Художника иллюстратора в лебедева введение вывод. Советские женщины глазами художника владимира лебедева

Владимир Лебедев - выдающийся живописец, мастер книжной иллюстрации. На протяжении многих лет он занимался художественным оформлением произведений Самуила Маршака. Кроме того, живописцем создан ряд карикатур на политические темы, несколько портретов и натюрмортов. Тема сегодняшней статьи - творческий путь художника Владимира Васильевича Лебедева.

Ранние годы

Будущий живописец появился на свет в 1891 году, в Петербурге. Художественные способности проявились у него довольно рано. Образование Лебедев начал с обучения в студии А. Титова. Затем окончил художественную школу. Главной особенностью Лебедева было стремление познавать новое. Он никогда не прекращал учиться, даже тогда, когда начал преподавать.

В качестве политического карикатуриста Лебедев проработал недолго (1917-1918 гг.), но его работы запомнились. Возможно, именно собрание рисунков "Панель революции" сыграло плохую роль в его судьбе.

"Панель революции"

В 1922 году Владимир Лебедев создал серию рисунков, посвященных событиям, актуальным для его современников. Коллекцию из двадцати трех графических изображений художник назвал сперва "Улицей революции". Затем первое слово в этом названии заменил на более точное - "панель".

В начале двадцатых годов по улицам Петербурга сновало множество подозрительных и неблагонадежных личностей. Повысился уровень преступности. Такую обстановку создавала экономическая нестабильность в стране. Типичных представителей своего времени изобразил художник Владимир Лебедев.

Рисунки отличаются сатиричностью, гротескностью. "Панель революции" - это пример того, как художник, освобождаясь от всего лишнего, переносит на бумагу социально-психологические типы людей.

Натюрморты и портреты

После завершения сотрудничества с популярным журналом "Сатирикон" художник работал несколько лет над плакатами для телеграфного агентства. Однако помнят сегодня Владимира Лебедева, прежде всего, как иллюстратора детских книг. Эту деятельность он начал в издательстве "Радуга". Но не меньшего внимания достойны и портреты, и натюрморты Лебедева.

Творчество двадцатые годы определилось дружбой с такими художниками, как И. Пуни, Н. Лапшина, Н. Тырса. Общение с коллегами создавало среду, необходимую каждому мастеру. Владимир Лебедев был увлечен творчеством французских художников Ренуара, Мане. В начале тридцатых годов он создал серию работ, среди которых: "Фрукты в корзине", "Красная гитара и палитра". Приблизительно в это время Лебедев выступает и в роли портретиста («Портрет артистки Н. С. Надеждиной», «Натурщица с мандолиной», «Девушка с кувшином», «Краснофлотец», «Турецкие борцы»).

Личная жизнь и семья

С первой супругой Владимир Лебедев познакомился в годы учебы в школе Бернштейна. Звали ее Сарра Лебедева (Дармолатова). Это выдающаяся русская и советская художница, известная также как мастер скульптурного портрета. После развода Лебедев поддерживал с ней дружеские, теплые отношения на протяжении многих лет.

Второй женой художника стала знаменитая балерина и хореограф Надежда Надеждина. Лебедев написал несколько ее портретов. В третий раз живописец женился в 1940 году, на писательнице Аде Лазо.

В тандеме с Маршаком

Имя детского этого писателя известно всем. Однако то, что Самуил Маршак занимался не только литературным творчеством, но и внес огромный вклад в развитие издательского дела, знает не каждый. А, возможно, многое из того, что Маршак задумал в начале двадцатых годов, ему бы не удалось осуществить, если б не сотрудничество с таким талантливым и трудолюбивым графиком, как Владимир Лебедев. Он стал художником новой детской книги. В чем особенности стиля Лебедева?

Отличительная черта работ этого художника - плакатный стиль. Иллюстрации Лебедева отличаются лаконичностью. Фон редко бывает цветным, а фигуры людей и животных изображены схематично. "Шарнирные марионетки" - так назвал один из критиков фигуры Лебедева. Но при этом "марионетки" у мастера иллюстрации получались живыми, яркими, запоминающимися.

Лебедев создавал рисунки для большого количества книг, но чаще он работал именно с Маршаком. Они нашли общий язык, потому как оба были чрезвычайно требовательны к своей деятельности, работали, не покладая рук. Маршак, словно подхватывая лебедевский стиль, писал динамично, создавая четкие словесные картины.

Уроки книжной графики у него брали многие молодые и талантливые художники. Лебедев является создателем собственной школы. Ему удавалось собрать вокруг себя мастеров совершенного разного направления. Книжной иллюстрации Владимир Лебедев посвятил более полувека.

Последние годы

В середине тридцатых годов произошло событие, после которого, согласно мнению критиков, в творческом развитии художника произошел спад. В газетах появился ряд гневных статей в адрес живописца. Это стало тяжелым ударом для Владимира Лебедева.

В Москве он прожил с 1941 года. А в начале пятидесятых вернулся в Ленинград. Он все так же работал в книжной графике, но жил довольно замкнуто, общаясь лишь с немногими друзьями и коллегами. Владимир Лебедев ушел из жизни в 1967 году, похоронен в Санкт-Петербурге.

Родился 16 октября 1852 г. в семье крестьянина, церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество. О детских и юношеских годах будущего художника практически ничего неизвестно. В начале 1870-х гг. он поступил в Строгановское училище. Оттуда в 1875 г. перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества. Любимым учителем К. В. Лебедева был В. Г. Перов. Ближайшим другом и сподвижником стал Владимир Маковский. Огромную роль в становлении художника сыграл представитель академической школы рисования Е.С. Сорокин. Благодаря занятиям с ним, Клавдий Васильевич достиг высоких успехов в области графики, стал лучшим рисовальщиком Училища, а впоследствии - одним из лучших рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком.

В 1881 за картину «Выход боярышни из церкви» получил большую серебряную медаль. Знание истории, любовь к родному прошлому, историческое чутье позволили ему создать интереснейшие полотна, среди которых «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи».

Портрет мальчика. 1900

Главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, взведенного по проекту К. А. Тона. (Проект собора был утвержден в 1844 г., строительство началось в 1845, с 1877 г. начались штукатурные работы, а затем и роспись стен, которая закончилась к 1887 г.). В Вознесенском Елецком соборе, возведенном архитектором А.С. Каминским по проекту К.А. Тона, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся художников-передвижников А. И. Корзухина и К. В. Лебедева. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - «Распятие Христа» принадлежат кисти академика живописи Алексея Ивановича Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. С Вознесенским собором связаны шесть лет работы. Лебедев заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора.

Русская история периода XVI-XVII вв. вызывала особый интерес. Поэтому неслучайным был успех его картины «Боярская свадьба» (XVII век), демонстрировавшейся в 1884 г. на XII выставке передвижников. Первое большое историческое полотно К. В. Лебедева критика встретила неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть». В. В. Стасов посчитал, что самое привлекательное в работе Лебедева - это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». Имя Лебедева становится известным. Его полотна заметили известные художники. В 1888 г. Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме В. М. Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».

Этой «большой вещью» стало историческое полотно «Уничтожение новгородского веча», продемонстрированная впервые в 1891 г. на XIX выставке передвижников. Следом, в 1894 г. была написана картина «Полонянник», навеянная историческим рассказом Н. Полевого «Русский полонянник» и посвященная трагическим событиям русской истории - монголо-татарскому игу. Постоянно художник обращался в своем творчестве к жанровым историческим сценам, не забывал о них: «Угощение шута» (1892), «Дурка» (1892), «В Московском приказе XVII в.» (1898), «Отдохнул» (1900), «К боярину с наветом» (1903).

Работая над историческим жанром, Клавдий Васильевич писал картины, посвященные отдельным историческим событиям и деятелям русской истории. За полотно «Смерть царя Федора Алексеевича» его удостоили звания академика (1897 г.). В начале XX в. появился цикл картин, посвященных Петровской эпохе: «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов» (1903), «Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Петр I в Саардаме» (1908). Исторические работы К.В. Лебедева были литографированы и изданы в виде альбома в 1911 г.

Будучи членом Товарищества передвижных выставок с 1891, Клавдий Васильевич в избрании тематики своих картин не обошел стороной жанр. Создавая скромные по замыслу, по формальным приемам жанровые сцены, он смог достичь в них широкого обобщения. Таковы полотна «К сыну» (1894), «На родине» (1897), «Что-то случилось», «В церкви», «Иконописец» и др.

В 1897 за картину «Смерть царя Федора Алексеевича» был удостоен звания академика.
1898-1908 Член Московского общества любителей художеств. Член Общества художников исторической живописи.

С 1890-1894 преподаватедь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем с 1894 по 1898 в Высшем художественном училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). С 1896 по 1898 гг. он был профессором натурного класса Высшего Художественного училища при Академии.
С 1906 г. - Действительный член Академии художеств.

Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Незаконченной осталась его картина «Иван Грозный».


Перед Пасхой

Пляска 1900

Женщина на коленях. Эскиз

Подаяние

Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте. 1903

Избрание Михаила Романова в 1613 году. 1912

Ассамблея при дворе Петра I

Иван Грозный в палатах

К боярину с наветом. 1904

К сыну. 1894

Девушка с бубном. 1897

Боярыня. 1904

Иван Грозный

Иван Грозный

Ночь на Ивана Купалу

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889

Лжедмитрий I и Ксения Годунова

Освоение русскими новых земель. 1904

Проводы. 1910

Продажа крепостных с аукциона. 1910

Сострунка медведя в лесу. 1907

Старый холостяк

Царевна Несмеяна

Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи

Боярыня

Жадные

1526 г. Василий III, великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую»
Из собрания иллюстраций журнала «Нива»

Репродукция из журнала Нива Картина Приятели

Полностью

Биография

Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) — выдающийся график, художник и иллюстратор первой половины 20-го века.

Лебедев закончил частную художественную школу Бернштейна в 1914 году, после чего несколько лет преподавал в Петроградских художественных мастерских. С 1917 года занимался политической карикатурой, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; параллельно с карикатурой начал заниматься книжной графикой и этому своему увлечению остался верен до самой смерти в 1967 году. Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга», которому принадлежит значительная роль в создании детской книги 1920-х годов. Именно в этом издательстве вышла первая «новая» книга - » , переведённый с иллюстрациями В. В. Лебедева.

Лебедев был известным плакатистом, он создал свой собственный стиль агитационного плаката, ставший в дальнейшем эталоном для многих художников того времени. Одной из первых серий плакатов его исполнения были заказанные Российским Телеграфным Агентством «Петроградские окна РОСТа», которую он выполнил в соавторстве с В.И.Козлинским в 1919-1920 гг.

В 1924 году Лебедев возглавил художественную редакцию только созданного детского отдела Госиздата. Его коллегой в литературном отделе был ; вместе они поставили цель сформировать принципиально новую детскую художественную книгу. Благодаря талантливому тандему Лебедева-Маршака, появились на свет популярные и любимые многими , «Сказка о глупом мышонке», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

В сентябре 1933 года на базе детского отдела Госиздата и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали и В. В. Лебедев.

В 1936 году была развернута кампания, направленная против его деятельности, в прессе появились статьи с уничижительной критикой его творчества. По мнению некоторых биографов, эти гонения надломили художника, что сказалось на его творчестве; его стиль стал более сдержанным и осторожным…

Во время войны Лебедев жил и работал Москве, сотрудничал с «Окнами ТАСС», активно занимался детской иллюстрацией.

Его лучшими послевоенными книгами считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) , «Три медведя» (1948).

В 1950-60-е годы Лебедев вел уединенный образ жизни, почти не появляясь на публике.

Если на вопрос, что вы больше всего любите, мне отвечают «искусство», или, например, «книгу», я говорю: глупец. Надо любить не книгу, а жизнь, ради которой появилась книга…

«Решили пойти к Лебедеву домой. Пустит ли художник? Может быть, не захочет и разговаривать?

Отправились с папочками работ. Знает ли кто из вас, что такое войти в мастерскую любимого художника? Это незабываемо. Я и сейчас с волнением вспоминаю все до мелочей.

Большой двусторонний ореховый мольберт, рабочий стол на козлах и сам художник. На стенах - кубизм, рисунки прачек и балерин, висят боксерские кожаные перчатки. На полу лежат гантели. Во всю стену огромный шкаф с книгами. А рядом, у окна, в идеальном порядке блестят столярные инструменты - ножовки, стамески, рубанки, тот самый «рубанок, который сделал рубанок».

Одет Лебедев был по-американски. На нем кожаные желтые краги, английские бриджи, ковбойская рубашка с засученными по локоть рукавами. И сам он, подвижный, с широко расставленными ногами, будто в боксерской стойке. Его суждения неожиданны и очень точны. Всем своим обликом он просто сразил нас наповал.

Посмотрев мои рисунки шпаны, которые я принес показать, Лебедев сказал мне: «У вас все неверно, посмотрите, как у меня сделано» - и показал свою «Улицу революции».

От волнения мы мало что соображали, но все-таки высказали главное

Рассмотрев мои рисунки, Владимир Васильевич берет бумагу и тут же, при мне, рисует сам то, что никак у меня не выходило. Его волшебная рука безжалостно, с холодной ясностью указует на мои ошибки.

Урок преподается артистически.

Уничтоженный, собираю в папку и прячу драгоценные рисунки метра. Хочется скорее бежать обратно, никого не замечая, никого не видя, - домой, работать». (с)

Купить книги с иллюстрациями Владимира Лебедева

Картинки

Название Слоненок
Автор Р.Киплинг
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1921
Издательство Гиз
Название Три козла
Автор Русские сказки
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1923
Издательство Мысль
Название Охота
Автор В.Лебедев
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Цирк
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Мороженое
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Вчера и сегодня
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Усатый полосатый
Автор С.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1930
Издательство Гиз
Название Заяц, петух и лиса
Автор Русский фольклор
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1924
Издательство Мысль
Название Золотое яичко
Автор Русский фольклор
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1923
Издательство Мысль

Разговоры


Детские книги, оформленные и иллюстрированные Лебедевым в двадцатых годах, принадлежат к числу лучших и наиболее характерных достижений искусства графики того времени. Они заложили фундамент новой, советской книжно-графической традиции. Это - советская классика, оказывающая и поныне влияние на развитие в нашей стране искусства книги.


Эта яркая, веселая, очень летняя по своему колориту книжка вышла впервые в свет в разгар зимы — новогодним подарком детям к новому 1925 году. Одинаково крупно на ней обозначены два имени ее создателей: «С. Маршак, рисунки В. Лебедева». В это время только начиналось многолетнее сотрудничество поэта и художника. По воспоминаниям сына писателя, Маршак, находясь вместе с Л.М. Клячко — известным журналистом, владельцем и редактором частного издательства «Радуга» — в типографии, увидел на полу оттиск какой-то из работ еще не известного ему художника. «Я хочу, чтобы мои стихи иллюстрировал этот художник», — сказал издателю Самуил Яковлевич, поднимая оттиск


Рисунок для детей должен привлекать, заинтересовывать ребенка. Рисунок цветной, помимо четкости и конкретности, должен быть интенсивным по цвету. Но интенсивность эта должна быть построена не на цветистости, а на живописных отношениях. Художник должен приучить ребенка строить живописные отношения, которые пригодятся ребенку в его взрослой практике, независимо от профессии. Если же рисунок черный, графический, то он должен быть достаточно конкретен, точен и четок.

Художник-иллюстратор, карикатурист.
А. И. Лебедев известен главным образом как автор многочисленных карикатур, помещенных в сатирических журналах, а также иллюстраций к произведениям русских писателей, выходивших отдельными литографированными альбомами. Художественные способности проявились у него еще в детском возрасте. Однако по воле отца, человека военного, юношу определили в Училище топографии. Лишь в 1849 г. Лебедев начал посещать вечерние рисовальные классы Петербургской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, совмещая занятия искусством со службой. В 1857 г. он окончил Академию художеств и получил звание свободного художника. Живопись Лебедева почти не известна. Дарование художника раскрылось наиболее полно в сатирической графике и книжно-журнальной иллюстрации. В качестве автора бытовых карикатур Лебедев дебютировал в 1858 г. на страницах модного в то время журнала «Весельчак». Впоследствии он сотрудничал со многими сатирическими журналами: «Заноза», «Иллюстрированная газета», «Пчела», «Кругозор», «Нива», «Осколки», «Стрекоза». Продуктивность художника просто поразительна, диапазон тем весьма широк. Лебедев изображал различные социальные слои общества, подмечая смешные, а подчас и нелепые коллизии, возникающие в повседневной жизни. Подобные «картинки» художник объединял в тематические альбомы: «Пикник» (1859), «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (1861) и т. д. В 1860-х гг. Лебедев издал серию, посвященную судьбам молодых неопытных девушек, ставших жертвами соблазнов большого города. Сюда входят такие выпуски, как «Погибшие, но милые создания» (1862), «Еще десяток погибших, но милых созданий!» (1863). За ними следуют «Прекрасный пол» и «Колпак» (оба 1864). В двух последних альбомах сценки снабжены подписями в форме краткого диалога, составленного самим Лебедевым и писателем В. В. Крестовским. В ряде случаев это цитаты из произведений А. С. Пушкина, В. Гюго, поэта-сатирика В. С. Курочкина. Иногда в зарисовках современного ему быта Лебедев выступал как мастер социальной сатиры. Наряду со сценами ссор, измен, пьяного дебоша и разгула известны его изображения взяточничества мелких чиновников и произвола высокопоставленных лиц. Гражданственная направленность сатиры особенно обозначилась у Лебедева в период сотрудничества с журналом «Искра» (1864-66), где в 9 номерах были помещены 54 его работы. Лебедев пользовался известностью и как автор юмористических портретов знаменитостей - писателей, художников, издателей, общественных деятелей и т. д. Это были и дружеские шаржи, вроде тех, что высмеивали казавшуюся невероятной работоспособность И. К. Айвазовского и надутое самодовольство М. О. Микешина; но были и откровенно сатирические изображения, как, например, гротесковые портреты журналистов М. Н. Каткова и А. С. Суворина.

Основной графической техникой, в которой Лебедев работал и достиг большого мастерства, была литография, часто с использованием цветного фона. Так же мастерски владел он и карандашом. Сохранилось довольно много его рисунков, как правило, подготовительных, предназначавшихся для перевода на литографский камень. В технике литографии выполнены и многочисленные иллюстрации художника. Лебедев-иллюстратор обращался к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, других русских писателей. Иллюстрации печатались отдельно от текста в журналах, например в «Северном сиянии» за 1862 и 1864 гг. Однако чаще всего они выходили в виде выпусков-альбомов. Самыми значительными работами художника в этой области являются литографии по мотивам сочинений Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. К творчеству Некрасова Лебедев впервые обратился в середине 1860-х гг. В 1865 г. появились его «Рисунки к стихотворениям Н. А. Некрасова» в двух тетрадях (по 10 литографий каждая). Художник намеренно выбрал стихотворения о тяжелой жизни простого народа ("Орина, мать солдатская", "На Волге", "Размышления у парадного подъезда", "Вор" и др.). Через двенадцать лет, в декабре 1877 г., Лебедев вновь выпустил альбом «Кое-что из Некрасова», часть листов которого сразу же попала под запрет цензуры. Если в интерпретации поэзии Некрасова у Лебедева преобладали ноты скорби, то, иллюстрируя Салтыкова-Щедрина, художник обращался к сатире. На обложке вышедшего в 1880 г. альбома «Щедринские типы» Лебедев изобразил писателя, вытряхивающего из мешка героев своих произведений. Несмотря на то, что художник чрезвычайно много работал, он до конца жизни так и не смог достичь материального благополучия. На неоднократные обращения Лебедева за помощью в Академию художеств он получал отказы. После его скоропостижной смерти многие газеты и журналы поместили некрологи. Современники отдавали дань превосходному мастеру литографии, наделенному сатирическим даром и талантом интерпретировать литературные произведения.

См. о нем: Смирнова Е. И. Александр Игнатьевич Лебедев. 1830-1898. М.: Искусство, 1954. 27 с.

Иллюстрированные издания

  • 34.1.6.2
    Лебедев А.И. Рисунки к стихотворениям Н.А. Некрасова : Тетр. 1-. - [СПб.] : Сеньковский и К°, ценз. 1865.
  • Мф К1/27538 , 18.166.3.44
    Минаев Д. Д. Евгений Онегин: Роман в стихах, сокр. и испр. по ст. нов. лже-реалистов Темным человеком: с прил. 5 рис. работы худож. А.И. Лебедева, [гравир. П.З. Куренковым]. - СПб: тип. Деп. уделов, 1866. - 56 с., 5 л. ил.
  • 18.109.8.21
    Лебедев А.И. Рисунки художника Лебедева к сценам из еврейского быта Павла Вейнберга . - СПб. : тип. К.Н. Плотникова, 1873. - 8 л. ил. с объясн. текстом
  • 18.257.2.32
    Иллюстрированный занимательный спутник : собр. анекдотов и разных ст. о замечат. событиях, новых изобрет. необыкнов. подвигах бескорыстия, добродетели и т. п. / изд., украш. 60 карикатурами, рис. Лебедевым и Иевлевым 10 тетр. Тетр. -. Тетр. 2 Тетр. 2.- 73-144 с., 6 л. ил. : ил.
  • АлИс57/3-Н-480 , 18.132.1.31 , 18.132.1.32 , 18.132.1.333
    Лебедев А.И. Кое-что из Некрасова: [альбом рисунков и отрывки из его произведений]. СПб. : В. Иванов, 1877. - л., 11 л. ил., портр.
    Электронная копия
  • 37.5.1.25
    Лебедев А.И. Карикатурный альбом современных русских деятелей, проектированный "Азом" [псевд. И.Ф. Василевского] и "Г. Кор..." [псевд. Г.К. Корнфнльда], исполненный художником А.И. Лебедевым: [Сер. 1]-. - [СПб.] : журн. "Стрекоза", ценз. 1877-. - 3 т.
  • 18.52.2.32
    Лебедев А. И. Театральный альбом / рис. худож. А.И. Лебедева; текст П.В. Быкова. - [СПб.] : журн. "Стрекоза", 1879. - с., 8 л. портр.
  • 18.52.2.32
    Лебедев А.И. Щедринские типы: альбом худож.-юмористич. журн. "Стрекоза". - СПб. : Г. Корнфельд, 1880. - с., 12 л. ил.
  • 8.340а.5.1
    Михневич В.О. Наши знакомые: Фельетон. словарь современников: 1000 характеристик рус. гос. и обществ. деятелей, ученых писателей, художников, коммерсантов, промышленников и пр. : С 71 портр.-карикатурами (на 59 л.) / рисов. худож. А.И. Лебедевым, М.Е. Малышевым и А.А. Серебряковым по наброскам авт. - СПб. : тип. Э. Гоппе, 1884. - XII, 283 с., 1 л. фронт. (ил.), 59 л. ил.
  • 18.52.2.32 , 1/409низ
    Темное царство: альбом рисунков к сочинениям А.Н. Островского / предисл. Буквы; рис. исполнены худож. А.Н. Богдановым, А.И. Лебедевым, М.Н. Малышевым, В.И. Порфирьевым и В.С. Шпаком. СПб. : Герман Корнфельд, 1881. 2 с., 15 л. ил.
  • 52/721 , 18.158.4.20
    Василевский И.Ф., Человеческая комедия / И.Ф. Василевского (Буквы); рис. Н.А. Богданова, Г.А. Гельмсдорфа, А.И. Лебедева [и др.]. - СПб. : Стрекоза (Г. Корнфельд), 1882. - , 236, с. : ил.

Female portraits in the art of Soviet painter and graphic artist Vladimir Lebedev (1891-1967) — Find the English text under the pictures

RUS: Владимир Васильевич Лебедев (1891- 1967) - русский советский художник, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации. Лебедев вошел в историю отечественного искусства прежде всего как основоположник и классик советской графики.

В 1920-30-е годы художник создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства того времени: cерии на «бытовые» темы -«Прачки» (1920-1925, гуаши, аппликации), серия «Панель революции» (1922, тушь), серии «НЭП» и «Новый быт» (середина 1920-х годов); cерии рисунков карандашом и тушью — «Натурщицы», «Балерины», «Акробатки»; живописные работы — «Натюрморт с палитрой» (1919), «Кофейник, ложка, кружка» (1920), «Пила и доска» (1920), «Рабочий у наковальни» (1920-21), серия «Контррельефы» (1920-1921).

Славу мастеру принесли и иллюстрации к детским книгам, в первую очередь к сочинениям С.Я. Маршака: «Мороженое», «Вчера и сегодня», «О глупом мышонке», «Цирк» (все — 1925), «Багаж» (1926), «Мистер Твистер» (1933), «Детки в клетке» (1952).

С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал большое количество женских портретов , в том числе: «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко), и другие. Живопись Лебедева в 1920-е годы определялась во многом его увлечением французским искусством: Пикассо, Ренуаром, Мане.

Хотя, по признанию самого художника, рисунок является более значимой частью его творчества, чем живопись, живописные картины Лебедева являются подлинными жемчужинами художественного наследия мастера. Произведения художника хранятся в Третьяковской Галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, во многих музейных и частных собраниях России и ряда зарубежных стран.

С 1934 года начала расти серия лебедевских женских портретов. Они составляют именно серию, во многом подобную ранним графическим циклам, вроде «Акробатки» и «Танцо­вщицы». Каждый портрет представляет собой как бы звено в цепи экспериментов, напра­вленных на творческое осмысливание и эмоциональное истолкование образа современной женщины. Примеры, вырванные из цепи, не могут дать представления о живописи Лебе­дева. Любая отдельная работа - это добросовестный реалистический этюд, в котором нет иной задачи, кроме правдивого воссоздания натуры. (из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. — Л., 1972. — С. 202-213.)


Обнаженная со скрешщенными перед грудью руками, 1937 г. | Nude with arms crossed under her chest, 1937





Портрет женщины | Portrait of a woman



Женский портрет | Portrait of a woman




Сидящая натурщица, 1952 г. | Sitting Model, 1952





Портрет художницы Нины Лекаренко, 1934 | Portrait of the artist Nina Lekarenko, 1934


Рабфаковка с портфелем 1937 г. | RabFac student with a briefcase, 1937




Сидящая обнаженная, 1933 г. | Sitting Nude, 1933




Девушка с челкой, 1924 г. Холст, масло. 62х48. Аукционный дом СовКом | Girl with bangs, 1924




Раздевающаяся под лампой | Girl, undressing in the lamplight


Стоящая натурщица, Аукцион «Антикварные сезоны»