Отношение к инвалидам - правовая дискриминация национального масштаба. Отношение к инвалидности Негативное отношение к инвалидам

Отношение к инвалидам в нашем обществе - неоднозначно. С одной стороны, очень много говорится о доступной среде для людей с инвалидностью, о лояльности к ним, о внимании и заботе. С другой стороны - общество всеми своими ценностями показывает, что инвалиды практически не имеют шансов стать успешными и уважаемыми. Именно поэтому, люди боятся не столько болезней и врачей, сколько тяжелого развития заболеваний с последующей инвалидизацией.

Учитывая отсутствие нормальной социальной поддержки инвалидов, стать им страшно. Столкнувшись с таким явлением в своей жизни, человек меняется не только внешне, но и внутренне. Иногда изменения могут быть положительными, но чаще они носят отрицательный характер.

Что дает инвалидность в социальном и экономическом плане:

  • возможность обеспечить свои потребности даже при условии, что человек нетрудоспособен
  • возможность получения медикаментозной и иной специальной помощи и поддержки

В психологическом плане инвалидность дает негативные переживания. Ощущение зависимости от окружающих, гнетущее чувство одиночества, собственной “инакости”, отличия от других. Но через некоторое время, когда человек адаптируется к этому состоянию, может появиться вторичная выгода, которая остается неочевидной для самого человека и может быть непонятной близким людям. Вторичными называют выгоды, которые остаются за гранью сознания и носят скорее защитный характер. Например, заболев, человек с одной стороны потерял самостоятельность, но, с другой стороны, получил подтверждение любви близких и чувство безопасности. И именно это чувство полученной безопасности будет мешать ему совершать усилия по восстановлению, реабилитации, повышению самостоятельности. Вторичные выгоды всегда удерживают человека в болезни и встают на пути выздоровления.

Исходя из всего вышеперечисленного, жизнь с инвалидностью представляется настоящим кошмаром, бесперспективной и тусклой. Откуда же тогда берутся люди без ног, тренирующиеся в спортзалах и ездящие за рулем? Откуда появляются паралимпийские чемпионы?

Научиться жить с инвалидностью

Чтобы научиться жить полной жизнью с инвалидностью необходимо перестроить свою жизнь, перестроить себя эмоционально, физически, социально. Если Вы столкнулись с такой ситуацией, попробуйте предпринять следующие шаги:

  • Самая главная задача - принять свое положение. Это означает не преуменьшать степень своей болезни, но и не преувеличивать ее. Смирение даст возможность сосредоточить все внимание на том, как улучшить свою жизнь в создавшихся условиях.
  • Старайтесь меньше времени проводить в размышлениях о прошлом, о том, каким Вы были до получения инвалидности. Это не значит, что Вы должны вычеркнуть все воспоминания. Иногда можно и вспомнить и погрустить. Попробуйте отвести для этого определенное время. Например, “с 5 до 6 я каждый день сажусь, беру альбом со старыми фотографими и усиленно грущу”. Как правило, грустить “по заказу” не получается. Чувство грусти начинает уходить.
  • Заведите список позтивных событий и действий. Ежедневно Вы должны находить 10 плюсов, пусть и маленьких. И отмечать те свои действия, которые привели к положительному результату. Для начала их может быть 5. Наращивайте количество с каждым днем. Очень важно писать все это и вешать на видном месте. Это невозможно сделать в голове, мысленно, так как на первом этапе все видится в мрачном свете. Необходимы наглядность и усилия.
  • Откажитесь от изоляции. Отказаться от общения и погрузиться в одиночество и жалость к себе - легче, чем предпринимать усилия по преодолению апатии и депрессии. Поставьте себе задачу хотя бы раз в неделю общаться с близкими друзьями или родственниками.
  • Делайте акцент на своих достоинствах и сильных сторонах. Общаясь с кем-то, не концентрируйтесь на том, что отняла у Вас инвалидность. Начните с того, что у Вас хорошо получается.
  • Попробуйте поработать индивидуально с психологом. Вы сможете увидеть больше возможностей для эмоционального и физического восстановления.
  • Посещайте группы само- и взаимопомощи для людей, столкнувшихся с инвалидностью. Такие группы есть во многих городах.
  • Научите себя просить о помощи , где это необходимо, заведите собаку-поводыря, если это требуется.
  • Изучите существующие возможности государственной поддержки , программы по реабилитации и занятости инвалидов.
  • Старайтесь сохранить прежние увлечения и рассмотрите новые .
  • Выполняйте рекомендации врачей и заботьтесь о своем здоровье в целом . Ведите трезвый образ жизни.
  • Найдите работу, подходящую Вам по Вашим интересам, способностям и возможностям.

Помните, что инвалидность - это не приговор. Ваша новая жизнь будет такой, как Вы захотите.

Телеканал: ОТВ от 22.01.2007
Телепрограмма: ТАСС Прогноз [ 18:15 ]

Александр Серебренников : Инвалидность – это беда, о которой особенно не задумываешься, пока она не коснется тебя лично. Никто из нас не застрахован от нелепых или трагических случайностей. Согласно статистике, примерно 10 % населения страны – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Как общество относится к проблемам инвалидов? Насколько защищены их права?

Неизвестный корреспондент : В Свердловской области проживают около 330 тыс. инвалидов, в том числе почти 20 000 детей-инвалидов. Областная программа социальной поддержки инвалидов на 2007 год предусматривает выделение из областного бюджета 23 млн. руб.

: 1,5-2 десятка лет тому назад инвалиды были на обочине жизни, они трудно включались. Общество сформировало такой стереотип неприятия инвалидов, и в последние 10-15 лет общество стало другим в отношении к инвалидам, и инвалиды стали другими в отношении к другим людям.

Александр Серебренников : Прошло несколько лет с тех, пор как вступил в силу федеральный закон "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", но до сих пор в стране нет комплексного подхода в решении вопроса о социальной реабилитации инвалидов. Третья часть инвалидов вообще не выходят из дома, так что пока рано говорить о создании равной для всех возможности.

Николай Воронин, председатель Свердловской областной Думы : Равных условий для жизни инвалиду, я бы сказал точнее гражданину, имеющему ограничения здоровья, и просто здоровому человеку, конечно, нет. Я хочу сказать, что эти программы начали формироваться и осуществляться может быть в последние 10 лет. К сожалению, до этого общество не уделяло как-то этому внимание. Сегодня мы еще в очень большом долгу перед инвалидами. Все эти программы, которые действуют на территории Свердловской области, или по муниципалитету или по области, мы сохраняем на следующий год. Будет действовать социальное такси в городе Екатеринбурге, в других городах которое осуществлялось. Но впервые на следующий год утвердили государственную целевую программу, на 2007 год, социальной поддержки инвалидов.

Александр Серебренников : В рамках программы "Инвалид" в Екатеринбурге создан городской координационный совет, куда входят представители организации инвалидов. Сейчас с ними согласовываются все проекты на строительство зданий, хотя и пандусов, и поручней, и мест для инвалидных колясок все равно не хватает.

Геннадий Белянкин, председатель Уральского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор СССР : Постановление Главы города, как правило, сейчас пишется, предусмотреть возможности для попадания инвалидов и матерей с детьми на колясках в какое-то общественное здание. Мы делаем сейчас пандусы, и можно попасть, допустим, на первый этаж, но проблема остается, как попасть на следующие этажи, если нет лифта, и много зависит от власти. Если жестко записывать в документы, которые выдаются Главархитектурой для решения той или иной проблемы того или иного общественного здания, где в обязательном порядке должно быть это сделано, и когда вопрос будет сделан, и он приходит на согласование, то без этого решения уже не принимать проект к реализации, вот тогда будет все правильно.

Александр Серебренников : Социологические исследования в Свердловской области показали, что о своих правах и льготах знает лишь каждый пятый инвалид. Средства массовой информации инвалиды назвали своим основным источником информации. Вынужденная изоляция инвалидов привела к тому, что боязнь широко общаться со здоровыми людьми стала их чертой.

Георгий Пахомов, старший инженер испытательной пожарной лаборатории Главного управления МЧС России по Свердловской области : Они может быть видят только жалость и поэтому им неудобно где-то появляться, они не хотят, чтобы их жалели. Они, мне кажется, еще не получили той степени понимания и сочувствия, которое от людей должно исходить. Да, это их беда, но не вина.

Александр Серебренников : Трудовая реабилитация инвалидов – вопрос очень острый. В России на протяжении многих лет существовали специальные предприятия, где работали, например, только слепые или глухие. Не лучше ли, когда инвалид находится в обществе, тогда и общество меняется, и сам инвалид оказывается вовлеченным в общественную жизнь.

Алексей Никифоров, заместитель министра социальной защиты населения Свердловской области : Невозможно из области начинаний хорошими постановлениями, хорошими вкладами и финансами решить все проблемы. Если не будет общественной организации, которая будет воспринимать то, что делается правительством, губернатором, то, что не будет восприниматься людьми, которые здоровы и живут в этом обществе, которые живут каждый день с инвалидом, и если не будет вот этого взаимопонимания и взаимопомощи.

: Программа реабилитации она в первую очередь рассматривает медицинскую позицию. Если он нуждается в медицинской реабилитации предоставим, а вот трудовая реабилитация? Труд, право на труд у всех есть, и даже если человек с ослабленным интеллектом, и если он трудиться не может, право у него тоже есть.

Александр Серебренников : Тема детей-инвалидов заслуживает вообще отдельного разговора. Здесь много нерешенных проблем. Тяжелых детей-инвалидов государство предлагает сдать в интернат, но многие семьи воспитывают больных детишек сами, получая очень маленькую пенсию. Некоторые дети вообще не учатся.

Людмила Петухова, директор НКО "Социально-педагогический центр социальной реабилитации детей-инвалидов" : У нас нет ни государственных учреждений, ни коммерческой автономной организации. Когда дети к нам пришли, которые не могли учиться ни во вспомогательной школе, ни в садике, на тот момент многие коррекционные сады были закрыты, и они вокруг нас оказались, и они пытались понять вообще, каким образом можно им помочь, с чего начать. Главное, что нужно понимать, почему люди вот такие есть инвалиды, почему? Для чего они в мир пришли? Чтобы мы стали добрее.

Александр Серебренников : Многие инвалиды жалуются, что им ежегодно приходится проходить процедуру освидетельствования, чтобы подтвердить свою инвалидность. Здоровый-то человек устанет от хождения по кабинетам, разбросанным по всему городу. А что делать тем, кто нездоров.

Людмила Петухова, директор НКО "Социально-педагогический центр социальной реабилитации детей-инвалидов" : Было время, когда человеку давали инвалидность пожизненно. Вот он болен, он родился, допустим, у него какие-то физические недостатки или психические, или он с болезнью неизлечимой родился. Сейчас у нас отменили пожизненное, ввели ежегодное освидетельствование. Представляете, какая нагрузка, во-первых, медико-социальную экспертизу, во-вторых, на родителей и на самих инвалидов, он не может выйти, кто его на руках поведет, кто?

Николай Кинев, председатель Свердловской областной организации Всероссийского общества слепых : Что реформа эта дала? Бывшие комиссии ВТЭК, их вывели федеральные службы. Что социальное страхование? Тоже федеральная служба. И вы понимаете сегодня, что получается. Что инвалиду надо быть на здоровых ногах со здоровым сердцем. Ведь у нас в области, я вам так примерно скажу, есть все фонды по районам города Екатеринбурга расположены на Мамина-Сибиряка. Социальная защита, управление расположено в других местах, фонд Соцстрах для одного района на Бажова, для других – на Долорес Ибаррури, 30. Вы считаете просто инвалидам съездить собрать справки. Ладно, в 2005 году областное правительство пошло на уступки, дали бесплатные проездные, а если бы не дали бесплатный проездной билет, это был вообще бы коллапс.

Александр Серебренников : Органы социальной защиты области делают много для инвалидов, но проблем пока еще хватает, это и жилье, и спецоборудование, и информационное обеспечение. С каждым годом все активнее работает общество инвалидов. Люди объединяются для совместного решения насущных вопросов, они учатся защищать свои права, и всем нам надо учиться понимать друг друга.

Почему тетя на коляске? Почему дядя стучит палочкой перед собой? Почему этот дядя так странно ходит? Вопросы, которые задают дети, видя на улицах инвалидов, не по-детски серьезны. От ответа мамы или папы напрямую зависит, будет ли этот человек через 20 лет называть человека с инвалидностью «калекой» и голосовать против установки пандуса в подъезде.

Исследование, проведенное в учебных заведениях Петрозаводска, выявило, что каждый третий школьник не хочет учиться с инвалидами в одном классе. Ученики переживают, что детям-инвалидам будут ставить завышенные оценки, что учителя будут делать таким детям необоснованные поблажки. А около 3% испытывают к инвалидам личную неприязнь. В Москве также признают, что столичные школьники не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами. Во Всероссийском фонде образования полагают, что данные по Петрозаводску даже ниже, чем по России в целом. С детьми-инвалидами не хотят учиться более половины детей, и чем крупнее город, тем нетерпимее ребята. Для обучения ребенка с инвалидностью в обычном классе требуется большая подготовительная работа со школьниками, родителями и педагогами.

Отсутствие воспитания ответственности, доброты и терпимости к недостаткам других все чаще приводит к трагедиям, сопровождающимся недетской жестокостью. В Калининградской области в 2012 году возбуждено уголовное дело по факту избиения девочки-инвалида ее сверстниками. И, к сожалению, это не единственный пример чудовищного отношения к инвалидам.

Практика показывает, что родители, отвечая на детские вопросы, совершают примерно одни и те же ошибки. Более того, есть несколько стандартных неправильных ответов.

Неправильный ответ

Мама резко одергивает ребенка: «Не смотри на него!». В этом случае ребенок, скорее всего, испугается маминой реакции и сделает для себя вывод, что инвалиды - это те, кого следует избегать, чье общество является нежелательным и даже неприличным (ведь родители запрещают детям смотреть только на что-то плохое или стыдное).

Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью, не ранил его неосторожным словом. Но в перспективе такой ответ ни к чему хорошему не приведет. У ребенка может сформироваться мотив избегания инвалидов, нежелание общаться и взаимодействовать с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребуется посильная помощь в общественном месте.

Мама говорит: «Пойдем скорее, тебе не стоит видеть это». Ребенок усвоит, что от инвалидов следует держаться подальше и испытывать к ним жалость, смешанную с отвращением, а это не соответствует ни культурному, ни гуманному отношению к людям с инвалидностью.

Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ на детский вопрос также абсолютно неконструктивен: он призывает к жалости, но не к уважению. Совершенно нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.

Работа над ошибками

Лучший ответ для ребенка - рассказать, что именно произошло с человеком с инвалидностью и почему он так двигается или так выглядит. И самим предлагать помощь слабому - в присутствии ребенка.

«Такое иногда случается, если попадаешь в аварию». Чтобы этот ответ не вызвал у ребенка нездорового страха перед транспортом, нужно рассказать ему, или в очередной раз напомнить, о правилах безопасности.

«Некоторые люди рождаются не такими как все, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию». Можно объяснить ребенку, что великодушие - это защита слабых, помощь нуждающимся, что именно так во все времена поступали настоящие герои. Прекрасно, если вы вместе с ребенком вспомните персонажей любимых мультфильмов и сказок, которые действовали именно так.

«Инвалиды - это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с тобой. Эти люди могут быть лишены возможности слышать или видеть, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить». Лучше не говорить ребенку про инвалида, что он - «больной». Правильнее будет сказать, что этот человек не слышит, или не видит, или не может передвигаться без коляски. Если у человека трясется голова или странная походка, нужно объяснить, что это такая болезнь, и что во всем остальном это обычный человек, поэтому его не нужно бояться.

Сын или дочь, прежде всего, учатся на личном примере родителей. Поэтому если вы боитесь и избегаете инвалидов, едва ли стоит ждать от ребенка другого отношения.

Правила вежливого обращения с инвалидами

Нельзя разглядывать людей с физическими недостатками, даже если кажется, что им это незаметно. Не нужно проявлять преувеличенного сочувствия. Инвалидам не следует задавать вопросов личного свойства. Если человек захочет рассказать о своем здоровье, он заговорит об этом первым.

При общении с человеком с инвалидностью ориентируйтесь на его поведение. Если хотите помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь.

Сопровождая слепого, сообщайте ему о любых препятствиях на его пути, а также о том, что нужно быть осторожным (чтоб не споткнуться о край тротуара например). Внутри помещений говорите слепому о любых препятствиях, находящихся на высоте его роста, чтобы он не ударился головой или не получил иную травму. Выходя из комнаты, обязательно скажите или попрощайтесь, чтобы человек понял, что вы уходите.

Во время разговора обращайтесь к собеседнику, а не к компаньону или иному сопровождающему лицу. Чтобы привлечь к себе внимание глухого или слабослышащего человека, который не сидит к вам лицом, не кричите, а слегка прикоснитесь к его руке или плечу. Говорите медленно и членораздельно. Будьте готовы повторить сказанное в более простой форме, чтобы было легче прочитать по губам. Не следует преувеличенно артикулировать и усиливать мимику. Если глухой собеседник плохо вас понял, уместно написать записку.

Чуткость по отношению к людям с инвалидностью начинается с речи. При упоминании о человеке в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток. Лучше вместо «инвалид» или «калека» говорить «человек с физическим недостатком», а вместо «паралитик» или «эпилептик» - «человек с эпилепсией». Можно характеризовать человека как «слепого» или «глухого», но не следу-ет называть «увечным» или «дефективным».

По поводу прав инвалидов у нас существует такая хитрая ситуация. Нигде в законе естественно не прописано, что их права как-то ограничиваются, но вот на практике совсем другое дело. Тут даже суть не в том, что государство их притесняет, хотя проблемы с лекарствами, спецсредствами и мизерными пенсиями очень и очень значимы, а в отношении к ним окружающих неинвалидов. Инвалидов не любят, бояться и избегают. Слава богу, это не 100% увлечение народа, но это поверьте, присутствует очень и очень широко. Дело даже не в нарушении прав потребителя, в России они нарушаются на раз два, три, а в общем отношении к человеку на коляске.

Спектр негативного отношения к инвалидам очень широк.

  1. Агрессия - всякие разные мимо проходящие граждане, а так же соседи и даже официальные лица могут запросто пинуть коляску, развернуть коляску в обратную сторону от той в которой движется инвалид, откатить инвалида от окошка в сберкассе или в аптеке, высказать свое мнение на предмет того по какой причине человек стал инвалидом (пьяный на машине разъезжал или его родители в пьяном угаре заделали).
  2. Отрицание и игнорирование - ну инвалиду помочь преодолеть ступени или перешагнуть бордюр это уж согласитесь далеко не каждый, а уж вперед себя в очереди пустить это вообще часто переходит в пункт 1, да еще и с комментариями, что вот ты то мол сидишь в коляске и в ус не дуешь, а мы тут уже полчаса на ногах и правильно тебя Бог наказал. В остальное время от инвалида просто отворачиваются, отказываются обслуживать, транспорт старается побыстрее захлопнуть двери, чтобы не ждать пока эта развалина влезет в салон.
  3. Насмешки - этот негатив идет отнюдь не только от детей. Я как то была свидетелем, как мать с 20-летней дочкой-инвалидом в коляске в бутике выбирала ей красивое белье. Нет продавщица их обслуживала, но вот все соседние бутики перестали работать и продавцы как дети в зоопарке прилепились к стеклу и громко веселились, отпуская всякие шуточки на тему зачем этой инвалидке такие трусы, можно подумать, что она сексом с кем-то заниматься будет. Тут даже секс с трусами очень за уши притянут, но народу так смешно, что инвалид имеет какие-то интересы и желания.
  4. Кривая логика - тут какбэ человек типа совершенно доброжелательно сообщает инвалиду о том, что конечно, вы такой же как и все. Ах, Вам пандус нужен? Но вот остальным гражданам не нужен, они сами поднимаются. И если Вы «как все», Вы тоже должны. Что, не можете? Значит-таки не «как все». А если без пандуса вы не можете выйти из подъезда, то Вы у же не как все, а каких-то привелегий себе хотите. А у нас все равны, и если Вы хотите того же, что и здоровые, либо скачите по ступенькам на коляске, либо сидите дома. При этом начинаются указываться всякие доводы, типа, завышенных требований к себе инвалида, и даже в таком плане, что « не можем же мы запретить ходить здоровым, чтобы вы себя чувствовали более полноценным». Или как в обсуждении у katoga, что не заявляют же о ущемлении прав больные микозами (кожным грибком), когда их в бассейн не пускают. При этом, такие моменты, что пандус принципиально нужен инвалиду, и это вовсе не роскошь и не каприз, а от микоза можно излечиться и ходить в бассейн, а вот инвалид-колясочник имеет очень небольшие шансы на излечения, затираются среди красочных абсурдных примеров. Или, « вот пьяных тоже не пускают в ночные клубы». Извините, человек сам себя доводит до состояния алкогольного опьянения, он может проспаться и прийти в клуб завтра. Или просто не ужираться в риз. Состояние же инвалида не зависит от его желания.
  5. Обвинение и осуждение. Это в основном касается всех подобных историй, когда инвалид показывает недовольство своим положением в обществе или отношением окружающих. Тут какбэ очень легко народ ссылается на факт, что все инвалиды дармоеды. Даже если приводить в пример инвалидов успешных бизнесменов, работающих инвалидов, это все совершенно не впечатляет никого. А вот то что инвалид живет «припеваючи» на 2 с небольшим тысячи от государства, имеет льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, да еще имеет право на бесплатное лечение и лекарства, это народ очень заботит. Даже если говорить, что многие льготы фактически не работают, в глазах многих наших сограждан инвалид выглядит обузой для общества. И когда кто-то из инвалидов вдруг говорит, что чем-то недоволен, это приравнивается к тому, если бы попрошайка на улице требовал от вас в следующий раз давать милостыню крупными купюрами. Далее разные другие доводы взятые с обсуждения в блоге katoga: « у них у самих (инвалидов) комплексы, с ними должен работать психолог»(пральна, чё она обиделась, надо на отказ смотреть конструктивно и оптимистично), «они (инвалиды) нервные и хотят привлечь к себе внимание» и т.п. Т.е. проблема то у инвалида, а не у общества. И нечего свои комплексы переносить на других. Ай-яй-яй.
  6. Отвращение. Не раз мамочки на детском приеме говорили, что с их детьми страдающими ДЦП (даже совершенно интеллектуально нормальными) на детской площадке запрещают играть другим детям их родители. Доходит до того, что мамочки здоровых детей собираются и требуют от матери больного ребенка больше не выходить на площадку к здоровым детям, потому, что вдруг он заразен. Или раз у него ДЦП, значит он из семьи алкоголиков и наркоманов. С тем же самым сталкиваются и взрослые, когда окружающие просто брезгуют их присутствием. Чью-то тонкую душевную организацию травмируют деформированные ноги, измененное болезнью лицо.

Поговорим о хорошем? Да оно безусловно есть. Например, что ты живешь на этом свете. Все остальные радости жизни, инвалиды могут устроить собственными руками. Государство тут никакой помощи без дополнительного нажима не оказывает.

Вот теперь ответьте сами на вопрос, а почему, все-таки у нас инвалиды нервные, раздражительные и т.п.? Мало того, что они больны и лишены болезнью жить так, как им бы хотелось, им еще приходится преодолевать весь тот негатив из 6 пунктов с которым они встречаются повседневно. В нашей стране быть инвалидом страшно, не только из-за экономических соображений, а еще и от того, как общество на тебя реагирует. Многие в ЖЖ, когда идет обсуждение тем инвалидов или неполноценных физически людей с гордостью заявляют, что вот если вдруг придется стать инвалидом, я покончу с собой. Да, звучит красиво, но выжившие после тяжелых болезней и аварий люди совсем по другому сморят на жизнь. Многим, кто делает все эти суицидальные заявления, это не знакомо в принципе, на сколько может быть ценна жизнь и что значит выжить и продолжать жить не смотря не на что. И не надо говорить, что они (нынешние инвалиды) слабаки, что не убили себя сразу после того, как поняли, что их удел коляска. Именно продолжать жить в таких условиях настоящее мужество.

Традиционно скажу за Америку. Ну, про то, что тут пандусы, в каждой дыре есть туалет для инвалидов, удобные парковки, электрические мини- кары в супермаркетах, я уж не буду расписывать. Я скажу про другое. Каждый прохожий готов помочь попавшему в затруднение инвалиду. Даже если не каждый, то в то время и в том месте обязательно находятся такие люди. Останавливаются машины, мужчины поднимают застрявшую инвалидную коляску и переставляют ее на ровное место. Все это делается без каких бы то ни было моральных усилий над собой. Детям в школу приводят тяжелых детей инвалидов для того чтобы у них формировалось правильное отношение к явлению инвалидности. Инвалида очередь пропускает без всякого недовольства, и никто даже молча не выходит из себя от злости.

Жизнь инвалида чертовски трудна по причине болезни. Они привыкают, адаптируются, живут как могут более открыто и полнее, но нам, к нашему счастью, большинство их проблем и никогда не будут знакомы. Я считаю, что ничего не стоит просто не устраивать инвалидам ад нашим негативным отношением. Это не будет стоить государству, кто печется о экономике, ни копейки. Кто-то сейчас будет писать « и что, я теперь всех инвалидов на руках таскать должен и целовать их в засос». Да не надо этих крайностей… Если вы просто пропустите человека на коляске впереди себя в очереди и не будете оскорблять его, строить гримасы отвращения, это уже значительно поможет. Если уж переходить на эгоистические темы, то представьте себя на его месте. А проще, будьте милосерднее к тем, кто ограничен в своей жизни болезнью