Индии является индуизм. Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию санатана дхарма , что можно перевести как извечный порядок, извечный закон. Последователей индуизма насчитывается более 700 млн. Они живут и в других странах Южной Азии, особенно много их в Непале. Становление индуизма происходило на протяжении длительного времени и прошло несколько стадий развития. Одной из первых религиозных систем на территории Индии был ведизм.
Ведизм
Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, кулып буйвола , о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.
Веда
Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев , которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена — дравиды и протодравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам — Ведам. Всего их четыре:
- Ригведа — сборник гимнов богам;
- Яджурведа — сборник жертвенных формул;
- Сама- веда — сборник жертвенных песнопений;
- Атхарваведа — сборник заговоров и заклинаний.
Позднее Веды были дополнены брахманами , содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками - наставлениями для отшельников, упанишадами - размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской .
Боги ведизма
В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвящена Индре - богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеем Bритрой , олицетворявшим изначальный хаос. В целом пантеон богов не поддается однозначной систематизации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Бог Дьяус - бог неба, Притхиви — богиня земли, Агни — бог огня, Сома — бог жертвенного напитка, Митра — бог, следящий за порядком и соблюдением договора. Веды содержат мифы о сотворении мира, взаимоотношениях между богами, влиянии богов на жизнь людей и др.
Поскольку арии были кочевым народом, ритуалы (прежде всего жертвоприношения) совершались под открытым небом на специально выбранных и подготовленных площадках. Многие ритуалы были связаны с царем, его рождением, посвящением на царство. Был широко распространен культ предков , которые мыслились вечно существующими в некоем неопределенном месте, а это значит, что у древних ариев еще не существовало представления о переселении душ. Ритуалы совершались жрецами — брахманами.
По мере развития , усложнения его структуры, влияния местных верований изменялась и религия ведизма. Новой ступенью в развитии становится брахманизм.
Брахманизм
Касты в брахманизме
На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу , который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом , который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста — брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (земледельцы, торговцы), из ступней — шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными». Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма) . В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане - индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия — сансаре, о перерождениях — инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме - законе, определяющем следующее рождение, о мокше - идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.
Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал , а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.
Джайнизм
Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана , живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина , что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.
Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души — дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:
- вера в истинность доктрины;
- совершенное знание;
- праведная жизнь.
Обеты джайнов
Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:
- не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго);
- не прелюбодействовать;
- не стяжать;
- быть искренним и благочестивым в речах.
К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.
Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и как бы становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.
Крайность требований джайнизма ограничила распространение этого направления в Индии. Ни земледельцы, ни ремесленники или воины не могли быть джайнами, так как по роду своей деятельности не могли соблюдать принцип ахимсы. Только интеллигенция и финансовые круги общества становились правоверными джайнами. Этим объясняется тот факт, что джайнизм, число последователей которого никогда не превышало 1% населения Индии, все же сыграл в ее истории важную роль.
Индуизм
Постепенно влияние религиозных направлений, оппозиционных брахманизму, становилось слабее и в Индии начинает формироваться религиозная ситуация, которая наиболее точно выражается в понятии «индуизм». Индуизм можно определить не только как религию индусов, но и как образ жизни, включающий всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников. Индуизм терпим к любой , появляющейся на земле Индии. Он с легкостью ассимилирует любую веру, делая ее богов воплощениями богов индуизма. Однако в основе индуизма все же лежат верования, идущие от ведизма и брахманизма. В индуизме нет четкой церковной организации, подобной тем, которые имеются на Западе; он опирается на кастовую систему общества, которую иногда называют краеугольным камнем индуизма.
Боги в индуизме
Постепенно в индуизме складывается идея Тримурти — индуистской триады главных богов — Брахмы, Шивы и Вишну. Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого временного цикла. Культовое значение Брахмы незначительно. Во всей Индии существуют всего два посвященных ему храма. Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два мощных течения, получивших названия вишнуизм и шиваизм.
В основе вишнуизма лежит культ бога Вишну и связанных с ним Кришны и Рамы. На основе анализа индийской мифологии можно сделать вывод, что благодаря Вишну достигается синтез сотворенного мира, его структура и целостность. Четырехрукий Вишну обычно изображается возлежащим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше. Когда Вишну просыпается, из его пупка произрастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. В мифологию Вишну включено представление об аватарах - периодических появлениях его в мире в облике зверя или человека. Каждое такое появление Вишну связано с определенной функцией, которую он должен выполнить для спасения людей. Человеческое воплощение впервые произошло в образе царевича Рамы, затем Кришны, Будды и т.д. Вишнуиты почитают также его супругу Лакшми. Культ Лакшми связан с культами плодородия и животных. Самостоятельно индусы почитают Лакшми как богиню удачи и процветания и любящую супругу.
Со 11 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма, что в немалой степени связано с популярностью образов Рамы и Кришны — аватар Вишну.
Рама - герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Этот эпос сложился в завершенном, письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев, повествующая о любви и верности, о чести и соблюдении обычаев. Неудивительно, что ее герой Рама был обожествлен в представлении народа как одно из воплощений бога Вишну.
Кришнаизм — ветвь индуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное значение. Кришна - древнее божество. Его имя означает «черный» и свидетельствует о том, что по происхождению он — божество аборигенное. Впервые упоминание о боге Кришну появляется в «Махабхарате» - еще одной знаменитой эпической поэме Индии. Особенно большое значение для понимания учения вишнуизма имеет глава поэмы под названием «Бхагават-гита », что в переводе означает «божественная песня».
В 60-е г. XX в. в США благодаря деятельности индийского проповедника Свами Брамхупада возникает общество «Сознание Кришны », которое быстро приобрело большую популярность. Скоро отделения этого общества появились в Европе, а затем и в России. В настоящее время общество активно действует во многих городах России, в том числе и в Новороссийске. Таким образом, одно из направлений национальной религии индуизма распространяется во всем мире.
Шиваизм
В основе шиваизма лежит культ Шивы, распространенный в основном в Южной и Восточной Индии. Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, поклонение лингаму, практика йоги). Ведийским прообразом Шивы является Рудра, бог грома и грозы. Этот бог наводил ужас и порчу на людей. Одним из эпитетов Рудры был Шива (Благосклонный), употреблявшийся с целью задабривания. Рудра понимался древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы; вместе с тем это была сила, на которую можно опереться и к которой можно прибегнуть для защиты.
Шиваизм как культовая система складывается, по всей вероятности, во И-I вв. до н.э. Тогда же появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика: развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганг, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий лобный глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. Число рук может доходить до десяти. Образ и мифология Шивы в основных чертах формируется в «Махабхарате». В целом этот образ многолик и противоречив. Одним из важнейших атрибутов Шивы является лингам , ставший в шиваизме главным объектом поклонения. В храмах число каменных лингамов достигает иногда нескольких сотен. Сочетание лингама и йони (мужского и женского начала) — также типичная композиция в шиваитских святилищах.
Шива — примерный семьянин. Его жена Парвати — дочь царя Гималаев, сыновья — Ганеша с головой слона и Сканда — предводитель войска богов. В развитии шиваизма жена Шивы олицетворяет собой женскую ипостась энергии бога — шакти , на основе которой возник особый культ — шактизм. Воплощением этой энергии стали также многочисленные богини плодородия, наиболее популярные из которых — Дурга и Кали. Шакти — это духовная энергия, которая проявляется при особых обстоятельствах, она тесно сплетена с мужской животворящей силой Шивы.
Большую роль в жизни индусов играют брахманы или священники. Их авторитет беспрекословен. Они занимаются отправлением культа, ухаживают за храмом, занимаются теоретической работой. Однако наряду с брахманами существуют и колдуны , особенно в сельской местности. Широко распространено произнесение мантр (молитв), которым приписывается сверхъестественная сила.
Особое своеобразие придают индуизму многочисленные праздники и обряды, в которых принимает участие огромное количество людей. Это могут быть массовые паломничества к святым местам или грандиозные ритуально-драматические действия, связанные с популярными древнеиндийскими героями, праздник светильников, зажигаемых в честь богини Лакшми, праздники в честь богини Сарасвати и многие другие.
Существует множество семейных праздников и обрядов: свадьба, рождение сына, вручение юноше шнура для «дважды рожденных», похороны. В Индии существуют священные места, где сжигают умерших, а обгорелые останки топят в реке. Десять дней семья носит траур — кусок белой ткани или белые одежды. Долгое время в Индии практиковался обычай сати, согласно которому вдова должна взойти на погребальный костер мужа, чтобы тоже сгореть. Если она этого не делала, это считалось позором не только для нее, но и для всей семьи. С этим обычаем в Индии долгие годы велась борьба. До сих пор здесь большую роль играет кастовая система, определяющая жизнь и судьбу человека.
Индия — уникальная страна, где встречается уникальная религиозность и духовность народа. Практически все жители внесли религию в свою повседневную жизнь, и свято поклоняются ей. Ни в одной любой стране нельзя повстречать разнообразие религий, как в Индии.
Какая религия в Индии? Здесь представлены такие виды: индуизм, ислам, христианство, буддизм, джайнизм, сикхизм и зороастризм. Вера в Индии священна, поэтому каждый человек может самостоятельно выбрать свое вероисповедание.
Какая религия в Индии: индуизм
Индуизм просвещает около 80 % жителей страны. Эта религия самая древняя и сохранила массу элементов прошлых времен (остался культ поклонению животным, явлениям природы). У индуизма нет основателя и основополагающего текста.
Главным в индуизме является учение о перевопоплощении душ, от этого зависит его будущее. Как человек ведет свою жизнь, такую судьбу он получит в дальнейшем, будет богат или беден, счастлив или нет. Важной чертой данной религии представление об универсальности божеств.
В индуизме два течения: вишнуизм и шиванизм. Вишнуизм несет в себе все местные верования и религии, а шиванизм представляет утверждения, что нет ничего постоянного во Вселенной.
Если вести разговор о том, какая религия в Индии, то следует сказать, что Индия вторая по численности страна с мусульманским вероисповеданием. Насчитывается множество существующих сект и общин, где состоят индийские мусульмане — это мемоны, бохра, ахмадийцы, сунниты.
Христианство занимает 20 миллионов населения в Индии. Там находятся католики, православные и протестанты.
Какая религия в Индии: малочисленные виды
Буддизм распространен всего на 0,5 % населения страны. Эта вера несет в себе учение о четырех благородных истинах: в этом мире существуют страдания, есть причины, также существует прекращения страданий и путь к прекращению страданий. Этот путь несет в себе мудрость, нравственность и сосредоточенность.
Такое вероисповедание, как джайнизм, насчитывает около 1 миллиона населения. Они несут в себе учение о прекращении насилия и жестокости. Основой течение является соблюдение строгих правил – не приносить вреда всему живому.
Сикхизм – данное течение насчитывает 17 миллионов последователей. Выступает против фанатизма и кастовой дискриминации. Веруют что весь мир проявление высшей силы единого Бога.
Глубоко религиозна. Вера определяет особый ежедневный уклад граждан страны, их образ жизни.
Религия Индии, которая считается в стране основной - это индуизм. Это направление занимает главенствующее положение в странах Азии по количеству его последователей. Истоки индуизма уходят своими корнями в далекое прошлое и не имеют какого-либо основателя, а также единого составляющего его основу текста. Многочисленные боги этой веры обладают рядом воплощений и содержат в себе по одной из черт вездесущего единого Бога.
Основная индийская религия несет в своих положениях учение о способности души к различным перевоплощениям. Вера провозглашает существование кармы. Учения индуизма разъясняют таким образом следствия добрых и злых поступков, которые находят свое проявление не только в нынешней жизни. Карма присутствует у всех живых существ. Целью перевоплощений является, согласно положений веры, спасение, а также избавление от страдальческих перерождений души. Оно называется «мокша». Если человек в своей жизни неукоснительно следует добродетели, то он способен приблизить момент спасения своей души.
Ведущая религия Индии представлена множественными которые являются шедеврами архитектурного и скульптурного искусства. Каждый из них построен в честь определенного божества.
Население Индии включает в свой состав большое количество групп, именуемых «джати». В свою очередь различные касты объединяются в варны, являющиеся многочисленными сословиями. Все жизненные задачи человека от до приобретения профессии, подчинены определенным особым и строгим правилам. Браки между представителями различных кастовых групп и в настоящее время являются большой редкостью. Женихами и невестами индийцы становятся уже в младенческом периоде. Именно тогда родителями определяются будущие Ведущая религия Индии содержит в себе положение о запрете разводов, а также вторичных браков вдов. Однако в настоящее время бывают и исключения. После смерти тела сторонников индуизма принято сжигать. Для этого создаются специальные погребальные костры.
Индуизм распространен в Индии среди восьмидесяти процентов населения страны. Это практически восемьсот пятьдесят миллионов человек.
Религия Индии, занимающая второе место по распространенности - это мусульманство. Привезена в страну она была арабами в седьмом веке, а в одиннадцатом столетии началось ее основное распространение. У индийских мусульман существует запрет на многоженство.
Религии в Индии, которые имеют немногочисленных сторонников - это буддизм, сикхизм, зороастризм, иудизм, джайнизм и некоторые другие. Малая часть населения проповедует христианство. Есть в Индии и католики.
Одна из древнейших мировых религий - буддизм, зародилась еще до нашей эры. Временем ее возникновения считается пятый век, а родиной - Индийское государство. Согласно ее положениям, освобождение от страданий (просветление) дано каждому живому существу, в особенности человеку. Это возможно благодаря природе Будды, которой наделена всякая душа. В противовес индусам представители этой веры не объединяются в касты. Последователем буддийского учения может стать любой искренне принявший его человек. Несмотря на зарождение данной веры в Индии, в стране ее распространение невелико. В основном оно представлено тибетским, а иногда и шри-ланкийскими течениями. Учения Будды во многом вобрал в себя индуизм. Он воплотил его в боге Вишну.
Последователя сикхизма на улицах страны можно распознать по густой бороде и яркому тюрбану. Он является представителем веры, которая соединила в себе ислам и индуизм. Сикхи поклоняются гуру и Грант-сахиб.
Другие религии, существующие в Индии, имеют малое количество приверженцев, проповедующих положения своей веры. Эти учения утверждают противостояние насилию и чистоту элементов, к которым относят землю, воду, огонь и воздух.
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как возникали и формировались религии Индии.
Основные религиозные конфессии в этой стране представлены индуистами, мусульманами и христианами. Менее 1% от коренного населения страны проповедуют буддизм. Мы также остановимся чуть подробнее на вопросе — Для того, чтобы во всем разобраться, обратимся к историческим фактам.
Важные вехи
Можно выделить следующие периоды, которые оказывали существенное влияние на формирование культурных и религиозных течений в Индии:
- Протоиндийский. Это религия одноименной цивилизации. Период продолжался с 3 тысячелетия до н.э. и примерно до 1700 года до н.э...
- Ведийский (ранний и поздний). Длился по оценкам историков примерно с начала второго тысячелетия до нашей эры до VI века до нашей эры.
- Брахманизм. Начало периода датируется VI веком до н.э...
- . Расцвет учения приходится на период с VI века до н.э. до VII века нашего времени.
- Средневековой Индии. Период, характеризующийся возрождением индуизма с одной стороны, а с другой войнами, колонизацией территорий, которые способствовали зарождению мусульманства.
- Христианский. Обусловлен тем, что с 1750 по 1947 годы Индия становится колонией Великобритании.
1947 год – время провозглашения независимости бывшей британской колонии и формирования на ее территории сразу трех независимых государств – Бангладеш, Индии и Пакистана. Это событие отмечено наступлением периода расцвета индуизма. Он сохраняет свои позиции основной религии и по сегодняшний день.
Протоиндийский период
Об этом времени в древней Индии известно совсем немного. По археологическим данным натуральное хозяйство, примитивные взаимоотношения способствовали тому, чтобы в основу протоиндийской религии легли такие примитивные понятия, как культ плодородия, женского труда, змей, буйволов и священных деревьев.
К моменту заселения ариев на территории Индии, на исходе второго тысячелетия до нашей эры, уже отмечались упадок и разрозненность религиозных взглядов. Однако, по мнению многих исследователей, философия и культура протоиндийской цивилизации и легла в основу пришедшего ей на смену ведизма.
Сейчас нельзя достоверно указать, в каком веке началась новая мировоззренческая эпоха. Историки утверждают, что это произошло примерно на рубеже второго тысячелетия до н.э.
Ведийский период
Впитав в себя взгляды и духовные убеждения древних, с заселением ариев начинается совершенно новая эпоха. Она характеризуется формированием стройной религиозно-мифической системы.
Веды датируются окончанием второго и началом первого тысячелетия до нашего времени. Появившиеся священные тексты, почитаемые индоарийцами, и стали началом возникновения ведийского религиозного периода в истории Индии, а затем легли в основу индуизма.
Основополагающими канонами учения стали:
- деление на сословия и кастовые различия;
- поклонением богам и силам, олицетворяющим природные явления, деяния, различные сферы Вселенной;
- объединение божеств в пары (примером являются Бог Земли Притхви и Неба Дьяус, божество дня Митра и ночи Варуна и т.д.);
- разделение божеств на высшие и низшие;
- появление существ, противопоставляющих себя силам добра – демонов;
- практика сложных обрядовых кровавых жертвоприношений, которые также имели выраженные кастовые различия;
- появление института брахманов, в обязательства которых входило совершение обрядов, описанных в Ведах.
На протяжении многих веков этнические, культурологические, исторические факторы подвергали ведийское учение трансформации, что дало начало эпохе брахманизма . Это следующий эволюционный этап древнеиндийского философского мышления. Ведийское мировоззрение дало начало джайнизму и, собственно, самому индуизму.
Время Брахмы
Возникновение и формирование брахманизма на территории Индии датируется примерно VI веком до н.э. и VIII веком нашего времени. Этот период является вторым по значимости после ведийского в формировании последующих религиозных взглядов. Принципы, которые зародились в то время, легли в основу более позднего индуизма.
Важными отличиями брахманизма являются:
- центральное место в вероучении отводится понятиям духа, души, «самости», что противоречит канонам ведийской философии;
- понятие «брахман» приобретает совершенно иной смысл – это Абсолют, высший дух;
- формируется стройное учение о сансаре – круговороте рождений, через которое осуществляется становление души любого живого существа на земле;
- появляется понятие о карме, как о поступках, которыми определяется сансара;
- основным постулатом является утверждение, что все подчинено изменениям, согласно законам сансары, неизменен лишь Высший Дух, к которому следует стремиться – брахман и атман;
- учение содержит доктрину, что наивысшее стремление каждого верующего – это достижение состояния выхода из круговорота сансары (череды перевоплощений), максимального приближения к брахману и атману, что требует определенного образа жизни и строгих ограничений;
- теория брахманизма упорядочила основные понятия космогонии и теологии, были пересмотрены первостепенные значения Творца, Творческой силы, как причины, породившей мир и сохраняющей его.
Брахман
Религиозные учения того времени не отличались единством. Даже в рамках брахманизма имелись различные течения.
Возникновение буддизма
Основатель вероучения Сиддхартха Гаутама появился на свет на северо-востоке Индийского субконтинента в середине первого тысячелетия до нашей эры. История того времени является лучшим доказательством утверждения, что для возникновения нового философского мышления должны иметься политические и религиозные предпосылки:
- Примерно к шестому веку нашей эры в этом географическом регионе происходило постепенное ослабление влияния ведического учения.
- Тогда же отмечался активный процесс строительства государственности и власти, предполагающий возвышенное положение одних сословий над другими, поэтому возникновение буддизма явилось, как противоположность и альтернатива брахманизму. Его смело можно назвать оппозиционным философским направлением.
- Созданное буддийское учение имело важную политическую роль, так как оно поспособствовало созданию и укреплению влиятельного по тем временам государства .
- Буддизм был поддержан и всячески приветствовался царской властью Ашоки. Это, безусловно, сыграло важную роль в укреплении позиций вероучения на Индийском субконтиненте. По мнению многих современных исследователей правитель империи Мауриев имел безграничную власть и силу. Именно он способствовал тому, чтобы буддизм приобрел позиции того времени. Это был взаимовыгодный симбиоз власти и вероучения.
- Сила внутреннего содержания буддизма, как мировоззрения, также сыграла существенную роль в укреплении его положения и распространении.
Изображение царя Ашоки
Сложным периодом для дальнейшего развития философского учения и временем упадка являются VII-XIII века уже нашего времени, когда оно лишилось поддержки высшего сословия.
Подобные процессы были обусловлены чередой мусульманских завоеваний на территории Индийского субконтинента. В то же время пришествие ислама способствовало новой волне возрождения индуистских религиозных течений.
Буддизм и индуизм
С первых моментов возникновения учения Будды, существовали особенности взаимоотношений, обусловленные противоречиями между новыми взглядами на устройство мира и прежними религиозными устоями, сформированными веками и тысячелетиями.
Приход ислама на территорию Индии ознаменовал окончание эпохи буддизма на субконтиненте.
Несмотря на то, что индуизм не представляет собой единую религию, а состоит из множества течений, именно он является исторически обоснованной, традиционной и сложившейся религией большинства коренных жителей.
Фестиваль весны (Холи) в Индии
В то же время, можно смело утверждать, что культурное наследие древней Индии оказало огромное влияние на формирование мировоззрения во всем мире. Не имея исторической поддержки на родине, буддизм распространился по всему миру и продолжает привлекать новых сторонников философского учения.
Заключение
А мы на этом сегодня заканчиваем. Если статья оказалась полезна вам, рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях.
И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные посты себе на почту.
До скорых встреч!
Индия – страна многоконфессиональная. Это кладезь не только традиционных взглядов на веру, но и экзотических верований, забавных поверий. Если представить религию Индии кратко в цифрах, картина сложится следующая:
- индуизм – 80%;
- ислам – 13%;
- христианство – 2%;
- сикхизм – 1,9%;
- буддизм – 0,8.
Существуют ещё джайнизм, зороастризм, иудаизм. Традиционно Индию соотносят с индуизмом и буддизмом. Однако статистика наглядно показывает, как по-разному выглядит процентное соотношение этих религий.
Индуизм
Для начала небольшая справка: жители Индии, вне зависимости от их религиозных взглядов – индийцы, а не индусы, как часто ошибочно их называют. Индусы (индуисты) – это приверженцы основной религии в Индии – индуизма. К индуизму относятся термины, интригующие западного человека, – карма, реинкарнация, сансара, дхарма.
В основе религии лежит ведизм, главенствовавший в Древней Индии. Священные писания Веды сохранили пантеон богов, который стал основой разных течений индуизма, а вот общего символа веры у религии нет. Это порождает множество легенд, необычных историй, забавных для европейцев ситуаций.
Марихуана в Индии разрешена для проведения религиозных ритуалов, связанных с одним из главенствующих богов – Шивой. Считается, что курение «травы мудрости» погружает в медитацию, помогает просветлить ум, созерцая «высшую истину».
Буддизм
Количество буддистов в Индии ломает европейские стереотипы о религиозной основе индийцев – буддизм популярен меньше, чем ислам, христианство, сикхизм. Однако именно в Индии, по легенде, достиг просветления Будда. Память об этом хранит главная святыня буддизма – Бодх-Гая – живописное место, собравшее на своей территории множество храмов и паломников со всех концов света.
Индийские храмы – хранители веры
Мистика, экзотика и даже варварство сопровождают сонм индийских богов и богинь. Храмы и священные реликвии находятся на севере и юге страны. Групповые туры в Индию помогают погрузиться в невероятные религиозные переплетения, прикоснуться к сокровенным азиатским тайнам.
Уникальные путешествия к местам, особо значимым в индуизме, совершаются из Гоа. Одна из таких экскурсий – в Мурдешвар, Гокарну. Это сакральные места силы и паломничества, заряжающие энергетикой.
Вот лишь часть того, что ждёт паломников в Мурдешваре:
- храмовый комплекс, во главе которого – храм Мурдешвар;
- гигантская статуя Шивы – в лучах солнца золотая краска кажется сияющей и вызывает восторг;
- гранитный 500-летний храм Шивы с двумя статуями слонов в полную величину;
- золотая колесница, на которой восседает бог Кришна;
- 18-этажная башня-горупа – с её смотровой площадки открывается потрясающий вид на побережье.
Гокарна (штат Карнатака) – граница между Гоа и остальной частью Индии. По легенде, в этой деревушке браминов Шива вышел из священного озера. Здесь царит атмосфера единения с богами. Духовностью пропитан каждый древний камень на узких улочках и в старинных храмах. По преданиям, святое место очищает карму не только почитателей Шивы, но и любого человека, совершившего паломничество.
Посещение уникальных мест силы, заряжающих светлой энергетикой, доступно в составе турпакетов