Цикличность в истории монотеистических религий. Монотеистические религии

CsBalazsHungary

Какая религия была первой монотеистической?

Какая религия была первой монотеистической? Это был иудаизм или религия, которая исчезла из практики?

Тайлер Дурден

На прошлой неделе на форуме был один парень, который сказал, что он много раз перевоплощался и может помнить прошлое. Он мог бы пролить свет на этот.

quantum231

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать полную историю человеческого существования, что невозможно.

CsBalazsHungary

@ квант231 Ну, конечно, мне любопытно, насколько это возможно, первый известный монотеист. Я не могу просить что-то, чего не может сказать человеческая раса:)

Дэвид Х

Технически говоря, если богов придумывали по одному, то монотеизм должен был прийти первым. Первый человек, который изобрел первого бога, возможно, изобрел второго через минуту, но на минуту он был монотеистом. :)

сочный

@DavidH Но боги развились из духов анимизма! Поэтому какой-то парень решил, что духи могут сделать больше, чем просто отпугнуть вас в лесу, и в этот момент духи стали богами! Множественное число: P

Ответы

семафор

Поклонение Атену предшествовало Эхнатону, но под его правлением Атенизм превратился из более традиционного генотеизма в нечто, что можно было бы признать монотеизмом. Сначала он возвысил Атона до верховного бога , а затем объявил Атона единственным богом . Похоже, он также запретил поклонение другим богам и идолам. Однако вскоре после смерти Эхнатона предыдущий культ Ра был восстановлен, и атенизм подошел к концу.

Атенизм при Эхнатоне обычно упоминается как первый истинный монотеизм, но он мог быть вдохновлен более ранними египетскими мыслями. Лорд Карнарвон (1866-1923) написал:

Некоторые утверждали, что Аменхетеп IV был первым монотеистом в Египте, но принятие этого утверждения зависит от того, какое значение придается слову монотеизм, т. Е. Доктрине существования единого бога. Приведенные выше отрывки из «Морального папируса» показывают, что египетские священники и ученые люди были монотеистами , даже если они не провозглашают единство бога, к которому они относятся.

Герберт, Джордж Эдвард Стэнхоуп Молинье и граф Карнарвон. « Аменизм, атенизм и египетский монотеизм ».

В любом случае, взлет и падение атенизма предшествуют появлению иудаизма как монотеистической религии на несколько сотен лет.

Ну, я не думаю, что это было спорным; учитывая реакцию @ TylerDurden, по-видимому, я ошибаюсь, так что вот несколько уточнений:

Иудейская вера полностью не придерживалась единобожия вплоть до времен Вавилонского плена . До этого еврейский народ был в значительной степени генеистическим , если не многобожником. Это совсем не новая концепция.

Обзор развития иудаизма от многобожия, генотеизма и монотеизма до универсальности Бога в порядке. (...) Евреи [периода Первого Храма] были генеистами; они поклонялись своему Богу, Богу земли, который сражался со своими врагами и был верховным над другими богами. Время от времени они поклонялись богам разных стран.

Бедствия, постигшие иудеев при сожжении Первого Храма и в их изгнании на берега рек Тигр и Евфрат, оказали на них оскорбительное воздействие, и это может быть одной из причин, которые произвели революцию в их отношениях с Богом. До изгнания евреи считали своего Бога богом земли и превосходили других богов, но они также поклонялись другим божествам.

С возвращением евреев из Вавилона в Иудею, сначала под руководством Зоровавеля и Иисуса Навина, а затем при Ездре и Неемии, генотеизм исчез, и монотеизм занял его место.

- Цейтлин, Соломон. «Иудаизм как религия: историческое исследование. XI. Религия и национальность (продолжение)». Еврейский ежеквартальный обзор (1944): 179-225.

То, что переход к монотеизму произошел примерно в то же время, когда евреев депортировали в Вавилон, является распространенным мнением.

В то время как некоторые ученые продолжают тесно придерживаться библейской истории, в которой предки Израиля вводили чистый монотеизм в начале истории нации, в настоящее время доминирующая тенденция состоит в том, чтобы предполагать длительное развитие религии Израиля от изначально многобожия или генотипизма до монотеистическая система ко времени вавилонского изгнания.

Хотя Шема в своем первоначальном контексте 7-го века до н.э., возможно, означал, что среди всех богов иудеи должны поклоняться только ЯХВЕ (генотеизм), иудаизм пришел к пониманию Шемы как своего основного заявления веры в единого неделимого бога (монотеизм).

- Эрлих, Карл С. Иудаизм . Издательская группа Розен, 2010.

Даже те, кто может не согласиться, признают, что это консенсус.

Большинство ученых, чья работа сосредоточена на израильской религии, признают, что еврейская Библия содержит ряд ссылок, предполагающих и даже подтверждающих существование других богов. Как следствие этого наблюдения, ученые также часто утверждают, что никакого явного отрицания существования других богов не было до времени Второзакония, а затем в предполагаемой кампании ревностных книжников, чтобы исключить такие ссылки из священного текста. Даже Шема и первая заповедь не предают фантазию других богов, поскольку предъявляется требование, чтобы никаким другим богам не поклонялись. Эти данные, по-видимому, информируют нас о том, что израильская религия превратилась из многобожия в генотеистическую монолатрию в монотеизм.

- Хейзер, Майкл. «Монотеизм, многобожие, монолатрия или генофеизм? На пути к оценке божественного многообразия в еврейской Библии». Публикации и презентации факультетов (2008): 277.

Конечно, можно обойти все это, определив иудаизм только как начало, когда евреи окончательно отвергли существование любого другого бога. Хотя это было бы скорее семантическим придиркой. Как утверждают о "культы одного правителя" против "Relegions (SIC)".

Тайлер Дурден

Иудаизм изначально не был монотеистическим??? Сначала я услышал об этом. Весь смысл иудаизма в том, что это единственный бог, бог Авраама. Кроме того, Авраам условно датируется 2000 г. до н.э., задолго до культа Атона. Кроме того, он попросил отсылки, а не культы одного правителя.

сочный

@TylerDurden Идеи, такие сложные и революционные, как монотеизм, не появляются из ничего. Как и большинство человеческих вещей, это постепенный процесс или испытание и уточнение. Но у Семафора у меня вопрос: как Герберт полагает, что египетские священники были монотеистами? Это твердое тело? Какой период? Где я могу узнать больше?

Чарльз

@TylerDurden: В ранних формах его обычно называют монолатрией, а не монотеизмом. Это не отрицало существование других богов, только то, что ЯХВЕ был высшим среди них.

ihtkwot

Это было надежное и почти полностью обсуждавшееся обсуждение комментариев, но комментарии не являются досками обсуждений. Пожалуйста, используйте chat.stackexchange.com/rooms/1560/the-time-machine для обсуждений

Томас Порнин

Также у индусов нет строгих ограничений на посещение церкви или других храмов, как в христианстве или исламе. Причина в том, что индусы верят, что все боги (и в других религиях) являются частью единой конечной истины или Бога. Так не монотеизм ли? Индусы, которые знают послание своей культуры, знают, что все едино.

Индуизм является одной из древнейших религий, поэтому, рассматривая суть послания индуизма, его можно рассматривать как первую монотеистическую религию. Это намного старше, чем иудаизм, зоорастризм или любые другие религии, упомянутые в других ответах.

Стивен С

Интересно... но Вопрос не в многобожии.

AskingStory

Индуизм является одной из древнейших религий, поэтому, рассматривая суть послания индуизма, его можно рассматривать как первую монотеистическую религию.

Апурв Хурасия

@Vector, веды были составлены около 1700 г. до н.э., что большинство ученых считают, что это начало ведического периода. Хотя в некоторых частях субконтинента до сих пор не исповедуется древнейшая религия, как до-ведические, она, безусловно, является одной из старейших сохранившихся. Тем не менее, я тоже чувствую, что нам нужно больше доказательств (возможно, от кого-то, кто обучался ведическому богословию), чтобы подтвердить утверждение, что индуизм действительно монотеистичен.

Anonymous

На самом деле это хронологическая связь между иудаизмом и религией Исмаила, старшего сына Авраама.

Как я уже упоминал в предыдущем посте, Исмаил и его отец Авраам построили или заказали строительство Каабы в Аравии (в частности, в городе Мекке). Кааба была построена как Первая физическая структура или Дом поклонения, посвященный почитанию, поклонению и молитве единому, абстрактному (хотя и общительному) Богу в мировой истории за 1000 лет до строительства Храма Соломона в Иерусалиме. Монотеизм Исмаила - (который был почти неотличим от монотеизма его младшего брата Исаака), был недолгим / эфемерным. После смерти Исмаила подавляющее большинство его потомков и будущих потомков постепенно отошло от авраамического монотеизма и приняло различные божества, которые были изображены в идолопоклоннической форме. Единственным исключением были ханифы, которые неуклонно поддерживали и сохраняли монотеистическое наследие и традиции Авраама-Исмаила в течение 2500 лет до времени Мухаммеда.

Однако именно иудаизм сохранил свою неизменную лояльность и преданность чести, поклонению и молитве единому абстрактному (хотя и общительному) Богу, начиная с Авраама и Исаака, хотя и поддерживал Иаков, Иосиф и длинная линия Пророка. фигуры, такие как Моисей, Аарон, Иисус Навин, Илия, Иезекииль, Даниил и Исаия. Иудаизм не обязательно является самой старой или первой монотеистической религией в мировой истории; хотя иудаизм, безусловно, является самой длинной и исторически последовательной монотеистической религией в мировой истории, датируемой 4000 лет.

Марк К. Уоллес ♦

Этот ответ будет улучшен по источникам.

Джонни

Монотеизм

Это зависит от того, какое определение используется для монотеизма, в связи с чем возникает некоторая путаница. Изначально монотеизм подразумевал, что был только один Бог, и все религии искали этого Бога (возможно, ошибаясь в своем восприятии Бога). В этом смысле иудаизм не является монотеистическим, поскольку в нем говорится, что есть один Бог, но другие религии НЕ ищут Бога, а поклоняются ложным богам.

иудейство

Однако, в смысле веры в то, что существует только один Бог, самой старой записанной монотеистической религией будет иудаизм и его предшественники. Религия описывает только одного Бога, упоминание других божеств ограничено только идолами и поэтическим письмом.

атонизм

Некоторые пытались сказать, что Атенизм - самая старая религия, с 1350 до н.э до 1320 до н.э. Религия, тем не менее, признавала других богов, но некоторые извиняли эту деталь по политическим причинам, при этом царя побуждали принять других богов.

Иудаизм никогда не признавал каких-либо других богов, но иногда оправдывался этим на том основании, что еврейский народ часто исповедовал несколько религий. Без сомнения, были поклонники Атона, которые также верили в других богов, поэтому я считаю, что это недопустимо.

Датирование иудаизма и Моисея

Вы можете взять несколько возможных дат начала религии. Сам иудаизм взят из Иудеи (יהודה), и современная форма религии (содержащая все книги Танаха) началась бы в 516 году до нашей эры.

Дата официального утверждения религии Моисеем - 1250–1200 гг. До н.э. Библейская запись датируется 1450 г. до н.э., что согласуется с выводами нескольких археологов. Несколько теорий перенесли бы эту дату обратно в 1650 г. до н.э., современную с обрушения Бронзового века Среднего царства Египта и разграбления Ханаана. (

МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма , христианства , ислама).

Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.

При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.

Монотеизм неоднороден и имеет ряд теологических и философских разновидностей. Наиболее распространенные – теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.

Теизм – вера в бога как абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром и в то же время причастную к жизни природы и общества. Характерен для большинства монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама, сикхизма.

Пантеизм – представление о тождестве бога и природы. В противоположность теизму, не рассматривает бога и мир (творца и творение) как нечто различное. В древности был свойственен индийской философии Веданты , считавшей мир эманацией Брахмы, греческой элейской школе (бог – «единое все»), неоплатоникам, соединившим восточное учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений – хинаяне (высшее духовное начало распылено по всему миру). В средние века выразился у арабов в исмаилизме, у персов в мистическом суфизме , у христиан в метафизике Иоанна Скотта Эриугены , в еретических учениях Амари Бенского и Давида Динанского и в мистической теософии Мастера Экхарта. Особое значение приобрел в эпоху Возрождения и в Новое время: характерен для философских систем Николая Кузанского, итальянских и немецких натурфилософов (Б.Телезио и Т.Парацельс), Б.Спинозы , немецких идеалистов (Ф.В.Шеллинг , Д.Ф.Штраус, Л.Фейербах).

Панентеизм (термин, введенный немецким философом Х.Ф.Краузе в 1828) – представление о том, что мир заключен в боге, но не тождественен ему. Свойственен индуизму, согласно которому творец Брахма содержит в себе всю вселенную.

Деизм – учение, считающее бога безличной первопричиной, мировым разумом, породившим мир, но не слитым с ним и не участвующим в жизни природы и общества; познать его можно лишь с помощью разума, а не откровения. Возник в 17 в., получил распространение в европейской философии раннего Нового времени (Э.Херберт, А.Э.Шефтсбери , французские энциклопедисты).

Как религиозная форма монотеизм делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий). Первый утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, на самом деле лишь иные имена одного единого бога (индуизм , мормоны); с точки зрения второго, они – или сверхъестественные существа второго ранга (демоны), или некогда обожествленные люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), или просто плоды человеческой фантазии.

Иван Кривушин

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма - это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение - начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя - всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг - Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие - это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, - в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества - Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога - Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов - сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания - третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах - всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог - это понимание». Аллах - единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти - способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

Монотеистическая религия как тип религиозного мировоззрения появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни мировые религии наделают Бога личностью и её качествами; другие — всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство — монотеистическая религия, в основе которой лежит образ триединства Бога.

Чтобы пролить свет на столь запутанную систему религиозных верований, требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

Монотеистические религии имеют две теоретические формы — инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой — инклюзивной — теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

Учения Древнего Мира

Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В «Государстве» Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

Монотеизм в иудаизме

С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии — политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

Определение понятия в христианстве

В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога — как единственного вселенского творца. Однако христианство — монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях — ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, «монотеистическая религия» как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Никейским Собором. Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

Таким образом, просьбу «объясните понятие монотеистической религии» можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

Исламские монотеистические воззрения

Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Таким образом, аксиома единственности и целостности бога — Таухид — заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

Величайшим грехом в исламе является ширк — приравнивание к Аллаху других божеств и личностей — этот грех непрощаем.

Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название «бахаи» происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») — Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются «Богоявленные» — пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны — все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Китайская система теологических мировоззрений

Начиная с 1766 года до нашей эры традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди — «верховного предка», «Бога» — или неба как самой могущественной силы (Тань). Таким образом, китайская древняя система мировоззрений — это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом. Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле — в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

Таким образом, на просьбу «объясните понятие «монотеистическая религия» можно сказать, что такой религии свойственен монизм — внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

Единый Бог в зороастризме

Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью — бог смерти и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

Америка. Монотеизм инков

Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу «объясните понятие монотеистическая религия», следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.

Возникновение монотеизма и его значение.

Религии бывают политеистические и монотеистические.

Монотеизм - форма религ. верования, почитание единого бога, единобожие, в отличие от политеизма – многобожия. Монотеистич.религии: иудаизм, ислам, христианство и др.

Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) - «один», θεος (theos) - «бог».

Возникновение монотеизма связано с понятием «генотеи́зм» (Henotheismus) или энотеизм - термин, введенный в употребление Максом Мюллером, обозначает такое состояние религиозного сознания, при котором из пантеона многочисленных богов или божеств почитается или выделяется один самый верховный и могущественный бог. Генотеизм отличается от монотеизма (единобожия) тем, что выделение одного самого могущественного бога не исключает почитания и поклонения другим богам из имеющегося пантеона.

В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном (сменившим своё имя с Аменхотепа IV) в XIV веке до нашей эры - последний пытался оставить в египетском пантеоне одно божество, бога солнечного диска Атона. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма. Существуют научные гипотезы, которые устанавливают связь религиозной реформы Эхнатона с монотеизмом пророка Моисея.

Иудаизм (свыше 3000 лет назад)

Монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.

Христианство. (1 ВЕК Н.Э.)

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога,творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм.Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства, но была отвергнута на Первом Никейском соборе.

Ислам. (7 ВЕК Н.Э.)

Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама). Первое и главное из них - это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк Его»). В этой формуле заключена фундаментальная идея ислама - Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога - Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»).

Монотеистические религии имеют огромное значение. 2 из 3 мировых религий являются монотеистическими (ислам, христианство).

Появление монотеистических религий создало предпосылки для сплочения различных народов, признающих истинность той или иной веры. В политеизме подобное невозможно, тк боги разнятся от народа к народу.

Священные книги иудеев.

Иудаизм основывается на Ветхом завете. Для иудеев 39 книг являются каноническими. Писали на древнееврейском, на пергаменте из шкур животных. Занимались переписыванием массариры, специальное

сословие ученых. Греческий перевод возник в 3 в до РХ (70 переводчиков). Вне зависимости от отношения перевода к оригиналу, Ветхий Завет и Танах- разнохарактерные величины. В христианстве Ветхий Завет неразрывно связан с Новым. Танах занимает важнейшее место в раввинской и духовной жизни иудеев. Христианство определяет не по крови, а по вере, в этом важность. В Символе Веры вера в Библию отсутствует, "Буква убивает, а дух животворит". Разная иерархия ценности. Для христиан главное- дух, которым дышит Священное Писание.

1) 5 книг – Тора (Пятикнижие)

· Книга Бытие повествует о Сотворении мира и образовании евреев в качестве семьи.

· Книга Исход имеет пролог и эпилог, отделяющие её от других книг и рассказывает об Исходе из Египта, Даровании Торы на горе Синай и строительстве Скинии - то есть оформлении сынов Израиля в качестве еврейского народа;

· Книга Левит посвящена, в основном, священническому законодательству и храмовой службе;

· Книги Чисел повествует о скитаниях евреев по пустыне после Исхода из Египта;

· Второзаконие представляет собой предсмертную речь Моисея, в которой он повторяет содержание других книг.

2) 8 книг пророков

3) все остальные – писания

Наряду с письменным законом- устный (Мишна).

· Бе-решит (Книга Бытие) - первая книга Торы, Ветхого Завета и всей Библии. В книге Бытие описывается Сотворение мира и всего живого, а также сотворение первых людей - Адама и Евы, первый грех (грехопадение), изгнание из Эдемского сада. История Каина и Авеля. Далее в хронологическом порядке следует описание поколений до Ноя. Описание Всемирного потопа. Жизнь патриархов (праотцов и праматерей будущего еврейского народа) - Авраама, его сына Исаака и Иакова. Творец даёт им обещание благословить их потомство на вечные времена, а также даровать им землю Ханаана «…так долго, как долго существуют небеса над землёй». В конце книги описываются все Двенадцать колен Израиля, жизнь Иосифа в Египте и завершается переселением семьи Иакова в Египет и смертью Иакова.

· Шемот (Книга Исход) - история Исхода народа Израиля из Египта под руководством Моисея (Моше). В книге описаны духовный путь Моисея, Десять казней египетских и сам Исход. Далее следует описание Дарование Торы еврейскому народу на горе Синай. Моисей получает от Творца Скрижали Завета с Десятью речениями (заповедями). Во время пребывания Моисея на горе Синай сыны Израиля создали Золотого тельца, вследствие чего, первые скрижали были разбиты. После того, как весь народ раскаялся в содеянном, Всевышним было даровано народу прощение, и Моисей снова поднимается на гору Синай для получения новых скрижалей. Вторые Скрижали Завета были получены в день 10 тишрея, который получил название Йом-Кипур (то есть «День Искупления»). Также в книге подробно описано устройство Скинии Завета.

· Ва-йикра (Книга Левит) - посвящена, в основном, священническому законодательству и храмовой службе. Далее следуют законы духовной чистоты и нечистоты, в том числе законы Кашрута, Йом-Кипура (Судного дня) и др..

· Бе-мидбар (Книга Чисел) - посвящена сорокалетнему странствованию евреев по пустыне до вступления в Землю Израиля: от начала второго месяца второго года до одиннадцатого месяца сорокового года. Далее сыны Израиля выходят из пустыни и направляются в обход царств Моава и Эдома в Землю Обетованную. Затем описывается противостояние Израиля Балаку - правителю Моава - и пророку Валааму, грехопадение колена Шимона. Одержав победу, евреи направляются к царствам Ога и Сихона (Трансиорданские царства). После победы над ними израильтяне наконец подходят к границам Ханаана.

· Дварим (Второзаконие) - заключительная книга Пятикнижия. Основная её часть - это наставления и пророчества сынам Израиля на все последующие поколения. Моисей подошёл к самому Иордану и мог видеть всю Страну Израиля, однако, как и предсказал Господь, Моисею не было суждено вступить в неё. Книга и всё Пятикнижие завершается смертью Моисея.

Сама Библия – это почти полностью историческая книга, в которой рассказывается о важнейших событиях в мировой и еврейской истории. Все три сборника Священных иудейских книг – это Тора, Невиим и Ктувим – объединены в одну книгу – Еврейская Библия (Танах).

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

· Тора́, ивр. תּוֹרָה‎ - Пятикнижие

· Невии́м, ивр. נְבִיאִים‎ - Пророки

· Ктуви́м, ивр. כְּתוּבִים‎ - Писания (Агиографы)

Термин «Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов.

Все книги Танаха, подлинники, написаны на древнееврейском языке – на иврите. Только отдельные книги Даниэль, Эзра написаны на арамейском языке, родственном ивриту. В I веке иврит вышел из разговорного языка и на арамейском языке именно говорит Иисус.

Танах – это написанная часть учения, то что постоянно читают и поэтому его иначе называют словом микра, то есть читаемо.

Тора разделена на определенное количество фрагментов, равное количеству недель в году. Так что каждую неделю в Синагогах и еврейских домах по всему миру читается один и тот же определенный кусок из Торы. В конце годичного цикла прочтения Торы отмечается особый праздник Симхат Тора (Радость Торы).

Танах принят в качестве священного писания и в христианстве, где он получил название Ветхого Завета.

Талмуд

Иудеи полагают, что Машиах получил на горе Синай не только 10 заповедей и Пятикнижие. Согласно представлению иудаизма господь вручил Моше (Моисею) две Торы: одну письменную, а вторую устную. Письменная Тора и есть Тора (первые 5 книг). А устная Тора долгое время передавалась от одного поколению мудрецов другому, пока не была записана мудрецами иудейскими и составили книгу, которая называется Талмуд.

В Талмуде очень много томов и разделов.

Например: раздел Незикин содержит только мудрые изречения. Законоучитель Гиллель повторял: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то чего я стою? Если не теперь, то когда?». Гиллель (умер в 10 веке жил около 120 лет) один из самых знаменитых законоучителей, живших на гране эр, эпох. Почитается как один из создателей этики иудаизма. «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому» - это и есть вся Тора, остальное - толкование. Иди и учись.

Изучение Торы и Талмуда вменяется в обязанности иудею, в качестве одной из самых главных заповедей. С самых ранних времен в разных странах еврейской диаспоры евреи основывали школы, в которых обязаны были учиться, по крайней мере, все мальчики (с 3-летнего возраста - Тору, с 8-ми лет – Талмуд).

Современный раввин, который считается духовным раввином России, живет в Израиле – Берл Лазар.

«Талмуд с многих точек зрения - это главная книга еврейской культуры, - писал раввин Адин Штейнзальц - хребет национального существования и творческой активности. Нет другого труда, который бы оказал сомнимое влияние на теорию и практику еврейской жизни, придав форму ее духовному содержанию и служа руководством к поведению. Талмуд есть хранилище тысячелетней еврейской мудрости, громадное собрание правил и легенд, глубокой философии и уникальной логики, смешанной с тонким прагматизмом, исторических фактов и забавных притч, соединение с научным подходом и лукавым юмором. Талмуд – это коллекция парадоксов … Но и сегодня Талмуд остается первоисточником еврейского закона...»

Если почитать Талмуд, то в нем нет каких-то окончательных истин. В этом парадокс. Каждый мудрец высказывает свою мысль. И может быть несколько идей, несколько истин, и одна из них не исключает другую. То есть нет, раз и на всегда готового решения. Существует множество мнений по одному и тому же вопросу. И все они принимаются. В этом терпимость Талмуда, терпимость к различным точкам зрения.

То́рa (ивр. תּוֹרָה - тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении - То́йро).

Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.

Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее - в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

Септуаги́нта; перевод семидесяти толковников (от лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum - «перевод семидесяти старцев») - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (число семьдесят, записанное римскими цифрами).

Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на греческий язык. Цитаты из неё встречаются в Новом Завете. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской церкви, став, по существу, каноном Ветхого Завета на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский

Протестантов.

Основная догматическая система возникла на I Вселенском Соборе, на II Вселенском

Соборе дополнена, на III Вселенском Соборе принята неизменной. Тем не менее,

католическая церковь, вопреки запретам III Вселенского Собора добавили к Символам

Веры филиокве. (Филиокве (с лат. «и Сына») - добавление к латинскому переводу

Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI

веке в догмате о Троице: об происхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от

Отца и Сына». Стало одним из поводов для разделения Вселенской Церкви).

У католиков появились новые догматы, которых нет у православных. Догмат о чистилище.

Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после

смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении

чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за

умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для

которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда.

Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это

означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные

прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным

грехом, как и все люди.

В 1870 году I Англиканским Собором был принят догмат о главенстве Папы над

всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные

не признают главенства Папы.

В православной церкви высшая власть – Вселенский Собор, в католической –

Папа. Поэтому и возник догмат о непогрешимости Папы Римского в делах веры.

У протестантов есть свой догмат об оправдании верой – вера оправдывает.

Политике

Религия теперь, конечно, не стержень общественной жизни, но она нужна как организация

между обществом и индивидом, между государством и людьми, как способ достижения

компромисса. Во многих странах Востока государство- оплот религии. Несмотря на

секулярный ХХ век религия жива. Религия- от лат.связывать- она противостоит мирской,

обыденной жизни. Понятие религиозность означает разное. Религия как вера(знает

догматы, посещает богослужение), религия как идентичность, религия как образ

жизни(соблюдение норм бытовой культуры). Иррелигиозность- духовное мещанство, вялое

безразличие, отказ от духовности, поклонение животным страстям. Разделение между

религией и духовностью. Идет стремительная христианизация Африканского континента,

формируются новые явления- Третья Церковь- не протестантизм и не православная.

Япония- постиндустриальный мир, но многие придерживаются религии только в быту.

Индия- резкие контрасты. Современная культура отличается тем, что человек верит во

всё. Появляется новая духовность в эзотерике, но субъектами остаются религиозные

структуры. В жизни католики идут на конфирмацию, отпевания и венчания- а при неверии

усталость от веры, соблюдение формальных обрядов при неверии. Коммерциализация

религии, свои параметры церковной жизни. "Иисус сегодня наполняет всё вокруг, это

стремление людей схватиться за символ, но это десакрализация". Религия этим путём

теряет своё содержание, горизонтальная система ценностей. Динамика предпочтения

потребителей- "церковный рынок". В конце ХХ века закончилась эпоха идеологий, но

сейчас взамен идеологии предлагается религия. Есть использование религии в

общественно-политической жизни. Раньше религиозный фактор был косвенным от

религиозной жизни, сейчас же наоборот. Очевидность в 1979 г- революция от шахского

режима, новый революционный режим на религиозном принципе. Карен Армстронг

"Истоки двух революций": большинство жителей исповедовали кальвинизм,

секуляристская религиозная идеология. Возрождение религии породило конфликты,

стали использовать религиозный фактор в мировой политике сегодня- это активное

включение в мирополитические процессы негосударственных акторов(религиозные

институты структуры и организации). Христианство влияет на нормы международного

права, вызов религиозного фундаментализма. "Борьба за власть- квинтессенция падшего

мира". "Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божье Богу". Церковь должна быть отделена от

политики. Если христианской политики быть не может, зачем политикам религия?

Современное проявление папоцезаризма, новые формы идеологии-> используют религию.

На фоне катастроф политики используют религиозность, политика мультикультурализма

провалилась, религиозный фактор стал реальностью. Рейган использовал религиозную

тематику в политической жизни. Папа Иоанн Павел Второй в 1983 г принял членов

трехсторонней комиссии. В 1969 г Фейсал создал Исламскую конференцию, организация

на религиозной основе, поддержка исламских банков. В США религиозный радикализм-

очевидность. "Быть против Израиля- быть против Бога".

Индия- в мае 2014 г победила партия индуистов. Кемаль Аттатюрк в Турции

секуляризировал, но нынешний президент возрождает религиозные начала. В распаде

Югославии- важный момент. Как организовать мобилизацию- этноконфессиональный

фактор. Западноевропейская толерантность привела к религиозному исламскому

фундаментализму в регионе и нападкам на христианство. Экспансия протестантизма в

Африке: стиль и форма богослужения привлекают многих. Маргинализация Церкви, чтобы

сопротивляться секуляризации, порой Церковь опускается до доступных форм. Исламский

фундаментализм- вроде бы обращение к традиции, но это ответ на вызов современности,

порожденный модерном. Фундаментализм- современное течение, происходит борьба. На

линии фронта десекуляризации- допустимость в школах молитв и минутах молчания. В

судах рассматривался запрет на текст 10 Заповедей, на изображение Рождества. В 2002 г

Питер Бергер отмечал, что идет американизированная массовая культура, но также пути,

где и повышена религиозность. В мире сейчас не возрождение религии, но идет

востребованность идей и идеалов, а не форм и институтов. Десекуляризация принимает

разные формы, в том числе и фундаментализм. Папа Франциск, реформатор, пытается

приблизить католичество к современности, осуждает тиранию капитализма, поклонение

деньгам, уход от культура и государства из экономики. В сентябре 2013 года был осужден

крупный бизнес за поклонение деньгам. Патриарх Алексий Второй- Стремление лишить

людей духовности, неоязычество еще более страшно, чем атеизм.

Религия- духовный, социальный и политический феномен, формируются иррациональные

идеалы в рамках одной религии, но затем формируется система рациональных идей и

конструкций, формируются материальные интересы, из системы религии остается только

обряд. В традиционном обществе только идеалы, идеи, интересы- иерархия. Но теперь

человек начинает сам выбирать ценности, эта иерархия нарушается. Забвение говорит о

негативных явлениях в религиозной жизни. Силуан Афонский- русский Святой, достиг

глубоких тайн веры, молился за весь мир, что очень сложно. Митрополит

Антоний(примеры неверия): Профессор догматики издал книгу "Миф о воплощении",

студентку изгнали из аудитории за веру в Воскресение, митрополиту запретили вещать

для ВВС на английском-> Противоречивые процессы в религиозной и общественной

22. Иудаизм в XX-XXI вв .

Капитализм- Вернер Зомбардт- Евреи в хоз.жизни. Капитализм- особая система

отношений между людьми, духовные отношения между людьми. Иудаизм содержит

учения, благоприятные для капитализма, не существовало идеала бедности, финансисты

процветали, так как среди своих нельзя было брать деньги, а с других можно. "Иудей

стремился к наживе и сознавался в этом". Сионизм- светское явление с религиозным

аспектами- движение за возвращение в Сион(Святую Землю). Считалось, что это станет

возможным с приходом Мессии. В 1862 г Моисей Гесс опубликовал книгу Рим-Иерусалим,

который предлагал собрать евреев в Палестину, предлагал разделить понятия еврей и

иудей. 1881 г- Возлюбленные Сиона- возвращение в Палестину. В начале ХХ века 1605000

евреев из России уехали в США. В Палестину лишь 35000. Теодор Герцель(1860-1904 гг)-

получить согласие на заселение Палестины не на религиозной основе. Первый всемирный

конгресс Сионистов в Базеле.

1887 г- была выкуплена Стена Плача. Политическая основа- 2.11.1917 г Бальфур письмо

Ротшильду- декларация Бальфура. Министр В/б одобрил национальный очаг еврейского

народа. 1920 г- мандат на Палестину- Сайс-Пико. 600000 арабов, 83000 евреев-1922 г.

Восстания Палестинских арабов, также охрана прав евреями. В 1947 г В/б отказывается от

мандата на Палестину. Резолюция ГенАссамблеи о разделе Палестины. В мае 1948 г-

создание государства Израиль, парламентской республики, Кнессета. Сразу начинается

арабо-израильская война. В 1947-1949 гг- Палестину покинули млн арабов. Конституция не

была принята, так как было много нерелигиозных евреев. В основе отношений-

договоренность, о том, что святость субботы соблюдается, браки по религиозному обычаю,

религиозные учебные заведения с автономией, соблюдение принципа свободы совести. В

самой идее еврейского государства- противоречие. С 1949 г- постоянное противоборство.

Эпоха отхода от веры. 1962 г- дело Йозеля Шумахера- похищение дедом. Кого считать

евреем- этно-конфессиональный принцип, 1956 г- неопровержимые док-ва чистоты крови

по матери. В 1970 г в закон о гражданстве- обращенный иудаизм или рожденный от

еврейской матери. 2010 г- 7,5 млн человек- евреи- 5 млн, 1 млн арабов(мусульмане,

христиане...), 319000 не евреев. Ортодоксы существуют в Израиле автономно. Хареддим-

религиозные ортодоксы- отказ от нововведений, подчеркивание еврейской идентичности,

использование иврита, утверждение особого призвания евреев- постоянного изучения

религиозную школу- ограничение числа, также доля иудеев для призыва- 1328, 8,8%- доля

ультраортодоксов. В стране волна соц.протестов.

Иудаизм в России

1 век до РХ- первые поселения на Черном море. 7-8 вв- тюркское государство- Хазарский

каганат. Евреи расселялись вдоль торговых путей, в Киеве- еврейская община. Галицко-

Волынское княжество. При Иоанне Грозном- запрет на въезд купцов, после 1654 г-

крупные общины. 18 век- покровительство крещеным евреям. В 1727 г- выдворение иудеев

из страны. Винное дело- главное занятие. В 12.1762 г Екатерина дозволила селиться

иудеям в Новороссии. Три раздела Польши- 900000 евреев. Избирательные права евреям.

Позволение записываться евреям в купечество. Павел 1 покровительствовал, Александр

основал еврейский комитет. Разрешение открывать кабаки и фабрики. В 1812 г евреи

поддержали Россию. При Николае политика постепенной ассимиляции. Штиглиц.

1844 г указ об образовании еврейского юношества. При Александре 2 евреи возводились в

потомственное дворянство. Гинзбург- династия, Поляковы. Процесс ассимиляции. С

1865-1881 гг- 3-12% доля гимназистов. До 13% в университетах. Александр 3 утвердил

проект первой синагоги в Петербурге. В нач.19 века 30% мирового, к нач.20 века- 50%

мирового иудейского сообщества. 5%-50%. Отменена черта оседлости, еврейский

комиссариат. 1920 г- циркуляр о ликвидации всех религиозных еврейских учреждений,

1922 г- синагоги. 1948 г- 10000 человек, когда приехала Голда Мейер. Три течения:

ортодоксальный, реформистский, хазидизм(мистический), институционализация. 1993 г-

конгресс еврейских религиозных организаций, федерация религиозных общин России.

2001 г- Конгресс бухарских евреев, горских евреев. Гусинский создал Российский

еврейский конгресс. Январь 2011-282 религиозные иудейские организации.

Обществе в XX-XXI вв.

В ХХ веке в современную эпоху христианская Церковь столкнулась со многими вызовами.

С 16 века- постепенно нарастание и господствование принципа рационализма,

христианские ценности вытесняются в умозрительную сферу, начинается замена

вертикально ориентированной системы на горизонтально ориентированную(всё уравнено,

можно в Бога не верить, христианская система ценностей не обязательна, потеряно

ВФБР нанесла удар по Церкви, дело здесь не только в новых принципах, но попытались

создать нового человека, означало смену системы ценностей и борьбу против Церкви,

священников уничтожали, открытая борьба против веры; взамен предлагали культ разума,

если убирают Бога, то обожествляют разум, пытались изменить язык, замена обращений,

замена календаря- для смены сознания людей). Когда на Западе сформировалось новое

общество, появилось течение либерализма. "Оксфордское движение"- приостановить

засилье либерализма. В 1845 г Ньюман переходит в католичество и становится

кардиналом. Святоотеческие учения были забыты- отсюда поиски. Фридрих

Шлейермахер- немец- пытался приспособить христианство к современному миру, "идеи и

принципы чужды религии, они принадлежат разуму", пытался оставить религии только

чувство. Школы 1) либеральная школа богословия на основе идей Шлейермахера- Адольф

фон Махерт. В 1871 г- культуркампф- антикатолическое культурное движение на идеях

либерализма- цель- задвинуть католицизм. Духовное образование- под контроль

государства, запрет критики гос-ва с церковной кафедры. В 1851 г Изабелла заключила

конкордат с Римом, по которому католичество- главная религия. С 1871 Альфонс 12 до

1931 г- католическое королевство. Чудеса 11.02.1858 г в Лурде(Франция): 14-ти летней

Бернадетте Субиру явилась Богородица(18 Явлений), в 1862 г- признано истинным.

В США многие бежали от притеснений. Квакеры, мормоны, адвентисты. 13.10.1917 г-

Явление в Фатиме Богородицы. О будущей войне, об особой роли России в мире. Римский

престол долгое время держал это в секрете(Фатимская тайна).

В РКЦ были реакции на вызовы времени. Первый Ватиканский Собор- 07.1870 г- новый

догмат о папской непогрешимости с кафедры(вне опоры на Священное Писание).

Образовалось течение старокатоликов. Пий 11 в 1922 г концепция массовых католических

организаций мира: увеличить массовую опору, апостольское служение мирян, в условиях

охлаждения людей к вере. Причисление к лику новых Святых, активизация миссионеров в

странах Азии и Африки. В 20-30-е гг Ватикан заключает в 32 странах конкордаты,

действовали папские нунции(представители). В 1929 г- Латеранские соглашения-

признание Папского государства, ликвидированного в 1870 г.

1933 г Пий 11 заключил конкордат с Гитлером. Партия "Немецкие христиане"- Гитлер

нашел Хозенфельдера, отрицавшего Ветхий Завет как еврейскую книгу. 1930 г- крестовый

поход против коммунизма, 500 православных храмов было разрушено, но на это внимание

Характерная черта жизни на Западе ХХ века- негативная реакция на отрицательные

стороны капиталистического уклада, против либеральной этики и норм. Культ

конкуренции и индивидуализма, упадок нравственности. Внутри общ.жизни Западных

стран существовало убеждение о подчинении прибыли христианским ценностям. Гилберт

Честертон- апологет христианства. Принципиальное отличие христианства от других

верований. "Вера подобна ключу, о ключе спорить нечего". Форма ключа сложна, он прост

лишь в том, что открывает дверь.

Гонения на католиков.

Во второй пол.ХХ века общественная жизнь менялась- новые вызовы, эпоха массового

производства и потребления. Производство ради получения прибыли, возросло значение

Повышение уровня жизни и комфорта. Отодвигание ценностей, бездумные эгоисты и

индивидуалисты. Западный мир индустриальный, а также постхристианский.

Клайв Льюис- еще один апологет.

Течение Евангельских христиан, неоортодоксия, христианский экзистенционализм,

римские католики, феминистская теология и теология освобождения(ЛА, ответ католиков

на освободительные движения, сформировано в 1968 г в Колумбии, когда собрались

епископы, несправедливость- институоционализированная жестокость-> политизация

религии. 1984 г Ватикан одобрил участие христиан в борьбе за человеческое достоинство.

Идеи Христа обращены к внутреннему миру человека, а не к политизированной борьбе.

Папа Иоанн 23- годы понтификата 1958-1963 гг- середина ХХ века, усугубление духовного

четыре сессии, важные решения- усиление позиции РКЦ: дип.отношения с СССР, 20

документов: Догматическая конституция о Церкви, о Священной Литургии, декрет о

Восточной Католической Церкви, декрет об экуменизме(новые нормы существования в

мире), все догматы сохранились. Течение улльтракатоликов- Марсель Лефевр- осуждение

декларации о церковной свободе"документ пропитан либерализмом". Лефевристы: не

отрицают папства, но принцип экуменизма, свободы совести, Литургическую реформу.

Павел 6 тоже пошел по пути исправления- в 12.1965 г в Ватикане и Афинагор в

Иерусалиме отменили взаимные анафемы(1054 г). Гуманизация богослужения, главным

становится человеческое, а не богообщение. "Да будет воля твоя праздником"- не любая

Воля Божья.

Иоанн-Павел 2- 1978-2005 гг, пытался следовать традициям обоих Пап. Первый Папа

славянин, из Кракова. Большой вклад- 129 стран мира посетил; жесткая позиция в

богословских вопросах. "Оппозиция Церковному учению- не законная христианская

свобода". Социальная политика предшественников, неолиберальная модель оргазинации,

"коммунизм по сравнению капитализма- детская игрушка". Бенедикт 6- Йозеф Ратценгер-

богослов, кардинал, противостоял светскому миру. В 2013 подал в отставку. Папа

Франциск- Франциск Ассизский, реформирование Церкви.

Направление христианства: три конфессии: Православие, Католицизм, Протестантизм, но

также Монофизитство(копты, армяне, эфиопы); Несторианство, Апостольская

Католическая Ассирийская Церковь Востока; римский Католицизм и неримский; внутри

протестантизма: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм,

адвентизм, пятидесятничество. Деноминация- рел.организация, РПЦ, Вселенская

Константинопольская Православная Церковь.

Структура: на 2006 г христианство 2173 млн чел. 33% населения мира. 20% населения

мира- ислам(1336 млн); 6% буддизм; индуизм-13%; конфуцианство-0,1%, синтоизм-0,05%,

иудаизм-0,2% население мира. Католики- З. и В. Европа. Неримские католики-

старокатолики, бразильская Кат.Ап.Церковь, итд. Протестанты- 39% всех христиан; В/

б-56%, в Герм.-35%., в США-51%. Кальвинизм- Федерация Протестантских Церквей;

баптизм(главное- сознательное Крещение, есть своё богослужение, импровизированные

молитвы- всемирный союз баптистов). Экуменизм- 1930-е гг, верующие пытались

возродить веру, конференции, 1937 г- в Женеве- союз Церквей, 1954 г- Всемирный Союз

Церквей- самостоятельные сообщества; не новая Вселенская Церковь, но объединенные

верой во Христа. Вселенская Православная Церковь- церковное общение. Условные

наименования для удобства. Диалог в рамках религиозных объединений-

англикане(Палмер).

Комиссия 1980 г на греческих островах Православия и католицизма: не обсуждали

вопросы открытого неприятия(филиоквия, Папская непогрешимость). После экспансии

католицизма на Украине диалог затормозился.

Тоска по единству, осознание невозможности единства, удовлетворение разделением.

Постсекуляризм.

Догматика ислама.

Единобожие. Открывающая сура, аль-фатиха, как Отче наш должны все знать. Коран - рифмованная проза. Есть много арабских диалектов, но общий - фусха - литературный, язык Корана, книг, радио, тв, религии, высокоразвитая грамматическая форма, матем формулы. Синтаксическая совершенность. Есть 99 эпитетов Аллаха. 100й- сам Аллах, четки для этого, в них Семечек тоже 99, их перебирают, называя все эти эпитеты, их тоже надо знать (Мусульманам). Микаил, Гавриил, Джабраил, передававший откровения Мухаммеду, Исраил, понимавший души умерших. Еще есть Мункярمنكر («ангел смерти») и Накир, которые допрашивают покойника после смерти. Шайтан شيطان - изгнанный из рая, армия джиннов, сотворенные до человека из огня. Все пророки уважаются мусульманами, но признается главным лишь Мухаммед. «Институт ада», геенны.

Основы. Столпы ислама. Обязательные к исполнению правила, предписанные шариатом.

1. Шахада, свидетельство единобожия, таухид. За этим «свидетельством» стоит вера. Это декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Произнесением шахады - Ля иляха илля ллах ва мухаммадун ррасулюллах («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - посланник Аллаха») - начинаются мусульманские молитвы и любое религиозные или светские мероприятие, проводимые в исламских странах.

2. Намаз. Ритуальная молитва, 5кратная, - перед рассветом, после полудня, в 4 часа, перед закатом и после него. Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым (тахара), для чего молящиеся могут расстелить молитвенный коврик. Ритуальная чистота мусульман включает в себя действия, цель которых - достижение обрядовой чистоты и имеет «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. «Внутренняя тахара» предполагает очищение души от неблаговидных помыслов, гнева и греха, а «внешняя тахара» - очищение тела, одежды, обуви, жилища и т. д