Ударные и безударные гласные звуки. Гласные звуки

В русском языке 6 основных гласных звуков :
A О Э У Ы И

Они обозначаются на письме 10 буквами:
A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].

Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
после [ж], [ш], [ц];
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.

Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

Не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);

Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];

Классификация гласных звуков

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

По месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

По степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

По участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
лавиализованные [y] [o]
нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных. Они различаются по длительности: ударные гласные почти всегда длительнее безударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое.безударный гласный занимает в слове по отношению к ударному слогу, (ближе или дальше).

Так же к вашему вниманию упражнения

1. Прочитай.

      Всходит солнце над землёю
      С каждым днём всё выше.
      И весь день, кружась, воркуют
      Голуби на крыше.
      (И. Суриков)

  • Скажи, какую картину можно представить, читая эти строки. Как можно её назвать?
  • Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Над какими словами знак ударения не ставится?

2. Познакомься с Памяткой 2 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки?». Пользуясь памяткой, объясни, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой - безударный.

Вишня, слива, смородина.

3. Прочитай скороговорку.

      На дворе трава,
      на траве дрова.

  • Спиши. Произнеси безударный гласный звук в каждом двусложном слове. Какими буквами он обозначен на письме?

Обрати внимание! Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

4. Спиши слово-название птицы. Что оно обозначает? Подчеркни в нём букву, обозначающую безударный гласный звук.

  • А теперь измени слово сова так, чтобы оно обозначало несколько предметов (сов). Запиши его. Подчеркни букву, которой обозначен ударный гласный звук.

Обрати внимание! При изменении слова (сова́ - со́вы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой о .

  • Какое же слово может быть проверочным для слова сова ?

5. Прочитай слова так, как они написаны. А теперь прочитай так, как мы их произносим.

  • В каких словах звучание выделенных букв не совпадает с написанием? Почему?
  • Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждой паре слов?
  • Какое слово будет проверочным для каждого из данных слов: земля, сосна, страна, зима? Объясни свой ответ.

6. Прочитай . Найди слова, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. Подбери к каждому слову проверочное.

  • Напиши сначала проверочное, потом проверяемое слово.

7. Прочитай слова . Почему их написание надо проверять?

Столы́, ... - листы́, ... - слоны́, ... - врачи́.

  • Подбери проверочные слова. Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.

8. Прочитай . Какое слово каждой пары является проверочным словом, а какое - проверяемым?

Го́ры - г..ра́, шкаф - шк..фы́, све́чи - св..ча́, чи́сла - ч..сло́.

  • Спиши три пары слов, вставляя пропущенные буквы.
  • Составь предложение с любым словом. Запиши его.

9. Прочитай .

П..сьмо́, ... - ш..ры́, ... - р..ка́, ... - ..гра́, ... - п..тно́, ... - р..са́, ... - м..ря́.

  • Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.

10. Прочитай проверочные слова.

, гнёзда - ..., слёзы - ..., щёки - ..., о́сы - ..., ска́лы - ..., стре́лы - ... .

  • Подбери к каждому проверочному слову проверяемое. Для этого измени слово так, чтобы ударный гласный звук стал безударным.
  • Напиши сначала проверочное слово, затем проверяемое. Обозначь в словах ударение.

11. Прочитай . Какие слова-названия времен года в предложении пропущены?

      Хороша... снегами,
      ... цветами,
      ... грибами,
      ... плодами.

    Слова для справок: весна, осень, зима, лето.

  • Спиши предложение, вставляя пропущенные слова. Докажи, что выделенные в словах буквы написаны правильно.

12. Прочитай загадки . Объясни отгадки.

      Глаза на рогах, а домок на спине.
      Хвост серпом, голова с гребешком.

  • В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких затрудняешься? Спиши любую загадку.

13. Прочитай . Объясни значение каждого слова. Чем интересны эти слова?

  • В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
  • Спиши любую группу слов. Обозначь в них ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

14. Прочитай выразительно загадку.

      Что за зверь ле сной
      Встал, как столбик, под со сной
      И стоит среди тра вы -
      Уши больше го ло вы?
      (Е. Трутнева)

  • Кто стоит среди травы?
  • По каким особым приметам можно узнать этого зверька? Напиши отгадку.
  • Почему надо проверять написание выделенных в словах букв?

за ́яц

15. Прочитай . Какие буквы в словах пропущены?

о? а?

К..за, г..ра, гл..за, м..ря, к..льцо, ш..ры, сл..ва, ш..ги, гр..чи, х..лмы, стр..на, в..да, с..сна, с..ды, гр..за.

е? и?

Гн..здо, з..мля, ч..сло, п..тух, з..рно, гр..бы, п..сьмо, стр..ла, з..ма, ст..на, р..ка, п..ла, с..стра.

  • Почему написание пропущенных в словах букв надо проверять? Как это сделать?
  • Напиши любые пять слов, вставляя пропущенные буквы.

16. Прочитай .

Узнать, правильно ли написано слово, можно в специальной книге, которая называется « Орфографический словарь ».

Орфографический словарь точно указывает, как надо грамотно писать слово, которое вызвало у тебя затруднение.

  • Познакомься с орфографическим словарём учебника.
  • Узнай по словарю, какая буква пропущена в данных словах.

Дев..чка, мальч..к, р..бота, м..дведь.

Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).

Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).

Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).

ФОНОЛОГИЯ.

§ 10. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук.. . . . . . . . . . . . . .

§ 11. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

§ 12. Система согласных фонем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 13. Сильные и слабые позиции согласных фонем.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ГРАФИКА

§ 14. Предмет графики как научной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 15. Характеристика русского алфавита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 16. Слоговой принцип русской графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . .

V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольная работа №2 по темам «Фонетика. Фонология. Графика.» . . . . .

VI. ТЕСТЫ ПО ТЕМАМ «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»

VII. СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ. . . . . . .

VIII. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

IX. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

ФОНЕТИКА

Понятие о фонетической транскрипции

Фонетической транскрипцией называется специальная система записи звучащей речи. Эта транскрипция выполняется в квадратных скобках. Один знак в транскрипции всегда обозначает один и тот же звук (т.е. для обозначения одного звука всегда используется один и тот же знак). Существует несколько основных правил транскрибирования.

1. В транскрипции используются знаки, напоминающие гласные буквы русского алфавита, кроме я, ё, ю . Знак е обозначает звук [е] переднего ряда, знак э – звук [э] передне-среднего ряда.

2. Знаки ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных звуков 2-ой степени редукции: [ъ] – редуцированный среднего ряда среднего подъема нелабиализованный, [ь] – редуцированный переднего ряда верхне-среднего подъема нелабиализованный.



3. Редуцированный звук, близкий к [а], обозначается в транскрипции знаком [Λ]. Редуцированный звук, средний между [и] и [е] (или «[и] с призвуком [е]»), обозначается в транскрипции [и е ]. Звук, средний между [ы] и [э] (или «[ы] с призвуком [э]»), обозначается в транскрипции [ы э ].

4. Точка над гласным звуком непереднего ряда обозначает продвижение ударного гласного вперед под влиянием соседних мягких согласных, например: [ла́˙н’], [л’˙о́н], [л’˙у́˙д’и ].

5. Знак ^ над гласным переднего ряда обозначает напряженность, закрытость ударного гласного, которая появляется под влиянием мягких согласных: .

6. Черта под гласным звуком обозначает количественную редукцию безударного гласного верхнего подъема, например: [ы ].

7. В транскрипции используются знаки, напоминающие согласные буквы русского алфавита, кроме щ. Обозначаемый ею звук в транскрипции передается знаком [ш’:], например: [ш’:и]. Для обозначения среднеязычного сонорного согласного используются знак латинского алфавита [j] или [й]. Для обозначения звонкого фрикативного заднеязычного согласного, часто употребляемого в словах церковной тематики, используется знак греческого алфавита [γ], например: [бо́γъ ра́˙д’и ].

8. Мягкость согласного обозначается знаком «апостро́ф», например: [д’]. Отсутствие апострофа указывает на твердость согласного звука, например: [д].

9. Долгота согласного звука обозначается либо чертой над звуком [ка´съ], либо двоеточием после звука, например: [ка´с:ъ].

10. Знак под сонорным согласным обозначает оглушение сонорного звука, например: [мокр ^ ].

11. Дуга над сочетанием согласных означает их слитное произношение: [но˙д’ж’-бы ]

12. Тире «-» обозначает, что два (или более) лексических слова являются одним фонетическим (безударные слова в произношении примыкают к ударным), например: [у -до́мъ] [к-на́м-л’и ]

13. В транскрипции не используются прописные буквы и отсутствуют знаки препинания.

14. Знак / обозначает паузу в речевом потоке, при помощи этого знака фраза делится на синтагмы. В конце фразы ставится //, т.к. эта пауза более длительная.

15. В каждом фонетическом слове при транскрибировании указывается ударение.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

Основные ударные гласные звуки

§3. Классификация согласных звуков

Все согласные современного русского языка классифицируются по четырем артикуляционным признакам:

2. по месту образования шума;

3. по способу образования шума;

4. по наличию/отсутствию палатализации (дополнительной йотовой артикуляции).

Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».

Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

1. От чего зависит произношение гласных звуков в русском языке?

2. Что такое словесное ударение? Каков характер русского ударения?

3. Каковы особенности русского ударения?

Как произносятся безударные гласные?

Словесное ударение. Особенности русского ударения. Гласные звуки в слогах бывают ударными и безударными. Например, в слове преподавать – четыре слога, в трех слогах этого слова – безударные гласные (е, о, а), последнем – ударный а.

Произношение гласных звуков в русском языке зависит, прежде всего, от их положения по отношению к ударению.

Ударение – это произношение одного из слогов слова с большей силой.

Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова обычно не имеют ударения. Одни из них (предлоги и союзы) являются проклитиками; они стоят перед знаменательными словами, например: под горой, на столе, студенты и преподаватели; другие (обычно односложные частицы) – энклитиками; они стоят после полноударных слов, например: пошел бы погулял; отец же ответил иначе.

В некоторых сочетаниях ударение переходит на односложные предлоги, при этом следующее за предлогом знаменательное слово становится безударным, например: на зиму, по лесу, за город.

Иногда «перетягивают» на себя ударение частицы не и ни, например: не было, что бы ни было, кто бы ни был.

Как правило, в слове бывает одно ударение, но некоторые категории слов помимо основного имеют побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором, например: древнерусский. К таким словам относятся: 1) сложные слова (хлопкоуборочный, паровозостроение); 2) слова с приставками после-, сверх-, анти-, транс- (послеоперационный, трансатлантический); 3) некоторые иноязычные слова (постскриптум, постфактум).

В русском языке ударение может падать на любой слог – на первый (де´вочка, у´чит), на второй (учи´тель, зако´н), на третий (учени´к, ударе´ние), на четвертый (расположи´ть, ассимиля´ция) и на разные морфемы, приставку, корень, суффикс и окончание (вы´пустить, до´мик, написа´л, дела´). Поэтому русское ударение характеризуется как разноместное.

Ударение в русском языке выполняет не только произносительную (т.е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но и смыслоразличительную и форморазличительную функции. Так, по месту ударения могут различаться разные слова-омографы: му´ка и мука´, а´тлас и атла´с, пи´ща (сущ.) – пища´ (деепр.), дорога´ (прил.) – доро´га (сущ.)

С помощью ударения нередко различаются грамматические формы слов – падежи имен существительных, виды глаголов, формы наклонений, глаголов и др.: руки (И.п., мн. число), руки (Р.п., ед. число), высыпать (сов. в), высыпать (несов. в), пишите (изъяв. наклонение) – пишите (повел. наклон.).

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется неподвижным (книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, книги, книг, книгам, книгами, о книгах). Оно может стоять на основе (карта, красный, работать) или окончании (молодой, статья, нести).

Подвижным называется такое ударение, которое при образовании грамматических форм одного и того же слова переходит с одной морфемы на другую: страна (И.п., ед.ч.) – страны (И.п., мн.ч.), вода (И.п., ед.ч.) – воду (В.п., ед.ч.) или одного слога на другой в пределах одной морфемы: озеро – озёра, дерево – деревья.

Упражнение 39.

Слушайте и повторяйте слова. Ударные слоги произнесите с большей силой и напряжением.

Воспитать, воспитатель, воспитывать, воспитание, педагог, педагогический университет, институт, аудитория, лаборатория, лабораторная работа, лекция, семинар, тесты, рейтинг, контроль, преподавать, ученик, образование, образованный человек.

Составьте с данными словами небольшой рассказ.

Упражнение 40.

Выпишите из текста в один столбик слова с ударением на первом слоге, во второй – с ударением на втором слоге, в третий – с ударением на третьем слоге, в четвертый – с ударением на четвертом слоге. Научитесь правильно произносить эти слова.

Язык – бесценный дар, которым наделен человек. Он позволяет познавать законы природы и общественного развития, двигать вперед науку, технику, искусство, приобщаться к культуре других народов, передавать свои мысли и рассказывать о достигнутых успехах потомкам, понимать друг друга.

Язык – это душа народа и без языкового признака нет нации, само человечество не существует без языка.

Назовите функции языка, перечисленные в тексте.

Упражнение 41.

Проверьте, правильно ли вы произносите данные слова; произнесите их несколько раз вслух. Слова, которые вы произносили с неправильным ударением, запишите в словарик.

аге´нт

алфави´т

аргуме´нт

аристокра´тия

балова´ть

библиоте´ка

демокра´тия

диспансе´р

догово´р

договоре´нность

докуме´нт

еди´нство

звони´ть (звони´т)

зубча´тый

и´здавна

изобрете´ние

индустри´я

инструме´нт

катало´г

кварта´л

комба´йнер

краси´вый

краси´вее

медикаме´нты

ме´льком

молоде´жь

моноло´г

наме´рение

не´который

некроло´г

не´нависть

обеспе´чение

облегчи´ть

оптими´зм

приобрете´ние

псевдони´м

сантиме´тр

сре´дство (сре´дства)

тамо´жня

фарфо´р

хода´тайство

хозя´ин (хозяева)

экспе´рт

э´кспорт

языково´й (факт)

языко´вая (колбаса)

Упражнение 42.

Запомните ударения в некоторых кратких прилагательных, причастиях и глаголах прошедшего времени:

Груб – груба – грубо – грубы, прав – права – право – правы, продан – продана – продано – проданы, брать – брал – брала – брало – брали, спал – спала – спало – спали.

Упражнение 43.

Выпишите из толкового словаря С.И. Ожегова значения данных слов. Запомните их произношение. Составьте с ними предложения. Объясните, какова роль ударения в этих словах.

Безо´бразный – безобра´зный, доро´гой – дорого´й, за´мок – замо´к, о´рган – орга´н, по´дать – пода´ть, хло´пок – хлопо´к, па´ры – пары´, засы´пать – засыпа´ть (зерно).

Упражнение 44.

Прочитайте, а затем перепишите предложения. Расставьте ударения в выделенных словах. Определите его функции.

1. Язык – основной материал художников слова. – Писатель тщательно отбирает для своих произведений слова. 2. В любой стране звание учителя почетно. – Учителя – люди, ответственные за воспитание нового поколения. 3. В этом году стоит необычайно жаркая погода. – Эта книга стоит пятьсот сумов. 4. В последнее время стало выходить очень много интересных газет и журналов. – Выходить тяжелобольного человека можно только в стационарных условиях. 5. Во время празднования Навруза будут вести прямой репортаж с площади. – Мы получили хорошие вести.

Упражнение 45.

Слушайте и повторяйте.

Из Ташкента, из Бухары, из Самарканда, до Хивы, до Навои, до Ургенча, от родителей, от подруги, от учителя, на площади, на остановке, на вокзале, во дворе, под столом, под окном, над головой, над крышей, из-за дерева, из-за дома, из-под кровати.

Упражнение 46.

Прочитайте вслух следующие фонетические слова с ударением на первом слоге. Запомните их произношение.

На гору, на ногу, на руку, на спину, на душу, на берег, на дом, на пол, на день, на ночь, на два, на три, на пять, за ногу, за голову, за угол, за город, за день, за ночь, под ноги, под руки, под голову, по морю, по лесу, по полу, по носу, по два, по три, из лесу, из дому, из носу, из виду, без вести, час от часу, год от году.

Упражнение 47.

Прочитайте вслух приведенные ниже фразеологические сочетания. Составьте с ними предложения.

Смотреть не на что; час от часу не легче; ударил рука об руку; да на руку нечист; ни под гору, ни в гору; как бы то ни было.

Упражнение 48.

Прочитайте правильно приведенные ниже слова. Просклоняйте их устно. Выпишите в один столбик слова с неподвижным ударением, в другой – с подвижным.

Басня, берег, галстук, дело, земля, карандаш, окно, письмо, рука, гора, снег, спор, студент, стрела, тепло, урок, туман, шар, ширина, костер, полотенце, село, скала, стол, холод, тишина, служба.

Безударные гласные. Безударные гласные, в отличие от ударных, произносятся с меньшей напряженностью артикуляции, характеризуются меньшей длительностью и отчетливостью в произношении. Их произношение часто отличается от правописания. Так, в слове молоко по нормам литературного произношения только третье О звучит как [о], а два других изменили свое качество: в первом предударном слоге слышится звук, близкий к А [Ù], а во втором предударном – звук средний между О кратким и Ы кратким – [ъ] ([мълÙко]). Также произносится звук И в заударных слогах, например в слове ([громкъ]). Между тем все эти звуки на письме обозначаются одной и той же буквой О.

Самые большие изменения в безударных слогах испытывают гласные [а], [о], [э]. Гласные [и], [ы], [у], хотя и звучат в безударных слогах короче, не меняют свое качество.

Упражнение 49.

Потренируйтесь в произношении слов с безударными гласными.

1. Слушайте и повторяйте:

Вода, гроза, доска, нога, коза, корзина, сады, трава, страна, народ, картон, гараж, забор, рассвет, канал, роман, ронять, гонять, фонарь, мотор, доклад, порог.

Часы, часовой, часовщик, на часок, часочек, частица, частичка, частично, чайхана, чаепитие, щавель, щавелевая, ряды, рядок, по рядам, пятак, пятачок.

2. Слушайте и повторяйте:

Один, одинокий, одиночество, основа, основной, организация, организовать, охрана, охранять, общий, обобщать, общество, общественный, авторитет, абонент, аспирант, аккомпанемент.

3. Слушайте и повторяйте:

Карандаш, магазин, голова, самовар, садовод, водопровод, документ, домоводство, молодой, дорогой, золотой, пополам, подарить, говорить, холод, выбежать, выписать.

(Справочный материал I. 3. с. 202)

Упражнение 50.

Образуйте форму множественного числа от существительных. Запишите, прочитайте вслух, следя за произношением [о].

Стол, двор, дом, поле, море, сад, бал.

Упражнение 51.

Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение. Прочтите вслух. Скажите, как звучат безударные гласные, и надпишите знаки редукции /Ù, ъ/.

Поворот, паровоз, остановка, самолет, молоток, соловей, золотой, огород, помогай, фонари, сторожа;

волос, ворон, летом, лошадь, высматривать, высказывать, покорность, работал, рядом.

Упражнение 52.

Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение. Прочтите вслух.

Скажите, как звучат безударные гласные, и надпишите знаки редукции /ь, иэ, Λ, ыэ/.

Мастер, ветер, дятел, обидел, солнечный, доменный, видеть, писатель.

Передать, берега, береги, веселить, величать, вековой, деловой, деревянный, генерал, ремесло.

Рядовой, плясовой, тяжело, пятачок, лягушонок, часовой.

Упражнение 53.

Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Прочтите, скажите, как звучат гласные после шипящих Ш, Ж и после Ц. Надпишите над ними знаки редукции.

1. Шестой, шептать, шершавый, жестокий, жевать, желтеть, жена, жених, железо, желание, цена, ценить, цемент, цепной, цеха, цензура, цеплять.

2. Шелестит, шерстяной, шевелить, шелковистый, шелушить, жестяной, желтизна, жеребенок, желобок, желторотый, жених, целина, целовать, целиком, целевой.

Упражнение 54.

Прочитайте вслух словосочетания и предложения, подчеркивая буквы, которыми различается написание слов.

Умалять значение – умолять о прощении. Рыжая лиса – хвойные леса. Спиши упражнение – не спеши языком, спеши делом. Отварить овощи – отворить дверь. Стало весело – весило немного.

Упражнение 55.

Прочитайте. Скажите, почему слова второго столбика звучат одинаково. Как называются такие слова?

Упражнение 56.

Докажите подбором родственных слов с ударением на гласных корня, что данные в каждой паре слова, совпадающие по произношению, имеют разные значения.

Спеши (на зарядку) – спиши (примеры).

Слезать (с чердака) – слизать (крем).

Посветить (в темноте) – посвятить (романс).

Примирять (противников) – примерять (блузку).

Сторожил (склад) – известный старожил.

Развевался (флаг) – развивался (ребенок).

Упражнение 57.

Прочитайте текст. Следите за произношением безударных гласных. Выполните задания, данные после текста.

Учиться говорить и писать.

Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве!» Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры…

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке, не будьте самовлюбленным болтуном.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам – интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.