Психические функции человека. Высшие психические функции: определение понятия

Сегодня хочу обсудить еще одну тему, которая не дает покоя многим людям. Большинство из тех, с кем я общаюсь, рано или поздно задают один и тот же вопрос – кто я на самом деле? В этой статье мы попробуем разобраться с ответом на этот вопрос.

Касаясь темы просветления, мы часто слышим о том, что нет никакой конкретной личности. Ты не это тело и не эта личность, которыми себя считаешь, ты нечто большее и т.д. Мы, конечно же, можем поверить в то, что это так, но одной только веры зачастую бывает недостаточно.

Хорошо, — говорит человек, услышавший о том, что он не тело, — если это утверждение верно, то кто я на самом деле? И размышления на эту тему могут привести человека в такие бредни, выбраться из которых очень и очень сложно. Чтобы подобного не случилось, считаю необходимым поговорить об этом прямо сейчас.

Давай попробуем ответить на вопрос о том, кем ты на самом деле являешься. Начнем с того, что ты не можешь быть тем, во что ты можешь верить. А ты, в свою очередь, веришь во все, что появилось после того, как появился ты. Вначале был ты, а только после этого появилась вера во все остальное.

Кто я на самом деле, если я не то, во что я верю.

Ты убежден в том, что ты человек. Но разве это убеждение появилось сразу же, в тот момент, когда ты был рожден? Очевидно же, что нет. Вначале появился ты, а потом тебя убедили в том, что ты человек. И теперь ты веришь в то, что ты человек. Задай себе вопрос — кем я был на самом деле, до того, как поверил в то, что я человек?

Ты убежден в том, что ты тело, но разве это убеждение появилось вместе с твоим рождением? Опять же, вначале появился ты, а уже после этого тебя убедили в том, что ты тело. И подтвердилось это убеждение тем, что ты можешь чувствовать и управлять своим телом. Кстати, ты мог чувствовать это тело задолго до того, как принял на веру, что ты являешься этим телом. А теперь задай себе еще один вопрос – кто же я на самом деле, если откинуть веру в то, что я тело?

Так же ты можешь верить и в другие вещи, которые можешь отнести к себе. Здесь и то, что ты мужчина (женщина), и то, что ты родитель, и то, что ты какой-то специалист, и то, что ты приверженец какого-то определенного вероисповедания и т.д., и т.п. И до всех этих вещей ты уже был. Вначале был ты, а потом появилась вера во все это. И теперь снова задай себе вопрос – кто я на самом деле, если откинуть любое убеждение о том, кем я являюсь?

Кто я на самом деле до всех убеждений?

Опираясь на различные вероисповедания, мы приходим к выводу, что у каждого человека есть душа. Душа это нечто большее, чем просто тело. Душа – это то, что дает жизнь этому телу. И один из возможных ответов на вопрос, кто я на самом деле, это ответ – я душа.

И правда, душа была до того, как я родился в этом теле, а убеждения появились после того, как я родился в этом теле. Это свидетельствует о том, что душа была раньше любых убеждений. Так может душа – это то, кем я являюсь на самом деле?

Если ты думаешь так, тогда задай себе еще один вопрос – а вера в то, что есть душа, появилась в момент твоего рождения, или она появилась позже? И если ты поразмышляешь на эту тему, то придешь к одному очень весомому выводу – убеждение в том, что есть душа, так же как и убеждение в том, что есть Бог – появилось после того, как появился ты. Ты и здесь был до всех этих убеждений.

И снова мы возвращаемся к вопросу – кто я на самом деле, до всех этих убеждений? Кем я на самом деле являюсь, если откинуть все убеждения, которые находятся внутри меня? Поразмышляй на досуге над этими вопросами и возможно это приведет тебя к некоторым внутренним открытиям. Ну а мы продолжаем.

Хорошо, если я не душа, то кто же я на самом деле?

Мы еще долго можем искать ответ на вопрос, кто я на самом деле. И ответов на этот вопрос может быть великое множество. И действительно, ты можешь сказать многое о том, кем ты на самом деле являешься. Но здесь необходимо понимать, что любой ответ, к которому ты придешь, будет похож на убеждение.

Даже если ты скажешь, что ты ничто, или тебя нет – то и это будет убеждением. И здесь мы приходим к выводу о том, что все что ты можешь сказать о себе – это не более чем убеждение, или вера. Поэтому, сейчас, предлагаю тебе отвлечься от вопроса, кто я на самом деле, и поговорить о том, где, с точки зрения времени, ты находишься.

Чтобы понять, кто я на самом деле, нужно понять, где я во времени.

Для начала давай поговорим о прошлом и будущем – ведь это те места, где ты проводишь основную часть своего времени. Чтобы ответить на вопрос, кто я на самом деле, тебе следует выяснить, в чем разница между прошлым и будущим. А точнее – в чем разница между прошлым и настоящим, и в чем разница между будущим и настоящим.

Конечно же, здесь ты сразу можешь сказать, что прошлое это то, что уже прошло. Будущее – это то, что еще не наступило. Настоящее – это то, что есть прямо сейчас. Но, как это поможет тебе ответить на вопрос, кто я на самом деле?

Не спеши с выводами, а лучше хорошенько подумай, чем прошлое и будущее отличаются от настоящего. Прошлого уже нет, будущее еще не наступило, а значит и его тоже нет. Можно ли сказать то же самое о настоящем? Очевидно же, что настоящее – это то единственное, что вообще есть. Все остальное (воспоминания о прошлом и размышления о будущем), находится в настоящем.

А что же делает настоящее настоящим? Что дает возможность этому настоящему быть? Что отличает настоящее (то что есть), от прошлого или будущего (того чего нет)? Возможно – это твое присутствие делает настоящее настоящим? И в этом, отчасти, кроется ответ на вопрос, кто я на самом деле?!

Смотри внимательно. Ты есть прямо сейчас – это факт. Ты не можешь быть ни в прошлом, ни в будущем – это тоже факт. Мысли о прошлом и будущем возможны только сейчас, в то единственное время, когда ты есть. При этом будущее каждую секунду становится настоящим, т.е., приходит к тебе. А настоящее, каждую секунду становится прошлым, т.е., уходит от тебя. В центре всего этого круговорота событий находишься ты. Ты являешься причиной времени. А теперь спроси себя – кто я на самом деле?

Что бы понять, кто я на самом деле, нужно понять, где я в пространстве.

Вернемся к разговору о теле, а точнее, к пространству, в котором находится это тело. Считая себя обычным телом, ты принимаешь на веру, что у тебя есть свобода передвижения. Тебе кажется, что отправляясь в дорогу (даже если ты идешь на кухню, чтобы сделать чашечку кофе), ты начинаешь перемещаться в пространстве. Но, чтобы найти ответ на вопрос – кто я на самом деле, тебе необходимо задуматься о реальности твоих передвижений.

Задам тебе очень простой вопрос – если прямо сейчас ты сделаешь шаг вперед (или вправо, или влево), а потом задашь себе вопрос «где я сейчас?», каким будет твой ответ на этот вопрос? Скорее всего, ответ будет – здесь. А если я попрошу тебя пойти в другую комнату и задать себе тот же вопрос, то каким будет твой ответ? Очевидно, что ответ не изменится.

О чем это говорит? Все очень просто – это говорит о том, что куда бы ты ни отправился, в каждую секунду своего пути ты будешь находиться здесь. Движение происходит вокруг тебя (внутри тебя), но ты всегда остаешься неподвижен. При детальном рассмотрении оказывается так, что это не ты идешь на кухню, делать чашечку кофе, а кухня приближается к тебе в процессе якобы твоего движения.

А теперь снова задай себе вопрос, кто я на самом деле, но только с тем пониманием, что ты находишься в центре движения. Любое движение возможно благодаря тебе, но ты всегда остаешься неподвижен.

Кто я на самом деле, учитывая все вышеописанное.

Не знаю, насколько тебе понятно то, о чем говорится в этой статье, но я пытаюсь донести эту тему в наиболее удобоваримом виде. Поэтому и рассматриваю вопрос о том, кто я на самом деле, со всех сторон. На данном этапе мы пришли к следующим выводам – ты не то, во что ты можешь верить, ты не то что можешь сказать о себе, ты то, благодаря чему возможно время, ты то, благодаря чему возможно движение. И все эти выводы мы сделали, пытаясь найти ответ на вопрос, кто я на самом деле.

Давай сделаем еще один вывод. Для этого попробуй представить, что тебя нет. Как только представишь это, задай себе еще один вопрос – если бы меня не было, то что бы тогда было? В поисках ответа на этот вопрос постарайся откинуть все убеждения. К примеру, ты можешь сказать, что все бы осталось, а меня бы не было. Откуда ты можешь об этом знать? Не похожи ли эти мысли на обычную веру или очередное убеждение?

Если ты глубоко проникнешься этим заданием и действительно представишь, что тебя нет, то вскоре ты придешь к выводу, что когда тебя нет – нет вообще ничего. Все существует лишь благодаря тому, что ты есть. Или – у всего есть возможность существовать, лишь благодаря твоему присутствию. А теперь снова задай себе вопрос – кто я на самом деле?

Если бы ты был обычным человеком (этим телом), то мог бы ты быть причиной времени? А причиной движения? А причиной, дающей возможность существованию этого мира? Очевидно же, что, ответом на вопрос, кто я на самом деле, не может быть – человек или тело.

Так кто же я на самом деле?

Учитывая все вышесказанное, мы можем сделать один очень весомый вывод – ты то, благодаря чему у всего остального есть возможность существовать. Вера, убеждения, прошлое, будущее, движение в пространстве, да и вообще – вся эта вселенная, существует благодаря твоему присутствию. Исходя из этого, наиболее близким к истине, ответом на вопрос, кто я на самом деле, будет – я то, что освещает все происходящее, я то, что делает все это реальным, я то, что дает жизнь всему остальному.

Можно ли как-то конкретизировать ответ на вопрос, кто я на самом деле? Ты можешь сказать, что ты Бог, раз благодаря тебе все имеет возможность существовать. Но даже и это утверждение возможно благодаря тому, что ты есть. Другими словами – ты делаешь реальным все, включая и разговоры о Боге.

О том, кто я есть на самом деле, нельзя сказать ничего конкретного. Ты можешь сказать о себе что-то конкретное, но при этом ты должен понимать, что любая конкретика возможна благодаря тебе. К примеру, если ты скажешь, что ты целая вселенная, со всеми ее проявлениями, то и это не будет правдой – это будет всего лишь концепцией, возможной благодаря тебе.

Ты то, благодаря чему возможны все эти концепции и описания тебя, но ты не являешься ни одной из этих концепций. Мне здесь больше нечего добавить.

Если ты хочешь максимально приблизиться к ответу на вопрос — кто я на самом деле, тогда я рекомендую тебе прочесть книгу «Возвращение Домой». В ней собран весь мой опыт духовного поиска. То, с чего я начинал, и то, чем все это закончилось. Скачать книгу ты сможешь пройдя по ссылке ниже —

Именно об этом и говорит известный американский психолог Теренс Уотте, который много лет занимался изучением теории стремления к самосовершенствованию. Теренс, на основе своих результатов, создал разные , которые помогают каждому человеку понять, какие способности скрыты в его характере. То есть определить, кем является человек на самом деле.

Теренс Уотте, рассматривая историческое развитие человечества, пришел к интересным выводам. Всем известно, что тысячи лет тому назад Землю населяли небольшие племена первых разумных людей «homo sapiens», которые жили в группах, чтобы быстрее и легче добывать пропитание. Инстинкты и некоторые черты характера не менялись несколько лет, передаваясь из поколения в поколение на генетическом уровне. Но вдруг происходит событие, которое повлияло на характер и всю историю человека — появились селения.

Для племен, которые вели спокойную кочевую жизнь, этот факт стал возможностью создать Оседлые группы , ведь не было больше необходимости кочевать в поисках воды и пропитания. Другие племена, по словам Уотте, в особенности те, которые отличались агрессивностью и жестокостью, стали заниматься другими делами. Они ждали, пока селение разрастется и начнет процветать, после этого нападали на мирных жителей, отбирая продукты, детей и женщин. Так появлялись первые Воины , для которых мирная оседлая жизнь была противна. Существовал и третий тип, куда вошли те племена, которые не собирались воевать или вскапывать землю. Их тянуло на приключения, поэтому они остались Кочевниками и в итоге развили такие занятия, как торговля, умение развлекать публику и воровство.

Именно эти три типа, по теории Теренса Уотте, и составляют психологические типы личности, которые присутствуют в любом человеке.

Даже спустя многие тысячи лет каждый человек на планете является носителем генов всех трех типов, но один из них всегда берет верх над остальными. Именно то, какой ген является доминирующим: ген Оседлых племен, Воинов или Кочевников, и влияет на наше поведение в разных жизненных ситуациях, на , на тот набор навыков, которые помогают добиться успеха в той или иной сфере деятельности.

Интересным, по мнению Теренса, является тот факт, что у родителей Кочевников может родиться ребенок Воин, и наоборот. Это объясняется тем, что гены проходят естественный отбор, или селекцию. Именно поэтому ребенок может обладать другими интеллектуальными и инстинктивными особенностями, нежели его родители.

Взяв во внимание теорию Теренса Уотте, можно выяснить, какой психологический тип личности присущ вам и какую сферу деятельности вам необходимо выбрать, чтобы на жизненном пути. Для того чтобы определить свой архетип, Уотте предложил десять самых разнообразных вопросов, отвечать на которые следует максимально честно. В основе этих вопросов лежат характеристики каждого человека: его физические, личностные, положительные и отрицательные качества. Человек, который понял себя, умеет использовать только сильные стороны своего «я», которые ведут к успеху во всех сферах жизнедеятельности.

1. Понятие высших психических функций. Значение знака в развитии ВПФ


Понятие «высшие психические функции» - центральное для нейропсихологии - было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия и другими авторами.

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы.

Высшие психические функции возникли при помощи знака. Знак - это орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других.

История развития человечества - это история развития знака. Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком.

Выгодский считал, что у человека есть 2 линии развития:

) натуральная;

) культурная (историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

В соответствии с этим он выделял психические функции - натуральные - это ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память и высшие психические функции - культурные - абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия - действиями произвольными.

Объяснительные принципы теории Л.С. Выготского дают ответы на ряд теоретических вопросов:

В чем заключается отличительная особенность развития психики человека от развития психики животных. Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние взаимодействия человека с миром и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций.

ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом путем включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств. ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осознаваемые формы организации субъектом поведения и психики.

Каков основной источник формирования и развития высших психических функций. Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» - в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает:

овладение способами использования предметов человеческой культуры.

овладение приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивает возможности естественных органов, и выступают средствами преобразования предметного мира.

овладение способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами.

овладение способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств.

овладения средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений.

Как у человека формируются и развиваются высшие психические функции. Исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие.

При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее способами использования языка, и еще позднее - разнообразными искусственными знаково-символическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач.

Как в организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства. Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность - обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение - актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия. Значения исходно существуют вне субъекта - в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.

Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать все психические функции.

Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.

2. Свойства высших психических функций


Высшие психические функции - сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого». Основные характеристики высших психических функций:

сложность;

социальность;

опосредованность;

произвольность.

Данные основные характеристики представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы».

Рассмотрим их подробнее.

Сложность проявляется в том, что высшие психические функции многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.

Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос («вращивание») социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.

Опосредованность высших психических функций видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.

Произвольными высшие психические функции являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.

Высшие психические функции развиваются только в процессе воспитания и социализации. Они не могут возникнуть у ферального человека (феральные люди, по определению К Линнея, - это индивидуумы, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных). У таких людей отсутствуют основные качества ВПФ: сложность, социальность, опосредованность и произвольность. Конечно, некоторые элементы данных качеств мы можем найти и в поведении животных. Например, обусловленность действий дрессированной собаки можно соотнести с качеством опосредованности функций.

Однако, высшие психические функции развиваются только в связи с формированием интериоризированных знаковых систем, а не на уровне рефлекторной деятельности, даже если она приобретает обусловленный характер. Таким образом, одним из важнейших качеств ВПФ является опосредованность, связанная с общим интеллектуальным развитием человека и владением многочисленными знаковыми системами.


3. Основные составляющие высших психических функций


К высшим психическим функциям относятся: память, мышление, восприятие, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции.

Рассмотрим их подробнее.

) Восприятие. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя.

Восприятие включает в себя четыре как бы четыре этапа: обнаружение, различение или собственно восприятие, идентификация, опознание.

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д.

Различают следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности.

Это во-первых целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, во-вторых, константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. В-третьих, структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. В-четвертых, осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. И в-пятых, избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. В-шестых, это апперцепция-то есть зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.

) Мышление. В процессе ощущения и восприятия человек познает определенные свойства окружающего мира в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Однако сущность вещей не может отразится в сознании непосредственно, мир всегда отражается опосредованно: путем сопоставления фактов. Таким образом первый признак мышления состоит в том, что оно является процессом опосредованного сопоставительного отражения действительности. Мышление - это опосредованное выявление устойчивых существенных связей и отношений между вещами.

Другой существенный признаку мышления заключается в том, что оно является обобщенным познанием действительности. Таким образом, мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения проблемных задач.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение.

Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.

) Память. Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память один из важнейших компонентов психических процессов, он тесно связан со всем комплексом психических процессов человека и особенно с восприятием и мышлением.

Различаются формы памяти: произвольная и непроизвольная. Произвольная память - характеризуется обязательным наличием специальной цели при запоминании. А непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание.

Виды памяти подразделяются на:

образную - память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

эмоциональную - это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом.

словесно-логическую память - подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической памяти знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято.

двигательную память - память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности.

) Речь. Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.

Заслуга определения специфики речи как высшей психической функции принадлежит Л.С. Выготскому. «Вклад Выготского в… последующий прогресс был обусловлен обращением к особому непсихологическому объекту - слову. Сквозь призму преобразованного и в силу этого запечатлевшего более высокий уровень постижения психической реальности категориального аппарата Л.С. Выготский смог прозреть в не психологическом объекте - слове - глубинные слои душевной жизни личности, ее незримую динамику».

Речь, чтение, письмо, счет, рисование входят, по Л.С. Выготскому, в систему внешних высших психических функций наравне со всеми другими высшими психическими процессами. Практический интеллект, восприятие, память относятся к их внутренней «линии», представляя собой следствия культурно-исторического развития.


Заключение


Таким образом, изучив понятие и сущность высших психических функций можно сделать следующие выводы:

Высшие психические функции - это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рождения. Высшие психические функции он приобретает в процессе жизни в результате обучения и воспитания.

В роли психологического орудия выступает знак. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека.

Высшие психические функции обладают четырьмя основными характеристиками: сложность, социальность, опосредованность, произвольность. Данные основные характеристики представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы».

К основным высшим психическим функциям относятся: память, восприятие, мышление и речь - они являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.


Литература

психический животное человек высший

1. Введение в психологию. Учебник / под ред. петровского А.В. - М.: НОРМА, ИНФРА - М, 1996. - 496 с.

Гамезо М.В. Общая психология. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 352 с.

Дубровина И.В. Психология. Учебник для вузов. - М.: Кнорус, 2003. - 464 с.

Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: ТК Велби, 2008. - 285 с.

Калягин В.А. Логопсихология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия. 2006. - 655 с.

Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология. Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 592 с.

Немов Р.С. Общие основы психологии. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. - 455 с.

Общая психология. Учебник / под ред. Тугушева Р.Х. - М.: КНОРУС, 2006. - 560 с.

Психология. Учебник / под ред. В.Н. Дружинина - М.: ЮНИТИ, 2009. - 656 с.

Сорокун П.А. Основы психологии. Учебник. - М.: Спарк, 2005. - 312 с.

Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

Ярошевский М.Г. История психологии. Учебник. - М.: Гардарики, 1996. - 611 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.