Уход за паллиативными больными в условиях стационара. Паллиативная помощь тяжелобольным пациентам

Паллиативный уход – это способ улучшения качества жизни человека (и членов его семьи), который смертельно болен. Профилактика, устранение боли и прочих проблем разного характера. Ухаживание за людьми, живущими с ВИЧ/СПИД. Помощь – в снятии симптомов (кашель, одышка, диарея, тошнота, утомление, слабость, жар…). Помощь – в ведении каждодневной деятельности. Облегчение этой деятельности – по разным показателям. Иногда – обслуживание пациента, находящегося в бессознательном состоянии. В определенном смысле – прелюдия к эвтаназии. Паллиативный ассортимент Облегчает боль, и прочие тяжелые симптомы. Утверждает жизнь. Рассматривает смерть как нормальный фрагмент естественного процесса. Не ставит целью приблизить или отдалить смерть. Совмещает физические, психологические, и духовные моменты ухода. Способствует пациентам жить активно (если не от начала, то – до конца).

Паллиативная помощь: определение, цели и задачи, принципы, особенности

Внимание

Медицинский персонал такого кабинета ведет прием больных, оказывает необходимую консультативную помощь и проводит лечение в дневном стационаре. При отсутствии дневного стационара за противоболевым кабинетом закрепляют койки онкологического профиля в непрофильных больницах. Обратите внимание!Рекомендации по вопросам обезболивающей терапии даны в письмах Минздрава России: от 20 ноября 2014 г.


№ 25-4/10/2-8738 « По вопросу совершенствования доступности оказания обезболивающей терапии» и от 27 февраля 2014 г. № 25-4/10/2-1277 «Об обезболивающей терапии нуждающимся пациентам при оказании им медицинской помощи». Специалисты кабинета противоболевой терапии также оказывают психологическую и моральную поддержку больному и его родственникам. Паллиативная медпомощь в домашних условиях Если кабинет противоболевой терапии имеет собственный транспорт, то врачи могут оказывать необходимую помощь на дому.

Паллиативный уход

Также в амбулаторную помощь входит выдача рецептов на наркотические и психотропные средства, направление больного в стационар, психологическая и социальная помощь его родственникам. Дневной стационар Приказ № 187н, регламентирующий порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, отдельно выделяет возможность осуществления лечения больных в дневных стационарах. Это производится в случаях, когда нет необходимости вести круглосуточное наблюдение за пациентом, но требуется применять аппаратные и другие специфические методы лечения, например ставить капельницы, использовать лазерную или лучевую терапию.

Что означает паллиативный уход

Поскольку количество узкопрофильных клиник еще слишком невелико, их обязанности вынуждены выполнять обычные больницы. Неспециализированные учреждения паллиативной помощи К ним относятся:

  • районные службы сестринского ухода;
  • врачи общей практики;
  • амбулаторные службы сестринского ухода;
  • отделения больниц общего профиля;
  • дома для престарелых.

Персонал в этих учреждениях не всегда имеет специализированную подготовку, поэтому клиники должны иметь возможность консультации со специалистами по мере необходимости. Работа служб в неспециализированных учреждениях должна быть налажена таким образом, чтобы неизлечимо больной пациент мог получить необходимую помощь вне очереди и максимально быстро.

Паллиативный больной это

Порядок оказания паллиативной медицинской помощи В России вышел приказ № 187н, утвержденный 14.04.2015, в котором говорится о порядке оказания паллиативной медпомощи. Отдельным пунктом данного приказа выделены категории людей, которые могут на нее рассчитывать. Заболевания и состояния, при которых оказывается паллиативная медицинская помощь, следующие:

  • онкология;
  • хронические болезни в терминальной стадии;
  • травмы с необратимыми последствиями, при которых больной нуждается в постоянном медицинском уходе;
  • дегенеративные болезни нервной системы на завершающих стадиях;
  • деменции в терминальной стадии (например, болезнь Альцгеймера);
  • тяжелые и необратимые нарушения мозгового кровообращения.

Об особенностях помощи больным СПИДом есть приказ № 610 от 17.09.2007.

Паллиативная помощь онкологическим больным. принципы и виды паллиативной терапии

Использует командный подход к удовлетворению потребностей пациентов и членов их семей (если это необходимо). Консультирование родственников – в момент утраты пациента. Человеческие ресурсы Осуществлять паллиативный уход может, практически, кто угодно. Но. Существуют определенные категории, которые обучаются этому, и умеют это делать профессионально. Медицинские работники. Медицинская и психологическая поддержка. Препараты, необходимые для облегчения и устранения страданий.
Члены семьи, друзья, родственники (прошедшие соответствующее обучение). Обеспечение пациенту комфортных условий. Общение с периодически появляющимися медицинскими работниками (комплексный подход – медицинские работники + члены семьи больного + больной). Консультирование в момент утраты человека. Сиделки. Уход, психологическая поддержка пациента, и его родственников.

Что такое паллиативный уход

Важно

Люди, страдающие онкологическими заболеваниями IV стадии, нуждаются в особом уходе, сочетающем в себе медицинскую, психологическую и социальную помощь. Нередко после того, как лечение по тем или иным причинам оказывается безрезультатным, человек остается один на один со своей проблемой. Родственники такого больного тоже часто не знают, как повысить качество его жизни, как помочь ему справиться со страхами и облегчить боль.


Профессиональная паллиативная помощь онкологическим больным оказывает позитивное влияние на разные аспекты жизни самого пациента и его близких. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) паллиативная помощь - это подход, имеющий своей целью улучшение качества жизни пациента и членов его семьи, оказавшихся перед лицом заболевания, угрожающего жизни.

Что значит паллиативный уход

Москвы, в государственных и частных хосписах. Ежегодно в разных регионах страны открываются платные хосписы и отделения паллиативного ухода, что в какой-то степени снимает остроту проблемы недостатка мест в государственных клиниках. Порядок оказания паллиативной медицинской помощи в России Порядок оказания паллиативной медицинской помощи, как говорилось выше, регламентируется приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. № 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология». Претендовать на получение паллиативной помощи могут пациенты, у которых диагностировано неизлечимое прогрессирующее заболевание, в том числе различные формы злокачественных образований.
Показанием к паллиативному лечению также является развитие хронического болевого синдрома, значительно ухудшающего качество жизни.

Дневные стационары для больных, у которых есть возможность их посещать, являются прекрасным вариантом, так как при таком лечении человек не чувствует себя оторванным от семьи и одновременно получает все необходимые процедуры, которые невозможно проводить в домашних условиях. Хосписы Так называются учреждения, где оказывается паллиативная медицинская помощь неизлечимым пациентам в терминальной стадии заболевания. Образовано слово «хоспис» от латинского «хоспитиум», что означает «гостеприимство».

В этом суть данных заведений, то есть тут не только, как в больницах, проводят лечение, но и создают пациентам максимально комфортные условия жизни. Попадают в хосписы в основном незадолго до смерти, когда дома уже нет возможности купировать сильные боли и обеспечивать уход.

Инфо

Например, инсульт ведет к инвалидности и смерти примерно в 80-85 % случаев. Для перенесших его людей паллиативная медицинская помощь заключается в выполнении необходимых терапевтических процедур, поддерживающих и по мере возможности возобновляющих жизненные функции организма (например, способность ходить). Ежедневный уход за таким больным включает установку катетера для отвода мочи, предотвращение пролежней, кормление через носоглоточный зонд либо при помощи эндоскопической гастростомы, упражнения для укрепления мышц больного и другие.


Все большее число людей на планете сталкиваются с болезнью Альцгеймера, при которой нарушается работа головного мозга, а вместе с этим и всех органов и систем организма, включая умственные, речевые, двигательные, иммунозащитные функции.
Для такого направления существуют определенные основания:
  • наличие онкологического заболевания на тяжелой стадии, подтвержденное медицинскими документами;
  • наличие болевого синдрома, устранить который в домашних условиях невозможно;
  • наличие социально-психологических показаний, таких как глубокая депрессия, невозможность ухода со стороны родственников, конфликты в семье.

Помощь в конце жизни Этот термин может быть использован как синоним хосписной помощи в том случае, когда под «концом жизни» подразумевается период, в течение которого врачи и пациент знают, что болезнь закончится смертельным исходом. Под помощью в конце жизни может пониматься как паллиативный уход в последние двое или трое суток перед смертью, так и помощь пациентам, умирающим в неспециализированных клиниках.

Больные на терминальной стадии рака требуют особого внимания и отношения к себе. Им нужен паллиативный уход, включающий все аспекты психологической, физической и социальной помощи. Когда лечение онкологии не приносит никаких результатов, а симптоматика рака усиливается с каждым днем, больной замыкается в себе, оставаясь наедине с безвыходным положением.

Даже родные и близкие зачастую не способны «вытащить» его из серой рутины переживаний и волнений. По большей части это связано с нехваткой опыта и навыков по уходу за тяжелобольным человеком. К тому же члены семьи также часто оказываются в безвыходном положении, не зная, что делать дальше. Они не способны избавить близкого человека от страха перед смертью, грамотно обезболить и купировать другие симптомы болезни. Именно для этого созданы больницы паллиативного ухода – хосписы, в которых медицинский персонал заботится об онкобольных на терминальной стадии рака. Помощь работников клиники оказывает благотворное влияние на состояние здоровья пациента, а также облегчает жизнь членам его семьи.

Особенности оказания помощи в медучреждении

Согласно значению, установленному ВОЗ, паллиативная помощь и уход – комплекс мероприятий, направленных на повышение качества жизни тяжелобольных пациентов и их родных, которые столкнулись с трудной ситуацией в виду развития неизлечимой болезни у близкого человека. Задачей работников учреждений выступает своевременное купирование либо предупреждение болевого синдрома и прочей тягостной симптоматики у онкобольных. Также целью помощи служит психологическая поддержка пациентов с участием высококвалифицированных психологов – работников хосписа.

Паллиативный уход может оказываться на протяжении всего периода болезни либо на последних ее этапах, когда человеку остается жить совсем недолго. Симптоматическое лечение может проводиться совместно с химиотерапией и радиооблучением, которые вызывают разного рода симптомы, еще больше угнетающие состояние пациента.

Паллиативная медицина рассматривает смерть как естественные процесс, поэтому в рамках оказания помощи работники хосписов не имеют права каким-либо образом влиять на скорость ее наступления. Основной принцип паллиатива – оказание помощи всем нуждающимся тяжелобольным людям без исключения. Однако даже в больших городах нет того количества государственных учреждений, способных принять всех больных. Поэтому сегодня создается все больше частных платных хосписов, которые обеспечивают паллиативный сестринский уход и врачебную помощь нуждающимся.

Частные клиники взаимодействуют с бюджетными организациями, онкологиями и другими медучреждениями. Также при необходимости в платных больницах могут пригласить работников юридических и социальных сфер для консультации и оказания помощи родным в связи с тяжелым состоянием их близкого.

Принципы оказания помощи и поддержки

Паллиативная медицина направлена на симптоматическое лечение. В ее задачи не входит полное исцеление больных, однако все усилия прикладываются к тому, чтобы пациенты чувствовали себя как можно лучше. Паллиативный уход имеет основные принципы, по которым осуществляется лечение.

  1. Мнение больного и его достоинство. Каждый пациент сам вправе решать, где именно и какое лечение он будет получать. Паллиативная помощь не может быть оказана в принудительном порядке без согласия больного либо членов его семьи (если сам пациент не в состоянии принимать решение). Все медицинские специалисты, которые работают с больным, обязаны с уважением и учтивостью обходится с ним. Медработникам запрещается оспаривать либо критиковать взгляды и убеждения пациентов, даже если они не совпадают с их личным мнением.
  2. Круглосуточное взаимодействие. Медицинские работники постоянно общаются с больным и его родными, поддерживая морально и психологически. К тому же с пациентами и членами их семей регулярно обсуждаются успехи терапии, корректируется план лечения. Без уведомления и согласования схема оказания помощи меняться не может.
  3. Непрерывность терапии. Врачи постоянно курируют больных и следят за их состоянием. Симптоматическая терапия проводится непрерывно, чтобы больной не чувствовал боли или тягостных симптомов.
  4. Общение. Все работники хосписов, в том числе технический персонал, проходят специальное обучение правилам общения с тяжелобольными людьми. Сотрудники постоянно находятся в хорошем расположении духа, помогая больным не впасть в депрессию. В задачи работников клиники входит постоянная поддержка пациентов, они должны уметь уберегать больных от негативных мыслей, замкнутости и подавленности. Специалисты не имеют право безосновательно обнадеживать пациентов благоприятным исходом его болезни.
  5. Комплексный подход. Чтобы достичь видимых результатов лечения, больному назначается комплексная терапия, которую проводят онкологи хосписа, психологи и психотерапевты, а также специалисты узкого профиля, которых могут приглашать в клинику для индивидуальной консультации больных.
  6. Поддержка родственников. Семье тяжелобольного, так же как и ему самому, оказывают психологическую помощь на протяжении всего периода пребывания пациента в хосписе. Психологи также работают с родными после смерти онкобольного, чтобы обеспечить полное восстановление их психологического состояния.

Методы паллиативной помощи

Чтобы достичь хороших результатов и обеспечить стабильное состояние пациента, в хосписах пользуются тремя методами ухода за паллиативными больными.

Симптоматическое лечение

Как говорилось ранее, купирование симптомов – главный метод лечения в хосписе. Больным назначают сильнодействующие анальгетические средства, в некоторых случаях препараты с содержанием наркотических веществ. Также медикаментозная терапия наряду с лечебными процедурами помогает избавиться от других симптомов, которые сопровождают рак на терминальной стадии:

  • сухость кожи,
  • диспептические расстройства,
  • нарушения работы системы ЖКТ,
  • бессонница,
  • слабость и прочие.

Болевой синдром активно развивается на последней стадии рака. Это связано с существенным увеличением опухоли, которая давит на рядом расположенные органы и их нервные окончания. Также боль вызывают метастазы, бесконтрольно разрастающиеся по организму. Болевой синдром может возникать как с неопределенной периодичностью, так и наблюдаться постоянно, в зависимости от чего составляется график приема обезболивающих препаратов пациентом. За состоянием больных врачи в хосписе следят круглосуточно и могут экстренно обезболить резко возникшую боль.

Психологическая помощь

Одним из способов паллиативного ухода является психологическая поддержка пациентов и их родственников. Больной постоянно находится под давлением сложившейся тяжелой ситуации, нередко впадает в депрессию. Он вынужден изменить свои привычки и условия жизни, подстраиваясь под развивающуюся болезнь. Потеря работоспособности, постоянный дискомфорт и страх перед смертью постоянно донимают больного, поэтому без помощи профессионального психолога ему вряд ли удастся справиться.

Тяжело приходится и родственникам больного – им также приходится изменить свои привычки, а что еще сложнее, наблюдать, как их родной мучается от страданий и постепенно умирает. Специалисты хосписа помогают адаптироваться, успокоится и изменить отношение к смерти. Они вырабатывают у больных понимание того, что умирание – это неотъемлемый этап жизненного пути человека.

Социальная помощь

Наряду с психоэмоциональным давлением, больной может иметь социальные проблемы, что еще сильнее подавляет его состояние. В целях оказания помощи врачи и специалисты клиники совместно с семьей пациента проводят:

  • анализ имеющихся социальных проблем;
  • разработку программы по социальной реабилитации больного;
  • консультации по соцзащите пациентов;
  • беседы с больным, рассказывая о его правах на льготы и способе их получения.

Особенности лечения в частных хосписах

Для многих онкобольных частные клиники выступают лучшим альтернативным решением государственных хосписам. В платных больницах паллиативный уход на порядок выше, чем в бесплатных учреждениях. В частных хосписах применяются инновационные достижения в медицине, направленные на облегчение состояния пациентов. Лекарственные препараты импортного производства в доступности для каждого больного в любое время дня. Даже если прием одной дозы обезболивающего не помог, врач добьется анестетического эффекта другими препаратами.

Условия проживания, как и паллиативный уход за онкологическими больными, также существенно разнятся:

  • уютные и светлые номера, рассчитанные на проживание от 1 до 4 человек;
  • многоразовое питание с разнообразным меню для каждого пациента;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • организация развлекательной программы;
  • родственники могут без проблем навещать родных в любое время оставаться на ночь в клинике при необходимости;
  • постоянное наблюдение врачей.

Паллиативный уход обеспечивают не только врачи, но и медсестринская бригада. Медсестры помогают выполнять гигиенические процедуры, если больной не может этого делать самостоятельно.

В целом все действия работников помогают облегчить жизнь пациенту и сделать ее более яркой. Родственники могут не беспокоиться об условиях проживания и качестве оказания помощи больным. Нередко сами пациенты выражают желание оставаться в клинике до самого «конца», так как они чувствуют себя комфортно и безопасно под присмотром опытных и доброжелательных врачей.

Пациенты с выявленными неизлечимыми патологиями, которые сопровождаются сильнейшими болями, нуждаются в медикаментозной и психологической поддержке. Ее обеспечение предоставляет государство в виде паллиативной медицинской помощи, которая состоит из ряда мероприятий, повышающих качество жизни умирающих людей.

Специфика паллиатива

Разъяснения, что такое паллиативная медицинская помощь, дает всемирная организация здравоохранения. Паллиатив трактуется ей как комплексное использование мероприятий по повышению доступности необходимых для нормальной жизнедеятельности условий смертельно больных.

Оказание паллиатива предусматривает несколько направлений:

  • Медицинская терапия лекарственными препаратами для купирования болевого синдрома;
  • Оказание психологической поддержки пациентам и их близким родственникам;
  • Обеспечение больным их законного права жизни в социуме с соблюдением их законных интересов.

Психологическая и социальная поддержка является неотъемлемой частью оказания паллиатива. Она позволяет улучшить уровень жизни неизлечимо больных граждан.

В паллиатив входит длительный уход за пациентом, имеющим неизлечимые проблемы с физическим или психическим здоровьем. В России эту функцию чаще всего выполняют общественные и религиозные организации, волонтеры.

Медицинская поддержка предоставляется комплексно, с участием медиков, специализирующихся на профиле заболевания, и врачей других специальностей. При этом медикаментозные препараты используют исключительно для устранения симптоматики, в первую очередь, боли. Они не воздействуют на причину болезни и не имеют возможности ее устранить.

Сущность целей и задач

Термин «паллиативная помощь» – широкое понятие, которое в отличие от исключительно медицинского вмешательства обязательно содержит духовный компонент. Больному оказывают поддержку духовного, религиозного и социального плана, при необходимости помогая в уходе.

Задачи паллиативной помощи решаются в комплексе проводимых мероприятий. А подходы и методы поддержки классифицируются следующим образом:

  • Купирование или снижение болевого синдрома и иных неприятных проявлений смертельных недугов;
  • Проявление психологической поддержки через изменение отношения к предстоящей смерти;
  • Оказание религиозной помощи;
  • Предоставление психологической и социальной комплексной поддержки родным больного;
  • Применение комплекса действий, направленных на удовлетворение потребностей больного и его семьи;
  • Способствование повышению общего качества жизни человека;
  • Разработка новых методик терапии для облегчения проявлений болезни.

Следовательно, цель паллиатива направлена на облегчение симптоматики и оказание необходимой поддержки психологов и социальных работников для улучшения качества бытия больного.

Стандарты и важные моменты оказания паллиатива можно найти в Белой книге. Так называется документ, который был разработан Европейской ассоциацией паллиативной поддержки. В нем содержатся основные законодательные права пациента.

К ним относятся такие права:

  • Самостоятельно выбирать, где и каким образом получать квалифицированную помощь;
  • Принимать непосредственное участие в выборе средств и методов терапии;
  • Отказываться от медикаментозного лечения;
  • Знать свой диагноз и прогнозы по его лечению.

В целях улучшения качества паллиативной поддержки специалисты должны выполнять ряд правил:

  1. Уважительно относиться к личности пациента, его религиозному и социальному мировосприятию.
  2. Регулярно контактировать с пациентом и его семьей на этапе планирования и предоставления поддержки.
  3. Проводить регулярный мониторинг изменения состояния физического и психического здоровья человека.
  4. Обеспечить непрерывное общение. Этот момент важен в процессе преподнесения информации о состоянии здоровья и прогнозов на изменения качества жизни. Информация должна быть максимально достоверной, однако, излагая ее, нужно проявить максимум такта и гуманизма.
  5. Оказание паллиатива основывается на работе не только специалистов узкого профиля. В данном виде деятельности обязательно принимают участие профессионалы других специальностей: священники, психологи, социальные работники.

Запрещено использовать несогласованные с пациентом или его родственниками методы лечения или же изменять их без ведома больного.

Правила оказания паллиативной медпомощи в России

В 2012 году Минздрав России издал указ, в котором прописаны строгие регламентации о порядке оказания паллиативной медицинской помощи у нас в стране.

Исходя из этого документа, предоставление паллиативной медпомощи показано следующим категориям граждан:

  • Людям с прогрессирующими онкологическими патологиями;
  • Больным после перенесенного инсульта;
  • Людям с последней стадией СПИДа.

Поддержка малышам оказывается на уровне педиатрических отделений больниц и в специализированных детских хосписах.

К категории паллиативных пациентов относятся также люди с диагностированными хроническими заболеваниями, которые находятся в прогрессирующей форме. Еще одним показателем к назначению паллиативной поддержки является сильная и регулярная боль, которая мешает полноценной жизнедеятельности человека.

В документе описывается, как оказывается паллиативная помощь, какие этапы она предусматривает, начиная от выписки направлений в учреждение здравоохранения и заканчивая организацией хосписов.

Статистические данные Минздрава России свидетельствуют о том, что из всех больных с диагностированными онкологическими заболеваниями, 70 % составляют пожилые люди старше 60 лет.

Вопросы паллиативной поддержки могут решать все учреждения здравоохранения, имеющие законное право заниматься медицинской деятельностью.

В указе нет особых указаний по поводу категорий медицинских работников, которые оказывают необходимые услуги нуждающимся. Единственное требование, предъявляемое к медперсоналу, состоит в прохождении специального обучения.

Обратите внимание!

Паллиативная помощь, предоставляемая на государственном уровне, бесплатная!

Однако современная экономическая ситуация в стране не позволяет обеспечить полноценной поддержкой всех больных с онкологической патологией и другими тяжелыми недугами. На сегодняшний день в России создано всего 100 государственных учреждений и отделений данного типа, тогда как для обеспечения необходимой поддержки требуется открытие еще 500.

Особенно сложная обстановка в регионах, где из-за нехватки специализированной помощи, пациенты вынуждены оставаться со своими проблемами дома, находясь исключительно на попечении родственников.

К тому же в государственных клиниках уровень обслуживания больных еще достаточно низкий, что связано с незначительным финансированием и низкими заработными платами обслуживающего персонала. Часто не хватает необходимых медикаментозных препаратов, которые пациентам или их родственникам приходится приобретать за собственный счет.

По этим причинам в России все большую популярность приобретают частные, платные клиники, которые предоставляют весь спектр необходимых услуг при неизлечимых заболеваниях с целью улучшения качества жизни пациента.

Законодательством разрешается оказывать необходимую паллиативную поддержку как в специализированных, так и не предназначенных для этих целей клиниках. Главным условием выступает наличие специальных условий, необходимых медикаментов и обученного персонала медицинского, социального и психологического профиля.

Типы медицинских учреждений

Мы уже упоминали о том, что количество государственных узкопрофильных клиник данного типа в России крайне мало. Поэтому их «обязанности» выполняют обычные учреждения здравоохранения, которые в данном случае считаются неспециализированными клиниками.

К их числу относятся такие подразделения:

  • Службы ухода медсестер в районах;
  • Службы ухода медсестер в амбулаторных условиях;
  • Прием пациентов медиками узкого и широкого профиля;
  • Отделения больниц;
  • Пансионаты для престарелых больных.

Учитывая то, что медицинский персонал в неспециализированных клиниках не всегда прошел соответствующее профилю паллиатива обучение, необходимо наладить тесный контакт с профессионалами в этой сфере для получения необходимых консультаций.

В обязательном порядке смертельно больные пациенты должны обслуживаться вне очереди.

К подразделениям отделений паллиативной медицинской помощи относят специализированные клиники и отделения:

  • Отделения паллиативной поддержки стационарного типа;
  • Хосписы стационарного типа;
  • Группы паллиативной поддержки в неспециализированных больницах;
  • Бригады, оказывающие патронаж, посещая пациентов на дому;
  • Хосписы дневного типа;
  • Стационарное лечение на дому;
  • Специализированные клиники амбулаторного типа.

Различают следующие формы паллиатива, каждая из которых выполняет определенные функции.

  • Амбулаторная.

Пациент посещает кабинеты паллиативной медицинской помощи, которые являются одним из структурных элементов любой поликлиники.

Данные подразделения выполняют следующие функции:

  1. Предоставление поддержки пациентам амбулаторно, возможно в условиях дома (места проживания больного);
  2. Регулярное обследование и диагностика текущего состояния здоровья;
  3. Предоставление рецептов на средства психотропных веществ и их прекурсоров;
  4. Выдача направлений в учреждение здравоохранения, которое предоставляет помощь стационарно;
  5. Предоставление консультаций медицинских работников как узкой специальности, связанной с основным заболеванием, так других специалистов;
  6. Консультации медиков, которые не прошли специальное обучение паллиативной помощи;
  7. Предоставление психологической и социальной поддержки пациентам;
  8. Обучение членов семьи пациента правилам ухода за смертельно больным человеком;
  9. Систематическая разработка форм и методов для улучшения качества жизни больных, организация разъяснительных мероприятий;
  10. Предоставление другой функциональной поддержки, предусмотренной законодательными документами Российской федерации.
  • Дневной стационар.

Поддержка паллиативным больным заключается в наблюдении за течением болезни заболевания и лечении его в дневное время. Предоставляется в больницах, поликлиниках или в специализированных учреждениях.

Выполняет те же функции, что и кабинет паллиативной помощи, однако включает в себя проведение необходимых поддерживающих процедур пациентам, которые были выписаны из стационара.

  • Стационар.

Обеспечивается наблюдение за больным круглые сутки. После соответствующего лечения больной направляется в организацию, занимающуюся амбулаторной поддержкой паллиативных пациентов.

Формы предоставления паллиативной поддержки

Принципы оказания паллиатива взрослому населению предусматривают несколько форм поддержки.

  • Хосписная помощь.

Цель – постоянная забота о жизни пациента во всех ее проявлениях: социальной, психологической и телесной.

Работники хосписа решают все необходимые задачи паллиатива, начиная от купирования боли и заканчивая поиском места пребывания и проживания пациента.

Попадают в эти учреждения пациенты по направлению от лечащего врача.

  • Помощь в завершении жизни.

Данным термином обозначают поддержку пациентам, жизнь которых может оборваться в любую минуту. При этом летальный исход, по мнению врачей, неизбежен. В данном случае необходимая поддержка оказывается в последние дни перед кончиной в домашних условиях и в клиниках.

  • Терминальная помощь.

Предусматривает поддержку пациентам и их семьям в последние часы жизни больных.

  • Поддержка выходного дня.

Данный вид помощи предоставляется родственникам пациента, чтобы дать им время отдохнуть от ухода за неизлечимым больным.

29359 25.10.2006

Делать добро очень трудно. Это похоже на хождение по канату. Нужно быть осторожным, бдительным, соблюдать равновесие, внимание, терпение. Если переусердствовать при совершении добрых дел, то можно обратить любое самое благое начинание во вред. «Благими намерениями выстлана дорога в ад»

Цель помощи: любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной

«Нужно в свое сердце взять больного человека и стоять с ним перед Богом».
«…когда человек стреляет из лука, он никогда не попадет в мишень, если стрела одновременно не пробьет его сердце. Если то, что ты говоришь тебя не пробивает,
то, конечно, оно ни до кого не дойдет».

Митрополит Антоний Сурожский

Введение
Современная медицина более 15 лет назад вернулась к понятию паллиативная помощь.
Паллиативная помощь является частью общественного здравоохранения, поэтому оказанием этой помощи занимаются не только государственные лечебно-профилактические учреждения и социальные структуры, но также общественные и религиозные организации.

Согласно определению ВОЗ: «Паллиативная помощь – это деятельность, направленная на улучшение качества жизни больных со смертельным заболеванием и их близких путем предупреждения и облегчения страданий с помощью раннего выявления, тщательной оценки и устранения боли и других физических, психологических, социальных и духовных страданий».

Относительно облегчения страданий и ухода за больными с неизлечимыми заболеваниями Церковь имеет традиционный многовековой опыт не только пастырей, но и сердобольных вдов, хожалок за больными, сестер милосердия. Дореволюционные училища сестер милосердия давали выпускницам не только духовные основы, но и высокий профессионализм. Современные общины сестер милосердия унаследовали и возродили этот опыт. Сестры милосердия сегодня там, где радикальная медицина исчерпывает свои возможности, где необходим профессиональный, терпеливый, длительный, пожизненный уход. Такой опыт сестер милосердия, накопленный в области ухода за онкологическими больными, сегодня востребован при оказании помощи ВИЧ-инфицированным, имеющим тяжелые клинические проявления и нуждающимся в постоянном сестринском уходе. Экстраполяция навыков сестер по ведению онкологических больных на проблемы ВИЧ-положительных обоснованы тем, что 80% ВИЧ+ имеют общие проблемы и только 20% специфические медицинские, связанные с оппортунистическими заболеваниями.

Из практики оказания сестринской помощи больным с неподдающимися лечению заболеваниями, и среди них людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, следует, что паллиативная помощь — это непрерывное медицинское, психологическое, социальное и духовное поддерживающее пожизненное сопровождение.

Сопровождение больного и его семьи начинается с момента постановки диагноза и часто не заканчивается с окончанием его земной жизни, а переключается на его ближайшего родственника, перенесшего тяжелую утрату и нередко нуждающегося не только в психологической и духовной поддержке, но и в медицинской помощи.
Данные статистики

В РФ по данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом в 2006 официально зарегистрировано:

351 506 больных ВИЧ-инфекцией
1 187 умерших с диагнозом СПИД
9 418 умерших ВИЧ-инфицированных
443 живущих с диагнозом СПИД

Реальное количество ВИЧ-инфицированных составляет от 1 до 1,5 млн. человек.

С ростом числа людей, живущих с ВИЧ/СПИДом при отсутствии лечебных учреждений по уходу и хосписов для них, недостаточностью антиретровирусных препаратов прогнозируется увеличение числа больных в терминальной стадии, требующих поддерживающего паллиативного лечения и сестринского ухода на дому.

ВИЧ-инфекция протекает как сложный многоступенчатый процесс, зависящий от многих факторов, которые к тому же различны на разных ее стадиях. У половины ВИЧ-инфицированных больных при типичном течении ВИЧ-инфекции СПИД развивается через несколько лет от начала острой лихорадочной фазы, но уход становиться необходимым уже тогда, когда больной в следствии развития оппортунистических заболеваний частично утрачивает возможность самообслуживания и длительное время проводит в постели. При отсутствии хосписов, больниц и отделений по уходу за такими больными, они потребуют ухода на дому.

Наша задача создать условия для повышения качества жизни наших пациентов, подразумевая достижение христианского качества жизни согласно основам и ценностям веры во Христа.

Модель сестринского ухода православной патронажной службы
Реформа сестринского дела, происходящая в России начиная с 90-х годов, привела к качественному изменению профессионального и социального статуса сестринской профессии, возросла ответственность сестер и изменилось отношение самих сестер к своей профессии. Общепризнано, что при оказании помощи по уходу за больными сестринский персонал играет ключевую роль, что особенно видно при оказании помощи умирающим в паллиативной медицине и хосписном движении.

Медицинские сестры с высшим образованием возглавили отделения и службы сестринского ухода. Появились новые понятия сестринского дела:

Концепция сестринского дела,
модель сестринского ухода,
сестринский процесс,
сестринский диагноз.

Концепция сестринского дела – это основная идея сестринского дела.

Модель сестринского ухода — это реализация концепции сестринского дела, то есть образец по которому мы действуем.

Ядро каждой модели – различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.

Сестринский процесс — это метод организации и оказания сестринской помощи.

Сестринский диагноз – формулирование проблем пациента.

В практике Российского государственного здравоохранения при осуществлении сестринского процесса используется модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966). Она реализуется в соответствии с рекомендациями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранении. Суть модели В. Хендерсон состоит в том, чтобы помочь человеку в удовлетворении его фундаментальных биологических, психологических и социальных потребностей при его непосредственном участии в планировании и осуществлении ухода.

В мировой сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается от 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях жизненными потребностями человека считаются физиологические, психологические и социальные потребности:

1. Дышать
2. Есть
3. Пить.
4. Выделять
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
9. Общаться
10. Быть здоровым
11. Избегать опасности
12. Иметь жизненные ценности
13. Потребность в самореализации

Духовные потребности намечены лишь в отдельных моделях и выражаются такими определениями как:

Иметь жизненные ценности
отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой (В.Хендерсон).

Нам, православным сестрам милосердия, для осуществления ухода за больным недостаточно перечисленных жизненных потребностей человека, так как по вере и опыту мы знаем, насколько важны духовные потребности, особенно для больных с пожизненными и пока еще неизлечимыми заболеваниями.

Еще мы знаем, что между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие.

«Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела » — учит нас врач-хирург Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Поэтому при планировании работы и ведении своего сестринского процесса мы учитываем всю совокупность жизненных потребностей нашего больного, а, главное стараемся принять его в свое сердце и стоять с ним перед Богом, по опыту зная, что прежде чем больного лечить надо его любить. В этом мы и видим основную идею сестринского дела.

Принимая методику ведения сестринского процесса Вирджинии Хендерсон как основу своей модели ухода, мы ставим на первое место потребность нашего пациента в том, чтобы его любили, а свою сестринскую цель ухода за ним видим не только в заботе о его физиологических и социальных потребностях, но и в попечении о его душе. Цель нашего сестринского дела – «любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной». А задача сестры – стяжать эту любовь, приобрести милостивое сердце, приобрести чувство сострадания.

Метод работы сестринской бригады

Патронаж осуществляется группой — старшая сестра и команда, бригада.

Наиболее эффективный метод работы – работа группой, в которую входят разные по профессиональному уровню члены команды: врач, медицинские сестры, младшие медицинские сестры, сестры по социальной работе, добровольцы, требная сестра, ухаживающие родственники, соседи. Сам пациент рассматривается как основной член команды, вокруг и с участием которого строится вся работа. Духовным центром команды является священник, окормляющий больного или его духовник.

Схема 1.

Оптимальный размер группы — 5–11 человек, но возможна группа даже из 3-х человек, которые взаимодействуют для достижения общей цели. Работа в команде (бригаде) дает сестрам чувство принадлежности единому делу, взаимопомощь, защищенность, общение, а также создает возможность работы по индивидуальному гибкому графику, согласованному с руководителем с учетом занятости сестры в других местах (учеба, семья, другая работа).

Схема 2. Универсальность групп поддержки и на дому

В бригаде обязательно должна быть старшая сестра, которая организует работу бригады, составляет график работы, помогает группе в достижении ее целей, поддерживает ее существование и заботится о нуждах и здоровье членов бригады. Ни руководитель службы, ни больной, ни родственник не должны опасаться, что бригада многочисленна и ее составляют разные и непохожие сестры. Известно, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей непохожих.

В самом начале работы усилия команды направлены на формирование у больного приверженности к принятию помощи и терапии, желание лечиться.

Периодически бригада в полном составе с участием врача и старшей сестры собирается для того, чтобы выявить проблемы работы на своем посту, выслушать предложения и наметить решения. Такие встречи дают возможность проговорить вслух свои размышления, разрешить сомнения и недоразумения и просто быть услышанным. Часто бывает, что проблему сначала надо проговорить на эмоциональном уровне (то есть дать сестре выговориться и ее выслушать), а затем приходит решение на рациональном уровне. В результате встреч принимается новый план ведения больного, разрешаются конфликтные ситуации между сестрами, определяются конкретные темы для занятий с сестрами. Обычно беседа заканчивается традиционным чаепитием. Для поддержки сестер в трудном и напряженном деле служения больным надо заботиться о правильном распределении их энергетических возможностей, не забывая, что кроме работы есть еще живая природа, музыка, поэзия, семья и друзья.

Больному, требующему продолжительного по времени ухода, иногда в течение 5 -7 и более лет, такая команда сможет не только обеспечить бесперебойный уход (взаимозаменяемость сестер во время отпусков, болезни, отъезда, учебы, богослужений и т.д.), но и даст больному человеку широкий круг общения с людьми разного профессионального уровня, интеллекта, образования, кругозора, душевных и духовных качеств. В таких условиях при длительном уходе складывается некое единение, соборность, малая церковь. Это становиться возможным там, где больной постепенно приходит к Богу, воцерковляется, исповедуется и причащается.

«Общаясь друг с другом, мы можем раскрыть себя. Мы часто сами не знаем ценностей нашей души, и от этого ложиться на душу некоторое помрачение. Ведь для выполнения нами своего назначения, для раскрытия нас самих, надо чтобы открылись наши внутренние очи, только тогда мы увидим в душе те ценности, которые закрыты от нашего внутреннего ока. Надо самим открывать в себе эти ценности и помогать другим открывать себя, мы сами открываемся себе в своей глубине. Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, школой нашего духовного напряжения. В одиночестве человек становиться почти всегда беден. Живя в одиночку, мы как бы отрезаем себя от общей жизни, от жизни целого организма и в этой самости засыхаем, так как не питаемся тогда соками общей жизни. Через общение с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека: через соприкосновение сродных начал силы эти приходят в движение. Общение с людьми обогащает таким образом нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми. Каждый человек ведь индивидуален, но каждый человек может восполнить в себе недостающее через общение с целым организмом человечества » .
(Архиепископ Пражский Сергий <Королев>)

Подобное внутреннее состояние патронажных сестер определяет их работу и целенаправленные действия.

Православная служба сестринского ухода имеет свою концепцию и приоритеты, отличные от любой медицинской государственной и коммерческой организации.

Коммерческая организация рассматривает больного как клиента, просьбу как заказ и выполняет заказ в рамках договора. Критерием оценки работы считает мнение клиента о выполненной работе.
Православная служба считает свою работу служением нуждающемуся в нашей помощи больному. Сестры милосердия проживают вместе с больным, Богом данную ему жизнь, проходят единый христианский путь, принимая за основу наставление преподобного
аввы Дорофея: «Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это неразумно. И потому если с ним случиться что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот чтобы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному ».

Наши приоритеты – вся совокупность нужд больного, поэтому критерием оценки своей работы мы считаем изменение качества его жизни, стабилизацию или улучшение состояния, включающее и духовное возрастание.

Такая мотивация и высокое качество оказываемой помощи неизбежно ограничивает количество обслуживаемых больных, так как требует внимательного и длительного сосредоточения сил сестры на каждом больном.

На всех звеньях работы требования к сестрам самые высокие, независимо от должности. Младшие сестры, медицинские сестры и старшие сестры несут юридическую ответственность и церковное послушание духовнику сестричества, соблюдая субординацию в иерархической цепи, без которой невозможно никакое общество, никакая система.

Как предоставить помощь, если больной пока еще не готов ее принять, но и обойтись без посторонней помощи не может
Делать добро очень трудно. Это похоже на хождение по канату. Нужно быть осторожным, бдительным, соблюдать равновесие, внимание, терпение. Если переусердствовать при совершении добрых дел, то можно обратить любое самое благое начинание во вред. «Благими намерениями выстлана дорога в ад».

1. Неумеренное рвение или рвение не по разуму
Это попытка сестры безотлагательно совершить то, что непосильно в настоящий момент, на что необходимо время, труд, терпение и определенный уровень профессионализма. Чтобы не впасть в эту ошибку, необходима трезвая оценка своих сил и возможностей, учет ситуации и обстоятельств. Сестра, ставящая перед собой непосильную задачу, впадает в состояние раздражения, испытывает постоянный недостаток времени и сил, и наконец выдыхается, срывается, а иногда не может вернуться к своим обязанностям и уходит с внутренним надломом.

Уберечь от этих ошибок может умеренность, постепенность, терпение. надежда на помощь Божию, а не на свои усилия, благодарность Богу и людям за все то, что получается, умение проанализировать свои ошибки и извлечь пользу из отрицательного опыта. Из практики сестринского процесса уберечь от ошибок помогает последовательное и четкое ведение постовой документации, включающее постановку реальных, локальных и четко обозначенных сестринских задач и анализ полученных результатов.

2. Навязывание какой-либо помощи, если о ней не просят;
3. Обещания, которые не будут выполнены;
4. Желание угодить больному или его близким;

К нам обращаются за помощью люди, у которых в связи с заболеванием целый комплекс проблем социальных, медицинских, бытовых, психологических и духовных. Сам больной под гнетом всех этих проблем не может выявить главное, не может сформулировать в чем же он нуждается в первую очередь и либо теряется, либо становиться диктатором, заставляя сестру делать то, что ему представляется правильным и нужным. Во многом это связано с еще не достигнутой степенью доверия больного сестре, что требует времени и терпения сестры.

«Что касается того, как себя вести, то универсального правила на этот счет не существует. Можно лишь сказать, что не следует себя навязывать. И когда мы предпринимаем что-либо, нужно делать это с великим смирением. Состояние гордости может привести к результатам обратным тому, к чему приводит любовь. Общего правила нет: порой нужно вмешаться, порой – воздержаться; это зависит от конкретного случая, и это нельзя определить отвлеченно, это нужно почувствовать.

Любовь – это в первую очередь внимание к ближнему
«В отношениях с людьми нам прежде всего нужно проявлять доброту, чтобы они чувствовали, что мы желаем им добра, стремимся им помочь и прежде всего, что мы их не осуждаем. Мы должны стараться им помочь, но не влезать в душу, навязывая себя. Советы можно давать, если нас об этом просят. Не нужно людей поучать, так как очень часто это раздражает и может привести к эффекту, обратному тому, на который мы надеялись. Нужно чаще за них молиться. Так они почувствуют, что мы сопереживаем и любим их. Мы молимся за них, но и сами при этом получаем духовную пользу, становясь добрее»
.
(старец Сергий)

Профессиональные стрессы. Синдром выгорания
В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания медицинских сестер и волонтеров, длительно работающих в отделениях сестринского ухода, богадельнях, хосписах.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций. Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональному выгоранию больше подвержены те, кто по роду службы вынужден много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это руководители сестринских служб, медицинские и социальные работники, консультанты, добровольные помощники, сотрудники выездных служб, работающие в новой непредсказуемой обстановке, в которой должны проявить высокую эффективность. Положение усугубляется тем, что все мы являемся жителями крупных мегаполисов, живущих в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

К симптомам профессионального выгорания относятся:
чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды общая астенизация (слабость, снижение активности);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
дистанцированность от сотрудников и пациентов.

Профилактика синдрома выгорания
Руководителям служб сестринского ухода нужно быть внимательными к своим сотрудникам и постоянно принимать действия по профилактике и защите от синдрома выгорания.

К внешним мерам защиты можно отнести планирование работы и административный контроль: графика работы, нагрузок, объемов работы, интенсивности физических и психических нагрузок сестры. Осуществляется такой контроль общими усилиями руководителя, координатора и диспетчера патронажной службы, старшей сестрой команды и самими сестрами.

Очень важно сбалансированное распределение возможности сочетания нагрузок сестры.

Как пример приводиться график работы сестры в течении недели:

Понедельник : 12 часовой рабочий день у тяжелого больного в терминальной стадии. От сестры требуется концентрация всех способностей психологических, физических, духовных.

Вторник, среда : 2 дня по 5 часов – перевязки ран, обработка пролежней, лечение трофических язв. Требуется профессиональная реализация.

Четверг : 8 часов – уход за адекватным больным, передвигающимся в пределах квартиры. Консультирование, организация досуга, общение, налаживание ритма и режима дня. Повышение качества жизни.

Пятница : 6 часов – выездная консультация. Требует профессиональной реализации, коммуникации, общения с окружающими больного: родственниками, соседями, друзьями, врачами.

Очень важны встречи и собрания всех, кто ухаживает за больным в единой команде, профессиональная и психологическая поддержка друг друга, совместные обсуждения и практика работы в парах. Ресурсом сил является общение и взаимопомощь в бригаде, службе: проговаривание ситуаций, трудностей, ошибок на собрании бригады, обсуждение в группах; важным является фокусировка темы для обсуждения.
Руководители служб должны обеспечить эмоциональную поддержку своим
сотрудникам, быть им опорой не только в рабочих ситуациях, но и обеспечить помощь в повседневных бытовых делах, помочь в улаживании финансовых и юридических вопросов, позаботиться о их здоровье, диспансеризации.

К внутренним мерам защиты прежде всего относится наставничество, духовное пастырское окормление сестер священником общины сестер милосердия, братства или сестричества, осуществлящего медицинскую деятельность.

Самым важным для сестер является совместная молитва о тех, за кем они ухаживают, участие в богослужениях и единение в Церковных таинствах, разрешение внутренних конфликтов через таинства покаяния и исповеди. Благодатным для сестер является время бесед с ними духовника о поиске своего пути в деле служения больным, о мере своих сил в деле этого служения.

То, что в светской мирской организации сейчас принято называть супервизией , издавна существует в практике православного духовничества.

Только руководство, поддержку и оценку своих поступков, намерений и сомнений сестра добровольно и по свободному выбору вручает своему духовнику. Ему же сестра может не боясь признаться в том, что ей трудно и попросить помощи, в том числе и молитвенной помощи.

Проживая свою жизнь в Богом созданном земном мире не будем забывать о прогулках, природе, встрече с родными и друзьями, поэзии, музыке, чтении, спорте.

Внешнее общение с миром во вне работы, совместные поездки сестер в путешествия и паломничества дают возможность не только отдохнуть, но и открыть новые грани личностных особенностей тех, с кем ты работаешь в одной команде. Общение в неформальной обстановке с единомышленниками, с теми с кем интересно, необходимо для снятия профессиональных стрессов и профилактики синдрома выгорания.

О форме сестры милосердия
Требование нашей патронажной службы к сестрам — всегда и при всех обстоятельствах работать в форме, наполнено глубоким внутренним содержанием и не является формальным.

В исторической ретроспективе форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательным по уставу.

«На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах. В этой глубоко обдуманной униформе была и торжественность и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестер и даже, пожалуй, обреченность », так описал форму сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной в 1854 году великой княгиней Еленой Павловной, один современник.

«Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки… » - из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899.

Белый фартук с нагрудной эмблемой с изображением православного креста и плат с красным крестом на нем — форма сестер Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.



Слева направо: форма Свято-Серафимовского сестричества (Ростов-на-Дону), (Москва) и Марфо-Мариинского (Москва)

«Форма дух бережет » — эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному чеченскими бандитами в сентябре 1999 года, протоиерею Петру Сухоносову. По свидетельствам его духовных чад, несмотря на все их просьбы поберечь себя, отец Петр, настоятель Покровского храма в станице Слепцовской, одной из «горячих точек» Кавказа, выходя из храма, никогда не снимал священнического облачения со словами: «Форма дух бережет».

Свою последнюю службу отец Петр отслужил в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вооруженные чеченцы ворвались в храм с автоматами и схватили батюшку прямо в иерейском облачении.

Сестринская форма, также, прежде всего «Дух бережет», помогает сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют.

Сестринская форма представляет патронажную сестру во внешних инстанциях и организациях, делая сестру неотъемлемой частью общины сестер милосердия.

В любом лечебном учреждении и дома у больного, сестра в форме являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и принадлежность к сестричеству, дух общины сестер милосердия. Это важно не только для самой сестры, которая носит форму как награду, и ощущает эту награду как пока еще незаслуженную, как нечто взятое в долг, осознавая, что не ты представляешь форму, а форма рекомендует тебя, дает тебе некий аванс. Сестринская форма для внешнего мира определяет идентичность сестры милосердия: форма говорит о ее конфессиональной принадлежности, принадлежности к сестричеству или общине сестер милосердия, а также о ее профессии. В контактах и взаимодействии со светскими организациями, например, руководством больниц, в которых сестры работают, форма помогает сохранять свою «инаковость», отличие от светского медицинского персонала и, следовательно, возможность осуществлять свою профессиональную деятельность в согласии с христианскими нравственными нормами.

Форма сестры важна и для выстраивания ее взаимоотношений с пациентом будь то в лечебном учреждении или при уходе на дому. Благодаря форме сестра являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и дух общины сестер милосердия. В трудных ситуациях, в которые нередко попадают сестры, особенно при уходе на дому, форма их еще и защищает. Ведь дежурить приходится у больных, родственники которых могут быть и наркозависимыми, и алкоголезависимыми, и психически больными. С их стороны бывают проявления раздражительности, агрессии, попытки перейти границы в общении. В таких ситуациях форма помогает дистанцироваться, определить отношения, зачастую один лишь ее внешний вид снимает вспышки агрессии.

Это не менее важно и для больного, особенно тяжело больного, часто неадекватно воспринимающего окружающее или находящегося в состоянии спутанности сознания. По нашим наблюдениям, если в моменты прояснения сознания первое, что появляется в поле зрения больного, — это белый плат с красным крестом и белый фартук сестры милосердия, он быстрей успокаивается и возвращается к действительности. Особенно часто это встречается на ночных дежурствах, когда сестра сидит у постели больного и он внезапно пробуждается.

Форма «бережет дух» сестры, то есть помогает защитить ее внутренний мир, побуждает окружающих относиться к ней с уважением.

Ношение формы налагает большую ответственность, поскольку люди светские по сестре милосердия судят о Церкви в целом. Многие из них через сестру впервые знакомятся с Православием и порой воцерковляются.
Во многих сестричествах сестра получает право ношения формы не сразу, часто это право дается духовником сестричества по прошествии определенного испытательного срока. Конечно, форму сестры милосердия надо носить благоговейно, аккуратно, бережно, с прилежанием. Сестра в форме являет собой верность общине сестер милосердия, верность вере, верность Богу.

Выводы

1. Обеспечить паллиативный уход на дому возможно только силами специально созданной службы.
2. Такая служба, как один из возможных вариантов, здесь представлена.
3. Служба создана и действует силами сестер и является универсальной по структуре и мотивации.
4. Служба – динамичная и мобильная, что дает возможности открывать новые направления, отвечая на вопросы, поставленные жизнью. От детей в семьях до ВИЧ-инфицированных в терминальной стадии.