные расстройства, при сложном наряду с депрессией наблюдаются бредовые идеи, сенестопатические проявления. Иногда депрессия проявляется соматическими жалобами (соматизированная депрессия).

Маниакальные состояния встречаются значительно реже. Степень их выраженности различна: от легких до выраженных маниакальных состояний. Синдромы этого уровня аффективных расстройств бывают простые (чисто аффективные) и сложные – с включением других регистров патологии, в частности бредовых.

Наиболее типичным и выраженным расстройством эмоции является маниакально-депрессивный психоз (МДП).

Маниакально-депрессивный психоз – психическое заболевание, проявляющееся приступообразно протекающими выраженными эмоциональными расстройствами, по миновании которых у больного, как правило, восстанавливается его прежнее психическое состояние, свойственное ему до болезни..

Больные с депрессиями жалуются на угнетенное настроение, физическое ощущение тоски, локализуемой в области сердца, груди. Эти ощущения описываются ими как сжатие, давление, боль и т. д. Иногда свои эмоциональные расстройства больные квалифицируют как состояние бесчувствия (психическая анестезия – болезненное бесчувствие, анастетическая депрессия). Они отмечают также замедленное течение мысли, представлений, трудности в понимании и оценке окружающих событий, явлений. Причем состояние двигательной заторможенности у больных может достигать выраженности субступора и ступора (депрессивный ступор), но в отличие от больных с кататоничес-ким ступором больные с депрессивным ступором всегда могут ответить односложно на вопросы, нет у них также негативисти-ческих реакций. Больные жалуются на утрату эмоциональной привязанности к близким, к детям, отсутствие эмоционального созвучия с окружающим. Такое состояние крайне болезненно переживается больными.



В вечерние часы они отмечают улучшение состояния по сравнению с утром. Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным течением мыслительных процессов, представлений и повышенной двигательной активностью (триада признаков маниакального состояния). Больные деятельны, во все вмешиваются, строят различные планы. Вместе с этим больные обнаруживают повышенную самооценку. Заявляют о своих незаурядных способностях, даже талантах. В некоторых случаях возможно формирование и бредовых идей величия (изобретательства, реформаторства).

Иногда аффективная патология реализуется в форме различных нарушений функций организма. Здесь не отмечается бредовых высказываний.

Маниакально-депрессивный синдром начинается сравнительно поздно. Средний возраст заболевающих МДП составляет 35– 40 лет, чаще болеют женщины.

Заболевание может начаться как с депрессивного, так и с маниакального состояния. Продолжительность приступов различна, они могут длиться от одной недели до нескольких месяцев и более. Как правило, приступ заканчивается нормализацией состояния больного с отсутствием имевшихся психических нарушений, однако через некоторое время у больных может повторно развиться приступ аффективных расстройств. Динамика МДП различна.

К сказанному ранее можно добавить следующее: при депрессивных состояниях МДП наблюдаются суточные колебания настроения– хуже утром, лучше вечером. Больше выражена тоска и не типична тревога. Для приступов маниакально-депрессивного психоза не типичны, синдромы сложной структуры – сочетание аффективных синдромов с другими, например с бредовыми (кроме бреда самообвинения, уничижения и нигилистического), галлюцинаторными,и т. д. При органических заболеваниях центральной нервной системы аффективные синдромы (как депрессивного, так и маниакального ряда) более тусклы, нет такой четкой обусловленности других психических проявлений эмоциональным состоянием больного.

Т.И.Кадина

г.Москва, Россия

Аффективные нарушения являются наиболее распространенными психопатологическими расстройствами, встречающимися в практике амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы. Они наблюдаются как у людей с психическими аномалиями, так и у здоровых лиц, как реакция на совершенный деликт, вынужденную изоляцию, проведение судебно-следственных действий. Степень выраженности аффективных нарушений в зависимости от нозологической принадлежности представлена широким диапазоном расстройств от невротических до психотических. В равной мере депрессивные состояния различной структуры и продолжительности могут наблюдаться у всех участников криминальной ситуации - обвиняемых, потерпевших и свидетелей. В ранее проведенных исследованиях были проведены тщательное изучение и анализ разнообразных клинических проявлений этих состояний, были описаны клинические варианты наблюдавшихся в этих случаях депрессий и их динамика, определена оценка роли аффективных расстройств при решении экспертных вопросов. Особое внимание уделялось изучению наиболее опасных исходов депрессивных расстройств, различным проявлениям суицидального поведения. Однако, несмотря на множество исследований, остается достаточно сложной, особенно при проведении амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз, диагностика аффективных расстройств и выявление причин возникновения и динамики аутоагрессивного поведения у лиц, совершивших незавершенные, завершенные и расширенные суицидальные акты. Проводимые в последние годы в Центре им.В.П.Сербского исследования несколько прояснили особенности динамики аффективных состояний, приводящих к совершению суицидальных актов, дали определенную картину взаимодействия личности и ситуации в субъективно сложных ситуациях. Однако в практике амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы остается много сложных проблем при проведении экспертиз по факту смерти или освидетельствования потерпевших, совершивших суицидальные поступки в криминальной и посткриминальной ситуации.

Клинико-психопатологический анализ материалов уголовных дел, возбужденных по факту смерти, выявил наличие у всех лиц юношеского возраста, совершивших аутоагрессивные действия в условиях военной службы, клинические признаки депрессии невротического уровня. В ходе исследования было установлено, что вскоре после призыва в армию у каждого из этих лиц появились признаки ситуационно обсловленной дезорганизации психической деятельности, которые на первых порах в целом не выходили за рамки обычной реакции адаптации в новых условиях жизни и не вызывали опасения у окружающих. Однако довольно быстро к ним присоединялись депрессивные расстройства в виде пониженного настроения, стремления к одиночеству, психической, а затем и двигательной заторможенности. Постепенно в течение небольшого по длительности периода времени (две-три недели) появлялись и другие признаки, указывающие на углубление депрессивных расстройств, заметно снижалась работоспособность. В некоторых случаях депрессия носила маскированный характер и была представлена жалобами на неприятные ощущения в различных частях тела, нижних конечностях, голове, желудке. Значительно быстрее нарастание депрессивных расстройств происходило в тех случаях, где наряду с трудностями адаптации в новых условиях, имели место внеуставные взаимоотношения с унижением чести и достоинства, дополнительной работой, физическими оскорблениями, что приводило к астенизации юношей. Суицидальные намерения в ряде случаев появлялись с первых дней формирования депрессии как единственный выход из сложившейся ситуации. В других - возникали внезапно на высоте депрессивных переживаний, чаще всего в ответ на действие новых, дополнительных психотравмирующих факторов. В тех случаях, когда депрессивные переживания с самого начала сопровождались суицидальными мыслями и высказываниями, в поведении погибших наблюдались элементы ажитации со сложными действиями для доступа к огнестрельному оружию, "пробными" выстрелами. В тех случаях, где проводилось экспериментально-психологическое исследование, обращала на себя внимание общность преморбидных особенностей всех этих юношей. Все они отличались замкнутостью, не умели постоять за себя, терялись в неординарных ситуациях, характеризовались как слабохарактерные, безынициативные, неорганизованные, несамостоятельные, склонные избегать конфликтных ситуаций.

В другой части материала изучение данных амбулаторных психолого-психиатрических экспертиз потерпевшим, жертвам сексуального или иного насилия, позволило установить, что насильственные действия, сочетающиеся с унижением чести и достоинства, приводили к возникновению у них острой депрессивной реакции с элементами психомоторного возбуждения, аффективной дезорганизации психической деятельности и способствовали принятию решения о самоубийстве. Результаты психологического обследования потерпевших обнаружили у них общность личностных особенностей. Все они отличались избирательностью и ограниченностью социальных контактов, затруднениями в интеллектуальной переработке возникающих конфликтных ситуаций, склонностью к колебаниям настроения и фиксированностью на отрицательно окрашенных эмоциональных переживаниях. Им была присуща категоричность оценок и суждений, идеализация межличностных взаимоотношений, устойчивая ориентация в поведении на социально-этические нормы с ожиданием ответного позитивного отношения окружающих, высокая чувствительность к внешним оценкам своего поведения.

Таким образом, клинико-психологический анализ психически здоровых лиц, совершивших завершенные и незавершенные суицидальные поступки, позволил выявить у них определенные личностные особенности из круга тормозимых, которые в сочетании с депрессивными расстройствами невротического уровня, возникшими под влиянием психогенно травмирующей ситуации, приводили к возникновению психологического кризиса с дезорганизацией психической деятельности, затруднением интеллектуальной переработки ситуации, недостаточным контролем над своими поступками, снижением прогностических функций и появлением депрессивных идей малозначимости, малоценности, несостоятельности, суицидальных мыслей, что ограничивало их возможность осознавать фактический характер своих действий и руководить ими и приводило к совершению суицидальных актов.

Депрессия - это не просто временные эпизоды подавленности, которые свойственны всем. Это болезнь. Депрессия - психическое заболевание, которое характеризуется стойким снижением настроения (дольше двух недель), потерей интереса к жизни, ухудшением внимания и памяти, двигательной заторможенностью. Необходимый элемент лечения - психотерапия. Прогноз при соблюдении рекомендаций врача и наблюдении у психотерапевта до окончательного исчезновения симптомов благоприятный.

Рекуррентное депрессивное расстройство

Расстройство характеризуется повторяющимися эпизодами спада настроения, снижения мыслительной и двигательной активности. Между эпизодами депрессии наблюдаются периоды полного здоровья (интермиссии). Максимально продлить интермиссию и не допустить повторного обострения заболевания помогает прием поддерживающей лекарственной терапии и индивидуальная психотерапия.

Биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (также известно, как биполярное депрессивное расстройство, маниакально депрессивное состояние, маниакальная депрессия) - это болезнь с повторяющимися эпизодами депрессии, (гипо)мании, фаз смешения (на стыке мании и депрессии) с возможными паузами между ними (интермиссиями).

Циклотимия

Циклотимия — чередование подъемов и спадов настроения и физической активности. Настроение меняется каждые несколько дней или недель, что влияет на решения человека, его продуктивность и общение с окружающими. Циклотимия может быть предвестником биполярного аффективного расстройства и других психических заболеваний.

Дистимия

Дистимия - длительная «легкая» депрессия. Человек постоянно, практически без светлых промежутков, подавлен, пессимистичен, лишен жизненной энергии и энтузиазма. Возможен переход болезни в биполярное аффективное расстройство. Лечение - психотерапия, дополнительно - медикаменты (антидепрессанты, нормотимики).

Гипомания

Гипомания - это заболевание из группы аффективных расстройств, которое является мягкой, стёртой формой мании. Гипомания характеризуется приподнятым настроением, часто в сочетании с раздражительностью. Настроение повышено сильнее, чем это обычно свойственно индивиду, субъективно ощущается как состояние вдохновения, прилива сил, «бьющей ключом энергии».

Мания

Среди аффективных расстройств существует группа заболеваний, характерной особенностью которых является эмоциональный подъём. Это расстройства маниакального спектра. В отличие от депрессивных расстройств, при которых настроение значительно снижено и человек утрачивает интерес к жизни, маниакальные расстройства, напротив, характеризуются ощущением прилива сил, полноты жизни, высоким уровнем активности.

Психогенной депрессией современные психиатры называют острые и длительные реак-ции здоровой психики на запредельные негативные события в эмоционально значимой для конкретного человека сфере. Её ещё называют «реактивной депрессией», подчёрки-вая, что эта депрессия — патологическая реакция на трагедию.

Хроническая депрессия — это постоянная депрессия, продолжающаяся два и более года (у детей — один год), на протяжении которых у пациента проявляются признаки депрессии, но в сравнительно более слабой форме. Чаще хроническая депрессия возникает у женщин, т.к. мужчины могут жить до двух и более лет в состоянии перманентной депрессии без явных внешних проявлений, а у женщин в силу конституциональных особенностей они видны сразу.

Маскированная или скрытая депрессия — это такая депрессия, при которой на первый план выходят самые разные соматические, телесные жалобы (маски) — от зуда и болей за грудиной до головных болей и запора, — а симптомы, характерные для депрессии (снижение двигательной и мыслительной активности, тягостные негативные переживания вплоть до суицида, ангедония) либо отступают на второй и третий план, либо внешне вообще не проявляются.

Причины эндогенной депрессии, которые, будучи генетически предрасположенными, кроются не во внешних стрессах или психотравмирующей обстановке, а внутри самого человека: в генетике индивида и семейной наследственности детерминирующей нарушения обмена нейромедиаторов, личностные факторы (чрезмерная корректность, педантизм, аккуратность и жертвенность вместе со сложностью в выражении и отстаивании своего мнения).

Сезонное аффективное расстройство — разновидность эндогенной депрессии, состояние напрямую не связанное с внешними стрессовыми факторами или причинами. Часто проявляется в одно и то же время года. Обострение заболевания возникает в осенне-зимний (реже весенний) период.

Стресс — сильное психотравмирующее событие или хроническое негативное воздействие — порождает депрессию, симптомы депрессии (подавленное настроение, быстрая утомляемость, трудно работать) усугубляют ситуацию. Выбраться из патологического замкнутого круга можно при помощи врача-психотерапевта.

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» Факультет психологии и социальной работы Кафедра психологии труда, организационной и клинической психологии Утверждаю: Декан факультета психологии и социальной работы __________ Т.А. Жалагина «21» ноября 2013 г. Рабочая программа дисциплины Диагностика и экспертиза аффективных расстройств 030401 «Клиническая психология» Профиль подготовки – специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» Квалификация (степень) «специалист» Форма обучения Очная Обсуждено на заседании кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии «19» ноября 2013 г. Протокол № 3 Составители: к.п.н. Т.М. Васильева ______________________ Зав. кафедрой____________ Тверь 2013 Аннотация Дисциплина «Диагностика и экспертиза аффективных расстройств» относится к базовой части профессионального цикла. Содержит практические задания, упражнения для самостоятельной работы, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы по изучению курса, рекомендации по выполнению практических занятий. Для успешного освоения дисциплины «Диагностика и экспертиза аффективных расстройств» необходимо: Иметь представление о работе эксперта-психолога и судебного эксперта-психиатра, о механизмах действия психодиагностических методик, используемых в патопсихологическом эксперименте; Знать основы юридической психологии и психологии личности, патопсихологии и психиатрии, а также возрастной психологии и психологии развития. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часов). Целью изучения дисциплины является формирование следующих компетенций: 1. Общекультурные компетенции (ОК). Способность и готовность к: - применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); - проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений (ОК -12); - использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-15); 2. Профессиональные компетенции (ПК). Практическая деятельность: способность и готовность к: - владению навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умению формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения (ПК-6); - самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования (ПК-7); - создавать методические комплексы, адекватные задачам экспертного исследования (ПК-15); - квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов психологической, экспертизы (судебно-психологической, психолого-лингвистической, военно- медико-психолого- социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запроса пользователя (ПК- 16); 3.Профессионально-специализированные компетенции (ПСК): способностью и готовностью к: - овладению теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях (ПСК – 3.1); - овладению теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики (ПСК-3.4); - самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами (ПСК-3.5); -способностью и готовностью к самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами (ПСК-3.6); В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: -теоретические основы и принципы патопсихологического анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях; -психологическую феноменологию нарушений личности и психических процессов, качества и степени их снижения; -теорию и методологию производства судебных экспертиз с участием психолога с учетом специфики предметных видов экспертиз в уголовном и гражданском процессах; уметь: -самостоятельно проводить судебно-психологическое экспертное исследование и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативноправовыми документами; -взаимодействовать со специалистами в области охраны психического здоровья, судебно-психологическими экспертами, с работниками правоохранительных органов и участниками суда; владеть: -методологией патопсихологического синдромного знаний о закономерностях нормального развития и анализа на основе функционирования психических процессов и личности; -методами патопсихологической оценки состояний, психической деятельности и личности для решения прикладных задач: дифференциальнодиагностических, экспертных, психопрофилактических, реабилитационных и психотерапевтических; В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция, фасилитированная дикуссия, метод малых групп, упражнения, разбор конкретных ситуаций, подготовка письменных аналитических работ, тематические доклады. Значительная часть занятий проходит в аудитории на базе ГУЗ ОКПНД, предусмотрены занятия в лекционном зале ГОУ ВПО «Тверской Государственный университет». Учебная программа. Введение Раздел 1. Общие вопросы диагностики аффективных расстройств. 1.1 Общая характеристика контингента больных с аффективными расстройствами в общемедицинской практике. Распространенность аффективных расстройств среди населения РФ. Трудности выявления и трудности при организации лечения аффективных расстройств. Дифференциальная диагностика аффективных и неаффективных психических расстройств. 1.2 Клиническая характеристика маний и депрессий. Специфика маний и депрессий, их отличительные особенности и диагностические признаки. Типы и виды депрессивных расстройств. Психологические методики для диагностики депрессий. Раздел 2. Диагностика аффективных расстройств при психических аномалиях. 2.1 Диагностика аффективных расстройств при неврозах. Диагностика невротических состояний. Виды неврозов. Дифференциальная диагностика неврозов и похожих депрессий. 2.2 Диагностика аффективных психоорганических расстройств. Особенности аффективных нарушений при органическом поражении головного мозга и ЦНС. Дифференциальная диагностика аффективных психоорганических расстройств и психопатий. Аффективные расстройства при эпилепсии. Оценка степени выраженности нарушения аффективных психоорганических расстройств. 2.3 Диагностика аффективных расстройств, коморбидных психопатиям. Специфика аффективных расстройств при психопатиях. Оценка сте- пени выраженности аффективных нарушений при расстройствах личности. 2.4 Диагностика аффективных расстройств при шизофрении и проблема её раннего распознавания. Специфические нарушения аффекта при шизофрении. Дифференциально-фиагностические вопросы при распознавании шизофрении. Инструментарий психолога. 2.5 Аффективные расстройства при циклотимии и периодической астении Р.Бенона. Понятие «фазовые состояния». Признаки фазовых состояний. Диагностические критерии фазовых состояний при циклотимии. Дифференциальная диагностика циклотимии и периодической астении Бенона. 2.6 Аффективные расстройства при эндореактивной дистимии и шизоаффективном психозе. 2.7 Диагностика аффективных расстройств при наркоманиях и алкоголизме. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Раздел 3. Диагностика аффективных расстройств при соматических заболеваниях и других неблагоприятных экзогенных воздействиях. 3. 1 Соматизированные и соматогенные аффективные расстройства. Дифференциальная диагностика. Особенности поведения пациента и психолога. 3. 2 Диагностика аффективных расстройств при заболеваниях сердечнососудистой системы. Аффективные расстройства, характерные для лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Особенности аффективных расстройств при хирургическом вмешательстве на сердце. 3. 3 Диагностика аффективных расстройств при эндокринных заболеваниях. Психологические особенности больных хроническими эндокринными заболеваниями. Особенности аффективных расстройств при эндокринных заболеваниях. 3. 4 Диагностика аффективных расстройств при дерматологической патологии. Психологические особенности больных с дерматологической патологией. Виды аффективных расстройств при эндокринных заболеваниях. 3. 5 Диагностика аффективных расстройств, связанных с репродуктивным циклом женщин. Виды аффективных расстройств, связанных с репродуктивным циклом женщины. Особенности диагностики. 3. 6 Аффективные расстройства позднего возраста. Специфические аффективные расстройства лиц позднего возраста. Сложности проведения экспертизы лицам пожилого возраста. 3. 7 Диагностика аффективных расстройств, индуцированных лекарственными препаратами. Изучение медицинской документации. 3. 8 Аффективные расстройства и суицидальное поведение. Определение типа суицидального поведения. Изучение психологических причин и последствий суицидального поведения. Рецидивы суицидального поведения. 3. 9 Послестрессовые аффективные расстройства. Понятие о послестрессовом расстройстве. Виды постстрессовых расстройств, их основные особенности. Специфика построения экспериментально- психологического исследования для диагностики послестрессовых аффективных расстройств. Раздел 4. Специфика диагностики аффективных расстройств в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. 4.1 Связь общественно-опасных деяний и аффективных расстройств. Наиболее часто встречающиеся психические расстройства у лиц, совершивших ООД. Психические расстройства, при которых особенно выражен риск совершения ООД. 4.2 Специфика экспериментально-психологического исследования лиц с аффективными расстройствами в экспертной практике. Поведение эксперта при экспериментально-психологическом исследовании лиц с аффективными расстройствами. Методики исследования эмоциональной сферы подэкспертных. 4.3 Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Виды аффекта, границы компетентности психолога при экспертизе аффекта. Критерии аффекта. Сложности экспертизы аффекта. Рабочая учебная программа Наименование разделов и тем Всего Аудиторные за- Самостоянятия тельная ЛекПракти- работа ции ческие работы 6 2 Введение 1. Общие вопросы диагностики аффективных расстройств. 1.1 Общая характеристика контингента больных с аффективными расстройствами в общемедицинской практике. 1.2 Клиническая характеристика маний и депрессий. 2. Диагностика аффективных расстройств при психических аномалиях. 2.1 Диагностика аффективных расстройств при неврозах. 2.2 Диагностика аффективных расстройств, коморбидных психопатиям. 2.3 Диагностика аффективных психоорганических расстройств. 2.4 Диагностика аффективных расстройств при шизофрении и проблема её раннего распознавания 2.5 Аффективные расстройства при циклотимии и периодической астении Р.Бенона. 2.6 Аффективные расстройства при эндореактивной дистимии и шизоаффективном психозе. 2.7 Диагностика аффективных расстройств при наркоманиях и алкоголизме. 3. Диагностика аффективных расстройств при соматических заболеваниях и других неблагоприятных экзогенных воздействиях. 6 10 2 6 4 2 4 2 6 2 4 14 2 2 4 10 2 2 6 6 2 2 2 8 2 2 4 10 2 2 6 3.1 Соматизированные и соматогенные аф- 10 фективные расстройства. 2 3.2 Диагностика аффективных расстройств 6 при заболеваниях сердечно-сосудистой системы 2 4 3.3 Диагностика аффективных расстройств при эндокринных заболеваниях. 3.1 Диагностика аффективных расстройств при дерматологической патологии. 3.2 Диагностика аффективных расстройств, связанных с репродуктивным циклом женщин. 3.3 Аффективные расстройства позднего возраста. 3.4 Диагностика аффективных расстройств, индуцированных лекарственными препаратами. 3.5 Аффективные расстройства и суицидальное поведение. 4 2 2 4 2 2 6 2 4 2 6 2 3.6 Послестрессовые аффективные расстройства 4. Специфика диагностики аффективных расстройств в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. 4.1 Связь общественно-опасных деяний и аффективных расстройств. 4.2 Специфика экспериментальнопсихологического исследования лиц с аффективными расстройствами в экспертной практике. 4.3 Судебно-психологическая экспертиза аффекта. ИТОГО 6 2 6 2 10 4 2 4 8 2 2 4 26 80 2 6 2 4 2 2 2 144 4 2 2 4 38 Матрица компетенций. Наименование тем Формируемые компетенции О К -5 Введение 1. Общие вопросы диагностики аффективных расстройств. О К 1 2 О К 1 5 П К -6 П К -7 ПК -15 ПК -16 П С К 3. 1 П С К 3. 4 ИспольП П зуемые С С технолоК К гии, спо- - собы и ме3 3 тоды. 5 . 6 1.1 Общая характеристика контингента больных с аффективными расстройствами в общемедицинской практике. 1.2 Клиническая характеристика маний и депрессий. Х Х Х Х Х Х Х Х Х 2.2 Диагностика аффективных расстройств, коморбидных психопатиям. Х Х Х Х Х 2.3 Диагностика аффективных психоорганических расстройств. Х Х Х Х Х 2.4 Диагностика аффективных расстройств при шизофрении и проблема её раннего распознавания Х Х Х Х Х 2.5 Аффективные расстройства при циклотимии и периодической астении Р.Бенона. Х Х Х Х Х 2.6 Аффективные расстройства при эндореактивной дистимии и шизоаффективном психозе. Х Х Х Х Х 2. Диагностика аффективных расстройств при психических аномалиях. 2.1 Диагностика аффективных расстройств при неврозах. Лекцияконсультация Традиционная лекция, фасилитативная дискуссия Х Проблемная лекция, тематические доклады студентов Проблемная лекция, разбор конкретных случаев Упражнения, тематические доклады, разбор конкретных случаев Лекция с запланированными ошибками, разбор конкретных случаев Традиционная лекция, фасилитативная дискуссия Проблемная лекция 2.7 Диагностика аффективных расстройств при наркоманиях и алкоголизме. 3. Диагностика аффективных расстройств при соматических заболеваниях и других неблагоприятных экзогенных воздействиях. 3.1 Соматизированные и соматогенные аффективные расстройства. Х Х Х Х Х Х Х Х 3.2 Диагностика аффективных расстройств при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Х Х Х Х 3.3 Диагностика аффективных расстройств при эндокринных заболеваниях. Х Х Х Х 3.4 Диагностика аффективных расстройств при дерматологической патологии. Х Х Х Х 3.5 Диагностика аффективных расстройств, связанных с репродуктивным циклом женщин. 3.6 Аффективные расстройства позднего возраста. Х Х Х Х Х Х Х 3.7 Диагностика аффективных расстройств, индуцированных лекарственными препаратами. Х Х Х Х Х Х Лекцияконсультация, тематические доклады студентов Проблемная лекция, тематические доклады Проблемная лекция, тематические доклады студентов Тематические доклады студентов Тематические доклады студентов Проблемная лекция Проблемная лекция, тематические доклады студентов Проблемная лекция, метод малых групп Х Х аффек- Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х 3.8 Аффективные расстройства и суицидальное поведение. 3.9 Послестрессовые тивные расстройства 4. Специфика диагностики аффективных расстройств в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. 4.4 Связь общественноопасных деяний и аффективных расстройств. 4.5 Специфика экспериментально-психологического исследования лиц с аффективными расстройствами в экспертной практике. 4.6 Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Х Х Х Х Х Х Х Х Метод ма- лых групп, фасилитативная дискуссия, разбор конкретных ситуаций Х Проблемная лекция, разбор конкретных случаев Х Х Дискуссия, тематические доклады Х Х Х Метод малых групп. Упражнения, дискуссия Х Х Х Проблемная лекция, разбор конкретных ситуаций, подготовка письменных аналитических работ Оценка уровня сформированности компетенций осуществляется в процессе следующих форм контроля: следящего (проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий); текущего (оценивается работа студентов вне аудиторных занятий); промежуточного (рейтинговые точки); итогового (экзамен). Формы и способы контроля соответствуют цели обучения и избранным образовательным технологиям, методам формирования компетенций. Темы рефератов: 1. Трудности социальной адаптации людей с аффективными расстройствами. 2. Особенности трудовой, медико-социальной, судебной и военной экспертизы лиц с аффективными расстройствами. 3. Общие принципы диагностики аффективных расстройств. Особенности проведения экспериментально-психологического исследования. 4. Дифференциально-диагностические трудности при исследовании лиц с аффективными расстройствами. 5. Типология и классификация аффективных расстройств. 6. Соматизированные и соматогенные аффективные расстройства. Дифференциальная диагностика. 7. Диагностика депрессий: диагностические трудности. 8. Нейробиологические основы депрессий. 9. Классификиция депрессий. 10. Психодиагностика депрессий. 11. Психодиагностика аффективных расстройств. 12. Особенности аффективных расстройств при психических заболеваниях. 13. Особенности аффективных расстройств при соматических заболеваниях. 14. Особенности аффективных расстройств при алкоголизме и наркомании. 15. Аффективные расстройства как предпосылки совершения общественноопасных деяний. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: (основная и дополнительная литература, тематика семинарских (практических) занятий и методические указания к ним, методические указания по организации самостоятельной работы студента и.т.д.) Список литературы ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ: Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс] / А. Р. Лурия. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 791 с. - 9785998915697. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39194 2. Быков, Юрий Витальевич. Депрессии и резистентность: Практическое руководство [Электронный ресурс] / Юрий Витальевич, Р А, М К. - Москва; Москва: Издательский Центр РИОР: ООО "Научноиздательский центр ИНФРА-М", 2013. - 374 с. Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=377132 3. Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология. Учебн [Электронный ресурс] : практическое пособие / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - 978-5-374-002997. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987. 2. Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Л. А. Пергаменщик. – М.: НИО, 1999.-188с. 3. Ангст Дж. и др. О течении аффективных психозов // Депрессии. Вопросы клиники, психопатологии, терапии.. - М.: 1970. - С. 17-27. 4. Андреев И. В., Свирская И.В. Переговоры в «ситуации заложника», характеристика мотивов, личности и группы преступников. - М., 1995. 5. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. - М., 1973. 6. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. Чикатило и другие. - М., 1993. 7. Арсенюк Т.М. Патоморфоз психических заболеваний в судебнопсихиатрической клинике. М 1985: 77-83. 8. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник. - Харьков, 2002. 9. Беляев Б. С. Клиническая дифференциация и систематика эндогенных аффективных психозов // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1991. - Т. 91. - № 12. - С. 51-55. 10.Беляев Б. С. Клиническая дифференциация и систематика эндогенных аффективных психозов // Журн. невропатол. и психиатр. - 1991. - Т. 91, № 12. - С. 51-55. 11.Биполярное аффективное расстройство: диагностика и лечение. - под ред. С.Н. Мосолова. - МЕДпресс-информ, 2008. - 384 с. 12.Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет, методика и пределы. - Харьков, 1927. 13.Васюк Ю. А. Депрессии при хронической сердечной недостаточности ишемического генеза. Ю. А. Васюк, Т. В. Довженко, Е. Л. Школьник. Журнал Сердечная недостаточность: 5: 3: 2004: 140-47. 14.Еникеев М.И. Энциклопедия. Юридическая психология. - М., 2001. 15.Изнак А. Ф. Нейрональная пластичность и терапия аффективных расстройств. А. Ф. Изнак. Психиатрия и психофармакотерапия. Приложение № 2: 2004: 3-6. 16.Киселев А.С., Сочнева З.Г. Закономерности начала, течения и исходов основных психических заболеваний (статистическое исследование). - Рига: Зинатне, 1988. - 236 с. 17.Клиническая психология. 2-е международное издание. СПб, Питер, 2002. 18.Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М.: Шанс,1992. 19.Кризисные события и психологические проблемы человека / Под. ред. Л. А. Пергаменщика. – Мн.: НИО, 1997. – 207 с. 20.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Политиздат, 21.Мак-Вильямс Н. Уровни развития организации личности // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - Москва: Класс, 1998. - 480 с. 22.Махнач А.В., Бушов Ю.В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности // Вопросы психологии. - 1988. -№ 6. - С. 130-133. 23.Обухова Н. Человек в экстремальной ситуации: теоретическая интерпретация и модели психологической помощи // Развитие личности, 2006. - №3. 24.Ольшанский Д. А. О психотическом языке, 2007. 25.Паничева Е. В. Популяционное исследование периодических эндогенных психозов (демографические данные и сравнительная характеристика течения) // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1982. - Т. 82. - № 4. - С. 557-564. 26.Погосова Г. В. Депрессия у больных ишемической болезнью сердца и новые возможности ее лечения. Г.В. Погосова. Психиатрия и психофарм. им. П. Б. Ганнушкина. 2002/b: 5: 5: 195-98. 27.Полубинский В.И. Правовые основы учения о жертве преступления. Горький, 1979; 28.Розов В.И. Методики оценки и самооценки адаптивных индивидуально-психологических свойств личности // Практическая психология и социальная работа.- 2007.-№6 (99).- С.30-48. 29.Руководство по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. - М.: Медицина, 1983 30.Смулевич А. Б. Психокардиология. А. Б. Смулевич . М., МИА. 2005: 784. 31.Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине, М.: Медицина, 2001 32.Смулевич А.В., Морозова М.А. Биологическая терапия. Руководство по психиатрии. Под ред. А.С. Тиганова. Том 1, Медицина, 1985. 33.Снежневский А. В., Смулевич. А. Б., Тиганов А. С., Вартанян М. Е., и др. Маниакально-депрессивный психоз // Справочник по психиатрии / Редактор-составитель: В. Д. Москаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1985. - 416 с. 34.Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. – 239 c. 35.Харитонова Н.К. Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике. М 1990: 75-80. 36.Харитонова Н.К. Депрессивные состояния в судебно-психиатрической практике М 1989: 28-35. 37.Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс. – М.: МГППУ, 2006. – 112 с. Информационное обеспечение дисциплины: Депрессия/ Электронная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EF%F0%E5%F1%F1%E8%FF Мания/ Электронная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мания Нуллер Ю. Л., Михаленко И. Н. Аффективные психозы// http://www.scritube.com/limba/rusa/72191963.php Портал психологических изданий (Множество электронных изданий психологических журналов) http://psyjournals.ru/ Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс// http://www.consultant.ru/ Правовой портал WWW.GARANT.RU Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная аудитория, лекционный зал с мультимедийной установкой.