Что такое грудная клетки и черепная коробка.

Является скелетом головы. Соответственно особенностям развития, строения и функции различают 2 отдела черепа: мозговой череп и лицевой череп, образующий костную основу дыхательного аппарата и пищеварительного канала.

Рис. 25. Череп сбоку:
/ - лобная кость, 2 - теменная кость, 3 - затылочная кость, 4 - чешуя височной кости, 5 - сосцевидный отросток височной кости. 6 - наружный слуховой проход, 7 - скуловая кость, 8 - скуловая дуга, 9 - глазница, 10 - носовая кость, 11 - верхняя челюсть, 12 - носовая полость, 13- суставной отросток нижней челюсти, 14 - венечный отросток нижней челюсти, 15 - угол нижней челюсти, 16 - подбородочная бугристость, 17 - слезная кость, 18 - большое крыло клиновидной кости, 19 - затылочный шов, 20 - чешуйчатый шов, 21 - венечный шов

Мозговой череп состоит из крыши и основания. Кости крыши относятся к покровным костям. Каждая из двух теменных костей представляет четырехугольную пластинку с четырьмя зубчатыми краями. Теменные кости образуют теменной бугор. Спереди от теменных костей лежит лобная. Большая ее часть представлена чешуей, наиболее выпуклые части которой - лобные бугры, а ниже расположены глазничные части. Между глазницами находится ее носовая часть, примыкающая к носовым костям, а снизу вырезка, заполненная решетчатой костью. Сзади теменных костей расположена затылочная кость, участвующая в образовании основания черепа и в соединении черепа с позвоночником. По бокам крыши черепа находятся две височные кости, которые также участвуют в образовании основания черепа. В каждой из них находятся орган слуха и вестибулярный аппарат. В основании черепа располагается клиновидная кость. Кости основания черепа, развившиеся из хряща, соединяются хрящевой тканыо, которая с возрастом также заменяется костной. Кости крыши, развившиеся из соединительной ткани, соединяются соединительноткаными швами, которые к старости становятся костными. Это относится и к лицевому черепу.


Лицевой череп включает две верхние челюсти, скуловые, слезные, решетчатые, небные, носовые кости, нижнюю носовую раковину, сошник, нижнюю челюсть и подъязычную кость.

Возрастные особенности черепа. Мозговой и лицевой череп образуются из мезенхимы. Кости черепа развиваются как первичным, так и вторичным путем.

Череп детей значительно отличается от черепа взрослых величиной по сравнению с размерами тела, строением и пропорциями отдельных частей. У новорожденного мозговой череп в 6 раз больше лицевого, а у взрослого - в 2,5 раза. Следовательно, у новорожденного лицевой череп относительно меньше мозгового. Эти различия с возрастом исчезают.

У детей с возрастом изменяется не только форма черепа и составляющих его костей, но и число этих костей.

Череп растет неравномерно от рождения до 7 лет. Затылочная кость выпячивается и вместе с теменными костями растет особенно энергично.

Череп растет наиболее быстро на первом году жизни. У новорожденного объем черепа равен 1/3 - взрослого, в 6 месяцев - а в 2 года-2/3. В течение первого года толщина стенок черепа увеличивается в 3 раза. Роднички закрываются и замещаются костными швами на 1-2 годах жизни: затылочный - на 2-м месяце, клиновидный - 2-3 месяцах, сосцевидный - в конце 1-го или начале 2-го года, лобный - на 2-м году. К 1,5 годам роднички полностью зарастают и к 4-м годам образуются черепные швы.

С 3 до 7 лет основание черепа с затылочной костью растет быстрее, чем свод. В 6-7 лет полностью срастается лобная кость. К 7 годам основание черепа и затылочное отверстие достигают относительно постоянной величины и происходит резкое замедление в развитии черепа. С 7 до 13 лет рост основания черепа еще больше замедляется, а рост крыши черепа несколько усиливается в 6-8 и в 11 -13 лет. Рост свода завершается в основном к 10 годам. Емкость черепа к 10 годам равна 1300 см3 (у взрослого - 1500-1700 см3). В росте черепа наблюдаются три волны ускорения: до 3-4, с 6 до 8 и с 11 до 15 лет. С 13-14 лет особенно интенсивно растет лобная кость, преобладает развитие лицевого черепа во всех направлениях и складываются характерные черты физиономии. В 18-20 лет заканчивается образование синостоза между телами затылочной и клиновидной костей, что прекращает рост в длину основания черепа. Полное слияние костей черепа происходит в зрелом возрасте.

Развитие черепа продолжается от наступления половой зрелости до 20-30 лет. После 30 лет швы черепа постепенно становятся костными. Развитие нижней челюсти зависит от работы жевательных мышц и состояния зубов. В ее росте наблюдаются две волны ускорения: до 3 лет и с 8 до 11 лет.

Все размеры головы увеличиваются у школьников очень медленно. Во всех возрастах у мальчиков средняя окружность головы больше, чем у девочек. Наибольший прирост головы наблюдается с 11 до 17 лет, т. е. в период полового созревания: у девочек к 13-14 годам, а у мальчиков - к 13-15.

Отношение окружности головы к росту с возрастом постепенно уменьшается. В 9-10 лет окружность головы равна в среднем 52 см, в 17- 18 лет - 55 см. Емкость полости черепа у женщин в среднем меньше, чем у мужчин, примерно на 100 см3.

Существуют индивидуальные особенности черепа. Различают две крайние формы черепа: длинноголовую и короткоголовую.

черепная коробка

Альтернативные описания

Административная должность в России

В Московском государстве - выборный глава городского самоуправления

В пангинги верхняя часть колоды (карточный термин)

Глава Рады в Украине

Городской начальник в дореволюционной России

Единица счета скота

Ее можно вешать, ломать и потерять

Лучше, когда этих частей тела две

Сырный шар

Часть тела, туловища

Что отлетает в корзину при гильотинировании

Часть тела

Что отсекает гильотина?

Именно из этой части тела родилась Афина

Фильм Бориса Барнета «Бесценная...»

Через какой орган уходит 80% тепла человека?

Назовите тот дурной объект, из-за которого волчьи кормильцы часто не могут получить долгожданного отдыха

Орган человека, в котором могут завестись тараканы

. «... моя садовая»

Орган человека, в котором может быть каша

Ее можно мылить, а можно ломать

Что болит при мигрени?

Какой орган отрубали бессмертным горцам в фильме?

Роман российского писателя А. Беляева «... профессора Доуэля»

Ушастая часть тела

Она кружится от шампанского

Объект внимания парикмахера и палача

Положение хлеба относительно других продуктов

Выше нее не прыгнешь

Часть тела, которой некоторые люди думают, а некоторые ею только едят

Дурной орган, который ногам покоя не дает

Орган, который можно дать на отсечение

Часть тела, способная соображать

Жертва мигрени

Не болит у дятла

Одна - хорошо, а две - лучше

Отсутствующий орган у всадника (Майн Рид)

Часть тела, которую теряют от любви

Перед поезда

Начало рыбьей порчености

Хранилище мозгов

Роман немецкого писателя Г. Манна

Персонаж оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь»

Название военной и административной должностей в России, XVI-XVII вв.

Ума палата

Растет на шее

Садовая

В нее боксеры кушают (анекд.)

Дурная работодательница ног

Черепная коробка и все остальное

Черепная коробка со всей начинкой

Та, что обычно своя на плечах

Отсекаемая гильотиной «деталь»

Противник Руслана в бою у Пушкина

. «мозговой центр»

Часть тела, где копошатся мысли

. «котелок», в котором ворочаются мысли

Сторона поезда

. «или грудь в крестах, или... в кустах»

Черепок с мозгами

Вместилище опилок Винни Пуха

Раньше называлось мозговницей

Самая умная часть тела

. «коробка» для ума

Умный человек (одобрительно)

Что на плечах у нас?

Черепная коробка

Часть туловища

Ум, рассудок

Административная должность в России

. (разг.) начальник

Именно из этой части тела родилась Афина

. "Дурная... ногам покоя не дает"

. "Или грудь в крестах, или... в кустах"

. "Котелок", в котором ворочаются мысли

. "Мозговой центр"

. "... моя садовая"

. "коробка" для ума

Ж. глава, часть тела, состоящая из черепа с мозгом, из мышц, покровов с волосами и пр. башка, мозговница. Разницу между головой и главой, см. глава. Голова состоит из головы собственно и лица: голова делится на лоб или чело, темя, маковку, затылок, и виски или косицы. Не рок головы ищет, сама голова на рок идет. Свою голову положу, да твою-то с плеч снесу. Кистенями постукивают, так головы трещат. Легко ранили, и головы не нашли. Не бей по голове, колоти по башке. Хоть на голове-то густо, да в голове пусто. Кабы на Тарасовой голове да капуста росла, так был бы огород, а не плешь. Кто ворожит, на того головою наложить. похмелья, да с голоду, разломило буйну голову. Головка воровка: денежки пропила, а сама болит да болит. Рука согрешит, а голова в ответе. Подумаешь умом, головушка кругом! Не верти головой, не миновать. Кабы тебе на свою голову! напророчить злое. За это головой ручаюсь. Хоть голову на плаху. Вот меч (топор), вот голова моя. Сломя голову, спешно. Очертя голову, отчаянно. Видно, он о двух головах. Не татарин выскочил, не голову снял, не велика беда. Тут и о двух головах пропадешь. Была бы голова на плечах, а хлеб будет. Была бы голова, будет и борода. Не отболит (не отвалится) голова, вырастет и борода. Была бы голова, будет и булава. Была бы булава, найдется и голова. Была бы голова, будут и рога, кичение, гордость. Была бы голова, будет и петля. Была бы голова, а шелуди будут. Одна голова на плечах, да и та на ниточке. На тулово без головы шапки не пригонишь. Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы. Куда голова, туда и животы. Не всяк умен, кто с головою. Баба ворожила, головой наложила, по заклятию. Прилетела на свою голову, о птице, залетевшей в избу; стараются поймать ее и сорвать голову. Две головы и шесть ног: четыре ноги ходят, а две смирно лежат? вершник. Голова также лицо, особа, особь, душа, человек, животное. Одна голова не бедна, а и бедна, да (так) одна. Ну голова, что ты наделал! Жить (одной) головою, одиноко, бессемейно. Как живется, голова? нас подати с головы сходит по стольку-то. Много ль голов скота держите? Сваливать с больной головы на здоровую, наваливать на кого чужую вину. Жить за чужой головою, ответом, защитой, порукой. На службе легче ответ с чужой головы. *Ум, разум, смысл или рассудок, умственные способности вообще. Это голова, каких мало. Эта голова шебала. кобылы большая голова нехай (пускай) себе думает! зап. о беззаботном. него голова трухой набита. Ему ничего путного нейдет в голову. Легче руками работать, чем головой. Взять или забрать себе что в голову, верить чему, упорно хотеть. Выкинуть что из головы, из думки, мыслей. тебе выбью дурь эту из головы. Очертя голову, безрассудно. Работать головою: ломать над чем голову. Голова трещит от дел. Голову ломит или разломило, болит. Потерять голову, с немецк., потеряться, не найтись, не знать что делать. Головою не знаю, не видал, вовсе не знаю. Нрав или сердце, качества нравственные. Упрямая голова, буйная, удалая, бешеная. Он пропал и с головою, погиб. Взять что на свою голову, сделать что в свою голову, самовольно или па свой ответ. Работать на (в) зну (злу?) голову, до поту, до изнеможения. добрую голову сто рук. Сколько голов, столько умов. Сто голов, сто умов. Что голова, то ум (разум). Голова у ног ума не просит. Умная (добрая, путная) голова сто голов кормит, а худая и одной (и себя) не прокормит. Хорош город домами, да плох головами. Без мужа, что без головы; без жены. что без ума. Муж голова. жена душа. Гнать в хвост и в голову. Повесил головушку на праву сторонушку. Не вешай головушки, не печаль хозяина. Он идет в первую голову, первым. Наложить головою, строго заказать. Клад положен на столько-то голов, с зароком. головы-на-голову, поголовно. Выдать кого головою, стар. за долги или обиду заставить просить униженно прощенья, или отдать на расправу. Разбить войско наголову, побив его, рассеять. Поплатиться (покрыть дело) головою, повершить смерть своею. Покрыть девке голову, выдать замуж; о мужчине: накрыться, надеть шляпу. Бежать, торопиться сломя голову, опрометью, изо всех сил. Срезать кому голову, пристыдить. Вскосматить голову, волос. Намылить или вымыть кому голову, с немецк. пожурить. Под головою, под подушкой на ложе. Пропадать за глупою головою, за глупым мужем. Гладить кого по головке, баловать. Хорошенькая головочка. Болит головушка. Бедная моя головонько! Эка головища какая! Упал торчмя головою. Голова делу, начальник, коновод. Встарь бывали головы: стрелецкие, обозные, таможенные, письменные, соляные и пр. Стрелецкий (или -кая) голова был в чине полковника. Ныне головой зовется старший местный начальник, по выборам, у купцов или граждан и у податных состояний. Городской голова, председатель городской думы. Ремесленный голова, председатель ремесленной управы. Волостной голова, управляющий волостью, Головиха ж. жена головы. Голова всему делу правда. Без головы и дом (и волость) не стоит. Здоровье всему голова. Браги ендова всему голова. Пиво не диво, и медь не хвала: а всему голова, что любовь дорога, о пирушке. По разуму в головы сажают. Не одним головой свет стоит, говор. о волостном голове. Не об одной голове или не одной головой свет стоит. Русь святая белу свету голова. Приставь голову к плечам. Голова хвоста не ждет. Голова также верх или вершина, начало: голова реки, сиб. вершина реки; голова хлебного вороха, чело, очелок. Голова в суслоне, арх. тринадцатый сноп, служащий вершиной, покрышкой. Голова борти, улья, олек, верхняя часть, противопол. пятка. Голова лаптя, голова(я)шка, где пальцы. Главная часть, верх или главный конец вещи: напр. верхняя часть руля, скрипки, гитары, где вставлены колочки; набалдашник; верхняя часть горного бура, промывального стана, рудной жилы и пр.; лучший соболь, куница в связке, он же головка; отборный товар, напоказ, верхи; первое и более крепкое вино, при гонке горелки, головица. Иногда вещь, уподобляемая по виду голове, как напр. голова сахару; головка луку, чесноку: головка капусты южн. кочан, вилок; насадок на чем, шляпка; головка булавки. Головка пчеловод. медок, медки, зрецовое гнездо, донышко, также приломок, науз с медом, для раннего прикорма пчел или нового роя. Головка ниж. смол. бабья головная повязка, платок, косынка. Голова белой рыбы. белорыбицы, на Днепре,

Какой орган отрубали бессмертным горцам в фильме

На что мы шляпу надеваем

Название военной и административной должностей в России, XVI-XVII вв

Одна хорошо, а две лучше

Отсекаемая гильотиной "деталь"

Персонаж оперы Н. Римского-Корсакова "Майская ночь"

Роман российского писателя А. Беляева "... профессора Доуэля"

Фильм Бориса Барнета "Бесценная..."

Через какой орган уходит 80% тепла человека

Что болит при мигрени

Что на плечах у нас

Что отсекает гильотина

На что мы шляпу надеваем?

. «дурная... ногам покоя не дает»

Единица счёта скота

Череп человека является плотным и крепким каркасом, который защищает головной мозг от травм и повреждений. Также он является основой для лицевых мускул, благодаря которым человек способен жевать, говорить и выражать эмоции. Он состоит из 23 костей: 8 парных элементов и 7 непарных.

Черепные кости делятся на два важных отдела:

  • лицевой;
  • мозговой.

Лицевой отдел

Лицевой отдел состоит из следующих парных и непарных костей.

  • носовой;
  • небной;
  • скуловой;
  • слезной;
  • верхней челюсти;
  • нижней носовой раковины.

Непарные:

Лицевой отдел играет очень важную роль в процессе жизнедеятельности, поскольку влияет на органы дыхания, пищеварения и чувств. Непарные кости имеют участки заполненные воздухом, соединяющиеся с носовой полостью. Благодаря воздушным участкам обеспечивается тепловая изоляция для органов чувств, но, несмотря на наличие таких участков, череп обладает особой прочностью и крепостью.


К воздушным участкам относятся:

  • решетчатая;
  • лобная;
  • височная;
  • верхняя челюсть;
  • клиновидная.

Важную роль выполняет подъязычная дугообразная кость, локализующаяся между челюстью и гортанью и соединяющаяся при помощи связок и мышц с костями черепа.

Данный элемент формирует парные рога и тело, от которых тянутся отростки височных костей. Верхние кости черепа являются плоскими и состоят из специальных пластин с костным веществом. Этих пластины заполненны ячейками, внутри которых находятся кровеносные сосуды и костный мозг. Некоторые кости черепа повторяют форму головного мозга, их неровности соответствуют его извилинам и бороздам.

Мозговой отдел

Мозговой отдел также состоит из парных и не парных коснее.

  • теменная;
  • височная.

Непарные:

  • лобная;
  • затылочная;
  • клиновидная.

Данный отдел локализуется над лицевым отделом. Он также имеет воздухоносную лобную кость, которая состоит из носовой части и двух чешуй. Лобная кость образует лобные бугры и лоб, формирующие глазницы, височные ямки, полости носа. Теменная кость образует своды черепа и теменной бугор. Затылочная кость формирует свод черепа и органы слуха. Все кости черепа связаны между собой специальными соединениями — «швами».

Особенности формирования черепа

Формирование черепа имеет возрастные особенности. Основную роль в его образовании играет головной мозг, органы чувств и жевательные мышцы. По мере взросления его строение меняется. Так, у новорожденного кости черепа полностью состоят из соединительной ткани. У грудничков образуется роднички, которые со временем прикрываются соединительными пластинами. Череп младенца мягкий и эластичный, его форма способна видоизменяться. Это обуславливает способность плода проходить сквозь родовые ходы, без каких — либо травмирующих факторов.


В двухлетнем возрасте у ребенка происходит замена соединительной ткани костной. В это период у ребенка закрываются роднички. Поэтому строение черепа у ребенка, подростка и взрослого человека сильно различается. Например, у ребенка до семи лет происходит энергичный рост черепа. С одного года до трех лет формируется задняя часть черепа. До трех лет появляются молочные зубы, образуются основание черепа и его лицевая часть, а также развиваются жевательные функции. Затем он приобретает определенную форму и длину, которая уже соответствует длине черепа взрослого человека. С семилетнего возраста примерно до подросткового — его рост замедляется.

С подросткового возраста до зрелого активно растут и развиваются лицевой и лобный отдел головного мозга. В этот период происходит бурного половое развитие ребенка, которое сказывается и на форме черепа. Так, у парней череп вытягивается, становится массивней и рельефней, а у девочек он округлый и сглаженный. В пожилом возрасте череп также видоизменяется. Поскольку кости меняют свою структуру, зубы выпадают, жевательная функция и мышцы уменьшаются. Череп теряет эластичность и прочность, а также теряет массивность.

Функции черепа

Этот сложный костный орган выполняет несколько важных функций:

  • является костным каркасом для головного мозга;
  • костные образования защищают ячейки глазниц и носовых ходов;
  • соединяет мышцы шеи, мимические и жевательные мышцы;
  • воздухоносные участки участвуют в образовании звуков и речи;
  • участвуют в размельчении пищи, а значит, в пищеварительной системе.

Травмы черепа

Травмы такого рода, как правило, имеют очень серьезные последствия. К основным травмам относятся:

  1. Перелом свода (открытый и закрытый). В этом случае повреждается внутренняя костная пластина. Костные отломки, вдавливаясь в мозг, могут повредить его оболочку и мозговое вещество. При разрыве сосудов оболочки формируются гематомы. При закрытом переломе гематома расплывчатая, не имеет четких границ. В этом случае очаговые симптомы не наблюдаются.
  2. Перелом основания. Характеризуется трещинами, которые распространяются на глазницы и кости носа.
  3. Черепно — мозговая травма (с сотрясением мозга). Механическое повреждение черепа и внутричерепных образований (мозговых оболочек, нервов, сосудов).


По характеру переломов выделяют следующие виды:

  1. Линейные переломы. Такие переломы напоминают тонкую линию. Не наблюдается смещения костных обломков.
  2. Вдавленные переломы. Происходят при сдавливании в коробку черепа. В результате наблюдается вдавливание обломков в коробку черепа, что может повредить мозговую оболочку, сосуды, нервы и вещество, вызвать размозжение мозга и гематомы.
  3. Оскольчатые переломы. В этом случае образуется несколько костных осколков. Они могут повредить мозг и мозговую оболочку.

Причины развития травм

Чаще всего причины переломов и ушибов возникают по следующим причинам:

  • падение с высоты;
  • сильные удары по голове массивным тяжелым предметом;
  • автомобильные аварии.

Такого рода травмы получают молодые люди или люди среднего возраста, а также лица, склонные к бытовым ссорам, дракам и любители алкогольных напитков. При занятиях спортом на профессиональном уровне наблюдаются травмы при неудачных падениях. Транспорно — дорожные происшествия при вождении автомобиля или мотоцикла очень часто заканчиваются черепными травмами.

Переломы могут случиться у детей, к тому же это достаточно частое явление. У детей травмы происходят по причине падения, ударов по голове. Поскольку организм ребенка слабее, то и последствия могут быть намного серьезнее.

Симптомы

Чаще всего наблюдаются линейные неосложненые переломы, которые сопровождаются гематомами в местах, где локализуется сосцевидный отросток. Происходит кровоизлияние в среднее ухо, а через придаточные носовые пазухи и уши вытекает спинномозговая жидкость. При переломе височной кости наблюдается повреждение лицевого нерва и разрушение слуховых косточек.


Тяжелой травмой является перелом лобной кости, который сопровождается сотрясением мозга или ушибом. Такие травмы возникаю после сильного удара. В результате возникают сильные головные боли, тошнота, рвота, головокружение, потеря сознания, нарушение зрения. Также могут наблюдаться кровотечение из ушей, припухлость лба и лица, что свидетельствует о скопление воздуха под кожей данных участков. При переломе лобной кости требуется срочное лечение, поскольку это очень серьезная травма.

Конечно, признаки зависят от тяжести травмы и вида повреждения мозговых структур. Могут наблюдаться самые разные нарушения сознания, включительно его потеря и кома. Повреждение нервов и мозга приводят к параличам, парезам, нарушению чувствительности и мозговому отеку, который проявляется следующими симптомами: распирающими головными болями, нарушением сознания, рвота и тошнота.

При сдавливании мозгового ствола наблюдается нарушение нарушением дыхания и кровообращения и угнетения реакции зрачка.

Следует помнить, чем тяжелее травма, тем сильнее выражено нарушение сознания. При развитии внутренней гематомы могут наблюдаться периоды потери сознания и просветления.

Переломы черепа у ребенка происходят совсем не так как у взрослого. Часто бывает так, что ребенок после травмы чувствует себя удовлетворительно, к тому же не наблюдаются никакие симптомы. Поскольку лобная часть развивается у него до подросткового возраста, то именно в этот период могут наблюдаться последствия перенесенных ранее травм.

Диагностика

Черепные переломы определяются на основании клинической картины. Оценивается общее состояние больного, проводится неврологическая диагностика зрачков. Но для постановки диагноза одной клинической картины все — таки мало, поэтому проводят инструментальную диагностику рентген, компьютерный томограф (КТ) и магнитно — резонансную томографию (МРТ).

Лечение

Прежде всего при травмах головы необходимо оказать первую помощь. Пациента следует уложить в горизонтальное положение. Причем, если он в сознании, то уложить его надо на спину, если без сознания, то на бок. Голову поворачивают в сторону, чтобы потерпевший при рвоте, которая может возникнуть, не захлебнулся собственными рвотными массами. Под голову подкладывают валик, сооруженный из подручных средств. В качестве валика могут выступать подушки, одеяла, полотенца, элементы одежды. Если наблюдается кровавая рана, то на нее накладывают давящую повязку, а к месту травмы прикладывают лед. Необходимо проверить проходимость и дыхательных путей и предотвратить западение языка.

Лечение в медицинском учреждении оказывается консервативным путем. Пострадавшим показан постельный режим. В некоторых случаях появляется необходимость в хирургическом лечении. При травме основания черепа накладывают люмбальный дренаж. Длительность лечения зависит от степени тяжести травмы.

Последствия травм

Повреждение костей черепа — это всегда сложные травмы, которые не проходят без последствий. В некоторых случаях в спинномозговую жидкость может проникнуть бактерии, что приведет к воспалению мозговых оболочек. Если туда проникнет воздух, то возникнет пневмоцефалия. Другими словами, могут появиться травмы и осложнения несовместимые с жизнью.

Перелом свода черепа

Переломы бывают следующего типа:

  • открытый;
  • закрытый;
  • фрагментарный;
  • сквозной;
  • со смещением;
  • вдавленный.

Как правило, такие переломы развиваются вследствие бытовых и уличных драк, в результате травм на производстве, транспортно- дорожных происшествий, после сильного падения или удара тяжелым предметом по голове.

Все вышеназванные переломы делятся на:

  • прямые;
  • непрямые.

Прямые характеризуются повреждением кости с образованием прогибов разной степени внутрь.

Непрямые — распространяются по всему черепу и образуют прогибы внутрь.

Основные признаки:

  • формирование гематом;
  • появление открытой раны;
  • прогибание черепа;
  • потеря сознания;
  • кома;
  • нарушение дыхательной функции;
  • паралич;
  • поражение нервных сосудов;
  • Ретроградная амнезия.

Потерпевший может находиться в частичном или в полном сознании. При частичном сознании он все понимает, но может не вспомнить события, предшествующие травме. Такое состояние называется ретроградная амнезия. Также пациент может впасть в коматозное состояние или ступор. В очень тяжелых случаях наблюдаются тяжелые нарушения рассудка и умственной деятельности, снижение пульса и замедление пульса (брадикардия).

Часто при внутричерепных повреждениях наблюдаются гематомы. Для таких больных характерны смены осознанного и бессознательного состояния. Причем пострадавший может находиться в таком состоянии часами, днями или неделями.


Ели при осмотре пациента наблюдаются вдавливания, трещины отрытые раны, то можно диагностировать данный вид повреждения. При отсутствии внешних признаков, то для адекватной диагностики используют:

Тщательное исследование необходимо в случае развития у пациента коматозного состояния, а также при сильных расстройствах мозгового кровоснабжения. В этом случае человек, то пребывает в сознании, то теряет его. Проводится исследование зрачков, их ширина и расстояние, а также устанавливается их реакция на свет. Проверяется, не изменился ли прикус зубов, положение языка и активность мышц конечностей. Необходим контроль пульса, дыхания и артериального давления.

Потеря сознания в некоторых случаях является следствием травматического шока, который вызван множественными переломами и обильной потерей крови. В этом случае пострадавший нуждается в срочной госпитализации.

Переломы основания черепа

Это очень серьезное повреждение одной или нескольких костей, которые возникают в результате автомобильных аварий, ударов по лицу в области нижней челюсти или носа. Оно относится к открытым травмам.

Симптомы:

  • отек мозга;
  • распирающие головные боли;
  • рвота;
  • кровоизлияние в виде очков вокруг глаз;
  • разный размер зрачков и отсутствие реакции с их стороны;
  • сдавливания ствола мозга, в результате чего наблюдаются кровообращения;
  • нарушение дыхания;
  • выделение из носа и ушей спинномозговой жидкости, мешанной с кровью;
  • нарушение сердечного ритма;
  • спутанность сознания;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • возбуждение либо ступор.

Симптомы зависит от тяжести травмы и повреждения мозга. Потеря сознания может быть как кратковременным обмороком, так и длительной комы. Могут наблюдаться периоды просветления, которым предшествует потеря сознания (однако это не говорит о незначительности травмы, это является характерным симптомом этого повреждения).


Выживаемость после перелома свода зависит от быстрого и правильного оказания первой помощи. Поскольку при таких повреждениях наблюдаются обильные кровотечения, то смертельный исход может наступить сразу же или же стать причиной длительной комы. В данном случае прогноз крайне неблагоприятный. В этом случае возникает вероятность пожизненной инвалидности и серьезного нарушения умственной активности.

Прогноз благоприятный при переломах без смещения, трещинах, которые не нуждаются в оперативном лечении. Смертность составляет в 55% случаях.

Черепно — мозговая травма

  • легкая (сотрясение мозга, легкие ушибы);
  • средняя (ушибы средней тяжести);
  • тяжелая (острые сдавливания, тяжелые ушибы)

Виды повреждений:

  • ушибы мозга;
  • сдавливание мозга;
  • диффузные повреждения мозга;
  • сдавливание головы.

По характеру:

  • закрытые;
  • открытые.

По типу травмирующего действия:

  • изолированные (отдельные);
  • сочетанные (сочетаются с повреждениями других органов);
  • комбинированные (сочетание травмирующего фактора, например, механическое и термическое воздействие).


Закрытые повреждения не сопровождаются нарушением целостности кожных покровов головы. Внутричерепная полость остается в замкнутом состоянии. Открытые — характеризуются повреждение кожного покрова головы. При них возрастает вероятность асептического заражения. Очень часто наблюдается развитие оболочек мозга в результате микробного заражения.

Симптомы:

  • потеря и помутнение сознания;
  • головная боль;
  • тошнота;
  • звон в ушах;
  • головные боли;
  • головокружение;
  • кровотечение из ушей и носа;
  • амнезия;
  • бредовые состояния;
  • галлюцинации.

Сотрясение головного мозга

Чаще всего возникает в результате удара тяжелым предметом или в случае падения с высоты. При сотрясении мозга происходит мгновенная потеря сообщения между клетками и отделами головного мозга. При этом целостность мозговой ткани не нарушается.


Симптомы:

  • потеря сознания;
  • головная боль;
  • тошнота;
  • рвота;
  • потливость;
  • слабость;
  • недомогание.

Сразу же после травмы может появиться ретроградная амнезия. Симптомы не имеют длительной продолжительности и полностью проходят через две недели.

Ушиб головного мозга

  • тяжелый;
  • средний;
  • легкий.

При ушибе происходит любое повреждение мозга, однако, местного характера. Могут наблюдаться как отек мозга и мелкие кровоизлияния, так и размозжение, и разрыв мозговой ткани. Ушиб может возникнуть при повреждении мозга отломками костей при переломах.

Черепная коробка

Как я уже говорил в своем предварительном обзоре, анатомы различают мозговую и лицевую части черепной коробки. То, что располагается ниже линии, проходящей через брови, основание носа и отверстия ушных раковин, принадлежит лицевой части черепной коробки. Ядро лицевой части черепной коробки образуют верхняя и нижняя челюсти. С обеих сторон в виде ушек прилегают скуловые дуги; в середине возвышается костное основание носа, которое увеличивается носовым хрящом. Костное основание носа и носовой хрящ определяют характерную форму носа. На границе между мозговой и лицевой частями черепной коробки располагаются пазухи для глаз. Несколько глубже с обеих сторон находятся внешние слуховые каналы. Сама по себе ушная раковина состоит из одного только хряща. Таким образом вкратце можно охарактеризовать строение черепной коробки. Мозг отвечает за все духовные процессы, работа челюстей обеспечивает удовлетворение сильнейшей животной потребности, утоляет голод. Да здравствует дух, да здравствует материя!

Если сравнить череп орангутанга (рис. 9) с человеческим черепом и проследить развитие современных людей от их предков (рис. 10), то можно видеть, что при развитии от животных к пра-людям и от пра-людей к людям современным (рис. 11) мозговая часть черепной коробки все увеличивается, тогда как челюсти неуклонно сокращаются, занимая в черепе современного культурного человека достаточно скромное место.

Рис. 9. Череп взрослой мужской особи

Рис. 10. Череп пра-человека (череп мужчины орангутанга (по «Антропологии» Мартина). «Ла Ферраси», музей г. Бойла).

Современный культурный человек в силу своего более интеллектуального развития не нуждается больше в огромных челюстях для разжевывания пищи. Поэтому для культурного человека характерно значительное развитие мозговой части черепной коробки и слабо развитые челюсти. Для пра-человека, находящегося на стадии развития дикаря, все наоборот: небольшая мозговая часть черепной коробки и большие челюсти с мощными зубами.

Выраженность мозговой части черепной коробки и незначительное развитие челюстей говорит о высоком развитии мозга, тогда как мощные челюсти и небольшая мозговая часть черепной коробки о застывании в «диком» состоянии. Если мы находим эти признаки у всех или почти всех членов какой-либо расы, то мы получаем существенные физиогномические основания для оценки этой расы. Но нужно быть очень осторожным при обнаружении этих признаков у отдельного индивидуума. Чем больше мозговая часть черепной коробки, тем больше мозг. Это очевидно. Мы знаем, далее, что мозг европейца больше, чем у представителей низших рас. Внутри одной и той же расы мы находим, что представители интеллектуального труда обладают более развитой мозговой частью черепной коробки и, соответственно, большей массой мозга, чем представители физического труда. Матигла нашел у поденных рабочих средний вес головного мозга около 1410 грамм, у лиц, занятых физическим трудом, - 1450 грамм, и у высших служащих, врачей и т. и. - около 1500 грамм (цитирую по Мартину). Эти наблюдения говорят, казалось бы, о том, что с большим объемом мозговой части черепной коробки и с большим объемом мозга автоматически связана и духовность, интеллигентность человека. Но все не так просто. Однако можно было бы думать, что вследствие интенсивной интеллектуальной работы наступает гипертрофия о тдельных частей мозга, как это происходит при постоянной работе какой-либо мышцы, и этот рост мозга влияет и на черепные кости. Кости черепа в первые двадцать лет жизни гораздо более пластичны, чем обычно предполагают.

Насколько велика пластичность детского черепа, часто убеждаются ортопеды. Когда стерно-кляйдо-мастоидеус укорочена и вследствие этого формируется кривошея, то сильное растяжение мышцы тормозит развитие всей больной половины лица, в то время как здоровая сторона развивается нормально. Возникает выраженная асимметрия лица. Средняя линия проходит не прямо, но по дуге, выпуклость которой направлена в сторону здоровой половины лица. Если укороченную стерно-кляйдо-мастоидеус вовремя перерезать и, таким образом, удлинить, то давление на черепные кости больной половины в течение трех-четырех лет прекращается и болезненная асимметрия лица исчезает. Кривошея является, как правило, врожденной. Иногда бывает так, что кривошея развивается в возрасте 12–13 лет. Тогда, несмотря на поздний возраст, развивается лицевая асимметрия. Все это свидетельствует о большой пластичности костей черепа в детском возрасте (рис. 12 и 13).

Рис. 11.Череп взрослого европейца(по «Антропологии» Мартина).

На предположении о пластичности крышки черепной коробки Галль построил свою физиогномику. Он полагал, что отдельные душевные функции локализованы в совершенно определенных участках головного мозга, и при интенсивном развитии, например, полового влечения, любви к детям, понимания музыки и т. д. соответствующие участки мозга оказываются гипертрофированы и крышка черепа на этом месте выпячивается.

Поэтому путем ощупывания крышки черепа можно - согласно учению Галля - разгадать душевный склад и характер человека. Врачу, знакомому с современными представлениями о топографии мозговых центров, достаточно беглого взгляда на «шахматную доску» Галля, чтобы понять, что его учение неприемлемо. Непонятно даже, как в свое время это учение могло привлечь к себе всеобщее внимание. Долгое время этим занятиям посвятил себя даже сам Гёте. Но наибольшее влияние учение Галля оказало на искусство своего времени. Чтобы констатировать у известных людей все центры Галля, реальной величины их лбов, как правило, не хватало, так что художникам приходилось увеличивать им лбы. Классическим примером может служить бюст Гёте работы Давида (рис. 16). Сравнение бюста Гёте работы Давида с изготовленной Шадо в 1816 г. посмертной гипсовой маской Гёте (рис. 17) показывает, какое отрицательное влияние на искусство имела теория Галля. В то же время было бы неверным отказывать теории Галля во всяком положительном смысле. Идея, что определенные душевные функции представлены топологически определенными центрами коры головного мозга, была для своего времени новой.

То, что определенные центры коры головного мозга могут быть развиты сильнее других, и сегодня представляется вполне вероятным. Но то, что при этом соответствующие им участки крышки черепа выпячиваются, кажется сомнительным.

Рис. 12. Кривошея. Перед операцией. Сильная асимметрия лица.

Рис. 13. 1 год после операции. Асимметрия по большей части редуцировалась.

Френологические органы по Галлю:

1. Половое влечение. 2. Любовь к детям. 3. Стремление к единству. 4. Потребность в привязанности. 5. Стремление к борьбе. 6. Стремление к разрушению. 7. Стремление к утаиванию. 8. Стремление к достижению. 9. Стремление к созиданию. 10. Ощущение себя. 11. Потребность в одобрении. 12. Осторожность. 13. Доброжелательство. 14. Религиозность. 15. Устойчивость. 16. Совестливость. 17. Надежда. 18. Чувство чудесного. 19. Чувство красоты. 20. Юмор. 21. Стремление к подражанию. 22. Чувство предметности. 23. Образность. 24. Чувство пространства или формы. 25. Чувство тяжести. 26. Ощущение цвета. 27. Чувство места. 28. Понимание числа. 29. Чувство порядка. 30. Ощущение факта. 31. Потребность питаться. 32. Ощущение звука. 33. Чувство слова. 34. Способность сравнения. 35. Способность к выводу.

Рис. 16. Бюст Гёте работы Давида. 1829

Рис. 17. Посмертная гипсовая маска Гёте. Шадо, 1816

Ретциус в Стокгольме и Мёбиус полагали, что они обнаружили выпячивание на черепах у музыкантов, Кёнига, Бетховена и Брамса на том месте, которое, согласно Галю, соответствует т. н. «музыкальному органу». Сегодня можно считать вероятным, что головной мозг является реальной формообразующей силой по отношению к черепу (Е. Landau, «Anatomie des Grosshirns», Yerlag von E. Bircher, 1923, S1-11). На внутренней стороне черепа определенные части головного мозга проявляются очень четко; Impressiones digitatae передних и средних черепных ямок точно соответствуют прилегающим извилинам передних отделов лобных и височных долей (Hugo Spatz и G. Stroescu, «Nervenarzt», 1934, S 432–434). На внешней же стороне черепа Ландау лишь на незначительном количестве участков нашел выпячивания, которые действительно соответствовали изгибам мозговых извилин, но эти участки располагаются на черепных ямках и обнаружить их путем пальпации практически невозможно. Поэтому делать какие-либо выводы на основе внешней пальпации о развитии головного мозга вряд ли возможно. Я должен предпослать эти соображения обсуждению вопроса о «лбах мыслителей». Особенно хочу здесь поблагодарить за сообщение новейших данных в этой области профессора Гуго Шпатца.

Черепная коробка Спец. Костное вместилище головного мозга. - Сегодня осматривали рану Корчагина. Она очень глубока, пробита черепная коробка (Н. Островский. Как закалялась сталь). Появился высокий, большелобый [ориенталист ], словно полагалось ему вместить в черепную коробку больше, чем обыкновенным смертным (А. Лебеденко. Тяжёлый дивизион).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Черепная коробка" в других словарях:

    Черепная коробка - очень неудачный, но устоявшийся термин краниологии для обозначения мозгового отдела черепа человека (исключая лицевой отдел) …

    черепная коробка - Костное вместилище головного мозга … Словарь многих выражений

    КОРОБКА - КОРОБКА, коробки, жен. 1. Небольшой ящичек с крышкой из картона, дерева, жести и т.п. Коробка с конфетами. Коробка сардинок. Коробка спичек. 2. Название различных частей машин, заключенных в футляры (тех.). Коробка скоростей или передач (в… … Толковый словарь Ушакова

    КОРОБКА - КОРОБКА, и, жен. 1. Вместилище для чего н. в виде ящика, ящичка или другой формы. Деревянная, картонная, пластмассовая к. Круглая к. Швейная к. (со швейными принадлежностями). К. из под сигарет, из под печенья. К. конфет, спичек (с конфетами, со… … Толковый словарь Ожегова

    коробка - и; мн. род. бок, дат. бкам; ж. см. тж. коробочка, коробочный 1) Небольшой ящичек из картона, жести и т.п., обычно с крышкой. Картонная, жестяная, пластмассовая коро/бка. Самодельная коро/бка. Круглая … Словарь многих выражений

    коробка - и; мн. род. бок, дат. бкам; ж. 1. Небольшой ящичек из картона, жести и т.п., обычно с крышкой. Картонная, жестяная, пластмассовая к. Самодельная к. Круглая к. К. из под обуви. К. из под печенья, конфет. К. конфет (с конфетами). Швейная к. (для… … Энциклопедический словарь

    Череп - Черепная коробка и нижняя челюсть. Вид спереди Анатомический вид … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    ЧЕРЕП - (cranium), скелет головы позвоночных, а также хрящевая капсула, защищающая мозг у головоногих моллюсков. У позвоночных образован хрящом и (или) костью. Подразделяется на эндокраниум, представленный эмбриональным хрящевым черепом и его… … Биологический энциклопедический словарь

    ЧЕРЕП - (cranium), т. е. скелет головы позвоночных, составляется из двух главных отделов: осевого черепа и висцерального скелета. Осевой череп является хрящевой или костной коробкой, заключающей в себе и защищающей головной мозг, орган слуха и орган… … Большая медицинская энциклопедия