Есть ли у вас духовные наставники? Виды духовных наставников Душевный наставник.

Тревожные события в мире приводят к тому, что все больше людей начинают искать успокоения в Церкви, защиты у Бога, но многие не знают, как это сделать, порой стесняясь своей христианской безграмотности и маловерия. Самостоятельно влиться в духовную жизнь или воцерковиться , научиться читать Библию и понимать ее, знать правила поведения в храме практически невозможно.

Многие христиане, крещенные в младенчестве , стремятся приблизиться к Таинствам Церкви и, как правило, делают это, советуясь с людьми со своего окружения, даже не догадываясь, что помочь им может духовный наставник в православной церкви.

Духовный наставник - мудрый помощник

Христиане, часто посещающие храмовые служения, встречаются с одними и теми же священниками, а порой это один человек. Во время проповедей, Литургий у православных верующих возникают вопросы, ответы на которые не могут дать даже близкие друзья.

Порой жизненные ситуации складываются таким образом, что о них вообще никому рассказать нельзя, а проблема раздирает сердце, и тогда человек идет в храм к священнику.

Как найти духовного наставника

Огромный подарок приобрели те христиане, которые на протяжении долгого времени имеют возможность в любое время получить ободрение, наставление от духовного наставника.

Духовный наставник - человек, который хорошо разбирается в православии, постоянно пребывает в чтении духовной литературы, посте, молитве и исполняет все каноны. Не всегда духовным попечителем становится священник поместной церкви, это может быть учитель воскресной школы или воцерковленный, то есть живущий жизнью храма, человек.

Для христиан, редко бывающих в храме, духовным помощником может стать близкий человек, почитающий Бога всей своей жизнью и служащий примером, светом для окружающих. «По делам их узнаете» - писал апостол Матвей (Мат 7:16)

Духовный наставник - Богом посланный человек, который поможет ищущей Бога душе:

  • прийти к истинному покаянию ;
  • познать смысл Жертвы Спасителя;
  • научиться бояться Бога на основе доверия Ему;
  • «одеться» в Христову веру, как в броню.
Важно! Хороший духовный наставник становится учителем, советчиком, другом, который всегда укажет выход в любой жизненной ситуации, действуя по слову Божьему и ведомый Духом Святым.

О священстве:

Какова роль духовного наставника

Для христианского развития, освобождения от грехов, видения целей жизни людям постоянно нужна помощь со стороны. В мирской жизни появились психологи, психоаналитики, целители и коучи, которые за очень большие деньги готовы помочь решить любую проблему, но нет денег, нет помощи.

В христианской жизни духовный наставник выполняет все функции вышеперечисленных помощников в решении всех проблем.

Роль духовного наставника

Как целитель духовный наставник готов выслушать любую проблему, не осудить, а помочь найти выход, поддержать христианина, наполнить его верой, что именно за него, его грехи пошел на крест Иисус.

Разбирающийся в Библии учитель покажет те места в Святом Писании, которые следует читать в тех или других случаях, чтобы найти выход из любого тупика, будь то:

  • болезнь;
  • бизнес;
  • долги;
  • семейные отношения;
  • непослушания детей.

Найти настоящего православного учителя, это, как выиграть в лотерею большой приз. Имея хорошего друга, готового всегда помочь не только через слово Божье, но и делом, надо очень ценить и уважать.

Духовные вопросы православной веры:

  • Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?

У духовного наставника может быть много подопечных, каждый из них нуждается во внимании, а около учителя еще и семья живет, ей также нужно время уделить, поэтому с особой теплотой и заботой относитесь к посланнику Божьему, уважая его время.

Важно! Ни один психолог или коуч не берет на себя ответственность за проведенную консультацию, в то время как православный душепопечитель за каждого христианина отвечает перед Богом, ибо ему доверено «пасти овец».

Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции. Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви.

Чтение Библии

Конечная цель духовного роста состоит в том, чтобы укрепить маловерующего христианина на пути к вечной жизни, помочь ему по-настоящему воцерковиться, возрасти в вере, чтобы он в скором времени мог стать, пусть маленьким, но наставником.

По каким критериям выбирать душепопечителя

При выборе христианского душепопечителя человеку лучше руководствоваться собственными чувствованиями, а не советами друзей.

Чего греха таить, не все священники являются примером христианской жизни, не нам их судить, для этого есть суд Божий, но и довериться неверному в малом слуге Божьему трудно.

  1. Духовный наставник должен показывать пример христианской жизни не только в служении, но и повседневных делах, семейных отношениях. Трудно доверять человеку, у которого дети пошли не тем путем, нет лада в отношениях между супругами.
  2. Поведение во время поста характеризует священнослужителя. Как доверять тому, кто, проповедуя строгое воздержание, сам страдает от ожирения, ведь пост в православии длится более 200 дней.
  3. Одним из показателей выбора духовного поводыря является доверие. Некоторые священники страдают, мягко говоря, недержанием языка, когда сказанное на исповеди становится достоянием всего населенного пункта, особенно это касается деревень и маленьких городов.

Исповедь в грехах

Человек, пришедший за советом, раскрывший свою душу, потом сгорает от стыда и обиды. От помощи таких «советчиков» только один вред. Лживые, бесчестные люди не могут претендовать на роль духовного наставника, так же как воры и прелюбодеи, даже очень скрывающие свои пороки. Бог обязательно выведет на свет тяжкие грехи, особенно это касается священников. Ведь сказано, что кому Бог много доверил, с тех и много спросит (Луки 12:48).

  1. Попечитель от Бога проявляется в отношении к бедным, больным и старикам. Истинный служитель «не снимет с ближнего последнюю рубаху», если надо, послужит без платы, по благословению.
  2. Страшно попасть в руки фанатичного верующего, который своею «праведностью» унизит, наполнит доверившегося ему человека чувством самоунижения и несостоятельности, как христианина. Разумный учитель по буквам разложит Писание, научит, как Его понимать, принимать в разум и сердце, жить по Нему, идя светлой дорогой к Христу.
  3. Неправедная ярость, гнев при консультации недопустим для священника, к которому пришел маловерующий или заблудший в страстях человек.

Духовный наставник всегда найдет, за что благодарить Бога в любой ситуации и научит подопечного, как доверять Творцу и Спасителю по слову Божьему.

Совет! Не останавливайтесь, лучше два-три раза ошибиться, чем стоять на месте. Каждый раз перед походом на консультирование или беседу нужно усердно молиться и просить Творца направить именно к тому наставнику, который поведет по правильному пути.

Если после встречи наедине с выбранным наставником остается чувство облегчения, радости, наступает покой и умиротворение, когда хочется все глубже и глубже окунаться в слово Божье, появляется понимание Жертвы Христа и вера в усиленную молитву, тогда будьте уверены, перед вами именно вам посланный Богом духовный наставник.

Если это не священник вашей церкви, то попросите благословения в храме на принятие духовной благодати от другого человека.

Душепопечитель становится учителем, советчиком, другом, который укажет выход в трудной жизненной ситуации. При этом поймет и не осудит, будет действовать в любви, которой наполняет сердце наставника Святая Троица.

Как выбрать духовного отца? Протоиерей Владимир Головин

Помогать другим — предназначение духовного наставника. Слушать и слышать человека, понимать и раскрывать его суть, помогать ему стать собой и раскрыть его личную индивидуальность — а ведь это очень важно! Важно не затмить, а заставить светиться живое существо!

  • уважать — как начало всего независимо ни от чего;
  • понять его суть: жизненную, кармическую и духовную;
  • помочь решить его проблемы, не вмешиваясь в его личные кармические связи и причинно-следственные связи; позволить ему самому справиться с проблемами, жизненными испытаниями и ситуациями, не изменяя своим вмешательством временные потоки; информировать, успокаивать и, наоборот, мотивировать;
  • слушать и слышать, извлекать из информации, поступающей от ученика, не только самое важное, но и "читать и видеть между строк". Порой человек, рассказывая о своей ситуации, пытается сказать о том, что он, возможно, сам не понимает, не осознаёт пока, но уже бессознательно чувствует и говорит об этом.
  • раскрыть его индивидуальность и заставить "светиться", помочь найти "себя" и своё предназначение, обратить к жизни, пробудить;
  • не менять его мировоззрение, а давать знания как информацию к размышлению, которую он как интеллектуал должен проверить; контролировать верное понятие вещей и правильное выполнение практик;
  • давать знания независимо от их сути, но постепенно подготавливая ученика к ним как морально, так и духовно; аккуратно со временем смещая его "точку сборки" в то положение, в котором он сможет видеть больше, чем тогда, когда ещё был обычным человеком;
  • быть другом: даже если что-то не получается в рамках ведения обучения, ни в коем случае не обвинять в неудачах ученика; только повторная отработка, корректировка понятий, знаний и анализ происходящего — ведь это школа жизни, в которой не бывает неудач и наказаний;
  • помогать только тогда, когда это действительно необходимо для самого ученика: не навязываться с постоянным контролем, давать время осмыслить и поработать над теорией и практиками самому;
  • быть с учеником наравне, никакого эго! Наставник — не учитель, как в школе, а в первую очередь — друг. Как только "учитель" показывает себя выше ученика — он перестает быть таковым, теряет всякую возможность и право помогать тем, кто ему всецело доверяет. В этом случае, проявление эго недопустимо;
  • быть направленным на индивидуальную работу с человеком, уделять столько энергии и времени, сколько это необходимо, помогать формировать личную картину мира, собирая его элементы как пазлы.

Ну и, конечно, самое главное: быть искренне счастливым и радоваться успехам ученика, его продвижению вперёд, усердной работе над собой и достижению его личных целей!

Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем паче, что вся святоотеческая традиция говорит о необходимости духовного руководителя. В то же время мы часто слышим от церковных людей и от священства, что наступило такое время, когда духовных отцов быть не может. Вера оскудела, и по этой причине не надо пытаться, не надо искать... «Единственным наставником твоим, – говорят они, – могут быть сейчас лишь святоотеческие книги»... Не спешите сразу судить, так это или не так.

Чтобы не возникала путаница, нужно различать такие понятия, как священник-исповедник, духовный наставник, духовный отец и старец. Есть общецерковное мнение, что старчество теперь сильно оскудело. Но и сейчас есть всеми признаваемые духовные люди, к которым верующие прибегают за советом и считают их старцами.

Таковыми, например, являются: архимандрит Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Кирилл – в Свято-Троицкой Лавре, монашествующие в некоторых других монастырях нашей Церкви. К ним верующие люди часто прибегают для того, чтобы получить наставления, духовный совет, обрести правду жизни.

Искушения, связанные с духовным наставничеством

Проблема «младостарчества»

Существует и другая сторона этого явления, о которой неоднократно говорил митрополит Антоний Сурожский в своих выступлениях. В наше время немало молодых священников принимает на себя старческие обязанности. Не вполне осознавая, что есть духовная жизнь, они берутся отвечать на какие-то очень серьезные и глубокие жизненные вопросы прихожан. Они пытаются даже указывать им жизненный путь, более того, указывать с некоторой жесткостью, самонадеянно считая себя возвещателями воли Самого Господа. Такое "младостарчество" представляет собой серьезную опасность для воцерковляющегося человека.

Самоугодие

В то же время духовное наставление – явление необходимейшее, без него входящему в церковную жизнь обойтись никак нельзя. Представить порядок своей церковной жизни в миру дело непростое, увидеть самого себя сложно и практически невозможно, поэтому очень нужно и очень важно прибегать к священнику за советом, за наставлением.

Возникает вопрос о постоянстве обращения к наставникам, т.е. можно ли ходить к разным священникам и получать от них наставление или же необходимо советоваться только с одним. Тут возникает чисто психологический нюанс: если ходить к разным священникам, то невольно возникает искушение – наиболее трудные вопросы приносить к наиболее беспечным и слабым священникам, а малозначащие вопросы приносить наиболее строгим. В результате человек очень удобно устроит свое самоугодие, будет ходить с одним и тем же вопросом к двум, к трем священникам, а в итоге выберет один какой-то ответ из трех, тем самым приобретая навык определять самому, как ему поступить, возможно, искренне считая, что он живет по послушанию. Но в духовной жизни требуется как раз отложение от самого себя, своих самохотений, которые часто порождаются самоугодием. Такое послушание – одно из важнейших средств церковного развития, которое, к сожалению, многие не могут принять почти до самой смерти. Св. Феофан Затворник говорил, что узы духа, самоугодия, как самые глубокие, могут сопровождать человека до самого конца его жизни.

Немощь человеческая

Состояние сегодняшнего церковного народа настолько немощное, что даже обычное наставление священника не каждый вытерпит. Сегодняшний верующий и не всякое наставление сможет понести, потому что только духовная сила, благодатность позволяет нести это ради Христа, чувствуя и слыша в этом повеление, согласное с Евангелием, с Евангельским характером жизни. Чаще всего по нашей духовной немощи в сердцах присутствует мощь гордыни, мощь себялюбия, мощь тщеславия. И эта мощь скрыта за хлипкой, как фанерка, оболочкой, которую только задень, она тут же задрожит вся, затронь сильнее, уже и прокололи. А если прокололи, то через эту фанерку такой фонтан забрызжет, что потом будешь за километр обходить этого человека. Не то что наставления будешь бояться сказать, даже советовать, когда настоятельно спрашивать будет, и то станешь с великой осторожностью. Церковные люди сегодня настолько уязвимы, что с ними приходится обращаться очень осторожно.

Искушение самомнением

Все осложняется не только тем, что многие из нас очень своенравны, очень самолюбивы, уязвимы и самонадеянны. Сегодня подавляющее большинство воцерковляющихся людей имеет образование – среднее, а большинство и высшее. Во многих живет мера самопознания, самодостаточности или же мера уверенности в себе. Каждый думает, что сам во всем разберется, если уж не сегодня, то завтра или послезавтра, почитает книги, хорошенько подумает, поразмышляет и обязательно доберется до истины. Вот эта уверенность в себе настолько сильна в сегодняшней интеллигенции, что к совету человек еще позволяет себе как-то прислушаться, тем более, что при этом свободен сам размышлять. А вот уже воспринять слово как наставление, а значит, делать и действовать уже именно так, как сказано, отложить свою волю, свое сознание, свое разумение, – этого сегодняшний человек позволить себе не может. А если при этом священник ведет себя чуть построже... Обычно строгий священник, давая наставление, не будет объяснять, почему так, а почему эдак... Когда мы начинаем объяснять, то привлекаем к исполнению сознание человека, т.е. мы уговариваем, убеждаем человека и в итоге добиваемся его согласия на то, что ему так полезно поступить. И человек действительно принимает это как наставление, но оказывается, что это наставление принято вовсе не сердцем, и потому серьезного духовного значения не имеет. Оно принято сознанием, которое удостоверилось в том, что священник действительно прав, советует разумно и здраво, настроен благожелательно... После такого убеждения человек остался внутренне доволен, он убедился в том, что не ошибся в священнике. И только после этого он позволяет себе принять данное слово священника как наставление. Здесь нет послушания, здесь есть согласие с разумным словом.

Как видим, в глубине человеческого сердца остается в этом случае все то же самоугодие, самодостаточность, человек не выходит за их пределы. К сожалению, большинство сегодняшней интеллигенции, живущей церковной жизнью 10-15 лет, пребывает в таком состоянии, даже не подозревая этого. Не удивительно, что по этой причине исповедь почти не бывает исповедью, там нет покаяния. Человек исповедует грехи, но больше по сознанию, а не по сердцу. Это все равно что собраться на исповедь, налепив на себя банные листы, – пока лепил, то вроде бы держались на теле, а пока в очереди к священнику постоял, успел обсохнуть, и все отвалилось, лишь один-единственный какой-нибудь только и остался. И стоит человек, снова стараясь вспомнить, или выручает его бумага, которую он написал.

Священник советует ему:

– У тебя целых две страницы написано, там больше ста наименований грехов, а ты начни с того, о чем более всего скорбит твое сердце, о чем болит твоя душа. С этого начни, а потом и написанное вспомнится.

Человек на это медленно опускает свой листик и говорит:

– Батюшка, мне нечего сказать.

– Ладно, тогда говори по бумажке.

Но сказанное "по бумажке" при том, что нечего от сердца сказать, это явное говорение от сознания. Все то же самое интеллигентское состояние. Ничего более. Вся та же глубина и глыбища самоугодия, самодостаточности, которая очень хочет стать православным и поэтому по своему сознанию теперь выискивает методы и способы – как им стать? И обретя все эти методы, вооружившись способами, прочитав даже все пять томов "Добротолюбия" и вытащив оттуда все необходимое для этого, он, "вооруженный до зубов", теперь живет церковной жизнью! А в действительности это как раз и есть то самое состояние, про которое Господь сказал: "Многие скажут Мне: Господи, Господи!.. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матф. 7, 22-23). К сожалению, это состояние очень свойственно сегодняшним людям, и обратить такого человека к настоящему покаянию – дело очень непростое.

Вмешательство бесов

В отношениях с духовником необходимо коснуться еще такого момента: очень сильно осложняют ситуацию бесы, которые не спят, и там, где действительно начинаются серьезные отношения между чадом и духовником, стекается это невидимое зло. Там, где отношения хладные, или теплохладные, или же формальные, там бесы особенно не тревожатся, но там, где начинается серьезное наставление, вдруг, в одну минуту может произойти полный разлад всех отношений. В состоянии такого искушения духовное чадо не может правильно осознать происходящего. Ясно, что не может одна минута разлада перечеркнуть годы совместной духовной жизни, значит, явное искушение, которое нужно просто перетерпеть, и этим оно преодолеется.

Благоразумие или же простая рассудительность позволяют человеку все эти вещи распознавать, как бы его ни заклинило. Но когда человек уязвляется, у него закрываются не только чувства, но и разум. Минутным и даже многодневным искушениям нельзя доверять. Нельзя из-за того, что заклинило, рвать многолетние отношения. Претерпите до конца, и откроется Божий Промысел. Он всегда неожиданно мудр и глубок.

Стадии взаимоотношений с духовным наставником

Стадия первая: священник – исповедник

На первом этапе человек приходит к священнику просто как к исповеднику, которому приносит свои грехи. Человек почти ничего не спрашивает у священника, ему вполне достаточно тех книг, которые читает, и своего саморазумения, по которому, собственно, он и выстраивает свою жизнь. Он привык так жить в миру.

Стадия вторая: священник – наставник

На следующем, втором, этапе человек начинает все более и более доверять священнику и поэтому начинает уже прислушиваться к его советам. Однако чадо относится к совету очень произвольным образом. Совет можно принять, а можно и не принять. Значит, слово священника, воспринятое как совет, все равно остается в произвольном обращении самого человека. Человек как хочет, так с ним и обращается. Если он продолжает дальше ходить к этому священнику (а это возможно только в случае постепенно возрастающего доверия к нему и взаимного, а может быть, одностороннего, притяжения), то возможен выход на следующий этап. Он начинает удостоверяться в том, что некоторые невыполненные им советы были не просто человеческим измышлением. Потом, в дальнейшем, обстоятельства показали, что он был наказан за то, что их не выполнил, а значит, за ними стояла воля Божья. Он ее не исполнил и теперь наказан.

Такие откровения, которые он переживает в течение нескольких лет хождения к священнику как к духовнику, дают основание уверовать в то, что к словам священника надо все-таки прислушиваться. И постепенно он начинает относиться к священнику как к наставнику. Слова священника на этом этапе их отношений воспринимаются как наставление, а с наставлением обращаться вольно уже не будешь.

Наставление – это слово, которое ты принимаешь к исполнению. Это уже не совет. Если наставление принято к исполнению и, исполняя его, человек открывает, обнаруживает, что оно помогает ему возрастать в духовной жизни, то в результате он все более и более укрепляется в своих отношениях со своим духовным наставником. Прочитанные святоотеческие книги показывают, что путь, по которому ведет его духовный наставник, не расходится со Святыми отцами, общий единый дух сохраняется, и это его вполне устраивает.

И, наконец, по мере того, как христианин удостоверяется в точности и правильности наставлений, когда он их выполняет, получается хорошо, а когда нет – плохо (именно таким образом приходит вразумление), то его доверие укрепляется, и он с какого-то времени начинает относиться к священнику уже как к духовному отцу. Это совершенно новое качество. Формируется новое право священника по отношению к своему чаду, но это право – не самовластие священника, это властное право, которое чадо вручает пастырю как своему духовному отцу. Что это такое – властное право?

Рассмотрим на примере. Ребенок, родившийся в любой семье, относится к родителям как к власть имеющим над ним. Мама или папа могут ему не только указать, но и наказать. Могут не просто наказать, а наказать так строго, что никто другой такого права не имеет... И при всем при этом ребенок, переживая ужас и трагедию наказания, вплоть до истязания, тем не менее, успокоившись, вернется к родителям. Он не сбежит из дома и не скажет: "У меня нет больше отца или матери". Это надо очень сильно и очень грубо обращаться с ребенком или совсем его не любить, чтобы ребенок убежал из дома. Сейчас, правда, такое можно очень часто встретить, но это уже случаи явного отсутствия родительской любви. Если же родитель с любовью будет исполнять свой долг, если отец и мать своей родительской властью строго наказывают ребенка, он не убегает от них, и через день – уже как ни в чем не бывало он исправился, он больше так не делает. Дитя знает, что за плохой проступок мать или отец его строго накажут.

Когда у взрослого человека по мере углубления отношений со священником нарастает такая степень доверия, в конечном итоге она отпечатлевается его решимостью вверить себя уже как духовное чадо своему духовному отцу. С этого времени начинаются новые отношения с тем же самым священником, но уже как с духовным отцом, т.е. имеющим право жестко и строго отвращать свое чадо от его самохотения, самоугодия, своенравия и прочего.

Стадия третья: священник – духовный отец

С одной стороны, мы видим, что в некоторых ситуациях духовный отец может применять очень суровые меры, потому что своенравие настолько глубоко коренится в нашей душе, что искоренить его бывает порой очень трудно. Можно только вырвать это своенравие из нас, сделав какие-то крутые запрещения, или же жесткое наставление, или жесткое благословение поступать так и не иначе.

С другой стороны, отношения с духовным чадом принимают тишайший характер, когда священник не настаивает ни на чем, но дает лишь совет, ненароком сказывает. И, тем не менее, и совет, и слово воспринимаются чадом в самой глубине его сердца, его доброхотного следования сказанному духовным отцом. Не потому чадо слушается, что духовный отец поступил грозно, а потому, что само чадо доброхотной волею предано своему отцу, а любящим сердцем открыто его благословениям, ибо в них он приемлет саму волю Божью о себе.

Как становятся духовными наставниками?

Откуда же взяться сегодня таким священникам или монахам, которые могли бы показывать своим чадам сразу волю Божью? Действительно, благоразумный духовник на третьем этапе отношений не доверяет себе и волю Божью испытует. Благословит духовное чадо поступить так. Чадо исполнит, а дело не пошло. Человек возвращается к духовнику: "Вы благословили, а дело не пошло". Еще раз уясняются обстоятельства, заново ищет духовник волю Божью, молитвенно испрашивает, смирением слушает, даром рассудительности рассуждает, либо в молитве молча предстает Богу (каждый духовник делает, как ему дается) и вновь благословляет. Может опять ошибиться. Вновь чадо, все исполнив, как сказано, вернется с плохим результатом, если хочет, со своим рассуждением, и вновь будет думать и молиться духовник. И вместе с ним в то же самое время чадо будет смиряться пред волей Божьей и молиться о ней. И так до тех пор, пока не обретется, в чем же воля Божья.

Благодаря этим отношениям духовное чадо обучается вере и доверию, а духовник обретает духовный опыт наставничества. Придет ли он к той степени, когда воля Божья будет открываться ему с первого или со второго раза, знает Один Бог. Сам же он будет оставаться в чувстве неведения воли Божьей по своему недостоинству, а руководить чадом будет по послушанию своего служения. Сколько времени могут длиться такие испытующие волю Божью отношения? Для нас, нынешних духовников и нынешних чад, пожалуй, всю жизнь. Потому и не возможен, наверное, в наше время, т.е. для многих из нас, четвертый этап, т.е. степень старчества. Не каждый верующий найдет в священнике и духовного наставника. Большинство задерживается на первом этапе – ходят как к исповеднику. Немногие, выйдя ко второй степени, остаются на ней долго. Вскоре охладевают и возвращаются к первой. Те же, кто остаются, годами пребывают на ней, не решаясь к переходу на третью степень. Прибегать к священнику за советом, оставляя окончательное решение за собой, или искать благословения священника на дело, уже принятое своей волей и определенное своим разумением, как его совершать, – вот состояние многих современных церковных людей.

Да и священники в большинстве своем не ищут третьей степени, а тем более четвертой. Одни – по чувству недостоинства, другие – по благоразумию, третьи – по нежеланию брать на себя много заботы, четвертые – по лени, избегая лишних трудов, пятые – по маловерию.

В первые пять лет после хиротонии по воодушевляющей благодати Божьей, неправильно с ней обращаясь, священники могут соблазниться "младостарчеством". Но эта болезнь недолго длится.

Сколько же времени проходит от первого этапа до третьего? Около пяти-десяти лет. Третий этап может длиться до конца жизни. Вряд ли сегодня можно встретить отношения верующего человека со своим пастырем как отношения духовного чада с духовным отцом.

Редко кто из опытных, зрелых священников дерзает вообще предложить себя в наставники. Бывает, что священник это делает, если чадо того настойчиво просит, но соглашается на это далеко не сразу. Неопытные же священники соглашаются, но из этого редко что выходит доброе, или же складываются чисто поверхностные отношения, не имеющие в глубине своей смыслов церковной жизни.

Мы видим, что уже на степени наставничества от священника требуется не только священническое слышание событий, но и педагогическая мудрость. Сочетание священнической и педагогической мудрости дает реальную возможность для того, чтобы вести свое чадо. Дело это очень сложное.

Уже несколько писем пришлось с просьбами и вопросами о Духовном Наставничестве. Очень многие, кто ищет путь, предназначение, себя в этой жизни – нуждаются в Духовном Наставнике, и хорошо, когда люди это понимают и стремятся найти такого человека. Но плохо, что иногда, тем кто изначально имеет светлые мотивы, порывы и устремления, познать истину и стать лучше, попадаются “горе наставники”, которые заводят людей в тупики, замешивают винегрет их головах, что в итоге формирует негатив к духовному развитию и часто заканчивается весьма печально. Поэтому очень важно уметь различать людей, понимать, кого можно считать хорошим Духовным Наставником, а кого нет. Что мы с вами и постараемся разобрать в данной статье.

Духовный Наставник и другие виды помощи

Духовный наставник – это одна из важных ролей и видов помощи человеку в его развитии, решении проблем и достижении его жизненных целей. Но роль Духовного Наставника сильно отличается от других похожих специалистов и ролей.

Роль Духовного Наставника конечно же менее значима, чем роль Духовного Учителя в жизни человека, но более значима, чем роль Целителя, семейного Психолога или Коуча.

Духовный Учитель – это максимальное влияние на человека, его развитие и судьбу. Но Духовный Учитель – это очень высокий духовный, энергетический и интеллектуальный статус, это прежде всего, высокий уровень Души, и таких людей – настоящих Духовных Учителей, – на Земле очень мало.

А тех, кто может быть хорошими Духовными Наставниками на много больше, но они тоже на дороге не валяются, и их тоже нужно поискать. И если Духовный Учитель по своему статуту, праву и силе влияния может вести по пути развития тысячи и миллионы людей одновременно, то Духовный Наставник – десятки и сотни людей.

Отличие Духовного Наставника от целителя, коуча и психолога (Ц.К.П.):

Духовный Наставник – ведёт человека, его Душу по пути развития (помогает ей достойно подниматься вверх) и помогает находить ответы на многие вопросы, прежде всего духовные. Целитель, психолог или коуч (Ц.К.П.) – как правило, помогают решать человеку отдельные вопросы или проблемы и не влияют так всецело на судьбу человека, как Духовный Наставник.

Ответственность Духовного Наставника на порядок выше, чем у Ц.К.П. Последние, очень часто вообще не берут на себя никакой ответственности: что понял человек во время консультации – то и его, как он это применит в жизни и какие получит результаты – это полностью его ответственность и проблема. Хотя ради справедливости нужно сказать, что есть и исключения, когда, например, роль коуча, целителя или психолога частично совмещается с ролью Духовного Наставника, тогда всё иначе.

Отличаются и приоритеты. Когда, например, работает коуч или психолог – очень важен конечный результат, это может быть решённая проблема или достигнутая цель. И чистота методов и мотивов при этом могут вообще не рассматриваться. То есть, вопросы нравственной и моральной чистоты часто отходят на второй план, и не являются принципиальными. Хороший Духовный Наставник – всегда будет сам стараться идти Светлой Дорогой и другим будет стремиться помочь стать именно на Светлый, то есть нравственный, то есть Духовный Путь. На то он и Духовный Наставник.

Цели Духовного Наставника – на много выше и сложнее, чем в большинстве случаев цели Ц.К.П. В идеале, цели Духовного Наставника это: духовное развитие человека, изменение и формирование его мировоззрения на основе духовных Знаний, обучение различению Добра и Зла, помощь в выборе человеком Светлого Пути, помочь человеку стать Достойным и максимально приблизить его Душу к Богу. Как вы надеюсь понимаете, такие цели не достигаются за один или даже десять сеансов, или консультаций.

Для более глубокого понимания читайте:

Кого, на мой взгляд, нельзя называть Духовными Наставниками

1. Того, кто сам не различает Добра и Зла, потому заведомо не идёт по Пути Света сам, и вести по нему других людей соответственно не может. Наставничество в серой и тёмной иерархиях мы не рассматриваем. Если мы говорим о Духовном Наставничестве, то мы предполагаем именно Светлый Путь, Путь Добра. Потому что основа Духовности – это способность чётко различать Добро и Зло, хотя многие так и не считают.

Чтобы разобраться в этих вопросах читайте:

Продолжая тему могу сказать, что я никогда не буду считать Духовным Наставником человека, который не следует нравственным принципам, то есть, который бесчестен, может лгать, кидать, предавать, воровать, поступать и вести себя безответственно, недостойно и подло.

2. Тот, кто сам не стал Достойным Человеком благодаря духовной работе над собой – не может называться хорошим Наставником. Если психолог или коуч могут быть в жизни кем угодно, то есть их личная жизнь вас не касается, то Духовный Наставник – всегда должен стремиться быть достойным примером для своих учеников.

3. То, что также вытекает из п. 2 – не может быть Духовного Наставника без значимых практических результатов в жизни. Если человек начитался литературы и много всего знает, и понимает – это не делает его Духовным Наставником. Как говорил Генадий Хазанов – “Теория от практики отличается тем, что не имеет с ней ничего общего:)” .

4. Фанатик и абсолютно категоричный человек, не способный спокойно, без истерик и негатива принимать чужую, не совпадающую с его взглядами точку зрения – не может быть хорошим Духовным Наставником. Всё-таки Духовный Наставник – это уже определённая и не малая степень мудрости, а это значит – отсутствие фанатизма, гордыни и радикального осуждения инакомыслия.

Хороший Духовный Наставник это (критерии):

  1. Глубокое различение Добра и Зла, и во всем выбор Светлого Пути (выбор подтверждённый достоинством собственной жизни).
  2. Духовный Наставник – прежде всего помогает идти по , а потому уже всё остальное: личная жизнь, самореализация, деньги, здоровье и т.д.
  3. Это человек, который может являться хорошим примером для других (не позорным примером).
  4. Человек, который имеет значимые практические достижения в жизни, в духовном развитии и помощи людям. А это значит, что он не только впитал духовные Знания, но и освоил техники развития, применил их к своей жизни и достиг успеха.
  5. Человек, который на голову выше большинства других людей, идёт на несколько шагов впереди по пути развития и это всегда ощущается по тому, насколько раскрыта его душа, интересен и богат его внутренний мир.
  6. Также важны – универсальные качества: Покой и отсутствие негативных реакции – показатель Мудрости, Радость в сердце и улыбка на лице – показатель Света, сила Духа – показатель опыта и достойно пройденных испытаний в прошлом.

Духовный Наставник – не является идеалом совершенства во всём, и он не обязан быть идеальным или святым, он ошибается, как и другие люди. Но он может быть для Вас проводником нужных чистых Знаний и хорошим помощником в решении многих жизненных проблем!

Если вы решите для себя, что вам нужен Духовный Наставник для развития и достижения ваших целей – об этом.

Подробнее ознакомиться с темами и правилами работы с Духовным Наставником вы можете на странице – .

Когда выпадают тяжёлые испытания, охватывает тревога и волнения, люди просят помощи у Бога или у мудрецов, чтобы получить советы, рекомендации для решения своих проблем. И тогда появляется потребность найти человека, который может направить на правильный путь и поможет разобраться в себе и в собственных неурядицах. Именно таким человеком часто становится духовный наставник, который помогает раскрыться душе, покаяться и принять решение поменять свою жизнь.

Зачем необходимо духовное руководство?

Не имея руководителя, человек не может прожить жизнь в святости. Найти учителя можно в церкви, куда необходимо приходить и молить Господа послать духовника, который будет утешать, советовать и направлять помыслы в богоугодное русло. Роль духовного наставника велика. Он, общаясь со своим чадом, доносит то, что ему передаёт дух Божий, вселяет в душу покой и гармонию.

Как правило, духовный наставник - это человек, обладающий большим жизненным и религиозным опытом, и он несёт послушание руководить религиозной жизнью других людей. Духовник играет огромную роль в жизни мирянина и священнослужителя, и он необходим для того, чтобы, прислушиваясь к его советам, жить благочестиво и достигнуть Царствия Небесного. История церкви имеет несколько вариантов наставничества. Но основными считаются:

  • служба священника в приходе, где он является душевным врачевателем всех прихожан;
  • старчество, именно оно получило широкое распространение в России.

Старцы - целители душ

Возникшее в Византии, оно прочно вошло в русскую культуру и заняло одно из значимых мест. Старцы несли обет послушания и своим словом и поступками были призваны обличать грехи и утешать запутавшихся в собственных сомнениях людях. Спасительными беседами и наставлениями они врачевали души, вносили в них покой и умиротворение.

Русское старчество берёт свои истоки от преподобного Паисия Величковского и достигает своего развития благодаря монахам Оптинской Пустыни. Монастыри с их духовными наставниками в течение длительного времени были центром паломничества православного народа. Старчество имело свою особенность, где строгое подвижничество чередовалось с активными выходами в мир. Эти выходы выражались в контакте с народом и в службе миру в качестве духовного помощника, наставника и советника.

Достижение простоты смирением

Занимаясь религиозным образованием своих учеников, старцы учили мудрости, способствовали нравственному росту и совершенствованию. В течение земной жизни своего духовного ученика они координировали и направляли поступки и действия чада. Связь между учителем и учеником была очень прочна, потому что строилась на доверительных и уважительных отношениях, покорности и любви. Отец Захарий наставлял беречь совесть свою и стремиться к простоте, которую можно достичь только смирением.

К старцам приходили за советом, когда были сомнения и возникали трудные ситуации. От духовника ждали утешений и помощи. Уникальность старчества в православии заключалась в непоколебимой вере и духовной силе старцев и в той тонкой работе, которую они проводили в душе своего ученика. Влияя на человеческую психику, они деликатно и аккуратно направляют человека на путь обретения любви к Господу.

Поиск наставника

Великая благодать для верующего человека - найти священнослужителя, который будет нести ответственность перед Всевышним за своего ученика,будет совершать молитвы за него, контролировать рост духовности, руководить его поступками и наставлять в мирской жизни, а также направлять на путь добродетели, которая ведёт в жизнь вечную.

Для верующего человека путь разрешения проблем отличается от пути, который выбирают неверующие миряне. Люди, далёкие от религии, как правило, свои возникшие неурядицы пытаются решать, опираясь на помощь и совет своих знакомых и в основном далёких от религии людей. И часто проблема не разрешается, а только усугубляется. Это происходит оттого, что все сложности сконцентрированы внутри нас, в отдалённости от Бога. И как следствие под накапливанием грехов происходит сбой духовной гармонии.

Воцерковленному человеку с появлением непредвиденных ситуаций за советом стоит идти к своему духовнику. При этом верующий понимает, что спрашивая, как поступить, он ждёт ответ на свой вопрос от Господа. Видя его смирение, Бог через батюшку даёт верный совет и благословляет. У христианина никогда не возникнет сомнений в том, что необходимо следовать сказанному духовником. Он уверен, что это Всевышний посылает ему свою поддержку. Только если передать своё сердце и душу в послушание духовнику, Божия благодать поселится в человеке.

Церковь не ставит ограничения и предоставляет возможность доброму христианину самому выбрать духовника. Как найти духовного наставника? Хорошо, если им будет священнослужитель из храма, в который часто приходишь помолиться. Но всё индивидуально, и порой бывает непросто встретить духовника, с которым бы установились доверительные и сердечные отношения.

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

  • духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;
  • старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;
  • следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;
  • если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Как выбрать духовного отца?

Как выбрать духовного наставника? Не стоит искать какие-то способы. Не нужно и прилагать особые усилия, начиная поиск духовного наставника. Это подскажет сердце. Понимание того, ваш это человек или нет, придёт само собой, если:

  • советы батюшки благотворно влияют и врачуют душу;
  • вы получаете утешение и чувствуете поддержку;
  • испытываете радость и умиротворённость, общаясь с ним;
  • ощущаете и верите в силу его молитвы и взаимную доброжелательность.

Как начать поиск духовного отца

Чтобы Бог подсказал, как найти духовного наставника, необходимо много и страстно молиться. Начиная поиск необходимо приглядеться к приходу, в котором проводит службы батюшка. У хорошего священника в храме всегда благожелательная атмосфера. Стоит пообщаться с прихожанами, узнать их мнение о пастыре.

Не стоит отправляться в далёкие края, раздумывая, где найти своего духовного наставника. Он может оказаться рядом и ближе, чем вам кажется. Не нужно рассказывать никому о своём наставнике, встретив его. Религиозная жизнь - это частное, и нет нужды выставлять её на всеобщее обозрение.

Часто приходите в церковь, которая по душе. Открывайтесь священнику на исповеди и молитесь о нём, и тогда Бог через него откроет своё изволение. Когда общение со священнослужителем проходит доверительно, то стоит следовать советам батюшки и, получив напутствие, выполнить его. Не нужно приходить с одним вопросом или проблемой ко многим батюшкам, надеясь на перемену вразумления.

Не нужно торопиться и называть первого встречного батюшку своим духовником. Посещая церковь, исповедуйтесь и спрашивайте совета у священника о своём наболевшем. И тогда возможно встретить близкого себе духовника.

Общаясь с прихожанами, узнавайте, где найти своего духовника, и какой батюшка пользуется авторитетом и уважением у паствы.

Приступить к чтению нужно с простых и понятных текстов. Духовные книги помогут правильно определиться с целями и приоритетами в жизни.

Нужен ли человеку духовный наставник

В любой сфере деятельности или в спорте у начинающего специалиста, спортсмена или школьника всегда есть наставник. Он помогает овладеть профессией, делится опытом, советами. Наставничество священнослужителя направлено на достижение учеником крепости духа, религиозного самосознания и исполнения божественных заповедей.

Отношения чада и духовника не измеряются количеством проведённого совместно времени. Иногда достаточно нескольких предложений, чтобы в душе стало спокойно и вопросы разрешились. Важно выполнить все советы, поступившие от духовника.

В мирской жизни семьям, следующим по законам Божьим, важно исповедоваться у одного духовника. Случается, что возникающие внутренние семейные проблемы можно решить совместно.

Для воцерковленного человека желательно вести запись своих грехов и затем как можно чаще исповедовать их духовнику. Считается, что спасение во множестве советов. Поэтому для души полезно искать ответы на вопросы у нескольких священников. Но мысли и греховные помыслы лучше открывать только своему духовному отцу.

Некоторые верующие не знают о том, что, отправляясь к пастырю, нужно прочитать молитву: «Господи! Дай мне милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле твоей». Вверить себя духовному отцу - это лучший способ для того, чтобы встать на путь исправления. Дьявол не сможет вмешаться туда, где всё тайное и греховное открылось духовнику. Важно повиноваться своему руководителю, ибо через него повинуешься Богу.

Духовный учитель

Духовник похож на педагога, открывающего истинный смысл многих вещей и правду своим подопечным. Учитель, духовный наставник должен расширить внутренний потенциал личности, воздействовать на него, сделать душевный мир воспитанника созвучным своему собственному.

Наставничество - это ещё и молитвы духовника о послании ему мудрости в обучении своих учеников. Это его обращение к Богу в неразрешимых ситуациях, просьба поддержки у Небесной Заступницы в минуты сомнений и беспомощности. Духовный отец несёт ответственность перед Иисусом Христом за вверенных ему чад.

Духовные наставники человека

На нашем пути много попадается людей, которые называют и считают себя духовными наставниками. Часто у них есть своё учение, школы или они называют себя последователями известных духовных личностей. У таких наставников есть ученики, единомышленники и почитатели, которые поддерживают их взгляды и убеждения.

Кроме того, каждый человек имеет своих невидимых духовных помощников. К ним относятся ангелы, которые защищают и оберегают на протяжении всей жизни. Если удастся научиться их понимать, то жить станет намного легче и проще. Приходя в мир вместе с родившимся младенцем, ангелы покидают его после смерти.

Верующий человек, который стремится следовать Божьим заповедям с чистой совестью и помыслами, перед невзгодами. Они только укрепляют верования и совершенствуют его душу. Отправляясь к своему духовнику, он понимает, что просит совета не у человека, а у Господа, который через священника даёт нужный совет и благословляет. Напутствие духовного отца, выполненное неукоснительно, приведёт к помощи от Бога. Ибо цель существование человека на земле очистить своё сердце и почувствовать близость Бога.