Организация и проведение соревнований по видам спорта для инвалидов. Курсовая организация специальной подготовки в футболе для инвалидов

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей специализированная

детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №11

3. Использование на занятиях элементов видов спорта: регби , гандбол , баскетбол ; развивающих видов спорта: плавание, лыжи.

Задачи программы

Обучающие:

- сформировать потребность в усвоении оптимального объема программы, полноты и глубины знаний и умений по теории и практики футбола как вида спорта;

- обучить навыкам выполнения общефизических и специальных упражнений по футболу;

- сформировать и совершенствовать знания, умения и навыки показа техники и тактики футбола;

- научить свободно и правильно применять правила игры;

Развивающие:

- развивать коммуникативные способности;

- развивать уверенность, самостоятельность, целеустремленность;

- совершенствовать творческие и познавательные способности и задатки у воспитанников;

- развивать личностные качества обучающихся для гармонизации самоуправления развития;

- развивать педагогические качества.

Воспитательные:

- воспитывать толерантность, отзывчивость к чужой беде;

- воспитывать духовно-нравственные и морально-этические качества личности, волевые черты характера;

- формировать эмоционально-чувственную сферу личности;

- воспитывать и развивать творческие способности;

- способствовать формированию у обучающихся осознанной потребности в здоровом образе жизни;

- сформировать потребность в бесконфликтном поведении подростков.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения рассчитан на 312 часов, второй и третий год обучения - 468 часов. Продолжительность занятий 3 раза в неделю по 2 часа для группы НП-1 г. о., для группы НП-2,3 г. о. продолжительность занятий составляет 3 раза по 2 часа и 1 раз - 3 часа в неделю.

Набор в группу «футбол» происходит по желанию учащихся детского дома в начале учебного года. Программа ориентирована на детей 11-14 лет с различным уровнем физической и психологической подготовки. Учебные группы формируются с учетом возрастных и психологических особенностей. В группу НП-1 г. о. привлекаются ребята в возрасте 11-12 лет, в группу НП-2 г. олет, в группу НП-3 г. олет. Количество занимающихся в группе - 15 человек.

1.1. Форма занятий

Программа предусматривает проведение занятий в форме спортивных тренировок, сдачи контрольных нормативов, теоретических занятий, товарищеских игр, соревнований, просмотра и анализа игр профессиональных спортсменов и и др.

Большое значение имеют соревнования. Они активизируют, стимулируют работу воспитанников в коллективе, позволяют все более полно проявлять полученные знания, умения, навыки, соответствуют спортивному росту обучающихся.

Выбирая форму проведения занятий необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся и необходимо знать какую нагрузку давать и как контролировать содержание спортивной тренировки.

В основе качественной характеристики нагрузки лежит интенсивность , зависящая от направленности смен на разных этапах игры и характеризующая начальной, средней или минимальной игровой активностью. О нагрузке игроков можно судить по частоте пульса: величина сдвигов ЧСС(частота сердечных сокращений) служит одним из тестов определения интенсивности мышечной работы. Тренировка умеренной мощности соответствует ЧСС - 130-140 уд./мин., ЧСС - 150-160 уд/мин соответствует занятиям с большой нагрузкой, а ЧСС - 180±10 уд./мин. - околопредельная и предельная нагрузка.

Суммарный пульс за время выполнения тренировочной нагрузки является объективным показателем общей физиологической нагрузки на организм.

С ЧСС тесно связана продолжительность выполняемой нагрузки в учебно-тренировочном занятии. При ЧСС - 180-190 уд./мин. упражнение не может продолжаться более 10-15 мин., при ЧСС 165 уд./мин. - от 40-50 мин., ЧСС - 100-

160 уд./мин. - до 90 мин. ЧСС - 130 уд./мин. считается своеобразной границей выносливости. При ЧСС меньше 130 уд./мин. работа может продолжаться несколько часов.

1.2.Содержание спортивной тренировки

Одна из главных задач тренировки - научить игрока правильно двигаться на поле. Воздействовать на организм футболиста необходимо комплексно и дифференцировано . Только такое воздействие ведет к росту спортивного уровня игроков.

1.3.

В длительном процессе тренировок соотношение отдельных элементов находится в динамическом равновесии. Большого внимания требует постоянная взаимосвязь этих элементов.

1.3. Прогнозируемые результаты учащихся

Прогнозируемые результаты учащихся

после 1-го,2-го и 3-го года обучения

1-ый год обучения

2-ой, 3-ий год обучения

Знать:

Основы личной гигиены спортсмена;

Основные правила игры в футбол;

Знать и применять комплекс упражнений на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Знать:

Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья;

Значение и содержание самоконтроля;

Причины травм на занятиях по футболу и их предупреждение.

Уметь:

Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений,

Добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

Управлять своими эмоциями;

Владеть игровыми ситуациями на поле;

Уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам.

Уметь:

Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальный уровень работоспособности;

Уметь владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите во время игровых ситуаций на поле.

Основными результатами воспитательной работы по окончании курса

обучения в детском объединении должны быть:

Позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и осознанная потребность в здоровом образе жизни,

Сплоченность коллектива,

- активное участие в спортивной и культурно - досуговой жизни детского объединения.

Воспитанник должен:

Знать нормы поведения в быту и общественных местах;

Уметь жить и работать в коллективе;

Доводить до конца начатое дело;

Уметь отстаивать собственную точку зрения;

Быть культурным человеком;

Проявлять заботу и внимание к младшим.

1.4.Формы контроля и диагностики результатов

Педагогический контроль учащихся играет важную роль в повышении эффективности обучения навыкам игры в футбол. Он проводится педагогом на всех этапах обучения игре. Материалом для анализа и оценки успеваемости служат данные систематических наблюдений и контрольных испытаний по основным разделам обучения.

Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития, отдельных физических качеств обучающихся, оценить технико-тактическую подготовленность, выявить преимущества или недостатки применяемых средств и методов обучения и т. д.

Предварительный контроль

Проводится в начале года. Выполняются контрольные нормативы по ОФП, подвижные игры, требующие быстроты ориентировки, рациональных ответных действий. Проводятся испытания для определения прыгучести, результатов в прыжке в длину с места, беге на 30 м, удар по мячу ногой на дальность и точность попаданий.

Цель: определить уровень физической подготовленности учащихся.

Форма: зачет(сдача контрольных нормативов, контрольные испытания).

Промежуточный контроль

Проводится после прохождения определенных разделов программы.

Цель: определить достигнутый уровень теоретической и общей физической подготовки и уровень ЗУН воспитанников для дальнейшей корректировки учебно-воспитательного процесса.

Форма: зачет (сдача контрольных нормативов), соревнования.

Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года.

Цель: определить уровень ЗУН воспитанников по окончании учебного года. Дать оценку личностного роста обучающегося.

Форма: сдача контрольных нормативов, зачет. Основной формой контроля и диагностики усвоения программы является участие в соревнованиях и турнирах по футболу.

Личностные изменения воспитанников диагностируются с помощью следующих методик:

Методика, «Диагностика личностного роста школьников»;

Диагностика интересов;

- методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив».

Нормативы по физической подготовке и техники игры в футбол

Контрольные упражнения

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

НП-1 (11-12 лет)

НП-2 (12-13 лет), НП-3 (13-14 лет)

оценки

оценки

5

4

3

5

4

3

О
Ф
П

Бег 30 м (сек.)

Бег 300 м (сек.)

6-минутный бег (м)

Прыжок в длину с места (см.)

Тройной прыжок с места (см)

С

Ф

П

Бег 30 м с ведением мяча (сек.)

Удар по мячу на дальность (м.)

· Паралимпийский комитет России.

Создан в 1996 году. Основная цель - участие России в паралимпийском движении. Главной задачей для Паралимпийского комитета России в настоящее время является подготовка и проведению XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи.

Для подготовки и проведения XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи создан Совет по развитию физической культуры и спорта при Президенте Российской Федерации. Совет является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объедине-ниями и организациями, другими организациями при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

Основную структуру национального паралимпийского комитета составляют его региональные отделения, представительства, филиалы или региональные паралимпийские комитеты, а также его постоянные комиссии, комитеты, советы.

· Российская ассоциация "Олимп".

Российская ассоциация "Олимп" - общественная организация, созданная в 1993 году для занятий спортом лицами с умственной отсталостью по программе "Специальная Олимпиада" и Паралимпийской программе. До 1999 года РА "Олимп" была зарегистрирована во Всемирной Специальной Олимпиаде как национальная программа.

Российская ассоциация "Олимп" в соответствии с Уставом осуществляет содействие средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов, лиц с умственной отсталостью в обществе. Российская ассоциация "Олимп" является общественной некоммерческой организацией и не имеет в качестве своей цели извлечение прибыли и ее распределение между учредителями и участниками.

Цели практической деятельности Российской ассоциации "Олимп":

предоставление равных возможностей инвалидам, лицам с умственной отсталостью для участия в спортивной жизни общества;

осуществление гуманной деятельности по формированию положительных личностных качеств у инвалидов, лиц с умственной отсталостью;

содействие укреплению добрых отношений в семьях, имеющих детей-инвалидов и детей с умственной отсталостью;

привлечение внимания общественности к социальной значимости занятий физической культурой и спортом этих людей, к их физическим и психическим возможностям;

укрепление связей с государственными и общественными организациями для решения общих задач социальной адаптации инвалидов, лиц с умственной отсталостью.

С 1993 года по настоящее время Российская ассоциация "Олимп" провела более 100 российских и международных мероприятий, включая чемпионаты России, чемпионат Европы по баскетболу в г. Иваново в 2005 году и другие международные соревнования различного уровня. Спортсмены, подготовленные Российской ассоциацией "Олимп", завоевали более 200 медалей на Всемирных летних и зимних Специальных Олимпийских играх, становились чемпионами и призерами зимних Паралимпийских игр в Нагано, завоевали серебряные медали по баскетболу и бронзовые медали в эстафете по плаванию на летних Паралимпийских играх в Сиднее.

· Сурдолимпийский Комитет России (СКР).

После распада Советского Союза 25 октября 1992 года учрежден Российский спортивный союз глухих (РССГ), который ставил своей целью приобщение граждан России - инвалидов по слуху - к физической культуре и спорту.25 октября 2001 года создан Сурдолимпийский комитет России (СКР). Предшественниками этих организаций следует считать Совет по физкультуре и спорту при ЦП ВОГ, который был организован в августе 1960 года.

Основные цели СКР - пропаганда и популяризация Олимпиады глухих и международного спорта глухих в России. Объединение общественных организаций спорта глухих для развития олимпийского движения, развитие спорта среди инвалидов по слуху. СКР является членом Международного спортивного комитета глухих (CISS).

· Российский футбольный союз глухих (РФСГ).

Основан в 2001 году, c 18 июня 2001 года вошел в состав Российского футбольного союза. В октябре 2001 года стал членом Сурдолимпийского комитета России.

Созданная в 1992 году Федерация футбола глухих России (ФФГР) не смогла преодолеть негативных тенденций и была распущена в 1999 г. по решению суда. Вместо нее Российским спортивным союзом глухих (РССГ) была учреждена новая руководящая структура - Российский футбольный союз глухих (РФСГ), имевшая более высокий юридический статус.

На смену ФФГР пришел Российский футбольный союз глухих, который за последние годы значительно активизировал развитие этого вида спорта среди инвалидов по слуху. Регулярно проводятся чемпионаты по футболу и футзалу.В. В. Радионов предложил утвердить ликвидацию ФФГР и принять в члены РФС новую организацию - Российский футбольный союз глухих.

· Федерация спорта слепых России.

Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация Федерация спорта слепых была создана в 1986 году на базе Всероссийского общества слепых. В 2002 году прошла перерегистрацию и в настоящее время имеет свои региональные отделения в 63 субъектах Российской Федерации.

Федерация развивает среди слепых 16 видов спорта, том числе армспорт, голбол, городошный спорт, дзюдо, легкую атлетику, лыжные гонки, биатлон, мини-футбол В1 (тотально слепые спортсмены), мини-футбол В2-В3 (слабовидящие спортсмены), пауэрлифтинг, плавание, спортивную гимнастику, спортивный туризм, шахматы, шашки. Приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 21 июля 2005 г. № 448 "О видах спорта, культивируемых среди инвалидов" спорт слепых внесен в Перечень видов спорта, признанных в Российской Федерации.

Федерация спорта слепых является членом олимпийского и паралимпийского комитетов России, тесно сотрудничает с Федеральным агентством по физической культуре и спорту, Всероссийским обществом слепых и другими общественными организациями инвалидов, международ-ными спортивными организациями слепых (IBSA, IBCA), федерациями по видам спорта (дзюдо, легкая атлетика, шахматы и др.), Центральным научно-исследовательским институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов и др.

· Специальное олимпийское движение России.

Специальная Олимпиада России - общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Является участником Special Olympics - всемирного движения, занимающегося организацией физкультурно-оздоровительных мероприятий и проведением соревнований для лиц с нарушениями интеллекта.

В Российской Федерации Специальное олимпийское движение осуществ-ляет свою деятельность с 1990 года.16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Ныне в Специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 50 тысяч детей и взрослых. Работают около 50 местных отделений Специальной Олимпиады России.

· Федерация физической культуры и спорта инвалидов России с поражением опорно-двигательного аппарата.

Федерация физической культуры и спорта инвалидов России с поражением опорно-двигательного аппарата учреждена в 1993 году. В состав федерации входят 137 клубов из различных регионов России. Федерация является членом Международного Паралимпийского комитета, Международной федерации спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата и Международной федерации спортсменов с повреждением позвоночника.

Федерация развивает среди инвалидов следующие виды спорта: легкую атлетику, плавание, волейбол сидя, баскетбол на колясках, пауэрлифтинг, стрельбу пулевую, стрельбу из лука, горнолыжный спорт, лыжные гонки, биатлон, теннис, настольный теннис, бадминтон, армрестлинг, дартс, футбол, парашютный спорт, авиационный спорт, шахматы, шашки.

Спортсмены федерации участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних Паралимпийских играх.

· Российский центр паралимпийского спорта.

Российский центр паралимпийского спорта ставит своей целью развитие физкультуры и спорта - сферы деятельности человека, позволяющей почувствовать себя бодрым, здоровым, свободным. Это особенно необходимо для тех людей, которые ограничены в той или иной степени физически или имеют нарушения интеллекта. Важно, чтобы они оценили "целебную силу" физкультуры, были заряжены оптимизмом, чувствовали себя полноценными членами общества. Это является основной целью российских спортивных федераций инвалидов - слепых, опорников и лиц с нарушениями интеллекта.

Центром содействия олимпийскому движению, спорту и развитию спортивной индустрии разработана целевая программа, на основе которой был создан Центр паралимпийского спорта. Суть этого благородного движения во всем мире состоит в вовлечении инвалидов по интеллекту в общественно приемлемую форму активности, обеспечении занятости чем-либо, организации их отдыха, развлечения и главное - в предоставлении людям с проблемами здоровья реальной возможности для адаптации к жизни, завоевания в ней определенного места.

· Федерации футбола инвалидов России (ФФИР).

Федерация футбола инвалидов России входит в состав Российского футбольного Союза. ОООИ "Федерация футбола инвалидов России" (ФФИР) с 1999 года является правопреемником Межреспубликанской ассоциации футбола инвалидов, зарегистрированной 24 апреля 1991 года. Уставная деятельность ФФИР направлена на социальную реабилитацию и общественную адаптацию молодых инвалидов средствами физической культуры и массового спорта, в первую очередь футбола.

Основной целью деятельности Федерации футбола инвалидов России как общественной организации является вовлечение инвалидов в практическую реализацию их равных по сравнению со здоровыми людьми прав и возможностей для занятий физической культурой и массовым спортом, в частности футболом, и, как следствие, обеспечение социальной реабилитации инвалидов и их адаптации к условиям современного общества.

Федерация осуществляет свою работу с шестью категориями инвалидов в соответствии с международными версиями:

  • 1. Ампутанты (международная версия ISOD).
  • 2. Слабовидящие (международная версия IBSA).
  • 3. Инвалиды с заболеванием ДЦП (международная версия CP-ISRA).
  • 4. Учащиеся и выпускники специальных учебных заведений (международная версия INAS-FMH).
  • 5. Глухие спортсмены (международная версия CISS EDSO.
  • 6. Инвалиды различных групп заболеваний, не входящих в указанные международные версии (ОЗ).

Разработанные ФФИР программы развития футбола инвалидов включают в себя следующие направления деятельности:

  • 1. Разработка системы финансовой и материально-технической поддержки футбола инвалидов.
  • 2. Создание спортивной, учебно-подготовительной и реабилитационной базы для футбола инвалидов.
  • 3. Разработка оптимальной схемы организации футбольных соревнований в России.
  • 4. Развитие международных связей и участие в международных соревнованиях инвалидов.

Соревнования по футболу среди инвалидов проходят в различных категориях (футбол ампутантов, футбол глухих, футбол слабовидящих, футбол тотально слепых, футбол для лиц с умственной отсталостью). Вся работа в данном направлении ведется под контролем Департамента массового и детско-юношеского футбола Российского футбольного союза.

Основные соревнования по футболу среди инвалидов:

  • Футбол ампутантов
  • Футбол глухих - Футбол слабовидящих
  • Футбол тотально слепых
  • Футбол инвалидов с умственной отсталостью

Цели и задачи

О проблемах, стоящих перед спортсменами с различными ограничениями по здоровью, размышляет президент Федерации футбола инвалидов России Георгий Луначарский.

В настоящее время футбол инвалидов включает в себя шесть разновидностей, сформированных по медицинским признакам заболеваний. В него играют ампутанты и глухие, тотально слепые и слабовидящие, люди с детским церебральным параличом и нарушением умственного развития. Однако из 15 миллионов инвалидов, насчитывающихся в нашей стране, только менее 1% имеют возможность заниматься спортом вообще и футболом в частности. Наши сборные по футболу инвалидов практически во всех категориях занимают видное место в мире.

В течение ряда лет Российский футбольный союз планомерно ведет работу по развитию и популяризации футбола инвалидов, проводит соревнования различного уровня. Однако география развития некоторых его видов практически перестала расширяться. Причина – в прохладном отношении в некоторых регионах к тем видам футбола инвалидов, которые не являются паралимпийскими дисциплинами. Из-за этого уменьшается возможность доступа к необходимым спортивным сооружениям, практически прекратилась материальная поддержка клубов и команд со стороны местных властей.

Вместе с генеральным секретарем ФФИР Иваном Киянским мы разработали концепцию развития футбола инвалидов в Российской Федерации в 2014–2020 годах. Остановимся вкратце на ее основных положениях. На наш взгляд, к футболу инвалидов нужно подходить не только как к одному из видов массового спорта, но как к социальной проблеме. Поэтому полезным шагом видится создание при Российском футбольном союзе «Центра социальных программ», работа которого будет направлена на решение проблем футбола инвалидов, ветеранов российского футбола и детей-инвалидов, обучающихся в специализированных школах-интернатах.

Из опыта практической работы известно: именно поддержка РФС оказывается эффективной для адаптации людей с ограничениями по здоровью в современном обществе, вхождения их в единую футбольную семью. Так, на турниры, проводимые Федерацией футбола инвалидов России совместно с РФС, регулярно приезжают в качестве почетных гостей известные мастера футбола прошлых лет, что позволяет создавать на соревнованиях праздничную атмосферу. А в некоторых категориях нашего футбола вполне возможно и проведение матчей между инвалидами и ветеранами.

Нам видится, что любительские команды по футболу инвалидов могли бы создаваться при клубах РФПЛ, ФНЛ и ПФЛ, причем каждый из них волен решать, какое именно футбольное направление он готов поддерживать. Расчеты показывают, что бюджет подобной команды укладывается в 4–5 миллионов рублей в год, а при наличии у клуба собственной тренировочной базы и автотранспорта эта сумма будет еще меньше. Ведь в любительском футболе речь о гонорарах не идет, а зарплата может выплачиваться только врачу и массажисту.

Сама принадлежность к таким брендам, как «Спартак», «Динамо», «Зенит», заметно повысит статус инвалидного спорта. К тому же, например, игроки-ампутанты вполне способны работать в структуре клуба на различных технических должностях – а клубы в таком случае могли бы пользоваться определенными льготами при налогообложении. Специализированные школы-интернаты для инвалидов могли бы стать основой для создания учебно-образовательных центров – академий футбола инвалидов и их отделений. Все предпосылки для этого есть, к примеру, в подмосковном Звенигороде.

Другой вариант – воспользоваться базой существующих адаптивных учебных заведений, на основе которых могут быть созданы специализированные (спортивные) колледжи по видам спорта. Эффект здесь может быть двойным – социальный (улучшение медицинской реабилитации детей-инвали- дов, обучающихся в специализированных школах-интернатах, и их интеграции в современное общество), и спортивный (повышение уровня футбола инвалидов за счет привлечения в команды перспективных спортсменов из числа выпускников школ-интернатов).

На повестке дня стоит и вопрос строительства центра для подготовки национальных сборных команд по всем видам футбола инвалидов. Поскольку международные соревнования проводятся круглогодично, это надо учесть при выборе его места расположения. Прорабатывались два возможных адреса – Сочи и Волжский (Волгоградская область). При этом администрация Волжского уже выделила земельный участок под строительство подобного центра. Работа в этом направлении продолжается.

Участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Именно поэтому спортивное движение инвалидов по сей день является предметом для дискуссии среди ученых и специалистов по физической Культуре и спорту. Тем не менее, спорт инвалидов существует и развивается во всем мире. Мало того, проводятся международные соревнования, включая «Паралимпийские игры», в которых участвуют спортсмены-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры «Спешил Олимпикс».

В чем же причина развития инвалидного спорта, какие функции он выполняет? Инвалид, пройдя этап лечения и физической реабилитации, нередко полностью прекращает занятия физическими упражнениями, так как у него резко ослабевают стимулы к их продолжению, а в результате снижаются выработанные компенсации, ухудшается функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, интенсивность обменных процессов и его общая работоспособность.

Занятия доступным видом спорта являются тем стимулом, который заставляет инвалидов не прекращать занятия физическими упражнениями и систематически тренироваться Проведенные исследования показывают, что инвалид, занимающийся спортом, значительно лучше справляется со своим повреждением, чем инвалид, не занимающийся спортом Он, например, владеет своим протезом (коляской) гораздо лучше, благодаря тому, что его мускулатура сильнее и его мышечное чувство лучше развито, он лучше передвигается и его выносливость к нагрузке больше. Путем тренировки улучшается нарушенное равновесие и координация, улучшается функциональное состояние всех систем организма.

Таким образом, спорт инвалидов является организованной формой вторичной профилактики, необходимой для сохранения результатов, достигнутых в процессе лечения и реабилитации. Специально организуемые спортивные соревнования (строго дозируемые и регламентируемые) необходимы для функциональной проверки физических возможностей инвалида и психологической стимуляции инвалида к активной деятельности При этом важен не столько результат, сколько участие в спортивных соревнованиях (Ф.Г. Маркусас, 1995)

Спорт для инвалидов базируется на следующих положениях, изложенных на V международном конгрессе инвалидов в Стокгольме:

1 Важно не столько то, что утрачено инвалидом, сколько то что сохранилось

2. Сохранение жизнедеятельности инвалида существеннее имеющегося у него дефекта

3. Между инвалидом и здоровым меньше различий, чем точек соприкосновения


Очень большое значение имеет инвалидный спорт для улучшения морально-психологического состояния инвалидов и их социальной интеграции. Систематические тренировки в коллективе, выезды и участие в соревнованиях освобождают их от чувства изолированности, отчужденности, ненужности, а даже минимальные успехи в повышении спортивных результатов, функционального состояния организма помогают обрести чувство самоуважения, значимости своей личности. Следует отметить, что это чрезвычайно важно не только для инвалидов, но и для родителей детей-инвалидов, которые не только радуются их успехам, но и получают возможность гордиться ими.

До участия в соревнованиях инвалид обязательно должен пройти достаточно длительный этап тренировок для поднятия общего уровня тренированности и овладения соревновательным упражнением. Тренировка спортсмена-инвалида должна строиться на общих принципах, установленных в теории спортивной тренировки, но, безусловно, с учетом специфики дефекта и состоянии человека.

Для достижения хорошего тренировочного эффекта занятия для спортсменов-инвалидов должны проводиться не реже 3 раз в неделю, в среднем по 1,5 ч. В предсоревновательном цикле число занятий может увеличиваться. Допуск к тренировкам в том или ином виде спорта и к соревнованиям осуществляется на основании медицинского освидетельствования, которое может проводиться во врачебно-физкультурном диспансере, медицинском кабинете клуба, спортивного сооружения или поликлиники. Необходимы также систематические врачебно-педагогические наблюдения за воздействием нагрузок на занимающихся, адекватностью нагрузок их состоянию и их эффективностью. Методы исследования, включая специфику функциональных проб, выбираются в соответствии с характером дефекта.

Организация соревнований для инвалидов отличается от организации соревнований здоровых необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. Для этого используется разработанная спортивно-медицинская классификация. Разделение участников по функциональным классам с учетом степени поражения позволяет создавать равные возможности для всех спортсменов на победу в своей категории, а также обеспечивает определенный уровень безопасности для спортсменов-инвалидов.

Соревнования проводятся с учетом существующих (международных) правил по данному виду спорта для инвалидов данной категории. Судейство осуществляется бригадой судей-специалистов по данному виду спорта для инвалидов. Награждение проводится на основании результатов соревнований медалями, лентами и памятными призами. Спортивные звания спортсменам-инвалидам не присваиваются.

В настоящее время установлены виды спорта, которые показаны инвалидам в зависимости от характера и степени нарушения. Инвалиды с дефектом опорно-двигательного аппарата подразделяются на три подгруппы: 1) различные виды ампутаций и врожденных недоразвитии конечностей, 2) последствия детского церебрального паралича, 3) повреждение позвоночника.

Для первой подгруппы предлагаются следующие виды спорта:

1. Легкая атлетика: бег (30, 60, 100 и 300 м кросс женщинам, 1000 м кросс мужчинам), прыжки в длину, высоту, метания (мяча, копья, гранаты, диска), толкание ядра.

2. Плавание – разные стили и дистанции в зависимости от того, насколько и какие конечности ампутированы или не были развиты.

3. Спортивные игры: настольный теннис, волейбол (стоячий и сидячий).

4. Стрельба из малокалиберного оружия на 25-50 м.

5. Стрельба из лука на разные расстояния (90, 70, 60, 50 и 30 м) по мишеням диаметром 122 и 80 см.

6. Тяжелая атлетика – весовые категории: до 50, 57, 65, 75, 85 и более 86 кг.

7. Пятиборье: толкание ядра, метание диска, стрельба из пистолета, плавание, прыжки в длину. Могут быть и другие варианты пятиборья.

8. Лыжные гонки на разные дистанции, слалом и слалом-гигант.

Вторая подгруппа – это инвалиды с последствиями детского церебрального паралича, которые подразделяются по возрасту и степени дефекта. Для этой подгруппы включаются следующие виды:

1. Легкая атлетика – бег. В зависимости от характера и степени дефекта включается бег на 80, 100, 200, 400, 800 м и эстафеты, а также гонки в колясках на стадионе. Прыжки в длину. Метание теннисного мяча на расстояние и в цель, медицинбола, копья в цель и на расстояние, булавы, диска, толкание ядра (масса диска 600 г, ядра – 3 кг).

2. Плавание различными стилями на расстояния от 30 до 100 м и эстафеты 4 х 50 м вольным стилем.

Третья подгруппа – инвалиды с дефектами позвоночника – участвуют в следующих видах спорта:

1. Легкая атлетика: метание копья, диска, булавы, толкание ядра и состязание на колясках на короткие (60, 100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м) и длинные дистанции (5000 м), а также слалом (110 м).

2. Плавание на различные дистанции разными стилями.

3. Стрельба из лука и малокалиберного оружия (винтовка, пистолет).

4. Спортивные игры: настольный теннис, бильярд, баскетбол, кегельбан.

5. Фехтование, сидя на коляске.

6. Тяжелая атлетика.

7. Пятиборье: стрельба из лука, метание копья или булавы, толкание ядра, гонки на колясках, плавание.

Инвалидам, имеющим дефекты органов слуха и речи (глухие и глухонемые) , практически доступны почти все виды спорта: легкая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, все виды борьбы, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, хоккей), велоспорт, лыжные гонки, горные лыжи, конькобежный спорт и др. Не рекомендуются занятия боксом, прыжками в воду, поднятием тяжестей из-за нарушения функции вестибулярного анализатора. Для инвалидов-слепых культивируется легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, борьба, а также специальные игры – голбол, реннибол. Инвалиды с нарушениями интеллекта стали принимать участие в соревнованиях, в том числе и международных сравнительно недавно. Как уже указывалось, для них проводятся всемирные игры «Спешил Олимпикс». Программа этих игр представляет собой особый вид спортивного движения, в котором победителем становится каждый участник. Программа не предполагает высокого уровня спортивного мастерства, не требует от участника выполнения разрядных нормативов. Применяемый в ней принцип деления на дивизионы позволяет наградить медалью или лентой каждого спортсмена-инвалида. Помимо соревновательных программ, требующих определенного уровня технической и тактической подготовки, существует также раздел «Моторная активность», позволяющий участвовать в соревнованиях и занятиях инвалидов с тяжелыми степенями поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата.

Спорт инвалидов впервые возник в 1924 г., когда была создана спортивная организация глухих. После второй мировой войны, когда резко увеличилось количество инвалидов, труды Людвига Гутмана помогли утвердить инвалидный спорт как средство физической, психологической и социальной реабилитации инвалидов с повреждением позвоночника. 28 июля 1948 г. в день церемонии открытия Олимпийских игр 1948 г. в Лондоне были утверждены Сток-Мандевильские игры и проведены первые соревнования среди инвалидов на колясках. Эту дату можно считать началом организованного спортивного движения среди лиц с поражением различных органов и систем. В настоящее время это движение настолько широко, а число лиц, принимающих в нем участие, таково, что позволяет проводить как национальные и международные соревнования, так и специальные Паралимпийские игры. Если первые Паралимпийские игры (Рим, 1960) собрали 300 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата из 10 стран, то в последних X играх в 1996 г. в Атланте участвовало 4500 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и с патологией зрения из 120 стран мира. В настоящее время инвалиды-спортсмены всего мира объединены в 6 международных спортивных организаций:

– CISS – международная спортивная организация глухих (создана в 1924 г.);

– ISMWSF – международная спортивная федерация инвалидов-колясочников (создана в 1952 г.);

– ISOD – международная спортивная организация инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата (со­здана в 1964 г),

CP-ISRA – международная спортивная организация людей с последствиями детского церебрального паралича (создана в 1978 г),

IBS А – международная спортивная организация слепых (создана в 1980 г.),

INAS-FMH – международная ассоциация спорта для людей с нарушением интеллекта.

Спортивная работа среди инвалидов в России стала интенсивно развиваться после участия объединенной команды инвалидов-спортсменов СНГ в Паралимпийских играх в Барселоне в 1992 г., где спортсмены СНГ завоевали 17 золотых, 14 серебряных и 15 бронзовых медалей. В 1996 г в Атланте российская команда инвалидов впервые самостоятельно и успешно выступила в Паралимпийских играх. Наши команды инвалидов-спортсменов постоянно участвуют в чемпионатах мира и Европы в зимних видах спорта, в международных соревнованиях по плаванию, легкой атлетике, пауэлифтингу, сидячему волейболу, баскетболу, пулевой стрельбе, настольному теннису и др. Проводятся чемпионаты и первенства России по видам спорта среди различных категорий инвалидов

Спортивное движение умственно отсталых лиц возглавляет «Спешал Олимпик Интернейшенал», созданная в 1968 г. Эта организация проводит летние и зимние международные игры «Спешал Олимпик Интернейшенал» На VIII играх в Минеаполисе в 1991 г приняла участие команда России (всего было 6 тыс. участников из 80 стран), заняв 2-е место в общекомандном зачете

В настоящее время более 28 тыс. детей и взрослых с умственной отсталостью на территории бывшего Советского Союза участвуют в этом движении, соревнуясь в 22 видах спорта


Содержание

Введение 3
1. Физиологические характеристики футбольной тренировки как деятельности 6
1.1.Условия деятельности футболистов 6
1.2. Процессы восстановления спортсмена после тренировки 10
2. Организация специальной подготовки инвалидов в футболе 22
2.1.Программа организации футбола среди инвалидов 22
2.2. Специальная физическая подготовка инвалидов 26
Заключение 32
Список литературы: 34

Введение

Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 млн. человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.
Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.
Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.
Инвалиды - это шесть разновидностей футбола по признакам заболеваний, которые играют в футбол, но у которых свои особенности.
В футбол играют ампутанты и тотально-слепые, слабовидящие и ребята с Детским церебральным параличом (ДЦП), глухие спортсмены и футболисты с нарушением умственного развития. Каждый футбол имеет свои особенности. Одним нужен классификационный подход, определяющий степень нарушения здоровья (ДЦП, слабовидящие, ментальщики), другим это не нужно, поскольку ампутанты и тотально-слепые видны невооруженным взглядом.
К сожалению, в стране в настоящее время насчитывается до 20 миллионов инвалидов. 1% от этого числа может заниматься спортом и играть в футбол. Это население целого города и мы считаем своим долгом предоставить возможность молодым людям, любящим футбол, войти в большую семью Российского футбола.
Футбол инвалидов любительский, в него играют везде. Но среди лучших команд проводятся соревнования от региональных до Всероссийских и международных. Чемпионаты мира и Европы проводятся по всем категориям инвалидов, а в Программе Паралимпийских игр участвуют команды ДЦП и тотально-слепых.
Наши национальные команды практически во всех категориях заболеваний являются правофланговыми мирового футбола.
Целью данной работы является рассмотрение специальной подготовки инвалидов в футболе. Объект – футбол. Предмет - организация специальной подготовки в футболе для инвалидов.
Задачи:
-рассмотреть футбол как форму физической активности и сорта
-изучить основные особенности организации подготовки в футболе для спортсменов -инвалидов.

1. Физиологические характеристики футбольной тренировки как деятельности

1.1.Условия деятельности футболистов

Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы. Многие выдающиеся спортсмены начинали свою спортивную биографию с увлечения футболом. Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания.
Наибольшей популярностью он пользуется среди детей и подростков в секциях футбола общеобразовательных школ и по месту жительства.
Объективные условия деятельности футболистов
Современный футбол - это игра, требующая высокий двигательный активности игроков и большой интенсивности мышечной работы динамического характера. Современный футбол отличается неравномерностью физических нагрузок, аритмичным чередованием работы и отдыха. Двигательная деятельность футболистов вовремя игры охватывает большое число различных по структуре и степени сложности двигательных актов, повторяющихся в разных вариантах. Характер действий с мячом во время матча определяется прежде всего игровым амплуа футболиста. На количество определенных действий, характеризующих активность футболиста, оказывают влияние и ряд других факторов: погодные условия, состояние поля, темп игры, соотношение сил и возможностей игроков соперничающих команд, степень подготовленности каждого спортсмена.
Характеристика игровой деятельности футболистов.
К настоящему времени выполнено значительное количество исследований по изучению двигательной деятельности футболистов в условиях соревнований, в результате которых получены данные о характере и объеме действий игроков как с мячом, так и без него.
Правила игры в футбол предусматривают, что время игры (90 мин) включает в себя не только так называемое чистое игровое время (активная фаза), но и многие остановки в игре (пассивная фаза).
Суммарные показатели времени активных и пассивных фаз за матч свидетельствуют, что наибольшим является частный объем фаз продолжительностью до 30 с (в среднем - 24,1 мин за матч). Игровые отрезки продолжительностью от 30 до 60 с составляют 36% от общего времени активных фаз (в среднем -19,4 мин), а продолжительностью свыше 60 с -19% (в среднем -10,3 мин) .
Общее время пассивных фаз весьма значительно - более 31 мин в среднем за матч, т.е. 34,6% от всего времени, отведенного правилами на игру. Большая часть пауз (23,8 мин) уходит на остановки до 30 с и лишь 1/4 - на остановки длительностью свыше 30 с. Установлено, что чистое время игры колеблется в пределах 60-69 мин. Количество перерывов в среднем за игру составляет 100-140, в частности:
вбрасывание из-за боковой линии: 35-60 раз по 8-16 с;
удар от ворот: 15-22 раза по 13-20 с;
штрафной и свободный удары: 26-38 раз по 10-15 с;
угловой удар: 14-16 раз по 14-18 с;
положение "вне игры": 8-10 раз по 10-12 с.
Подобное соотношение временных параметров игры логично связано с ее спецификой и закономерностями, возможностями футболистов, а также правилами игры. Поддержание высокой скорости передвижения футболистов - один из главных факторов преодоления сопротивления соперников - возможно лишь при наличии соответствующих интервалов отдыха.
Футбол относится к видам спорта, в которых большая часть деятельности игроков производится в виде беговой нагрузки, характеризующейся разными скоростями ее выполнения. Бег футболиста складывается из различных форм перемещений (пробежек, ускорений, рывков с изменением направления). Начинается он нередко из разных исходных положений, ритм и темп сильно меняются.
Хронометраж двигательной деятельности футболистов во время игры показал, что их двигательная активность состоит:
из медленных пробежек, выполняемых за игру от 224 до 367 раз; по времени от 25 до 35 мин; покрываемое расстояние от 5 до 7 км;
из ускорений на разные дистанции - от 40 до 62 раз; по времени от 2 мин 25 с до 4 мин 45 с; примерное расстояние от1 до 2 км;
из рывков - от 45 до 78 раз; по времени от 1 мин 35 с до 3 мин; примерное расстояние от 870 м до 1700 м;
из прыжков и борьбы за мяч - от 16 до 42 раз; по времени от 1 мин до 2 мин 30 с.
В среднем за игру футболист бегает в течение 29-42 мини пробегает расстояние от 8 до 12 км. При этом общее время скоростной работы в среднем
за игру составляет от 4 мин 48 с до 7 мин 20 с, а пробегаемое расстояние равно 1700-2000 м.
Важнейшие двигательные формы, применяемые футболистами во время игры, -это действия с мячом. ...
**************************************************************