Заставить себя делать хозяйственную домашнюю работу. Волшебный пинок под зад или как заставить себя работать, если лень

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно -- люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика -- не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно -- за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения.

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи -- только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

» Публичные выступления: ошибки

Публичные выступления - 10 ошибок начинающего оратора

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» - радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно - люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова - это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», - бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех - это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять - это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления - тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное - это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло - держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать - лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами , во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами , когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

© Материал подготовил: И. Медведев
© Psyfactor, 2006

А вы знаете, что существует 10 пагубных ошибок при публичном выступлении? Если не знаете, в данном материале мы раскроем вам их суть. Постарайтесь вникнуть, понять и в дальнейшем не допускайте 10 пагубных ошибок при публичном выступлении.

1. Несоответствие

Главная ошибка ораторов в том, что часто содержание их речи не соответствует тону, которым она говорится. Когда он фразу «я рад» говорит с потухшими интонациями, это автоматически подрывает к нему доверие аудитории. Поэтому публичное выступление при любых обстоятельствах не должно содержать лжи. Даже самой незначительной.

2. Оправдания

Не начинайте публичное выступление с оправданий в своей неопытности и волнении – слушатели всегда эгоистичны и просто не поймут, зачем вы тогда сюда пришли. Успех публичного выступления зависит от того, насколько полно вы сможете дать публике то, что ей надо: информацию, развлечение, мотивацию и т.д. Необходимо дать публике почувствовать, что вы ее понимаете и обращаетесь к каждому лично. Это поможет и справиться с вашим волнением.

3. Извинения

Что бы ни случилось, не стоит открывать публичное выступление с собственных извинений за простуженный голос, длинную или короткую речь, плохие слайды и т.д. Просто констатируйте факт своего сожаления, и все.


4. Брови и глаза

Основные ошибки при публичном выступлении заключаются в том, что оратор обычно думает, что контролирует мимику своего лица. На самом деле это целое искусство, которому надо посвятить много времени тренировок. Например, брови способны даже управлять вашими эмоциями во время публичного выступления. Поэтому важно следить за ними, чтобы они вместе с глазами подчеркивали ваши слова.

Вначале мы слышим слова и лишь потом складываем их в предложение. При этом отрицательные частицы воспринимаются в последнюю очередь. Слова же призваны создавать картинку в воображении. Поэтому публичное выступление должно изобиловать словами. Которые наиболее точно ее обрисуют, создав позитивное впечатление.

6. Отказ от юмора

Еще с институтских времен все знают основанные ошибки при публичном выступлении – занудная речь, перегруженная специальными терминами. Но даже если этого не избежать, добавьте в ваше повествование юмора, улыбок и шуток. Смейтесь над собой, над предметом выступления – этот отдых публика воспримет с благодарностью. Важно только понимать уместность шуток и юмора в той или иной ситуации.

7. Всезнайство

Хуже всего, когда страх публичных выступлений пытаются скрыть за напыщенностью и всезнайством. Вы все равно не можете знать все на свете и не исключено, что кто-то из присутствующих осведомлен в каком-то аспекте больше, чем вы. Если будете считать аудиторию глупой, она ответит вам тем же. Иногда полезно признать перед публикой какие-то свои пробелы в знаниях.


8. Суетливость

Чаще всего страх пытаются приглушить постоянным хождением туда-сюда, или различными монотонными манипуляциями с предметами. Надо найти удобное для себя место, установить зрительный контакт с аудиторией и перемещаться по аудитории изредка и осознанно.

9. Монотонность

Чтение лекции на одной ноте способно усыпить кого угодно. И не важно, насколько интересной будет информация. Поэтому варьируйте тон, интонацию и силу голоса во время выступления. Вопросы, ключевые моменты необходимо выделять голосом.

10. Отсутствие пауз

Вот такие они, 10 пагубных ошибок при публичном выступлении, которые следует учитывать и исправлять в своей деятельности.

Трудно удержать внимание аудитории? Ваши выступления не вызывают того отклика, на который вы рассчитывали? Вас слушают внимательно, но вашу речь быстро забывают? Возможно, это происходит по одной из причин, описанных в этой статье. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А тот, кто не ищет ошибки, и не стремится их исправить, никогда не станет выдающимся оратором. Вот четыре, которые вы можете исправить уже сегодня.

Отсутствие зрительного контакта

Мы часто говорим о важности зрительного контакта при общении тет-а-тет, но иногда забываем о том, что в общении с аудиторией зрительный контакт имеет не меньшее значение.

Куда не стоит направлять свой взгляд?

  1. В одну точку. Где бы эта точка не находилась, если вы на протяжении всего своего выступления смотрите в одно место – это плохо скажется на впечатлении публики о вас. Человек, который смотрит в одну точку, выглядит неестественно и странно. Также, смотря в одну точку, вы лишаете себя возможности полноценно двигаться по сцене, что тоже важно.
  2. Выше аудитории. Чаще ораторы не фокусируются на одной точке, а смотрят куда-нибудь в стену, на потолок или в любое другое место, где нет аудитории. Причиной этого обычно служит страх . Когда вы смотрите не на лица людей в зале, а куда-то в сторону, выступать легче. Но это негативно влияет на эффект от вашей речи.
  3. На первый ряд. При зрительном контакте с первым рядом, создаётся впечатление, что вы общаетесь с этой группой людей, а не выступаете для всех. Первый ряд оценит это положительно, а вот остальная публика вряд ли. А если ряды в зале, где вы выступаете, идут на повышение, то когда вы смотрите на первый ряд, последний ряд наблюдает вашу макушку. Не обрекайте их на это в течение всего выступления.

Куда же нужно смотреть? Ваш зрительный контакт с аудиторией должен представлять собой последовательность пересечений взглядами. То есть вы блуждаете взглядом по всему залу, а когда возникает взгляд «глаза в глаза», вы должны немного задержаться. За время выступления вы встретитесь взглядом с большим количеством людей, и это произведет положительный эффект на аудиторию.

Отсутствие вовлечения в действие

Надежный способ сделать так, чтобы человек запомнил выступление – вовлечь его в действие. Часто об этом способе забывают, что делает выступления таких ораторов менее яркими и интересными.

Как вовлечь в действие?

  1. Проведите опрос. Это самый простой способ. Задайте вопрос и попросите поднять руки в знак положительного ответа (вопрос следует задавать такой, чтобы руки подняло большинство людей). Интереснее что-то делать и слушать комментарий, чем просто слушать. Если же какой-то ваш слушатель уже отвлёкся, представьте, что вокруг него все стали поднимать руки и смотреть на вас. Думаю, он тоже начнёт вас слушать более внимательно.
  2. Попросите нарисовать что-то. Примерный график, внешний вид чего-либо, что угодно. Придумайте, что вы можете предложить вашей аудитории.
  3. Попросите написать что-то. к теме вашего выступления, предположение насчёт того, что вы будете рассказывать (если у вас оригинальное выступление, попросите вернуться потом к этим записям, и это произведет дополнительный эффект).

Способов вовлечь в действие достаточно много. Придумайте свой и используйте его.

Монотонность и однообразие

Боритесь с этими чертами плохого выступления. Добавляйте вашей речи эмоциональную окраску или хотя бы меняйте интонации.

Часто ораторы вооружаются изменением интонации, начинают применять это приём, но он быстро перестаёт работать и аудитория теряет внимание. Почему?

Дело в том, что интонацию нужно менять не только внутри предложения, но и между предложениями . То есть если вы меняете громкость голоса и скорость речи в каждом предложении одинаково, то она уже не монотонная, но ещё однообразная. С этим тоже нужно бороться. Избегайте повторов и меняйте палитру для эмоциональной окраски.

О технике произнесения речи читайте .

Призыв к действию в конце выступления

Часто ораторы в конце выступления подводят итог, повторяют свой основной тезис одной короткой фразой и уходят. Но если вы не просто прочли лекцию, а предполагаете, что после вашего выступления слушатели должны начать что-то делать или делать что-то не так, как раньше, вы должны их призвать к этому.

Например, если темой вашего выступления , предложите слушателям сделать первый шаг уже сегодня и провести вечер без сигарет и алкоголя, если вы говорили о , призовите аудиторию после прихода домой составить список целей на ближайшую неделю.

Это работает не только в живом выступлении, но и в текстовом варианте. Поэтому в свою очередь призываю вас потренироваться поддерживать зрительный контакт (перескажите материал этой статьи друзьям, например), придумать, как вы можете вовлечь в действие свою аудиторию и к какому небольшому действию можете её призвать, и проверить своё ближайшее (или последнее) выступление на однообразие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Ошибки публичного выступления

2. Правила успешного публичного выступления

Заключение

Список литературы

Введение

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Оратор - мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством.

И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Смотря на успешные результаты красноречия того времени, мы ставим перед собой цель данного реферата - изучить все возможные ошибки ораторов, что приведет к освоению мастерства публичного выступления. Ведь на ошибках учатся.

1. Ошибки публичного выступления

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, мы должны научиться избегать распространенных ошибок.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме -- будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» -- радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так многие начинают свою речь, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Ошибка 3. Извинения

Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком (короткую) длинную речь и т.д. и т.п.)». Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего -- умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все -- одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Большинству новичков только кажется что они хорошо управляют своей мимикой. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки.

В область глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Смеющиеся глаза и прямые брови -- это как раз то, что нужно.

Ошибка 5: Подбор слов

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. В связи с этим, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи -- только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы с завышенной самооценкой собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас, вам могут отплатить той же монетой. ораторский публичный выступление рассказ

Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Найдите подходящее место и займите позицию. Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Или осознанно перемещайтесь, контролируя пространство.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие, быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Чтобы держать публику «в тонусе» надо постоянно варьировать громкость и силу своего голоса, придавая ему живости.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства, и вы завоюете публику!

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Когда нечего сказать -- лучше помолчите, пока придут нужные слова. Обычно публика воспринимает длительность пауз гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

2. Правила успешного публичного выступления

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным.

Вначале сделайте основу будущего публичного выступления:

· Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

· Выделите главную идею вашей речи.

· Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.

· Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив основу, начинайте наращивать на нем «мускулы».

· Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.

Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать -- это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

· Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенность введения в том, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Главное это время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

2. Место выступления.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Нужно следить, чтобы оратор был виден по грудь.

3. Одежда

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

4. Успешное публичное выступление -- несколько секретов.

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Обязательно займите место в центре расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией и приступайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. Не кладите руки в карманы, не прячьте их за спину, не занимайте их посторонними предметами. Нельзя скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим.

Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать -- чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка.

Стать мастером публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни. А возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса, который мы сейчас успешно изучили. Наша цель осуществилась и мы научились благодаря ошибкам. Ведь на ошибках - учатся!

И как сказал А.П. Чехов: - «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык - ваша база и ваше профессиональное оружие».

Список литературы

1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.

2. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. - Ростов - н/Д, 1996.

3. Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.

4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мастерство публичного выступления - умение использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Распространенные ошибки ораторов. Правила успешного публичного выступления: подготовка речи, место выступления, одежда, мимика и жесты.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2009

    Главные составляющие выступления. Подготовка речи: выбор темы, цель выступления. Структура ораторской речи. Способы подготовки публичного выступления. Логические и интонационно-методические закономерности речи. Особенности речевого этикета, имидж оратора.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Сущность и этапы публичного выступления. Анализ ошибок начинающего оратора. Определение темы и цели выступления. Оценка аудитории и обстановки, выбор места. Управление голосом и скоростью речи, подбор фраз. Правила оптимального поведения докладчика.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Вступление как вводная часть публичного выступления: понятие, особенности, виды. Основная часть публичного выступления: характеристика, основные правила построения и аргументации. Заключение: выводы, предложения и правильное окончание публичной речи.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2014

    Структура публичного выступления, формулировка его темы и цели. Основные части публичной речи. Типы речи и способы раскрытия тем. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала. Характеристика аргументов, их виды и доказательство.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2015

    Понятие публичного выступления и подготовка к нему. Способы завоевания и удерживания внимания аудитории. Начало и завершение выступления. Понятие групповой дискуссии. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи - условия делового общения.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Подготовка к выступлению: определение темы, формулировка цели, составление плана и композиция, подбор литературы. Характеристика основных методов изложения материала. Личность оратора, приёмы управления аудиторией. Самоорганизация публичного выступления.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Логические и эмоциональные аргументы, используемые для воздействия на аудиторию. Основные требования к ораторской речи во время публичного выступления. Особенности установления контакта с аудиторией, "фактор адресата". Понятие "нравственный долг оратора".

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Ознакомление с основами организации публичной речи. Изучение особенностей подготовки обстановки для выступления, информационного обеспечения. Спичрайтинг - "написание речи", его развтие на современном этапе. Репетиция устного публичного выступления.