Тревожно депрессивное расстройство у детей с температурой. Тревожные дети (признаки тревожности, причины, последствия)

Это нормально, когда ребенок время от времени переживает или испытывает тревогу, особенно, если начинает ходить в детский сад, школу или переезжает на новое место. В таких ситуациях тревога – естественная реакция детей на окружающие изменения. Но такую эпизодическую тревогу необходимо отличать от тревожного состояния у ребенка . В случае тревожного состояния у ребенка волнение носит устойчивый характер, не имеет видимой причины и отражается на повседневном поведении и мыслях.

Причины тревожного состояния у детей

Причины тревожности у детей можно объединить в три группы.

Личность ребенка и гены . Некоторые дети просто рождаются более нервными и тревожными. Они менее способны справиться со стрессом, чем другие. Определенную роль в развитии тревожной личности играют гены – родители могут узнать в детях чувства и переживания из своего детства.

Внешнее окружение и стресс . Внешние причины, связанные с влиянием родителей, особенностями воспитания и напряженной обстановкой, очень часто нарушают психическое равновесие и служат причиной тревожного состояния у ребенка.

  • Нередко сами родители ведут себя очень тревожно , и дети перенимают у них манеру поведения
  • Гиперопека формирует у ребенкачувство беззащитности и неуверенности из-за обилия тех мнимых угроз, от которых его пытаются защитить
  • Противоречивые требования от разных членов семьи (например, папа разрешает то, чего не разрешает мама) расшатывают устойчивость и уверенность ребенка
  • Серия стрессов – с редкими напряженными ситуациями ребенок, как правило, может справиться сам, но несколько стрессовых событий подряд могут выбить ребенка из колеи: переезд, смена школы или детсада, развод родителей.

Психические расстройства. Тревожность у ребенка может быть симптомом таких состояний как дефицит внимания с гиперактивностью и детский аутизм . В этом случае изменяется функционирование головного мозга и нужна помощь специалиста.

Симптомы тревожного состояния ребенка

Так как нормальная эпизодически возникаюшая тревога и тревожное состояние у ребенка имеют много общего, родителям бывает трудно распознать это расстройство. Тревожность у ребенка – это не только беспокойство и страхи, она влияет на его повседневную жизнь:

  • Ребенок плохо спит или просыпается по ночам из-за кошмаров
  • Жалуется на плохое самочувствие, говорит, что у него болит голова или животик
  • Прицепляется за родителей и отказывается оставаться без них
  • Капризничает, постоянно плачет
  • Плохо ест
  • Часто бегает в туалет

Чем опасно тревожное состояние ребенка?

Длительная тревожность у детей младшего школьного возраста серьезно влияет на личностное развитие, обучение и дальнейшую жизнь. Тревожное состояние, начавшись в детстве, часто переходит в подростковый возраст. А у подростков оно может проявится конфликтами с родителями, проблемами с наркотиками и даже суицидом. Поэтому нужно обязательно обратиться к детскому психологу, как только вы заподозрили такое расстройство.

Как избавиться от тревожного состояния у детей?

Работа с тревожными детьми требует терпения и деликатного подхода. В лечении тревожного состояния у детей используются:

  • психотерапевтическое воздействие
  • лекарственная коррекция
  • нейротерапия.

Помощь опытного врача нужна, чтобы правильно определить причину тревожности ребенка и в зависимости от этого назначить курс лечения. В нашем центре работают ведущие детские психологи, психотерапевты, психиатры, неврологи, которые используют как проверенные временем, так и эффективные инновационные методики коррекции тревожности у детей.

Не откладывайте на потом посещение врача – верните ребенку спокойствие и уверенность!

Тревожное расстройство – это определенное психопатическое состояние, характеризующееся специфической симптоматикой. Тревогу испытывает периодически каждый субъект, вследствие различных ситуаций, проблем, опасных или тяжелых условий труда и т.д. Возникновение тревожности можно считать своеобразным сигналом, который сообщает индивиду об изменениях, происходящих в его организме, теле или во внешней среде. Отсюда выходит, что чувство тревоги выступает в роли приспособительного фактора при условии того, что оно не выражено чрезмерно.

Среди наиболее часто встречаемых сегодня тревожных состояний выделяют генерализованное и адаптивное. Генерализованное расстройство характеризуется выраженной устойчивой тревожностью, которая направлена на различные жизненные ситуации. Адаптивное расстройство характеризуется ярко выраженной тревожностью или иными эмоциональными проявлениями, которые зарождаются в сочетании со сложностями в адаптации к определенному стрессовому событию.

Причины тревожного расстройства

Причины образования тревожных патологий сегодня полностью не изучены. Для развития тревожных нарушений имеют значение психические и соматические условия. У некоторых субъектов данные состояния могут появляться без наличия четких пусковых механизмов. Чувство тревоги может быть ответной реакцией на внешние стрессовые раздражители. Также отдельные соматические заболевания являются сами по себе причиной тревожности. К таким заболеваниям можно отнести сердечную недостаточность, бронхиальная астму, гипертиреоидизм и др. Так, например, органическое тревожное расстройство может наблюдаться вследствие кардиоцеребральных и кардиальных нарушений, гипогликемии, сосудистой патологии головного мозга, эндокринных нарушений, черепно-мозговых травм.

К физическим причинам можно отнести прием лекарств или наркотических препаратов. Может вызывать тревожность отмена приема седативных препаратов, алкоголя, некоторых психоактивных средств.

Сегодня научные деятели выделяют психологические теории и биологические концепции, которые объясняют причины образования тревожных расстройств.

С точки зрения психоаналитической теории тревожность является сигналом образования недопустимой, запретной потребности, или посыла агрессивного либо интимного характера, которые мотивируют индивида к бессознательному предотвращению их выражения.

Симптомы тревожности в таких случаях рассматриваются в качестве неполного сдерживания или вытеснения недопустимой потребности.

Бихевиористические концепции рассматривают тревогу, а в частности, различные фобии изначально зарождаются в качестве условно-рефлекторной ответной реакции на пугающие или болезненные стимулы. В последующем тревожные реакции могут возникать и без посыла. Когнитивная психология, которая появилась позднее, акцентирует внимание на искривленных и неверных мысленных образах, которые предшествуют развитию симптомов тревоги.

С позиций биологических концепций тревожные нарушения являются результатом биологических отклонений, с резким повышением продуцирования нейромедиаторов.

У многих индивидов, у которых наблюдается тревожно паническое расстройство, отмечается также чрезвычайная чувствительность к небольшому увеличению концентрации в воздухе углекислого газа. В соответствии с отечественной систематикой тревожные нарушения причисляются к группе функциональных расстройств, другими словами к психогенно детерминированным болезненным состояниям, которые характеризуются осознанием заболевания и отсутствием трансформаций в личностном самосознании.

Тревожное расстройство личности также может развиваться вследствие наследственных особенностей темперамента субъекта. Часто данные состояния разных типов имеют отношение к поведению наследственного характера и включают в себя следующие черты: пугливость, замкнутость, стеснительность, необщительность, если оказывается в неизвестной ситуации.

Симптомы тревожного расстройства

Признаки и симптоматика данного состояния может значительно отличаться в зависимости от индивидуальных характеристик субъекта. Некоторые страдают от сильнейших приступов беспокойства, появляющихся внезапно, а другие – от возникающих навязчивых беспокойных мыслей, например, после выпуска новостей. Одни индивиды могут бороться с различными навязчивыми страхами или неконтролируемыми мыслями, другие живут в постоянном напряжении, которое их не тревожит абсолютно. Однако, несмотря на разнообразные проявления, все это вместе будет являться тревожным расстройством. Основным симптомом, которым считается постоянное присутствие или беспокойство в ситуациях, при которых большинство людей чувствуют себя в безопасности.

Все симптомы патологического состояния можно разделить на проявления эмоционального и физического характера.

К проявлениям эмоционального характера, кроме иррационального, безмерного страха и тревожности, относят также ощущение опасности, нарушение в концентрации внимания, предположение худшего, эмоциональную напряженность, повышенную раздражительность, чувство опустошенности.

Тревога является чем-то большим, чем простое ощущение. Ее можно рассматривать в качестве фактора готовности физического тела индивида к бегству или борьбе. Она содержит в себе широкий диапазон физических симптомов. Вследствие множества симптомов физического характера субъекты, страдающие тревожными состояниями, часто принимают свою симптоматику за болезнь тела.

Симптоматика тревожного расстройства физического характера включает ускоренное сердцебиение, диспепсические расстройства, интенсивное потоотделение, учащение мочеиспускания, головокружение, одышку, тремор конечностей, мышечное напряжение, быструю утомляемость, хроническую усталость, головные боли, нарушение сна.

Также была отмечена взаимосвязь между тревожным расстройством личности и . Так как множество индивидов, страдающих тревожным нарушением, имеют в анамнезе депрессию. Депрессивные состояния и тревожность тесно взаимосвязаны между собой психоэмоциональной уязвимостью. Именно поэтому они довольно часто сопровождают друг друга. Депрессия способна усугубить тревогу и, наоборот.

Тревожные расстройства личности бывают генерализованного, органического, депрессивного, панического, смешанного типа, вследствие чего симптомы могут отличаться. Так, например, органическое тревожное расстройство характеризуется клиническими проявлениями качественно идентичными симптомам тревожно-фобического расстройства, но для диагностирования органического тревожного синдрома необходимо наличие этиологического фактора, который вызывает тревожность как вторичное проявление.

Генерализованное тревожное расстройство

Расстройство психики, характеризующееся общей постоянной тревожностью, не связанной с конкретными событиями, предметами или ситуациями носит название генерализованное тревожное расстройство личности.

Лицам, страдающим расстройствами данного вида, присуща тревожность, для которой характерна устойчивость (продолжительность не менее 6 месяцев), генерализованность (т.е. тревожность проявляется в выраженной напряженности, беспокойстве, ощущении будущих неприятностей в событиях повседневности, наличии различных страхов и дурных предчувствий), не фиксированностью (т.е. тревога не ограничивается какими-либо конкретными событиями или условиями).

Сегодня выделяют три группы симптомов данного вида расстройства: беспокойство и опасения, моторное напряжение и гиперактивность. Опасения и беспокойство обычно довольно трудно контролируются, а их длительность дольше, чем у людей, не страдающих генерализированным тревожным расстройством. Беспокойство не фокусируется на специфичных проблемах, например, таких как вероятность возникновения панического приступа, попасть в затруднительное положение и др. Моторное напряжение может выражаться в напряжении мышц, головной боли, треморе конечностей, неспособности расслабиться. Гиперактивность нервной системы выражается в повышенном потоотделении, ускоренном сердцебиении, ощущении сухости во рту и дискомфорта в эпигастральной области, головокружении.

Среди типичных симптомов генерализованного тревожного расстройства личности также можно выделить раздражительность и повышенную чувствительность к шуму. Другими симптомами со стороны моторики считается наличие ноющих мышечных болей и ригидности мышц, в особенности мышц плечевой области. В свою очередь вегетативные симптомы можно сгруппировать по функциональным системам: желудочно-кишечные (ощущение сухости во рту, затрудненность глотания, дискомфорт в эпигастральной области, повышенное газообразование), дыхательные (затрудненность вдоха, чувство сжатия в грудной области), сердечнососудистые (дискомфорта в сердечной области, учащенное сердцебиение, пульсация шейных сосудов), урогенитальные (частое мочеиспускание, у мужчин – исчезновение эрекции, снижение либидо, у женщин – менструальные нарушения), нервная система (пошатывание, ощущение расплывчатости зрения, головокружение и парестезия).

Тревожное состояние также характеризуется нарушением сна. Люди с таким расстройством могут испытывать трудности в процессе засыпания и ощущать беспокойство при пробуждении. У таких больных сон характеризуется прерывистостью и наличием сновидений неприятного характера. Пациентам с генерализованным тревожным нарушением часто снятся кошмары. Они часто просыпаются с ощущением усталости.

Индивид с таким расстройством часто имеет специфический внешний вид. Лицо и поза его выглядят напряженными, брови нахмуренные, он беспокоен, нередко наблюдается дрожание в теле. Кожные покровы такого больного бледные. Пациенты склонны к плаксивости, что отражает подавленность настроения. Среди других симптомов данного расстройства следует выделить быструю утомляемость, депрессивные и обсессивные симптомы, деперсонализацию. Перечисленные симптомы являются второстепенными. В случаях, когда эти симптомы являются ведущими, нельзя ставить диагноз генерализованное тревожное расстройство личности. У некоторых пациентов была отмечена периодическая гипервентиляция.

Тревожно-депрессивное расстройство

Заболеванием современности можно назвать тревожно-депрессивное расстройство, которое существенно понижает качество жизни индивида.

Тревожно-депрессивное расстройство следует отнести к группе невротических расстройств (неврозы). Неврозами называют психогенно детерминированные состояния, характеризующиеся значительным разнообразием симптоматических проявлений, отсутствием трансформаций личностного самосознания и осознанием заболевания.

В течение жизни риск развития тревожно-депрессивного состояния составляет около 20%. При этом, всего лишь одна треть заболевших обращается к специалистам.

Основным симптомом, определяющим наличие тревожно-депрессивного расстройства является устойчивое ощущение неотчетливой тревоги, объективных причин для возникновения которой не существует. Тревогой можно назвать неизменное ощущение близящейся опасности, катастрофы, аварии угрожающей близким людям или самому индивиду. Важно понимать, что при тревожно-депрессивном синдроме индивид испытывает страх не перед определенной угрозой, которая реально существует. Он только ощущает смутное чувство опасности. Данное заболевание опасно тем, что постоянное чувство тревоги стимулирует производство адреналина, который способствует нагнетанию эмоционального состояния.

Симптомы данного расстройства делятся на клинические проявления и вегетативные симптомы. К клиническим проявлениям относят устойчивое снижение настроения, повышенное беспокойство, постоянное чувство тревоги, резкие колебания эмоционального состояния, стойкое расстройство сна, навязчивые опасения различного характера, астению, слабость, постоянную напряженность, беспокойство, быструю утомляемость; понижение концентрации внимания, работоспособности, скорости мышления, усвоения нового материала.

К вегетативным симптомам относят учащенное или интенсивное сердцебиение, тремор, ощущение удушья, повышенную потливость, приливы, влажность ладоней, болевые ощущения в области солнечного сплетения, ознобы, расстройства стула, учащенное мочеиспускание, боль в животе, напряжение в мышцах.

Подобные дискомфортные ощущения испытывает множество людей в стрессовых ситуациях, но для диагностирования тревожно-депрессивного синдрома у пациента должны быть выявлены несколько симптомов в совокупности, которые наблюдаются на протяжении нескольких недель или месяцев.

Существуют группы риска, которые чаще подвержены тревожным нарушениям. Так, например, женщины гораздо чаще мужской половины населения подвержены тревожно-депрессивным расстройствам. Так как прекрасная половина человечества характеризуется боле выраженной эмоциональностью, по сравнению с мужчинами. Поэтому женщинам нужно научиться расслабляться и сбрасывать накапливаемое напряжение. Среди факторов, способствующих возникновению неврозов у женщин, можно выделить гормональную перестройку организма в связи с фазами менструального цикла, беременностью или послеродовым состоянием, менопаузой.

Люди, которые не имеют постоянного места работы, гораздо чаще подвержены возникновению тревожно-депрессивных состояний, чем работающие индивиды. Ощущение собственной несостоятельности в финансовом плане, постоянный поиск места работы и преследующие неудачи на собеседованиях ведут к появлению чувства безысходности. Наркотики и алкоголь также являются факторами, способствующими развитию тревожно-депрессивных состояний. Алкогольная или наркотическая зависимость разрушает личность индивида и ведет к возникновению психических расстройств. Постоянно сопутствующая депрессия принуждает искать счастья, удовлетворения в новой порции спиртного или дозе наркотического препарата, которая лишь усугубит депрессию. Неблагоприятная наследственность часто бывает фактором риска развития тревожно-депрессивных расстройств.

Тревожные расстройства у детей, чьи родители страдают психическими расстройствами, наблюдаются чаще, чем у детей со здоровыми родителями.

Пожилой возраст также может являться предпосылкой к возникновению расстройств невротического характера. Индивиды в таком возрасте теряют социальную значимость, дети их уже выросли и перестали зависеть от них, многие друзья умерли, у них наблюдается депривация в общении.

Низкий уровень образования ведет к появлению тревожных расстройств.

Тяжелые соматические заболевания образуют самую тяжелую группу больных тревожно-депрессивными расстройствами. Ведь многие люди часто страдают неизлечимыми заболеваниями, которые могут вызывать сильнейшие боли и дискомфорт.

Тревожно-фобические расстройства

Группу расстройств, возникающих вследствие совокупности психологических факторов воздействия и внешних причин, называют тревожно-фобическими расстройствами. Возникают они вследствие воздействия психотравмирующих раздражителей, семейных неприятностей, потери близких, крушений надежд, проблем, связанных с работой, предстоящего наказания за совершенное ранее правонарушение, опасности для жизни, здоровья. Раздражитель бывает однократного сверхсильного воздействия (острая психическая травма), или многократного слабого действия (хроническая психическая травма). Черепно-мозговые травмы, различного рода инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и заболевания желез внутренней секреции, длительное недосыпание, постоянное переутомление, нарушение в режиме питания, длительное эмоциональное напряжение являются теми факторами, которые способствуют возникновению заболеваний психогенного характера.

К основным проявлениям фобического невротического нарушения относят , панические атаки и фобии ипохондрического характера.

Могут выражаться в виде всепоглощающего ощущения страха и чувства приближающейся смерти. Они сопровождаются вегетативными симптомами, такими как ускоренное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, потливость, тошнота, головокружение. Приступы панической атаки могут продолжаться от пары минут и до часа. Часто больные во время таких атак боятся утратить контроль над поведением или опасаются сойти с ума. В основном, панические атаки появляются самопроизвольно, но временами их возникновение могут спровоцировать резкие перемены в погодных условиях, стресс, недосыпание, физическое перенапряжение, чрезмерная половая активность, злоупотребление алкогольными напитками. Также некоторые соматические заболевания могут спровоцировать появление первых панических атак. К таким заболеваниям можно отнести: гастрит, остеохондроз, панкреатит, некоторые заболевания сердечнососудистой системы, заболевания щитовидной железы.

Психотерапия тревожных расстройств личности направлена на устранение тревожности и коррекцию неадекватного поведения. Также в ходе терапии больных обучают основам расслабления. Для лечения индивидов, страдающих тревожными расстройствами, может применяться индивидуальная или групповая психотерапия. Если в анамнезе заболевания превалируют фобии, то пациенты нуждаются в психоэмоциональной поддерживающей терапии, позволяющей улучшить психологическое состояние таких пациентов. А ликвидировать фобии позволяет поведенческая психотерапия и применение гипноза. Также может применяться при лечении навязчивых страхов и рациональная психотерапия, при которой пациенту объясняется суть их заболевания, вырабатывается адекватное понимание пациентом симптомов заболевания.

Смешанное тревожно-депрессивное расстройство

В соответствии с международной классификацией болезней тревожные состояния подразделяются на тревожно-фобические расстройства и другие тревожные расстройства, которые включают в себя смешанное тревожно-депрессивное расстройство, генерализованное и тревожно паническое расстройство, обсессивно-компульсивные нарушения и реакции на серьезный стресс, нарушения адаптации, включающие в себя посттравматическое стрессовое расстройство.

Постановка диагноза смешанного тревожно-депрессивного синдрома возможна в тех случаях, когда у пациента наблюдаются приблизительно в одинаковой степени выраженности симптомы тревоги и депрессии. Другими словами наряду с тревожностью и ее вегетативными симптомами наблюдается также снижение настроения, потеря прежних интересов, снижение мыслительной деятельности, двигательная заторможенность, исчезновение уверенности в собственных силах. Однако при этом состояние больного невозможно непосредственно связать с какими-нибудь психотравмирующим событием и стрессовыми ситуациями.

К критериям смешанного тревожно-депрессивного синдрома относят временное или устойчивое дисфоричное настроение, которое наблюдается с 4-мя и более симптомами в течение не менее месяца. Среди таких симптомов выделяют: трудности концентрации внимания или заторможенность мышления, нарушения сна, усталость или быстрая утомляемость, плаксивость, раздражительность, беспокойство, безнадежность, повышенная настороженность, заниженная самооценка или наличие чувства никчемности. Также перечисленные симптомы должны вызывать нарушения в профессиональной сфере, социальной или другой важной области жизнедеятельности субъекта либо провоцировать клинически значимый дистресс. Все названные выше симптомы не обусловлены приемом каких-либо препаратов.

Лечение тревожных расстройств

Психотерапия тревожных расстройств и медикаментозное лечение препаратами, обладающими противотревожным действием, являются основными методами лечения. Применение когнитивно-поведенческой терапии в лечении тревожности позволяет идентифицировать и изжить отрицательные шаблоны мышления и алогичные воззрения, которые подпитывают тревогу. Для излечения повышенной тревожности обычно применяется от пяти до двадцати ежедневных сеансов.

Для терапии также применяется десенсибилизация и конфронтация. В ходе лечения пациент противостоит собственным страхам в неопасной среде, которая контролируется терапевтом. Посредством повторяющегося погружения, в воображении или реальности, в ситуацию, провоцирующую возникновение страха, пациент приобретает большее ощущение контроля. Непосредственно посмотреть в лицо своему страху, позволяет постепенно уменьшить беспокойство.

Гипноз является надежным и быстрым механизмом, использующимся в лечении тревожных расстройств. Когда индивид находится в глубокой телесной и умственной релаксации, терапевт применяет различные терапевтические приемы, помогающие пациенту взглянуть в лицо собственным страхам и их преодолеть.

Дополнительной процедурой в лечении данной патологии является физическая реабилитация, которая основывается на упражнениях, взятых из йоги. Исследования показали эффективность снижения тревожности после выполнения тридцатиминутного специального комплекса упражнений от трех до пяти раз в неделю.

В лечении тревожных расстройств используются различные лекарственные средства, включающие в себя антидепрессанты, бета-адреноблокаторы и транквилизаторы. Любое медикаментозное лечение показывает свою эффективность только в сочетании с сеансами психотерапии.

Бетта-адреноблокаторы применяются с целью снятия вегетативных симптомов. Транквилизаторы уменьшают выраженность проявлений тревожности, страха, содействуют снятию мышечного напряжения, нормализации сна. Недостаток транквилизаторов заключается в способности обуславливать привыкание, по причине которого возникает зависимость у пациента, следствием такой зависимости будет синдром отмены. Именно поэтому их следует назначать только по серьезным показаниям и недлительным курсом.

Антидепрессантами называются лекарственные препараты, которые нормализуют патологически измененное депрессивное настроение и способствуют редукции соматовегетативных, познавательных, двигательных проявлений, вызванных депрессией. Наряду с этим множество антидепрессантов обладают также и противотревожным эффектом.

Тревожные расстройства у детей также лечат при помощи когнитивно-поведенческой терапии, лекарственных препаратов или их сочетанием. Среди психиатров распространено мнение, что для терапии детей наибольшим эффектом обладает поведенческая терапия. Ее методы базируются на моделировании устрашающих ситуаций, обуславливающих навязчивые мысли, и принятии комплекса мер, которые предупреждают нежелательные реакции. Применение же лекарственных препаратов оказывают менее продолжительный и менее позитивный эффект.

Большинство тревожных нарушений не требует назначения лекарственных препаратов. Обычно индивиду с тревожным расстройством достаточно разговора с терапевтом и его уговоров. Беседа не должна быть длительной по времени. Пациент должен ощущать, что он всецело занимает внимание терапевта, что его понимают и ему сочувствуют. Терапевту необходимо предоставить больному четкое объяснение любых соматических симптомов, которые имеют связь с тревогой. Необходимо помочь индивиду преодолеть или примириться с любой социальной проблемой, относящейся к заболеванию. Так неопределенность только может повысить тревожность, а четкий план терапии помогает ее снизить.

Что такое Тревожные расстройства у детей -

Тревожные расстройства известны также как эмоциональные расстройства детского возраста. Сюда относят страхи, печаль и беспокойство, которые могут проявляться параллельно с соматической симптоматикой. Но за последние 20 лет были очерчены множество специфических тревожных и депрессивных расстройств, включенных в МКБ-10 (Международная классификация болезней-10) и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Эпидемиология

Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые отражаются на жизни человека каждый день и/или причиняют значительные страдания.

Тревожные расстройства - вторая по распространенности группа детских психических расстройств. На первом месте - поведенческие расстройства. Многие страхи и беспокойства детей не относят к расстройствам по причине того, что эти симптомы не приводят к большим страданиям или социальным нарушениям.

Что провоцирует / Причины Тревожных расстройств у детей

Если у родителей наблюдаются тревожные расстройства, то велика вероятность, что и ребенок будет подвержен им. Наследуемость тревожных расстройств умеренная, что доказано близнецовыми исследованиями. Но не уточнено, что именно наследуется - повышенный риск конкретного тревожного расстройства или более широкая подверженность тревоге в целом. Также родители с помощью воспитания, собственного нецеленаправленного примера и проч. могут спровоцировать у ребенка тревожные расстройства.

Из-за редко случающихся в жизни катастрофических событий может случиться посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка. Тревожные расстройства других видов также могут быть спровоцированы негативными происшествиями в жизни, в основном это период финансовых затруднений вследствие родительской безработицы, окончательный разрыв с лучшим другом, переживание ссор и развода родителей.

Имеет значение, одно такое событие имело место или несколько. Пережить одно, не получив психологических последствий, ребенку гораздо легче. Если же событий несколько - одновременно или через какой-то промежуток времени - может проявиться эмоциональное расстройство.

Многие теории гласят, что тревога вызывается переживанием угрозы. Существует формулировка Боулби, что основана на теории привязанности: тревога - и особенно тревога в связи с разлукой - часто возникает в результате угрожающих или действительных разлук с ключевыми фигурами привязанности (например, когда родители, наказывают своих детей, угрожая их прогнать).

Предполагается, что темперамент также имеет значение в развитии тревожных расстройств у детей. Согласно проспективным исследованиям, у младенцев и ходунков-ползунков, темперамент которых отличается застенчивостью и торможением, повышен риск возникновения тревожных расстройств в более позднем детстве.

Симптомы Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей бывают нескольких видов. Ниже приведены основные симптомы их (без классификации по типам расстройств):

  • потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • затруднение дыхания;
  • тремор или дрожь;
  • ощущение комка в горле;
  • тошнота или абдоминальный дистресс;
  • боль и дискомфорт в груди;
  • чувство нереальности предметов или отделенности и удаленности собственного «Я»;
  • чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • приливы жара или ознобы;
  • страх потери контроля;
  • страх смерти;
  • страх сойти с ума;
  • мышечное напряжение или боли;
  • онемение или ощущение покалывания;
  • чувство нервозности;
  • беспокойство и неспособность расслабиться;
  • затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства;
  • усиленное реагирование на неожиданности или на испуг;
  • затрудненное засыпание из-за беспокойства;
  • постоянная раздражительность.

Диагностика Тревожных расстройств у детей

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из выше описанных симптомов, это повод для обращения к специалисту. Врач должен провести опрос, оценить медицинскую историю ребенка и провести физический осмотр. Лабораторной диагностики тревожных расстройств у детей не существует. Но осмотр и обследование позволяют установить, являются ли тревожные проявления у ребенка симптомом соматического заболевания.

Лечение Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей лечат с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии, лекарственных средств или же их сочетанием. Считается, что наибольший эффект оказывает поведенческая терапия. Методы ее заключаются в создании создание устрашающих ситуаций, которые вызывают навязчивые идеи, и принятии мер, предотвращающих нежелательные реакции.

Лекарственные средства оказывают менее длительный и менее положительный эффект.

Прогноз

Тревожные расстройства, в отличие от поведенческих, редко продолжаются по мере взросления ребенка. Но все же не стоит игнорировать их с мыслью, что «оно пройдет само».

У небольшой части детей и подростков с тревожными расстройствами будет, как минимум одно тревожное расстройство, когда они повзрослеют, а у других разовьются депрессивные расстройства. Ретроспективные исследования также показывают, что значительная часть взрослых с тревожными или депрессивными расстройствами ранее перенесли тревожные расстройства детского возраста.

Обновление: Октябрь 2018

Знаете ли вы, что множества болезней можно было бы избежать, если бы родители обращали внимание на уровень тревожности ребенка? А то, что ее симптомы легко принять за «капризность», «избалованность» или гиперактивность? А вы знаете, что самое важное в борьбе с повышенной тревожностью – это обеспечение ребенка уверенностью, что родительская любовь будет постоянной, и не зависит от его успеваемости и поведения в обществе?

Если вы мало что знаете о таком понятии как «тревожность», но вас настораживает поведение собственного ребенка, наша статья – для вас. В ней мы рассмотрим причины этого состояния, его опасности, а также способы, позволяющие ребенку избавиться от такого постоянного внутреннего напряжения.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Чем опасна повышенная тревожность

Увеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.

Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.

Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.

Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.

Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:

  • вегето-сосудистая дистония;
  • кардиопатии;
  • неврозы;
  • психозы и психопатии;
  • гастриты;
  • язвенная болезнь;
  • мигрень.

Какой бывает тревожность

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Как заметить, что ребенок тревожен

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

Тревожность у детей до 1 года

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Школьная тревожность

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Диагностика тревожности

Понять, какого уровня тревожность у ребенка, можно по тестированию, которое проведет ему любой из указанных специалистов (в основном, этим занимаются психолог или психотерапевт). Это тесты Дорки, Филипса, CMAS, Спилберга-Ханина.

Тест Филлипса

По тесту тревожности Филлипса судят об уровне и характере тревожности у ребенка младшего и среднего школьного возраста (3-7 классы). Вначале он проводится школьным психологом для всего класса, чаще всего неанонимно. По результатам исследования специалист оценивает:

  • насколько велика общая школьная тревожность;
  • насколько сильно школьники переживают стресс;
  • как сильно школьники хотят получать хорошие оценки;
  • величину страхов, связанных с самовыражением;
  • насколько детям страшны контрольные работы;
  • насколько дети испытывают затруднения во взаимоотношениях с учителем;
  • насколько важно детям соответствовать ожиданиям со стороны одноклассников и учителей.

Тест можно проводить и индивидуально – для повторной проверки тех учеников, которые выказали средний и высокий уровень тревожности. Так психолог может выявить, где именно локализуются проблемы ребенка: во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками, или, может, он боится не оправдать ожиданий родителей, или у него низкий уровень сопротивляемости стрессам, или – страх самовыражения.

Тест Филлипса состоит из 58 вопросов. Детей просят ответить односложно – «да» или «нет». Далее ответы сверяют с имеющимися ключами, и если было прописано «нет», а ребенок ответил положительно или, наоборот, на отрицательный вопрос ответил «да», это считают проявлением тревожности.

Вопросы приблизительно следующие:

  1. Бывает ли, что ты начинаешь дрожать, когда тебя спрашивает учитель?
  2. Снится ли тебе, что ты в школе, но на вопрос учителя ответить не можешь?
  3. Получаешь ли ты такие оценки, каких от тебя ждут родители?
  4. Доволен ли ты отношением к тебе учителей?
  5. Одеваешься ли ты в школу так же хорошо, как и другие одноклассники?
  6. Смеются ли над тобой одноклассники, когда вы играете в разные игры?
  7. Пугает ли тебя, когда учитель говорит, что будет делать проверку знаний?

Методика тревожности Филипса предполагает такую оценку результатов:

  • если несовпадений от 29 до 43 – это повышенная тревожность у ученика;
  • если – больше 43, то тревожность расценивается как высокая.

Кроме того, номера неправильных ответов сравниваются со специальной таблицей из 8 факторов, где каждый из них показывает отдельную проблему. Например, о страхе ситуации проверки знаний говорят вопросы №№ 2, 7, 12, 16, 21, 26. Если именно на них ребенок ответил неправильно (более 3 неверных ответов), это говорит о том, что у него имеется такой страх.

Тест Дорки

По результатам этого теста проводится диагностика тревожности у детей до 12 лет. Он состоит из 14 вопросов, к некоторым из них прилагаются ситуативные картинки персонажей, на которых нет лиц. Ребенок сам должен ответить, какое лицо будет на месте пробела – грустное или веселое.

Примеры вопросов:

  1. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет коляску с младшим братиком. Какое лицо будет у старшего брата (сестры) – грустное или веселое?
  2. Ребенок ест и пьет в одиночестве. Какое у него будет настроение?
  3. Мама заставляет ребенка убрать за собой игрушки. Это грустно или весело?
  4. Ребенок умывается сам – без помощи мамы или папы. Какое у него будет лицо?

Результат = (количество грустных эмоций/14)*100%.

Если он – более 50%, то уровень тревожности – повышенный,

от 20 до 50% — средний уровень,

результат – менее 20% — низкий уровень.

Тест CMAS

Это тест переводится как «Шкала явной тревожности для детей» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Она дает возможность выявить тревожность у детей, проанализировать эмоциональные проблемы ребенка, предотвратить нервные срывы, связанные с экзаменами, соревнованиями. Ее используют для определения оптимального расписания занятий и решения о целесообразности посещения группы продленного дня.

Тест применяется для детей 7-12 лет. Для 7-8-летних его проводят индивидуально, с 9-летнего возраста применяется групповое тестирование.

Тест состоит из 53 вопросов, на которые нужно отвечать «верно» или «неверно» (точнее, ставить плюсик в соответствующей графе). Примеры вопросов по шкале тревожности детей:

  • Тебе хочется быть во всем лучше всех.
  • Ты беспокоишься о том, что тебе скажут родители.
  • Ты многого боишься в глубине души.
  • Тебя легко обидеть.
  • Часто потеют руки.
  • Часто бывает ощущение, что сильно бьется сердце.
  • Часто болит живот.

При оценке откладываются те бланки, где все «верно», «неверно», подчеркнуто оба ответа или имеется множество исправлений как неправдоподобные. Далее проводится сравнение ответов с ключами по двум субшкалам – тревожности и «социальной желательности». Потом оба этих балла сравниваются со стандартами для определенного пола и возраста, и уже на основании этого делается оценка, находится ли тревожность в пределах нормы, она несколько повышена, явно повышена или очень высока.

Шкала Спилберга-Ханина

Она предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности самим ребенком (подростком). Здесь нужно ответить на 40 вопросов, обводя нужный вариант. Далее баллы суммируются – и можно оценить оба вида тревожности.

Другие шкалы

Для определения тревожности и конкретных ее источников у детей могут применяться и другие тесты и шкалы. Это могут быть авторские наборы вопросов, рисуночный тест, наблюдение за ребенком во время выполнения каких-то заданий, требующих концентрации.

Лечение тревожности

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Психотерапия

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.

Температура – один из важнейших показателей здоровья, помогающий понять: какое соотношение между выработанным теплом и теплообменом, происходящим между органами и их тканями, с одной стороны, и внешней средой – с другой. Как ни странно, но её показатели не одинаковы для всех и зависят от следующих факторов:

  • возраст (повышается у детей во время игр или продолжительного плача; чем старше человек, тем ниже показатели)
  • пол (у женщин выше, чем у мужчин)
  • состояние организма (повышается: в активном состоянии, испытывая физические нагрузки, принимая пищу)
  • время суток (с утра ниже, к вечеру повышается)
  • влияние окружающей среды (в жаркую погоду может повыситься)

Температура тела — важный показатель здоровья человека

К субфебрильной относится температура 37 – 37,5 °С и считается таковой, если она появилась без видимых причин и держится определенный промежуток времени, порой до нескольких месяцев. Человек может ощущать это, а может и не замечать этого. Для того, чтобы сделать вывод о том, субфебрильная температура у вас или это единичный случай, который вызван конкретной ситуацией, стоит обратиться к врачу.

Делаются замеры, которые происходят несколько раз в день, в одно и то же время на протяжении некоторого времени. На основании этих данных строится температурная кривая. Её необходимо проанализировать, выяснить, есть ли сопутствующие изменения и провести лабораторную диагностику. В результате можно понять причину или причины, приведшие к повышению температуры.

Такое состояние может соответствовать многим заболеваниям, среди которых: депрессии, вегетососудистая дистония, неврозы.

Температура при неврозе

Что собой представляет невроз и какова природа этой болезни? Это заболевание является функциональным, т.е. обратимым и представляет собой не «поломку» какого-то органа, а лишь нарушение в работе, в нашем случае не органа, а центральной нервной системы.

Иногда упадок сил способствует тому, что температура падает до показателя 35°С, но она так же может выскочить и вверх, а порой может находиться на субфебрильных отметках.

За терморегуляцию и сбалансированность отвечает гипоталамус – центральный орган вегетативной системы. Стойкое расстройство теплообменных процессов свидетельствует о нарушениях в его работе.

При неврозе температура тела может повышаться или понижаться

Неинфекционное повышение температуры может свидетельствовать о проявлениях симптомов всд, в частности вегетоневроза. Это состояние с субфебрильной температурой может быть продолжительным по времени и проявляться в следующих случаях:

Психогенные причины повышенной температуры при неврозе:

  • детский и юношеский возраст на фоне всд
  • зндокринные патологии в переходном возрасте (гормональные перестройки)
  • стресс
  • физические и эмоциональные перегрузки
  • железодефицитная анемия

Личностные особенности больного:

Вы в группе риска, если у вас: слабая нервная система невротического склада, вы эмоционально уязвимы, наследственная предрасположенность, беременность, вы – житель мегаполиса.

Эмоциональный стресс, тяжелые умственные нагрузки — все это основные причины повышения температуры тела при неврозе

Симптомы невроза с температурой:

  • астения
  • повышенная температура тела
  • боли в мышцах и суставах
  • «ватные» конечности

Почему держится субфебрилитет, каковы его причины? Иногда этому состоянию предшествовала болезнь и это может быть её отголоском. Когда же не было ничего подобного, то можно говорить о зарождающейся дисфункции.

Чтобы правильно поставить диагноз, нужно действовать методом исключения: нужно исключить наличие воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, проявлений хронических болезней. И вот если все эти факторы исключены, а цифры продолжает держаться на повышенных отметках, то принято говорить о вегетоневрозе.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии. Стресс способен повысить температуру и здесь организм попадает в замкнутый круг: иммунная система ослаблена и плохо выполняет свои функции, следовательно, развиваются инфекционные процессы, а они приводят в стрессовое состояние нервную систему, разбалансируют вегетативную систему и подогревают уже запущенные процессы.

Если повышение температуры происходит от воспалительного процесса, то можно с уверенностью сказать, что работа иммунной системы нарушена и выглядит это в виде увеличенных лимфоузлов и проявлениях признаков болезни на слизистых. Соответственно, лечение будет успешным, если будут устранены причины во всех 3-х направлениях: восстановлена работа нервной и иммунной системы, осуществлён поиск и найдена инфекция, проведена санация слизистых.

У 1/3 больных неврозом есть в наличии субфебрильная температура. Она не опасна, может быть и не замечена человеком, но не стоит недооценивать ситуацию, т.к. может развиться психосоматическая болезнь.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии

Температура при депрессии

У каждого человека есть свои внутренние биологические часы и от того, как они работают, будут зависеть такие жизненно важные показатели, как артериальное давление, сердечный ритм, тонус сосудов, температура тела. В течение суток наша температура меняется: наименьшие её показатели в утренние часы (в районе 4-5 часов), наивысшие между 15 и 18 часами. У здорового человека эта разница невелика и составляет 1,2 – 1,5°С. У человека, находящегося в состоянии депрессии эта разница почти отсутствует и показатели ее находятся на завышенных позициях.

Депрессия – это комплексное расстройство, а не патология конкретного органа. Поэтому причин, по которым может долгое время держаться температура, тоже может быть много.

Для точного их определения нужно очень внимательно провести устный опрос: выяснить, были ли оперативные вмешательства и по какому поводу, принимались ли какие-либо препараты, посещались ли другие страны, выясняются бытовые условия и профессиональные особенности, увлечения, а так же нужно исключить ложные причины субфебрилитета. Ложными причинами может быть банальный поломанный градусник. На следующем этапе проводится эпидемическое и клиническое обследование.

Если причина определена и она не относится к инфекционным болезням и воспалительным процессам в организме, то все расстройства терморегуляции относят в вегетососудистой дистонии – одному из симптомов температурной депрессии.

Температура при панических атаках

ПА – это приступ страха, невротическая реакция. Особенность её в том, что возникает она внезапно, на первый взгляд без видимых причин. Вызывать её могут любые умственные, эмоциональные или физические перенапряжения.

Повышенную температуру тела может вызывать сбой в работе гипоталамуса.

Повышение температуры тела может произойти и при панических атаках

Суть панической атаки: это выглядит в виде выброса адреналина в кровь. Постоянная бомбардировка гипоталамуса повышенными дозами адреналина и приводит к тому, что терморегуляция нарушена и температура может повышаться.

Все патологические отклонения в работе нервной системы излечимы, если вы будете находиться в тесном контакте с врачом психотерапевтом. Существуют лекарственные и немедикаментозные способы лечения, методики дыхательной и мышечной релаксации. Все они играют исключительно важную роль для купирования и лечения этих состояний.