Как правильно раздать закят месяца рамадан. Закят аль-фитр — очищение постившегося в Рамадан

11 236

Фетвы шейхов Ибн База, Альбани и Усаймина (да помилует их Аллах) относительно закята фитр.

Постановление относительно закята фитр?

Имам Ибн Баз : “Закят фитр является обязательной Сунной, и его следует давать до праздника”.

“Фатава нур аля дарб”

Имам Усаймин : “Закят фитр — это обязательное пожертвование. Доводом на это является хадис Ибн Умара: «Пророк (мир ему и благословение) вменил в обязанность выплату закята фитр за каждого мужчину и женщину, свободного и раба, взрослого и ребёнка из числа мусульман в размере одного са [мера сыпучих тел, которая равняется примерно 2,5 кг] фиников или пшеницы» (Бухари)”.

“Шарх мумти”, 6/150

Для кого закят фитр является обязательным?

Имам Усаймин : “Достоверным мнением является то, что каждый должен давать закят фитр сам за себя, если у него есть на то материальная возможность: жена, отец, дочь и т.д. — все дают сами за себя. За маленьких детей, не обладающих имуществом, закят фитр должны давать их родители. Именно так поступали сахабы (да будет доволен ими Аллах)”.

“Шарх мумти”, 6/150

Имам Ибн Баз : “Мужчина даёт закят фитр за себя и свою семью: жену и маленьких детей, которые на его попечении. Если у женщины нет мужа, то она выплачивает закят фитр сама за себя”.

“Шарх булуг аль-марам”

В чем мудрость выдачи закята фитр?

Имам Усаймин : “Передается со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вменил постящимся в обязанность закят фитр как очищение за пустословие и сквернословие [которые могли иметь место у постящегося во время его поста — шарх шейха Усаймина] , а также чтобы накормить бедняков [дабы они радовались на праздник так же, как это делают обеспеченные люди — шарх шейха Усаймина]» (Абу Давуд. Шейх Альбани назвал хадис хорошим)”.

“Фатава харам маккий”, 1407 г.х.

Кому дается закят фитр?

Имам Альбани : “Слова Пророка (мир ему и благословение), переданные Ибн Аббасом: «чтобы накормить бедняков» указывают на то, что его дозволено давать лишь бедным. Таково мнение шейхуль-ислама Ибн Таймии. Поэтому Ибн Кайим сказал в своей книге “аз-Зад”: «В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), это пожертвование дозволено раздавать исключительно беднякам» .

“Тамам аль-минна”

Может ли отец дать закят фитр своей замужней дочери?

Имам Ибн Баз : “Нельзя давать закят фитр дочери. Если ее муж является бедным, то можно отдать ему, но только если он бедный. Что же касается дочери, или дочери дочери, дочери сына [т.е. внучек], бабушки, отца и других прямых родственников [т.е. те, которые происходят от него или от которых произошёл он], то им закят фитр не полагается. Можно также отдать своей сестре, тете, или дяде, если они бедные. То есть тем, кто не живет с ним в одном доме”.

“Фатава нур аля дарб”

Когда следует давать закят фитр?

Имам Ибн Баз : “В соответствии с Сунной его следует раздать незадолго до праздничного намаза, если есть на то возможность. Можно также отдать за день или два до праздника, как это делали некоторые сподвижники. Нафи передал, что Ибн Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение) приказал нам раздать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничную молитву» . Далее Нафи сказал: «Сам же Ибн Умар раздавал его за день или за два [до праздника] « (Абу Давуд)”.

“Фатава нур аля дарб”

При этом, не дозволено давать закят фитр после праздничного намаза. В таком случае эта милостыня не будет принята как закят фитр. Доводом на это является хадис, переданный от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Закят фитр того, кто отдаст его до праздничного намаза, будет принят. Для того же, кто даст его после намаза, это будет считаться обычным пожертвованием из числа добровольных пожертвований (садака)» (Абу Давуд. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).

“Фатава харам маккий”, 1413 г.х.

В каком размере следует давать закят фитр?

Имам Ибн Баз : “Закят фитр следует давать в размере одного са Пророка (мир ему и благословение), что равно четырём полным пригоршням обеих рук нормального взрослого человека. Таково определение са в словаре”.

“Маджму фатава”, 14 том

Имам Ибн Баз : “Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы давали закят фитр во время Пророка (мир ему и благословение) в размере одного са еды, или са фиников, или пшеницы, или же изюма» . В другой версии хадиса: «или са творога» (Бухари, Муслим).

Обязательным является выплата закята размером в са любого вида продукта. Са - это четыре полные пригоршни обеих ладоней, что равняется в весовой мере примерно трем килограммам. Если мусульманин даст са риса или любого другого продукта питания, распространенного в его стране, то этого будет достаточно”.

“Маджаля аль-бухус аль-исламия”, 17/79-80

Можно ли давать закят фитр в денежной валюте?

Имам Ибн Баз : “Давать закят фитр в денежной валюте неправильно, и сделавший это не получит награды, в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение): «Деяние [поклонение] того, кто сделает его без нашего на то указания, будет отклонено» , т.е. не будет принято от него. В “Сахихе” Бухари и других достоверных источниках передается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение) вменил в обязанность выдачу закята фитр в размере одного са фиников или пшеницы» . «Вменил в обязанность» , — т.е. сделал абсолютно обязательным. Именно этого мнения придерживался имам Малик”.

“Фатава нур аля дарб”

Имам Усаймин : “Мнение имама Малика о том, что закят фитр раздается в виде продуктов, а не выплачивается деньгами, является верным. Такого же мнения придерживались имамы Ахмад и Шафии. Данное мнение является верным, потому что Сунна указывает на это”.

“Маджму фатава ва расаиль”

Подготовил: Рамин Муталлим

Хвала Всемогущему Аллаhу – Творцу всего, Который превыше всех недостатков.

Мы возвеличиваем Аллаhа, Который не нуждается ни в ком и ни в чем, а мы всегда нуждаемся в Нем. Мы верим, что Аллаh создал небеса и земли и не нуждается в них, и существует, не меняясь, без места, также, как и существовал до создания места.

Мы восхваляем Творца за все те блага, которыми Он наделил нас. Он не обязан нам даровать все, что мы имеем, а мы обязаны быть благодарными Создателю, используя его дары так, как Он повелел.

Мы просим у Аллаhа помощи и благополучия, а также просим Аллаhа укрепить нашу веру и чтобы мы всю свою жизнь жили мусульманами и ушли из этого мира достойно с миром и покаянием. Воистину, никто не дарует истинного пути кроме Творца.

Просим Всемогущего Аллаhа дать ещё больше величия Пророку Мух аммаду, мир Ему! А также просим больше величия всем Пророкам и Посланникам от Адама до Мух аммада, мир Им всем!

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа – Одного-Единственного Творца, у Которого нет сотоварища. И я свидетельствую, что Мух аммад – раб и Посланник Аллаhа.

Обращаюсь в первую очередь к себе, а также ко всем вам – к каждому из вас: быть богобоязненными! Соблюдайте Шари‘ат выполняя повеления Творца и не совершайте грехов. Помогайте друг другу в благочестии! Напоминайте друг другу о богобоязненности, воистину это путь спасения, это путь в Рай!

Сказано в Священном К ур’ане, что означает:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءامَنُواْ أَنفِقُواْ مِمَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لاَّ بَيْعٌ فِيهِ وَلاَ خُلَّةٌ وَلاَ شَفَاعَةٌ وَالْكَافِرُونَ هُمُ الظَّالِمُونَ﴾

«О, те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Аллаh наделил вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются угнетателями».

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал о том, что семь видов людей будут в тени Великого Аль-‘Арша в День Суда, в тот день, когда не будет никакой другой тени, кроме тени Великого Аль-‘Арша. Это – справедливый правитель, человек, который с молодости был очень соблюдающим до самой смерти, человек, сердце которого связано с мечетями, то есть, каждый раз, выходя из мечети, он думал, как бы поскорее вернуться в мечеть. А также богобоязненные друзья, которые встречаются и расстаются только ради Всевышнего, а не ради денег, власти или показухи, обмениваются добрыми советами и не обманывают друг друга, призывая к истине и благу, противостояли злу и грехам. А также молодой человек, которого пытается соблазнить прекрасная с виду женщина, имеющая власть и женственность, она зовет его к прелюбодеянию, а он говорит ей: «Я не буду делать запретное, я боюсь наказания Аллаhа». А также человек, который дает милостыню без показухи, так, чтобы люди справа и слева от него не увидели, как он дает милостыню. А также человек, который часто уединяется для того, чтобы делать зикр – вспоминает Аллаhа, обращается к Аллаhу, произнося Его Имена, и от высокой степени богобоязненности его глаза полны слез.

В Судный День солнце приблизится к рабам Аллаhа и не останется тени, под которой можно спрятаться, кроме тени великого Аль-‘Арша. Тот из верующих, кому Аллаh хочет, даст возможность скрыться под тенью Аль-‘Арша. Одни из них будут такие верующие, которые дают милостыню без показухи, скрытно, пряча, так, чтобы никто не увидел ради Аллаhа, они будут спасены от палящего солнца.

Дорогие, мусульмане! Воистину, раздача милостыни, проявление щедрости, великодушия и милосердия, занятие благотворительностью – это великие и благие качества, украшающие человека, возвеличивающие его среди других людей, вызывающие уважение и почет. Выделение средств на разные виды благотворительной деятельности, проявляя покорность Творцу, искренне ради Аллаhа, чтобы получить вознаграждение от Всевышнего, веря всем сердцем, что воистину все обещания Аллаhа непременно сбудутся, что за благие дела Аллаh дарует благоденствие в Раю. Все это является доказательством благополучия и удачи.

А как же иначе? Ведь великий Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что милостыня – это проявление сильной Веры тех мусульман, которые раздают милостыню, а также указывает на их убежденность в том, что обязательно будет то, что Аллаh обещал за благодеяния, как сказано об этом в Священном К ур’ане:

﴿وَمَا أَنفَقْتُم مِّن شَىْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهُ وَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ﴾

Это означает: «Аллаh дарует имущество взамен того, что вы расходовали на благое. Аллаh – единственный Дарующий пропитание и средства к существованию».

А также Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, побуждая тех, кто обязан давать Закят, что означает: «Каждое утро два Ангела спускаются на землю и один из них говорит: “О, Аллаh! Даруй тем, кто расходует на благое взамен больше того, что они потратили!”, а другой говорит: “О, Аллаh! Пусть не будет имущества у тех, кто не давал Закят, из того, что был обязан”».

Также сказано в Священном К ур’ане:

﴿مَّثَلُ الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنبُلَةٍ مِّئَةُ حَبَّةٍ وَاللهُ يُضَاعِفُ لِمَن يَشَاءُ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ﴾

Это означает: «Пример тех, кто расходует свое имущество ради Аллаhа, это зерно, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе по сто зерен. Аллаh увеличивает награду тем из верующих, кому хочет. Аллаh – щедро Дарующий средства к существованию и Всезнающий».

Мусульманские ученые сказали, что за милостыню данную верующим из имущества, добытого, заработанного дозволенным по Шари‘ату путем искренне ради Аллаhа, с одной лишь целью – получить вознаграждение от Всемогущего Творца, Аллаh дарует этому человеку особое скрытое благословение в его имуществе, которое не все могут ощутить.

А также мусульманские теологи говорили, что воистину, то имущество человека, из которого он дал милостыню, даже если по внешнему виду уменьшилось, зато вознаграждение за его благодеяние в Конце Света с лихвой компенсирует его расход.

Для нас лучшим примером милосердия, щедрости, добродетели и большой помощи нуждающимся ради Аллаhа является Великий Пророк Мух аммад, мир Ему. А как же иначе?! Ведь Он – самый щедрый и благодетельный из людей, которого знает весь мир.

Уважаемые мусульмане! Передано в сборниках Х адис ов у имамов Аль-Бухарий и Муслима, что Анас сказал, что Посланник Аллаhа, мир Ему, был лучшим из всех людей, Он был самым храбрым из людей и был самым добродетельным и щедрым из всех людей.

Щедрость и добродетель Пророка Мух аммада, мир Ему, во много раз увеличивались в месяце Рамада н. И этому есть свои причины. Одна из них – это то, что месяц Рамада н – это время увеличения благих дел, так как милость Аллаhа своим рабам, то есть нам, в этом месяце намного больше, чем в любое другое время. Другая причина – это то, что милостыня, данная в течение месяца Рамад ан лучше милостыни данной в другое время, как об этом передано в сборнике имама Ат-Тирмизий от Анаса (да будет ему милость Аллаhа!), что Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

"أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ صَدَقَةٌ في رَمَضَانَ"

«Самая лучшая милостыня – это та, которая дана в месяце Рамада н».

Еще одна из этих причин – это то, что месяц Рамада н – это солидарности верующих, это месяц сочувствия страждущим и нуждающимся, месяц взаимопомощи и поддержки, месяц милости, прощения грехов и освобождения от попадания в ад. Месяц Рамада н – это лучший месяц в году, начало которого – это милость Аллаhа верующим и соблюдающим Пост, его середина – это прощение грехов, а конец – ограждение от мучений в аду. Аллаh Всемогущий сказал в Священном К ур’ане:

﴿لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُوا اللهَ وَاليَوْمَ الآخِرَ وَذَكَرَ اللهَ كَثِيْرًا﴾

Это означает: «В Посланнике Аллаhа был прекрасный пример для вас, для тех, кто верит в Аллаhа и надеется на Него, готовится к Судному Дню и премного вспоминает Аллаhа».

Дорогие единоверцы! Закят – это один из величайших столпов Ислама. И тот, кто обязан давать Закят, не дает его, совершает большой грех, как сказано об этом в Х адис е Пророка Мух аммада, мир Ему, что Аллаh проклял тех, кто занимается ростовщичеством, участвует в этом, получает средства от этого и использует их, а также проклял тех, кто обязан давать Закят и не дает его. То есть эти люди получают большой грех и заслуживают страшных наказаний, если не покаются и не возместят как долг.

﴿إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللهِ وَاللهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ﴾

«Пожертвования, обязательная милость предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается сбором Закята, и для тех, кто только принял Ислам, для выкупа рабов из рабства, для должников, которые не в силах расплатиться с долгами, для тех, кто борется в защите Веры ради Аллаhа, а также и для путников, которые не могут продолжить свой путь или вернуться назад. Таково предписание Аллаhа. Воистину, Аллаh Всезнающий и Создающий все со своим назначением и мудростью».

Нельзя и не засчитывается выдача Закята кому-либо, кроме перечисленных выше людей – то есть тех восьми категорий, о которых сказано в Священном К ур’ане. Тот, кто дал имущество Закята другим людям или на какое-либо благое дело, то это не принимается как Закят, ему нужно дать заново именно этим людям. А также те, кто не входит в одну из категорий вышеперечисленных людей не имеют права брать имущество Закята. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что «Воистину, есть люди, употребляющие деньги Закята без прав. Они будут в Судный День в огне». Передал Аль-Бухарий.

Также не дается Закят тем, кого мы должны обеспечивать, как наши родители, жены, несовершеннолетние дети. Имущество Закята дается только мусульманам и не дается неверующим. Также имущество Закята не дается потомкам hашима и Аль-Мутт алиба, а также всем, кто является потомком Пророка Мухаммада, мир Ему, по линии Его внуков Х асана или Х усейна.

Дорогие мусульмане! Сведущий в религиозных вопросах мусульманин знает, как отличить не нуждающегося человека от бедного, воистину, религиозные знания – это такое великое благо, которое помогает нам в жизни на этом свете и для подготовки ко Дню Суда. Именно благодаря этому мы знаем, кому положено давать Закят, а кому давать Закят не положено.

Напоминаю вам, дорогие братья и сестры, о необходимости давать Закят Аль-Фитр, который определяется размером Са‘ – это четыре пригоршни средней величины продуктов, наиболее употребляемых в данной местности. Закят Аль-Фитр выдает тот, у кого денег больше долгов, расходов на одежду, пищу и жилье, необходимых ему и тем, кого он должен содержать на день праздника и следующую за этим днем ночь. Закят Аль-Фитр дает каждый мусульманин, встретивший часть Рамада на и часть Шаууаля за себя и тех, кого он должен содержать, если они мусульмане.

По мазhабу Абу Х анифа дозволено давать Закят Аль-Фитр в денежном эквиваленте, и поэтому в этом году стоимость 1 килограмма пшеницы колеблется от 2 гривень до 2,5 гривень, поэтому примерное выражение Закята Аль-Фитр в денежном эквиваленте не достигает 10 гривень за 2 кг. 475 грамм пшеницы. В разных городах и селах стоимость пшеницы различна, поэтому пусть каждый считает. Но, исходя из этого расчета, тот, кто дает как Закят Аль-Фитр 10 гривень за человека – этого достаточно, а то, что превысило стоимость обязательного количества – то это садака (милостыня).

Просим Всемогущего Аллаhа даровать нам всем удачу в добрых делах и покорности Творцу. Просим, чтобы Аллаh даровать нам увидеть наяву величественную ночь Аль-К адр. И пусть наши деяния всегда соответствуют учению Пророка Мух аммада, мир Ему.

Обращаемся к Аллаhу, чтобы мы были собраны в День Суда вместе с Пророком Мух аммадом, мир Ему, а также с Его братьями Пророками и Посланниками, правдивыми святыми мусульманами и мучениками. Говоря это, я прошу у Аллаhа прощения за себя и за вас.

Вторая Хутба

Хвала Всемогущему Творцу. Мы восхваляем Аллаhа. Воистину, у Аллаhа нет никаких недостатков, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, Вечен без начала и без конца, Живой, Который не умирает, Вечный, Который не исчезает.

Хвала Творцу всего, Который даровал нам быть на истинном пути, дал нам разум и все те блага, которые мы имеем и не в силах их перечислить.

Мы поклоняемся Аллаhу, Который не похож ни на кого и ни на что, не занимает места в пространстве, и не окружают Аллаhа все шесть направлений. Аллаh не имеет границ и пределов. Мы покорны Создателю, никто не повелевает Богу что-либо, а Бог приказал нам соблюдать Его Законы. Аллаh меняет Свои творения, а Сам не меняется. Просим Аллаhа даровать ещё больше величия Пророку Мух аммаду, мир Ему! А также больше величия всем Пророкам и Посланникам от Адама до Мух аммада, мир Им всем!

Я свидетельствую, что нет божества кроме Одного-Единственного Создателя, у Которого нет сотоварища, и что Мух аммад – раб и Посланник Аллаhа.

Призываю себя и вас к богобоязненности.

Дорогие мусульмане! Приглашаем вас всех принять участие в ежедневных ифтарах, а также в получении религиозных уроков и собраниях для чтения Священного К ур’ана, которые будут проводиться до захода солнца, а также приглашаем на Намаз Тарауих .

Все, кто хочет помочь в организации ифтаров, обращайтесь в администрацию и мы пойдем навстречу и окажем содействие в таком благородном и полезном деле. Уважаемые мусульмане! Мусульманское общество нуждается в поддержке, не отчуждайтесь от посильной активной помощи, ведь добро, сделанное на этом свете, поможет в День Суда.

Время летит незаметно, заполните его благими деяниями. Не ленитесь в соблюдении Шари‘ата, ночью делайте Ду‘а и просите у Аллаhа милости. Величественная Ночь Ляйлятуль-К адр может быть на протяжении месяца Рамада н в любую ночь, старайтесь не пропустить ее, внимательно наблюдайте. Ведь тот, кто увидел наяву эту ночь и просил у Аллаhа что-либо, то Аллаh дарует ему то, что он просит. Не пропустите возможность получить большое вознаграждение, стремитесь к благословению от Аллаhа.

Мусульмане всего мира, в том числе последователи ислама, живущие в России, готовятся вступить в важнейший для религиозной жизни период - начинается рамадан , который называют священным месяцем.

Когда наступает и сколько длится рамадан в 2018 году

В 2018 году священный месяц рамадан наступает с вечера вторника, 15 мая, и длится до вечера четверга, 14 июня .

Почему месяц рамадан считается священным

Рамадан - это девятый месяц лунного исламского календаря. Слово «рамадан» в переводе с арабского означает «знойный», «жаркий», «палящий». Дело в том, что, как правило, рамадан приходится на жаркое время года.

Именно потому что жизнь в это время особенно трудна из-за жары, верующие стараются совершить подвиг духа и тела, означающий их верность Аллаху, твердость в вере и готовность очиститься не только телесно, но и духовно. Считается, что если во время рамадана человек грешит или даже просто предается греховным мыслям, его пост является недействительным перед Аллахом.

Соблюдение поста в рамадан - один из столпов ислама

Для мусульман рамадан - это время обязательного поста и молитв. Соблюдение поста в этот месяц относится к пяти столпам ислама.

Пост во время рамадана называется ураза . Помимо уразы к столпам ислама относятся также: произнесение символа веры «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его», который называется шахада ; пять ежедневных молитв (намаз ); участие в выплатах на неимущих (закят ) и паломничество в Мекку (хадж ).

Что запрещено в рамадан

В дополнение к обязательным молитвам во время рамадана на мусульман налагаются достаточно тяжелые запреты: верующим запрещено в дневное время есть и пить, а также курить. Также в светлое время суток под запретом интимная близость, есть и другие специфические ограничения.

Кого освобождают от поста в рамадан

Пост (ураза) в рамадан является обязательным для всех достигших половой зрелости здоровых (физически и ментально) мусульман. Соблюдение поста предписано как мужчинам, так и женщинам.

Соответственно, ислам разрешает не соблюдать пост всем, кто не относится к указанной категории. Это дети, больные (в том числе душевнобольные) и пожилые, а также последователи других религий и атеисты. Кроме того, от поста освобождаются беременные, кормящие и недавно родившие женщины, а также женщины во время менструаций.

Тем, кто находится в пути, во время поста в рамадан разрешены послабления.

Как «расплачиваются» за пропущенные дни поста во время рамадана

Если верующий пропустил дни поста во время рамадана, он должен «отдать» их в следующем месяце - то есть поститься столько дней, сколько было пропущено. Многие верующие, отказывающиеся от поста по состоянию здоровья, считают своим долгом также «расплатиться» за допущенное послабление: предписано за каждый пропущенный день накормить неимущего на сумму, которую жертвователь обычно тратит в день на еду. Этот взнос называется фидия , в мусульманских регионах России он составляет примерно 200 рублей за каждый пропущенный день уразы.

Как проходит день во время рамадана

За полчаса до рассвета мусульманин должен закончить утренний прием пищи, эта трапеза называется сухур . С наступлением рассвета в течение всего рамадана каждый последователь ислама заявляет о намерении соблюдать пост во имя Аллаха, это заявление называется ният . Ночная трапеза, которая называется ифтар , начинается сразу после захода солнца (для каждого региона есть специальное расписание). Для ифтара в основном используется вода или молоко, а также фрукты или сухофрукты, например финики.

Также во время рамадана последователям ислама предписано чтение Корана и активное участие в благотворительности. Для этого существует два вида милостыни, которую раздают верующие: добровольная (садака ) и обязательная (закят ).

Рамадан и намаз

Пятикратная ежедневная молитва (намаз) вообще-то является обязательной для всех мусульман. Но в рамадан эту заповедь исполняют даже те, кто в другое время не слишком строг в исполнении религиозных предписаний.

Молитвы (как обязательные, так и добровольные) произносятся в строго определенное время, которое устанавливается для каждого региона. Многие исламские ресурсы, в том числе на русском языке, предлагают точное расписание молитв во время рамадана. С расписанием можно ознакомиться, например, выбрав свой город.

Рамадан и Ураза-байрам

Добровольная и обязательная милостыни (садака и закят)

Во время рамадана и Ураза-байрама мусульманам предписано угощать неимущих, а также раздавать добровольную милостыню (садаку ). Есть и обязательная милостыня, которую предписано отдавать в пользу бедных, она называется закят .

Размер садаки каждый верующий определяет для себя сам, а относительно обязательных выплат на благотворительность существуют определенные правила.

Денежные суммы, которые следует потратить на милостыню, в каждом регионе устанавливают духовные лидеры общины. Так, в некоторых мусульманских регионах России человек платит закят, если его доход или принадлежащее ему имущество (нисаб ) оценивается в сумму, начиная от 200 тысяч рублей.

Для обязательной выплаты садаки-фитра (милостыни, которую раздают бедным сразу по окончании рамадана) у верующего должен быть нисаб (доход) не ниже 20 тысяч рублей. В зависимости от своего благосостояния человек должен заплатить в качестве садаки-фитра от 100 до 600 рублей.

Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан - это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Статус выплаты закятуль-фитр

Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака - это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение - награду. Согласно шиизму, эта садака обязательна для выплаты шиитам.

Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с , снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как она предусмотрена исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума, или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.

Кому можно дать милостыню фитр

  • Нуждающиеся - к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше;
  • Обездоленные - это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» - любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно .

Не следует выплачивать садака фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), так как смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.

Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?

По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае - если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять Религию Аллаха, либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются мнения, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.

Величина и сроки пожертвования фитр

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа - мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов - 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа - это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками - дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2019 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) - 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

Духовное собрание мусульман РФ - базовая ставка составляет 100 руб., для мусульман среднего достатка это 300 руб. и 600 руб. - для хорошо обеспеченных лиц;

Башкортостан (ДУМ Башкирии) - 50 рублей для малоимущих, 150 рублей для лиц со средним уровнем доходов и 300 рублей для состоятельных;

Татарстан (ДУМ РТ) - базовая сумма 100 руб., а для тех, кто выплачивает закят, - 600 руб.;

Крым (ДУМК) - 230 рублей;

Адыгея и Краснодарский край - 150 рублей;

Казахстан (ДУМК) - 300 тенге.

По мазхабу имама Абу Ханифы

Закят, выплачиваемый по завершении месяца поста рамадан, называется закят-уль-фитр.

В чем мудрость закят-уль-фитр?

По завершении месяца рамадан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дайте, чтобы им в этот день не приходилось просить». Поэтому Шариат обязал выплачивать закят-уль-фитр. Считается, что совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Сын Аббаса Абдулла говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал закят-уль-фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим».

Решения по закят-уль-фитр

Закят-уль-фитр является фарзом, т.е. обязательным. От Абдуллаха бин Умара передают, что Пророк (мир ему и благословение) обязал к закят-уль-фитру по саху фиников или пшеницы с раба, свободного, мужчины, женщины, взрослого и ребенка – мусульман (Бухари, Муслим).

Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.

Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.

Сроки выплаты закята-уль-фитр

Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха). Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.

Количество закята-уль-фитр

С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.

Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.

Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.

Общие положения, связанные с закятом-уль-фитр .

1. Обязательство выплачивать закят-уль-фитр не снимается, если даже и лишился нисаба при обложении, до его выплаты, закятооблагаемого минимума (нисаба). Надо выплатить, возмещая, в отличие от закята с имущества.

2. Если человек в месяце Рамадан не постится по каким-либо причинам, или, не имея причины, даже не совершает намаз, то и он обязывается к выплате закята уль фитр.

3. За маленьких детей и умалишенных закят выплачивает их опекун с их имущества. Если не выплатили, то по достижении совершеннолетия или выздоровления они должны это сделать.

4. Если жена состоятельная, а муж – нет, то она должна выплатить садака за детей.

5. Муж не обязан выплачивать милостыню за детей жены от другого брака.

6. Разведенная или вдова не обязана выплачивать за детей садака. Если они имеют состояние, то закят выплачивается из него.

7. Закят-уль-фитр предписано раздать там, где находится сам выплачивающий, а общий закят (состояние) там, где находится его имущество (скот и тому подобное).

    Можно несколько сахов выдать одному бедному, равно как один сах нескольким беднякам.

По мазхабу имама аш-Шафии

Закят-уль-фитр (или закат-са‘; закат-сах) обязан уплатить каждый мусульманин (мусульманка), имеющий пропитание на более чем одни сутки и живой ко времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра (то есть накануне дня Ураза-байрам). Так, если до этого момента родится ребенок, то за него следует уплатить закят-уль-фитр, и если кто-либо умрет до этого момента, то за него закят-уль-фитр не снимают.

Закят-уль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамадан, но лучше – со времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – харам (запрещено). А кто не успел выплатить Закат-уль-фитр к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.

Каждый взрослый мусульманин обязан уплатить закят-сах не только за себя, но и за тех, кто законно находится на его иждивении (за жену, детей и т.д.) При этом желательно получить полномочие (вакиль) от тех, за кого уплачивается са‘.

Са‘ снимается наиболее часто употребляемыми продуктами. В Дагестане (как и по всей России) наиболее часто употребляемым продуктом является пшеничный хлеб, поэтому са‘ следует снимать пшеницей. При этом пшеница должна быть хорошего качества и чистой. Са‘ пшеницы составляет 2 кг 400 г, но с учетом возможных примесей лучше отдать по 2 кг 500 г. Некоторые алимы считают, что са‘ - это 2 кг 700 г, если взять за основу это количество, будет еще лучше. По ханафитскому мазхабу са‘ составляет 3 кг 700 г, и если его выдают пшеницей, то достаточно половины са‘а.

Кроме того, в том случае, если выплатить са‘ пшеницей затруднительно, по ханафитскому мазхабу са‘ можно выплатить и деньгами – стоимость такого же количества пшеницы. При этом шафи‘итам, делая нийят, необходимо говорить, что са‘ выплачивается деньгами, следуя имаму Абу Ханифе. Но последователям шафи‘итского мазхаба лучше са’ снять пшеницей.

Перед снятием закят-са‘ следует сделать нийят: “Я намереваюсь снять за себя (за свою жену, несовершеннолетних детей: сына, дочь – произносится имя того, за кого снимаешь) обязательный (фарз) са‘ - закят-уль-фитр во имя Всевышнего Аллаха”.

Если за совершеннолетнего мусульманина са‘ снимает другой мусульманин, то следует его уполномочить на это, т.е. сделать его вакилем.

Закят-уль-фитр, как и закат вообще, следует отдать только строго определенным категориям людей:

1) бедным (т.е. имеющим доход, составляющий 20-30% от необходимого);

2) неимущим (т.е. имеющим доход в 70-80% от необходимого);

3) работникам, связанным со сбором, хранением, учетом, распределением заката, в качестве заработной платы;

4) новообращенным (т.е. тем, кто принял Ислам и нуждается в материальной или моральной поддержке);

5) невольникам, освободившимся по договору о само выкупе;

6) тем, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные Шариатом (лечение, питание, строительство необходимого жилья, покупка необходимой одежды и т.д.);

7) тем, кто находится на истинном пути и ведет священную войну (газават) против неверных;

8) путникам, находящимся в путешествии, дозволенном Шариатом, и оставшимся без необходимых средств.

Необходимо подчеркнуть, что закат положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим (например, сиротам или инвалидам, если они не попадают в перечисленные категории, мечетям и т.д.) недопустима, ибо в этом случае фарз остается не исполненным и это считается просто милостыней (садака).

В первую очередь закат следует отдать родственникам и соседям, которым положен закят (за исключением тех родственников, кого по Шариату обязан содержать выплачивающий сах; а содержать мусульманин обязан жену, несовершеннолетних детей, немощных родителей и т.д.). Если среди них нет людей, которым положен закат, тогда надо отдать тем, кому положено, из жителей данного населенного пункта. Если и в селе (городе) нет таких людей, то в соседние города, села.

Тот, кому положен сах и кто получил его, вправе распоряжаться им как захочет: съесть, продать, подарить и т.д.

Са’ следует отдать не менее чем трем мусульманам. Поэтому лучше смешать несколько сахов, а потом разделить между получателями.

Са’ очищает мусульманина от небольших грехов, от погрешностей поста. В хадисе сказано, что пост, который мусульманин соблюдал в течение месяца Рамазан, не возносится на небо, а зависает между небом и землей, пока не будет уплачен закят-уль-фитр.

Но закят-сах следует уплатить независимо от того, соблюдал мусульманин пост в месяце Рамазан или нет.

Если са’ не был выплачен ранее, то его следует возместить как можно скорее, ибо это фарз (обязанность) каждого мусульманина.