Ночные стояния в рамадан. Ночная молитва в рамадан

1. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал выстаивать ночи месяца рамадан в молитве, но не делал это обязательным. Потом он, мир ему и благословение, сказал: «Будут прощены предыдущие грехи того, кто выстоит (в молитве ночи) рамадана, веруя и надеясь на награду за это». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, и положение этой молитвы оставалось таким же (то есть дополнительную молитву тарауих не совершали общиной). Так же обстояло дело и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и во время части правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах.

Передается, что ‘Амру ибн Мурра аль-Джухани сказал: «К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина из племени Куда‘а и обратился к нему: „О посланник Аллаха! Что ты скажешь, если я засвидетельствовал, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты, Мухаммад, – посланник Аллаха, буду совершать пятикратную молитву, стану соблюдать пост в месяц рамадан и выстаивать его в молитве, и буду выплачивать закят?“ На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: „Человек, умерший выполняя всё это, будет из числа правдивейших и павших (за веру)“».

Ночь Предопределения и ее установленное время.

2. Лучшая из ночей рамадана – это ночь Предопределения. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выстаивал (в молитве) ночь Предопределения, веруя и надеясь на награду Аллаха(, и застал эту ночь), будут прощены предыдущие грехи».

3. Согласно наиболее достоверному мнению она приходиться на двадцать седьмое число месяца рамадан. На это указывают большинство хадисов, среди которых хадис, что передал Зирр ибн Хубейш. Он сказал: «Я слышал, что когда Убайю ибн Ка‘бу сказали о том, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: „Человек, выстаивающий в ночных молитвах ежедневно на протяжении года, обязательно застанет ночь Предопределения!“, Убай, да будет доволен им Аллах, воскликнул: „Да помилует его Аллах, он желал, чтобы люди не становились пассивными! Клянусь Тем, кроме Которого нет иного бога, ночь Предопределения приходиться на рамадан (и он поклялся в этом без исключений – прим. передатчика хадиса), и клянусь Аллахом, я знаю, какая из ночей ночь Предопределения! Это ночь, выстаивать которую нам велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это ночь на двадцать седьмое число месяца рамадан, ее признаком является то, что на утро по ее окончании солнце восходит белым и без лучей“ (в одном из преданий, эти слова приводятся, как слова пророка, мир ему и благословение). Хадис передали Муслим и другие.

Законность совершения молитвы тарауих коллективно (джама‘а).

4. Совершение молитвы тарауих совместно с другими узаконено по Шариату. И это лучше, чем совершать ее в одиночку. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ее и указал на ее достоинство в своих словах, как предает их Абу Зарр, да будет доволен им Аллах: «Мы соблюдали пост в рамадан вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он не совершал с нами ни одну из дополнительных ночных молитв (тарауих), пока до конца месяца не осталось семь дней. Он совершал ее с нами на протяжении трети ночи, на шестую ночь он не молился с нами. На пятую ночь он вновь возглавлял молитву тарауих в течение половины ночи. Тогда я сказал: „О посланник Аллаха, что, если бы ты продолжил с нами стояние в молитве в эту ночь?“ Он ответил: „Если человек совершал молитву вместе с имамом, пока он не покинул (место молитвы), то ему засчитается это, как выстаивание полной ночи“. Когда до конца рамадана осталось четыре ночи, он не возглавлял дополнительную ночную молитву, а когда осталось три ночи, он собрал свою семью, своих жен и остальных людей и возглавлял молитву так долго, что мы стали опасаться, что пропустим фалях (успех)». Спросили: «Что такое фалях?» Передатчик хадиса ответил: «Это сухур (предрассветный завтрак), а оставшуюся часть месяца он не возглавлял ночное стояние в молитве» (достоверный хадис; передается Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Причина того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не продолжил совершать молитву тарауих коллективно.

5. Он, да благословит его Аллах и приветствует, не возглавлял молитву в оставшиеся ночи месяца рамадан, так как опасался, что ночная молитва в рамадан станет для них обязательной, а они не смогут ее выполнять. Об этом упоминается в хадисе, что передала ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, в двух сборниках «Сахих» и в других. После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, этого опасения уже не существовало, ведь Аллах завершил Шариат. Таким образом, пришел конец и результату этого опасения, то есть не совершению молитвы тарауих коллективно. А предыдущее положение этой молитвы, то есть законность совершения ее совместно с другими, сохранилось. Именно поэтому ‘Умар, да будет доволен им Аллах, стал вновь совершать ее коллективно, как об этом передается в «Сахих аль-Бухари» и других сборниках.

Законность участия женщин в совместной молитве (джама‘а).

6. Женщина может присутствовать и участвовать в ночной молитве месяца рамадан. Об этом утверждается в хадисе Абу Зарра, что был приведен ранее, и им даже разрешается выбрать предводителя в молитве, не являющегося предводителем молитвы для мужчин. Достоверно известно, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, собрал людей на молитву, он назначил предводителем молитвы для мужчин Убайа ибн Ка‘ба, а для женщин – Сулеймана ибн Абу Хасму. Передается, что ‘Арфаджа ас-Сакафи сказал: «‘Али ибн Аби Талиб велел людям выстаивать ночи рамадана в молитве и назначал предводителя молитвы для мужчин и предводителя молитвы для женщин. И я был имамом этой молитвы для женщин».

Количество рака‘атов в дополнительной молитве месяца рамадан (тарауих).

7. Количество рака‘атов этой молитвы – одиннадцать. Мы, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предпочитаем не добавлять к ним больше других рака‘атов. Он, мир ему и благословение, не совершал эту молитву более одиннадцати рака‘атов до самой смерти. ‘Аишу, да будет доволен её Аллах, спросили о его молитве в рамадан. Она ответила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни в рамадан, ни в любой другой месяц не совершал более одиннадцати рака‘атов. Он совершал четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе, затем он совершал еще четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе. А после он совершал три рака‘ата» (приводят аль-Бухари, Муслим и др.).

8. Молящийся может совершать ее короче, и даже обойтись только одним рака‘атом молитвы витр, так как существует доказательство, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал подобным образом и говорил об этом.

Что касается действия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то на это указывают слова ‘Аиши, да будет доволен её Аллах. Ее спросили: «Сколько рака‘атов молитвы витр совершал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Она ответила: «Он совершал молитву витр в четыре и три рака‘ата, в шесть и три рака‘ата, в десять и три рака‘ата. Он не совершал молитву витр менее семи рака‘атов и более тринадцати рака‘атов» (приводится у Абу Дауда, Ахмада и др.).

Что касается его слов, то они таковы: «Витр – истина. Тот, кто желает, может совершать молитву витр в пять рака‘атов, кто желает – в три рака‘ата, а кто желает – в один рака‘ат».

Чтение Корана во время молитвенного стояния в рамадан.

9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил чтение Корана в ночных молитвах в рамадан и в другие месяцы. Иногда он, мир ему и благословение, читал недолго, а иногда удлинял своё чтение. Иногда в каждом рака‘ате он читал столько же, сколько в суре «аль-Музаммиль» (двадцать аятов), а иногда он читал пятьдесят аятов. Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Человек, прочитавший сто аятов за ночь, не будет записан среди беспечных», в другом хадисе сказано: «Человек, прочитавший двести аятов, будет записан среди набожных и искренних».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи больным, читал в ночной молитве семь длинных сур: «аль-Бакара», «Али ‘Имран», «ан-Ниса», «аль-Маида», «аль-Ан‘ам», «аль-А‘раф» и «ат-Тауба».

В предании от Хузейфы ибн аль-Йамана, что он совершал молитву за пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк прочел в одном рака‘ате суру «аль-Бакара», после «ан-Ниса», а после «Аль ‘Имран». И посланник Аллаха читал их спокойно и медленно.

Существует более достоверное по цепочке передатчиков предание, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, велел Убайю ибн Ка‘бу в рамадан совершать с людьми молитву в одиннадцать рака‘атов, Убай, да будет доволен им Аллах, читал по сотни аятов (читал суры, в которых было сто или чуть больше, или чуть меньше аятов – прим. пер.). Люди, молящиеся за ним, из-за долгого стояния были вынуждены опираться на трости. Но они не расходились, пока не начиналась появляться утренняя заря.

Также достоверно передается от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он созвал в рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читает быстро, читать (в молитве) по тридцать аятов, тому, кто читает, в среднем темпе, — по двадцать пять аятов, а тому, кто читает медленно, — по двадцать аятов.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что если человек выстаивает молитву в одиночестве, то он может удлинять молитву настолько, насколько пожелает. Это касается и случая, если с ним молитву совершают люди, которые разделяют его мнение: чем длиннее, тем лучше. Пусть только он не переусердствует, выстаивая всю ночь полностью, оставляя для сна совсем немного, и следует пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Наилучшее руководство – руководство Мухаммада». Если же человек является предводителем в молитве, то он может удлинять молитву настолько, насколько не трудно выстоять молящимся позади него. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас возглавляет молитву людей, то пусть облегчает ее. Воистину, среди молящихся есть малые, пожилые, есть слабые и больные, и есть люди, которым необходимо восполнить нужды. Если же он совершает молитву в одиночестве, то пусть удлиняет ее насколько пожелает».

Время совершения ночного стояния в молитве.

10. Время ночной молитвы начинается после молитвы ‘Иша (послезакатной) и до молитвы Фаджр (утренней). Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах добавил вам молитву, и это молитва витр. Так совершайте же ее между молитвами ‘Иша и Фаджр».

11. Совершение молитвы в последнюю часть ночи лучше для того, кто в состоянии сделать это. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то боится, что не сможет проснуться в последнюю часть ночи, пусть совершает молитву витр в начале ночи. Если же кто-либо пожелает совершить ее в последнюю часть ночи, пусть совершает витр в последнюю часть ночи. Воистину, молитва в последнюю часть ночи засвидетельствована (ангелами), и это лучше».

12. Если предстоит выбор между молитвой в начале ночи, но коллективно (джама‘а), и молитву в конце ее, но в одиночку, то молитва, совершаемая совместно лучше, так как в этом случае человеку засчитывается выстаивание всей ночи.

В соответствии с этим мнением действовали сподвижники во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. ‘Абдуррахман ибн ‘Абд аль-Кари сказал: «Я вместе с ‘Умаром в одну из ночей рамадана вышел в мечеть. И мы обнаружили, что люди разделились. Один из них совершал молитву в одиночестве, другой же молился с небольшой группой людей. Тогда он (то есть ‘Умар) сказал: „Клянусь Аллахом, я считаю, что если бы все они собрались и молились с одним предводителем в молитве, было бы лучше“. После этого он утвердился в своем намерении и собрал всех их, а руководителем молитвы назначил Убайа ибн Ка‘ба. После этого я вышел с ним в другую ночь. Люди молились позади одного чтеца. Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: „Какое это прекрасное новшество. Но молитва, которую они пропускают из-за сна, лучше, чем та, что они выстаивают (то есть молитва, совершаемая в конце ночи лучше)“. Люди совершали молитву в начале ночи».

Зейд ибн Уахб сказал: «‘Абдуллах в месяц рамадан совершал с нами молитву, и покидал нас ночью».

13. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил совершать молитву витр, соединяя три рака‘ата между собой. Доказательством этому служат слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уподобляйте (молитву витр) молитве Магриб (закатной молитве)». Мусульманин должен избегать этого уподобления, совершая молитву витр одним из двух способов:

а) произнести приветствие (то есть разделить) четный и нечетный рака‘аты; это лучше и более достоверно;

б) не сидеть на ташаххуде между четным и нечетным рака‘атами; а Аллах знает лучше.

Чтение Корана в молитве витр в три рака‘ата.

14. Сунной при совершении трехрака‘атоного витра является чтение в первом рака‘ате суры «аль-А‘ля», во втором – суры «аль-Кафирун», а в третьем – суры «аль-Ихляс», добавляя иногда к этому суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас».

Достоверно передается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочел в одном рака‘ате молитвы витр сто аятов из суры «ан-Ниса».

Мольба кунут.

15. … Далее молящийся произносит мольбу кунут, которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил своего внука аль-Хасана ибн ‘Али, да будет доволен ими Аллах: «О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты его указал, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и сделай для меня благословенным то, что Ты даровал мне, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а относительно Тебя решений не принимают; поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты враждуешь! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний, и нет убежища от Тебя ни у кого, кроме Тебя! » (Аллахумма-хди-ни фи-ман хадайта, уа ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, уа тауалла-ни фи-ман тауаллайта, уа барик ли фи-ма а‘тайта, уа кы-ни шарра ма кадайта. Фаинна-ка такды уа ля юкда ‘алейка, уа инна-ху ля йазиллу ман уалайта, уа ла йа‘иззу ман ‘адайта, табаракта Раббана уа та‘алайта, уа ла манджа мин-ка илля илейка). После молящийся, иногда, произносит благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует (об этом будет ниже). Нет ничего плохого в том, чтобы после этой мольбы добавить другую благую мольбу, что достоверно упоминается в шариатских текстах.

16. Нет ничего плохого в том, чтобы произнести мольбу кунут после поясного поклона, и добавить к ней проклятия на неверующих, благословение пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и мольбу за всех мусульман во второй половине месяца рамадан. Так как подобные действия приводятся от имамов во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. В конце хадиса от ‘Абдуррахмана ибн ‘Абд аль-Кари, что упоминался ранее, сказано: «Они проклинали неверующих во вторую половину месяца рамадан: „О Аллах! Разрази неверующих, что сбивают других с Твоего пути, что считают ложью Твоих посланников, не веруют в Твое обещание! Раздели их, всели страх в их сердца, нашли на них Свое наказание и мучения, о Истинный Бог!“ (Аллахумма катиль-ль-кафара аль-лазина йасуддуна ‘ан сабили-ка, уа йакзибуна русулу-ка, уа ла йуъминуна би-уа‘дака. Уа халиф байна калимати-хим, уа алькы фи кулуби-хим ар-ру‘ба, уа алькы ‘алейхим риджза-ка уа ‘азаба-ка, илаха-ль-хакк)». После этого имам произносил благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха блага для мусульман, а после просил прощения для верующих.

Он сказал: «После проклятия неверующих и благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просьбы о прощении за верующих мужчин и женщин он произносил следующую мольбу: „О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся, пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего серьезного наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет того, кому Ты объявил войну!“ (Аллахумма иййака на‘буду, уа лака нусалли уа насджуду, иййака нас‘а уа нахфид, уа нарджу рахмата-ка Раббана, уа нахафу ‘азаба-ка аль-джадд. Инна ‘азаба-ка лиман ‘адайта мулхак)», а после он возвеличивал Аллаха и склонялся в земном поклоне.

О том, что говорится в конце молитвы витр.

17. В конце витра (иногда после приветствия, а иногда до него) Сунной является произносить следующее: «О Аллах, поистине, я прибегаю к защите довольства Твоего от негодования Твоего, и к защите прощения Твоего от наказания Твоего, и я прибегаю к Твоей защите от Тебя! Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Сам Ты восславил Себя» (Аллахумма инни а‘узу би-рида-ка мин сахати-ка, уа би-му‘афати-ка мин ‘укубити-ка, уа а‘узу би-ка мин-ка, ла йухса санаъан ‘алайка, анта кама аснайта ‘аля нафси-ка).

18. После приветствия в конце молитвы витр молящийся трижды говорит: «Слава Пресвятому Царю, Господу ангелов и Духа!» (Субхана-ль-малика-ль-куддус), удлиняя при этом свое чтение и повысив голос во время третьего повторения.

19. Он также может совершить два рака‘ата дополнительной молитвы (после витра, если желает). Достоверно передается, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он даже сказал: «Воистину, этот путь является трудом (борьбой) и бременем. И если кто-либо из вас совершил молитву витр, пусть совершит два рака‘ата, если проснется. Если же нет, то они будут записаны ему».

20. Чтение сур «аз-Зальзаля» и «аль-Кафирун» в этих двух рака‘атах является сунной.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A, фатва № 3452

بسم الله الرحمن الرحيم

و به أستعين

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Воистину, одним из лучших дел и величайших поклонений, к которым призывает шариат – это ночное стояние . Это – обыкновение праведников, торговля верующих. Ночью верующие уединяются со своим Господом, жалуются Ему на своё положение, спрашивают Его из Его милости. Они предаются мольбам к своему Господу, просят, молят Дарующего блага и дары. Аллах Всевышний говорит:

“Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали”. Сура ас-Саджда, 16-17 аяты.

Всевышний Аллах упомянул их наилучшим описанием, сказав:

“Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников, получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении”. Сура аз-Зарият, 15-18 аяты.

Аль-Хасан сказал: “Они стояли ночью, продолжали намаз до рассвета, потом садились, вознося молитвы, проявляли покорность и молили о прощении”

Всевышний Аллах сказал:

“Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом” . Сура аз-Зумар, 9 аят

От Абу Умамы аль-Бахели, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Выстаивайте ночи, воистину, это – обычай благочестивых людей до вас, это приближает к вашему Господу, стирает плохие поступки и грехи” .

Приводится от Абу Малика аль-Ашъари, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: “Воистину, в раю есть комнаты, то, что снаружи, видно внутри, и то, что внутри, видно снаружи. Аллах приготовил их для тех, кто кормил едой, распространял салам и молился ночью, пока люди спали”.

Передается от Сахля бин Саада, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Джибриль пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Мухаммад! Живи, сколько пожелаешь, но ты смертен; делай, что пожелаешь, но ты получишь воздаяния за свои дела; люби, кого пожелаешь, но ты всё равно расстанешься с ним, и знай, что честь верующего – в выстаивании ночи и в том, что он обходится без посторонней людской помощи”.

Аллах приказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, выстаивать ночь. Всевышний Аллах сказал:

“О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением”. Сура аль-Муззаммиль.1-4 аяты.

Всевышний Аллах также сказал:

“Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место”. Сура аль-Исра 79 аят.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, следовал этому божественному наставлению. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Обычно во время ночных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги) опухали. Аиша сказала: “О посланник Аллаха, ты делаешь это, хотя тебе прощены все твои прошлые и будущие грехи”. Он сказал: “Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?””

Хузейфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “В одну из ночей я молился с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Он начал чтение “аль-Бакъары” и я предположил: “На сотом аяте он совершит рукуъ”. Но и после (него) он продолжал (читать), тогда я сказал: “Он прочтет ее, исполнив один ракаат”. Я предположил: “С ней он совершит рукуъ”. Однако, и после (прочтения суры аль-Бакъара) он всё продолжал (читать) и начал (суру) ан-Ниса, которую он тоже прочел и начал “Аль Имран”, которую он также прочел (полностью). Читал он плавно, а если прочитывал аят, в котором (содержится повеление) восславить Аллаха, восславлял Его. Если прочитывал аят о просьбах, просил, если об опасности – просил у Аллаха от нее защиты .

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал своих сподвижников к выстаиванию ночной молитвы. Он сказал про Абдуллу бин Умара: “Абдулла – прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”. И после этого (Абдулла) всегда лишь немного спал по ночам.

Он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал свою Умму к выстаиванию ночной молитвы, сказав: “Лучший намаз после обязательного – ночной”.

Передается от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто выстоял 10 аятов, не будет записан среди беспечных, кто выстоял 100 аятов, будет записан с набожными, кто выстоял 1000 аятов, будет записан среди накопивших богатство”.

Время ночного намаза – начинается с Иша-намаза до азана на Фаджр-намаз. Передается от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что он сказал: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ночная молитва – по два, по два. А если будете опасаться, что скоро наступит утро, то исполните один ракаат, который сделает число всех исполненных вами молитв нечетным” .

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я слышал, как Пророк, мир ему
и благословение Аллаха, произнес: “Если кто среди вас побоится, что не
встанет в конце ночи, то пусть совершит витр, а потом ложится спать. А если он уверен, что встанет на ночную молитву, то пусть совершит витр в её конце. Истинно, чтение (Корана во время этой молитвы) посещаемо (ангелами) и так будет лучше”.

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?””

Сказал Умар бин аль-Хаттаб, да бадет доволен им Аллах: “Если бы не три вещи, я бы не любил жизнь в этом Дунья : сражение на пути Аллаха, выстаивание часов ночью и сидение с людьми, говорящими хорошие речи”.

Одной из самых великих причин, которые помогают встать на ночную молитву – ранний уход ко сну. Бодрствование ночи – бич нашего времени, особенно если это бодрствование проходит не в повиновении Аллаху, как это бывает со многими людьми – они или смотрят спутниковые каналы, телевизор, играют в карты или пустословят и т.д.

Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал сон до Иша-намаза и разговор после Иша-намаза.

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: “Ночной намаз в месяце Рамадан имеет особое достоинство. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто простоял (в молитвах весь) Рамадан, с верою и надеждой (на награду), тому уже прощено то, что предшествовало у него из грехов”.

Ночной намаз в Рамадане охватывает как намаз в начале ночи, так и в ее конце. Поэтому молитва Таравих считается выстаиванием Рамадана, и нужно быть внимательным к нему и ожидать у Аллаха вознаграждение за нее. Этими считанными ночами верующий, разумный человек должен воспользоваться до того, как они закончатся” .

Мусульманин также должен стремиться к тому, чтобы читать намаз с имамом, пока тот не уйдет. От Абу Зарра аль-Гъифари, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Воистину, кто будет стоять с имамом, пока тот не уйдет, ему будет записано выстаивание ночи”

Ночная молитва — честь верующего. Об этом сообщил доверенный на небесах Джибриль (мир ему) доверенному на земле Мухаммаду. Однажды Джибриль пришел к Посланнику Аллаха и сказал:

«О Мухаммад! Живи, сколько хочешь — все равно ты умрешь. Люби, кого хочешь — все равно ты расстанешься с ними. Делай, что хочешь — все равно тебе воздастся за это... И знай, что честь верующего — простаивание им ночи в молитве, а его величие — умение обходиться без людей». А ночная молитва в Рамадан это честь и почет, увеличенные во много раз...

Посланник Аллаха уделял огромное внимание Корану в ночи Рамадана, равно как и Джибриль (мир ему): он приходил к Пророку и повторял с ним Коран. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха был щедрейшим из людей, и особенно щедрым он был в Рамадан, когда Джибриль приходил к нему и повторял с ним Коран». А в конце хадиса сказано: «И это происходило каждую ночь».

Наши праведные предшественники также уделяли Корану много внимания в ночи Рамадана, и в эти ночи они делали то, чего не делали в другие. Некоторые прочитывали Коран полностью в течение месяца, другие делали это каждые десять дней, третьи — каждые семь, четвертые — каждые три...

Ночная молитва в Рамадан имеет свои особенности и отличается от молитвы в другие ночи года. Пророк сказал:
«Кто выстаивал Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи».

Иными словами, грехи простятся тому, кто проводил ночи Рамадана в поклонении и молитве, искренне желая получить награду Всевышнего и стремясь приблизиться к Аллаху.

Пророк провел несколько ночей Рамадана в молитве вместе со своими сподвижниками, а потом отказался от этого из жалости к ним. Он сказал:

«Я побоялся, что это будет вменено вам в обязанность».

А после кончины Пророка и прекращения Откровения, когда уже ничего не могло быть вменено им в обязанность, ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел Убеййу ибн Ка‘бу и Тамиму ад-Дари совершать в Рамадан ночные молитвы с людьми. Причем имам читал в каждом рак‘ате около ста аятов, так что люди опирались на свои посохи, уставая от долгого стояния, а расходились они только к утренней заре.

Это, конечно же, подходит выносливым и сильным в своей вере людям, каковых в наше время осталось немного. Все зависит от человеческих сил. Когда имама Ахмада (да помилует его Аллах) спросили о том, следует ли растягивать ночную молитву на всю ночь, он сказал: «В этом — затруднение для людей, особенно в короткие ночи. Следует делать то, что людям по силам».

Имам Ахмад сказал одному из своих товарищей, который совершал молитву с остальными: «Это — слабые люди». То есть он жалел их и имел в виду, что не стоит затягивать молитву. И он дочитал им Коран до конца в двадцать седьмую ночь.

Это указывает на то, что слабые люди вполне могут прочитать Коран полностью за двадцать семь или тридцать ночей.

Однако в наше время люди стали еще слабее, и дошло до того, что они требуют от имама не читать больше нескольких аятов в каждом рак‘ате, и даже если он читает эти несколько аятов, многие, совершив два или четыре рак‘ата, покидают мечеть, стремясь к мирским делам и преходящим благам и украшениям мира этого. А если бы они потерпели и дождались, когда имам завершит молитву, им записалась бы награда за выстаивание всей этой ночи, как сказал Посланник.

Однажды он совершал молитву со своими сподвижниками в течение первой трети ночи, а в другой раз — половину ночи, и они сказали: «Почему бы тебе не совершать с нами молитву и в оставшуюся часть ночи?». Он ответил:

«Поистине, если человек молился с имамом до тех пор, пока тот не ушел, ему запишется и остаток ночи».

Однако этого удостаивается только тот, кто совершал молитву с имамом до самого его ухода. Ибн Раджаб сказал, комментируя этот хадис: «Он указывает на то, что за совершение молитвы в течение трети или половины ночи записывается простаивание ночи в молитве, однако при условии, что молитва совершается вместе с имамом. Имам Ахмад руководствовался этим хадисом и не покидал место молитвы до тех пор, пока его не покидал имам».

Простаивание ночей Рамадана в молитве также относится к духу поста. И хотя имамы указывали на то, что необходимо жалеть людей, они в то же время не упрекали тех, кто подолгу молился в одиночестве или с людьми, которые следовали за ними, были согласны с их действиями и стояли столько, сколько стояли они. Ибн Раджаб сказал: «Кто желает прочитать в своей молитве больше аятов и сделать ее дольше, и при этом он молится в одиночестве, он может совершать молитву столько, сколько ему угодно, и точно так же если он молится с общиной, которая довольна тем, как он делает это».

У ночной молитвы в Рамадан так же, как и у поста, есть дух, и этот дух — смирение, богобоязненность и покорность Всевышнему. Пророк, совершая ночную молитву, обязательно останавливался на аяте, содержащем грозное обещание, и просил защиты у Аллаха, и обязательно останавливался на аяте, где говорилось о милости Божьей, и просил у Аллаха Его милости45. А сегодня многие имамы совершают молитву—таравих небрежно и рассеянно, и в их поясных и земных поклонах отсутствует неторопливость, спокойствие и плавность движений, хотя это является необходимым условием (рукн) этой молитвы, и ее следует совершать сосредоточенно и с должным смирением, а когда человек спешит, добиться этого невозможно. Лучше читать мало аятов, однако при этом плавно и неторопливо совершать поясной и земной поклоны, чем читать долго, а потом спешно проделывать все остальные движения. И лучше совершить десять рак‘атов с долгим чтением и должным спокойствием, чем двадцать, но в спешке, потому что суть молитвы и дух ее — устремление к Всевышнему всем сердцем... Иногда малое лучше, чем большое. Точно так же читать Коран лучше размеренно, выговаривая каждую букву.

Коран дозволено читать с быстротой, которая не приводит к «выпадению» букв. Если же это происходит, то с данной скоростью читать Коран нельзя — это запрещено. Если же человек читает быстро, но отчетливо, так что молящиеся за ним получают пользу от его чтения, тогда это дозволено.

Дорогой брат, соблюдающий пост и совершающий ночную молитву! Вставая на молитву, помните о том, что делая это, вы исполняете веление Всевышнего:

«И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).

Недостаточно просто стоять и совершать молитву — сердце молящегося обязательно должно быть преисполнено смирения перед Всевышним. Во время молитвы вспомните о том, что люди будут стоять в Судный день пятьдесят тысяч лет, и что для вас они будут тем короче и легче, чем больше времени простаивали вы в молитве в этом мире.

В хадисе сказано:
«С наступлением последней трети каждой ночи Всевышний Господь нисходит к нижнему небу, говоря: „Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?“ — и так продолжается до рассвета».

А сегодня, к сожалению, ночь мусульман превратилась в день, и часть ее проводится с пользой, однако большая ее часть приносит только вред и разрушение. Не упускайте же в ночи Рамадана эти драгоценные часы, когда Всевышний нисходит к нижнему небу, подобно тому, как вы упускаете их в другие ночи года. Спросите себя, брат мой: где вы будете в последнюю треть сегодняшней ночи? В молитве, на свидании со Всевышним? Или же вместо этого вы будете спать? Или же вы будете бодрствовать, но при этом будете заняты ослушанием Аллаха?! При Пророке упомянули о человеке, который проспал всю ночь, пропустив утреннюю молитву, и он сказал:

"Шайтан помочился в уши этого человека!«48.
Если Шайтан делает это с теми, кто просыпает молитву, то что он делает с теми, кто не спит по ночам ради совершения грехов и ослушания Аллаха?! Некоторым тяжело отказаться от сна ради поклонения Аллаху, зато они с удовольствием бодрствуют ради занятий, отвлекающих их от поминания Аллаха...

Однажды сказали: «Мы не можем совершать ночную молитву!». Он ответил: «Это ваши грехи мешают вам делать это!». А аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: "Если ты не можешь молиться ночью и поститься днем, знай, что ты лишен этого — тебя удерживают твои грехи«.Ибн Мас‘уду

«О Аллах, помоги нам стоять пред Тобою в этом мире должным образом и облегчи нам посредством этого стояние в Судный день в мире вечном, и убереги нас от позора в этом мире и от наказания в мире вечном... Амин!».

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

Каковы достоинства молитвы тарауих?

Хвала Аллаху.

Во-первых, молитва тарауих является Сунной и желательным действием, таково единодушное мнение всех ученых. Тарауих - это вид ночной добровольной молитвы, а посему к ней относятся все доказательства из Корана и Сунны, в которых поощряется совершение ночного стояния в молитве, и в которых говорится о достоинстве этого. Об этом говорилось в ответе на вопрос № .

Во-вторых, ночное стояние в рамадан является одним из великих видов поклонения, которое приближает раба к Господу его в этот месяц.

Ибн Раджаб сказал: «Знай, что в рамадан для души верующего возникают два джихада /усердия/: первое „сражение“ он ведет днем, когда поститься, а второе - ночью, когда выстаивает в молитве. И тот, кто будет усерден в обоих, будет вознагражден несметной наградой».

В Сунне приходят несколько хадисов, в которых поощряется именно стояние в молитве в рамадан, а также говорится об его достоинстве.

Среди этих хадисов следующий. Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


«Тому, кто выстаивал рамадан с верой и надеждой на награду, будут прощены его предыдущие грехи » .

«Тому, кто выстаивал рамадан », то есть выстаивал его ночи в молитве.

«…с верой », то есть с твердой верой в правдивость обещания Аллаха о награде за это.

«…надеждой на расчет », то есть надеясь на награду, а не с другим намерением, не ради показухи и подобного.

«…будут прощены его предыдущие грехи ». Ибн аль-Мунзир считал, что здесь говорится и о больших, и о малых грехах. Ан-Науауи сказал: «Среди ученых известно, что это касается только прощения малых грехов, но не больших». Другие сказали: «Возможно, будут облегчены большие грехи, если нет малых» .

В-третьих, верующий должен стараться совершать больше поклонения в последние десять ночей рамадана. В одну из этих десяти ночей бывает Ночь Предопределения, о которой Аллах сказал:

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ

«Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев» .

О награде за добровольную ночную молитву в эту ночь говорится в словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тому, кто выстоял Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду, будут прощены его предыдущие грехи » .

Поэтому «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние десять ночей рамадана прилагал столько усилий (в поклонении), сколько не прилагал в иное время » .

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда наступали последние десять дней рамадана, потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи » .

«…затягивал свой изар ». Некоторые ученые говорили, что это иносказание, обозначающее усердие в поклонении; другие сказали, что это иносказание указывает на то, что он не имел интимных отношений с женами. Есть вероятность и того, что подразумеваются оба смысла.

«…бодрствовал по ночам », то есть не спал, а оживлял их поклонением: молитвой и пр.

Ан-Науауи сказал: «Этот хадис указывает на желательность увеличивать количество поклонения в последние десять дней месяца рамадан и желательность оживлять эти ночи поклонением».

В-четвертых, необходимо стараться выстаивать ночные молитвы в рамадан коллективно и совершать молитву за имамом, пока он не завершит её. Таким образом молящийся получит награду за стояние всей ночи в молитве (то есть награду, словно он выстаивал целую ночь - прим. пер.), даже если он выстаивал малую часть ночи. Воистину, Всевышний Аллах обладает великой милостью.

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:

«Все ученые единодушны в том, что молитва тарауих является желательной, но разногласили по поводу: лучше ли её совершать в одиночку дома, или лучше совершить её коллективно в мечети? Аш-Шафи‘и и большинство его сподвижников, а также Абу Ханифа, Ахмад, некоторые маликиты и другие ученые считали, что коллективная молитва, как совершал её ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, и сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах, лучше. И после этого мусульмане продолжили молиться подобным образом».

Передается от Абу Зарра, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто совершит все молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока тот не уйдет, запишется стояние в молитве полной ночи »