Проявления и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей. Диагноз невролога ММД (Минимальная мозговая дисфункция)

Минимальная мозговая дисфункция - нервно-психическое нарушение, являющееся результатом слабого поражения ЦНС. Эти нарушения обусловлены течением беременности и родов, а также разного рода инфекциями и недостатками ухода в

Картина нарушений при минимальной мозговой дисфункции очень разнообразна и меняется с возрастом, как правило, ее проявления нарастают к Минимальная мозговая дисфункция у детей может отразиться на внешности в изменении строения лицевых костей черепа, в неправильном формировании скелета ротовой полости, астении мышц языка, которые могут приводить к проблемам речевого развития. Вероятны нарушения мышечного тонуса, наличие Из вегетативных реакций отмечается повышенная потливость, слюнотечение. Ребят с минимальной мозговой дисфункцией отличает двигательная расторможенность, гиперактивность, они подвержены частой смене настроений. Психологи, работающие с детьми, в анамнезе которых имеется запись «минимальная мозговая дисфункция», отмечают наличие у таких детей аутоагрессии, подверженности злости, ярости. Среди психологических нарушений следует отметить социальную незрелость, которая выражается в желании играть и общаться с младшими детьми. Таких детей отличает нарушения процесса засыпания и неглубокий, прерывистый, во сне дети могут вскрикивать. Как уже отмечалось выше, у детей с ММД имеются проблемы с обучением в школе (одним трудно «даются» вычислительные действия, у других проблемы с безошибочным письмом, у третьих нарушена пространственная ориентация).

Варианты нарушения при минимальной мозговой дисфункции:

  • Минимальная мозговая дисфункция с гиперактивностью, обусловленная дефицитом внимания. Такие дети характеризуются высоким порогом возбудимости, импульсивности. Их отличает высокий уровень агрессивности, снижение концентрации и произвольности внимания;
  • Минимальная мозговая дисфункция с гипоактивностью, обусловленная дефицитом внимания. Этих детей отличает заторможенность, вялость, снижение концентрации внимания;
  • ММД, связанная с нарушением моторики, координации движений;
  • ММД, связанная с несовершенством пространственной ориентации;
  • ММД, проявляющаяся в нарушении речевого развития.

Негативные факторы могут сказываться и в подростковом возрасте, выражаясь в склонности к употреблению наркотических и алкогольных веществ, асоциальностью поведения, склонностью к ранним половым контактам.

Малая мозговая дисфункция проявляется в виде психомоторной возбудимости, легкой степенью рассеянности, вегетативной неустойчивостью. У 70% детей с малой минимальной дисфункцией нарушения проходят при минимальном медикаментозном вмешательстве. Оставшиеся 30% сталкиваются с трудностями обучения в школе.

ММД по энцефалопатическому типу характеризуется очаговым поражением НС, выражающаяся в неразвитости высших корковых функций. Этим детям присуща зеркальность в написании, трудности с распознаванием «право» - «лево», плохая речевая память. Всего лишь у трети детей с этим типом ММД благоприятный компенсаторный прогноз.

В период младенчества детишек с ММД отличает повышенная возбудимость, нарушение сна, тремор подбородка и конечностей. В более позднее время для них характерна отсталость в психоречевом развитии, расторможенность, трудности общей моторики. Очень часто развивается энурез. Как правило, такие проявления при адекватном лечении проходят к 5 годам. Если до этого возраста проявления не компенсируются, то к началу школьного обучения они могут нарастать, ребенку потребуется помощь специалистов.

1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?

Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.

Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД . Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.

2. Как проявляется ММД в различном возрасте.

Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:

    патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);

    токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);

    угроза выкидыша;

    это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;

    это нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;

    инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;

    несовместимость крови плода и матери по резус фактору;

    психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;

    ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.

Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска!!!

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

    невролог;

  1. нейропсихолог;

    логопед-дефектолог;

    учитель-логопед

    Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.

Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.

Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

    Задержка и нарушение речевого развития.

    Проблемы обучения в школе.

    Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

    Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.

    Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.

    Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).

    Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).

    Несформированность ориентации во времени и пространстве.

    Повышенная двигательная активность.

    Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

    снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;

    повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.

    развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;

    обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);

    формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;

    формирование умения контролировать импульсивность своих действий;

    узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.

    формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.

Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.

Диагноз ММД у ребенка ставит в тупик родителей. Звучит расшифровка довольно устрашающе – «минимальная мозговая дисфункция», самое радостное слово тут – «минимальная». Что делать, если у ребенка нашли малую дисфункцию мозга, чем это опасно и как вылечить чадо, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.


Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.

Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.

В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.


У мальчиков ММД встречается в четыре раза чаще, чем у детей женского пола.

Причины

Основными причинами минимальной мозговой дисфункции считаются поражение участков коры мозга и аномалии развития центральной нервной системы малыша. Если же первые признаки ММД развились после того, как ребенку исполнилось 3-4 года и старше, причиной может служить недостаточное участие взрослых в воспитании и развитии чада.


Наиболее распространены внутриутробные причины. Это означает, что мозг малыша подвергался негативному воздействию еще в период нахождения крохи в материнской утробе. Чаще всего к минимальной дисфункции ЦНС у ребенка приводят инфекционные заболевания у матери в период беременности, прием ею медикаментов, не разрешенных для будущих мам. Возраст беременной старше 36 лет, а также наличие у нее хронических заболеваний повышают риск негативного воздействия на нервную систему малыша.


Неправильное питание, избыточная прибавка в весе, отеки (гестоз), а также угроза выкидыша тоже могут влиять на нейроны карапуза, тем более что нейронные связи во время беременности еще только формируются. С этой же точки зрения опасно и курение, и прием алкоголя в период вынашивания плода.

Нарушения в нервной системе могут возникнуть и в период родов из-за острой гипоксии, которую может испытать малыш в стремительных или затяжных родах, в течение длительного безводного периода, если плодный пузырь вскрылся (или был механически вскрыт), а после этого развилась слабость родовых сил. Считается, что и кесарево сечение является для ребенка стрессовым, поскольку он не проходит через родовые пути, а потому такой вид операций тоже относят к триггерам ММД. Довольно часто минимальная мозговая дисфункция развивается у детей с крупным весом при родах – от 4 килограммов и более.


После рождения ребенок может подвергаться действию токсинов, а также получить черепную травму, например, при ударе головой во время падения. Это тоже может вызвать нарушения в работе ЦНС. Довольно часто причиной болезни является перенесенный в раннем возрасте грипп и ОРВИ, если возникли нейроосложнения – менингит, менингоэнцефалит.


Симптомы и признаки

Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.

У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.


Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.

У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.


С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.

С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.


Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.


Диагностика

В возрасте до полутора лет проводят УЗИ головного мозга, остальным детям может быть назначено КТ, МРТ, ЭЭГ. Эти методы позволяют оценить структуру коры и подкоркового слоя головного мозга. Причину проявлений малой мозговой дисфункции установить удается не всегда. Невролог в отношении детей до трех лет выносит свое решение, основанное на результатах обследования рефлексов.

В старшем дошкольном и школьном возрасте проводится психодиагностика, используемые тесты – «тест Векслера», «тест Гордона», «Лурия-90».


Лечение

Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней. Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения.

Родителям следует избавиться от слов «нельзя», «не смей», «кому говорят», «нет» и установить более доверительные и добрые отношения с чадом.

Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.


В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.


Прогнозы

Несмотря на ужасающее название, минимальная мозговая дисфункция далеко не так страшна. Так, около 50% детей с ММД успешно «перерастают» нарушение, к подростковому возрасту у них не обнаруживается отклонений. Лечить ММД тем не менее нужно. Если не брать в расчет медикаменты, то массаж, спорт, адекватное воспитание и развивающие занятия с ребенком дают очень хороший результат. Лишь у 2% детей патология сохраняется до взрослого возраста и не поддается коррекции. В будущем она создает немало проблем для человека в вопросах контактов, работы, межличностных отношений. Человеку с ММД трудно создать благополучную семью, сохранить в ней нормальные отношения.

ММД характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети с данным синдромом очень гиперактивны, не могут сосредотачиваться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекаются и плохо адаптируются в незнакомой обстановке.

У ребенка с минимальной мозговой дисфункцией очень часто возникают большие трудности во время учебы, нередко выявляются нарушения восприятия, в том числе и собственного тела (например, ребенок не способен отличить части от целого, выделить фигуры на фоне, затруднено обучение письму и чтению). Для ММД характерны: повышенная импульсивность и чрезмерная возбудимость, низкий уровень самоконтроля, зачастую отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой и туловищем, трудности в общении со сверстниками и плохая ориентация в коллективе. Также возможно выявление неправильного произношения слов, снижение работоспособности к абстрактному мышлению, нарушения пространственного представления.

Во время внешнего осмотра с данным синдромом иногда выявляется ряд аномалий, например, деформация черепа, ушных раковин, неправильный рост зубов, гипертелоризм (аномалия развития костей черепа), высокое небо, синдактилии (полное или частичное сращение пальцев кисти или стопы). Иногда возможно обнаружение ряда признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметричные носогубные складки, мышечная дистония, нарушения в координации движений.

Лечение

Лечение ММД необходимо начать как можно раньше, вовлекая в процесс не только ребенка, но и его окружение, чтобы создать спокойное и последовательное отношение к нему. Направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, а также медикаментозное лечение – являются основными направлениями в терапии минимальной мозговой дисфункции.

Целью направленной двигательной активности служит тренировка координации и ловкости. Необходимо проводить спортивные занятия и игры, которые носят аэробную нагрузку, например длительный бег, лыжи, плавание или езда на велосипеде. Стоит избегать переутомления и видов спорта, при которых выражен эмоциональный компонент.

Психолого-педагогическая коррекция должна начинаться с обязательного соблюдения четкого режима дня ребенком, ограничением работы за и просмотром телевизора до 30-40 минут в день. Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях и хвалите его в каждом случае, если он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Поощряйте свое чадо за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Лекарственные назначаются только в тех случаях, когда ММД не поддается только психолого-педагогической коррекции. В настоящее время применяют несколько групп при лечении минимальной мозговой дисфункции, это психостимуляторы, ноотропы, а также трициклические антидепрессанты. Самые эффективные: «Церебролизин», «Фенибут», «Пирацетам», «Семакс». Подбор лекарственных средств проводит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга) относится к перинатальным энцефалопатиям. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период (К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка. Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды).

ММД - замедление роста мозга, нарушение диффузно-церебральной регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах.

Минимальные мозговые дисфункции -- понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально-органической природы.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% .

В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

^ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:

Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.

Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.

Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.

Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.

Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).

Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).

Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.

Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

^ Антенатальный период:

внутриутробные инфекции

обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма

интоксикации

действие различных видов излучения

генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

^ Интранатальный период:

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

длительный безводный период

отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция

родовой деятельности

недостаточное раскрытие родовых путей

стремительные роды

применение ручных родовспомогательных приемов

кесарево сечение

обвитие плода пуповиной

большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

^ Постнатальный период:

нейроинфекции

Симптомы ММД:

Повышенная умственная утомляемость;

Отвлекаемость внимания;

Затруднения в запоминании нового материала;

Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты;

Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты;

Возможны головные боли;

Перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при н6наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются поти одновременно.

Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6-8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма - рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами.

В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).

Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.

Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3- х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.

В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы. При ММД возникает комплекс нарушенного поведения: повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, “без тормозов”, ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, “не разбирая дороги”, постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

Далеко не обязательно дети с ММД имеют холерический темперамент, как это может показаться на первый взгляд. Скорее их непоседливость, отвлекаемость и есть проявления общей ослабленности мозга. Вместе с этим недостаток самоконтроля, сдерживающих начал вследствие врожденной, генетически обусловленной неразвитости лобных отделов головного мозга, ответственных за функции контроля, волевого сосредоточения и критики. Непосредственно органически церебральной (мозговой) подоплекой ММД в подавляющем числе случаев будет хронический алкоголизм родителей, оказывающий повреждающее воздействие на эмбриональную стадию внутриутробного развития. Вместе генетические и церебрально-органические изменения мозга и создают описанные выше особенности характера и поведения этих детей.

На первом году жизни у некоторых наблюдается отставание темпа психомоторного развития. К 2-3 годам четко выявляется речевое недоразвитие. У многих детей уже в первые годы жизни обнаруживается двигательная расторможенность - гиперкинетическое поведение. Для многих детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научится застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Дети с мозговой дисфункцией - это очень полиморфная группа. Их общим свойством является наличие в первые годы жизни так называемых “малых неврологических признаков”, которые обычно сочетаются с проявлениями психического дизонтогенеза как в интеллектуальной, так и в эмоционально-волевой сфере, т.е. у детей с легкой мозговой дисфункцией часто имеет место задержка психического развития.

При ЗПР, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуально дефекта. Кроме того, в отличие от олигофрении у детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, так же для них характерна низкая познавательная способность. Особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела, недостаточна тонкая моторика, у них наблюдается выраженное нарушение функций активного внимания, ограничение его объема, фрагментарность внимания. Многие дети с ЗПР обладают своеобразной структурой памяти. Это проявляется иногда в большой продуктивности непроизвольного запоминания. Такие дети эмоционально неустойчивы. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Наблюдаются также форму ЗПР, при которых эмоционально-волевая и личностная незрелость сочетается с недостаточностью различных компонентов познавательной деятельности.

^ Влияние на общение и деятельность:

С такими детьми трудно общаться, так как ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, болтает, не подумав. Дети отрицательно влияют на сверстников, с которыми дети, страдающие ММД агрессивны и требовательны. Часто родители таких детей жалуются, что у них нет друзей.

Вторичные дефекты.

При следующих состояниях наблюдается ММД:

Повреждение мозга, ЦНС;

Инфекции (энцефалит, менингит);

Травмы головы;

Церебральная гипоксия;

Отравление свинцом;

Повышенная двигательная активность, головные боли, головокружения, нарушения сна, гневливость могут сопровождаться посттравматическим синдромом после черепно-мозговых травм, а так же быть симптомами неврозов.

^ Прогноз для детей с ММД:

Прогноз в целом благоприятен, существуют несколько вариантов:

со временем симптомы исчезают и дети становятся подростками, взрослыми без отклонения от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25% до 50% детей “перерастают” этот синдром.

Симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития психопатологии. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются проблемы в повседневной жизни. По данным опроса, их постоянно сопровождает чувство “нетерпеливости и неугомонности”, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни. Имеются сообщения о большой частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей.

Развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальтных изменений, алкоголизма и даже психических состояний.

^ Медико-педагогическая и педагогическая коррекция.

Здесь следует опираться на опыт зарубежных коллег. Предварительно следует делать комплексную оценку состояния здоровья детей и оценку их работоспособности с одновременным изучением санитарно-гигиенических и социально-экономических условий жизни детей.

^ Психодиагностика детей с ММД

Психодиагностика - раздел психологической науки, в котором рассматривается комплекс способов распознавания личности, т.е. методов, перспективы изменения развития личности.

Наиболее важный возраст для диагностики детей с ММД - 3-6 лет. В качестве диагностического материала используются:

Вопросники для родителей и учителей;

Специальная диагностическая система Гордона для непосредственного обследования ребенка;

Диагностика интеллекта и познавательной сферы ребенка

Тест Векслера (вербальная и невербальная креативность);

Матрица Ровена;

Визуально-моторный тест Бендер-Гештальта (уровень интеллектуального развития);

Экспресс-диагностика “Лурия-90”, разработанная Э.Г. Симерницкой, направленная на диагностику специфических трудностей в обучении детей младшего школьного возраста

Диагностика видео-моторной коррекции (рисунок “Дом - дерево - человек”, “Несуществующее животное”);

Диагностика эмоционального развития (тест на уровень тревожности, тест руки и т.д.).

Другая классификация диагностического материала:

нейрофизиологические методы (электроэнцефалография, в том числе нейрокартирование в период новорожденности, реоэнцефалография, эхоэнцефалография);

нейропсихологические методы (прогнозированная программа нейропсихической диагностики для возрастных этапов: от 1 месяца до 1 года; 1-5 лет, с 5 и дальше);

рентгенологическое (по показаниям рентгенография черепа, шейного отдела позвоночника для исключения органических заболеваний)

нейросонография у детей дошкольного возраста

прочие (исследование глазного дна, биохимические и клинические исследования).

Диагностика имеет определенные критерии:

I. Дефицит внимания (4 из 7)

часто переспрашивает

нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и возможности сконцентрировать внимание

легко отвлекается на внешние раздражители

путает детали

не заканчивает то, что начал делать

слушает, но не слышит

трудности в концентрации внимания, если не созхдана ситуация “один на один”

II. Импульсивность (3 из 5)

выкрикивает в классе, шумит

чрезвычайно возбудим

трудно переносит время, когда ждет своей очереди

чрезвычайно разговорчив

задевает других детей

III. Гиперактивность (3 из 5)

карабкается на шкафы, мебель

всегда готов идти, чаще бегать, чем ходить

суетлив, извивается, корчится

если что-нибудь делает, то с шумом

должен всегда что-нибудь делать

Другие критерии диагностики:

проявление симптомов до 7 лет

продолжительность симптоматики до 6 месяцев

Диагностику необходимо проводить при возникновении детского паралича, шизофрении, синдрома Гелгера и Краймера-Полинова, сенсорной депривацией, нарушении интеллекта, социальной нестабильности, после черепно-мозговых травм.

Клинический пример:

Родители Брюса обратились за помощью в клинику, когда мальчику было 4 года, из-за ярко выраженной гиперактивности ребенка и проблем в его поведении. Его ранние развитие было несколько заторможенным, особенно сильной была задержка речи. В четыре года имел место ночной энурез. В 18 месяцев с ним случился эпилептический припадок, а в течение двух лет было отмечено более 20 подобных припадков. Большинство из них проходило в форме сильных судорог, но один носил психомоторный характер: сначала у мальчика появились боли в животе, потом у мальчика остекленел взгляд, началось обильное слюноотделение, и он стал произносит различные бессмысленные глупые слова. С того момента, как Брюс научился ходить, он был очень активен, весь день проводил на ногах, носился по дому и вечно во все вмешивался. Обычно он чрезвычайно быстро переключался с одного предмета или события на другое, а в 4 года (в момент обследования) он, кроме этого, без умолку болтал. В клинике Брюс произвел впечатление жизнерадостного, дружелюбного, но очень расторможенного и непоседливого мальчика. Психологическое тестирование интеллекта показало, что он находится на пограничном уровне между средним и низким показателем. Брюс был единственным ребенком в благополучной обеспеченной семье. Мать сильно любила сына, но оба родителя не знали как быть с мальчиком, который имел явное отклонение в развитии.

У Брюса был ярко выраженный гиперкинетический синдром, и так же, как у многих детей с подобным нарушением, у него были задержки в развитии и некоторые дисфункции мозга (примером чему были эпилептические припадки). В данном случае нарушение было следствием неправильного внутриутробного развития, а не следствием каких-либо переживаний и стрессов. Было необходимо прежде всего предотвратить повторение припадков, И Брюсу немедленно был назначен курс противосудорожных препаратов. Также ему были прописаны стимуляторы, которые в подобных случаях оказываются очень эффективными. К сожалению, они не оказали никакого эффекта на гиперактивность Брюса, но совершенно неожиданно их применение сделало мальчика очень несчастным и слезливым, поэтому данные препараты были отменены. Такой парадоксальный побочный эффект иногда отмечается у детей. Вместо этих лекарств был применен один из наиболее эффективных транквилизаторов, которые немного успокоили Брюса и снизили его безудержную активность, но было очень трудно подобрать ту дозу, которая бы не делала мальчика сонливым и заторможенным. Тем не менее в течение года благодаря этим лекарствам ситуация в доме была более управляема и поэтому было решено продолжить курс.

Параллельно проводилась психотерапевтическая работа с матерью с целью обучения ее способам управления гиперактивностью Брюса. Она должна была определить четкие рамки дозволенного пове6дения, попытаться строить ситуацию таким образом, чтобы в них уменьшалась возможность отвлечения внимания и поощрять концентрацию его внимания в играх и при выполнении заданий. В пять лет он начал учиться в специальном классе обычной школы, а позже был переведен в школу для отстающих детей. При последнем обследовании в 7 лет у него отмечен некоторый прогресс в школе, моторная активность снизилась, но осталась импульсивность и несобранность на и уроках.

^ Медикаментозное лечение

За последние 20 лет было произведено поразительное количество препаратов, предназначенных для детей и взрослых с психическими нарушениями. Некоторые из этих препаратов были адекватно оценены, но их действие пока остается не до конца изученным. Однако имеется достаточно доказательств, чтобы предположить, что они играют важную роль в лечение определенных случаев. Айзенберг опытным путем выделил основные принципы, которых нужно придерживаться при использовании лекарственных препаратов, чтобы исправить врожденные психиатрические нарушения: 1) все доступные лекарства излечивают симптомы, а не болезнь, так что медикаментозное лечение всегда должно предваряться полной и тщательной диагностической оценкой. Снятие симптома - необходимая часть лечения, но внимание должно уделяться также и причинным факторам. Это означает, что одного медикаментозного лечения бывает достаточно только в самых редких случаях; 2) наиболее эффективные лекарства, кроме всего прочего имеют неблагоприятные побочные эффекты, поэтому никакой препарат не должен использоваться без строгого предписания для использования; 3) старый и знакомы препарат лучше предпочесть новому, если не имеется достаточных доказательств о превосходстве последнего; 4) лекарствам свойственен эффект плацебо (результат достигается благодаря ожиданиям, а не фармакологическому действию), поэтому использование лекарственных препаратов подразумевается понимание их психологического контекста; 5) лекарства могут быть эффективными для устранения симптоматики, которая не снимается другими средствами, поэтому нет необходимости в их применении, если нет соответствующих признаков. Лекарства - не панацея и не отрава; это весьма полезные лечебные средства в пределах ограниченной сферы.

^ А) Снотворные средства

Одна из распространенных проблем в раннем детстве - расстройства сна. Кроме того, это один из основных симптомов депрессии. Для маленьких детей основное лечение проблем сна включает в себя выяснение факторов, вызывающих это нарушение у ребенка, и их устранение. Снотворные средства не отвечают требованиям сами по себе, отчасти потому, что они не воздействуют на причины нарушения сна, и отчасти потому, что дети приучаются к действию лекарств, так что по истечении нескольких недель (или даже дней) необходимый эффект устраняется. Однако данный тип препаратов может быть очень полезным дополнением к лечению, если используется в малых дозах и выборочно. Вообще самый лучший подход - это давать ребенку принимать таблетки несколько ночей подряд с тем, чтобы помочь ему вернутся к нормальному режиму засыпания, если факторы, ставшие причиной бессонницы, нарушили его. Кроме того, лекарства могут храниться для тех моментов, когда они бывают необходимы для родителей, если у них случается бессонница или если им необходимо как следует выспаться.

Для решения проблем бессонницы взрослые широко используют барбитураты, но эти препараты не рекомендуются детям, потому что их применение может повысить в детях возбудимость и неугомонность. Самым безопаснывм и наиболее эффективным для маленьких детей являются хлорал-производные препараты (например, “веллдорм” или “триклорал”) или успокоительные антихистамины (например, “бенадрил” или “фенерган”). Для более старших детей и подростков нитразепам - один из наиболее рекомендуемых препаратов.

^ Б) Седативные средства

Детям редко бывают нужны седативные препараты, но иногда они бывают полезны для снижения тревожности и напряжения, особенно в подростковом возрасте. Клинический опыт показывает, что для этой цели в общем наиболее пригоден диазепам, но исследовательских данных о качестве и недостатках применения любого седативного средства к детям пока еще слишком мало, а тем немногие, которые имеются, показывают, что диазепам не совсем эффективен для младших подростков. Барбитураты не рекомендуются из-за их возбуждающего эффекта, который может появиться у некоторых детей.

^ В) Стимулянты

Применение для детей стимулирующих препаратов типа декстоаммфетамина и риталина, как было показано, было эффективным для улучшения внимания и сосредоточенности у детей с гиперкинезами. Это наиболее исследованная и без сомнения самая лучшая группа препаратов для достижения необходимого эффекта у очень беспокойных и рассредоточенных детей. Эти лекарства пользовались очень широко особенно в США для достижения этих целей. Они без сомнения занимают определенного место в лечении данных расстройств. Все же, хотя они и улучшают поведение на короткий срок, сомнительно, что они могут улучшить долгосрочный прогноз. Из-за этого и еще из-за некоторых существующих побочных эффектов лекарства должны использоваться с особой осторожностью и избирательно. Иногда они нарушают аппетит и прибавление веса, они могут вызывать временные болезненные переживания и подавленность (особенно у детей с мозговыми повреждением) и имеется очень большой риск привыкания (хотя это видимо не имеет особого значения, если лекарства используются для совсем маленьких детей с гиперкинезами).

^ Г) Основные транквилизаторы

Существует несколько исследований, которые показали, что основные транквилизаторы могут быть абсолютно эффективными при лечении серьезных форм гиперактивности, тяжелых расстройствах поведения и для снятия симптомов шизофрении. Коротко говоря, основные требования для использования этих препаратов имеют отношение к наиболее серьезным, и следовательно менее общим, психиатрическим расстройствам. В этих обстоятельствах они могут выполнять функцию основного лечения и имеют доказанную эффективность. Хлорпромазин и триоридозин самые безопасные и в целом наиболее полезные препараты, но иногда предпочтительны более сильные препараты - трифлуоперазин и халоперидол.

Хотя основные транквилизаторы полезны при лечении симптомов, данные исследований могут быть ошибочными, так что их использование должно быть ограничено немногими серьезными расстройствами, где их применение имеет определенное преимущество. Они очень редко назначаются при более распространенных эмоциональных и поведенческих проблемах.

^ Д) Антидепрессанты

Этот вид лекарств имеет доказанное значение при лечении депрессивных расстройств у взрослых, но в отношении их пользы для детских психиатрических нарушений известно меньше. Исследования проводились на довольно разнородных группах детей, что существенно затрудняет оценку. Однако показано, что антидепрессанты полезны при лечении отказа от посещения школы, что они дают лучший лечебный эффект по сравнению с барбитуратами в отношении детей с депрессивными признаками. Таким образом, существуют некоторые данные в пользу антидепрессантов как средства лечения детской депрессии, но требуются дальнейшие исследования в этой области, чтобы определить их достоинства и недостатки. Более очевидна их польза при лечении депрессии более старших детей и подростков, но они также иногда полезны и для маленьких. Клинический опыт показал, что трицикличные производные типа амитриптилин, нортриптилин или имипрамин в целом наиболее безопасны и эффективны, но все же необходимы контрольные испытания, чтобы оценить их эффективность и сравнить их качества.

^ Е) другие препараты

Одно из наиболее явных действий препарата типа имипрамин - это контроль за ночным недержанием мочи. Применение препарата дает известный краткосрочный эффект, но у большинства детей после прекращения применения лекарства нарушение возобновляется. Это несколько умаляет необходимость применения данного средства при лечении энуреза, хотя он может использоваться для данной цели. Однако препарат особенно удобен в случаях необходимости краткосрочного эффекта в обстоятельствах типа школьного лагеря или путешествия.

По не вполне понятным причинам халоперидол был признан как эффективный для снятия тиков. В отношении детей с тяжелыми формами тиков это заслуживающий внимания препарат, но он нежелателен при более умеренных формах этого расстройства из-за частых побочных эффектов.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции.

Требования к лечению должны быть достаточно высокими и, надо добавить, что основной акцент в лечении последствий поражения ЦНС перинатального периода делается именно на физические методы воздействия (ЛФК, массаж, ФТЛ и пр.), в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев (судороги, гидроцефалия и т.п.).

Развитие минимальной мозговой дисфункции связано с незрелостью и снижением активности тормозных механизмов головного мозга. Поэтому, в некоторых зарубежных странах, для лечения этого синдрома используют амфетамины, запрещенные к применению в России (препараты попадают в категорию наркотических веществ, вызывающих быстрое привыкание).

Так же используются различные элементы педагогической коррекции, занятия с психологом и логопедом, упражнения на концентрацию внимания.

^ Минимальная мозговая дисфункция - ММД синдром гиперактивности внимания

Памятка родителям, чей ребенок страдает синдромом гиперактивности внимания ММД. Минимальная мозговая дисфункция - распространенное нарушение. Ребенок с минимальной мозговой дисфункцией непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот своим родителям. Я могу дать несколько советов, которые очень помогут родителям детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД .


  • Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.

  • Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Это необходимо для лечения гиперактивности .

  • Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.

  • Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.

  • Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.

  • Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).

  • Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению минимальной мозговой дисфункции так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.

  • Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для лечения гиперактивности внимания . Объясняйте ребенку свое решение.

  • Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

  • Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.

  • Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки.

  • Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.

  • Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.

  • Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

  • Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.

  • Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: "Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус..." и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

  • Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.

  • Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.

  • Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Воспитание ребенка с