Усадьба "Надеждино". Как разрушается наша история

Недалеко от Сердобска, у слияния рек Хопра и Сердобы, среди живописных берегов раскинулась известная усадьба Надеждино, названная так владельцем этих мест Александром Борисовичем Куракиным, прозванным "бриллиантовым князем". Он переименовал бывшее село Борисоглебское в село Надеждино и поселился там в конце XVIII века. "Сие прозвание, - писал брат "бриллиантового князя" Алексей Борисович Куракин, - изображает мысли, в то время утешительно его занимавшие…"

Еще с петровских времен земли эти были пожалованы прадеду А.Б. Куракина - Борису Ивановичу, который приходился свояком Петру I по первой жене Евдокии Лопухиной. После военной службы, отличившись в Азовских походах, битве под Нарвой, в знаменитом Полтавском сражении, командуя лейб-гвардейским Семеновским полком, Б.И. Куракин перешел на дипломатическую службу, уйдя в отставку.

Усадьба князя Куракина «Надеждино»



Правнук его, Александр Борисович, был приближен к Екатерине II и являлся членом Государственного совета. Впавший в немилость за дружбу с цесаревичем Павлом, тридцатилетний князь Александр Борисович Куракин в самом расцвете придворной карьеры был удален в свое далекое родовое имение. Долгие годы опалы он таил надежду вернуться в Петербург. За неимением других дел Александр Борисович занялся благоустройством "глуши", решив приблизиться тем самым к светскому образу жизни. На возвышенном крутом берегу и высоком склоне реки, ставшем подиумом для дворца, в 90-х годах XVIII века Куракин возвел роскошный дворец по типу виденных им в юности Дармштадтского и Веймарского дворцов. К работе были привлечены крепостные мастера, крестьяне из различных деревень обширного имения.

"Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили…" - писал Александр Борисович на девятом году своей ссылки.

Строительство дома началось осенью 1792 года. Автором проекта называли вошедшего тогда в моду Джакомо Кваренги. Однако брату в Петербург Александр Борисович сообщал, что внутреннее расположение начертил он сам и все три фасада сделаны по его мыслям. Вскоре появился ансамбль, о котором слух прошел и за пределами губернии. Окруженный каменной оградой дом, два полуциркульных фланкирующих флигеля. В глубине двора высился трехэтажный величавый дворец, вокруг, за Сердобой, простирались луга, окаймленные красивой извилистой рекой и дальше, за лугами, - вековой лес. У подножия откоса на берегу была устроена пристань с павильоном, к которому подходил серпантин - спуск от дворца до реки.

Огромный каменный дом с торжественным портиком включал в себя около восьмидесяти комнат, облицованных разного цвета алебастровыми массами, и домовую церковь. В саратовской усадьбе опальный князь создал целый двор. Бедные дворяне за большую плату принимали у него должности дворецких, управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров. По его первому зову являлись секретарь, медик, капельмейстер и библиотекарь. Множество любезников без должностей составляли свиту князя и оживляли его "пустыню". Всякий день, даже в будни, за столом гремела у него музыка…

Кроме живописи художественное богатство надеждинской усадьбы составляла дорогая, редкой красоты и изящества мебель, изделия из французского фарфора, богемского стекла, мраморные скульптуры и другие произведения искусства. Здесь хранился огромный архив Куракиных.

С северной стороны дворца раскинулся обширный парк в английском стиле площадью более 100 гектаров, работы по разбивке которого шли в то же время, что и строительство самого архитектурного ансамбля. В структуре парка сочетаются две системы планировки: регулярная и свободная.

Регулярная, или радиально-лучевая, начинается от главного здания дворца широкой аллеей, пронизывающей с юга на север всю парковую территорию. По анализу И.К. Ежовой, "примерно на расстоянии 250 м от дворца на аллее была большая круглая площадка, на которой некогда стояла арка, зафиксированная на историческом генеральном плане. На продольной осевой длинной аллее, на ее пересечениях со свободно вьющимися дорожками были сделаны архитектурные или скульптурные акценты". Пять лучевых аллей веером расходились в восточную сторону от круглой площадки на основной аллее. Включая главную аллею, в общую композицию входили всего 7 подсобных аллей, из которых одна шла вдоль всего парка, с востока на запад. Она была более широкая и находилась под прямым углом к главной аллее. Каждая аллея-дорожка имела определенное затейливое название, пробуждающее сентиментальное настроение и напоминающее о приятных моментах из прошлого: Веселые мысли, Аленина, Милой тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная. На дорожках были площадки, в основном круглые, с павильонами и скульптурами. Одна из тех семи лучевых аллей называлась аллеей Антуанетты, так как она подводила к круглой площадке с домиком, посвященным Марии Антуанетте, который, к сожалению, не сохранился.

Храмы, беседки, галереи с символическими названиями, такими как храм Дружбы и Славы, галерея "Вместилище чувствий верных", храмы Истины, Верности, Терпения, фиксировали углы пересечения парковых дорожек и замыкали глубинные перспективы. Романтическая композиция парка создавалась на сочетании пейзажных и регулярных приемов организации его зоны. Влияние французского садово-паркового искусства чувствуется и в регулярной системе радиальных лучевых аллей, которая использовалась в XVIII веке в Царском Селе при создании Екатерининского паркового ансамбля.

После долгожданного вступления на престол Павла I князь был вызван в Петербург и осыпан милостями. Но дружба Александра Борисовича с неуравновешенным и подозрительным императором неожиданно оборвалась. Возможно, из-за слишком уж непринужденных отношений с императрицей Марией Федоровной и фавориткой императора Е. Нелидовой. Куракин вновь не по своей воле отправляется в Надеждино и живет здесь около двух лет.

В Надеждине родился побочный сын "бриллиантового князя", его любимый воспитанник Александр Николаевич Сердобин, получивший фамилию по названию речки Сердобы, а в придачу к ней и титул барона. Опекаемый князем и его бесчисленной дворней, мальчик получил впоследствии самое изысканное воспитание. Александр Борисович Куракин был прощен и призван ко двору незадолго до смерти Павла I. Князь вернулся к дипломатической службе и во время царствования Александра I находился в Вене и Париже. В своем великолепном имении он больше не бывал. При наследниках усадьба пустовала и постепенно стала приходить в упадок. Значительная часть имущества была вывезена в столицы, в тверские и орловские имения Куракиных. Надеждинский парк медленно умирал.

Некоторое оживление наблюдалось в Надеждине в семидесятых годах XIX века при А.Б. и Ю.Ф. Куракиных. Была восстановлена домовая церковь. С 1882 года в усадьбе постоянно жил Ф.А. Куракин (1842-1914). Последний владелец Надеждина из рода Куракиных принимал участие в работе Саратовской ученой архивной комиссии. На его средства на рубеже XIX-XX веков был частично издан семейный архив…

Около 1910 года Куракин продал усадьбу купцам Асеевым.

В 1921 году свободный художник и архитектор из Сердобска М.М. Черемисинов произвел обмеры и вычертил планы дворца Куракиных в Надеждине. А на следующий год пожар начисто опустошил некогда роскошный дворец.

Не сбылись слова устроителя Надеждина А.Б. Куракина: "Если не удастся мне сим домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он здешнему месту прочным украшением и памятником обо мне".

В июле 2015 года мне посчастливилось побывать в уникальном месте...заброшенной усадьбе Надеждино, расположенной в селе Куракино Сердобского района Пензенской области. Её владельцем был знаменитый государственный деятель князь Александр Борисович Куракин (1752-1818 гг.)

Владимир Лукич Боровиковский. Парадный портрет князя А.Б. Куракина. 1802 год.
Князь Александр Борисович Куракин (18 января 1752 - 24 июня 1818) - русский дипломат из рода Куракиных, вице-канцлер (1796), член Государственного Совета (1810), действительный тайный советник. Создатель усадьбы Надеждино и владелец Куракиной дачи к востоку от Петербурга. За «искусную представительность» и пристрастие к драгоценностям прозван «бриллиантовым князем».


А. Рослин. Портрет князя А.Б. Куракина. 1776 год.
Александр был первенцем князя Бориса Александровича Куракина и его жены Елены Степановны, дочери фельдмаршала С. Ф. Апраксина. Незадолго до безвременной кончины отца взят на воспитание братом своей бабушки - Никитой Ивановичем Паниным и привезён из Москвы в Петербург.
Н.И. Панин собственных детей не имел и, будучи воспитателем великого князя Павла Петровича, поощрял его общение и игры со своим племянником.
А.Б. Куракин был товарищем детских игр и занятий великого князя, между ними установились дружеские отношения (по свидетельству С. А. Порошина, «князь Александр Борисович почти каждый день обедал и ужинал вместе с наследником; часто вступал с ним в исторические диспуты»).


Ф. Рокотов. Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве. 1761 год.


А. Рослин. Портрет Великого князя Павла Петровича. 1777 год.
С того времени князь Александр Куракин сделался одним из самых близких друзей будущего императора, которого в частных письмах величал Павлушкой.
В 1766 году князь Куракин отправлен был для обучения в Киль, в Альбертинскую коллегию, где слушал лекции около года, числясь в то же время при русском посольстве в Копенгагене и получив даже в 1766 году датский орден. В 1767-1768 годы совершил путешествие в Речь Посполитую, Данию, Германию. Образование своё довершил в Лейденском университете в компании таких блестящих молодых людей, как Н. П. Шереметев, Н. П. Румянцев, Н. Б. Юсупов, С. С. Апраксин.
За время своего гран-тура «мсье Борисов» (псевдоним русского путешественника) посетил также Англию и юг Франции; сжатое описание этой поездки было напечатано им в 1815 году в Петербурге.
В 1773 году он вернулся в Россию и вступил в массонскую ложу "Капитулум Петролиум" (в 1779 году был принят в главную Петербургскую ложу). С 1773 состоял при Великом князе Павле Петровиче, был одним из самых приближенных к нему лиц.
Эта дружба, однако, не встретила одобрения у правившей тогда Екатерины II, так как ей стало известно, что во время приезда в Петербург шведского короля Густава III, который был по совместительству видным масоном, тот посетил собрание франкмасонов в доме Александра Куракина, где посвятил в масонство и Павла Петровича. По настоянию императрицы, с подозрением относившейся к масонам, А.Б. Куракин был выслан из Петербурга в село Борисоглебское Саратовской губернии.


Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом.
Александр Борисович переименовал село в Надеждино. Новое название ассоциировалось с его внутренним состоянием души - надеждой на возвращение в Петербург.
Ещё в 1780 начал строить на берегу реки Сердобы усадьбу и дворец. Считается, что архитектором, работавшим над созданием знаменитого куракинского дворца, был мастер эпохи классицизма Джакомо Кваренги. Со временем границы губерний изменились, и в данное время владения князя Куракина принадлежат уже не Саратовской, а Пензенской области. В нынешнем Сердобском районе Пензенской области ему принадлежали деревни Александровка, Ростовка, Надеждино (Куракино), а на территории современного Городищенского района Александр Куракин владел сёлами Архангельское, Куракино, деревнями Ключи, Уранка, Борисовка, Павловское и сельцом Александровка. Здесь, по словам Ф.Ф. Вигеля, «в великолепном уединении своем сотворил он себе, наподобие посещенных им дворов, также нечто похожее на двор...


Князь А.Б. Куракин на фоне Надеждинского дворца.
Совершенно бедные дворяне за большую плату принимали у него, должности главных дворцовых управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров; потом секретарь, медик, капельмейстер, библиотекарь и множество любезников без должностей составляли свиту его... Всякий день, даже будни, за столом гремела у него музыка, а по воскресным и праздничным дням были большие выходы... Изображения великого князя Павла Петровича находились у него во всех комнатах...». Живя открыто, хлебосольно, А.Б. Куракин тяжело переживал свою опалу, поддерживал переписку с наследником престола.
Выписывал из-за границы книги и составил отлично подобранную библиотеку.

Для гостей были составлены особые правила, имевшие целью предоставить каждому полную свободу и не стеснять и хозяина; один из пунктов гласил следующее:
"Хозяин никогда не ужинает, но всякий день в девять часов вечера, будет у него ужин готов для всех прибывших к столу; и он, прося дозволения от оного всегда отлучаться, просит также своих случающихся гостей, несмотря на его отсутствие, за оный садиться и за оным самим хозяйничать." Во дворце, достроенном в 1795 году, было приблизительно 80 комнат, украшенных живописью и предметами искусства, вывезенными из Европы. Князь-эпикуреец и в деревенской глуши не отказывал себе в удовольствиях. По изяществу убранства его дом соперничал с Зубриловкой, имением Голицыных, расположенным у впадения Сердобы в Хопёр. Вокруг дворца был посажен прекрасный парк, в чем то напоминающий парк Павловского дворца Павла I.
О павловском дворе напоминали устройство пейзажного парка и названия тропинок - Цесаревича, Нелидовой, Браницкой, Алёнина, Катишина, Софьина. Семь основных аллей сходились в 250 метрах от дворца на круглой площадке, отмеченной аркой. Характерны названия этих аллей - Веселые мысли, Антуанеттина, Милой тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная. Хозяин Надеждина писал Павлу Петровичу в Гатчину:

« Из своего окна я вижу речку, за ней озеро в две версты, село Александровское, деревни, вспаханные поля, равнины, пастбище, огромный лес. По этому наброску картины, которая ежедневно предстаёт перед моими глазами, Вы можете представить себе, что происходит во мне, и как я должен быть сейчас покоен и счастлив."


Современный вид на реку Сердобу, который открывался взору владельца дворца - Александру Борисовичу Куракину. Фото Анастасии Семёновой.
На углах и пересечениях дорожек были поставлены павильоны с характерными для эпохи сентиментализма названиями - храм Дружбы и Славы, галерея «Вместилище чувствий верных», храмы Истины, Верности, Терпения. Об облике этих сооружений можно судить по пейзажам, выполненным на рубеже XVIII и XIX веков художниками П. Малютиным, Я. Я. Филимоновым и В. П. Причетниковым. Виды куракинского парка были гравированы в Вене в 1800 году Й. Моссмером.


В.П. Причетников. Галерея "Вместилище чувствий нежных". Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".


В.П. Причетников. Храм Истины. Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".



В.П. Причетников. Храм Верности. Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".
После смерти Екатерины II в 1796 году владелец усадьбы получил возможность вернуться в столицу, затем подолгу жил за границей в качестве полномочного посла.


В.Л. Боровиковский. Портрет А. Б. Куракина в одеянии бальи Мальтийского ордена. 1801 г.
При Павле Первом Куракин был пожалован в тайные советники и в гофмаршалы, вице-канцлеры, назначен членом Совета при императоре, получил ордена Святого Владимира 1-й степени и Андрея Первозванного. В январе 1797 года участвовал в подготовке конвенции о принятии Мальтийского ордена под покровительство Павла I.
Новый император Александр Павлович оставил Куракина управлять Коллегией иностранных дел до 5 сентября 1802 года, потом пожаловал его канцлером Российских орденов. При образовании Государственного совета А.Б. Куракин был назначен его членом и постоянно сохранял своё место среди первых сановников государства, исполняя те или иные дипломатические поручения императора, в том числе участвовал в разработке Тильзитского мира.
Умер князь Александр Борисович Куракин 24 июня 1818 года, на 67-м году жизни, в Веймаре, куда поехал на воды, и был похоронен в павловской церкви Марии Магдалины, близ Санкт-Петербурга. На памятнике, поставленном у входа в храм вдовствующей императрицей Марией Федоровной, надпись: «Другу супруга моего».
После отъезда Александра Борисовича Куракина Надеждино начинает ветшать, но П. А. Вяземский еще в середине XIX века свидетельствовал, что «Сердобский уезд полон ещё молвою и преданиями о житье-бытье Куракина Александра Борисовича в селе его Надежине во время опалы».
Поскольку прямых потомков князь Александр Борисович не оставил, с 1882 года в полузаброшенной усадьбе постоянно жил представитель рода Куракиных - князь Ф. А. Куракин (1842-1914). Любовь к сердобским местам привила ему мать, урождённая княжна Голицына, дочь владельца соседней Зубриловки. Фёдор Алексеевич разобрал хранившиеся в усадьбе бумаги своих предков и по настоянию историка М. И. Семевского осуществил в Саратове публикацию многотомного «Архива князей Куракиных», но, не имея прямых наследников, в 1910 г. продал усадьбу купцам Асеевым.

В начале 1920-х усадьба Надеждино, подобно сотням других усадебных дворцов по всей России, была сожжена крестьянами. Парковые павильоны снесены, от дворца А. Б. Куракина уцелел только остов.
В настоящее время усадьба представляет собой живописные руины, которые хранят память о пребывании там их владельца "Бриллиантового князя Александра Куракина". Оказавшись в этом чудесном месте, чувствуешь дух старины и величия века Петра I и Екатерины II, Великих, их фаворитов и вельмож...славной истории России рубежа XVIII-XIX веков, побед её армии и флота, разгрома Наполеона и небывалого подъёма Русской культуры эпохи классицизма...


Вид на дворец со стороны реки Сердобы.


Дворец А.Б. Куракина. Фото Анастасии Семёновой.


Сохранившиеся проездные ворота дворца. Фото Анастасии Семёновой.


Стены церкви, построенной князем А.Б. Куракиным.
В этой церкви в 1825 году на одну ночь был установлен гроб с телом императора Александра I Благословенного. Император скончался далеко от столицы, в Таганроге, и его тело везли в Санкт-Петербург через всю Россию.


Усадьба Надеждино имеет статус памятника истории и культуры федерального значения, но государство не имеет средств для восстановления и содержания данного объекта. По последним данным на 2015 год, территория усадьбы была выкуплена частным лицом для проведения масштабных реставрационных работ при условии полного воссоздания её исторического облика. Будем надеяться, что пройдёт время и на красивейших берегах реки Сердобы в Куракинском парке появится санаторий, дом отдыха, а возможно...и музей!?


Куракинский парк сегодня. Фото Анастасии Семёновой.
В чудеса на куракинской земле особенно верится после полного воссоздания силами спонсоров и народными стараниями кладбищенского храма Святого Николая Чудотворца в самом селе Куракино в прошлом 2014 году.


Фото Анастасии Семёновой.
Храм был построен в начале XIX столетия в стиле классицизм.
В процессе восстановительных работ в склепе храма было обнаружено захоронение, после вскрытия которого удалось прочесть на сохранившемся золотом медальоне-панагии надпись: «1816 г. 7 мая. Киев. Александр Сердобин». Таким образом удалось документально подтвердить предположение историков и краеведов, что здесь был погребен барон Александр Николаевич Сердобин, один из внебрачных сыновей Александра Борисовича Куракина.
Князь А.Б. Куракин никогда не был женат. Причиной такой нерешительности князя могло быть одно обстоятельство. За заслуги в подготовке и заключении конвенции между Российской Империей и Державным Орденом Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийским Орденом) князь получил звание бальи Ордена. В 1801-1803 годах князь входил в состав Священного Совета Ордена, занимая должности поручика туркопольера, великого канцлера и великого бальи, а в 1802 году временно даже руководил Советом. Традиционно эти звания и чины в Ордене связывались с обетом безбрачия. И хотя для русских членов предусматривалось исключение, князь,все же, не счел возможным жениться.
Но, обладая неодолимой страстью к прекрасному полу, в разных слоях общества имел многочисленные связи, последствием которых было до 70 побочных детей. Часть из них пользовались особой любовью князя: семерым он выхлопотал титул баронов Вревских (по названию имения в Псковской губернии), а еще одиннадцать получили фамилию Сердобины и также баронский титул.
О матерях первых поколений двух вышеуказанных дворянских родов известно мало. Так, считалось, что род баронов Сердобиных возник от связи князя с разными крепостными крестьянками.
Известно, что любимым сыном князя был барон Александр Николаевич Сердобин. Он служил в Министерстве иностранных дел. Официально назывался "воспитанником" князя Александра Борисовича Куракина.

Барон А.Н. Сердобин.
Во время реставрации церкви Святого Николая Чудотворца в Куракино прах барона А.Н. Сердобина был перезахоронен в храме, и сейчас можно увидеть вот такую надгробную мраморную плиту.


В Художественном музее имени А.Н. Радищева в Саратове хранится картина Владимира Лукича Боровиковского "Портрет неизвестной с ребёнком".


По мнению исследователя А.М. Горшмана на полотне изображен барон Александр Николаевич Сердобин с матерью. На одежде ребёнка изображен мальтийский крест. При внимательном рассмотрении можно заметить сходство внешности ребёнка и более позднего изображения барона А.Н. Сердобина. Художник Владимир Боровиковский был очень любим самим князем А.Б. Куракиным, об этом можно судить по многочисленным портретам князя,созданным Боровиковским в разные периоды его жизни.
Картина В.Л. Боровиковского "Портрет неизвестной с ребёнком" является жемчужиной собрания Радищевского музея г. Саратова.
Так же автором исторического романа "Бриллиантовый князь", рассказывающего о жизни князя А.Б. Куракина в усадьбе Надеждино во времена правления императрицы Екатерины Великой, является саратовский писатель-прозаик Борис Семёнович Неводов (1900-1957 гг.), член Союза писателей СССР. Саратов до сих пор хранит память о былых временах, связанных с пребыванием на его земле знаменитого князя.


Храм Святого Николая Чудотворца. Село Куракино.

Расположение дворца на самом выигрышном месте, откуда открывался широкий обзор в сторону реки. Да и сам дворец хорошо обозревается с отдаленных равнин, что говорит о большом профессионализме того, кто выбирал место усадьбы и расположение дворца. Расчет на пространственную перспективу со стороны равнины и обратно полностью оправдал себя. Даже в нынешнем, полуразрушенном, виде дворец продолжает величаво возвышаться над всей округой в радиусе десятка километров, отчетливо выделяясь на фоне голубого неба. Это впечатление еще более усилено благодаря крутому спуску к реке Сердобе, раньше обработанному искусственными спусками-серпантинами. Композиция центрального ансамбля усадьбы полностью сохранилась, несмотря на то, что сам дворец представляет собой кирпичный остов с глазницами окон. Дворец и дугообразные служебные флигели составляют необыкновенно парадную и редкую архитектурно-пространственную композицию. К торцам флигелей приставлены прямоугольные корпуса. Таким образом получались две "подковы" в зените которых были устроены ворота-въезды, восточные и западные. Главный фасад дворца обращен к парадной площади перед въездом. От ворот дворцу до сих пор ведет широкая аллея, обсаженная плотной стеной деревьев. О внутреннем убранстве дворца сейчас можно лишь предполагать. От роскошно убранных интерьеров сохранилась лишь величественная парадная лестница и анфилады комнат, когда-то прекрасно обставленных.

История усадьбы

История имения началась в 1700 году, когда Петр I пожаловал эти земли роду Куракиных. Долгое время хозяева ими не интересовались. Вероятно, Борис Иванович Куракин, которому непосредственно было отписано царем это имение, за всю свою жизнь так и не побывал здесь.

Строительство усадьбы Надеждино началось с того момента, как она перешла во владение Александра Борисовича Куракина. Его переезд в провинциальную глубинку нельзя назвать добровольным. Из-за слишком близкой дружбы с будущим наследником престола - Павлом, князь был сослан из Петербурга Екатериной II. Вероятно, именно в этот момент усадьба «Куракино» и получила второе символичное название - «Надеждино».

Александр Борисович впоследствии прожил здесь четырнадцать лет.

По настоящее время достоверно не установлено, кто же был архитектором, создавшим этот шедевр классицизма. Однако нередко в этой связи звучит имя Джакомо Кварнеги, выдающегося итальянского архитектора. Существуют свидетельства о том, что князь Куракин и сам принимал участие в разработке будущего проекта дворца, а также в планировании парка. Как бы то ни было, строение получилось грандиозным.

К сожалению, расцвет усадьбы продолжался недолго. Как только Павел I взошел на престол, он призвал Александра Борисовича к себе. Тот покинул Надеждино и возвратился в Петербург. С тех пор в свое имение в Сердобской губернии он возвращался лишь однажды, и прожил там еще два года. Так завершились княжеские страницы истории усадьбы.

Наследники князя сюда не приезжали, имение постепенно ветшало. В 1905 году во время крестьянских восстаний оно было сильно разгромлено. В 1910 году, проведя здесь небольшой ремонт, один из потомков Куракиных продал усадьбу купеческому роду Асеевых.

С приходом советской власти усадьба вновь была разгромлена, а все имеющиеся ценности - вывезены. Более дворцом никто не занимался. В годы великой Отечественной войны здесь устроили скотный двор.

Фото: Усадьба А.Б. Куракина "Надеждино"

Фото и описание

Среди живописных берегов рек Сердобы и Хопра в близком расположении с селом Куракино Пензенской области находится остатки одного из известнейших в России дворцово-паркового комплекса усадьбы "Надеждино", принадлежавшего когда-то Александру Борисовичу Куракину.

В начале восемнадцатого века село Борисоглебское (в наши дни Куракино), находящееся в Саратовской губернии, было даровано Борису Ивановичу Куракину, приходившемуся свояком Петре Первому. Б.А.Куракин, отличившийся в знаменитом Полтавском сражении, в Азовских походах и битве под Нарвой, выйдя в отставку и перейдя на дипломатическую работу, так и не увидел своего имения. Спустя много лет правнук князя - Александр Борисович Куракин, попав в немилость Екатерины II за дружбу с цесаревичем Павлом, был удалён в самоё далёкое родовое поместье. Молодой и красивый Александр Борисович, привыкший к царским палатам и петербургским дворцам, начинает постройку усадьбы и символично её называет Надеждино. В 1772 году возводится трёхэтажный дом, смотрящий в сторону реки, с шести колоннами и ионическим портиком. По обе стороны дома-дворца выстраиваются одноэтажные дугообразные корпуса с воротами-башнями и двухэтажными флигелями. Парадный двор в форме овала раскрывался в сторону обширного парка, общей площадью более 100 гектар.

В генеральном плане Куракинской усадьбы большое значение придавалось парковой зоне с использованием системы радиально-лучевых аллей. В парке были установлены скульптуры, фонтаны, беседки, храмы и даже именной домик. Виды усадьбы с парком были запечатлены художниками Я.Я. Филимоновым, П. Малютиным, В.П. Причетниковым и гравированы в 1800 году в Вене Й. Моссмером. После царской опалы князь был приглашен на торжественное вступление на престол цесаревича, а позднее богатая картинная галерея в Надеждино пополнилась трёхметровой картиной М. Квальда "Коронация Павла Первого и Марии Фёдоровны", где рядом с герольдами находится сам А.Б. Куракин. Уникальная картина была передана в 1886 году Радищевскому музею правнучатым племянником Александра Борисовича - Ф.А.Куракиным.

В начале 1920-х годов все строения усадьбы были разрушены и более не восстанавливались. До наших дней дошли только величественные руины на обрывистом берегу Сердобы и Куракинский заросший парк.