Подвижные игры на воде. Игры для детей на воде и в воде в бассейне Сообщение на тему игры в воде

Правила:

  • участие принимает любое количество детей: чем больше, тем интереснее;
  • принимать участие могут только те дети, которые обладают необходимыми навыками плавания;
  • игру проводят в воде (водоем или бассейн), где достаточно много места;
  • игру покидают те участники, которые ведут себя в воде неуважительно или агрессивно по отношению к своим товарищам;
  • за ходом игры наблюдает педагог или тренер, он же решает, кто нарушил правила.

Как играть:

Для начала определяется участник, который будет исполнять роль рыбака, посредством жеребьевки. Ему придется держаться на определенном расстоянии от других участников. Они, в свою очередь, могут плавать, ходить, в общем, передвигаться как угодно, но не пересекая заранее отведенное для них расстояние от берега (в зависимости от высоты воды). Когда в самый неожиданный момент тренер говорит "Ловись рыбка", игрок, исполняющий роль рыбака, стремится "осалить" кого-то из игроков. Если же он не достиг своей цели, то остается на этой должности еще. Игрок, который все же попался, становится водящим. По итогам выбирается участник, который стал самым ловким рыбаком и "поймал" наибольшее количество игроков.

Правила:

  • интересно играть большой компанией;
  • принимать участие могут только те дети, которые хорошо плавают и умеют правильно нырять;
  • игру проводят в воде (водоем или бассейн), где достаточно много места.

Как играть:

Сначала определяется участник, который станет целью для других игроков. На руку ему одевают веревочку с колокольчиком, остальные одевают очки для плавания, через которые ничего не видно. Можно, например, заклеить стекла темной непрозрачной изолентой или придумать что-то другое. Все участники погружаются воду, и по сигналу тренера они должны поймать участника с колокольчиком. Победителем становится тот, кто выполнил поставленную задачу.

Правила:

  • количество игроков должно быть от 5 и более;
  • игроки должны обладать первоначальными навыками перемещения в воде;
  • игру проводят в воде (водоем или бассейн), где достаточно много места и мелко;
  • для игры потребуется мяч.

Как играть:

Сначала методом жеребьевки определяется участник, который будет ловить мяч. Остальные игроки образуют большой круг и начинают бросать его друг другу, минуя выбранного участника в центре. Если водящий ловит мяч, то тот, кто по ошибке дал ему пас, становится на его место. Игра продолжается до того момента, пока участники не устанут. Побеждает тот игрок, который реже всех был в роли водящего, и, следовательно, давал более точные подачи своим товарищам (момент с жеребьевкой в счет не идет).

Правила:

  • количество игроков должно быть от 4 и более, и непременно четное число;
  • соревнование проводится в воде, где много места и довольно мелко (бассейн, огороженный водоем);
  • за ходом игры следит педагог или тренер;
  • заранее определяется маршрут соревнования и отметка финиша.

Как играть:

Сначала методом жеребьевки участники делятся на пары. В каждой паре первый игрок ведет за собой второго и может передвигаться по воде любым способом (пешком или вплавь). А второй участник может только держаться, при этом не совершая никаких движений в воде. Тренер наблюдает за соблюдением всех правил участниками, подает сигнал "На старт!" и фиксирует самую быструю пару, которая и становится победителем.

Правила:

  • принимает участие любое количество детей, но в большой компании интереснее;
  • игра проводится на берегу реки или моря, где комфортное и безопасное дно;
  • за ходом игры следит педагог или тренер, который определяет лучшего "лягушонка".

Как играть:

Все игроки выстраиваются в ряд на берегу, и по сигналу тренера они должны передвигаться путем прыжков, количество которых определяется заранее и зависит от условий водоема и возраста участников. Выполнив необходимое количество прыжков, игроки останавливаются. Тот из них, кто оказался дальше от берега, становится лидером.

Какая летняя пора без озорных плесканий в водице? Речка, море, бассейн, да даже тазик с водой – сколько удовольствия принесут малышу барахтанья и пребывание в водной стихии! О необходимости и пользе водных процедур говорить вряд ли стоит – это всем известная истина.

Но, главное, о чем многие родители забывают, что очень многому можно научить малыша именно в игровой форме. Это и актуально и в данном случае. Боится заходить в речку? Не хочет нырять? Боится плавать? Почему бы не предложить веселую игру в воде, глядишь, малыш, увлеченный процессом, без труда сможет сделать то, что осознанно не мог или боялся. Что уж говорить о том, что физическая нагрузка в воде прекрасно заменяет интенсивную зарядку и поддерживает мышцы в тонусе.

Правила поведения на воде

Решив отправиться на ближайший водоем вместе с маленьким человеком важно не только хорошенько подумать, как обеспечить ему досуг, но и о безопасности ни в коем случае забывать нельзя. Не важно, идете ли вы в бассейн или на речку, 3 года вашему ребенку или 10 – правила поведения на воде одинаковы для всех.

1. Дети находятся в воде только под присмотром взрослых.

2. Максимально допустимая глубина – по пояс малыша.

3. Купаться только на оборудованных пляжах.

4. Находиться в воде не более получаса или не более 5 минут, если вода холодная.

5. На солнце обязательно надевать головной убор.

6. Нельзя плавать на сытый желудок сразу после еды.

А теперь давайте рассмотрим самые увлекательные игры на воде для разных возрастных групп.

Во что поиграть с малышом до 2 лет

Даже маленьким карапузам очень нравится сидеть в водичке и изучать ее свойства. Игры для этого возраста носят больше обучающий, ознакомительный характер. Постарайтесь увлечь ребенка, показать ему, что умеет водичка. Но помните, что маленькие детки не в состоянии концентрироваться на одном занятии долгое время. Разбейте занятия на 15-и минутные подходы с перерывами.

Рыбалка

Игру хорошо проводить в детском бассейне или в прибрежной зоне. Нам понадобится несколько мелких и ярких игрушек или если таковых нет, можно взять небольшие камушки на берегу, например, гальку. Это будут наши рыбки. Кладем их на дно, но так, чтобы малыш без труда их достал. Можно приговаривать: «Идем, идем на рыбалку, что, что мы поймаем? Ловись, рыбка мала и велика!» Под поговорку помогаем малышу доставать ладошками наших «рыбок», даем внимательно их рассмотреть, описываем их. В конце, когда все «рыбки» пойманы, их можно посчитать веселой считалочкой.

Бултых!

Вспомните, как вам в детстве нравилось пускать пластушку по водной глади! Вот и вашему карапузу наверняка придется по душе эта затея. Наберите немного камешков различного размера и поочередно бросайте их в воду, обязательно комментируя все происходящее. Расскажите ребенку, что тяжелые камушки падают громче и от них много брызг, а маленькие камни почти бесшумны. Обязательно дайте попробовать непоседе самому справиться с такой важной задачей, 100 % восторг обеспечен!

Ниагарский водопад

Отличный способ рассказать маленькому человеку о свойствах воды. Сидя в воде можно использовать практически любой предмет в качестве емкости. Это может быть и пустая бутылка, и формочка для песка, все что угодно.

Ваша задача показать ребенку, что вода ведет себя по-разному, если льется с различной высоты. Поднимая импровизированную «лейку» можно добиться шумного водопада с брызгами, а если лить водичку низко, то получится маленький скромный водопад. Дайте ребенку полить водичку самому, пусть увидит разницу. А еще это отличный вариант закрепить на примере слова «высоко» и «низко».

Играем с детьми 3-5 лет

С детками постарше уже можно играть в активные игры с элементами плавания и даже ныряния. Важно, чтобы малыш был в настроении немножко подурачиться и охотно поддерживал игру. Если ребенок отказывается, например, нырять или боится, то лучше оставить это на потом.

Карлики и великаны

Можно играть как дружной детской компанией, так и родителям с ребенком. Игроки находятся на глубине по пояс (ребенка). Ведущий в произвольном порядке называет две команды: «карлики» и «великаны». Услышав команду «карлики» - необходимо встать в полный рост, а «великаны» - сесть на корточки. Выбывает или становится ведущим тот, кто ошибся.

Повторюшка

Находясь в воде, ведущий изображает любое действие, а малыш (или команда, если игроков много), должны это повторить, например, погладить по животу или похлопать в ладоши под водой. Действия нужно выбирать такие, чтобы ребенок без труда смог сам повторить.

Домик

Эта игра учит детей задерживать дыхание под водой, однако нужно убедиться, что малыш знает, как правильно задерживать дыхание и не боится этого делать.

Надувной круг находится в воде на глубине примерно по грудь малыша. Задача ребенка «спрятаться в домик» при сигнале ведущего, при этом нырнув внутрь круга. Сценарий может быть любой, например:

«Уточки гуляли, гуляли, вечер настал, лисица крадется, хоп, поймала/ не поймала уточку! Уточка в домике!»

Игры для детей старше 6 лет

В этом возрасте как нельзя кстати актуально развитие навыков игры в команде, и здорово, если детей будет несколько. Придумать можно все что угодно, главное, это активные игры в воде со множеством движений тела, соревновательная нотка и веселое времяпрепровождение.


Бабка сеяла горох

Помните такую игру? Почему бы и не порезвиться вместе с дружной детской компанией, а заодно попрактиковать задержку дыхания под водой.

Команда становится в круг на глубине по пояс. Ведущий говорит слова: «Бабка сеяла горох…ох!», после чего все задерживают дыхание и ныряют. Побеждает тот, кто дольше всех продержится под водой.

Рыбаки и рыбки

Командная игра, развивающая ловкость и скорость реакции. Для игры нужен небольшой мяч. Задача игроков образовать круг, в центе которого находятся «рыбки» - игроки. Важно, чтобы глубина была не выше груди. Задача игроков внешнего круга поймать мячом рыбок, кидая его. Побеждает та рыбка, которая останется последней. «Пойманные» рыбки становятся рыбаками.

Собиратели жемчуга

Можно устроить соревнование как на галечном пляже, так и в бассейне, предварительно опустив на дно мелкие предметы. Задача игроков за определенное время, допустим, минуту, собрать как можно больше «жемчуга». Разрешается нырять и использовать все хитрости. Задачу можно усложнить, разрешив доставать предметы только ногами, не ныряя. Победитель, конечно, тот, кто наловил больше всех.

Обучаем плаванию

Конечно, без обучающих игровых элементов показать и научить ребенка выполнять основные элементы достаточно проблематично. Игровая составляющая в данном случае незаменима, увлекательна для ребенка и показывает неплохие результаты.

Звездочка

Малыш должен лечь на спину максимально расслабившись и приняв положение «звездочки». Взрослый при этом страхует, поддерживая руками спину. Продержаться 5 счетов, с каждым подходом можно увеличивать на 2.

Буксир

Берем малыша под руки таким образом, чтобы его ноги свободно находились в воде. Задача ребенка активно совершать махи ногами, тем самым имитируя движения при плавании. Задача взрослого идти спиной вперед. Упражнение в игровой форме позволяет укрепить мышцы ног, скоординировать работу конечностей и познакомить с некоторыми элементами.

Стрелка вперед

Упражнение может носить соревновательный характер. Задача взрослого объяснить детям основы удержания тела на поверхности воды. Малыши должны на счет три вытянуть руки и вытянуться вдоль поверхности воды, при этом совершая движения ногами, как при плавании. Победил тот, кто сумел продержаться и проплыть дольше остальных.

Классические игры для всех возрастов

Конечно, какие веселья без хорошо знакомых нам игр в виде стрельбы водными пистолетиками, игры с мячом и всевозможных догонялок. Придумать массу вариаций хорошо известным развлечениям можно без труда, при этом учитывая ситуацию, возраст детей и количество игроков.

Нет пистолетов? Не беда! В ход пойдут бутылки с дырочками в крышках. Нет мячика? Почему бы не покидать, скажем, резиновую утку или детский надувной нарукавник? Не набирается команда? Срочно зовем маму и всех-всех, приглашаем поиграть других детей на пляже, и вот она – веселая орава! Проводить летний отдых с пользой всегда можно, если есть фантазия и о безопасности никто не забыл.

В летнем лагере, игры в воде считаются самым лучшим развлечением для детей. Во время их проведения, ребята смогут подружиться и неплохо порезвиться. Также игры в воде для детей можно считать хорошей физической разминкой. Двигательная активность в воде усложняется силой сопротивления самой воды, поэтому водные игры можно проводить в детском летнем лагере вместо утренней зарядки.

Самое главное для игры в воде - это придумать для детей . Дети с удовольствием будут играть, совмещая приятное с полезным, так как каждый ребенок непременно захочет быть победителем. Вожатый в лагере, должен контролировать игровой процесс, но правила игры усложнять не стоит.

Командные игры в воде для детей

Большой азарт и командный дух, несомненно, выделяют командные игры на воде среди всех остальных. Когда дети играют в команде, то это уже не простые соревнования, а взаимопомощь, взаимовыручка и дружба. Рекомендуются для детского коллектива в летнем лагере.

Игра "Водные горки "

Команды в воде, по пояс глубиной, строятся в колонны. Дети становятся друг за другом на расстоянии 2 метра. Последний игрок перепрыгивает через стоящего впереди, а тот в свою очередь приседает, ныряя в воду. Далее надо нырнуть и пролезть между ногами следующего участника. После того как этот игрок окажется впереди колонны в игру вступает следующий участник.

Побеждает команда, у которой все игроки выстроятся в первоначальной последовательности первыми.

Эстафета "Маленькие крокодильчики"

Игра проводится на мелководье глубиной не более 40 см. Каждый участник команды передвигается в положении упора лежа, на руках, выполняя при этом движения ногами. Проползти надо до указанной точки и вернуться обратно, чтобы передать эстафету следующему участнику.

Команда, чьи игроки раньше справятся с заданием - побеждает.

Игра "Водный баскетбол"

Для игры понадобится плавающая корзина с якорем и резиновый мяч. Одна команда обороняет корзину, а вторая пытается забросить мяч в корзину в течение 10-ти минут. После чего команды меняются ролями. За каждый мяч, заброшенный в корзину, присуждается одно очко.

Победа присуждается команде, набравшей наибольшее количество очков.

Команды выстраиваются параллельно в 2 колонны на глубине по грудь. Участники, стоящие первыми держат в руках по резиновому мячу. По команде вожатого они наклоняются, погружаясь с головой в воду, и передают мяч между ногами участникам, стоящим за ними. Те, в свою очередь, наклоняются, чтобы принять мяч, и передают дальше. Когда мяч окажется в руках игроков, стоящих последними, то они становятся с ним впереди колонны и игра начинается заново.

Побеждает команда, игроки которой, раньше построятся в первоначальной последовательности.

Игра "Ловцы жемчуга"

До начала игры необходимо обернуть фольгой 60-70 морских камушков. Затем они их разбрасывают на небольшом участке мелководья, глубиной 30 см. По сигналу вожатого, команды приступают к поискам "жемчуга".

Команда, нашедшая больше жемчужин за определенную единицу времени - побеждают.

Игра "Морские дровосеки"

Участники делятся на две команды по 4-6 человек в каждой. На глубине выше уровня пояса, отмечается дистанция для гонок продолжительностью 45-50 м. Каждой команде необходимо доставить плавающее бревно от точки старта к финишу.

Побеждает команда, которая первой справилась с заданием.

Игры в воде для детей, которые не умеют плавать

Некоторые дети не умеют плавать или же могут панически бояться воды. Но это вовсе не значит, что они должны скучать, находясь в летнем лагере. Существует множество игр в воде для детей, не умеющих плавать и которые, к тому же являются не менее интересными и связаны непосредственно с водой. Каждый вожатый сможет организовать такие соревнования и эстафеты на берегу водоема.

Игра "Морские баталии"

В воду, недалеко от берега бросают плавающий круг. Участники бросают в него камушки. Для этого каждому дается 15 попыток. Побеждают те, кто забросит камушек внутрь круга большее количество раз.

Игра "Пиратский корабль"

Суть игры заключается в том, что по воде плавает небольшой деревянный ящичек на небольшом расстоянии от берега, который объявляется "пиратским кораблем". Ребятам надо забросить в него камни, чтобы он затонул. Игра может быть как командной, так и не командной. В любом случае, выигрывает та команда или участник, который быстрее потопит корабль.

Игра "Попрыгунчик"

Участники соревнуются в бросании в воду плоских камушков. Надо бросить таким образом, чтобы камушек отскочил от воды как можно большее количество раз. Игрокам дается несколько попыток. Тот, кто лучше всех справился с заданием - победитель.

Эстафета "Удивительный вопрос: Почему я водовоз?"

Для игры надо приготовить 2 ведра емкостью на 15 литров, и две небольшие кружки. Дети делятся на 2 команды и выстраиваются на берегу, на определенном расстоянии от водоема. Там же ставится пустое ведро. Это и будет линия старта. Участникам каждой команды надо по очереди подбежать с кружкой к речке (морю) и зачерпнуть в нее воду. Затем следует подбежать к ведру, вылить в него воду и передать кружку, следующему участнику.

Побеждает команда, которая первой наполнит ведро.

Другая разновидность этой игры заключается в том, чтобы наполнить бутылку водой с помощью большой ложки. Правила те же, только ведро и кружку заменяют бутылкой и ложкой.

Сценарии интересных игр для детей в летнем лагере

Следующие водные игры проводятся по интересным сценариям, что позволит детям весело провести время, даже не став победителем. Ведь основная задача летнего лагеря для детей - это развлечения, а в них главное не победа, а участие.

Игра "Водоворот"

Участники становятся в круг, держась за руки, на глубине воды от пояса до груди. Затем через одного они ложатся на грудь или на спину, продолжая держаться за руки. По сигналу "водоворот" начинает вращение: те, кто стоит на дне, двигаются по кругу, а лежащие на воде, вызывают сильные брызги ногами. Через некоторое время играющие меняются местами.

Победителей в этой игре нет, главное - хорошее настроение.

Игра "Окунь и караси"

На глубине по пояс все дети образуют круг и берутся за руки, один назначается "окунем", а трое - "карасями". "Окунь" ловит "карасей", которым разрешается выходить из круга, только ныряя под руками детей, в разных направлениях и вновь возвращаться в круг. Пойманный "карась" меняется с "окунем" ролями, а игра продолжается.

Игра "Морской почтальон"

В этой игре принимают участие дети, умеющие хорошо плавать. Соревнующимся вручается по конверту, с которым они должны проплыть любым стилем заданное расстояние. При этом надо держать конверт так, чтобы он оставался сухим.

Побеждает участник, который не замочил "почту" и приплыл первым.

Игра "Подводники"

Группа детей строится в воде на глубине выше уровня пояса. Затем все, по команде вожатого делают вдох и приседают. Руки надо поднять вверх и держать над поверхностью воды.

В игре побеждает участник, который продержится в воде дольше всех.

Игра "Ловушка для рыбок"

Заранее устанавливают границы игрового поля глубиной выше пояса. Четыре-пять участников, держась за руки, продвигаются по воде бассейну, стараясь окружить убегающих "рыбок". Пойманная "рыбка" присоединяется к рыбакам. Во время ловли не разрешается разъединять руки и если убегающий игрок во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то он считается непойманным.

Побеждает участник, которого не удалось поймать. Игра заканчивается, когда остается лишь один участник, пойманы все "рыбки", причем последняя считается самой проворной.

Игра "Морской состав"

Для игры понадобится несколько надувных матрасов. 2-3 участника ложатся каждый на свой матрас в один ряд, таким образом, чтобы руками держаться за предыдущий матрас. Это будут "вагоны" состава. Роль "паровоза" выполняет участник, который тянет весь этот "состав" по воде. "Вагонам" запрещается грести руками и помогать "паровозу". В игре могут соревноваться 2-4 состава, в зависимости от количества надувных матрасов.

Победа присуждается участнику, который раньше всех доставит свой "состав" в заданную точку.

Игра "В прятки с акулой"

На глубине по грудь дети выстраиваются в шеренгу. Одного из участников выбирают "акулой". Он становится в 15-20 шагах перед шеренгой, повернувшись к ней спиной. По команде вожатого ребята начинают приближаться к "акуле", стараясь подойти к ней как можно ближе. Затем ведущий произносит "Акула приближается!". Игрок, исполняющий роль "акулы" быстро оборачивается, а остальные дети с этого момента должны спрятаться, то есть нырнуть с головой под воду. Тот, кого "акула" обнаружит раньше, чем он успеет нырнуть, выходит из игры.

Побеждает тот, кто сумел первым приблизиться к "акуле", не будучи замеченным.

Игра "Водные спасатели"

Участники делятся на группы, по три человека в каждой. По команде ведущего двое ребят сцепляют руки и сажают на них третьего. В таком положении надо как можно быстрее преодолеть заданное расстояние.

Побеждает тройка, быстрее справившаяся с заданием.

Игра "Плавающие головастики"

Дети строятся в воде на мелководье и становятся на четвереньки. Затем по команде ведущего голову надо опустить в воду и в таком положении, добежать как можно дальше. Тот, кто поднимет голову вверх - останавливается.

Победа присуждается участнику, прошедшему самое длинное расстояние.

Игра "Меткий ныряльщик"

Дети строятся в круг на глубине по пояс. В центр бросают надувной круг. Каждому надо поднырнуть снизу так, чтобы попасть головой точно в центр круга. Участникам дается для этого несколько попыток.

Победитель тот, кто метко вынырнет из круга большее количество раз.

Все эти веселые игры в воде для детей можно включить в и разнообразить праздник новыми, увлекательными развлечениями. Среди них, вожатые летнего лагеря непременно найдут игры наиболее подходящие для детей младшего и среднего школьного возраста.

Подвижные игры для совершенствования навыка задержки дыхания в воде у детей 4-5 лет

Предлагаемая система игр реализовывалась с целью создания условий для совершенствования навыка задержки дыхания через использование подвижных игр и решала следующие задачи:
1. Развивать умение детей задерживать дыхание при полном погружении в воду.
2.Развивать двигательные качества и умения при передвижениях в воде.
3. Стимулировать работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.
4. Активизировать двигательную активность детей в воде.
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность детей в воде.

Разработанная система предусматривала усложнение содержания игр в зависимости от уровня освоения детьми двигательных умений и навыков в воде. Подготовительной частью каждого занятия была разминка на суше с использованием игр. Начиналась она с наиболее простых. Постепенно игры побуждали ребёнка к полному погружению в воду, а затем и к длительному нахождению в воде с задержкой дыхания.

Этапы включения игр в занятия:
- игры с погружением в воду отдельных частей тела («Ухо утонуло», «Нос утонул»);
- игры с погружением в воду лица («Дровосек в воде»);
- игры с выдохом в воду («Кто быстрее спрячется под воду», «У кого больше пузырей», «Насос»);
- игры с полным погружением в воду («Гонка крокодилов» с выдохом в воду, «Оса», «Хоровод», «Пузырь» и др.);
- игры, закрепляющие умение задерживать дыхание с передвижением под водой («Спасатели», «Поезд в тоннель», «Рыбак и рыбки», «Грибки», «Переправа через круги»).

«Ухо утонуло».
Дидактическая задача.Учить детей смело погружать в воду уши.
Игровая задача. Опустить ухо в воду как можно быстрее.

Ход игры.Дети встают полукругом. По сигналу «Раз, два, три ухо в воду погрузи», повернув голову и слегка наклонившись вперёд, нужно опустить ухо в воду как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Нос утонул».
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду нос и задерживать дыхание.
Игровая задача.Опустить нос в воду как можно быстрее
Игровые правила. Дети ставят руки на дно, ноги отводят назад. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом. По сигналу «Раз, два, три нос в воду погрузи», слегка наклонившись вперёд, нужно опустить нос в воду как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Дровосек в воде».
Дидактическая задача. Учить детей погружать в воду лицо и задерживать дыхание.
Игровая задача.Наколоть дров.
Игровые правила. Дети ставят ноги на ширине плеч, руки прямые над головой взять в «замок». Сгибать ноги и руки нельзя при наклоне. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. По сигналу «Колем дрова» нужно наклонить туловище вперёд, имитируя колку дров, как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«У кого больше пузырей».
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду лицо и делать выдох в воду.
Игровая задача.Пустить много пузырей.
Игровые правила. Дети ставят слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, руками опираются на плавательные средства. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры. По сигналу «Раз, два, три, пузыри» нужно опустить лицо в воду и делать выдох как можно дольше. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 1 вариант.
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду как можно быстрее.
Игровая задача.Надуть мяч насосом как можно быстрее.
Игровые правила. Нужно погрузиться в воду с головой.
Ход игры. Дети держаться за перила двумя руками. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры.Преподаватель предлагает детям надуть мяч насосом. По сигналу нужно сесть в воду и сделать выдох, встать как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 2 вариант.
Дидактическая задача.Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду как можно дольше.
Игровая задача. Медленно надуть мяч насосом.
Игровые правила. Нужно погрузиться в воду полностью с головой.
Ход игры. Дети держаться за перила двумя руками. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры. Преподаватель предлагает медленно надуть мяч насосом. По сигналу нужно медленно сесть в воду и делать выдох как можно дольше. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 3 вариант.
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду в парах.
Игровая задача. Надуть мяч насосом.
Игровые правила. Каждый ребёнок из пары должен погрузиться в воду полностью с головой. Руки расцеплять нельзя.
Ход игры. Дети держаться за руки в парах. Преподаватель предлагает надуть мяч насосом. По сигналу один ребёнок из пары садится в воду,делает выдох и встаёт как можно быстрее, после этого второй садится в воду и встаёт. Побеждает пара, быстрее всех справившаяся с заданием. Игра повторяется после подведения итогов.

«Кто быстрее спрячется под воду».
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой.
Игровая задача. Спрятаться под воду.
Игровые правила.Ребёнок должен полностью погрузить голову в воду.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. По сигналу (свистку) нужно сесть в воду как можно быстрее. Побеждает тот, кто быстрее всех погрузился в воду. Игра повторяется после подведения итогов.

«Гонка крокодилов»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой и передвигаться в воде.
Игровая задача. Обогнать всех крокодилов.
Игровые правила. Ноги выпрямлены назад, руки стоят на дне бассейна.
Ход игры. Дети встают у бортика в шеренгу. Преподаватель предлагает детям «превратиться» в крокодилов. По сигналу (свистку) нужно лечь в воду, опереться руками об дно, ноги выпрямить назад, голову опустить в воду и пройти как можно быстрее по дну на руках до противоположного бортика. Побеждает тот, кто быстрее всех дошёл до бортика.

«Оса»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой при необходимости.
Игровая задача. Спрятаться в воду от осы.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только при приближении осы.
Ход игры. Дети встают в круг. Преподаватель встаёт в центр круга с «удочкой» (на конце лески «оса») и начинает медленно кружиться. Ребёнок, к которому приближается «оса» должен немедленно задержать дыхание и погрузиться в воду. Когда «оса» улетит, встать. Побеждает тот, кто правильно и полностью выполнил задание, кого ни разу не заденет «оса».

«Хоровод»
Дидактическая задача.Учить детей погружаться в воду с головой и задерживать дыхание на длительный срок.
Игровая задача. Нырнуть в воду.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только после того, как сосчитают до пяти. Руки расцеплять нельзя.
Ход игры. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, говорят слова «Мы идём, идём, хоровод ведём, сосчитаем до пяти, ты попробуй нас найди. Раз, два, три, четыре, пять». После этих слов все ныряют в воду с головой. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в воде с задержкой дыхания.

«Пузырь»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду и задерживать дыхание на длительный срок.
Игровая задача. Сдуть пузырь и погрузиться под воду.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только после того, как все дети дойдут до центра круга и окажутся плечом к плечу. Нельзя расцеплять руки и тянуть руки рядом стоящих детей.
Ход игры. Дети встают в круг и берутся за руки. По сигналу начинают отступать назад, говорят слова «Надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой и не лопайся. Лопнул пузырь ш-ш-ш-ш». После этих слов все идут в центр круга, ныряют в воду с головой. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в воде с задержкой дыхания.

«Спасатели»
Дидактическая задача.Учить детей многократно погружаться в воду с головой и передвигаться в воде в различных направлениях.
Игровая задача. Спасти игрушки.
Игровые правила. В воде нужно открывать глаза, чтобы увидеть игрушки. Нужно класть поднятые со дна игрушки только в свои корабли. Поднимать игрушки только руками.
Ход игры. Дети встают вдоль бортика в шеренгу. По сигналу преподавателя начинают собирать утонувшие игрушки со дна бассейна и кладут их в свои корабли. Побеждает тот, кто больше всех «спасёт» игрушек.

«Поезд в тоннель»
Дидактическая задача. Учить детей передвигаться по дну бассейна в различных направлениях с задержкой дыхания и полным погружением в воду.
Игровая задача. Пройти в тоннель.
Игровые правила. Нужно ходить по дну в «тоннеле», не выныривая из воды.
Ход игры. Дети по сигналу погружают в воду голову и идут по дну бассейна в «тоннель». Проходить в «тоннель» можно прямо, можно с поворотом направо или налево. Побеждает тот, кто больше прошёл «отсеков» (обручей) в «тоннеле».

«Рыбак и рыбки»
Дидактическая задача.Учить детей смело передвигаться в воде в различных направлениях, полностью погружаться в воду при необходимости.
Игровая задача. Спрятаться от рыбака.
Игровые правила. И рыбак, и рыбки могут перемещаться в бассейне в любых направлениях. Рыбки должны прятаться от мяча под воду. Рыбак не имеет права «ловить» рыбку, которая погрузилась в воду с головой. Рыбак имеет право бросать мяч.
Ход игры.Рыбак должен мячом попасть в любую рыбку. Последняя становится рыбаком.

«Грибки»
Дидактическая задача. Учить детей смело передвигаться в воде, полностью погружаться в воду.
Игровая задача.Надеть шляпку.
Игровые правила.Начинать только по сигналу. Руками шляпку гриба не трогать.
Ход игры.По сигналу несколько игроков от обозначенного места бегут к шляпке гриба, подныривают под него и одевают на голову. Победит тот, кто оденет шляпку или тот, кто быстрее всех это сделает.

«Переправа через круги»
Дидактическая задача. Учить детей многократно погружаться в воду, делать серию выдохов в воду.
Игровая задача.Преодолеть все препятствия на пути(переправиться быстрее соперника через все круги).
Игровые правила.Выныривать только в кругу
Ход игры.По сигналу ребёнок начинает серию погружений в воду с подныриванием под круги. Победит тот, кто преодолеет все круги или тот, кто быстрее всех переправиться на другой на другой конец бассейна.

Игры на воде появились в давние времена; они были известны еще римлянам. И до сих пор остаются интересным развлечением во время купания, эффективным средством физического развития и закаливания. Во время игр в активную работу включается вся скелетная мускулатура, повышается сердечнососудистая деятельность. Так же как купание и плавание, игры используют для лечения и профилактики различных заболеваний. Он~1 исправляют часто встречающиеся сколиозы (искривления позвоночника), способствуют приобретению хорошей осанки. Детям, подросткам, взрослым - всем доступны игры на воде. Не умеющим же плавать игра поможет преодолеть естественный страх перед водой, воспитать решительность и волю. Многие игры способствуют совершенствованию тех или иных способов плавания.

Перед играми на воде необходимо хорошо разогреть мышцы, сделав на берегу комплекс гимнастических упражнений. Каждое из 4 - 5 упражнений выполняют б - 8 раз. Это вращения руками и кистями рук, приседания на носках, наклоны вперед, вправо, влево, повороты туловища в стороны. Полезно сделать несколько упражнений, имитирующих движения пловца.

Следует уделить внимание и выбору места для игр в водоеме - с ровным дном, без коряг и камней.

Приведенные ниже игры и игровые упражнения на воде рассчитаны как на тех, кто еще не научился плавать (первые две игры), так и на умелых пловцов, имеющих навыки спортивного плавания (следующие игры).

Морской бой
Новички, попадающие в воду, пожалуй, больше всего боятся, когда брызги попадают в лицо. В веселой игре страх легко преодолеть.
Играющие делятся на две команды и выстраиваются двумя шеренгами по пояс в воде напротив друг друга. По сигналу руководителя участники ударом ладоней по воде начинают «обстрел» соперников, направляя на них снопы брызг и стараясь заставить их отступить. Тот, кто повернулся спиной к противнику, выбывает из дальнейшей борьбы. Во время игры не разрешается касаться друг друга руками.
Выигрывает шеренга, в которой игроки окажутся более стойкими и сохранят до конца определенный строй.

Качели и Качалки
Участники становятся парами в воде лицом друг к другу. Глубина - по пояс. Сначала один, держа за руки товарища, делает глубокий вдох и опускается под воду, откидываясь назад.
Партнер тянет своего товарища на себя, затем вдыхает поглубже и тоже опускается в воду. Первый в это время поднимается на поверхность.
В игре «Качалки» игроки становятся спиной друг к другу и берутся под руки. Попеременно наклоняясь вперед, опуская лицо в воду и делая выдох, они поднимают друг друга вверх на спине. Игроку, находящемуся на поверхности воды, не разрешается сгибать ноги и поднимать их вверх.

Торпеды
Участники, разделившись на две команды, распределяются по парам. Игроки ложатся на спину друг против друга, берутся за руки и упираются ступнями. Затем, опустив руки, они быстро прижимают их к телу (или выбрасывают вверх) и в тот же момент, сильно оттолкнувшись ногами, скользят по воде. Выигрывает тот, кто правильно проделал упражнение и проскользил по воде дальше остальных.

Летучая рыбка
В этой игре 5 - 6 человек образуют живой трамплин. Стоя по грудь в воде, они раскачивают, а затем подкидывают своего товарища вперед и вверх, чтобы он приводнился как можно дальше. Затем он возвращается обратно и помогает остальным подбрасывать другого. Трамплин могут образовать и двое участников, взявшись за руки.

Чехарда в воде
Игра проводится на глубине по грудь. Участники встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Последний в колонне, подбегая к впереди стоящему и опираясь на его плечи, перепрыгивает через него, а затем ныряет между ногами следующего игрока. Он проделывает эти упражнения, пока не встанет впереди колонны. Чехарду продолжает участник, оказавшийся в колонне последним. Сигнал об окончании игры подает тот, кто ее начинал: он поднимает руку, как только снова становится замыкающим.

Гонка мячей

Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде), передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.

Дельфины

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперёд. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.

Гонка катеров

Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперёд. Их задача - встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперёд. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.

Бой на воде

Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятёрки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоёма занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятёрка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.

За мячом в воду

Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперёд, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывёт с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передаёт в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Мяч за черту

Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника

Морской бой

Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора-двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.

Сосчитай

Встать парой друг против друга. Один, приседая, погружается в воду и открывает глаза. Другой показывает ему под водой (на расстоянии 30-40 см от глаз) разное количество пальцев. Поднявшись из воды, отгадывающий говорит, сколько пальцев он увидел. Затем отгадывает партнер.

Надень круг

Положить перед собой резиновый круг и, сделав вдох, погрузиться в воду так, чтобы, вставая, надеть круг на голову.

Весы

Встать парой спиной друг к другу, продев руки под локти партнеру. Каждый, поочередно наклоняясь вперед, отрывает партнера ото дна, опускает свое лицо в воду и делает выдох. Находящийся над водой не должен сгибать и поднимать ноги.

Кто прыгнет выше

Поднять руки в стороны ладонями вниз. По команде подпрыгивать вверх, отталкиваясь ото дна ногами, делая одновременно движения руками вниз в воду, тем самым помогая толчку.

Самая быстрая пара

Разбиться на пары (первые и вторые номера) и занять место на старте. Вторые номера встают за первыми.

Самая быстрая тройка

Разбиться на тройки. Двое держат палку (длиной около метра) за концы, третий, стоящий позади, - за середину. По сигналу двое крайних начинают шагать по дну вперед, третий ложится на воду и работает ногами кролем. Выигрывает тройка, первой достигшая финиша. Итог подводят после трех попыток, чтобы все участники смогли поменяться местами.

Торпеды

Исходное положение на финишной прямой для скольжения на груди. По сигналу сделать вдох, задержать дыхание и, сильно оттолкнувшись ото дна, скользить вперед, двигая ногами кролем. Место, где играющий встал на дно или поднял голову для вдоха, считают его финишем.

Этафета с мячом

Выстроить две команды в колонну по одному, на 2- 3 шага одна от другой. Дистанция между игроками в колоннах - 1 шаг, положение ног-шире плеч. У стоящих впереди (капитанов) в руках мяч. По сигналу капитана наклониться и передать между ног мяч стоящему сзади, тот передает мяч дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним к возглавляющему колонну, и игра возобновляется. Побеждает команда, капитан которой первым встанет во главе колонны.

Карлики-великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Рыболовы

Игроки делятся на рыболовов (два человека) и рыбок. Рыбаки берутся за руки, за сигналом ведущего, бегут за одной из рыбок, стараясь окружить ее со всех сторон. Пойманная рыбка стает рыбаком и присоединяется к ним, образуя таким образом длинные сети. Ловцам нужно крепко держаться за руки, потому что разорванными сетями рыбу ловить нельзя. Игра заканчивается тогда, когда все рыбы будут выловлены.