Живописный город Канди (Kandy). Храм Зуба Будды

Город Бангкок, прекрасную столицу Таиланда, во все времена восхваляли путешественники и писатели иностранных государств. Сами же тайцы с еще большим уважением относятся к нему, называя Городом богов и Великой столицей мира.

Одной из повсеместных достопримечательностей Таиланда являются его храмы, и конечно эти красивейшие сооружения наиболее сконцентрированы в столичном городе. Из любой точки Бангкока виднеются их черепичные крыши в ярких цветах. Всего их в Бангкоке около 400, но их количество постоянно изменяется в большую сторону. Тайцы очень религиозны, более 90 процентов населения исповедуют буддизм. Каждый из храмов («ват») по-своему уникален, но любой из них отличается высоким уровнем использования драгоценностей, золота и статуй.

Храм Изумрудного Будды

Главный храм Таиланда и сердце Бангкока - храм Изумрудного Будды, или по-местному Ват Пхра Кео. Его строительство велось в 1782-1785 годах, а для расположения была выбрана территория около королевского дворца. Сейчас в королевский дворец и храм Изумрудного Будды ежедневно водятся огромные толпы туристов.

По следам нефритовой статуэтки

Главная достопримечательность этого места и всей страны - статуэтка Изумрудного Будды. С этой старинной святыней связано множество преданий, и в точности определить ее происхождение в настоящее время затруднительно. Так по одной из легенд она была подарена индийским правителем Ашокой, первым принявшим буддизм в регионе Юго-Восточной Азии. По другой легенде статуя вырезалась на небесах 7 дней и ночей, а спустил его на землю король ангелов. Еще одна гипотеза приписывает ее создание неизвестному древнегреческому мастеру, который передал ее на Цейлон. Оттуда она перекочевала в Бирму, а уже позже обосновалась и в соседней стране.

Стоит отметить, что статуя Изумрудного Будды путешествовала не только в легендах. Во время военных конфликтов она являлась главным трофеем. После пребывания во многих соседних странах, она осела в тайском южном городе Накхонситхаммарат, откуда ее позже переправили в Чианграй, где она нашла свой приют вплоть до XV века.

Хранители знали, что невзрачная статуэтка хранит великую историю, и относились к ней как к великой святыне. Во время пребывания в Чианграе со статуэткой произошла очередная интересная история. Однажды ночью в ее обитель ударила молния, здание было повреждено, а на Изумрудном Будде появилась трещина. По легенде монахи увидели изумительную картину - щель сияла мягким изумрудным светом.

Изумрудный Будда и короны

Есть и другая история на это события. По этой версии золотую статуэтку Будды нашли в разрушенной молнией ступе, а позже, когда ее уже переместили в Бангкок, золото осыпалось, обнажив свое нутро. По составу Будда сделан все же не из изумруда, он выточен из цельного куска нефрита. Но это не делает 70 сантиметровую статую менее ценной.

Правитель Чиангмая, узнав о произошедшем, забирает статуэтку в свой город и помещает ее в отдельную пагоду. Чуть позже на трон этого города приходит правитель из Лаоса, который затем забирает ее к себе домой. Целых 215 лет статуэтка находилась там, украшая храмы Луанг-Прабанга и Вьентьяна. Возвращение реликвии в Сиам происходит в 1778 году, а уже в 1782 году она занимает свое текущее положение - в храме Изумрудного Будды.

Обитель восседающей реликвии

Сам храм представляет посетителям довольно сложный обширный комплекс, окруженный стеной. Здания, как и везде, покрыты яркой черепицей с выделяющимися оранжевыми, зелеными и желтыми цветами. Повсюду узоры и символы буддизма из стекла, дерева и смальты. Ярко блестит позолота, все сверкает и переливается. Везде в поле зрения находятся красивые статуи птиц-гаруд и демонов.

Возле портика около главного здания посетители оставляют обувь и движутся к входу. Всего здесь три входа. Для обычных посетителей открыты два боковых прохода. Центральный же вход предназначен для королевской семьи, которые приходят сюда по особым торжественным дням.

Вход в храм охраняют от злых духов две статуи демонов. Подобные им статуи можно обнаружить около многих помещений этого храмового комплекса.

Демон-сторож на входе в храм

Заходя внутрь обители Изумрудного Будды, натыкаешься на полумрак. Глаза после яркого солнца долго пытаются привыкнуть и найти среди всей яркой и переливающейся красоты внутреннего убранства ту самую главную реликвию Таиланда. Статуэтка восседает в позе лотоса на высоте примерно в два человеческих роста. И если в буддийской религии не принято находиться выше Будды, то здесь это правило соблюдать легко. Нефритовая статуэтка облачена в тогу из чистого золота, в зависимости от сезона года это одеяние меняется. Над головой Будды виднеются пять корон из золота.

Одежды Будды по сезонам

По обе стороны от Изумрудного Будды находятся две сферы из стекла, олицетворяющие Луну и Солнце. Ниже помещены богато украшенные разные вазы и чаши. Здесь же стоят статуи бодхисатв, символизирующие королей династии Чакри, правящей в настоящее время. Около алтаря установлены две статуи бодхисатв в человеческий рост. Каждую статую украшает корона. Если увести взгляд от пьедестала Будды, то можно заметить, что здание разрисовано картинами, рассказывающими нам о жизни Будды. И еще раз хочется сказать, что все это убранство блестит и сверкает, выдавая золото и драгоценные камни.

И, конечно же, здесь чувствуется буддистская атмосфера. Люди входят в здание, садятся в позу лотоса или просто на колени на пол, застывают. Периодически слышен шепот, виднеются мерцающие свечи, чувствуется плотный запах благовоний.

Видео про храм Изумрудного Будды

Храм Изумрудного Будды на карте

Храм Золотого Будды в Бангкоке

Следующий популярный храм Бангкока расположен в китайском районе - Сампенге. Это храм Золотого Будды или Ват Тримит, названный по находящейся здесь огромной статуе Будды, наполовину выполненной из золота. Эта статуя имеет не менее занимательную историю, которая достойна быть услышанной.

В ночь на 25 апреля 1953 года очередная молния попадает в каменную статую Будды. Статую весом более 5 тонн привезли еще в XVIII веке из бывшей столицы Сукхотаи. Попадание принесло серьезное разрушение статуе, но в этом разломе разочаровавшиеся монахи заметили блеск. Они сразу же взялись за расчистку статуи. Как выяснилось, толстый слой известки много веков скрывал золотую статую Будды.

Чьей это было работой уже не известно. Вероятно, во времена ведения войн для укрытия золотого изваяния от врага сообразительные монахи поменяли ему «одежду», и в таком виде статуя дожила до наших дней. А если бы не природная стихия, скорее всего, эта тайна хранилась бы и до сих пор.

Видео про храм Золотого Будды

Храм Золотого Будды на карте

Храм Лежащего Будды в Бангкоке

Очередной крупный храм Бангкока - храм Лежащего Будды или Ват Пхо. Помимо обильных украшений храм содержит множество статуй Будды, учебные пособия по тайскому массажу, четыре ступы-гробницы первых королей династии Чакри. Именно в этом храме Рама I провозгласил себя королем, основав новую династию. Но, конечно же, главной достопримечательностью этого храма является огромнейшая статуя Будды.

46-метровый Будда выполнен из цемента и кирпича и покрыт пластинами из золота. Гигант лежит на боку, его правая рука подпирает голову. Перламутровые ступни Будды изображают все его признаки, отличающие от обычного человека. Буддийские теологи в самой статуе находят целых 107 признаков, так, например, пальцы его ног имеют одинаковую длину.

Ступни Будды

Видео про храм Лежащего Будды

Храм Лежащего Будды на карте

Храм Утренней зари в Бангкоке

Храм Утренней зари или Ват Арун находится в районе Тонбури. Именно этот храм заметен во время водной прогулке туристов по главной артерии Бангкока - Чао Прае. Здание выделяется своей высотой - 80 метров. Башня имеет стиль, позаимствованный из соседнего государства Камбоджи, и покрыта мозаикой из керамических плиток.

Видео про храм Утренней зари

Храм Утренней зари на карте

Мраморный храм в Бангкоке

Следующий храм один из самых молодых в Бангкоке - Мраморный храм или Ват Банчомпит. Он был построен в XX веке, материалом для постройки почти полностью является итальянский мрамор. Восточный фронтон главного здания украшает изображение Вишну на птице-гарде. На южной стороне можно увидеть колесо Закона. На северной - трехголовый слон Эраван. На западной стороне мастера высекли текст из песни Ундом.

Главное здание окружает множество помещений. В комплексе хранится крупнейшая подборка бронзовых статуй Будды, собранной здесь по повелению короля Чулалонгкорна. Пол выложен из мраморных плит, образующих узоры, стены украшают золотые ленты. Есть здесь и позолоченная статуя Будды, отливка которой была произведена в 1901 году.

На территории храма поддерживается парк. Одной из известных традиций этого храма является бросание монетки в воду, чтобы по традиции вернуться сюда снова. Но роль монетки в Мраморном храме исполняют черепахи. Здесь можно купить черепаху, вычертить на ее панцире свое имя и отпустить в воду.

Мраморный храм на карте

Видео про Бангкок

Храмы Бангкока уникальны и красивы. Может быть, именно они складывают у посетителя города общее впечатление обо всей стране. Это действительно то, что нужно посмотреть, чтобы начать понимать душу Таиланда.

Официально называющийся Wat Pho (или просто Ват), а в народе слывущий как Temple of the Reclining Buddha, – это самое древнее культовое сооружение Бангкока. Его начали строить при короле Раме I, который перенес столицу с западного берега реки Чаупхрая на восточный, туда, где находилась деревня Банг Маког (Сливовый Сад). Территорию столицы отгородили искусственным каналом, а получившийся остров назвали Раттанокосин – это аборигенное название королевства Сиам с 1782 по 1932 год.

Храм Ват в Бангкоке находится в двух шагах от Королевского дворца – места, которое во всех путеводителях по тайской столице преподносится как "must see". Поэтому не заглянуть на лежащего Будды будет непростительным упущением. Тем более что пройти мимо него практически невозможно – его площадь 80 тыс. кв. метров, а приметности ему добавляют стены, длина периметра которых больше километра, а высота три метра.

Главной «фишкой» и целью посещения храма лежащего Будды в Бангкоке является знакомство с самой большой статуей Будды в Тайланде – фигура в традиционной позе «полулежа» имеет в длину 46 метров и 15 в высоту. Но и других чудес там тоже немало, а еще на территории Wat Pho можно приобщиться к тайнам настоящего тайского массажа, зародившегося именно в его стенах.

Что посмотреть?

– это территория древнего монастыря, расширенного по приказу короля Рамы I. Его архитектурной доминантой являются четыре ступы – зеленая, белая, желтая и голубая. Площадь храмового комплекса разделена улицей Thanon Chetuphon на две части – южную, хозяйственную и жилую, а также северную, которая собственно и является приманкой для туристов.

Статуя лежащего Будды находится в северо-западном вихарне храма. Обратите внимание на то, что ее ступни покрыты 108-ю перламутровыми орнаментами, имеющими сакральное значение и отражающими разные реинкарнации Верховного Божества.

Не ограничивайте экскурсию только Буддой. Посмотрите на картины, которыми украшены стены храма и мраморные барельефы балюстрады храма – сцены из эпоса «Рамаяна». И на странные бородатые существа в шляпах – хранителей храма. Эти статуи привезены в XIX веке из Китая. Еще на территории храмового комплекса есть парк и традиционный для ландшафтов Юго-Восточной Азии пруд, украшенный водопадом.

Лежащий Будда в Бангкоке – это действующий сакральный центр Тайланда. Поэтому при его посещении выказывайте должное уважение его стенам и соблюдайте дресс-код. Обязательно снимайте обувь, когда входите в помещения. Откажитесь от маек, шорт, мини-юбок и пляжной обуви.

Тайский массаж в храме

Появился в стенах монастыря, где сейчас находится Wat Pho. Там работает школа мануальной терапии и центр традиционной тайской медицины. В нем вы можете получить сеанс массажа, а при желании – обучиться некоторым секретам древнего мастерства. Разумеется, что за это надо заплатить.

Стоимость часового сеанса традиционного массажа 420 бат, во столько же вам обойдется экзотический фут-массаж (ногами). При использовании целебных трав стоимость массажа повышается до 520 бат.

Курс обучения массажу состоит из пяти (по одному в день) уроков продолжительностью шесть часов каждый. Начинаются они в 9 утра и заканчиваются в 4 часа вечера. Окончившим курсы, выдают сертификат. Стоимость обучения традиционному (руками) массажу 9500 бат, а вот знание тонкостей фут-массажа обойдется дешевле – в 7500 бат.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Сегодня речь в статье пойдет об одной из наиболее значимых и величественных достопримечельностей Шри-Ланке. Действующий действующий Храм Зуба Будды. Попадаю сюда, сразу понимаешь насколько ценен и важен данный храм в масштабах государства. Исторически так сложилось, что на острове доминируют в основном две религии, индуизм и буддизм.

Предистория

Проникновение индуизма в страну связанно со временами колониальной эпохи, когда остров находился под властью Британии. Британское колониальное правильтельство, перевозило из близлежащей Индии, из штата Тамил людей для работы на чайных плантациях. По наблюдениям британских ставленников, буддийское население Шри-Ланки, довольно скептически, а точнее сказать философски, относилось ко всякого рода необходимости работать. Для ланкийцев, работа с самого утра и до позднего вечера не являлась необходимостью, очень часто они опаздывали и уходили по своим делам, да и работать длительно на плантациях не хотели. Тогда было принято решение, завозить людей из Индии, которые уже зарекомендовали себя как качественная, пунктуальная рабочая сила. Таким образом, в течении довольно длительного времени, Шри-Лака наполнялась, фактически, людьми которые ланкийцами небыли. Переезжая на Шри-Ланку, они приносили свою культуру и религию - Индуизм. Переезд и пополнение ресурсов длился вплоть до конца 19 века. Таким образом на териитории Шри-Ланки, со временем появилась довольно значительная диаспора, фактически индусов, которые родились на Шри-Ланке. Со временем, уже в довольно современной истории, на Шри-Ланке возник религиозный конфликт, которы длился почти 20 лет, который сопровождался взрывами людей и религиозных сооружений.

Храм Зуба

Не будет громким, заявить что Храм зуба Буды находящийся в бывшей столице Шри-Ланки - городе Канди, является самым главным культовым сооружением для буддистов. Как я писал в предистории выше, из-за гражданского противостояния, которое довольно часто переростало в вооруженные столкновения, Храм Будды - несколько раз пытались взорвать во время церемоний. По этой причине, в отношении этого храма были предприняты беспрецендентные меры по охране и защите. Что в свою очередь привело к тому, что даже сейчас, несмотря на то, что гражданская война закончилась в 2009 году, вход на территорию, а так же в помещения где якобы храниться зуб Будды, осуществляется с контролем, подобным тому, как сделано в аэропорту и даже больше.

История возниконовения

Как известно, Буддизм едва ли не самая древняя религия, древнее которой является лишь Индуизм. Буддизм - монобожественная религия, в которой верующие следуют учениям Сиддхартхы Гаутамы - наследника одного из непальских королей, который добровольно отказался от короны, и отправился с пешими проповедями исповедуя добро, смиренность, самодостаточность. Как таковую, религию Сиддхартха не создавал, она образовалась в последствии, благодаря систематизации его изречений и отображенных в письменах его отношений к тем или иным вещам и явлениям отношений между людьми, между человеком и природой. Существование Сидхарты - впролне доказанный исторических факт, имеющий документальное происхождение.

После смерти Сиддхарты - Будды, его прах был сожжен, по старинной традиции, все что осталось после его сожжения это было 4 зуба. Его последователи, возсриняли это как знак свыше, решили оптравить по 1 зубу по всем четырем сторонам света. Один из таких зубов довольно долго находился в Индии. В 371 году нашей эры, один из правителей Калинги - области Индии, стремительно теряя свое могущество, отправиль свою дочь на Шри-Ланку, в ее косу была вплетен ныне известный зуб будды. С тех пор, данная буддийская реликвия, находится в Шри-Ланке. За всю историю зуб пытались похищать множество раз, однако сделать это никому не удалось. Как правило эта реликвия охранялась коралями, которые очень бережно хранили данную реликвию в течении столетий.

Постройка Храма Зуба Будды

Сам храм, был построен относительно недавно, всего навсего в 18 веке. Построили его на берегу красивейшего озера в центре города Канди - который больше 1000 лет был столицей острова, благодаря рельефу местности защищавший королей от гибели ои рук, то и дело приплывавших на Шри-Ланку завоевателей из Индии.

Церемония демонстрации зуба

Как мне говорили, раз в 2 или 3 часа, начинается церемония демонстрации зуба верующим. Мне довелось посетить храм, как раз во время этого мероприятия. Появляется куча танцеров, которые беспощадно лупят в барабаны. В какой то момент верующих становится не много, а очень много. Открываются специальные ворота, где на столике стоит коробочка, в которой якобы находится зуб. Пускают к ней по одному человеку, демонстрируют ее всего 15 минут, так что посмотреть на нее могут не все. Я даже и не пытался заглянуть, потому как там довольно некислая давка.

Храм сегодня

Сегодня храм является действующим. Работает он днем и ночью. Я был в нем в ночное время, когда не так много туристов. Однако, как оказалось это никоим образом не сказывается на его посещаемости. Дело в паломниках- буддистах. Сам зуб Будды почитается не только верующими Шри-Ланки, сюда приезжают верющие со всех концев мира.

Как уже говорилось выше, меры по охране здесь беспрецендентные. С рюкзаком вас внутрь не пустят. Обувь нужно снимать и сдавать в камеру хранения.

  • В шортах и юбке выше колен в храм войти не получится. В принципе там есть люди которые за деньги предлагают "сароны".
  • Фотографировать в храме можно, но нельзя стоять спиной к статуям будды.
  • Вход не бесплатный, но можно войти бесплатно, если отправиться туда не с турфирмой, а самостоятельно.
  • рекомендую погулять вокруг озера, довольно красивое место, да и сам храм Зуба, весьма гармоничное сооружение.

Добраться к храму

Если вы находитесь на пляжах юго-запада, таких как , - самым экономичным для Вас будет поездка оттуда в на поезде через жд вокзал Коломбо, где вам нужна будет пересадка на другой поезд. Вам придется заночевать в Канди. Старайтесь искать жилье вдоль озера. Отсюда и до храма близко и вокруг озера погулять можно. Лучше приехать сюда на пару дней, потому как рядом с Канди, находится национальный парк Виктория, на осмотр котторого вам понадобится не менее одного дня.

March 28th, 2017 , 04:24 pm

Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю - Шакьямуни, и посвящён Будде будущего - Майтрейе.

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. "Сингапурский" зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик - остаётся только гадать.

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний - символ силы.

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот - попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый "Залом Сотни Драконов". На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего - Майтрейя , который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре - жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в "Зал Вселенской Мудрости".

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра . За спиной бодхисаттвы - полотно с вышитой сутрой Сердца. "Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы..."

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

Изумительные резные фонарики наполняют "Зал Вселенской мудрости" мягким и тёплым светом.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри - бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой - острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары - богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

Акашагарбха , "чрево Эфира (Пространства)" - бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой - цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, "мыслящий камень" Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

Самантабхадра - бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

Дзамбала (Вайшравана) - бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

Махастхамапрапта - бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как "прибытие великой силы". В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

Вайрочана - будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

Ачала - гневное божество-защитник, один из "Королей мудрости". Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке - меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

Амитабха - будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

Храм зуба Будды - островок тишины и умиротворения посреди хаоса Чайнатауна. В следующем посте от традиционной танской архитектуры перейдём к футуристической и отправимся к одной из главных визитных карточек Сингапура, комплексу садов "Gardens By The Bay". Keep it locked!

Другие посты о Сингапуре :

Этнические кварталы Сингапура