Мозг. Зеркальные нейроны - закон отражения

Но и это еще не все. Как-то во Франции провели опыт: одну группу добровольцев попросили изобразить разные эмоции - радость, печаль; дали понюхать что-то неприятное, и на лице отразилось отвращение. Людей сфотографировали. А потом показали изображения другой группе испытуемых и фиксировали их реакцию. Что вы думаете? При виде соответствующих эмоций на фотографиях, у добровольцев в мозге активировались те же нейроны, как если бы они сами, например, почувствовали запах тухлых яиц, услышали радостную весть или были чем-то опечалены.

Этот опыт - одно из подтверждений, что, кроме зеркальных нейронов «действия» — их называют моторными, есть также эмоциональные зеркальные нейроны. Именно они помогают нам подсознательно, без всякого мыслительного анализа, а видя лишь мимику и жесты, понимать эмоции другого человека. Так происходит, потому что благодаря «отражению» в мозге, мы сами начинаем испытывать те же ощущения.

У равнодушных людей не хватает нейронов?

- Но ведь все люди разные: есть очень отзывчивые, чувствительные. А есть черствые и равнодушные, которых, кажется, ничем не проймешь. Их, наверное, природа обделила эмоциональными зеркальными нейронами?

Вряд ли. Мозг не так прост. Помимо зеркальных нейронов, безусловно, работает наше сознание, воля - с их помощью можно частично гасить те чувства и эмоции, которые появляются из-за действия зеркальных нейронов.

А еще большую роль играют социальные нормы, принятые в обществе. Если общество поддерживает идеологию эгоизма, индивидуализма: заботься в первую очередь о себе, собственном здоровье, материальном богатстве, — то вам приходится быть эгоистичным, поскольку считается, что именно это приведет к успеху. В таком случае роль вашей системы зеркальных нейронов снижается волевым усилием, воспитанием, привычным поведением.

Мотивация имеет очень большое значение. Кстати, во многих религиях есть принцип: люби других, как ты любишь себя. Не стоит думать, что такой принцип произошел от Бога - на самом деле, это естественное правило, которое отражает биологическое устройство человека и основано на работе зеркальных нейронов. Если ты не любишь людей, то жить в обществе будет очень тяжело. Между тем в западных обществах, особенно в последние века, был период строго индивидуалистического подхода. Сейчас же, например, Италия, Франция, Германия возвращаются к пониманию, что социальная жизнь не менее важна, чем личная.

"Не обижайтесь на мужчин"

Если все-таки говорить о различиях в устройстве мозга, то замечено, что у женщин зеркальных нейронов в эмоциональной системе больше, чем у мужчин, — продолжает профессор. - Этим объясняется более высокая способность женщин к пониманию и сочувствию. Были эксперименты, когда добровольцам обоих полов показывали кого-то в состоянии боли, страдания - женский мозг реагировал гораздо сильнее, чем мужской. Так сложилось в результате эволюции: природе важно, чтобы именно мать, которая проводит больше всего времени с ребенком, была эмоционально открыта, сопереживала, радовалась и тем самым по зеркальному принципу помогала развивать эмоции малышу.

- Получается, бессмысленно обвинять мужчин в том, что они бесчувственные, и обижаться на них?

- Да, обижаться на нас не надо (смеется). Это природа. Кстати, есть еще один любопытный эксперимент, показывающий различие между мужчинами и женщинами. Организуется игра: скажем, я играю с вами против кого-то третьего, а потом вы начинаете нарочно играть против меня, хитрить. В этом случае я, мужчина, начну страшно сердиться, в то время как женщина считает такое поведение невинной шуткой. То есть женщина больше склонна прощать, относиться ко многим вещам легче в конечном итоге. А мужчина воспринимает ту же измену, скажем, гораздо серьезнее и менее отходчив.

Как мысль ставит больных на ноги

- Вы открыли зеркальные нейроны больше 20 лет назад - наверняка с тех пор кроме научных исследований были попытки использовать ваше открытие в медицине?

Да, мы работаем над практическим применением открытия, в том числе, в медицине. Известно, что моторные зеркальные нейроны заставляют нас мысленно воспроизводить то же действие, которое мы видим — если его совершает другой человек, в том числе на экране телевизора или компьютера. Так, например, замечено: когда люди смотрят поединок боксеров, у них напрягаются мускулы и даже могут сжиматься кулаки. Это типичный нейроэффект, и на нем основана новая технология восстановления после инсульта, болезни Альцгеймера и других заболеваний, при которых человек забывает движения. Сейчас мы ведем эксперименты в Италии и Германии.

Суть вот в чем: если у пациента нейроны не окончательно «разбиты», а нарушена их работа, то используя зрительный толчок - показывая необходимое действие при определенных условиях - можно активизировать нервные клетки, заставить их «отражать» движения и снова начать работать, как нужно. Такой метод называется «терапия действия и наблюдения» (action-observation therapy), в экспериментах она дает значительное улучшение при реабилитации больных после инсульта.

Но самый удивительный результат обнаружился, когда эту терапию попробовали применить для восстановления людей после серьезных травм, автоаварий - когда человеку накладывают гипс, а потом ему фактически заново нужно учиться ходить. Обычно в таких случаях долго сохраняется болезненная походка, пациент хромает и т. д. Если традиционно обучать и тренировать, это занимает немало времени. В то же время, если показать специально созданный фильм с соответствующими движениями, то в мозге пострадавших активируются необходимые двигательные нейроны, и люди начинают нормально ходить буквально за несколько дней. Даже для нас, ученых, это выглядит как чудо.

"Сломанные зеркала"

- Профессор, а что происходит, если у человека повреждаются сами зеркальные нейроны? При каких болезнях это бывает?

- На самом деле массово повредить эти нейроны не так-то просто, они распределены по всей коре головного мозга. Если у человека случается инсульт, то повреждается лишь часть таких нейронов. Например, известно: когда повреждена левая часть мозга, то человек порой не может понимать действий других людей.

Наиболее серьезные повреждения зеркальных нейронов связаны с генетическими нарушениями. Чаще всего это происходит при аутизме. Поскольку в мозге таких больных сломан механизм «отражения» действий и эмоций окружающих, аутисты просто не могут понять, что делают другие люди. Они не в состоянии сочувствовать, поскольку не испытывают похожих эмоций при виде радости или переживаний. Все это им не знакомо, может пугать, и поэтому больные аутизмом пытаются скрыться, избегают общения.

- Если удалось выяснить такую причину болезни, ученые стали ближе к открытию средств излечивания?

- Мы думаем, что можно максимально полноценно восстанавливать детей-аутистов, если делать это в очень маленьком возрасте. На самом раннем этапе нужно проявлять очень сильную чувствительность, даже сентиментальность с такими детьми: мама, специалист должны очень много разговаривать с ребенком, прикасаться к нему - чтобы развивать и моторные, и эмоциональные навыки. Очень важно играть с ребенком, но не в соревновательные игры, а в такие, где успех наступает только при совместных действиях: например, ребенок тянет канат - ничего не получается, мама тянет - ничего, а если потянут вместе, то достается какой-то приз. Так ребенок понимает: ты и я вместе - это важно, не страшно, а полезно.

В тему.

Кто нас поймет из братьев наших меньших?

- У большинства из нас есть домашние животные, которые для многих становятся настоящими членами семьи. Нам очень хочется понимать их настроение, как-то более осмысленно общаться с ними. Насколько это возможно благодаря зеркальным нейронам? Они есть у кошек и собак?

- Что касается кошек, то выяснить это очень трудно. Пришлось бы вживлять электроды им в голову, а проведение опытов на таких животных у нас запрещено. Вот с обезьянами и собаками проще: они более «сознательные». Если обезьяна знает, что за определенное поведение получит банан, то будет делать то, в чем заинтересованы ученые. С собакой этого тоже можно добиться, хотя и сложнее. А кошка, как известно, гуляет сама по себе и делает то, что хочет, — улыбается профессор. — Когда собака ест, то делает это так, как мы. Мы понимаем это, потому что у нас самих есть такое же действие. А вот когда собака лает, наш мозг не в состоянии понять, что это значит. Зато с обезьяной у нас очень много общего, и они очень хорошо понимают нас благодаря зеркальным нейронам.

Также были опыты, показавшие, что зеркальные нейроны есть у некоторых певчих птиц. У них в моторной коре головного мозга обнаружились клетки, отвечающие за определенные ноты. Если человек воспроизводит эти ноты, то в мозге птиц активируются соответствующие нейроны.

Это пригодится.

Как поднять настроение себе и другим

- Профессор, если мы подсознательно воспринимаем эмоции других людей, то, выходит, при просмотре фильмов ужасов или трагических репортажей по телевизору мы автоматически получаем те же эмоции? Скажем, расстраиваемся, и начинает вырабатываться гормон стресса кортизол, который нарушает нам сон, память, работу щитовидной железы и т. д.?

- Да, автоматически так происходит. Даже если вы будете пытаться успокоиться, контролировать себя - это может лишь несколько ослабить реакцию, но не избавит от нее.

- Но, с другой стороны, наверное, можно использовать тот же принцип работы зеркальных нейронов, чтобы поднять настроение?

- Вы правы. Если вы общаетесь с позитивным, жизнерадостным человеком или смотрите фильм с таким героем, то в вашем мозге возникают такие же эмоции. А если вы сами хотите поднять настроение кому-то, то выше шансы сделать это не с трагически-сочувствующим выражением лица, а с доброжелательной легкой улыбкой.

Головной мозг — биологическая субстанция – часть центральной нервной системы, которая состоит из множества нейронов. Только в коре головного мозга находится 28 миллиардов нейронов, а один нейрон может иметь до 40000 соединений с другими нейронами (синапсы), которые и формируют сложные электрические импульсы. Эти импульсы управляют деятельностью всего организма.

Скорость нервного импульса большая, примерно 275 км/ч. Нейроны на протяжении всей жизни интенсивно растут, и в разных типах нейронов информация движется с разной скоростью.

Всего 2% составляет масса мозга относительно общей массы тела человека, но энергозатраты на жизнедеятельность его огромные – 20%-25%.

А также для нормального функционирования мозгу требуется около 20% кислорода от общего объема, поступающего в организм человека. И поэтому мозг подвержен кислородному голоданию, особенно у жителей мегаполисов.

Полезно, как можно чаще насыщать мозг кислородом – это быстрая ходьба, энергичные физические упражнения, очень полезно заниматься подводным плаванием, если есть возможность, это и специальные дыхательные упражнения.

Учеными Эдинбургского университета сделано интересное открытие,они говорят, что даже после 70 лет человек занимаясь физическими нагрузками может остановить усыхание мозга и притормозить старение организма в общем.

А Гарвардские ученые после своих исследований сделали вывод, что мозг человека, даже взрослого, может поменять свою структуру и функции в зависимости от наработанных навыков и полученного опыта. Поэтому делаем вывод, учиться можно в любом возрасте и наработать любой новый навык, какой только пожелается.

Еще один интересный факт о головном мозге —

Мозг почти постоянно нуждается в воде, так как он сам состоит из воды на 80%-85%.

К сожалению, человек очень часто путает голод с жаждой, потому что ощущения очень похожи. Поэтому заедая свою жажду наносит двойной вред организму – недостатком воды для мозга и перееданием для тела.

ДЫХАНИЕ И ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.

Только правильное дыхание обеспечивает человеку физическое и психическое здоровье. Тип дыхания, частота и глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма, включая и мыслительную деятельность. По этой причине говорят, что ум - властелин чувств, а дыхание - властелин ума.

Согласно учению йогов, жизненная энергия Космоса - прана - содержит в себе -психофизическую составляющую, так называемую энергию "Кундалини", которая, попадая в организм и головной мозг во время акта дыхания, активизирует их. С помощью специальных дыхательных упражнений эффективность живительной силы энергии "Кундалини" может быть значительно усилена. Как известно, процесс естественного дыхания осуществляется через две ноздри, однако в деятельности каждой из них имеют место свои закономерности. Полагают, что вдыхаемый воздух не составляет единую струю, а как бы разделен на два потока, каждый из которых питает соответствующую половину головного мозга.

Дыхание через левую ноздрю (при выдыхании через правую ноздрю) называют лунным, дыхание же через правую ноздрю (при выдыхании через левую ноздрю) называют солнечным.

При естественном дыхании имеет место периодическая преимущественная работа левой или правой ноздри. Чередование дыхания той или иной ноздри с дыханием обеими ноздрями происходит само по себе. Однако оно зависит от фаз Луны, смены дня и ночи. Так, в первые три дня после Новолуния преобладает лунное дыхание, а в последующие три дня, наоборот, - солнечное дыхание. Далее трехдневный цикл смены типа дыхания повторяется. При восходе солнца и в полдень наблюдается усиление лунного дыхания, в то время как при заходе солнца и в полночь - усиление солнечного дыхания. В пределах одних суток чередование типов дыхания происходит приблизительно каждый час. Дыхание не надлежащей для данного момента ноздри может служить сигналом начала какого-то заболевания.

При развитии специальных дыхательных упражнений следует иметь в виду, что в ночные часы более полезным является солнечное дыхание, а в дневные часы - лунное. В целом же лунное дыхание как более созидательное предпочтительнее солнечного, особенно для легковозбудимых, нервных людей. Оно полезно (особенно днем) для усиления питания, заживления ран и ушибов, успокоения, при отравлениях, воспалениях, лихорадке, раздражении и гневе, в начальной фазе какого-либо дела. Солнечное дыхание в целом вредно: оно возбуждает и чрезвычайно усиливает обменные процессы в организме. Оно полезно (особенно ночью) для вялых субъектов при ожирении, при холоде, при лени, апатии, когда нужно напряжение сил, быстрое и скоропреходящее действие, разрушение, при окончании дела. В течение первых полутора часов после еды более полезно солнечное, а в течение последующих полутора часов - лунное дыхание. При заболевании нужно прежде всего перевести дыхание на левую сторону.

Поскольку левое полушарие головного мозга ведает логическими, дискретно-числовыми, словесными, последовательными процессами, а правое - образными, интуитивными, пространственными, непрерывными, бессловесными, а наша повседневная жизнь больше связана с языком, речью, анализом, то левое полушарие получает гораздо больше стимулов для своего развития, нежели правое. В результате у большинства людей, которые не занимаются серьезной интеллектуальной деятельностью, правое полушарие оказывается значительно менее развитым, чем левое. Нарушается внутренняя гармония: человек развивается односторонне. Поскольку дыхание через левую ноздрю способствует охлаждению мозга, а через правую - его разогреванию, то с помощью регуляции дыхания через определенную ноздрю повышаются потенциальные возможности в гармонизации деятельности этого органа.

Рассмотрим вопрос практической организации одностороннего дыхания. Если вы, к примеру, лежите на кровати на правом боку, то правая ноздря полностью или частично перекрыта за счет сжатия ее подушкой. Из-за прижатия правой половины тела к матрацу правое легкое не имеет возможности полноценно дышать вследствие ограничений в расширении правой половины грудной клетки. Таким образом, в положении лежа на правом боку естественно реализуется левостороннее дыхание. Аналогичным образом, при положении лежа на левом боку реализуется правостороннее дыхание.

В положении сидя или стоя организовать одностороннее дыхание несколько сложнее. Можно заткнуть ватой ноздрю, которая не должна дышать, а под неработающую половину тела подложить подушку или иную вещь, прижав ее соответствующей рукой. По этой же руке нетрудно судить об отсутствии чувства дыхательного напряжения в неработающем боку.

Если хотя бы в течение десяти суток вам удастся поддерживать одностороннее дыхание, причем ночью - правой ноздрей, а днем - левой, то ваш организм приобретет железную крепость и здоровье.

Одним из наиболее сильных оздоровительных дыхательных упражнений, в частности гармонизирующих деятельность обеих частей головного мозга, считается попеременное дыхание одной ноздрей. Сядьте прямо, не напрягая мускулов. Выдохнув воздух и перекрыв большим пальцем правой руки правую ноздрю, медленно вдыхают воздух левой ноздрей. При этом стараются, чтобы правое легкое не работало. Перекрыв мизинцем (или иным пальцем) правой руки левую ноздрю, не открывая правой ноздри, удерживают воздух в легких. После этого открывают правую ноздрю, оставляя перекрытой левую, и медленно выпускают воздух через правую ноздрю, подтягивая диафрагму максимально вверх. Теперь повторяют все упражнение в обратной последовательности, то есть вдыхая правой ноздрей и выдыхая левой. Это упражнение можно выполнять и с задержкой дыхания при пустых легких.

При вдыхании левой ноздрей чувство дыхательного напряжения и внимание должны опускаться из левого легкого вдоль левой стороны позвоночного столба к его концу. Соответствующим образом поступают и при дыхании правой ноздрей. Упражнение выполняют утром в течение 20-30 минут или дважды в день по 10-15 минут.

При высоком ритме выполнения этого упражнения (до 10 раз в минуту) человек возбуждается, при низком, наоборот, отдыхает и расслабляется. При частоте ритма дыхания до восьми раз в минуту более эффективно начинает работать гипофиз. При дыхании же до четырех раз в минуту начинает полноценнее функционировать эпифиз (шишковидная железа). Ввиду того, что эпифиз управляет в организме сменой дня и ночи, он синхронизирует циркулирование энергии "Кундали-1ш" по каналам акупунктурной системы. А это чрезвычайно важно с точки зрения нормального функционирования всех внутренних органов человека.

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЯ НАШЕГО ТЕЛА ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ И ИНТЕЛЛЕКТ

Мимика человека, его жесты и движения тела находятся в тесном взаимодействии с психикой. Картина нашего собственного тела строится в сознании на несколько иной основе, нежели картина окружающего мира. Главные каналы информации - зрение и слух - играют в ее конструкции незначительную роль. Свой голос человек слышит иным, чем слышат его другие люди, и даже свое лицо в зеркале видит не таким, каким видят его посторонние, поскольку смотрящийся в зеркало невольно изменяет выражение своего лица.

Влияние тела на психику осуществляется непрерывно и многообразно. Для нормального протекания психических процессов первостепенное значение имеет физическая активность человека, в особенности работа его опорно-двигательного аппарата. Дело в том, что в скелетной мускулатуре находятся специальные нервные клетки-проприорецепторы, которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в головной мозг стимулирующие импульсы. Следовательно, многие функции центральной нервной системы обусловлены активностью мышц. С одной стороны, импульсы, идущие от проприорецепторов, сигнализируют в мозг о совершаемых движениях, а с другой - проприорецепторы повышают общий тонус коры головного мозга, благодаря чему нарастает его общая функциональная способность. Не случайно многим людям лучше думается при ходьбе, нежели в лежачем или сидячем положении; ораторы склонны сопровождать свою речь активной жестикуляцией, а актеры предпочитают разучивать свою роль во время прогулок.

Благодаря высокоразвитым функциям мозга человек приобрел свойство восстанавливать свою работоспособность во время физической или умственной активности. Так, например, работоспособность уставшей руки восстанавливается быстрее, если во время отведенного для нее отдыха будет работать другая рука.

Состояние мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, манеры движений, особенно ходьба, тесно связаны с особенностями реагирования человека. Поэтому мы безошибочно распознаем походку пожилого или сильно утомленного человека и можем по характеру движений определить человека, охваченного горем или переживающего сильную радость. По манере ходьбы - давлению подошвы на поверхность, времени соприкосновения подошвы и поверхности, положению центра тяжести тела, симметрии шагов, их длине, ширине и скорости - можно ставить диагноз некоторых нервных болезней. Так, недостаток циркуляции крови в головном мозге приводит к уменьшению длины шагов и общей неустойчивости походки.

Психические и физиологические функции организма в известной мере обусловлены даже статической позой тела. Установлено, что галлюцинации, возникающие у человека, искусственно лишаемого зрительных, слуховых, тактильных ощущений или сна, развиваются быстрее, когда испытуемые находятся в положении лежа, и медленнее - в положении сидя. Это означает, что даже небольшое мышечное напряжение, имеющее место в положении сидя, тонизирует кору головного мозга и тем самым повышает порог наступления галлюцинаций. Аналогичная зависимость наблюдается между положением -тела и мыслительными способностями: последние понижаются в положении лежа. Следовательно, трудные задачи нецелесообразно пытаться решать в лежачем положении.

Формирование характера человека и его интеллекта существенно зависит от того, как рано в младенческом возрасте им была выработана способность ориентироваться в окружающем мире, используя для этого постоянно действующую на тело силу тяжести. В самом раннем возрасте ориентирование ребенка в пространстве может осуществляться двояко. Во-первых, путем зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, исходя из того, как меняется их вид и размеры при передвижении ребенка. Второй тип ориентации в пространстве связан с более тонким и полноценным использованием нервной импульсации, поступающей из гравиорецепторов - органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела. Замечено, что ребенок, пользующийся вторым типом пространственной ориентации, проявляет большую активность и самостоятельность. С годами это распространяется на развитие чувственной сферы человека, на совершенствование двигательных реакций, что в конечном итоге положительно сказывается на его интеллекте.

Почему работа на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте дает такие поразительные результаты?

Механизм действия этого интеллектуального тренажера на мозг можно сравнить с нанотехнологиями . Вы влияете на тончайшие процессы, протекающие в вашем головном мозге, включая в работу те резервы, которые большинство людей не используют в повседневной жизни.

По данным самых последних научных исследований, для того чтобы использовать наш мозг на все сто процентов для решения задачи и добиваться максимального успеха в решении любого вопроса, необходимо:

1. Усилить кровоток в определенных зонах мозга (лобных долях). Это обеспечит максимальную работоспособность всех интеллектуальных процессов, которые протекают в коре головного мозга во время процесса принятия решений.

2. Мобилизовать память так, чтобы вся информация, относящаяся к решаемому вопросу, вышла из хранилища долговременной памяти в память оперативную. То есть буквально разбудить ассоциативные связи, которые относятся к вопросу. Это позволит не тратить драгоценные секунды на припоминание, так как вся необходимая информация будет «лежать на поверхности».

3. Правильно сосредоточиться на решаемой задаче. Одна задача требует концентрации, чтобы в буквальном смысле слова ничего не видеть и не слышать, кроме нее. Другая – переключения внимания, третья – одновременного обращения к нескольким информационным полям. Иными словами, каждая задача требует активизации определенной стороны внимания, чтобы оптимально подключить нужные интеллектуальные ресурсы для эффективного решения нужной нам задачи.


Как же интеллектуальный тренажер на основе Таблиц Шульте «одним махом» решает все эти вопросы? Ниже мы ответим на все эти вопросы. Но сначала давайте разберемся с некоторыми очень важными моментами, которые касаются устройства и работы нашего мозга.

Разбудите свой мозг!

Общеизвестно, что люди в процессе своей жизнедеятельности активно используют всего-навсего десять процентов ресурсов своего мозга. Оставшиеся 90% как бы дремлют.

Поэтому среднестатистические представители человеческого общества, как говорится, «звезд с неба не хватают», особыми талантами не блещут, живут «как все», без размаха.

Конечно, кто-то может сказать, что у такой тихой и спокойной жизни есть свои преимущества. Однако они не идут ни в какое сравнение с теми перспективами, которые открывает перед человеком активизация ресурсов его мозга, – жизненный успех и уверенность в себе, осознание своих реальных возможностей и умение использовать их.

Как правило, для того чтобы сделать шаг и использовать свой мозг на 100%, человеку не хватает знаний о том, как именно он может это сделать. На протяжении многих лет ученые пытались разработать систему, которая могла бы помочь множеству людей включить в работу весь интеллектуальный потенциал, заложенный в человеке с рождения, но до поры до времени их попытки не были успешными.

Что у нас в голове?

Давайте посмотрим, как устроен головной мозг человека.

На рис. 1 вы видите то, что обычно скрыто от нашего взгляда черепной коробкой – головной мозг. Этот уникальный орган включает в себя несколько отделов, в «ведомстве» каждого из которых находятся определенные функции, обеспечивающие жизнедеятельность нашего организма.


Рис. 1. Строение головного мозга человека


Нас с вами будет интересовать кора головного мозга. В этой части мозга находятся зоны, которые отвечают за обработку зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений. Кора считается наиболее развитой частью мозга человека, и именно она обеспечивает нормальное развитие и функционирование речи, восприятия и мышления. Вся кора делится на области, каждая из которых имеет свою строго определенную функцию. Так, существуют области, ответственные за слух, речь, зрение, осязание, обоняние, движение, мышление и т. д.

Кора занимает значительную часть головного мозга – примерно 2/3 всего его объема, и делится на два полушария – левое и правое. Их функции и взаимодействие достаточно сложны, но в целом можно сказать, что правое полушарие в большей степени ответственно за интуитивное, эмоциональное, образное восприятие окружающей действительности, а левое обеспечивает логическое мышление. При этом анатомическое строение правого и левого полушария идентично.

На рис. 2 показано, на какие части – так называемые «доли» – нейрофизиологами разделяется кора головного мозга.



Рис. 2. Доли коры головного мозга


Лобная доля обеспечивает моторные функции нашего организма и частично – речь, отвечает за принятие решений и выстраивание планов, а также за любые целенаправленные действия. Височная доля включает в себя центры слуха, речи и обоняния. Теменная доля отвечает за обработку информации, полученной от тела через тактильные ощущения. Затылочная доля обеспечивает работу зрительных центров.

Лобные доли коры, наверное, могут быть названы самой загадочной областью головного мозга. Именно здесь расположена зона, называемая префронтальной корой или же корой префронтальной области полушарий большого мозга, все загадки и возможности которой до сих пор не изучены учеными. В этой области находятся зоны, отвечающие за память, способность человека к обучению и коммуникации, а также за творческие способности и мышление.

В ходе различных экспериментов было обнаружено, что стимуляция этой области головного мозга человека дает ему мощный толчок в плане «личностного роста».

В той части, где проходит граница лобной и теменной частей коры, располагаются сенсорная и моторная полосы, которые, как следует из их названий, отвечают за функции движения и восприятия.

В нижней части лобной доли левого полушария находится зона Брока, названная так по имени знаменитого французского хирурга и анатома Поля Брока. Благодаря работе этой части головного мозга мы обладаем способностью произносить слова и писать.

В височной доле левого полушария, в том месте, где она смыкается с теменной долей, психиатром из Германии Карлом Вернике был обнаружен еще один центр, отвечающий за речь человека. Эта зона, названная по имени ученого, играет большую роль в нашей способности воспринимать смысловую информацию. Именно благодаря ей мы можем читать и понимать прочитанное (см. рис. 3).

На рис. 4 вы видите, какие функции обеспечивают различные зоны коры головного мозга человека.


Рис. 3. Зоны коры полушарий головного мозга:

1 – височная доля; 2 – зона Вернике; 3 – лобная доля; 4 – префронтальная кора; 5 – зона Брока; 6 – моторная зона лобной доли; 7 – сенсорная зона теменной доли; 8 – теменная доля; 9 – затылочная доля



Рис. 4. Функции долей коры полушарий мозга


Лобные доли – «дирижер» нашего мозга и центр интеллекта

Поскольку интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию лобных долей коры головного мозга, давайте поговорим о них чуть подробнее.

Этот отдел полушарий головного мозга в процессе эволюции был сформирован довольно поздно. И если у хищников он был едва намечен, то у приматов получил уже достаточно заметное развитие. У современного человека лобные доли занимают около 25% общей площади больших полушарий мозга.

Нейрофизиологи склонны говорить о том, что сейчас эта часть нашего мозга находится на вершине своего развития. А ведь еще в начале 20-го столетия исследователи нередко называли эти зоны бездействующими, так как не могли уяснить – какова их функция.

В тот момент никак не удавалось связать деятельность этой части мозга с какими-то внешними проявлениями.

Зато сейчас лобные доли коры головного мозга человека получили название «дирижера», «координатора» – учеными бесспорно доказано, что именно они оказывают огромное влияние на согласование множества нейронных структур в головном мозге человека и отвечают за то, чтобы все «инструменты» в этом «оркестре» звучали гармонично.

Особенно важно, что именно в лобных долях находится тот центр, который служит регулятором сложных форм человеческого поведения.

Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с теми целями, которые стоят перед нами. Также полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с теми намерениями, для осуществления которых мы их совершаем, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.

Эти области головного мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания.

Это подтверждают и врачи, которые занимаются реабилитацией пациентов с повреждением мозга. Нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

Для того чтобы представить, где именно расположен он в вашем мозгу, сядьте, поставив руку локтем на стол, и прислонитесь к ладони виском – так вы сидите, если мечтаете или размышляете о чем-то. Вот в том месте, где ваша ладонь касается головы – около кончиков бровей, и сосредоточены центры нашей разумной мысли. Именно боковые участки лобных долей головного мозга и являются той его частью, которая отвечает за интеллектуальные процессы.

«Похоже на то, что эти участки – главный штаб всей интеллектуальной работы мозга, – говорит Дункан. – Туда стекаются донесения из других мозговых зон, там идет обработка получаемой информации, анализируются задачи и отыскивается их решение».

Но для того, чтобы эти зоны коры справлялись с задачами, которые встают перед ними, их нужно развивать и регулярно тренировать. Нейрофизиологи своими исследованиями подтверждают – заметная активизация этих участков стабильно наблюдается при решении интеллектуальных задач.

Отличный инструмент для этого – занятия на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте усиливает кровоток в лобных долях коры головного мозга и раскрывает интеллектуальный потенциал

Эффект от применения таблиц Шульте в любой области поистине волшебный.

Но на самом деле никакой магией тут и не пахнет – ученые готовы объяснить секрет их воздействия на мозг человека.

В научно-исследовательских экспериментах, которые проводили ученые, работающие в области функциональной нейровизуализации, специальные приборы регистрировали интенсивность мозгового кровотока в разных областях коры головного мозга во время решения людьми тех или иных интеллектуальных задач (арифметические задачи, кроссворды, таблицы Шульте и т. п.).


В результате было сделано два вывода.

1. Каждая новая задача, предъявляемая испытуемому, вызывала заметный прилив крови к лобным долям коры головного мозга. При повторном предъявлении той же самой задачи интенсивность кровотока существенно снижалась.

2. Интенсивность кровотока зависела не только от новизны, но и от характера предъявляемых задач. Наибольшая интенсивность была зарегистрирована при работе с таблицами Шульте.

Иными словами, если мы будем как можно чаще предлагать своему мозгу новые задачи для решения (в нашем случае, заниматься с различными таблицами Шульте), это будет стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга. А это будет заметно улучшать деятельность нашего мозга, увеличивать объем памяти и усиливать концентрацию внимания.

Но почему самой эффективной оказывается работа именно с таблицами Шульте? Чем она отличается от решения других интеллектуальных задач – выполнения арифметических действий, разгадывания кросс вордов, припоминания и заучивания стихотворений, также стимулирующих работу головного мозга? В чем их преимущество? Почему именно они дают такой колоссальный результат, ведь теоретически любая интеллектуальная нагрузка на мозг будет для него хорошей тренировкой.

Все дело в том, что при работе с таблицами Шульте фактически весь объем кровотока идет именно в те зоны лобных долей, которые отвечают за активацию всего интеллекта и процесс принятия решений. При этом мозг как бы не отвлекается на другое, не тратит свои силы на дополнительные расходы, как это случается при решении арифметических задач, разгадывании кроссвордов и заучивании стихотворений.

Решая арифметические задачки, мы помимо общего интеллектуального потенциала активируем еще и свои математические способности, задействуем память (процессы припоминания). Эти способности «лежат» в других зонах лобных долей и коры головного мозга в целом.

Значит, часть от общего объема крови, поступающего к головному мозгу в этом случае, будет поступать в эти отделы. Следовательно, интенсивность кровотока в лобных долях будет ниже, чем в случае работы с таблицами Шульте.

Разгадывая кроссворды, мы опять-таки «включаем» дополнительные зоны в коре головного мозга, отвечающие за ассоциативное мышление, припоминание и т. д. И в результате опять теряем часть от общей интенсивности кровотока.

То же самое и со стихами. Вспоминая или заучивая их, мы активизируем свою память, инициируем те зоны коры головного мозга, которые отвечают за припоминание, запоминание, хранение информации и т. п. И в результате опять получаем общее снижение интенсивности кровотока.

Когда мы работаем с таблицами Шульте, мы ничего не припоминаем, ничего не складываем-вычитаем-умножаем, не обращаемся к ассоциациям, не сверяем информацию с уже имеющейся и т. д. и т. п. Иными словами, мы не прикладываем никаких дополнительных интеллектуальных усилий. И именно за счет этого мы получаем возможность направить весь кровоток к центру интеллекта в лобных долях, что и раскрывает весь наш интеллектуальный потенциал.

* * *

Итак, изо дня в день, регулярно нагружая работой лобные доли своего головного мозга, вы получите потрясающий результат – заметное усиление концентрации внимания, развитую способность мгновенно считывать и удерживать в своей памяти огромное количество информации.

Кроме того, интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте дает вам уникальную возможность мобилизовать свой интеллектуальный потенциал и все ресурсы памяти на решение нужной задачи буквально за считаные секунды!

Например, перед важной встречей, собеседованием, экзаменом, свиданием, сдачей на водительские права, соревнованиями, выполнением каких-либо физических или умственных упражнений – в любой ситуации, когда вам требуется предельная концентрация и от вашей внутренней организованности зависит ваша карьера, здоровье и успех, вы не станете паниковать или, наоборот, твердить себе, что у вас все получится (хотя это тоже неплохо). Вы откроете эту книгу, пять минут поработаете на нашем интеллектуальном тренажере и, уверенный и подготовленный ко всему, сделаете шаг навстречу успеху.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте мобилизует память, и вся нужная информация оказывается в нужный момент у нас «под рукой»

Наша память – это сложный процесс, который складывается из восприятия, запоминания, сохранения информации и приобретенного опыта, восстановления и использования их при необходимости, а также забывания ненужного.

Именно память хранит не только опыт данного человека, но и тот путь, который был пройден предыдущими поколениями, и это позволяет человеку чувствовать себя не отдельной единицей, а частью огромного сообщества.

Часто от объема памяти человека и той скорости, с которой он может использовать хранящуюся в ней информацию, зависит успех его деятельности.

Память и внимание – это два процесса, которые неразрывно связаны друг с другом.

Целенаправленное, устойчивое внимание – это залог крепкого запоминания. Каждый этап работы памяти требует хорошего внимания, но особенно важно это для начального этапа – восприятия.

Регулярные занятия с таблицами Шульте обеспечат вам не только заметное увеличение объема памяти, но и заметно повысят ту скорость, с которой происходит обработка хранящейся в ней информации.

Представьте, что ваша память – это огромное книгохранилище, как в библиотеке. Как книги на полках, в «ячейках» вашей памяти хранится весь ваш жизненный опыт – и то, что запоминалось непроизвольно, само собой, и то, над чем вам пришлось потрудиться. Все, от ваших первых детских воспоминаний до математических формул, которые вы заучивали в старших классах школы.

Но, спросите вы, если все это там есть, то почему я не могу в любой момент извлечь из нее то, что мне нужно в данный момент?

Чтобы найти в библиотеке нужную книгу, нужно знать – на какой полке какого шкафа и в каком ряду она стоит. Для этого существует каталог, в котором хранятся все сведения о книгах.

Раньше, чтобы отыскать номер конкретной книги, нужно было в огромном зале найти среди кучи ящичков один и в нем перебрать уйму карточек. И только после этого библиотекарь отправлялся в хранилище на поиски нужной вам книги.

Представляете, сколько времени может на это уйти?

Сейчас же вы открываете программу электронного каталога на компьютере и просто вводите любое слово из названия книги. В считаные секунды электронный мозг выдает вам все возможные варианты, из которых вы выбираете тот, который вам необходим.

Выигрывая в скорости, вы экономите свое время.

Точно так же дело обстоит и с вашей памятью – развивая внимание и ускоряя свои мыслительные процессы при помощи работы на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте, вы заменяете «картотеку» в своей голове на «электронный каталог».

Теперь ваша память выдает вам информацию в десятки раз быстрее, чем раньше, при этом предлагая множество вариантов на тот случай, если первоначальный вас не устроит. Вы значительно сокращаете то время, которое тратили на вспоминание раньше, а значит – заметно увеличиваете свою работоспособность.

Скорость усвоения новой информации и ее распределения по «ячейкам» памяти увеличивается на порядок, вы буквально проглатываете новые сведения и в любой момент готовы извлечь их и применить по назначению.

Однако встречаются и такие уникумы, способность к запоминанию которых поистине феноменальна.

Так, например, Александр Македонский мог поименно назвать всех солдат своего войска.

Моцарт еще в детстве мог, один раз услышав музыкальное произведение, записать его нотами и исполнить по памяти.

Уинстон Черчилль поражал своих современников знанием наизусть практически всех произведений Шекспира.

А в наши времена знаменитый Билл Гейтс хранит в своей памяти все коды созданного им языка программирования – а их насчитываются сотни.

Внимание

Внимание – это способность сознания упорядочивать ту информацию, которая поступает извне, и распределять ее по важности и значимости, в зависимости от тех задач, которые человек ставит перед собой в данный момент.

Внимание – это исключительный психический процесс. Он позволяет выбрать из всего многообразия окружающей действительности то, что станет содержанием нашей психики, позволяет сосредоточиться на выбранном объекте и удерживать его в психическом поле.

Мы рождаемся с набором безусловных рефлексов, часть из которых обеспечивает работу так называемого непроизвольного внимания . Этот вид внимания преобладает у детей до 7 лет. Непроизвольное внимание выбирает все новое, яркое, необычное, внезапное, движущееся, кроме того, заставляет откликаться на все, что соответствует острой потребности (нужде).

Хотя непроизвольное внимание рефлекторного происхождения, его можно и нужно развивать. Кроме того, именно на базе непроизвольного, неконтролируемого внимания возникает внимание зрелое, регулируемое самим человеком произвольное внимание. Произвольное внимание дает человеку исключительную возможность самому выбирать объекты собственного внимания, контролировать деятельность с ними связанную и время удержания их в своем психическом пространстве. То есть, получая возможность управлять своим вниманием, человек становится хозяином своей психики, он может пропускать туда то, что важно и значимо для него, или не пропускать ненужное.

Многие психологи высоко оценивают вклад внимания в общие интеллектуальные способности. Общепризнанным и научно подтвержденным является тот факт, что дефекты внимания мешают вполне способным детям быть интеллектуально успешными.

Когда мы говорим об эффективности внимания, то имеем в виду его интенсивность и концентрацию, его объем, а также скорость переключения и устойчивость. Все эти характеристики сущеcтвуют в неразрывной связи друг с другом, поэтому, усиливая одну из них, мы можем воздействовать и на весь процесс внимания в целом.

Тренировки с таблицами Шульте помогут вам в первую очередь существенно увеличить скорость переключения внимания и увеличить его объем – количество объектов, которые человек может хранить в кратковременной памяти.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ

Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.

Объем внимания – количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно.

Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение человеком определенного объекта и направление на него внимания.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость внимания – способность внимания быстро «выключаться» из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Нижеуказанные упражнения направлены на стимуляцию взаимосвязи между двумя отдельными полушариями нашего головного мозга . Известно, что левый глаз соединён с правым полушарием мозга , в то время как правый глаз, соединен с левым. Когда мы используем оба глаза независимо и смотрим на скомбинированную картинку, то это означает, что точная связь...

https://www.сайт/journal/147126

Чем в плохом, пишут психологи из университета Торонто. "Хорошее и плохое настроение меняют режим работы зрительной коры головного мозга и то, как мы видим. В частности, наше исследование показывает, что когда мы в хорошем настроении... приводятся в сообщении университета. Андерсон и его коллеги использовали магнитно-резонансную томографию, чтобы определить, как мозг обрабатывает визуальную информацию, когда человек находится в плохом, хорошем и "нейтральном" настроении. Участникам...

https://www.сайт/journal/122301

Умеет обращаться с этой энергией только он. Стоит Психической Энергии попасть в «руки» мозга млекопитающего или рептильного мозга , как она из могучей целительной, созидательной силы превращается в смертоносный яд для всего живого... в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать...

https://www..html

Психоделическое действие. Так же воздействуют бег на длинные дистанции и медитация. Теменные доли располагаются над корой головного мозга и содержат карты, на которых обозначен каждый дюйм как моторных, так и тактильных участков тела. Это область... начинает выделяться постоянный поток эндорфинов. Также есть доказательства того, что когда уровень эндорфина повышается в головном мозге , он понижается в спинном. Таким образом, вполне возможно, что некоторые дыхательные и визуализационные методики...

https://www.сайт/psychology/15449

Ученый и преподаватель Калифорнийского университета в Беркли, производя исследование на крысах, обнаружила, что, помещенные в благоприятную среду обитания, они демонстрировали изменение химии мозга , вследствие чего кора их головного мозга стала толще приблизительно на 7%. Нервные клетки у них стали больше, увеличилось количество глиальных клеток, химические связи между клетками улучшились, дендриты удлинились...

https://www.сайт/psychology/15444

Всеми средствами – и все же невредимыми возвращаться к жизни. Все это связано со своеобразным механизмом формирования тканей мозга . Они образуются не обычным делением, как другие клетки организма – но пополняются за счет приносимых с током крови... отбор. И если во время состояния смерти сохраняющий энергетический канал разорван, то пополнение прекращается, и в тканях мозга наблюдаются необратимые изменения; если же такой канал сохранен, то необратимых изменений нет, и возможно «оживление» через...

https://www.сайт/magic/15818

При работе выделяет тепло. Нарушить работу может излишняя теплота, поскольку нейроны мозга нормально функционируют только в узком диапазоне температур. Сопоставив полученные теоретические данные с экспериментальными значениями, автор работы пришел к выводу, что мозг – термодинамически стабилен. Это означает, что его структура обеспечивает нужный температурный баланс...