Слабая нервная система у ребенка — что делать? Нервная система новорожденных Незрелость нервной системы у грудничка.

Центральная нервная система – механизм организма, за счет которого человек взаимодействует с окружающим миром. У новорожденных ЦНС еще не до конца сформирована, на это требуется время и силы. Но бывает, этот процесс нарушается, и нервная система ребенка развивается неправильно, что приводит к серьезным последствиям, и даже инвалидности малыша.

Как устроена ЦНС у ребенка

ЦНС связывает спинной и головной мозг, а также иные органы человека. Самые главные функции – это обеспечение рефлексов (глотания, сосания и т.д.), регулирование их деятельности, поддержание взаимодействия всех систем и органов в организме. Поражение центральной нервной системы у новорожденных может произойти в утробе матери или через некоторое время после родов.

Происходящие нарушения в организме будут зависеть от области ЦНС, которая была затронута патологией.

К концу развития в утробе матери, ребенок уже умеет многое: он глотает, зевает, икает, двигает конечностями, но у него нет еще ни одной психической функции. Послеродовой период для новорожденного связан с тяжелым стрессом: он знакомится с окружающим миром, познает новые ощущения, по-новому дышит и питается.

Каждому человеку от природы даны рефлексы, с помощью которых происходит приспособление к окружающему миру, и за все это отвечает ЦНС. Первые рефлексы ребенка: сосательный, глотательный, хватательный и некоторые другие.

У новорожденных все рефлексы развиваются за счет раздражителей, то есть, зрительная активность – за счет воздействия света и т.д. Если эти функции не востребованы, то и развитие останавливается.

Главной особенностью ЦНС у новорожденных является то, что ее развитие происходит не по причине увеличения количества нервных клеток (обычно это проходит ближе к родам), а из-за установления дополнительных связей между ними. Чем больше их будет, тем активнее работает нервная система.

Из-за чего нарушается работа ЦНС

Чаще всего поражение ЦНС у детей происходит еще в утробе матери. Данная патология называется «перинатальная». Также проблемы с ЦНС происходят у недоношенных детей, которые появились на свет раньше установленного срока. Причиной тому является незрелость органов и тканей малыша, и неготовность нервной системы к самостоятельной работе.

Основными причинами внутриутробной патологии можно назвать:

  1. Гипоксию плода.
  2. Травмы во время родов.
  3. Кислородное голодание при родоразрешении.
  4. Нарушение метаболизма у ребенка еще до рождения.
  5. Инфекционные заболевания у беременной (уреаплазмоз, ВИЧ и др.).
  6. Осложнения во время беременности.

Все эти факторы, которые негативно сказываются на состоянии новорожденного, называются резидуально-органические (по МКБ-10).

Гипоксия плода

Данный термин подразумевает под собой кислородное голодание внутри утробы матери. Обычно это случается, если беременная вела нездоровый образ жизни, имела вредные привычки и т.д. Также негативно могут повлиять предшествующие аборты, нарушение маточного кровотока и др.

Травмы во время родов

Чаще всего травматизация случается при неправильно подобранном варианте родоразрешения или из-за ошибок акушера-гинеколога. Это приводит к нарушению работы ЦНС уже в первые часы после рождения малыша.

Нарушение метаболизма

Обычно этот процесс начинается еще в первые месяцы формирования эмбриона. Случается это из-за негативного воздействия ядов, токсинов или лекарственных препаратов.

Инфекционные заболевания у беременной

Любое заболевание в период вынашивания малыша может привести к неприятным последствиям. Поэтому беременной очень важно беречь себя от простуд, вирусов и инфекций. Особую опасность несут такие заболевания, как корь, краснуха, ветрянка и т.п., особенно в первом триместре.

Патологии во время беременности

На развитие плода оказывает влияние очень много факторов, например, многоводие, маловодие, вынашивание тройни, двойни.

Генетическая предрасположенность

ЦНС будет формироваться неполноценно при наличии у младенца таких заболеваний, как синдром Дауна, Эвардса и др.

Симптомы

Поражение ЦНС новорожденного проходит три периода развития:

  1. Острый, который происходит в первый месяц после рождения.
  2. Ранний – на 2-3 месяце жизни.
  3. Поздний – у доношенных детей на 4-12 месяце, у недоношенных – в возрасте 4-24 месяцев.
  4. Исход заболевания.

Для острого периода характерны общемозговые симптомы:

  • снижение двигательной активности, нарушенный тонус мышц, слабость врожденных рефлексов;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • вздрагивание младенца, дрожание подбородка;
  • частый плач без причины, плохой сон.

В раннем периоде отмечается ярко выраженное очаговое повреждение ЦНС. Можно наблюдать такие признаки:

  • нарушение двигательной активности, слабый мышечный тонус, парезы, паралич, спазмы;
  • скопление жидкости в головном мозге, повышенное внутричерепное давление. Это заметно по выступающему родничку, увеличенной голове. Такие дети очень капризные, беспокойные, у них подрагивают глазные яблоки, и они часто срыгивают.
  • кожа приобретает мраморный окрас, нарушается сердечный и дыхательный ритм, появляются расстройства пищеварения.

В позднем периоде все вышеперечисленные симптомы понемногу угасают. Все функции и тонус конечностей приходит в нормальное состояние. Время, в течение которого организм полностью восстановится, зависит от степени поражения нервной системы.

Исход заболевания у каждого протекает по-разному. Некоторые дети имеют психоневрологические проблемы, а другие полностью выздоравливают.

Классификация

Все патологии ЦНС можно подразделить на виды:

  1. Легкая – в данном случае тонус мышц ребенка может быть немного повышен или понижен, иногда наблюдается небольшое косоглазие.
  2. Средняя – тонус мышц всегда понижен, рефлексов практически нет или имеются в малом количестве. Данное состояние может смениться на гипертонус, судороги, глазодвигательные нарушения.
  3. Тяжелая – в данном случае угнетению подвержена не только двигательная система, но и внутренние органы ребенка. Возможны судороги, проблемы с сердцем, почками, легкими, паралич кишечника, недостаточная выработка гормонов и др.

Можно провести классификацию по причинам, которые вызвали патологию:

  1. Гипоксическое поражение ЦНС у новорожденных – ишемическое, кровоизлияние внутри черепа.
  2. Травматические – травмы черепа при родах, поражение спинномозговой системы, патологии периферических нервов.
  3. Дисметаболические – превышение в крови новорожденного показателей кальция, магния и прочих микроэлементов.
  4. Инфекционные – последствия инфекций, перенесенных беременной.

Проявляться данная аномалия может по-разному:

  1. Гипоксическое ишемическое поражение ЦНС у новорожденных (энцефалопатия, легкая форма патологии) зачастую приводит к церебральной ишемии 1 степени, при которой все нарушения проходят через неделю после рождения малыша. В это время можно наблюдать небольшие отклонения от нормы развития нервной системы. При ишемии второй степени ко всему добавляются судороги, но они также длятся не более недели. А вот при 3 степени поражения все эти симптомы продолжаются более 7 дней, при этом повышено внутричерепное давление.

При прогрессировании ишемического поражения ЦНС у новорожденных возможно впадение ребенка в кому.

  1. Кровоизлияние в мозг. На первой стадии патологии симптомов практически не наблюдается, а вот 2 и 3 приводят к тяжелым нарушениям ЦНС (судороги, развитие шокового состояния). Самое опасное, что ребенок может впасть в кому, а при попадании крови в субарахноидальную полость возможно перевозбуждение нервной системы. Есть вероятность развития острой водянки мозга.

Иногда кровоизлияние в мозг не имеет каких-либо симптомов, все зависит от пораженного участка.

  1. При получении травм – это может случиться во время родоразрешения, при наложении щипцов на голову ребенка. Если что-то пойдет не так, то возможна острая гипоксия и кровоизлияние. В таком случае у малыша будут наблюдаться незначительные судороги, увеличение зрачков, повышение внутричерепного давления и даже гидроцефалия. Чаще всего нервная система такого ребенка перевозбуждена. Травма может быть причинена не только головному, но и спинному мозгу. У малыша может развиться и геморрагический инсульт, при котором наблюдаются судороги, угнетение ЦНС и даже коматозное состояние.
  2. При дисметаболии – в большинстве случаев у ребенка повышается давление, появляются судороги, он может потерять сознание.
  3. При гипоксической ишемии – признаки и течение патологии в данном случае зависят от места локализации кровоизлияния и его тяжести.

Самые опасные последствия поражения ЦНС – это гидроцефалия, ДЦП и эпилепсия.

Диагностика

О наличии перинатальной патологии ЦНС у ребенка можно судить еще во время его внутриутробного развития. Помимо сбора анамнеза, используются и такие методы, как нейросорнография, рентген черепа и позвоночника, КТ и МРТ.

Очень важно поставить правильный диагноз и отличать поражение ЦНС от пороков развития, неправильного метаболизма, генетических заболеваний. От этого зависят методы и способы лечения.

Терапия при поражении ЦНС зависит от его стадии. В большинстве случаев используются лекарственные препараты, которые улучшают кровоток и кровоснабжение головного мозга. Также используются ноотропные препараты, витамины, противосудорожные лекарства.

В каждом конкретном случае подбирается свой метод лечения, который определяется врачом и зависит от стадии, степени и периода болезни. Медикаментозное лечение у грудничков осуществляется в стационаре. После исчезновения симптомов патологии, начинается восстановление правильной работы ЦНС. Обычно это происходит уже в домашних условиях.

Дети, у которых поражена центральная нервная система, нуждаются в таких мероприятиях, как:

  1. Лечебный массаж. Лучше всего, если он будет происходить в водной среде. Такие процедуры помогают полностью расслабить тело ребенка и достичь большего эффекта.
  2. Электрофорез.
  3. Комплекс упражнений, которые позволяют установить правильные связи между рефлексами и исправить имеющиеся нарушения.
  4. Физиопроцедуры для стимулирования и правильного развития органов чувств. Это может быть музыкотерапия, светотерапия и прочее.

Данные процедуры разрешены детям со второго месяца жизни и только под присмотром врачей.

Лечение

К большому сожалению, погибшие нейроны головного мозга уже не восстановить, поэтому лечение направлено на поддержание работы тех, которые сохранились и смогут взять на себя функции утраченных. Список лекарственных препаратов, которые применяют при терапии патологий ЦНС, следующий:

  1. Для улучшения мозгового кровообращения назначают ноотропные вещества (Семакс, Пирацетам, Ноофен, Ноотропил, Актовегин).
  2. Для стимуляции работы мозговых зон используют Церебролизин или Церебролизат.
  3. Для улучшения микроциркуляции – Трентал, Пентоксифиллин.
  4. Противосудорожные препараты, психостимуляторы.

Последствия патологии и прогнозы

Если ребенку была оказана полная и своевременная помощь, то прогнозы могут быть очень благоприятными. Важно использовать все доступные методы лечения на раннем этапе проявления патологии.

Это утверждение относится лишь к легким и средним поражениям ЦНС.

В таком случае правильное лечение способно привести к выздоровлению и восстановлению работы всех органов и функций организма. Однако возможны небольшие отклонения в развитии, последующая гиперактивность или синдром дефицита внимания.

Если у ребенка диагностирована тяжелая форма заболевания ЦНС, то прогнозы будут не очень благоприятные. Она может привести к инвалидности и даже летальному исходу. Чаще всего такие поражения приводят к гидроцефалии, ДЦП или эпилепсии. Иногда патология может перейти на внутренние органы ребенка и стать причиной хронического заболевания почек, легких или сердца.

Профилактические меры

Каждая мама должна иметь благоприятные условия для того, чтобы родить здорового малыша. Она должна отказаться от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотических средств), правильно и рационально питаться и больше времени проводить на свежем воздухе.

За время беременности необходимо проходить скрининги, которые покажут возможные патологии и укажут на риски рождения малыша с генетическими патологиями. Серьезные заболевания ребенка заметны еще во время беременности, иногда их можно исправить с помощью лекарственных препаратов. Это результативно при гипоксии плода, угрозе выкидыша, нарушении кровотока.

После рождения малыша необходимо регулярно посещать педиатра и профильных врачей. Это поможет свести риски последующего развития патологического процесса в ЦНС. Также нужно следить за здоровьем малыша, избегать травм черепа и позвоночника и делать все необходимые прививки.

Проблема детского здоровья всегда являлась одной из главных в системе государственных приоритетов. Многогранность ее состоит не только в рождении здорового ребенка, но и создание благоприятных условий для его роста и развития. Большое значение придается разработке системы профилактики и лечения больных детей, в том числе детей с врожденной патологией.

В связи с этим особое внимание уделяется нарушениям, возникающим в антенатальном и перинатальном периодах развития. Необходимо отметить, что значительно расширились технические возможности диагностической медицины (в том числе ДНК - диагностика), методы визуализации плода, в связи с чем стала возможной ранняя диагностика заболеваний и пороков развития. Патология раннего детского возраста и особенно новорожденных представляет повышенную сложность для диагностического процесса. В большей степени это относится к неврологическому обследованию. В этом возрасте на первый план выступают общие симптомы, связанные с незрелостью центральной нервной системы. Морфологическая незрелость центральной нервной системы проявляется особенностью ее функционирования, что характеризуется недифференцированностью ответа на различные раздражители, отсутствием стабильности неврологических реакций и их быстрой истощаемостью.

При оценке полученных данных необходимо учитывать состояние матери как в период беременности, так и в процессе родов.

Нарушения в здоровье матери могут привести к угнетению общего состояния ребенка, ослаблению двигательной активности, угнетению или ослаблению условных или безусловных рефлексов.

Состояние новорожденного может значительно изменяться при внутриутробной задержке развития. Кроме того, при осмотре ребенка необходимо учитывать состояние окружающей обстановки: освещенность, шум, температуру воздуха в помещении и др. Для окончательной постановки диагноза проводится неоднократное обследование, так как неврологические симптомы, выявляемые в первый раз, могут исчезнуть при повторном осмотре, или, симптомы, расцененные в первый раз как легкие признаки нарушения ЦНС, в последующим могут стать более значимыми. Оценка неврологического статуса детей первого года жизни, в том числе и новорожденных, имеет ряд особенностей. Так, отмечается преобладание общих реакций вне зависимости от характера раздражающих факторов, а некоторые симптомы, расцениваемые у более старших детей и взрослых как безусловно патологические, у новорожденных и детей грудного возраста являются нормой, отражая степень зрелости определенных структур нервной системы и этапы функционального морфогенеза. Обследование начинают с визуального наблюдения за ребенком. Обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей. Оценивают спонтанные движения рук и ног, определяют позу ребенка, анализируют объем активных и пассивных движений. У новорожденного ребенка руки и ноги находятся в постоянном движении. Спонтанная двигательная активность и крик усиливаются перед кормлением и ослабевают после него. Новорожденный хорошо сосет и глотает.

При церебральных нарушениях отмечается резкое снижение спонтанной двигательной активности. Резко снижены или отсутствуют сосательные и глотательные рефлексы. Низкоамплитудный высокочастотный тремор подбородка, ручек при крике или возбужденном состоянии новорожденного относится к физиологическим проявлениям. Новорожденный доношенный ребенок и младенец первых месяцев жизни удерживает преимущественно флексорную позу конечностей, т.е. тонус мышц в сгибателях конечностей преобладает над тонусом в разгибателях, причем тонус в руках выше, чем в ногах и он симметричен. Изменения мышечного тонуса проявляется мышечной гипотонией, дистонией, гипертонией.

Мышечная гипотония - один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных детей. Она может быть выражена с рождения и носить диффузный или ограниченный характер в зависимости от характера патологического процесса. Встречается при: врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, хромосомных синдромах, наследственных нарушениях обмена веществ, а также у недоношенных. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития. Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. Дети с пониженной возбудимостью, с синдромом гипотонуса вяло сосут, часто срыгивают.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. При синдроме мышечной гипертонии следует приложить определенные усилия, чтобы раскрыть кулачки или разогнуть конечности. Причем дети достаточно часто реагируют на это плачем. Синдром гипертонуса встречается при: повышении внутричерепного давления, гнойном менингите, билиарной энцефалопатии, внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, после внутричерепного кровоизлияния. У детей с гипертонусом часто возникают трудности с кормлением, так как некоординированы акты сосания и глотания. Отмечаются срыгивания и аэрофагии. Однако надо заметить, что физиологическая гипертония отмечается у детей первых месяцев жизни. Она возникает вследствие отсутствия угнетающего влияния пирамидной системы на спинномозговые рефлекторые дуги. Но, если по мере взросления грудного ребенка, отмечается нарастание мышечной гипертонии и появление односторонних симптомов, то это должно насторожить в плане возможного развития ДЦП. Синдром двигательных расстройств у новорожденных детей может сопровождаться мышечной дистонией (состояние сменяющихся тонусов - мышечная гипотония чередуется мышечной гипертонией). Дистония - проходящее повышение мышечного тонуса то в сгибателях, то в разгибателя. В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная дистония. При попытке выполнить какое-либо движение, при положительных или эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает. Такие состояния называются дистоническими атаками. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка. Оценить состояние мышечного тонуса может только врач, педиатр и невропатолог, поэтому родители должны помнить, что своевременное обращение к врачу, динамическое наблюдение ребенка специалистами, в срок проведенные необходимые обследования, и выполнение назначений лечащего врача, способны предотвратить развитие каких-либо серьезных нарушений со стороны ЦНС. При оценке неврологического статуса у детей после исследования мышечного тонуса необходимо произвести осмотр головы, измерение ее окружности и сопоставления ее размеров с размерами груди.

Гидроцефалия характеризуется увеличением размеров головы, что связано с расширением желудочковых систем мозга и субарохноидальных пространств за счет избыточного количества цереброспинальной жидкости.

Макроцефалия - увеличение размеров головы, сопровождающееся увеличением массы и размеров головного мозга. Может быть врожденным пороком развития мозга, встречается у детей с фамакозами, болезнями накопления, может быть семейной особенностью. Микроцефалия- уменьшение размеров головы в следствие малых размеров мозга. Врожденная микроцефалия наблюдается при генетических заболеваниях, встречается при перенесенной внутриутробной нейроинфекции, алкогольной фетопатиии, пороках развития мозга и других заболеваниях.

Микрокрания - уменьшение размеров головы вследствие замедленного роста костей черепа и быстрой их оссификацией, с ранним закрытием швов и родничков. Нередко микрокрания является наследственно-конституциональной особенностью. Краниостеноз - врожденный порок развития черепа, который ведет к формированию неправильной формы головы с изменением ее размеров, характеризуется сращением швов, нарушение роста отдельных костей черепа. Краниостеноз обнаруживается уже на первом году жизни и проявляется различными деформациями черепа - башенный, ладьевидный, треугольный и т.д. Очень важно оценивать состояние родничков. При рождении определяется передний (большой) и задний (малый) роднички. Размеры родничка индивидуальны и колеблются от 1 до 3 см. Закрывается большой родничок, как правило, к 1,5 годам. Задержка закрытия родничка может быть связана с высоким внутричерепным давлением, особенностями онтогенеза черепа. Обращают внимание также на наличие гематом, отечности тканей головы, состояние подкожной венозной сети. Нередко у детей первых суток жизни при пальпации обнаруживается отек мягких тканей головы (родовая опухоль), который не ограничен одной костью и отражает физиологическую травму кожи и подкожной клетчатки в родах.

Кефалогематома - кровоизлияние под надкостницу, которое всегда расположено в пределах одной кости. Большие кефалогематомы удаляют, малые рассасываются сами.

Расширенная подкожная венозная сетка на голове свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении как за счет ликворного компонента, так и за счет нарушений венозного оттока. Наличие или отсутствие выше перечисленных симптомов может оценить только врач (педиатр или невропатолог), после тщательного осмотра. В случае найденных им изменений, ребенку, возможно, будет назначено необходимое обследование (НСГ, ЭЭГ, доплероисследование сосудов головного мозга и др.), а также лечение. После общего осмотра новорожденного ребенка, оценки его сознания, двигательной активности, мышечного тонуса, состояние костей черепа и мягких тканей головы педиатр и невропатолог оценивают состояние черепно-мозговых нервов, безусловные и сухожильные рефлексы. О состоянии черепно-мозговых нервов у новорожденного можно судить по особенностям его мимики, крику, акту сосания и глотания, реакции на звук. Особое внимание уделяют органу зрения, так как внешние изменения глаз в ряде случаев позволяют заподозрить наличие врожденного или наследственного заболевания, гипоксического или травматического повреждения ЦНС. Врачи-специалисты (педиатр, невролог, офтальмолог) при оценке органа зрения обращают внимание на размеры и симметричность глазных щелей, состояние радужки, наличие кровоизлияния, на форму зрачка, наличие экзофтальма, нистагма, птоза и косоглазия. Состояние более глубоких структур глаза (хрусталика, стекловидного тела, сетчатки) может оценить только врач-офтальмолог. Поэтому, так важно, чтобы уже на первом месяце жизни ребенок был осмотрен не только педиатром и неврологом, но и врачом-офтальмологом.

Таким образом, чтобы вовремя диагностировать и в дальнейшем предотвратить серьезные нарушения со стороны центральной нервной системы, родителями должны соблюдаться ряд правил:

  • Обязательная диспансеризация - это консультации педиатра (в течение первого месяца жизни 4 раза в месяц), далее ежемесячно и регулярные осмотры невролога: в 1 месяц, 3 месяца и в год; если возникает в том необходимость, то чаще. Консультации офтальмолога в 1 месяц, 3 месяца и в 1 год, если возникает в том необходимость, то чаще. Проведение скрининг исследования центральной нервной системы (нейросонографии) и проведение других исследований, если есть к этому показания. Неукоснительное соблюдение назначений врачей, наблюдающих ребенка.
  • Рациональное вскармливание.
  • Соблюдение санитарно-гигиенического режима.
  • Физическое воспитание (массаж, гимнастика, закаливание).

Тремор у младенцев является чаще всего подергиванием ручек и подбородка . Аналогично мышечному гипертонусу, тремор считается признаком отсутствия достаточного уровня зрелости нервной системы малыша, её значительной возбудимости.

Чаще всего сокращения мышц у новорождённых фиксируются периодически во время сильного испуга, крика, плача, фазы быстрого сна (при этом заметны движения глаз) или чувства голода.

Если интенсивность тремор у новорожденных высокая, а амплитуда мелкая, значит таковы особенности нервной системы новорождённого.

Тремор – довольно частое явление, встречающееся приблизительно у половины новорождённых, и в первые месяцы жизни считается нормой (к 3-4 месяцам все признаки тремора должны исчезнуть).

Тремор подбородка у новорожденного в возрасте до 1 года также редко вызывает опасения и не требует лечения, поскольку часто это доброкачественное, зависящее от возраста, специфическое состояние нервной системы.

Вместе с тем, если родители заметили тремор у ребенка, лучше посоветоваться с педиатром.

Нервная система младенца очень гибкая и весьма восприимчива к внешним влияниям, поэтому правильное лечение может легко её нормализовать и восстановить.

Причины тремора у грудничков

Причинами тремора чаще всего могут быть:

  • незрелость нервной системы;
  • гипоксия плода;
  • преждевременные роды.

Незрелость нервной системы

В первые недели жизни младенца у него отсутствует координация движений, нервная система отличается незрелостью. Эти факторы и вызывают тремор конечностей у новорожденных.

Гипертонус мышц также повышает вероятность возникновения тремора. Также во время проявления эмоций, в крови у малыша может наблюдаться повышенное содержание норадреналина.

Гипоксия плода

На протяжении беременности и во время родов существует риск появления нарушений плацентарного кровотока, что может негативно повлиять на процессы в головном мозге. Гипоксия может быть следствием:

  • внутриутробной инфекции;
  • нарушения функциональности плаценты;
  • кровотечения;
  • повышенного тонуса матки (угроза выкидыша);
  • многоводия.

Проблемы с нервной системой ребёнка могут быть вызваны как стремительными родами, так и слабой родовой деятельностью , также отслоением плаценты и обвитием плода пуповиной.

Выше названные факторы затрудняют доступ кислорода к головному мозгу, что приводит к появлению тремора тремор рук, ног и подбородка у новорожденных.

Преждевременные роды

Недоношенный ребёнок чаще всего подвержен тремору губ, ножек иди подбородка.

Это происходит оттого, что их нервная система в принципе не отличается зрелостью. Ей приходится завершать своё формирование уже вне утробы матери, где нет, и не может быть сколько-нибудь приближённых к ней условий, даже в случае адекватного и тщательного ухода.

Тремор каких органов чаще всего присутствует у младенцев?

Чаще всего у новорождённых наблюдается:

  • тремор головы (причина – незрелость нервной системы);
  • тремор рук (реже ног), подбородка и губ (причина – недоношенность).

В каких случаях необходимо целенаправленное лечение

Если признаки тремора наблюдаются дольше 3-х месяцев, распространяются на ножки и голову, и не связаны с особенностями нервной системы или чувством голода, то это должно вызывать тревогу у родителей.

Таким образом могут проявляться:

  • внутричерепное кровоизлияние;
  • гипергликемия;
  • гипокальциемия;
  • гипоксически-ишемическая энцефалопатия;
  • гипомагнезиемия;
  • наркотический абстинентный синдром;
  • сепсис и повышенное внутричерепное давление.

Целенаправленное лечение тремора у новорожденных является обязательным после перенесённой черепно-мозговой травмы или инфекционного заболевания.

В таких случаях систематическое наблюдение должен проводить детский невролог.

Методики лечения

Методика лечения тремора рук, ног, головы у ребенка направлена на восстановление здоровья малыша в целом и нервной системы в частности.

Массаж при треморе у грудничка

Кроме этого, родителям обязательно нужно создать вокруг своего малыша приятную, уютную и доброжелательную обстановку, систематически делать массаж своему малышу (он способствует расслаблению), прививать навыки плавания (это реально даже в домашней ванне), заниматься с ним лечебной гимнастикой.

Такие усилия родителей не пройдут даром.

Легче всего в домашних условиях освоить технику массажа для новорождённых (с возраста 5-6 недель). Педиатр обязательно научит маму и папу основным массажным движениям, на основе которых далее можно переходить к выполнению разнообразных упражнений.

Базовыми движениями массажа являются:

  • вибрация;
  • разминание;
  • растирание;
  • поглаживание.

Основное правило – все массажные движения выполняются от периферии к центру (по ходу суставов).

Не последнюю роль играет психологический настрой малыша и его физический комфорт во время массажа:

Как проявляет себя и признаки, которые не оставят сомнений.

Можно ли применять новорожденным лекарство Диакарб — отзывы врачей и пациентов, противопоказания и показания к медикаменту в одном обзоре.

Основные упражнения

Вот несколько основных упражнений:

  1. «Молоточек» . Когда ребёнок лежит на спине, нужно одной рукой обхватить правую стопу, а кулаком другой постучать по внешней стороне ноги снизу вверх. Далее упражнение повторяется со стопой другой ноги.
  2. «Гладим ручки» . Ручка малыша фиксируется левой рукой, а правая аккуратно обхватывает плечо. Опускаясь к запястью, следует производить потряхивающие движения. Упражнение делают 2-3 раза и переходят к другой руке. Используя подобную тактику, можно выполнять упражнение «Гладим ножки».
  3. «Часики» . Упражнение помогает также детям, имеющим проблемы с кишечником. Животик малыша необходимо поглаживать 5-7 минут по часовой стрелке.
  4. «Топтыжка» . Младенец лежит на животике, а массажист кулаками нежно разминает ягодички. Чтобы занять малыша, перед ним рекомендуется положить яркую интересную игрушку. Он будет смотреть на неё, тянуться к ней и таким образом задействуются спинные и шейные мышцы.
  5. «Елочка» . По направлению от спинки к кобчику и под углом к позвоночнику необходимо производить поглаживающие движения.

Выводы

Педиатрия оперирует понятием критического времени развития ребёнка после рождения, особенно это относится к нервной системе, нарушения в работе которой и могут вызвать тремор у новорожденных.

Критическими периодами считаются 1-й, 3-й, 9-й и 12-й месяцы жизни малыша, когда нервные окончания отличаются высокой чувствительностью и любое отклонение от нормы может привести к развитию определённых патологий.

Чтобы предупредить развитие серьёзных проблем , которые могут быть причиной тремора, настоятельно рекомендуется систематическое наблюдение за здоровьем ребёнка. Заметив признаки тремора у новорождённого, не нужно паниковать, но обязательно стоит обратиться к специалисту-неврологу.

Видео: Массаж и зарядка для грудничка

Особенности массажа и утренней оздоровительной зарядки для новорожденных деток. Что следует знать и выполнять.

Почти 98% детей, по статисти­ческим данным, рождаются незрелыми, то есть беремен­ность, протекающая у современных женщин в неблащполучной экологи­ческой ситуации, заканчивается рож­дением « несозревших» детей.

Эта незрелость прежде всего касается центральной нервной систе­мы, поэтому даже нормальные роды являются травмирующими для таких детей. Что же тогда говорить о женщи­нах с патологией беременности или отягощенной наследственностью? О незрелости нервной системы новоро­жденного можно судить по многим признакам: это беспокойство или, нао­борот, вялость ребенка, частый немо­тивированный крик, нарушения сна, упорные срыгивания, изменение мышечного тонуса (чаще всего его повышение), дрожание подбородка и кистей рук, не зависящее от того, замерз ребенок или нет, и усилива­ющееся при возбуждении, крике, плаче и т. д., цианоз (синюшность) носогубного треугольника, мраморный рисунок кожи, что свидетельствует о нарушении регуляции сосудистого тонуса, кратковременные остановки дыхания, поперхивание во время еды и питья, судороги, глазодвигательные нарушения и др. Ребенок бурно реаги­рует на любое раздражение: звук, свет, перемену положения тела, корм­ление грудью, вздрагивает, вскиды­вает ручки, кричит, плачет. Он пуглив, всего боится.

При повышении тонуса мышц-раз­гибателей спины дети часто выги­баются лежа на спине или запрокиды­вают голову, как бы рассматривая что-то на потолке у себя за головой. При асимметрии мышечного тонуса могут появиться признаки кривошеи: ребе­нок все время поворачивает голову в одну сторону или изгибает туловище дугой вбок и не может лежать из-за этого на животе, так как все время заваливается на этот бок, не может переворачиваться со спины на живот в какую-то одну сторону, так как перетя­гивают мышцы, асимметрично натяну­тые. Лечение в этом случае, конечно же, отличается от лечения истинных мышечных кривошей, связанных с повреждением самой кивательной мышцы, и требует специальных рас­слабляющих приемов.

Вследствие повышения мышечного тонуса в руках кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локте­вых суставах, и их с трудом можно раз­вести в стороны. Позднее ребенок испытывает затруднения, пытаясь взять игрушку в руки или целенаправ­ленно двигать рукой. Когда такие дети лежат на животе, ручки у них чаще всего вытянуты в стороны или назад, а не согнуты перед грудью.

При повышении мышечного тонуса в ногах ребенок сильно вытягивает ноги, особенно в носочках, напрягая их. Когда его ставят на ноги, опирается не на всю стопу, а на носочки, как балери­на. Он не может шагать, так как не сгибает ноги в коленных суставах, или идет, цепляя одну ногу за другую, перекрещивая стопы или косолапя и поджимая пальцы ног. Лежа на спине ребенок сопротивляется, когда роди­тели хотят согнуть его ноги в коленных и тазобедренных, суставах и развести их в стороны. Совершенно очевидно, что повышение мышечного тонуса будет серьезным препятствием для освоения ребенком основных движе­ний, которые, как правило, формиру­ются до трех лет.

При повышенном тонусе мышц-раз­гибателей спины, например, ребенок не сможет самостоятельно сесть и сидеть - его будет покачивать назад, из-за чего он все время будет падать на спину, хотя лежа на животе этот ребенок очень рано начинает дер­жать голову (еще до месячного воз­раста).

При повышенном мышечном тонусе в руках ребенок не сможет совершен­ствовать ручную умелость, которая играет важную роль и в его речевом, и в его умственном развитии. Из-за этого нарушается и познавательная дея­тельность ребенка через игрушки. В более старшем возрасте ребенок плохо обучается письму, рисованию и другим важным функциям ручной уме­лости. Понятно, что это серьезно затормозит его развитие.

При повышении мышечного тонуса в ногах будут страдать основные дви­гательные навыки по ползанию, ходь­бе, бегу, прыжкам, лазанью, причем эти затруднения могут сохраниться и в более старшем возрасте в виде нелов­кости, неустойчивости, частых паде­ний. У таких детей всегда возникают проблемы на уроках физкультуры, хотя, например, научаются стоять они довольно рано - в 5-6 месяцев.

У одних детей по мере дозревания нервной системы безо всяких спе­циальных методов коррекции эти сим­птомы исчезают. У других задержива­ются довольно долго, мешая выра­ботке правильных динамических сте­реотипов движения. А ведь двигательные стереотипы сохраняются всю последующую жизнь, лишь несколько совершенствуясь.

У грудничков движения являются основным действием, стимулирующим развитие всего организма, работу всех органов и систем. Поэтому справедли­вым будет наше стремление выявить у ребенка все его недостатки, не ожи­дая, чтобы они сгладились сами, и про­вести их коррекцию. Не выжидать пас­сивно, когда ребенок сам научится чему-либо, а заранее обучить его необ­ходимому навыку, помогая преодолеть отставание в развитии, - такого пра­вила должны придерживаться родите­ли, воспитывая ребенка.

Идея опережающего, « преждевре­менного» развития вполне согласуется с тем, что незрелому мозгу ребенка предстоит вскоре ощутить огромное информационное воздействие и стрес­совые факторы цивилизованного общества. А ведь педагоги давно жалу­ются, что многие дети плохо усваи­вают или неспособны усвоить школь­ную программу. Классы даже стали делить на подгруппы: умные дети, не очень умные и совсем не умные. И таких « совсем не умных» стало так много, что решено даже не оставлять их на второй год. При этом многие дети недостаточно физически развиты, со слабо развитой мускулатурой, с плос­костопием, нарушениями осанки, ис­кривлениями позвоночника, плохим зрением, подвержены разным заболе­ваниям.

Все мы родом из детства. Поэтому так важно родителям научиться видеть, в чем их ребенок отстает от нормального развития, и уметь преодо­леть это отставание через физическую культуру и психическое совершенство­вание с первых дней жизни ребенка, постепенно готовя его к нелегким, но счастливым годам школьного детства и юности.

Как же развивать двигательные навыки у детей с первых дней жизни? Обязательно используя врожденные безусловные рефлексы. Например, хватательный. Когда ребенок крепко ухватится за мамины пальцы, его легко приподнять над столом или кроваткой. Он повиснет на ваших руках, как на турнике (удерживать его будет нор­мальный физиологический мышечный гипертонус), потом расслабит мышцы. Все, упражнение окончено. Положите ребенка на стол или в кроватку. Посте­пенно, по мере тренировки мышц время висов и раскачивания увеличи­вается. Скоро вы сможете раскачи­вать ребенка в воздухе довольно долго к его неописуемой радости, кото­рая проявляется в гулении, повизгива­нии, улыбке и смехе.

Кстати, о турниках. Подобное нехи­трое приспособление можно устроить прямо в кроватке ребенка и в коляске, закрепив круглую палочку на высоте его вытянутых ручек. Закрепить такой турничок можно жестко, привязав его к боковым стенкам кроватки, или мяг­ко, на резинках - получится подвиж­ная трапеция и первый в жизни ребенка эспандер с резиновой тягой. Случайно дотронувшись до палочки, ребенок ухватится за нее и будет подтягиваться. Помогите ему в этом, подставив под спинку ладонь. Насту­пит время, когда, подтянувшись, ребе­нок сядет, встанет на колени, на ноги. Некоторые дети забрасывают на тур­ничок ноги и делают « мостик» на лопатках или « полуберезку» - тоже полезные упражнения для мышц туло­вища. Во всяком случае, такое приспо­собление гораздо полезнее, чем погре­мушки, подвешенные перед ребенком. Если их повесить по правилам (на рас­стоянии 50 см от ребенка и под углом 30°), чтобы не нарушить зрение, он их достать никак не сможет, а если пове­сить так, чтобы их можно было достать, тогда будет страдать зрение, например, разовьется косоглазие.

Если ребенок очень слабенький, с пониженным мышечным тонусом, при поднимании за руки висит, как лапша, или у него откидывается назад голова, его все равно нужно тренировать в висе. Только делать это надо осторож­но: чуть-чуть подтянуть за ручки, поддерживая под головку, слегка при­поднять над столом на очень короткое время и отпустить. Таких детей очень полезно почаще держать на руках в вертикальном положении, прижимая спинку ребенка рукой к своему туло­вищу или положив его животом на свой бок. Пусть он рассматривает окружа­ющий мир и тренирует заодно мышцы шеи и туловища.

Полезны также упражнения типа « самолет» - парение в воздухе на животе. Папа или мама поддерживают ребенка за туловище кольцеобразным захватом рук. Выполняя это упражне­ние, меняйте положение ребенка: покачивайте в стороны, вперед-назад, вбок, вращайте по кругу, переводите в положение на спине (ножки при этом упираются в живот родителя) или в вис вниз головой, вплоть до переворота через голову и возвращения в исход­ное положение.

Все эти упражнения не только укре­пляют мышцы шеи, туловища и живота, но и развивают вестибуляр­ный аппарат, который влияет на разви­тие интеллекта у ребенка. Посмотрите на малыша, который долго предостав­лен самому себе (например, лежит без мамы в больнице): он раскачивается, как медвежонок, из стороны в сторону, мотает головой, становится на четве­реньки - головой вниз. Ребенок сам себя тренирует, испытывая двигатель­ный голод. Недаром маленькие дети так любят качели и карусели. Они готовы бесконечно кружиться и раска­чиваться!

Для развития ручной умелости, для тренировки работы пальцами повесьте на боковых стенках кроватки погремушки так, чтобы ребенок мог дотя­нуться до них. Он будет тренироваться поворачивать сначала голову, а затем и туловище вбок (для симметричной тренировки укладывайте ребенка после каждого кормления головой в разные концы кровати, тогда он будет поворачиваться то вправо, то вле­во к игрушкам, источнику звуков).

Не бойтесь часто брать ребенка на руки во время его бодрствования. Это не избалует ребенка и не сделает его капризным. Он не « привыкнет к рукам». Получив достаточное количе­ство информации и движения, он с удо­вольствием полежит в кроватке и отдохнет, позанимается сам с игруш­ками и турничком и заснет. Когда ребе­нок плохо засыпает и капризничает, тоже не бойтесь взять его на руки, успокоить, покачать, убаюкать песен­кой. Ребенку необходим тесный кон­такт с матерью. Как внимательно он смотрит маме в глаза, а когда она отхо­дит от него, каким умоляющим стано­вится его взгляд, он будто просит: « Возьми меня на руки!» - и этот кон­такт нужен ребенку довольно долгое время - лет до 3-4, не менее.

Ребенок должен насытиться во время бодрствования движениями и впечатлениями, а это возможно только при условии, что он находится у рас на руках. Постарайтесь по возможности выполнять несложные домашние дела, держа ребенка на руках и рассказывая ему обо всем, что вы делаете, что он видит вокруг. Так при максималь­ной экономии нашего дефицитного времени ребенок будет психически со­вершенствоваться, получая необходи­мую информацию для развития интел­лекта.

Очень важно, чтобы буквально с пеленок ребенок учился получать удовлетворение от двигательных и эмоциональных нагрузок, а не только от принятия пищи. Ребенок от рожде­ния видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует, обладает эмоциями - все эти ворота для информации должны использоваться пропорционально, тог­да можно рассчитывать на гармонич­ное развитие личности.

Для восстановительных процессов в утомленных мышцах (у грудных детей постоянно двигаются ручки и ножки и помимо нашей гимнастики), улучшения их питания, а также для нормализации выделительной функции кожи и спо­собности ее принимать биоэнергети­ческую информацию из окружающей среды через биологически активные точки ребенка надо ежедневно купать и массировать, а также постоянно обнажать разные участки тела. Поста­райтесь как можно раньше избавиться от пеленок и надевать на ребенка пол­зунки, трусики и рубашечки, причем у ползунков можно сразу же отрезать нижнюю часть, чтобы стопы были все время обнажены.

Наталья Полонская, врач-полеолог

Центральная нервная система - это именно тот механизм, который помогает человеку расти и ориентироваться в этом мире. Но иногда этот механизм дает сбой, «ломается». Особенно страшно, если это происходит в первые минуты и дни самостоятельной жизни ребенка или еще до его появления на свет. О том, почему у ребенка поражается ЦНС и как помочь малышу, мы расскажем в этой статье.

Что это такое

Центральная нервная система - это тесная «связка» двух важнейших звеньев - головного и спинного мозга. Главная функция, которую возложила на ЦНС природа - обеспечение рефлексов как простых (глотание, сосание, дыхание), так и сложных. ЦНС, а точнее, ее средние и нижние отделы, регулируют деятельность всех органов и систем, обеспечивает связь между ними. Высший отдел - кора головного мозга. Она отвечает за самоощущение и самосознание, за связь человека с миром, с окружающей ребенка действительностью.



Нарушения, а следственно, и поражение центральной нервной системы, может начаться еще в период развития плода в материнской утробе, а может наступить под воздействием определенных факторов сразу или через некоторое время после появления на свет.

От того, какой отдел ЦНС поражен, будет зависеть, какие функции организма окажутся нарушенными, а степень поражения определит степень последствий.

Причины

У детей с нарушениями ЦНС около половины все случаев приходится на внутриутробные поражения, врачи называют это перинатальными патологиями ЦНС. При этом более 70% из них - дети недоношенные, которые появились раньше положенного акушерского срока. В этом случае основная первопричина кроется в незрелости всех органов и систем, включая нервную, она не готова к автономной работе.


Примерно 9-10% карапузов, родившихся с поражениями центральной нервной системы, появились на свет вовремя с нормальным весом. На состояние нервной системы, считают специалисты, в этом случае влияют негативные внутриутробные факторы, такие как длительная гипоксия, которую испытывал малыш в материнской утробе во время вынашивания, родовые травмы, а также состояние острого кислородного голодания в ходе трудного родоразрешения, нарушения метаболизма ребенка, которые начались еще до рождения, перенесенные будущей матерью инфекционные заболевания, осложнения беременности. Все поражения, к которым привели вышеуказанные факторы во время беременности или сразу после родов, называются также резидуальными органическими:

  • Гипоксия плода. Чаще всего от недостатка кислорода в крови во время беременности страдают малыши, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят или работают на производстве, связанном с вредностью. Количество абортов, которые предшествовали этим родам, тоже имеет большое значение, поскольку изменения, которые происходят в тканях матки после прерывания беременности, способствуют нарушению маточного кровотока при последующей беременности.



  • Травматические причины. Родовые травмы могут быть связаны как с неправильно выбранной тактикой родоразрешения, так и с врачебными ошибками в ходе родового процесса. К травмам относятся и действия, которые приводят к нарушению ЦНС ребенка после родов, в первые часы после рождения.
  • Нарушения метаболизма плода. Такие процессы обычно начинаются еще в первом - начале второго триместра. Они напрямую связаны с нарушением деятельности органов и систем организма малыша под воздействием ядов, токсинов, некоторых медикаментов.
  • Инфекции у матери. Особенно опасны заболевания, которые вызываются вирусами (корь, краснуха, ветрянка, цитомегаловирусная инфекция и ряд других недугов), если болезнь наступила в первом триместре беременности.


  • Патологии беременности. На состояние центральной нервной системы ребенка влияют самые разнообразные особенности периода вынашивания - многоводие и маловодие , беременность двойней или тройней, отслойка плаценты и другие причины.
  • Тяжелые генетические заболевания. Обычно такие патологии, как синдромы Дауна и Эвардса, трисомии и ряд других сопровождаются значительными органическими изменениями со стороны ЦНС.


На современном уровне развития медицины патологии ЦНС становятся очевидными для неонатологов уже в первые часы после рождения малыша. Реже - в первые недели.

Иногда, особенно при органических поражениях смешанного генеза, истинную причину установить не получается, особенно если она имеет отношение к перинатальному периоду.

Классификация и симптомы

Перечень возможных симптомов зависит от причин, степени и обширности поражений головного или спинного мозга, или сочетанного поражения. Также на исход влияет время негативного воздействия - сколько времени ребенок подвергался действию факторов, которые отразились на деятельности и функциональности ЦНС. Важно оперативно определить период недуга - острый, ранний восстановительный, поздний восстановительный или период остаточных явлений.

Все патологии центральной нервной системы имеют три степени тяжести:

  • Легкая. Эта степень проявляется легким повышением или понижением тонуса мышц малыша, может наблюдаться сходящееся косоглазие.


  • Средняя. При таких поражениях тонус мышц всегда снижен, рефлексы полностью или частично отсутствуют. Такое состояние сменяется гипертонусом, судорогами. Появляются характерные глазодвигательные нарушения.
  • Тяжелая. Страдают не только двигательная функция и тонус мышц, но и внутренние органы. Если ЦНС выраженно угнетена, могут начинаться судороги разной интенсивности. Проблемы с сердечной и почечной деятельностью могут быть сильно выражены, как и развитие дыхательной недостаточности. Может быть парализован кишечник. Надпочечники не вырабатывают нужных гормонов в нужном количестве.



По этиологии причины, которая вызвала проблемы с деятельностью головного или спинного мозга, патологии делятся (впрочем, весьма условно) на:

  • Гипоксические (ишемические, внутричерепные кровоизлияния, сочетанные).
  • Травматические (родовые травмы черепа, родовые спинномозговые поражения, родовые патологии периферических нервов).
  • Дисметаболические (ядерная желтуха, превышение в крови и тканях ребенка уровня кальция, магния, калия).
  • Инфекционные (последствия перенесенных матерью инфекций, гидроцефалия, внутричерепная гипертензия).


Клинические проявления разных видов поражений тоже существенно отличаются друг от друга:

  • Ишемические поражения. Наиболее «безобидным» заболеванием является церебральная ишемия 1 степени. При ней ребенок демонстрирует нарушения ЦНС только в первые 7 дней после рождения. Причина чаще всего кроется в гипоксии плода. У малыша в это время можно наблюдать относительно мягкие признаки возбуждения или угнетения ЦНС.
  • Вторая степень этого заболевания ставится в том случае, если нарушения и даже судороги длятся больше недели после появления на свет. О третьей степени можно говорить в том случае, если у ребенка постоянно повышено внутричерепное давление, наблюдаются частые и сильные судороги, имеются другие вегетативные нарушения.

Обычно такая степень церебральной ишемии имеет тенденцию к прогрессированию, состояние ребенка ухудшается, малыш может впасть в кому.


  • Гипоксические мозговые кровоизлияния. Если в результате кислородного голодания у ребенка произошло кровоизлияние внутрь желудочков мозга, то при первой степени симптомов и признаков может не быть вообще. А вот уже вторая и третья степени такого кровоизлияния приводят к тяжелым поражениям мозга - судорожному синдрому, развитию шока. Ребенок может впасть в кому. Если кровь попала в субарахноидальную полость, то у ребенка будет диагностироваться перевозбуждение ЦНС. Высока вероятность развития водянки головного мозга в острой форме.

Кровотечение в основное вещество мозга не всегда бывает заметным вообще. Многое зависит от того, какой именно участок мозга бывает пораженным.


  • Травматические поражения, родовые травмы. Если в процессе родов врачам пришлось использовать наложение щипцов на головку ребенка и что-то пошло не так, если произошла острая гипоксия, то чаще всего за этим следует кровоизлияние в мозг. При родовой травме у ребенка наблюдаются судороги в более или менее выраженной степени, зрачок с одной стороны (с той, куда произошло кровоизлияние) увеличивается в размере. Главный признак травматического повреждения центральной нервной системы - повышение давления внутри черепа ребенка. Может развиться острая гидроцефалия. Невролог свидетельствует, что при этом ЦНС чаще возбуждена, чем подавлена. Травмироваться может не только головной, но и спинной мозг. Это чаще всего проявляется растяжениями и надрывами, кровоизлиянием. У детей нарушается дыхание, наблюдается гипотония всех мышц, спинальный шок.
  • Дисметаболические поражения. При таких патологиях в подавляющем большинстве случаев у ребенка повышено артериальное давление, наблюдаются судорожные приступы, сознание довольно выраженно угнетено. Установить причину позволяют анализы крови, которые показывают либо критический дефицит кальция, либо нехватку натрия, либо иной дисбаланс других веществ.



Периоды

Прогнозы и течение заболевания зависит от того, в каком периоде находится малыш. Выделяют три основных периода развития патологии:

  • Острый. Нарушения только начались и еще не успели вызвать серьезных последствий. Это обычно первый месяц самостоятельной жизни ребенка, период новорожденности. В это время малыш с поражениями ЦНС обычно плохо и беспокойно спит, часто и без видимых причин плачет, он возбудим, может вздрагивать без раздражителя даже во сне. Мышечный тонус повышен или понижен. Если степень поражения выше, чем первая, то могут ослабевать рефлексы, в частности, кроха начнет хуже и слабее сосать и глотать. В этом периоде у малыша может начаться развитие гидроцефалии, это будет проявляться заметным ростом головы и странными глазными движениями.
  • Восстановительный. Может быть ранним и поздним. Если малыш находится в возрасте 2-4 месяцев, то говорят о раннем восстановлении, если ему уже от 5 до 12 месяцев - то о позднем. Иногда родители замечают нарушения в работе центральной нервной системы у своего крохи впервые в раннем периоде. В 2 месяца такие карапузы почти не выражают эмоций, не интересуются яркими подвешенным игрушкам. В позднем периоде ребенок заметно отстает в своем развитии, не сидит, не гулит, крик у него тихий и обычно очень монотонный, эмоционально неокрашенный.
  • Последствия. Этот период начинается после того, как ребенку исполнится год. В этом возрасте доктор в состоянии наиболее точно оценить последствия нарушения ЦНС в данном конкретном случае. Симптомы могут исчезнуть, однако, заболевание никуда не пропадает. Чаще всего врачи таким детям в год выносят такие вердикты, как синдром гиперактивности, задержка развития (речевого, физического, психического).

Самые тяжелые диагнозы, которые могут обозначать последствия патологий ЦНС - гидроцефалия, детский церебральный паралич , эпилепсия.


Лечение

Говорить о лечении можно тогда, когда поражения ЦНС диагностированы с максимальной точностью. К сожалению, в современной врачебной практике существует проблема избыточной диагностики, иными словами, каждому малышу, у которого в месяц на осмотре задрожал подбородок, который неважно ест и беспокойно спит, могут запросто поставить диагноз «церебральная ишемия». Если невролог утверждает, что у вашего малыша имеются поражения ЦНС, обязательно следует настоять на комплексной диагностике, которая будет включать в себя УЗИ головного мозга (через родничок), компьютерную томографию, а в особых случаях - и рентген черепа или позвоночника.

Каждый диагноз, который каким-то образом связан с поражениями ЦНС, должен быть диагностически подтвержден. Если признаки нарушения ЦНС заметили в роддоме, то своевременно оказанная неонатологами помощь помогает максимально снизить тяжесть возможных последствий. Это только звучит страшно - поражения ЦНС. На деле же большинство таких патологий обратимы и подлежат коррекции, если выявлены вовремя.



Для лечения обычно используются лекарственные средства, улучшающие кровоток и кровоснабжение головного мозга - большая группа ноотропных препаратов, витаминотерапия, противосудорожные препараты.

Точный список лекарств может назвать только врач, поскольку перечень этот зависит от причин, степени, периода и глубины поражения. Медикаментозное лечение новорожденным и грудничкам обычно оказывают в условиях стационара. После купирования симптомов начинается основной этап терапии, направленный на восстановление правильной работы ЦНС. Этот этап обычно проходит дома, и на плечи родителей ложится большая ответственность за соблюдение многочисленных врачебных рекомендаций.

Детям с нарушениями функциональными и органическими нарушениями центральной нервной системы нужны:

  • лечебный массаж, в том числе гидромассаж (процедуры проходят в воде);
  • электрофорез, воздействие магнитными полями;
  • Войта-терапия (комплекс упражнений, позволяющих разрушить рефлекторные неправильные связи, и создать новые - правильные, тем самым исправить двигательные нарушения);
  • Физиопроцедуры для развития и стимуляции развития органов чувств (музыкотерапия, светотерапия, терапия цветом).


Такие воздействия разрешены детям с 1 месяца и должны проходить под наблюдением специалистов.

Чуть позже родители смогут освоить приемы лечебного массажа и самостоятельно, но на несколько сеансов лучше сходить к профессионалу, хотя это достаточно дорогое удовольствие.

Последствия и прогнозы

Прогнозы на будущее для ребенка с поражениями центральной нервной системы могут быть вполне благоприятными при условии оказания ему быстрой и своевременной медицинской помощи в остром или раннем восстановительном периоде. Это утверждение справедливо только для легких и средних поражений ЦНС. В этом случае основные прогнозы включают в себя полное выздоровление и восстановление всех функций, незначительное отставание в развитии, последующее развитие гиперактивности или синдрома дефицита внимания.


При тяжелых формах прогнозы не столь оптимистичны. Ребенок может остаться инвалидом, не исключены и летальные исходы в раннем возрасте. Наиболее часто поражения центральной нервной системы такого плана приводят к развитию гидроцефалии, к детскому церебральному параличу, к эпилептическим припадкам. Как правило, страдают и некоторые внутренние органы, у ребенка параллельно наблюдаются хронические заболевания почек, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, мраморная кожа .

Профилактика

Профилактика патологий со стороны ЦНС у ребенка - задача будущей мамы. В группе риска - женщины, которые не оставляют вредных привычек во время вынашивания младенца - курят, употребляют алкоголь или наркотические вещества.


Все беременные обязательно должны стоять на учете у акушера-гинеколога в женской консультации. За время беременности им будет предложено трижды пройти так называемый скрининг, который выявляет риски рождения ребенка с генетическими нарушениями от данной конкретной беременности. Многие грубые патологии ЦНС плода становятся заметны еще во время беременности, некоторые проблемы может корректировать лекарственными средствами, например, нарушения маточно-плацентарного кровотока, гипоксию плода, угрозу выкидыша в связи с небольшой отслойкой.

Беременной нужно следить за своим питанием, принимать витаминные комплексы для будущих мам, не заниматься самолечением, с осторожностью относиться к различным лекарственным препаратам, которые приходится принимать в период вынашивания ребенка.

Это позволит избежать метаболических нарушений у малыша. Следует особенно внимательно отнестись к выбору родительного дома (родовой сертификат, который получают все беременные, позволяет сделать любой выбор). Ведь действия персонала во время рождения ребенка играют большую роль в возможных рисках появления травматических поражений центральной нервной системы у малыша.

После рождения здорового крохи очень важно регулярно посещать педиатра, оберегать малыша от травм черепа и позвоночника, делать положенные по возрасту прививки, которые защитят карапуза от опасных инфекционных заболеваний, которые в раннем возрасте тоже могут привести к развитию патологий центральной нервной системы.

В следующем видео вы узнаете о признаках нарушения нервной системы у новорожденного, которые вы можете определить самостоятельно.