Как мы читаем? Интересные факты о чтении. Как менялось отношение к чтению

Подумайте о том, что вы сейчас делаете. Серьезно! Остановитесь и подумайте об этом по-настоящему. Если ваши глаза бегут по строчкам, передавая в мозг полученную информацию, значит вы принимаете участие в разговоре, который мы с вами начали. Способом передачи информации в этом разговоре является шрифт, но вы также фильтруете полученный посыл через опыт ваших прошлых бесед. Вы вставляете слова в контекст. Также важно на чем вы читаете этот текст: распечатанным на бумаге, на экране телефона или перед компьютером. Для кого-то другого эти строки могут быть наполнены иным значением, хотя технически он делает то же что и вы.

Это самое интересное в тексте: цепная реакции времени и места, в которой вы являетесь катализатором. Конечно посыл текста зависит от его подачи, но именно вы должны наполнить прочитанные слова смыслом.

Шрифт и типографика не могли бы существовать без желания человека выражать и регистрировать информацию. Конечно, у нас есть и другие возможности, такие как речь или изображения, но шрифт в данном случае максимально эффективен, гибок, емок и переводим. В типографике заключено не только творчество, но и ремесленническая составляющая, и владение этим ремеслом помогает нам создавать правильные вещи.

Чтение — это чудесный комплекс действий, но как только мы научились читать, этот процесс становится для нас чем-то сродни мышечной памяти. Мы редко задумываемся об этом. Почти каждый из нас хотя бы раз писал текст, желая, чтобы его прочитали другие. Но думали ли вы когда-нибудь об опыте чтения этих людей?

Сейчас вы являетесь нашей аудиторией. А теперь задумайтесь о вашей аудитории. Одна из задач дизайна: привлекать и доставлять удовольствие. Мы должны пригласить читателя и убедить его остаться с нами. Какие же обстоятельства влияют на процесс чтения?

Читабельность

Если текст разборчив, это еще не значит что он читабелен. Разборчивость текста означает что его можно прочесть, но это все равно что называть съедобной кору дуба. Мы берем выше. Читабельность сочетает в себе эмоциональное воздействие дизайна и количество усилий, которые нужно приложить для прочтения текста. Вы наверняка видели комментарии типа «слишком много букв». Действительно объем текста является важным фактором в этой области и разнообразие типографики — тоже. Вместо того чтобы задаваться вопросом «Сможет ли пользователь это прочесть?», спросите «Захочет ли он прочесть это?».

Любое решение связанное с дизайном может снизить читабельность на вашем сайте, что заставит пользователей отказаться от чтения текста, и возможно даже возвестить об этом в своем статусе на фейбуке. Не позволяйте вашему дизайну вставать на пути желания ваших пользователей читать.

Предположим что мы убедили посетителя начать чтение текста. Но как нам сохранить их внимание и побудить прочесть информацию до конца? Давайте разберемся подробнее с тем что такое опыт чтения и как на него влияет дизайн.

Процесс чтения

Часто начинающие дизайнеры думают что пользователь читает текст в проекте так же как и сам дизайнер. Это распространенная ошибка. Вы можете провести уйму времени за разработкой правильного макета, выбором уместной типографики, подбором идеального интерлиньяжа и оформлением заголовков. Это конечно важно, но не ждите что посетители заметят это и увидят вашу работу именно так, как ее видите вы.


Просто скромный текст. Но что происходит на самом деле, когда кто-то читает его?

Дело в том, что чтение — куда более сложный и детальный процесс. Он зависит от того что нас окружает (находимся ли мы в кафе или дома) , от нашей занятости (скучаем ли мы или усердно работаем), от наших целей (ищем ли мы что-то конкретное) и т. д. Но чтение определяет не только то, что происходит с нами в данный момент, этот процесс также зависит от того как ваши глаза и мозг работают над информацией в тексте. Получаемый нами опыт во время чтения и то, что мы видим во время чтения — это две совершенно разные вещи.

Когда наш взгляд скользит по тексту, наш разум поглощает текстуру шрифта — сочетание негативного и позитивного пространства внутри букв и вокруг них. Мы не обращаем внимание на эти детали, в то время как мозг проделывает тяжелую работу по разбору текста и собиранию его в мысленную картину того, что мы читаем.

Так к чему же мы стремимся? Вы когда-нибудь были поглощены чтением книги, отчаянно не желая отрываться от текста? Хорошо написанная информация может запустить такой механизм, а хорошая типографика смажет шестеренки. Давайте посмотрим на чтение как на физический процесс!

Саккада и фиксация

Процесс чтения не линеен. Наши глаза совершают быстрые, скачкообразные движения, которые называются саккадами (как на картинке ниже). Иногда это большие скачки, иногда маленькие. Саккады помогают нашим глазам охватить большее количество информации за короткий срок. Длинна скачка саккады зависит от нашей сноровки читателя и от того насколько мы знакомы с предметом чтения. Возьмем к примеру научный доклад. Профессионал, хорошо знакомый с научными терминами, прочтет текст намного быстрее, чем обычный читатель, не знакомый с используемыми формулировками.


Саккады это прыжки, которые совершает наш взгляд, двигаясь вдоль текста.

Между прыжками саккад наш взгляд останавливается на доли секунды. Эта остановка называется фиксацией (смотрите картинку ниже). Во время фиксации мы четко видим несколько символов, а остальной текст оказывается не в фокусе. Наш мозг собирает эти фиксации воедино, чтобы моментально расшифровать информацию из текста. Все это происходит рефлекторно.


Фиксации — это милисекундные остановки между прыжками саккад.

Формы букв и формы, которые создают буквы, складываясь в слова и предложения, могут значительно воздействовать на нашу способность расшифровывать текст. Если мы возьмем несколько строк текста и закроем верхнюю часть букв, читать станет очень сложно. А вот если скрыть нижнюю часть, мы все еще сможем читать, не прилагая особых усилий.

Все потому что большая часть идентифицирующих букву штрихов находится в ее верхней части. Сочетание всех элементов букв в слове создают форму слова, которую мы узнаем при чтении.

Когда мы начинаем подсознательно распознавать буквы и слова, скорость нашего чтения увеличивается. Человек читает лучше то, что читает больше всего.

Чем больше незнакомых символов и сочетаний мы встречаем в тексте, тем медленнее читаем. Если бы мы отправились в средневековье с современной книгой, набранной новым sci-fi шрифтом, у средневековых читателей возникли бы трудности с ее прочтением. Хотя для нас чтение такой книги не составило бы особого труда.

Именно поэтому нам обычно сложно различить чужой почерк, в то время как прочтение собственного текста, написанного от руки, не вызывает трудностей.


Нам хорошо знаком собственный почерк, поэтому мы легко его читаем, в то время как у кого-то другого с этим вполне могли бы возникнуть сложности.

Было проведено множество исследований, посвященных чтению, но исследователи далеко не во всем пришли к соглашению. Легкое чтение зависит от различных факторов, начиная с задачи, которую читатель хочет выполнить. Некоторые исследования показывают что мы читаем по форме слов — картинке, которую составляет слово; другие говорят, что мы расшифровываем информацию буква за буквой. Но большинство ученых согласны с тем что легкость чтения зависит от визуального ощущения и точности настройки текста, в сочетании со сноровкой читателя.

На картинке ниже попробуйте прочесть текст, составленный из всех заглавных букв. Наш опыт чтения может отличаться, однако большинство из нас не привыкли читать текст заглавными буквами. Сравните с текстом, который написан строчными буквами. Все дело в том, что заглавные буквы имеют блочную форму и между ними не возникает ощутимого контраста, в то время как строчные буквы ощутимо отличаются друг от друга и их легче узнавать.


Читать строчной текст намного легче чем прописной.


Разница между заглавными буквами намного меньше чем разница между строчными.

Очень поучительно понимать какое влияние на читателя имеет выбор шрифтов и верстки. Такие мелочи как расстояние между буквами может сделать чтение более приятным. Лучшее для дизайнера — это когда читатель не замечает его решений, когда пользователю легко и удобно, а вы донесли до него то, что хотели.

Итоги

Типографика на экране отличается от печатной. Читатель имеет дело с двумя важными факторами: окружающая обстановка и устройство. К примеру, пользователь может в солнечный день читать текст в парке с телефона. Или же может находиться в темной комнате и читать титры с экрана телевизора. Как дизайнеры мы никак не можем повлиять на то где и на чем будет читаться текст, как бы нам не хотелось настроить контрастность и яркость каждого в мире монитора.

Лучшее решение — проработать типографику таким образом, чтобы она смотрелась максимально хорошо во всех случаях. Попробуйте предвидеть самые разные ситуации вплоть до лунного затмения.

Перевод — Дежурка

Динамика чтения

Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быстрое чтение является результатом применения некоторых простых приемов, которые могут быть освоены, усовершенствованы и использованы всяким, кто захочет потратить необходимое время и усилия, чтобы овладеть этими так называемыми «секретами» и «фокусами». Теперь это уже не трюки, а вполне понятные и доступные руководства к быстрому и качественному чтению.

Быстрое чтение стало легким и доступным многим.

Однако, прежде чем перейти к быстрому чтению, давайте попробуем разобраться в том, что такое чтение вообще.

Одно из определений процесса чтения, предложенное учеными, следующее:

чтение - процесс использования наших глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смыслов, которые заложены в тексте его автором.

Данное определение не отражает еще многих других аспектов такого сложнейшего психологического и интеллектуального процесса, каким является чтение. Его изучение продолжается, и, видимо, можно согласиться с великим немецким поэтом Гете, который в одном из своих произведений писал:

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10-15 лет.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно все больше и больше. Например, специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов выводных показывающих устройств ЭВМ (дисплеев) также требует обучения. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дисплеев.

Гениальное создание природы - головной мозг человека формировался в эпохи, когда объем информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны.

В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. Этим объясняется, например, и тот факт, что вычислительные машины, во многом еще проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. Особенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диалога «человек - машина».

Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран терминала - телевизионного показывающего устройства - результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени. А ведь иногда от того, насколько быстро принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов и оборудования. За последние 20 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие - более чем в 100 раз. А человек? Наблюдения ученых показывают, что большинство людей читают с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 600-900 знаков в минуту. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего общества.

Особенно велика роль техники чтения в школе.

Проведенные в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих-только 4%.

Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в институте. Специальные корреспонденты «Известий» Э. Максимова и И. Пресловская в «Письмах из кораблестроительного института» писали:

«Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах». Школьная реформа, представляющая собой, как известно, долговременную программу совершенствования среднего образования, предусматривает активизацию работы школьников. Введение нового курса «Основы информатики и вычислительной техники» - первый шаг на этом пути.

Проведенное нами в ряде школ Москвы обучение методу быстрого чтения учеников старших классов показало их большую заинтересованность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.

Цифровая эпоха не уничтожила чтение, но сегодня мы читаем иначе, чем раньше, и чтение имеет для нас другой смысл, чем в прежние эпохи. Совместный проект Московского городского педагогического университета и ЧТД «Как мы читаем» открывает рассказ педагога-методиста Елены Романичевой об истории чтения.

Елена Романичева -

главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, руководитель московского отделения Российской ассоциации чтения

Чтение как источник информации

Первой информационной революцией стало изобретение письменности. До этого носителем информации был только сам человек, его речь здесь и сейчас. Письменность подарила нам возможность передавать информацию не только в пространстве, но и во времени, следующим поколениям. Однако чтение на первых порах было доступно не всем и стало основным источником информации не сразу.

Вторая революция связана с книгопечатанием. Иоганн Гутенберг изобрел в 1440-х годах технологию, которая значительно упростила, удешевила и ускорила процесс производства книг.

Это совпало с началом эпохи Возрождения - ослаблением влияния церкви, развитием университетов и искусства. Книги стали более доступными и одновременно более востребованными, а чтение постепенно превратилось в более популярный источник новых знаний, чем устная речь.

Третью революцию совершили электронно-цифровые технологии. Компьютеры, смартфоны, другие гаджеты и интернет сделали распространение любой информации мгновенным, а саму информацию - доступной практически в любой точке мира.

Наша коммуникация ушла в письменную речь и чтение: для многих людей сейчас легче написать электронное сообщение, чем договориться устно.

Мы работаем, учимся и отдыхаем за компьютером и в интернете. В нашем информационном потреблении растет доля видео, но и чтение не исчезает. Тексты окружают нас везде - в реальном и виртуальном пространстве. Мы читаем, пожалуй, больше, чем прежние поколения. Однако процесс чтения стал другим.

Придворное чтение

Император Карл Великий (742-814) научился грамоте лишь под старость. Зато он вышколил своих придворных, чтобы те без запинки и без ошибок читали ему вслух священные и богословские книги. По воспоминаниям одного монаха, император добился того, что во дворце все читали бегло, но механически - совершенно без понимания прочитанного.

Как читали раньше и что изменилось теперь

При смене эпох менялся и процесс чтения. Представьте свиток из папируса или пергамента: он тяжелый, его надо придерживать обеими руками. Значит, чтец не мог заниматься параллельно чем-то еще - например, делать себе пометки.

Древние письменные тексты тоже трудны для чтения: знаков препинания еще не придумали, и даже пробелов между словами не делали из соображений экономии пергамента. Чтобы разобрать такой текст, требовалась сноровка. Большинство людей гораздо проще воспринимали и усваивали текст на слух, если кто-то читал им с выражением и паузами в нужных местах. Не говоря уже о том, что грамотными были немногие.

По этим причинам чтение свитков было коллективным занятием: один читает - остальные слушают. Мы и сейчас используем чтение вслух, но совсем в других обстоятельствах: когда есть свободное время, но нет возможности взять в руки книгу, потому что мы за рулем, занимаемся фитнесом или чем-то еще.

Но вот появились кодексы. Так называли первые книги (от латинского слова «codex» - «ствол»), то есть листы с текстом в переплете. Это стало первой революцией чтения. Страницы легко переворачивать, и книгу, в отличие от свитка, можно просто положить перед собой, не придерживая. Кодекс освободил руки: люди получили возможность не только читать, но и записывать.

Начала развиваться практика вдумчивого аналитического чтения. Но книг еще мало, и они очень дороги, потому что переписываются вручную, так что индивидуальное чтение - удовольствие для избранных. Редкие обладатели книг хранили их как драгоценность и перечитывали по многу раз.

Вторая революция чтения, как и вторая информационная революция, связана с изобретением книгопечатания. Производство книг стало более быстрым и дешевым, их стало больше, теперь они были доступны большему числу людей. А значит, развивалась практика индивидуального чтения, появилась возможность читать много книг, а не две-три за всю жизнь. Вместе с тем становилось больше библиотек - возможности для чтения расширялись.

Третью революцию мы переживаем в нашу цифровую эпоху, переходя от бумажного текста к электронному. Мы можем скачать на цифровой носитель содержание целой библиотеки, не выходя из дома. Но главное - чтение с экрана настолько отличается от чтения с листа, что эти два процесса можно назвать принципиально разными техниками.

Как менялось отношение к чтению

В нашем распоряжении есть разные тексты для разных целей: для получения утилитарной информации, для образования, ради удовольствия. Если утилитарное чтение какой-нибудь вывески или рецепта доступно любому элементарно грамотному человеку, то чтение сложных научных текстов, как раньше, так и сейчас требуется далеко не всем, и справляться с этой задачей тоже способны немногие.

Что касается чтения ради удовольствия, то когда-то оно было почти безальтернативным досугом в уединении. В наше время альтернатив чтению более чем достаточно: стоит ли удивляться, что мы стали меньше читать художественной литературы?

У каждой эпохи своя философия чтения. Античная эпоха, несмотря на расцвет искусств и тягу к знаниям, к чтению относилась пренебрежительно. Речь оратора ценилась выше письменного текста.

Сократ, например, совсем не записывал свои мысли - он считал, что только живая речь способна передать идею автора. Аристотель полагал, что устная речь ближе к разуму, а письменная - лишь ее бледное отражение. Платон придерживался похожего мнения, хотя и записал свои знаменитые диалоги. Сенека предостерегал от чтения слишком большого количества книг и советовал ограничиваться лишь проверенными авторами, потому что «чрезмерное разнообразие яств не питает, а портит желудок». Процесс образования был преимущественно устным.

Средневековье - время богословских текстов для ограниченного круга. Церковь, опасаясь ереси, даже Священное писание разрешала иметь только клирикам, и то - исключительно на латыни, чтобы непроверенный перевод не исказил смысл.

Но Средние века - еще и время зарождения университетов. Преподавание в них сводилось как раз к чтению. Преподаватель читал студентам вслух книги, сопровождая своими комментариями. Так что фраза «прочитать лекцию» - не фигура речи. Их читали в прямом смысле. Постепенно проснулся интерес к переводам античной литературы, наряду с фольклором стали появляться романы и новеллы, но все это доступно еще очень немногим.

Начиная с эпох Возрождения и Просвещения образованный человек - непременно с книгой в руках. За книгой он учится, познает окружающий мир и размышляет о смысле жизни, отдыхает и развлекается.

Так было очень долго, но что мы видим теперь? Теперь вместо книг и газет у нас гаджеты. С их помощью мы читаем и смотрим видео. Популярность видеоформатов растет и в образовательной среде: мы смотрим видеолекции, вебинары, учебные и научно-популярные фильмы.

Но видео не в состоянии полностью заменить письменные тексты. Большие объемы сложной информации мы по-прежнему осваиваем только через чтение. Возможно, мы стали меньше читать ради удовольствия, но для глубокого познания чтение по-прежнему - главный инструмент.

Как мы читаем. Для чего нужна «техника» чтения?

Голодова Л.В.

учитель начальных классов

Каково было удивление, когда в начале века учёные вдруг установили, что наш взгляд движется по строке скачками. А воспринимаем мы информацию только во время остановки. Одна остановка примерно полсекунды. За это время скажем, ученик, который специально не тренировался, воспринимает 1 – 2 слова средней длины. Итак, при чтении взгляд в несколько скачков проходит строку, затем переходит на следующую, а в итоге получается зигзагообразная кривая. Что надо сделать, чтобы увеличить скорость чтения? Очень просто. Надо увеличить количество слов, которое мы прочитываем во время остановки, то есть расширить поле зрения. Найдём в газете самые узкие колонки текста. Это прекрасный « тренажёр». Кстати, мы сами можем приготовить такие колонки. Записать текст узкими столбиками, а потом, когда появится навык, будете его расширять. Записали? Теперь начинаем читать сверху вниз по центру строки. Сначала может и не получиться, надо набраться терпения. При чтении вам может показаться, что вы что-то не поняли, пропустили. Не надо возвращаться назад. Это снижает скорость. Появляется вредная привычка. Поверьте, со временем вы научитесь концентрировать внимание.

Серьёзный недостаток традиционного чтения – непрерывная внутренняя речь. Даже взрослый человек « про себя» проговаривает то, что читает. Если текст особенно трудный, произносят слова вслух. Заметьте. В русском языке скорость быстрой внутренней речи приблизительно 150 -200 слов в минуту. Получается, что скорость чтения такая же, то есть небольшая. Помеха обнаружена – это внутренняя речь – давайте с ней бороться. Например, найдем в газете компактно расположенные заголовки – два слова на одной строке и два – под ней. Учитесь читать их за одну остановку, не передвигая взгляда. Старайтесь читать так. Чтобы 2-3 строки вы увидели, но не успели

« услышать». Если ученики добьются того, что во внутренней речи появятся « немые» промежутки – это первый шаг к увелечению скорости чтения.

Для чего нужна « техника» ? Дело в том, что каждый день мы сталкиваемся с целым морем самых разнообразных текстов. Они требуют и разной манеры чтения. Статьи в газетах, журналах, книги о животных, путешествиях надо читать быстро. Они информационные. Художественную литературу читайте

« нормально», получая удовольствие от богатства языка, авторского стиля. Очень важно, для полноценного чтения ученики должны научиться выделять главное из множества второстепенных деталей. Не откладывайте это на потом. Развивайте необходимый навык. Разнообразие технических приёмов чтения и их гибкое применение на практике- вот наша цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Научились мы читать, «Азбуке поставим «пять»! Презентация букв.

Открытый урок для родителейПаспорт проектной работы Руководитель проекта: Рочева Е.А.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение (обучение грамоте).Учебные дисциплин...

Nous lisons (Мы читаем)

Целевая аудитория: начальная школа (2-3 класс)Цели: повышение мотивации к изучению языка; интенсификация учебного процесса; развитие речевой компетенции (чтение); увеличение...

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса "В.Бардадым "Мы читаем!", В.Гусев "Вот так кот!", Н.Бурсов "Кот и крот".

Конспект урока по литературному чтению В.Бардадым "Мы читаем!", В.Гусев "Вот так кот!", Н Бурсов "Кот и крот" (2 класс УМК "Гармония")...

Романы, рассказы, поэмы – не анахронизм ли это в век информационных технологий? Казалось бы, у книг почти не остается шансов: телевидение и интернет давно перешли в тотальное наступление. Но нет – 44% россиян продолжают читать художественную литературу, 34% из них делают это чаще одного раза в месяц*. Все-таки есть для многих из нас в этом старомодном занятии нечто такое, без чего трудно обойтись, чему мы не находим замены. Нейронаука утверждает, что чтение прозы полезно: описания, выразительные метафоры и эмоционально насыщенные диалоги стимулируют разные отделы нашего мозга. А также что книги играют роль симуляторов, помогающих отрабатывать навыки социального взаимодействия**. Но вряд ли кто-то руководствуется такими соображениями, начиная читать. Как мы объясняем сами себе, что заставляет нас открывать одну книгу за другой? Проведя мини-опрос среди друзей и коллег, я получила разные объяснения. Их комментируют наши эксперты.

* По данным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2014 году, fom.ru.

** Обзор исследований – на сайте научного журналиста, обозревателя журналов The New-Yorker и Scientific American Энни Мерфи Пол (Annie Murphy Paul) anniemurphypaul.com

Мы испытываем яркие эмоции

Это самое очевидное объяснение: нет эмоций – нет и удовольствия от книги. Нам зачем-то нужны эти дополнительные «искусственные» переживания. Как страстно мы любим, как мы нежны, сильны, уверенны, сексуальны (или злобны, коварны, циничны, никчемны, униженны) – вместе с героями книг. Открывая книгу, мы заранее соглашаемся волноваться, страдать, бояться, стыдиться, тосковать, ненавидеть, чего вряд ли пожелаем себе в реальности. Почему? «Благодаря чтению мы достигаем того накала эмоций, который хотим получить, но не позволяем себе в реальной жизни, – поясняет юнгианский аналитик Анна Скавитина. – Мы разрешаем себе их пережить, но сохраняем над ними контроль». Читая, можем воплотить любую фантазию и знать, что за это «ничего не будет». «Здесь мы в безопасном пространстве и можем позволить себе открыться гораздо больше, чем в жизни, – продолжает Анна Скавитина, – а автор книги позволяет себе (в той или иной степени) открыться нам». А значит, в этот момент мы ближе к себе настоящим, мы чувствуем себя более живыми.

Мы понимаем себя

Наша жизнь – поток эмоций. Мы так захвачены ими, что нам часто не хватает дистанции для их осмысления. Когда мы читаем, мы и участники, и наблюдатели: эмоционально включены в текст, но сохраняем взгляд со стороны, отдавая себе отчет в том, что происходящее в книге – вымышленная реальность. У нас есть возможность остановиться, вновь вернуться к каким-то страницам, обдумать. «Чем сильней эмоциональное воздействие образа, тем больше мы хотим его понять, – подчеркивает юнгианский аналитик Лев Хегай. – И в жизни, и при чтении мы проецируем что-то свое на других. Когда речь о книге, нам легче уловить эти проекции: оказывается, у меня тоже есть такие чувства, такие мысли, проблемы. Чтение – это всегда встреча с другим и с собой одновременно. Именно такие встречи – главное условие развития нашей психики: чувств, памяти, мышления, внимания...» Порой нам кажется, что чтение вызывает у нас совершенно новые чувства, которых мы в себе не знали. «Это не так, – объясняет Анна Скавитина. – Просто, читая, мы более спонтанно реагируем и можем больше в себе заметить и лучше осознать свои эмоции». Вопрос в том, что происходит дальше. «Увидев новое и пересмотрев старое, мы становимся другими, – продолжает аналитик. – Следующий шаг – поэкспериментировать с новыми возможностями уже в жизни».

Мы находим собеседника

Многие из нас признаются, что книга для них – возможность пообщаться с автором. Нас влечет масштабная личность, интеллектуальная мощь, талант. Иногда возникает чувство, что писатель нас «слышит» и «понимает», как никто. Выбор реальных собеседников всегда ограничен местом и временем нашей жизни, но в случае с книгами он безбрежен. «Здесь собеседника мы выбираем сами и автоматически отправляем его в свои «френды», – говорит Анна Скавитина. – Для этого достаточно взять в руки книгу. И как потом грустно бывает расстаться с ней, будто друг покинул тебя. Но важно и то, что это расставание мы проигрываем символически». К этому другу мы всегда можем вернуться, когда захотим. А для нас важно чувствовать, что мы управляем своей жизнью. Именно поэтому книги необходимы подросткам, подчеркивает Лев Хегай. «Их «Я» очень уязвимо, потому что еще очень мало опыта взаимодействия с другими, с миром. И чтение может стать такой защитной нишей, временным инкубатором, в котором это «Я» будет дозревать. Например, у подростка мало друзей, потому что он не умеет устанавливать отношения, и он добирает этот опыт в воображаемом пространстве книги, где нет проблемы общения».

Мы меняемся к лучшему

Принято думать, что, читая, мы учимся новому. Так ли это? «Шопенгауэр, например, говорил, что читать значит думать чужой головой вместо собственной, – напоминает Анна Скавитина. – Но если мы не читаем, то не пользуемся коллективным опытом человечества и каждый раз изобретаем велосипед». Все зависит от наших читательских установок. Мысль Шопен-гауэра относится, скорее, к тем, кто механически потребляет идеи и ценности (пример из наших дней – бесконечные перепосты цитат из классиков в соцсетях) или пытается буквально копировать поведение книжных героев (это свойственно подросткам). Наш стремительный век подталкивает именно к такому поверхностному восприятию. «Многие наши современники утратили навыки вдумчивого чтения, – говорит Лев Хегай. – Но одно лишь поглощение информации не даст истинного душевного обогащения». Глубокое взаимодействие с книгой подобно встрече с хорошим психологом. «Возникает безопасное пространство, в котором мы можем свободно гневаться или выражать любовь, идентифицируя себя с кем-то из персонажей, – и так появляется целительный эффект», – замечает Лев Хегай. Недаром психологи иногда рекомендуют клиентам книги, в которых те могут найти близкого себе героя и сходные коллизии. «Чтение дает возможность увидеть со стороны свои чувства – непонятые, непрожитые, и назвать их словами, – подчеркивает Анна Скавитина. – В результате приходят неожиданные решения, открываются новые возможности, и жизнь меняется к лучшему».