Все о запрете курения в общественных местах. Курить в подъездах жилых домов запрещено? Где нельзя курить

Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»

Закон N 15-ФЗ прямо или косвенно затрагивает интересы огромной части населения нашей страны. Эксперты считают, что в России курят более 40% взрослого населения - 43,9 млн. человек. Около 80% населения РФ ежедневно подвергаются пассивному курению. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения наша страна занимает 1-е место в мире по числу курящих граждан. В России насчитывается 44 млн. курильщиков. Это почти треть всего населения страны и большая часть взрослого населения.

По подсчетам экспертов, потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин - почти 20%), составляют у мужчин 9 лет, у женщин - 5,6 года. С учетом таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн. руб. или 6,3% ВВП.

Данная ситуация оценивается как угрожающая здоровью населения РФ и требующая принятия неотложных мер.

Согласно статье 1 настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Нормы Конституции РФ закрепляют, что каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41) , а также на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42) . в п. 5 ст. 4 Закона гарантирован приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций.

Граждане, как устанавливает Закон N 15-ФЗ, имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма. Важным элементом защиты этого права является законодательное установление запрета на курение на отдельных территориях и в помещениях.

С 1 июня текущего года нельзя курить в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, спорта, в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Также запрещается курение на рабочих местах, воздушных судах, всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метрополитена (а также на открытом воздухе на расстоянии менее 25 м от входов в данные объекты), в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках, пляжах.

Еще через год нельзя будет курить в общежитиях и гостиницах, в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, на пассажирских платформах пригородного сообщения, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, на нестационарных торговых объектах.

При оказании услуг по перевозкам пассажиров на основании решения собственника имущества допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании.

Согласно Федеральному закону от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - антитабачный Закон) с 1 июня в России запрещено курить во многих местах: в офисах, образовательных учреждениях, фитнес-центрах и санаториях, на открытых и закрытых стадионах, в организациях, оказывающих лечебные и лечебно-профилактические услуги населению, во всех помещениях, занимаемых органами государственного либо муниципального управления, на всех видах транспорта и внутри вокзалов, портов и аэропортов. Эти ограничения коснулись и территорий пляжей, детских площадок и внутридомовых территорий общего пользования в многоквартирных домах.

Статья 23 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» предусматривает ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная , гражданско-правовая , административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административную ответственность устанавливает КоАп РФ. Так, статья 11.17 КоАп РФ предусматривает ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте. Согласно ч. 3 статьи 11.17 КоАп РФ курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

ГК РФ также предусматривает гражданско-правовую ответственность в виде возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Однако, помимо этого, планируется привлекать к административной ответственности за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением запрета курения табака юр.лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в местах, в которых курение запрещено.

За совершение данного правонарушения для юр.лиц и индивидуальных предпринимателей предлагается установить наказание в виде штрафа. Для индивидуальных предпринимателей размер штрафа составит от 20 до 30 тыс. руб., а для юр.лиц - от 50 до 80 тыс. руб. За повторное нарушение в течение года предусмотрены альтернативные наказания: либо штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 80 до 100 тыс. руб. для юр.лиц, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (как для индивидуальных предпринимателей, так и для юр.лиц).

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Все мы знаем, что курение приносит здоровью огромный вред. Особенно страшно то, что курить начинают подростки в раннем возрасте, когда организм ребенка начинает формироваться. А это может отразиться на физическом и умственном развитии детей.

Понимая, какой вред и угрозу для человечества приносит такая привычка, правительство Российской Федерации приняло новый закон. Постановление дает право наказывать тех, кто позволяет себе затянуться в общественных местах. Ведь такие люди вредят не только своему здоровью, но и всем окружающим их людям.

Закон о запрете курения в общественных местах 2018

На основании Федерального закона №15 существуют общественные места, где курить строго запрещается. Давайте перечислим основные общественные места:

  • спортивные, образовательные, культурные учреждения;
  • медицинские учреждения и санатории;
  • все виды транспорта;
  • аэропорт, вокзалы, порты, остановки, пассажирские платформы;
  • гостиницы, жилые здания, в том числе подъезды и лифты;
  • все торговые заведения;
  • места общественного питания;
  • здание органов власти;
  • пляжи, детские площадки, парки;
  • заправочные станции.

Затянуться на рабочем месте тоже запрещено, если этого желает руководство организации. В других случаях, это позволительно и наказуемо. Для этого в специально отведенном месте должны быть вентиляционные системы.

С 1 января 2018 года вступят в силу некоторые положения Федерального закона по этому вопросу.

Как звучит?

По новому правилу о запрете курения производители табачных изделий должны указывать на упаковке подробный состав, а также предупреждение о вреде здоровью этой продукции; лицам младше 18 лет, продажа сигаретных изделий строго запрещена. По новому закону за продажу сигарет детям младше 18 лет, несут ответственность не только продавцы, но и родители подростков.

Во всех программах, театральных постановках, мультфильмах для детей запрещена демонстрация сигарет и сам процесс. И, конечно же, по новому постановлению ограничены места, где можно это делать.

Какое наказание можно ожидать?

Если нарушать правило и установленные в нем определения, можно получить за это наказание. Новый принцип ужесточил и повысил административное наказание за курение в местах общественного пользования.

Минимальный штраф физическим лицам равен 500 рублей. Если нарушить правило и делать это на вокзале, то все может обойтись в 1,5 тысяч рублей. За то, чтобы на детской площадке держать в руках сигарету, можно заплатить штраф, который составит 2-3 тысячи рублей.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение закона получают штрафы намного выше. Если ИП забыли установить знак “курение запрещено”, им грозит штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. А юридические лица за нарушение получат штраф от 30 до 60 тысяч рублей.

Примерно такие штрафы положены за комнаты для такого развлечения, где нет надлежащей изоляции и хорошей вентиляции. За продажу сигаретных изделий детям юридическим лицам грозит штраф до 100 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели за продажу сигарет несовершеннолетним детям могут получить штраф до 50 тысяч рублей.

Положен штраф от 80 до 150 тысяч рублей за незаконное спонсорство табачных изделий. Попадаться в неположенных местах с сигаретами для многих окажется слишком дорогим удовольствием. Именно поэтому, прежде чем затянуться в общественном месте, следует хорошо ознакомиться со всеми положениями нового постановления.

Закон о курении в общественных местах 2018 штрафы

По новому постановлению штраф считается главным наказанием за задымление в общественных заведениях. Для россиянина штраф в размере 1500 рублей является довольно ощутимым наказанием. До 2018 года не считались запретной зоной кафе и рестораны.

Скачать постановление можно

Такие постановления и денежные взносы ведут для предупреждения пропаганды курения среди молодого поколения и, конечно же, для защиты здоровья всех некурящих граждан. С 1 июня 2015 года Россия разрабатывала закон о запрете табакокурения.

Касается ли электронных сигарет?

Ознакомившись с Федеральным законом можно понять, что запрет введен только на табачные изделия, от которых возникает табачный дым. Ведь этот дым содержится в атмосфере и его вдыхают и все остальное население. В постановлении о курении ничего не сказано о запрете электронных сигарет.

Когда вышел, выписка

С 1 июня 2013 года вступил в силу “Антитабачный” закон, который запрещает баловаться папиросами в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, и вовлечение в данный процесс детей. Запрет вводился постепенно.

С 2013 года нельзя дымить в школах, вузах, медицинских учреждениях, зданиях органов государственной власти, лифтах, в общественном транспорте. С июня 2014 года введен запрет на курение на поезда дальнего следования, суда, кафе, рестораны, торговые объекты, платформы электричек.

Федеральный закон о запрете курения в общественных местах 2018

Данный закон был принят в 2013 году, в феврале месяце. В свое активное действие вступил в с 1 июня 2014 года. Вот уже несколько лет он помогает сохранить правопорядок в стране. Скачать постановление можно

Дополнение читать

Как работает закон о запрете курения в общественных местах? Где курить действительно запрещено? Как маркируются знаками места запрета курения и место для курения? Кто нарушает антитабачный закон, а кто курит с полным на то правом? Отвечает эксперт.

Как действует антитабачный закон

Антитабачный закон заработал в полном объеме с лета 2014 года. Наша подборка вопросов и ответов поможет разобраться, на какие помещения и территории не распространяется запрет курения в общественных местах, а в каких случаях злостных курильщиков ждет наказание за дым и огонь там, где курить запрещено. Узнайте, как правильно организовать место для курения на предприятии и маркировать места запрета курения. Изучайте теорию и практику, чтобы защитить свои права или не платить штраф, если курение запрещено.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

На вопросы отвечает Ирина Грудинская, председатель коллегии адвокатов «Ирина Грудинская и партнеры»

Где курение запрещено, а где запрет курения не действует

Не могу разобраться: на улице теперь запрещено курить абсолютно везде в публичных местах или только в каких-то определенных (например, возле автобусной остановки или у входа в магазин, в городском парке)?

Запрет курения в общественных местах распространяется не на все публичные помещения и территории. В июне 2014 года вступили в силу положения (далее - закон № 15-ФЗ), которые ввели запрет на курение лишь в определенных помещениях и на определенных территориях. Остальные положения закона о запрете курения начали применяться еще за год до этого. В том числе уже с 2013 года действует запрет на курение на территориях и в помещениях образовательных учреждений, учреждений культуры, по делам молодежи, физкультуры и спорта, а также там, где оказываются медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные услуги. Еще запрещено курить:

  • в самолетах, общественном транспорте;
  • в помещениях социальных служб, любых органов государственной власти, местного самоуправления;
  • на любых рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
  • в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • на детских площадках, пляжах, автозаправочных станциях;
  • на расстоянии менее чем 15 метров от входов на вокзалы и станции метро.

Кстати, во многих местах из этого списка было запрещено курить и раньше (по Федеральному закону от 10.07.01 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который был отменен с введением нового закона о запрете курения в общественных местах). А в июне 2014 года вступил в силу еще один блок запретов. Теперь курить нельзя еще и в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на пассажирских платформах, используемых для пригородных поездов, в гостиницах и других помещениях для временного размещения и проживания, в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков и в нестационарных торговых объектах (ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

То есть вы можете курить на улице, если не находитесь в зоне, в которой курить запрещено. Например, у входа в метро, во дворе школы или поликлиники курить нельзя, а за пределами этих зон - можно. Но субъекты РФ вправе установить дополнительные ограничения курения табака (ч. 6 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Так, в Москве курение запрещено на улице Арбат, она полностью стала зоной, свободной от табака.

Места запрета курения и знаки о запрете курения

Меня оштрафовали за то, что я курил, как выяснилось, рядом со зданием колледжа. Но я не знал ни о том, что это колледж (просто проходил мимо здания и остановился закурить), ни о том, что я нахожусь на его территории (мне казалось, что я достаточно далеко от здания). Разве в таких случаях можно штрафовать?

На территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, курение запрещено (п. 1 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Такая территория должна быть обозначена специальным знаком о запрете курения (ч. 5 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Возможно, в вашем случае его не было в месте запрета курения. Требования к знаку запрета курения и порядку его размещения утверждены приказом Минздрава России от 12.05.14 № 214н. В частности, запрещающий знак должен размещаться у каждого входа на территорию, в здание и иные объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования, в том числе туалетах. Однако в законодательстве не указано, что отсутствие запрещающих знаков освобождает от ответственности за курение в неположенном общественном месте. Просто в этом случае ответственность должно понести еще и лицо, которое было обязано установить знак о запрете курения (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ). Соответственно, если вы курили около колледжа, даже не зная, что находитесь на территории образовательного учреждения, это все равно считается нарушением антитабачного закона.

Правда, если рядом с вами никого не было (то есть никто не мог пострадать от табачного дыма), вы можете попробовать обжаловать постановление об административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Есть шанс, что в таком случае от штрафа за курение в общественных местах вас освободят (см., например, решение Сысольского районного суда Республики Коми от 12.02.14 по делу № 12-6/2014, опубликовано на сайте суда). Правда, учитывая, что сумма штрафа за курение в неположенном месте не так уж велика (от 500 до 1500 рублей - часть 1 статьи 6.24 КоАП РФ), люди, как правило, не готовы тратить время на его обжалование.

Запрет курения в общественных местах многоквартирных домов

Курение в подъезде, на лавочках рядом с подъездом и на детской площадке во дворе - давняя причина моих скандалов с соседями. Я астматик и не выношу табачный дым, даже если он попадает мне в открытую форточку. Где можно и где нельзя курить в многоквартирном жилом доме и рядом с ним? Как можно воздействовать на тех, кто эти требования не выполняет?

Запрещено курить в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов. Это предусмотрено в пункте 10 части 1 статьи 12 закона № 15-ФЗ. Перечень того, что относится к помещениям общего пользования, указан в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса, а также в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491. В частности, это лестничные площадки, чердаки, подвалы, территория парковки или гаражей в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Поэтому, если ваши соседи курят в подъезде или даже у входа в подъезд, это нарушение закона о запрете курения в общественных местах. Вы можете пожаловаться, что соседи курят в подъезде, участковому, в полицию, жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или государственному инспектору пожарного надзора. Все эти органы вправе выносить постановления о штрафе за нарушение запрета курения в общих помещениях многоквартирных домов (п. 9 ч. 2 ст. 23.3, ст. 23.13, ч. 1 ст. 23.34, ст. 23.55 КоАП РФ). В заявлении нужно указать свои паспортные данные, сведения о правонарушителе, а также представить доказательства, подтверждающие факт курения в неположенном месте (подойдут фото или видеоматериалы). Штраф за курение составляет от 500 до 1500 рублей, а за курение конкретно на детской площадке он выше - от 2000 до 3000 рублей (ст. 6.24 КоАП РФ).

Место для курения на общем балконе дома

В нашем доме есть общие балконы - курящие жильцы всегда выходили туда, это никому не мешало. Обязательно ли официально делать эти балконы местами для курения, если это и так никому не мешает? Может быть, если я сам повешу табличку «место для курения» и поставлю пепельницу, этого будет достаточно?

Чтобы курить на общих балконах на законных основаниях, нужно оборудовать их как специальные места для курения. Для этого потребуется принять решение общего собрания жильцов. Дело в том, что общие балконы в многоквартирном доме являются помещениями общего пользования, а значит, курение на них запрещено (п. 10 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491). Но по решению собственников жилья в доме может быть выделено специальное место для курения на открытом воздухе или в изолированном помещении общего пользования с системой вентиляции (ч. 2 п. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

Если вы просто повесите табличку «место для курения» или поставите пепельницу, этого будет недостаточно. Обязательно должно быть решение общего собрания собственников в многоквартирном доме или лица, которому переданы полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома на основании решения собственников помещений, - например, товарищества собственников жилья или управляющей компании. Кстати, если в случае проверки Роспотребнадзора или органов пожарного надзора будет установлено отсутствие такого решения, то ответственность грозит не только самим курильщикам, но и управляющей компании или товариществу собственников жилья: штраф за нарушение закона о курении с юридического лица - от 50 до 80 тыс. рублей, с должностных лиц - от 20 до 30 тыс. рублей (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ).

Закон о запрете курения и точки общепита

Так и непонятно - можно ли курить на открытых верандах кафе? Где-то запрещают, а где-то смотрят на это сквозь пальцы. И можно ли курить рядом с входом в заведение общепита?

Пока невозможно однозначно ответить на вопрос по поводу курения на верандах. В пункте 6 части 1 статьи 12 закона № 15-ФЗ установлен запрет на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, а также в нестационарных торговых объектах. А под помещением понимается часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Исходя из этого можно сделать вывод, что открытая веранда не является помещением, а значит, курить на ней можно. Однако Роспотребнадзор в письме от 18.06.14 № 01/6906-14-25 разъяснил, что в местах, расположенных вне здания, но имеющих надземную часть (пол, настил и др.), навес либо любой вид ограждения (включая декоративное), курить все-таки запрещено. К таким местам относятся, например, веранды, шатры, палатки, балконы и т. п. А через несколько недель по этому поводу высказался Минпромторг России (письмо от 08.07.14 № ЕВ-10160/08). Он, наоборот, указал, что временные террасы, веранды, в том числе на крышах, не являются частью помещений организаций общественного питания или нестационарными торговыми объектами, а значит, запрет курения на такие места не распространяется.

В такой неопределенной ситуации многие заведения общественного питания решили пока не разрешать курить на террасах. Это связано с тем, что они ориентируются на позицию Роспотребнадзора, поскольку оштрафовать кафе за запрещенное курение может именно он (у Минпромторга таких полномочий нет). В частности, юридическим лицам грозит штраф от 60 до 90 тыс. рублей, а индивидуальным предпринимателям - от 30 до 40 тыс. рублей (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ). Более того, у Роспотребнадзора есть полномочия оштрафовать и посетителей кафе, которые курят в нарушение запрета (ст. 23.13 КоАП РФ). Кстати, в Госдуму в июне 2014 года внесен законопроект № 558226-6, который может поставить точку в этом спорном вопросе: в нем предлагается прямо разрешить курить на открытых террасах. А что касается курения рядом с входом в заведение общепита, то это возможно. Исключение - если рядом находится территория, на которой по закону № 15-ФЗ курить запрещено (например, кафе работает на территории санатория).

На рабочих местах курить запрещено

Я работаю в обычной коммерческой компании, у меня отдельный кабинет - если я закурю, то никому не помешаю. Коллеги тоже все курят. Может работодатель с согласия трудового коллектива разрешить курение в помещениях?

Нет, не может. На рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, курение запрещено (п. 9 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Никаких исключений из этого правила нет, даже если все работники дадут согласие на курение коллег на рабочих местах.

Единственное, что может сделать работодатель, - это принять решение об оборудовании отдельного места для курения, но только на открытом воздухе, а не в здании (п. 1 ч. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Причем, если работодатель не является собственником помещения вашего офиса (например, аренда в бизнес-центре), для этого придется договориться с собственником, потому что решение об обустройстве места для курения принимает именно он (п. 1 ч. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

Запрет курения на вокзалах и платформах

Все-таки можно или нельзя курить на вокзалах? Я часто езжу на электричках и, как и раньше, вижу курящих людей на перронах.

Электронные сигареты находятся на пике популярности среди представителей молодежи. Е-сигареты являются альтернативой обычным табачным изделиям и, по мнению курильщиков, представляют слабую угрозу для здоровья. С 2013 года в России введен антитабачный закон, который, однако, фактически не установил запрет на изготовление и продажу электронных сигарет. Рассмотрим подробнее, был ли принят отдельно закон о парении, а если нет, то стоит ли ожидать запрета на электронные сигареты в будущем.

В стране в настоящее время действует разрешение на использование электронных сигарет в общественных местах. Единственное условие, чтобы используемый электронный гаджет не копировал дизайн обычной сигареты. Однако на рассмотрение в Госдуму уже направлен законопроект «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака», который приравняет не только электронные сигареты, но и кальяны к обычным табачным изделиям и к ним, следовательно, будут применены похожие запретительные меры.

На данный момент в Российской Федерации действует только один антитабачный Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Он вступил в законную силу 23 февраля 2013 года. Закон регламентирует места, где разрешено и запрещено курить и какое наказание ждет нерадивых курильщиков, нарушивших положения настоящего ФЗ-15.

Закон состоит из 25 статей:

  • ст. 1 — объект регулирования закона;
  • ст. 2 — ключевые, используемые в законе, термины;
  • ст. 3 — закон в области защиты здоровья граждан от дыма табака и результата курения;
  • ст. 4 — ключевые принципы;
  • ст. 5, 6, 7 — обязанности федеральной службы государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • ст. 8 — осуществление общих действий органов государственной власти и местного самоуправления с организациями, занимающимися табачными изделиями;
  • ст. 9 — права и полномочия граждан в данном ФЗ;
  • ст. 10 — права и полномочия ИП и юрлиц в действующем ФЗ;
  • ст. 11 — организация, которая принимает меры для устранения отрицательного воздействия от табачного дыма и снижения его потребления;
  • ст. 12 — запрещение курения в общественных местах;
  • ст. 13 — повышение стоимости на табачные изделия;
  • ст. 14 — осуществление надзора за составом сигарет, раскрытие информации о составе и требования к упаковке;
  • ст. 15 — информирование граждан о вреде курения;
  • ст. 16 — запрещение рекламирования курения;
  • ст. 17 — предоставление медпомощи гражданам с данной пагубной привычкой;
  • ст. 18 — предупреждение нелегальной торговли табачными изделиями;
  • ст. 19 — ограничение купли продажи;
  • ст. 20 — осуществление запрета продажи сигарет лицам, не достигшим 18-летия;
  • ст. 21 — госконтроль в данной области;
  • ст. 22 — наблюдение и анализ эффективности предпринятых мер по сокращению потребления;
  • ст. 23 — наказание за нарушение действующего ФЗ;
  • ст. 24 — признание некоторых положений закона утратившими свою правовую силу;
  • ст. 25 — вступление в правовую силу настоящего ФЗ.

Последняя редакция датируется 28 декабрем 2016 годом, изменения и дополнения вступили в силу 1-го января 2017 года.

Где разрешено курить электронные сигареты?

Как указывалось выше, в будущем законопроекте хотят приравнять электронные сигареты к обычным табачным изделиям. Это повлечет за собой запрет на их потребление на рабочих местах в офисах, а также в других общественных местах — гостиницах, в гос- и соцучреждениях, магазинах и кафе, в подъездах. Запрещено «дымить» будет на пляжах, детских площадках, в транспортных средствах, аэропортах и вокзалах, в том числе и на остановках и на расстоянии 15 метров от них. Возможно региональные власти будут выделять лицам, использующим электронные сигареты, специальные места.

В настоящий же момент особых требований и запретов к местам для курения электронных сигарет не принято законодательством. Курить на данный момент можно в частной собственности , это же относится и к обычным сигаретам. Подобные электронные девайсы вырабатывают не табачный дым, а ароматизированный, поэтому запах горения не помешает других жильцам.

В действующем ФЗ-15 нет запрета на выпускаемый электронным прибором пара. Есть уточнение только о дыме, исходящем от табачного изделия. Следовательно, в подъезде дома не запрещено курить электронные сигареты.

«Генераторы пара» можно использовать и на рабочем месте , которые стали настоящим спасением для курящих сотрудников, после принятия антитабачного закона. Главное условие — нейтральный запах курительной смеси в электронных сигаретах.

На улице потреблять обычные табачные изделия запрещено и нарушивших закон граждан штрафуют. Но в случае с электронной сигаретой это не запрещено. Воздержаться от этого занятия следует только у детских площадок. Ведь, действующий антитабачный закон преследует цель предотвратить желание курить у молодежи.

В ресторанах и кафе, в гостиницах, в самолетах и поездах «генераторы пара» законом не запрещены для потребления. Однако здесь может соблюдаться собственная политика по данному вопросу и следует заранее уточнить этот вопрос у администрации.

К потреблению электронных сигарет относятся скептически. Многие считают, что они не менее вредны для здоровья курящего и окружающих, чем традиционные сигареты.

Штрафы

На сегодняшний момент законопроект о запрете использования электронного девайса не был принят. Поэтому штраф за курение электронной сигареты в неположенном месте законодательством не предусмотрен.

По действующему Федеральному закону №15 штраф налагается за потребление обычных табачных изделий. По КоАП статье 6.24 размер штрафа составит:

  • за курение в общественных местах — от 500 — 1.500 рублей;
  • на детских площадках — от 2.000 — 3.000 рублей.

Продажа сигарет несовершеннолетним лицам подразумевает наложение штрафа на организацию в размере от 100.000 — 150.000 рублей.

Однако в скором будущем положение дел может измениться, так что следует следить за принятием новых законов, регулирующих потребление электронных сигарет. К примеру изучить стоит положения .

Скачать текст законопроекта

ФЗ об электронных сигаретах до сегодняшнего времени не был принят. На территории Российской Федерации действует только один антитабачный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Скачать закон в последней редакции со всеми поправками и дополнениями можно по .

Выявлено, что электронные сигареты пагубно влияют на здоровье человека. Используемые там вещества могут вызвать аллергию и раздражение дыхательных путей. Поэтому Минздрав принял решение законодательно запретить их употребление.