Формирование детского позвоночника при нормальном развитии. Состояние вопроса

Прежде чем приступить к обсуждению этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей дошкольного возраста целесообразно кратко охарактеризовать анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы в этом возрастном периоде.

Скелет дошкольника состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обусловливает возможности его дальнейшего роста. Однако, в отличие от детей преддошкольного или раннего возраста в данном возрастном периоде уже появляются зоны окостенения, что делает кости более прочными. Тем не менее, костная ткань детей бедна минеральными солями и, напротив, богата органическими веществами и водой. В результате она характеризуется мягкостью, податливостью, легко изменяет форму под действием нагрузок. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стоп – лишь к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в дошкольном возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.

Позвоночник ребенка дошкольного возраста очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития. Позвоночный столб состоит из отдельных сегментов позвонков, накладывающихся друг на друга с прослойкой хряща - межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих известное противодействие нагрузке на позвоночник. Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряют эластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах и толщина дисков становится меньше. К дошкольному возрасту на протяжении всего позвоночника уже ясно видны 4 физиологических изгиба. Однако, они хорошо визуализируютсятолько при ходьбе; при лежании они выравниваются, так как позвоночник детей очень эластичен.Грудной кифоз окончательно формируется в 6-7 лет, поясничный лордоз - в школьном возрасте.

К концу дошкольного периода завершается формирование костей кисти руки, изменяется и форма черепа, происходит увеличение лицевой его части, что связано с уже хорошо развитой функцией жевания и функцией речи (Капитан Т.В., 2006).

Своеобразна и мышечная система в дошкольном возрасте. Мышечные волокна довольно короткие, тонкие, богаты водой, показатели мышечной силы очень низки. По мере роста ребенка происходит развитие мышечной системы, но этот процесс происходит неравномерно. Так, в первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий, в связи с чем до 5-6 лет развиваются основные двигательные умения, но страдает мелкая моторика. Мышцы кисти развиваются медленно – в результате лишь после 6-7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. Мышцы стопы у дошкольников развиты слабо, поэтому в этом возрасте следует ограничивать бег, спрыгивания с высоты.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Поэтому дошкольники не в состоянии выполнять одинаковые движения, идти спокойным шагом. У старших дошкольников мышцы становятся сильнее, выносливость повышается, однако нельзя под влиянием эмоциональных воздействий форсировать физические нагрузки, это может повредить здоровью ребенка.

В дошкольном возрасте изменяется и характер сочленения костей в суставах. В 6-10 лет наблюдается усложнение в строении суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей нервных окончаний синовиальной мембраны. В фиброзной мембране суставной капсулы у детей с 3 до 8 лет увеличивается количество коллагеновых волокон, которые сильно утолщаются, обеспечивая ее прочность (Геппе Н.А., Подчерняева Н.С., 2009).

Анализируя приведенные выше анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей, становится очевидным, что они имеют предрасположенность к костным деформациям и, в частности, к нарушению осанки.

В настоящее время вопросы этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей привлекают пристальное внимание исследователей, что обусловлено широким распространением и проблемами в коррекции данной патологии.

Среди наиболее важных причин формирования нарушений осанки у ребенка выделяют следующие:

Анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника;

Нарушения зрения;

Нарушения со стороны носоглотки и слуха;

Частые инфекционные заболевания;

Отсутствие систематического воспитания навыка правильной осанки и регулярной физической тренировки (недостаточную двигательную активность);

Слабо развитую мышечную систему, особенно гипотонию мышц спины и брюшного пресса;

Неудовлетворительное питание;

Столы и парты, несоответствующие росту школьника;

Кровать с мягкой сеткой.

Кроме того, в качестве причинных факторов выделяют недостаточную сформированность физиологической кривизны позвоночника, различие длины ног, перекос таза (Никифорова Е.К. и др., 1963; Alstrue Vidal A., 1988).

Немаловажное значение в развитии отклонений со стороны позвоночника имеет состояние здоровья родителей, условия течения беременности и родов, то есть комплекс неонатальных и перинатальных факторов. Так, М.А. Григорьев (1996), выделивший 28 факторов перинатальной патологии доказал, что увеличение количества факторов прямо пропорционально влияет на частоту развития дефектов позвоночника вообще и нарушения осанки, в частности.

Врожденные нарушения осанки у детей могут быть связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника(образованием дополнительных позвонков или ихклиновидной деформацией), миотоническим синдромом, дисплазией соединительной ткани и др.Родовые травмытакже могут приводить к нарушению осанки у детей – например,подвывих I шейного позвонка,кривошея.

Однако, нарушения формирования позвоночного столба у детей могут возникнуть и постанатально – из этого исходит, в частности, остеопатическая гипотеза развития нарушений осанки. Ее сторонники считают, что у ребенка по некоторым причинам происходит несимметричный рост позвонков, что приводит к их клиновидной деформации. Однако, противоречие заключается в том, что не у всех больных с врожденными или приобретенными клиновидными деформациями в дальнейшем развивается нарушение осанки или сколиоз

Ряд авторов полагают, что к нарушению осанки может привести функциональная асимметрия, вызванная неравномерным развитием мышц, приводящая к относительной дискоординации движений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, что, безусловно, влияет на электрическую активность мышц вообще и паравертебральных, в частности, являясь одной из причин развития дефектов позвоночника. Асимметрия мышц выявляется методом электромиографии, причем даже у детей с нормальной осанкой (Никитюк Б.А., 1989;McCarrollJ.R.etal., 1995). То есть, в этом случае можно говорить о наличии скрытой формы нарушения осанки с возможным ее переходом в явную форму. Однако, в современной литературе отсутствуют убедительные доказательства того, что эта асимметрия является не причиной, а именно следствием деформаций скелета.

Генетическая теория развития деформаций осанки гласит, что для их формирование происходит под влиянием генетически обусловленных нарушений развития нервной трубки в эмбриогенезе. Кроме того, отмечается роль некоторых метаболических расстройств – например, нарушения обмена глюкозамингликанов.

Как известно, решающим фактором в формировании правильной осанки является освоение навыков поддержания вертикального положения тела и ходьба. В этой связи следует указать на очевидность этиологической роли нарушения этапности развития постуральных тонических рефлексов головного мозга. Естественный онтогенез моторики человека обусловлен незавершенностью к моменту рождения миелинизации проводящих путей, степень которой убывает от ствола к коре. Двигательное развитие здорового ребенка в наиболее общем виде характеризуется последовательным вытеснением примитивных шейных и вестибулярных тонических рефлексов ствола, обеспечивающих внутриутробную позу и оптимальное прохождение плода по родовым путям, среднемозговыми установочными рефлексами, определяющими нормальное положение тела или его элементов в пространстве и относительно друг друга. Последние служат основой для формирования антигравитационных стриопаллидарных синергий сидения, вставания и стояния. Лишь с началом функционирования пирамидной системы появляется возможность изолированного перемещения сегментов туловища и конечностей. Каждый очередной переход к вышележащему уровню построения движений почти всегда сопровождается подавлением определенной части моторики предыдущего уровня. Если этот процесс по каким-то причинам нарушается, возникает конфликт между рефлексами различной филогенетической давности, порождающий аномальные и нередко асимметричные мышечно-тонические установки, формирующие весьма типичные деформации скелета растущего организма.

Изучая нарушения осанки у детей при так называемой «функциональной» патологии опорно-двигательного аппарата, V. Janda (1978) одним из первых обратил внимание на сопутствующие им легкую неврологическую симптоматику, определяемую им как «микроспастичность» и плохой моторный стереотип. Движения этих больных были неловкими и некоординированными. Автор пришел к выводу, что данные пациенты в детстве имели диснейроонтогенетические расстройства. Он описал несколько характерных для таких пациентов синдромов. Верхний перекрестный синдром характеризуется дисбалансом между следующими мышечными группами:

    Укорочение верхней часть трапециевидной мышцы, мышца, поднимающая лопатку, и лестничные мышцы, с одной стороны; и расслабление нижней части трапециевидной мышцы, передняя зубчатая мышца - с другой;

    Укорочение большая и малая грудные мышцы, с одной стороны, и расслабление межлопаточной мускулатуры - с другой;

    Укорочение глубокие сгибатели шеи (m. longus colli, m. longus capitis, m. omochyoideus, m. thireochyoideus) - с одной стороны, и расслабление ее разгибателей (шейный отдел m. erector spinae, верхней части трапециевидной мышцы) - с другой;

При этом шея и плечи смещаются вперед, часто с увеличением грудного кифоза и шейного лордоза.

В случае нижнего перекрестного синдрома речь идет о дисбалансе следующих парных мышечных групп:

    расслабление большой ягодичной мышцы и укорочение сгибателей бедра (подвздошно-поясничная мышца, прямая головка четырехглавой мышцы бедра);

    расслабление мышц живота и укорочение поясничной части выпрямителя позвоночника;

    расслабление абдукторов и наружных ротаторов бедра и укорочение аддукторов и внутренних ротаторов бедра.

Больной имеет тенденцию к поясничному или пояснично-крестцовому гиперлордозу, выбуханию живота и вялым ягодичным мышцам.

Описанные V. Janda синдромы нарушения осанки К.Б. Петров дополняет следующими собственными наблюдениями. Если процесс формирования цепных разгибательных (установочных) рефлексов запаздывает или носит суррогатный характер, мышцы шеи и верхней части туловища длительное время остаются слабыми. Отсутствие своевременных условий для установки головы в правильное физиологическое положение (плоскость ротовой полости при этом должна быть параллельна линии горизонта) способствует формированию грудного гиперкифоза («круглая спина») и «крыловидных лопаток», которые характерны только для нарушений осанки в детском возрасте (рис. 1).

Рис. 1. Cиндром крыловидных лопаток у ребёнка, как следствие «конфликта» между стволовыми тоническими и среднемозговыми установочными рефлексами

Невозможность адекватно удерживать верхнюю часть туловища в вертикальном положении вследствие умеренного лабиринтного гипертонуса подвздошно-поясничных мышц приводит к поясничному гиполордозу («плоская поясница»). Если тонус мышц, окружающих тазобедренные суставы, долгое время остается повышенным за счет влияния вестибулярного тонического рефлекса, при формировании навыка ходьбы развивается порочная компенсация в виде избыточных движений в туловищном суставе («виляющая походка»). В этом случае переносная фаза шага совершается не за счет сгибания бедра в тазобедренном суставе, а путем контрлатеральной ротации всего таза и краниального смещения (приподнимания) соответствующей его половины. Как правило, «плоская поясница» и «виляющая походка» устойчиво сочетаются друг с другом и могут быть выделены в виде отдельного синдрома.

Вышеописанные неврологические расстройства, с одной стороны, способны оказывать влияние на формирование физиологических изгибов позвоночника в детском возрасте, с другой - служат преморбидным фоном, усугубляющим ослабление постуральной мускулатуры при возрастных и дисгормональных (например, в результате беременности или климакса) нарушениях у взрослых.

Кроме того, по мнению педиатров, среди причин, которые могут привести к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающему при дезадаптивном состоянии психики. При исследовании детей с начальной стадией нарушения осанки М.В. Киселева (1994) установила высокий уровень личностной тревожности, что отражает наличие длительно существующих застойных очагов внутреннего эмоционального напряжения.

Особую группу детей с нарушениями осанки представляют юные спортсмены, у которых в зависимости от вида спорта и стажа занятий развиваются искривления позвоночника. Нарушения осанки у детей, занимающихся боксом, могут возникнуть как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскостях. Поза, принимаемая гребцом, фехтовальщиком, стрелком, преобладание нагрузки па толчковую ногу у прыгунов, нападающую руку у волейболистов, развитие чрезмерной гибкости у занимающихся художественной гимнастикой являются факторами, способствующими возникновению различных нарушений осанки.

Также приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита,туберкулеза,полиомиелита,переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформации стопы, плоскостопия,остеохондропатии, деформирующихрубцовна спине, укорочения одной конечности и др.

Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазиемилитугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат и слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофияилиожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

В 1962 г. была принята классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях, которая часто используется и сегодня. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: - сутулая спина;

Круглая спина;

Кругловогнутая спина;

Плоская спина;

Плосковогнутая спина.

Клиническая картина нарушений осанки различается в зависимости от плоскости искривления.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка)

Клинически сколиотическая осанка проявляются нарушением симметричности спины: разными уровнями надплечий, неодинаковыми треугольниками талии, перекосом плечевого и тазового пояса, отклонением позвоночника в сторону. Очень важно на ранних стадиях выявлять все асимметрии, так как это может быть предвестником развития сколиоза.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости заключаются в усилении или сглаженности нормальных изгибов позвоночника.

Сутулость - нарушение осанки, в основе которой лежит увеличение грудного кифоза (изгиб позвоночника вперёд) с одновременным уменьшением поясничного лордоза (изгиб позвоночника назад). Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки. Живот выступает.

Круглая спина - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. Живот выступает.

При круглой спине связки и мышцы спины растянуты, а грудные мышцы укорочены. При круглой спине растянутые слабые связки и мышцы спины не обеспечивают максимального разгибания позвоночника, что уменьшает глубину вдоха и дыхательную экскурсию грудной клетки. Укороченные мышцы брюшной стенки плохо растягиваются и затрудняют экскурсию диафрагмы, а это, в свою очередь, снижает ЖЕЛ. Неполноценная экскурсия грудной клетки и связанное с этим поверхностное дыхание приводят к уменьшению присасывающей силы грудной клетки и затрудняют работу сердца. В связи с неблагоприятным воздействием круглой спины на функциональное состояние внутренних органов необходимо как можно раньше начать борьбу с этим дефектом осанки, используя как профилактические средства, так и физические упражнения. Запущенные формы круглой спины могут приобрести устойчивый характер и весьма трудно поддаются исправлению.

Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленях. Живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками.

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленях. Часто сочетается с крыловидными лопатками. Подобная клиническая картина характерна и длягиперлордоза – увеличения поясничного прогиба.

Основные виды нарушений осанки в саггитальной плоскости представлены на рисунке 2.

Рис. 2 Виды нарушений осанки в саггитальной плоскости

Примечание: а – сколиотическая осанка, б – круглая спина, в – нарушение осанки по типу кругловогнутой спины, г – нарушение осанки по типу плоской спины, д – нарушение осанки по типу плосковогнутой спины.

Нарушения осанки в горизонтальной плоскости

В горизонтальной плоскости патологическая осанка оценивается по развороту плечевого, тазового пояса или общей скрученности туловища. Нередко эти нарушения приводят к выраженному внешнему дефекту.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Следует отметить, что, помимо деформаций спины, нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Таким образом, при изучении наиболее типичных нарушений осанки следует признать очевидной этиологическую роль легких и умеренно выраженных диснейроэмбриологических расстройств, влекущих за собой недоразвитие вестибулярного аппарата, а также других причин, лежащих в основе задержки развития или извращения установочных рефлексов в первом полугодии жизни. Кроме того, важную роль могут играть врожденные патологии позвонков, санитарно-гигиенические условия, различные заболевания (рахит, туберкулез и др.), занятия спортом и т.д. В итоге, можно резюмировать, что нарушения осанки полиэтиологичны и, очевидно, характеризуются различным патогенезом – в зависимости от ведущей причины. Клиническая картина нарушения осанки зависит от плоскости деформации. Однако, помимо деформации спины и нарушения мышечного тонуса, нарушения осанки влекут за собой нарушения функционирования внутренних органов, а также могут предрасполагать к развитию ряда заболеваний.

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения услов-ные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физи-ческая подготовленность, совершенствуются психофизические ка-чества1.
Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную си-стему.
За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменя-ются показатели физического развития: роста, массы тела, окруж-ности головы, грудной клетки.
За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.
Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по срав-нению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2—2,5 кг. К 6—7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.
Окружность грудной клетки при рождении — 32—34 см. В тече-ние первых 3—4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5—3 см в месяц, затем прирост ее_ снижается. В конце года она составляет около 0,4—0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки Увеличивается на 12—15 см. Примерно так же происходит увеличе-ние грудной клетки за весь остальной период дошкольного дет-ства.
Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребенка.
Окружность головы при рождении ребенка примерно 34—35 см. В первые 9 месяцев она увеличивается на 3—3,5 см в квартал.

В дальнейшем ее рост резко замедляется, возрастая в течение 2— 3 года жизни на 1—1,5 см в год. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного моз-га. Под воздействием физических упражнений улучшается не толь-ко физическое развитие ребенка, его телосложение, но и развитие и совершенствование массы головного мозга.
Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко под-даются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соот-ветствии с функциональными и возрастными возможностями ре-бенка.
Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие по-звоночника играет жизненно важную роль и влияет на формиро-вание правильной осанки, техники движений, состояние внут-ренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный из-гиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.
В дошкольном детстве происходит формирование свода сто-пы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продол-жается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.
Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.
Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недоста-точно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и со-кратительная способность мышечной ткани. Под воздействием фи-зических упражнений происходит увеличение силы мышц.
В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты боль-ше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка быва-ют неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работо-способность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5—4 кг в млад-шем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища.

Она увеличивается к 7 годам до 32—34 кг по сравнению с 15—17 кг Б 3—4 года.
Статическое состояние мышц называется мышечным то-ну с о м. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.
Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое зна-чение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является ре-зультатом как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физичес-ких упражнений.
В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпе-вает морфологические и функциональные изменения. Масса серд-ца увеличивается с 70,8 г у 3—4-летнего до 92,3 г — у б—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работо-способность сердца.
С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50—110/70 мм рт.ст.
По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего — 25—30, а в 4—7 лет — 22—26. У ребенка нарастают глубина дыха-ния и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении дви-гательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка уве-личиваются морфологические и функциональные возможности: по-вышается тренированность мышц, работоспособность, совершен-ствование организма.
В процессе возрастного развития ребенка установлены крити-ческие этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов.
Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интен-сивностью и гармоничностью физического и умственного раз-вития.
Таким образом, познание особенностей психофизического раз-вития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности пра-вильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культу-Pbi. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспита-ние и обучение.

Скелет туловища образован позвоночным столбом и грудной клеткой. Позвоночник в крестцовой части укреплен неподвижно между костями таза. Позвоночный столб является не только опорой для головы, плечевого пояса с верхними конечностями и всех внутренних органов, но и костным рычагом движений. Обе эти функции позвоночника - статическая (опорная) и динамическая - и определяют его строение. В позвоночнике различают несколько отделов: шейный, состоящий из 7 позвонков; грудной - из 12; поясничный - из 5 позвонков; крестцовый - из 5 сросшихся позвонков и копчиковый - из 4-5 сросшихся позвонков .

Строение позвоночного столба. Каждый позвонок имеет массивную переднюю часть - тело, которое сзади переходит в дугу. Позвонки, накладываясь друг на друга, образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. От дуги позвонка отходят несколько отростков: суставные верхний и нижний, поперечные - направляющиеся в стороны и остистые, идущие назад. Позвонки каждого отдела имеют свои особенности строения. Например, остистые отростки грудных позвонков направлены косо вниз и тем самым ограничивают движение позвонков назад, постепенно увеличиваются размеры позвонков сверху вниз, соответственно функциональным задачам опоры, Достигая наибольшей величины в нижнепоясничном и верхнекрестцовом отделах.

Нормально сформированный позвоночник образует несколько физиологических изгибов: шейный, обращенный выпуклостью вперед; грудной - выпуклостью назад; поясничный - выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый - выпуклостью назад.

Физиологические изгибы помогают сохранять равновесие, смягчают толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный изгиб образуется при попытках ребенка поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной - возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный - когда он становится на ноги.

Принято считать, что к 6-7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14-15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20-25 годам. В процессе возрастного развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.

Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками, движения вокруг вертикальной оси. В процессе роста организма межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных дисков больше, чем у взрослых. Интересно, что длина позвоночника колеблется даже в течение суток. Под влиянием массы тела межпозвоночные хрящи сжимаются, и к вечеру человек становится ниже на 1-3 см. Поэтому измерять рост нужно в одно и то же время, лучше утром.

Между дугами позвонков располагаются крепкие связки из эластических волокон, так называемые желтые связки. При движениях позвоночного столба, особенно при сгибании, эти связки растягиваются и напрягаются.

По передней и переднебоковой поверхностям тел позвонков и межпозвоночных дисков располагается передняя продольная связка, сзади тела позвонков покрыты задней продольной связкой, которая составляет переднюю стенку позвоночного канала. Вдоль остистых отростков проходят межостистые и надостистые связки. Таким образом, устойчивость позвоночника обеспечивается мощным связочным аппаратом.

Костная система перестраивается на протяжении всей жизни человека. В дошкольном и школьном возрасте происходит окостенение соединительных и хрящевых элементов позвонков .

В этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата.

Наибольшая неустойчивость позвоночника наблюдается в возрасте 11 -15 лет. В этот период так называемого «вторичного вытяжения» предшествующего половому созреванию, быстро идет энергичный рост тела в длину (интенсивный рост костей, усиленное окостенение позвонков), а развитие мышечной системы несколько запаздывает. На рост позвоночника в длину положительное влияние оказывают физическая нагрузка, различные движения тела и в особенности рациональные физические упражнения.

В старшем школьном (юношеском) возрасте, хотя процессы окостенения в скелете все еще не закончены, но кости становятся более прочными, позвоночник делается более устойчивым к физической нагрузке, увеличивается мышечная сила, рост тела превалирует в ширину, увеличивается масса тела, заканчивается формирование осанки .

Костная ткань, в частности позвоночник, не только главный опорный механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого организм получает нужные ему количества известковых

Отсюда вытекает важность обеспечения нормального и правильного развития скелета детей и особенно позвоночника - сложной динамической системы. К тому же позвоночник выполняет защитную функцию для спинного мозга.

Движения позвоночного столба. Движения позвоночника возможны в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: фронтальной - наклоны корпуса влево и вправо, сагиттальной - сгибание и разгибание корпуса и горизонтальной (вертикальная ось) - повороты корпуса. Кроме того, возможны круговые движения позвоночника, представляющие собой совокупность вращений вокруг различных осей.

Наибольшая подвижность возможна в шейном и поясничном отделах, в грудном же отделе подвижность практически отсутствует, ее ограничивают остистые отростки, накладывающиеся друг на друга.

Подвижность позвоночника достигает наибольшего развития в детском и юношеском возрасте. Физические упражнения существенно улучшают динамическую функцию позвоночника. Главной опорой позвоночника является таз, поэтому движения позвоночника, особенно его поясничного отдела, большей частью сочетаются с изменениями соотношений в сочленениях таза и тазобедренных суставах.

Мышцы позвоночного столба. Движения позвоночника осуществляются большой группой мышц, расположенных главным образом на задней поверхности шеи и туловища. Эти мышцы принадлежат к типу сильных мышц, исполняющих преимущественно статическую работу. Располагаются они под мышцами плечевого пояса и плечевого сустава, под трапециевидной, ромбовидными, широчайшей мышцей спины и под зубчатыми мышцами, имеющими отношение к дыхательным движениям. Все мышцы, разгибающие позвоночный столб, объединяются в одну сложную мышцу - разгибатель туловища (выпрямитель позвоночника по Привесу) и т. д. При одновременном сокращении этих мышц происходит разгибание позвоночника на всем его протяжении. Своим тонусом разгибатели спины поддерживают туловище в вертикальном положении, способствуя сохранению правильной осанки.

К мышцам, выпрямляющим позвоночник, относятся: подвздошно-реберная мышца - поясницы, груди и шеи; длиннейшая мышца - груди, шеи и головы; остистая мышца - груди, шеи и головы.

В сгибании позвоночника участвует подвздошно-поясничная мышца, которая начинается от 5 поясничных позвонков и от тазовой кости, идет вниз и прикрепляется к малому вертелу бедренной кости. Благодаря вертикальному положению человека она получила значительное развитие. Кроме сгибания, подвздошно-поясничная мышца принимает участие в повороте наружу бедра. Большое значение имеет она для формирования поясничного лордоза. При ее расслаблении лордоз уменьшается, как это бывает, например, при сидении. Наоборот, в положении стоя мышца напрягается, лордоз увеличивается. Если сокращение этой мышцы совпадает с сильным напряжением прямой мышцы живота, то вместо лордоза наблюдается образование грудино-поясничного кифоза, как это бывает при положении «угол» при висе на гимнастической стенке.

В сгибании туловища принимают участие также прямые и косые мышцы живота, поперечная мышца, квадратная мышца поясницы. Прямая мышца живота справа и слева от средней линии живота. Начинается эта мышца от хряща V, VI и VII ребер и от мечевидного отростка и прикрепляется к лобковой кости. Функции ее разнообразны: она является сгибателем позвоночника, при одностороннем сокращении способствует наклону его в сторону. При фиксированном туловище она поднимает ноги вместе с тазом (упражнение «угол»).

Наружная косая мышца живота начинается от 8 нижних ребер и прикрепляется к гребню подвздошной кости и лонному сращению. Функция -способствует сгибанию позвоночника, повороту его в противоположную сторону.

Внутренняя косая мышца живота начинается от передней ости подвздошной кости и прикрепляется к 3 нижним ребрам. Функция - способствует сгибанию позвоночного столба и повороту туловища в свою сторону.

Все перечисленные мышцы брюшной стенки располагаются симметрично с той и другой стороны.

Не менее важны и другие функции этой группы мышц. Они поддерживают внутренности в нормальном положении, содействуют выведению их содержимого. Отсюда понятно и название - «брюшной пресс».

Брюшной пресс тесно связан с дыхательной мускулатурой. Мышцы живота являются при дыхании антагонистами диафрагмы, а в момент натуживания становятся синергистами (т.е. действующими в одном направлении). При выдохе они сокращаются и оттесняют органы брюшной полости вверх и назад. Диафрагма оттесняется в грудную полость, и та уменьшается в продольном направлении.

В практике физического воспитания укреплению мышц живота придают большое значение. Ослабление мышц брюшного пресса может привести к опущению внутренностей, образованию грыжи, застойным явлением крови в брюшной полости и нижних конечностях.

Строение и функция грудной клетки. Грудная клетка состоит из грудного отдела позвоночника, 12 пар ребер и грудины. Внутри ее расположены многие важные органы: легкие, сердце, крупные кровеносные сосуды. Переднюю ее стенку образует грудная кость или грудина, заднюю - грудной отдел позвоночника, боковые стенки - ребра. По форме грудная клетка похожа на усеченный конус, сплюснутый в направлении спереди назад. Меньшее верхнее отверстие ограничено I грудным позвонком, двумя первыми ребрами, краем грудины. Через него проходят дыхательное горло, или трахея, пищевод, сосуды. Нижнее отверстие ограничено последним грудным позвонком, реберным краем и концом грудины. Снизу грудная клетка ограничена диафрагмой.

Ребро стоит по отношению к позвоночнику косо: сначала идет в сторону и вниз, а затем, образуя реберный угол, поворачивает вперед и вниз. Каждое ребро соединено с позвонком посредством суставов. Такое строение дает определенный характер движения ребер и изменение диаметра грудной клетки.

При вдохе, под влиянием импульсов из центральной нервной системы, сокращается группа вдыхательных мышц, и происходит расширение грудной клетки в переднезаднем и поперечном направлениях; увеличение ее объема вперед происходит за счет расхождения передних концов верхних ребер. Сокращение же диафрагмы обеспечивает увеличение вертикального размера грудной полости. При выдохе под влиянием импульсов из центральной нервной системы сокращается группа выдыхательных мышц. Мышцы передней стенки брюшной полости, активно сокращаясь, оттесняют кверху и кзади органы брюшной полости, которые, в свою очередь, оттесняют диафрагму в грудную полость; вследствие этого она уменьшается в продольном направлении.

Следовательно, механизм дыхательных движений сводится к движению ребер и диафрагмы.

Дыхательные мышцы делятся на собственно дыхательные и вспомогательные. К собственно дыхательным относятся межреберные мышцы, поперечные мышцы груди, верхняя и нижняя зубчатая и главная дыхательная мышца - диафрагма.

К вспомогательным дыхательным мышцам при вдохе относятся лестничные мышцы, малая и большая грудная, передняя зубчатая и широчайшая мышца спины. К вспомогательным мышцам выдоха относятся также брюшные мышцы и квадратная мышца поясницы. Брюшные мышцы при вдохе являются антагонистами диафрагмы, а при натуживании становятся синергистами.

Все вспомогательные мышцы при спокойном дыхании почти не принимают участия и приводят в движение ребра лишь при некоторых определенных условиях, если они имеют опору на периферии (например, на лопатке - при выполнении напряженного выгибания на гимнастической стенке); в таком случае они могут содействовать вдоху .

Физические особенности развития дошкольника

В период дошкольного детства идет активная подготовка ребенка к школе, но возможности его успешного обучения во многом зависят от особенностей развития дошкольника. Педагоги и родители в процессе воспитания, должны ориентироваться на нормы физического развития, отслеживая прогресс развития дошкольника в динамике в определенные промежутки времени: раз в месяц у младенцев, 2-3 раза в год - в течение всего периода до начала школьного обучения.

Особенности физического развития в дошкольном возрасте

Для своевременного проведения оздоровительных мероприятий, важно знать нормы и особенности развития дошкольника в плане его физического совершенствования: массы тела, роста, окружности грудной клетки, окружности головы.

Масса тела на первом году жизни максимально увеличивается по сравнению с последующими периодами: она возрастает в три раза, тогда как в каждый последующий год в 1,2 раза по сравнению с годовалым возрастом, т.е. на 2-2,5 кг. К моменту поступления в школу в норме, она должна увеличиться в 2 раза. Идеальные показатели массы тела оцениваются специалистами в соотношении с ростом ребенка по специально разработанным шкалам - номограммам.

Нормы роста для каждого ребенка индивидуальны, но динамика его изменения одинакова для всех групп детей: на первом году ребенок вырастает приблизительно на 25 см, а к пяти годам рост увеличивается в два раза по сравнению с новорожденным.

Развитие грудной клетки, ее окружности происходит постоянно и равномерно на 2-3 см каждый месяц в течение первых четырех месяцев, что составляет 10-12 см к 32-34 см при рождении. К году темпы прироста снижаются до 0,4-0,5 см, и таковыми остаются на весь период дошкольного детства. Некоторые дети демонстрируют повышенный рост окружности груди, что зависит от их физической подготовки, склонности к полноте или генетической особенности.

На форму и окружность головы влияют национальный, генетический, климатический аспекты, процесс родов, но в среднем голова новорожденного - 34-35 см в окружности. В первый год эта цифра увеличивается примерно на 1 см в месяц, а в дальнейшем рост головы резко снижается до 1-1,5 см в год. Такой активный рост объясняется развитием и увеличением объема и массы головного мозга. В дошкольном возрасте голова выглядит у ребенка по сравнению со взрослым непропорционально большой, что в дальнейшем компенсируется ростом тела.

Особенности развития костно-мышечной системы дошкольника

Костно-мышечная система состоит из костей, мышц, связок и суставов. Ее правильное развитие влияет на появление движений, правильное формирование осанки, формирование органов внутри организма.

У новорожденного ребенка позвоночник состоит из хряща и у него отсутствуют изгибы. Изгибы позвоночника появляются постепенно: в 2-2,5 месяца образуется изгиб шейный, а в 6-7 месяцев - изгиб в грудной части. Ближе к году, когда начинает ходить, появляется изгиб в области поясницы. В 3-4 года, как у взрослого, у ребенка имеются все изгибы позвоночника, но их постоянство и устойчивость закрепляются к 7 годам. На протяжении всего периода дошкольного детства идет окостенение скелета. Зная эти особенности костной системы, педагоги должны подбирать такие физические нагрузки и упражнения, которые укрепляют кости и мышцы ребенка, но не повреждают их. Роль амортизатора при ходьбе играет стопа ребенка. Свод стопы поддерживается мышцами, которые должны быть хорошо развиты. Для нормального развития стопы следует правильно подойти к подбору обуви: хорошо облегать ногу и быть на небольшом каблучке. Рекомендуется регулярно укреплять стопу, предлагая ребенку ходить босиком: по специальным ребристым дорожкам, по песку, камушками, траве.

Зная особенности развития дошкольника и особенности его мышечной системы, можно целенаправленно подобрать развивающие упражнения для увеличения силы мышц. Такие занятия можно начинать с трех лет, когда сила мышц составляет 3,5—4 кг. К семи годам она составит 13-15 кг, при этом у мальчиков показатели будут выше, чем у девочек. При систематических упражнениях, мышцы туловища ребенка также становятся сильнее, и их становая сила к началу школьного обучения увеличивается в два раза от 15-17 кг в младшем возрасте.

Одной из особенностей мышечной системы ребенка является доминирование тонуса мышц-сгибателей над тонусом мышц разгибателей, что может негативно сказаться на формировании осанки. Необходимо обогащать двигательную сферу, предлагая выполнять ребенку разнообразные движения в игровой форме.

Опорно-двигательная система имеет незавершенность развития. Мышечная масса составляет только 25 % от всей массы тела, но к пяти годам под воздействием упражнений, двигательной активности, массажа масса увеличивается, особенно в области нижних конечностей, увеличивается и их работоспособность. Особенности развития дошкольника не позволяют ему долго находиться в статическом состоянии: сидеть на одном месте, стоять неподвижно или лежать без движений.

Особенности развития сердечнососудистой системы дошкольника

Сердечнососудистая система состоит из сердца, сосудов. Сердце начинает работать на 20-й день формирования плода. Его масса в дошкольный период нарастает от 70,8 г до 92,3 г. Увеличение массы сердца связано частотой сокращений сердца: от 140 у новорожденного к 80 - у старшего дошкольника. Артериальное давление с возрастом увеличивается от 80/55 — 85/60 мм рт.ст. у новорожденного до 110/70 мм рт.ст. у дошкольника. У ребенка эти показатели не стабильны и могут изменяться под влиянием двигательной активности, эмоций.

Организм ребенка работает в единстве всех систем. Нормально развивающийся ребенок отличается высокой двигательной активностью, интенсивностью умственного развития в период 4-5 лет. Дошкольный период - самый благоприятный для заложения основ физической культуры с учетом всех особенностей развития дошкольника.

Одно из самых частых хирургических заболеваний – брюшная грыжа, которая образуется на передней стенке живота.

Грыжей называют выпячивание участка внутреннего органа из замкнутого пространства, например, из брюшной полости. В состав брюшного вида этого образования обычно входит отрезок тонкой или толстой кишки. Она может содержать сальник – это жировой фартук, который отходит от горизонтального отдела толстого кишечника и свисает вниз, прикрывая изнутри стенку живота. Стенка живота включает брюшину, несколько мышечных слоев и кожу. В ней могут образовываться ослабленные участки, через которые выпячиваются брюшные органы.

Грыжа брюшной стенки чаще появляется у женщин, что обусловлено беременностью и более слабыми мышцами живота. Наиболее подвержены этому заболеванию дети дошкольного возраста и люди старше 50 лет.
Содержание:

  • Формы
  • Признаки
  • Диагностика
  • Лечение брюшной грыжи
  • Профилактика
  • Операция брюшной грыжи
  • После операции

Виды

Брюшная стенка состоит из мышц, расположенных зеркально по обе стороны от средней линии. Это прямые брюшные мышцы, а также поперечные, внутренние и наружные косые. Они соединяются посередине сухожильным образованием – мембраной, или белой линией, ослабление которой приводит к диастазу (расхождению) мышечных групп и формированию грыжи. В этом сухожильном образовании есть отверстия в виде щелей, через которые проникают нервные и сосудистые пучки. Именно здесь чаще возникают грыжевые образования, обычно в верхней трети, реже около пупка или в нижнем отделе живота.

По расположению грыжевого мешка различают такие грыжевые образования:

  • эпигастральные;
  • пупочные;
  • инцизионные;
  • грыжи Шпигеля.

Эпигастральная грыжа образуется чаще всего у младенцев при ослаблении верхнего отдела средней линии. В этом месте обе прямые мышцы соединяются с нижней частью грудины – мечевидным отростком. Иногда такое грыжевое образование развивается во взрослом возрасте и проявляется выпячиванием в верхней части брюшной стенки.

Пупок – место выхода пуповины, соединяющей в периоде внутриутробного развития плод и материнский организм. После рождения ребенка пуповина отпадает, однако в этом месте остается возможность выхода грыжевого мешка. Грыжа этой области сопровождается выпячиванием пупка. Она часто встречается у младенцев и часто не требует лечения. Необходимость в операции возникает только при появлении неблагоприятных признаков. В дальнейшем оперативное лечение проводится при увеличении размеров грыжи.

Выделяют несколько видов пупочных грыжевых образований:

  • эмбриональная;
  • возникшая у ребенка;
  • впервые образовавшаяся у взрослого человека.

Эмбриональную форму относят к аномалиям развития, возникающим при нарушении образования полости живота эмбриона. Ее наружная стенка включает пуповинную амниотическую оболочку и недоразвитый листок брюшины.

У детей пупочная грыжа возникает в результате неправильного развития мышц живота. Она чаще образуется у младенцев первых месяцев жизни, преимущественно у девочек. Под действием повышенного внутрибрюшного давления (постоянный плач, запоры, вздутие кишечника) кольцо вокруг пупка расширяется, туда выпячивается часть кишечника. Такие грыжи обычно небольшие.

Во взрослом возрасте такие образования составляют до 5% грыж. Они появляются у людей старше 50 лет, значительно чаще у женщин, после многочисленных родов и на фоне ожирения. Нередко одновременно появляется отвисание живота из-за слабости мышц брюшного пресса.

Инцизионная, или послеоперационная грыжа возникает в результате хирургического вмешательства на органах брюшной полости, если врач недостаточно хорошо соединил ткани после разреза. Однако даже при хорошем ушивании тканей место разреза становится слабее ближайших мышц и потенциально способно стать отверстием для грыжевого содержимого. После лапаротомии грыжевые образования появляются у трети пациентов. Их причинами могут быть воспаление послеоперационной раны, дренирование полости живота и длительное использование тампонады.

Грыжа Шпигеля – редкое образование, возникающее с краю передней брюшной мышцы.

Формы

В соответствии со временем появления грыжа живота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная форма наблюдается сразу после появления ребенка на свет, приобретенная появляется со временем в ослабленном участке стенки живота. Причиной развития этого заболевания становится высокое давление внутри брюшной полости.

Высокое внутрибрюшное давление возникает в таких случаях:

  • постоянный кашель, например, при болезнях легких;
  • образование избытка жидкости в полости живота (асцит) в результате опухоли, сердечной, печеночной или почечной недостаточности;
  • процедура перитонеального диализа, которая используется для терапии почечной недостаточности и опухолей внутренних органов;
  • быстрая потеря веса;
  • хронический запор или постоянное затруднение мочеиспускания;
  • травма живота;
  • беременность;
  • ожирение.

Все эти состояния увеличивают риск приобретенной брюшной грыжи. Существует наследственная предрасположенность к этому заболеванию.

Формы брюшной грыжи:

  • вправляемая: выглядит как «шишка» на коже, безболезненна при нажатии, увеличивается в вертикальном положении, может быть вправлена в полость живота;
  • невправляемая: не удается поместить содержимое выпячивания внутрь, или это сопровождается болезненностью.

Осложненная форма грыжи – ущемленная. Она сопровождается проникновением части кишки за пределы стенки живота и сдавлением кровеносных сосудов кишки. В результате ткани отмирают и разрушаются, что приводит к болевому синдрому, интоксикации, непроходимости кишечника и перитониту. Ущемление осложняет течения болезни у 20% больных.

Другие осложнения заболевания:

  • воспаление;
  • задержка каловых масс - копростаз;
  • повреждение (травма);
  • злокачественное новообразование кишечника.

Признаки

Первое проявление грыжи живота – округлое выпячивание под кожей брюшной стенки. Оно мягкое, безболезненное и вначале легко вправляется при нажатии ладонью. Иногда появляется ощущение распирания, дискомфорта в области основания грыжи. При поднятии тяжестей иногда возникает кратковременная резкая боль. При временном возрастании давления в полости живота, например, при дефекации или кашле, образование увеличивается. Болезненность становится сильнее после приема пищи или нагрузки, нередко возникает запор.

При попадании в грыжевое выпячивание участка кишечника или сальника могут возникнуть признаки осложнений. Орган ущемляется в месте выхода грыжи.Кровеносные сосуды, питающие его, сдавливаются. Это возможно при резком увеличении давления в полости живота. Возникает сильная боль в области грыжи, у больного появляется тошнота, нередко и рвота – признаки интоксикации. Развивается кишечная непроходимость. Она сопровождается вздутием живота, отсутствием стула и газов. Повышается температура тела.

Если вовремя не прооперировать больного с таким осложнением, грыжевое содержимое некротизируется, и разовьется перитонит – тяжелое состояние, угрожающее жизни.

У некоторых больных ущемляется только часть кишечной стенки. Явления кишечной непроходимости при этом отсутствуют, выпячивание на животе не увеличивается, однако человека беспокоят нарастающие боли и признаки интоксикации.

Особенность пупочной грыжи – узкие ворота, диаметром не более 10 см. Однако размер самого образования может быть очень большим. Повышается риск ущемления, застоя каловых масс, хронической кишечной непроходимости.

В начальных стадиях грыжи белой линии, когда сквозь ее щели проникает только жировая клетчатка, первым симптомом болезни служит внезапная резкая боль в верхней части живота, напоминающая приступ холецистита или язвенной болезни.

Диагностика

Распознавание грыжи передней брюшной стенки обычно не вызывает затруднений. Она заметна при внешнем осмотре и пальпации живота.

Ущемленная грыжа угрожает жизни, поэтому требуется срочная консультация хирурга. Для диагностики кишечной непроходимости используется обзорная рентгенография живота или компьютерная томография.

Лечение брюшной грыжи

Выпячивание, появившееся на передней стенке живота, – повод для обращения к хирургу. Часть кишечника, лежащая в грыжевом мешке, может внезапно ущемится, и при этом потребуется сложная экстренная операция. Срочно обратиться к врачу нужно в случаях появления боли, при внезапном увеличении выпячивания, невозможности вправления, повышении температуры, появлении тошноты и рвоты.

Брюшные грыжи удаляются хирургическим путем. Одновременно восстанавливается целостность мышц живота. Нередко для этого используются синтетические материалы, надежно закрывающие дефект. Цель такого лечения – профилактика ущемления грыжи и развития опасных осложнений.

Если грыжа небольшая, оперативное лечение не требуется. Кроме того, операция не проводится при высоком риске ее осложнений у ослабленных и пожилых больных, а также у пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями – тяжелыми нарушениями ритма, выраженной сердечной или дыхательной недостаточностью, злокачественной гипертонией или декомпенсированным сахарным диабетом. Противопоказаниями также являются злокачественные опухоли, острые инфекционные заболевания, обострение воспалительных процессов (пиелонефрита, бронхита, тонзиллита и так далее), гнойничковые заболевания кожи.

К относительным противопоказаниям, при которых операция все же возможна, относятся:

Таким больным предлагаются консервативные способы лечения: бандажи и корсеты. Они считаются лишь временным способом профилактики осложнений и потенциально могут вызвать инфекции кожи из-за постоянного трения. Бандаж можно использовать только при вправимой грыже. Его постоянное применение ослабляет мышцы брюшного пресса и приводит к прогрессированию заболевания.

У 99% детей с пупочной грыжей она не превышает в диаметре 1,5 см и исчезает по мере роста ребенка. Операцию по поводу пупочной грыжи у детей проводят в 3 – 4 года, если к тому времени дефект не исчез. При большом размере грыжи хирургическое вмешательство выполняют, начиная с 1 года жизни ребенка. При небольшом размере образования возможно самоизлечение в возрасте 3 – 6 лет. Однако провести операцию или окончательно отказаться от нее нужно до поступления ребенка в школу. После этого эластичность тканей начинает снижаться, грыжа самостоятельно уже не исчезнет, а размер пупочного кольца будет продолжать увеличиваться.

Профилактика

Врожденные грыжи предотвратить нельзя. Однако следует соблюдать некоторые правила, предотвращающие их ущемление. Эти меры относятся и к здоровым людям для профилактики приобретенного заболевания:

  • поддержание нормального веса;
  • здоровое питание и регулярные физические упражнения для предотвращения запоров;
  • умение поднимать тяжелые предметы без избыточного напряжения мышц живота, не наклоняясь, а приседая за ними;
  • отказ от курения;
  • своевременное обращение к врачу и плановая операция.

Операция брюшной грыжи

Хирургическое лечение грыж живота проводится под общим наркозом, при небольшом размере выпячивания может использоваться спинномозговая анестезия. Особая подготовка нужна в случае других хронических заболеваний и включает нормализацию давления, уровня сахара в крови и так далее. Также необходима консультация профильного специалиста и заключение о безопасности хирургического вмешательства.

Предоперационная подготовка также требуется при большом образовании. Во время операции перемещение содержимого грыжи в полость живота может привести к внезапному увеличению внутрибрюшного давления, что приведет к нарушению дыхания и кровообращения. Поэтому перед вмешательством используют приемы, направленные на постепенное возрастание давления в полости живота, например, бинтование или бандаж.

Этапы операции:

  • последовательное рассечение тканей над образованием;
  • выделение грыжевого мешка, образованного стенкой брюшины;
  • перемещение кишечника и сальника в полость живота;
  • перевязка грыжевого образования в области шейки и его удаление;
  • закрытие дефекта (герниопластика).

Пластику дефекта проводят собственными тканями или синтетическим материалом. Длительность вмешательства составляет около часа.

Основные методы оперативного лечения:

  • по Лексеру: используется при маленьком образовании у детей. Образовавшееся после удаления грыжи отверстие зашивают кисетным швом, проще говоря, стягивают;
  • по Сапежко: делают продольный разрез, удаляют грыжу, а затем края сухожильного апоневроза и мышц накладывают друг на друга, создавая двойной слой (дупликатуру) и сшивают;
  • по Мейо: делают горизонтальный разрез и удаляют пупок вместе с грыжей (об этом нужно заранее предупредить больного); края накладывают друг на друга и сшивают.

Если грыжа сопровождается диастазом (расхождением) прямых мышц, например, у женщин с ожирением, проводится операция по Напалкову: после удаления образования края сухожилия сшивают, а затем разделяют края прямых мышц с последующим соединением их апоневрозов над белой линией, что укрепляет стенку живота и приводит к уменьшению его объема.

В современных стационарах применяется лапароскопическая методика операции. При этом все манипуляции осуществляются с помощью миниатюрных инструментов, введенных в брюшную полость пациента через небольшие разрезы. Преимущества лапароскопического метода:

  • малая травматичность;
  • практическое отсутствие послеоперационных осложнений;
  • отсутствие швов, рубцов и шрамов;
  • быстрое восстановление после операции;
  • безболезненность в послеоперационном периоде;
  • возвращение к обычной жизни возможно уже через 5 – 7 дней после вмешательства.

Наилучший эффект операции достигается при использовании сетки из полипропилена, реже – из других синтетических материалов. Применяются легкие композитные сетки, через поры которых прорастают волока коллагена, создавая прочную, но упругую ткань, сравнимую с природным апоневрозом. Однако врачи считают применение сеток вынужденной мерой. Эта техника требует от хирурга знаний особенностей этих материалов и хорошего владения техникой операции.

Вопрос о способе закрытия дефекта брюшной стенки решается в каждом случае индивидуально, в зависимости от размеров грыжи и особенностей организма.

Послеоперационные осложнения возникают у 7% больных:

  • рецидив заболевания (самое частое осложнение);
  • задержка мочи;
  • инфекция послеоперационной раны.

В современных клиниках распространено лечение грыжи в «стационаре одного дня». Операция проводится под местной анестезией, а затем пациента выписывают домой, при условии регулярного врачебного контроля.

После операции

Полное восстановление организма после грыжесечения происходит только спустя несколько месяцев после операции. В это время важно пройти последовательные этапы реабилитации, чтобы избежать осложнений и рецидива заболевания.

Сразу после вмешательства больной должен использовать бандаж. На область послеоперационной раны следует класть салфетку из стерильной марли, чтобы предотвратить трение и инфицирование кожи. Вставать и медленно ходить можно уже через день после операции. Назначаются антибиотики и обезболивающие средства.

Пациент выписывается домой через несколько дней, когда врач убедится в нормальном процессе заживления. В домашних условиях необходимо 2 раза в неделю делать перевязки. Используются салфетки из стерильной марли, которые крепятся на кожу лейкопластырем. Края раны можно обрабатывать раствором бриллиантового зеленого.

Если швы были сделаны рассасывающимися нитями, снимать их не нужно. Если же нити обычные, снятие швов проходит на 10-й день в поликлинике. Если рана хорошо зажила, принимать душ можно через 2 недели после вмешательства. В это время назначаются физиотерапевтические процедуры, ускоряющие процесс восстановления.

В течение как минимум 2 месяцев нельзя поднимать предметы весом более 2 кг и делать резкие движения, в том числе напрягать мышцы брюшного пресса. Заниматься физкультурой и спортом не следует в течение 3 месяцев после грыжесечения. В течение 2 месяцев нужно носить послеоперационный бандаж, подкладывая на область шва салфетку из марли.

Питание пациента после удаления грыжи должно быть щадящим, чтобы избежать запоров:

  • легкие супы, овсяная, пшенная, гречневая каша;
  • мясо, рыба, яйца;
  • кисломолочные продукты;
  • фрукты и овощи, соки, кисели;
  • морепродукты.

Следует отказаться от острой, соленой, консервированной пищи, алкоголя, свежей выпечки. Есть необходимо 5 раз в день. Готовить пищу следует с использованием оливкового масла, запекать или отваривать. Жарить блюда нельзя.

У большинства пациентов операция очень эффективна. Рецидив грыжи развивается у 10% прооперированных. Факторы риска рецидива:

  • пожилой возраст;
  • большой размер дефекта стенки живота;
  • нагноение раны после операции;
  • последующие значительные нагрузки и другие причины повышенного внутрибрюшного давления.

При развитии ущемления прогноз зависит от объема некротизированной кишки и тяжести интоксикации. В таком случае удаляется часть кишечника, что в дальнейшем приводит к нарушению пищеварения. Поэтому предпочтительнее сделать плановую операцию с низким риском послеоперационных осложнений.

Грыжа живота развивается при выпячивании органов брюшной полости за ее пределы через дефекты в ее стенке. Она бывает эпигастральной, пупочной или послеоперационной. Симптомы заболевания включают выпячивание на стенке живота, чувство распирания и болезненности. При ущемлении возникают симптомы «острого живота». Лечение заболевания оперативное. Для пластики дефекта мышц и сухожилий применяются собственные ткани организма или синтетические сетчатые импланты. При соблюдении техники оперативного вмешательства и восстановительного периода прогноз заболевания благоприятный.