Невыносимые ощущения: зачем ребенку с аутизмом сенсорная интеграция. Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с аутизмом

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсорные нарушения могут выглядеть как деструктивное поведение с избыточными эмоциональными реакциями (капризы, ).

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция теория и практика берут свое начало с 90-х гг. XX в., впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Э. Д. Айрис, работавшей с детьми и взрослыми, имеющими различные неврологические нарушения. Метод представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.

Цель метода сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах воздействующих на сенсорные системы человека. игры использующиеся в сенсорной терапии дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Плюсы метода сенсорной интеграции

Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:

  1. Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.
  2. Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.
  3. Терапевт следует за ребенком в его развитии.
  4. Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.
  5. Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.

Плюсы метода:

  • целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);
  • происходит налаживание эффективного контакта между родителями и ребенком;
  • ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с предметами;
  • подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями;
  • в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает дозреванию сенсорных систем.

Минусы метода сенсорной интеграции

Специалист по сенсорной интеграции на первоначальном этапе ведет ребенка, отмечает все изменения, но в дальнейшем, это длительный процесс, который должен поддерживаться родителями, поэтому им важно обучиться азам методики и продолжать заниматься с ребенком. Сенсорная интеграция – минусы метода:

  • не рекомендуется для детей с небольшими интеллектуальными нарушениями;
  • не всегда ребенок осваивает в процессе желаемый навык;
  • ребенок, получив знания о взаимодействии с предметами, своим телом должен самостоятельно связать это все воедино, научиться делать выводы, что тоже не всегда получается.

Применение сенсорной интеграции

«Сенсорная интеграция в диалоге» – книга немецкого психо-энерготерапевта У. Кислинг помогает распознать проблему ребенка, понять ее причины и вовремя скорректировать сенсорные нарушения. Сенсорная интеграция – многофункциональный метод, решающий сразу несколько задач, поэтому он с успехом может применяться в следующих областях:

  • дефектологии;
  • нейрофизиологии;
  • логопедии;
  • психотерапии;
  • неврологии;
  • реабилитологии;
  • педагогической деятельности.

Метод сенсорной интеграции в логопедии

Нарушение сенсорной интеграции у детей, проявляющееся дефектами речи логопеды и дефектологи успешно корректируют при помощи метода сенсорной интеграции. Для этого используются занимательные планшеты и решетки с картинками. Логопед просит ребенка найти среди картинок пары соответствий, назвать из вслух, или найти животных в названии которых встречаются согласные С, Ш, Р. Использование сенсорного материала благоприятно отражается на ребенке вызывая у него интерес и является профилактикой вторичных сенсорных нарушений.


Сенсорная интеграция при аутизме

Сенсорная стимуляция и интеграция при аутизме – это один из многочисленных методов, эффективность его еще недостаточно изучена при применении в лечении расстройств аутистического спектра. Сенсорная интеграция для аутистов должна проводится лишь после того, как выявлены основные причины заболевания или эффект будет сведен на нет. Задачей метода сенсорной интеграции является снижение гипервозбудимости и релаксация.

Сенсорная интеграция для детей с ДЦП

Дисфункция сенсорной интеграции у детей с ДЦП заключается в недозрелости всех сенсорных систем и неспособности эффективно использовать ощущения адекватно реагировать на входящие сенсорные сигналы, поэтому специалистам приходится решать когнитивные, поведенческие и нейрофизиологические проблемы. Эффективным решением является сенсорная интегративная терапия с применением оборудования, позволяющего получить максимальные сенсорные реакции:

  • гамаки;
  • подвешенные валики;
  • наклонные доски;
  • тоннели;
  • бассейн с шариками.

Сенсорная интеграция – упражнения

Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.

Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:

  1. Для упражнения понадобятся пустые пластиковые емкости, ватные диски, аромомасла, ягоды и кусочки фруктов. Аромомасла берутся с учетом наличия фруктов и ягод, например, масло апельсина и кусочек апельсина, масло лимона и долька лимона – ароматы должны быть знакомы ребенку. На ватный диск накапать пару капель масла и положить в контейнер, проделать это с каждым аромамаслом, также выложить на стол фрукты и ягоды соответствующие аромату мала. Ребенку завязывают глаза, садят за стол и дают понюхать контейнер с маслом, а потом найти съедобный аналог на столе ориентируясь на запах.
  2. «Помоги обезьянке!». В стаканы помещают продукты питания: кусочки хлеба, овощей, фруктов и в другие стаканы предметы (мыло, духи, зубная паста, пластилин). Детям завязывают глаза и предлагают помочь обезьянке с помощью только «нюха» определить в каких стаканчиках еда, а в каких несъедобные предметы, и определить, что есть что.

Упражнения на развитие зрения:

  • обведение контуров предмета;
  • срисовывание предмета (копирование);
  • смешивание красок;
  • рисование пальчиковыми красками.

Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

  • имитация звуков насекомых (пчела, комар);
  • щелкание языком (громко, тихо);
  • чмокающие движения губами;
  • пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.

Сенсорная интеграция - упражнения для развития слуха:

  • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
  • пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.

Упражнения для развития кинестетики:

  • игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
  • песочная терапия;
  • хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.

Оборудование для сенсорной интеграции

Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:

  • тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
  • тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
  • сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
  • Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
  • утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.

Сенсорная интеграция – обучение

Курсы по сенсорной интеграции проводятся от Австрийской ассоциации и Южно-калифорнийского университета в Москве и Санкт-Петербурге. Обучение состоит из 3-х модулей, продолжительностью 144 часа. Курсы рекомендованы для логопедов, дефектологов, и психотерапевтов. Продолжительность обучения 144 часа, и при успешном окончании выдается сертификат о повышении квалификации.

Консультация для родителей «Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми с аутизмом»

Цель: Ознакомить родителей детей с аутизмом с методом сенсорной интеграции.
Задача : Помочь родителям организовать пространство и время детей с аутизмом.

Сенсорная интеграция - это организация ощущений для дальнейшего использования. Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Жизненное пространство детей с эмоционально-волевыми нарушениями требует особой заботы и специальной организации, рациональной организации пространства и времени, насыщенной разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами.
преодоления негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
преодоления отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
установления контакта с ребенком
Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками,
крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители - горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения. Степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.
Идеи для обонятельной системы

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- увеличивайте применение визуальной стимуляции,терапия Снузьелен. При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла,спальные мешки, массажные коврики,растирание жёсткой мочалкой,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры. Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия. Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с аутизмом синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.
Сенсорная интеграционная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
При низкой сенсорной чувствительности необходимо поощрять занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
Стратегии помощи.
Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Центр «Доброе слово» предлагает помощь в реабилитации детей с аутистическими расстройствами. Одна из используемых нами методик– сенсорная интеграция детей. Это междисциплинарное направление, в основу которого положен принцип упорядочивания и взаимодействия входящих импульсов из всевозможных сфер, которые окружают ребенка. Если вы обратитесь к нам, специалисты, используя эту методику, смогут сформировать основу системы правильного восприятия, на которой затем будет базироваться вся сенсорная сфера ребенка: речи, звуков, тактильных ощущений, пищи, эмоций, пространственного ориентирования, окружающего мира, взаимодействия с обществом и т.д.
Слово «интеграция» означает восстановление целого из мозаичных частей различных аспектов восприятия. «Сенсорное» – все, что связано с ощущениями и чувствами. Следовательно, развитие сенсорной интеграции предполагает восстановление ощущений и чувств, которые из-за аутизма стали формироваться с искажениями.

Цены на сенсорную интеграцию при аутизме

Виды занятий Стоимость одного занятия / сеанса Длительность одного занятия / сеанса Рекомендуемое количество занятий/сеансов
Сеанс биоакустической коррекции 1500 руб. 20 мин. 5 курсов по 10-15 сеансов
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Индивидуальное нейропсихологическое занятие 1 000руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Индивидуальное занятие сенсорной интеграции 1 000руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное занятие сенсомоторной коррекции 1000/1500 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное занятие адаптивной физкультурой 800руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное занятие АВА-тераписта 800/1000/2000 руб. 45/60 мин. от 3 раз в неделю
Диагностическая консультация логопеда 1 000руб. 30 мин. 1 занятие
Групповое занятие по продуктивной деятельности и коммуникации 800руб. 45 минут от 2 раз в неделю
Выездные интенсивные занятия иппотерапией 100 000 руб. 100 занятий 10 дней
Выездные интенсивные занятия дельфинотерапией 100 000 руб. 100 занятий 10 дней

Ребенку, у которого возникли трудности с сенсорной сферой, становится трудно и даже болезненно воспринимать звуки и шумы, прикосновения, взаимодействие с окружающим миром. Он вынужден находиться в сенсорной изоляции, чтобы выжить в невыносимых для него условиях. Обучение также становится невозможным. Нарушение сенсорной интеграции у детей приводит к задержке речевого развития или отсутствию речи.
Решить эту проблему можно в Центре «Доброе слово». Опытные специалисты обследуют вашего ребенка, определят степень серьезности проблемы и предложат наиболее эффективные методики реабилитации.
Нарушенную сенсорную интеграцию детей определяется по таким признакам, как:
недостаточная или, наоборот, чрезмерная чувствительность к слуховым, зрительным, тактильным стимулам и движению;
расстройства мышечного тонуса;
слишком низкий или чересчур высокий уровень двигательной активности;
импульсивность;
слабая двигательная координация;
неуклюжесть;
быстрая утомляемость;
трудности с концентрацией;
отказ от социальных контактов;
задержки развития речи.

Сенсорная интеграция детей: реабилитационные методики нашего Центра

Для детей с аутизмом в Центре «Доброе слово» проводятся следующие занятия:
биоакустическая коррекция (аппаратно-программная коррекция на основе сенсорной стимуляции структур головного мозга звуками и звукокомплексами, сформированными на основе ЭЭГ ребенка в реальном времени);
сенсомоторная коррекция и интеграция (нейрокоррекция пространственного ориентирования, межполушарного взаимодействия, работа с анализаторами: слуховым, зрительным, тактильным);
кинезиотерапия и кинезиойога (сенсорная интеграция на основе двигательных упражнений, ощущение себя в пространстве и улучшение работы системы органов дыхания);
сенсорный массаж тела (оздоровительный сенсорный массаж при помощи мячиков, контрастных материалов);
сенсорный логопедический массаж (массаж для расширения пищевого меню ребенка с аутизмом);
АРТ-терапия (занятия для улучшения системы восприятия при с использованием музыко-, вокало-, сказкотерапии);
дельфинотерапия (выездной курс занятий с дельфинами в дельфинарии на море с участием специалистов-психологов);
иппотерапия (выездной курс занятий с лошадьми под наблюдением инструктора-профессионала).

Продолжительность и стоимость занятий по сенсорной интеграции детей

Сенсорная интеграция при аутизме в нашем Центре носит комплексный и всесторонний характер. С детьми работает междугородняя команда лучших специалистов России. Центр сотрудничает с организациями, предлагающими такие методики, способствующие развитию детей, как дельфинотерапия, иппотерапия, биоакустическая коррекция. Наши сотрудники регулярно проходят дополнительное обучение, чтобы повысить свою квалификацию. Центр постоянно работает над созданием новых направлений и видов сенсорного развития детей с аутизмом.


Дети, которые проходят реабилитацию аутизма в Центре «Доброе слово», постоянно выезжают на интенсивные курсы, организованные специально для них. Родителям мы всегда готовы ответить на любые вопросы про сенсорную интеграцию у детей, предоставить необходимые консультации, в том числе в режиме онлайн.

Что имеют в виду родители детей с РАС, когда говорят, что у их детей проблемы с сенсорным восприятием? Согласно современным американским врачебным стандартам, особенности в сенсорной сфере отмечаются как один из важнейших симптомов при диагностике аутизма у детей. Недавно были обнародованы результаты нового исследования, которое показывает, что дети с РАС совсем не так, как обычные, реагируют на запахи.

Исследователи замеряли реакцию на приятные и неприятные запахи у группы из восемнадцати детей с аутизмом и равного количества их нейротипичных сверстников. Обычные дети реагировали так, как это делали бы на их месте взрослые, дети с РАС продемонстрировали принципиально иное поведение – они вдыхали с одинаковой интенсивностью и слабые, и сильные запахи.

Родители могут заметить, что их ребенок охотно вдыхает любой запах и демонстрирует необычные предпочтения в них. Некоторые будто бы совсем не замечают даже самое выраженное зловоние, или, наоборот, отказываются от мультивитаминных добавок с приятным (в нашем понимании) ароматом.

Другие органы чувств

Зрение : родители замечают, что ребенок ищет зрительной стимуляции, подолгу глядит на вращение лопастей вентиляторов, вращающиеся колеса или бегущую строку рекламы. По некоторым данным, частота, с которой работают флуоресцентные лампы, неприятна для глаз аутистов.

Зрительную стимуляцию следует отличать от отсутствующего взгляда, который вызван совершенно другими причинами и имеет абсолютно другие последствия.

Вкус : многие родители говорят, что их дети с РАС невероятно привередливы в еде. Иногда проблема кроется в текстуре пищи (им не нравится ее хруст или, напротив, мягкость) или температура. Пациенты с апраксией часто демонстрируют трудности с моторикой в области рта. Недостаточная способность к жеванию может делать необходимым предварительное дробление пищи и сокращение ее разнообразия. Многие такие малыши долгое время продолжают потреблять молочные смеси.

Слух : иногда дети с такими проблемами прикладывают руки к ушам, что служит у них элементом самостимуляции. Это может происходить, когда малыш пытается избежать общения и, подобно страусу, «прячет голову в песок». Часто это происходит, когда ребенок слышит звуки определенной частоты (плач другого ребенка, сирену) или амплитуды (вой пылесоса или сушилки для рук), что вызывает нежелательное или агрессивное поведение.

Иногда ребенок нормально не распознает звуки, которые слышит – например, не оборачивается на голос родителей или на свое имя. Причиной этого могут быть проблемы в работе определенных зон головного мозга. В любом случае, слуховое восприятие детей с РАС однозначно отличается от нормы.

Осязание : часто дети с РАС особенно реагируют на прикосновения. Родители часто говорят, что стрижка волос или ногтей возможна лишь тогда, когда ребенок спит (или невозможна в принципе). Некоторые дети жалуются, что их кожа горит, будто в огне, а другие, напротив, не ощущают даже серьезные травмы. Частое мытье рук может также быть одним из симптомов РАС – таким образом дети ищут возможность нагрузить этот канал восприятия.

Сложности с осязанием также включают проблемы с проприоцепцией (чувством тела) . Некоторые дети готовы подпрыгивать вверх-вниз целыми часами на любой мало-мальски подходящей для этого поверхности, будь это батут или же диван в приемной у врача. Другие ищут объятий и тесных сдавливаний – один из врачей даже соорудил специальную машину, которая сдавливает ребенка, имитируя тесные объятия.

Выводы
Все перечисленные симптомы говорят о проблемах с передачей сигналов по нервным окончаниям в ЦНС. По мере лечения воспалительных процессов в организме ребенка, и по мере того, как налаживается его метаболизм, наступают улучшения в здоровье пациента с РАС. Это приводит к изменениям в сенсорных проявлениях аутизма, а также в апраксии, повторяющемся поведении и агрессивности.

Помогают и другие виды терапии – от занятий по методике Монтесори до остеопатии.


Подпишитесь на новости Ассоциации специалистов сенсорной интеграции


Сенсорная интеграция очень нужная, простая и правильная терапия. Книги о данной методике зачастую сложны. Мы с сыном занимались данной методикой сами. И с помощью специалистов. Эта терапия дала нам значительный эффект и помогла снять многие проблемы.

95% аутистов имеют нарушения обработки сенсорной информации. Слишком остро воспринимают одно и не замечают другое. У моего сына было множество сенсорных нарушение, он не слышал и не понимал речь. Боялся музыкальных игрушек. Не чувствовал боли(не заметил ожог первой степени, игнорировал укусы и травмы). Боялся переворотов, быть вниз головой. Закрывал уши и бил себя по ушам, избегал любых физических нагрузок, был неловок и неуклюж…

СУТЬ сенсорной терапии : окружающая среда представляет нам различный ощущения. Именно эти ощущения, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться! У аутистов что то нарушилось, что то пошло не так, нужно восстановить эти пораженные пути ввода-вывода информации и тогда развитие пойдет более правильным курсом!

ЦЕЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ снижении или наоборот стимулирование чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в ощупывании разных на ощупь предметов.

Почему есть сенсорные проблемы у детей с аутизмом.

Сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко и остро.

— плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность.

— дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям и МОТИВАЦИЮ: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются «детскими» и полезными.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. У современных детей сенсорные перегрузки зрения-слух (телевизор, планшет) и сенсорный голод всего остального.

ЧТО СОБСТВЕННО ДЕЛАТЬ: постепенно тренировать то что отстает, воспринимается не правильно, вызывает дискомфорт!

Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей.

Сенсорная интеграция в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств и системы поощрений и наказаний.

ПОМНИТЕ . Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, правильное восприятие необходимо ребенку для успешного обучения. Наша задача снять сенсорные проблемы и предоставить возможности физически развиваться!

Большую часть времени мы развиваем сына именно так. Развивать можно все что угодно. Как угодно. Практически все что окружает ребенка и создано для ребенка можно использовать. Игрушки и упражнения, снаряды и просто движение. Может быть вам кажется что это просто ИГРА. Развлечение. Но именно так РАЗВИВАЮТСЯ дети. Тренируя моторику, баланс, равновесие, всесторонне развивая и закаляя и смеша ребенка вы делаете ему ХОРОШО. Очень полезно прыгать(ликфора), очень полезно быть ловким. Не зря считают что мелкая моторика напрямую связана с речью. Общая моторика очень сильно связана с развитием в целом. Чем больше ребенок находится на воздухе. В дали от ноутбука, планшета, телефона, зацикленных действий, дверок шкафов и любимого Томаса. Тем лучше. Чем разнообразнее ваше сенсорное и вообще развитие. Тем больше шансов!

Есть специальные упражнения, занятия, задания и способы стимулировать и развивать сенсорное и физическое развитие. Сенсорная интеграция стала основной нашего восстановления(вместе с витамино-медовой терапией)и первостепенной нашей задачей. Мы до сих пор уделяем сенсорному развитию много времени и внимания. И видим рузультат. Научились кататься на велосипеде, высоко и далеко прыгаем, нам многое интересно и многое стало получаться!