Творчество в науке известной личности. Творчество в науке на примере известной личности

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Какие два значения имеет слово "ремесленник"?

2. Любой ли труд является творческим?

3. Как соотносятся красота и творчество?

Творчество отображает красоту, воссоздает ее.

4. Приведи примеры научного и художественного творчества.

5. Как связаны по смыслу и происхождению слова "творчество, творить, творец, творение".

6. Всякий ли мастер может быть назван творцом?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Может ли человек научиться работать творчески? Выскажи свое мнение.

Да! Просто нужно отогнать все недовольства, споры и соревнования.

2. Подготовь рассказ о том, что в твоем городе (селе) связано с творческим трудом людей.

В моём городе есть много музеев и театров, в которых играю замечательные актёры и актрисы! Ещё разные люди любят делать творческие работы,например: украшать дома тарелки,кружки и разную посуду! Люди стараются сделать всё,чтобы было красиво! Однако некоторые люди у которых есть сад,они пытаются посадить много цветов,и сделать так,чтобы потом было приятно посмотреть на этот сад! Дети,которые ходят в художественную школу,обычно рисуют,и их картины вешают на стенки,и подписывают имена,чтобы все знали,кто это нарисовал!

3. Совместно с одноклассниками оформите выставку на тему "Труд и красота".

4*. Подготовь сообщение на тему "Творчество в науке" или "Творчество в искусстве" (на примере известной личности).

5. Чему посвязены следуюие строки?

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...

Как ты понимаешь сысл этих строк? Что ты можешь рассказать о творениях великих мастеров, живших и работавших в городе, которому посвящены эти строки.

6. Как ты думаешь, можно ли проявить творчество в учебном труде? Вспомни, как тебе это удавалось. Какие чувства ты при этом испытывал?

Да. Например, когда делаешь задание по ИЗО, труду. Испытываешь радость, приятные чувства, стараешься сделать работу лучше. Другие предметы, когда делаешь доклад, сообщение. Словно хочется найти самую интересную информацию к уроку, картинки, фотографии.

Творчество как наука

Творчество людей возможно изучать по их произведениям. В творчестве у каждого свой стиль, свой почерк, свой смысл и дух, соответствующие характеру и силе личности творца. В творчестве близнецов не бывает, но случаи подражания великим мастерам достаточно часты.

Истинное творчество создаёт только оригиналы и повторения просто невозможны, потому как нельзя воспроизвести снова ту обстановку и то состояние души творца, когда создавался оригинал – будет похоже, но не то, т.к. невозможно вернуться в прошлое, как и дважды войти в одну и ту же реку. Это аксиома, ибо машину времени создали лишь в фантастических произведениях.

Особенно это характерно для научно-технического творчества, где новизна и оригинальность подтверждается патентами и свидетельствами на авторство.

Творения человеческие – это учебные пособия по творчеству . Знания о творчестве субъективны. Знание нематериально и творчество как свойство и продукт души нематериально – они атрибут духовного начала человека, поэтому наука о творчестве является частью науки о духовном мире, ибо материя творить не может. Кто опровергнет?

Наука о творчестве – это наука о создании замыслов и материализации идей и мыслей в произведения и дела. В науке о творчестве человек представляется как посредник между миром духовным и миром материальным. В мире духовном есть всё и человек имеет возможность и предназначение переносить из мира духовного в мир материальный то, что ему под силу и дозволяется хозяином мира духовного. Действие переноса знаний – это творчество постижения. Духовно сильные люди могут переносить много, но их мало. Духовно слабые тащат понемногу, но их много.

Наука о творчестве должна давать рекомендации и наставления о том, как стать духовно сильным или указывать духовно слабым с помощью каких средств, способов и приёмов можно переносить больше благ из мира духовного в мир материальный. По аллегории, духовно слабые люди должны просить милостыню, как личностно нищие, в духовном мире и то, что обретут как подаяние, нести в мир материальный – вот и вся мера творческих способностей людей.

Порой, мысли, образы, идеи, как посланники из духовного мира, посещают человека в мире материальном, где живёт человек в теле – это как подаяние на дому для самых ленивых и для духовных инвалидов. В этом случае всё творчество заключается в том, чтобы записать, приходящее в разум послание, но большинство людей даже это ленятся делать, ленятся даже мыслить – это и есть полная духовная деградация, т.е. оскотинивание. Если интеллект не тренировать всю жизнь, то оскотинивание неизбежно. Если себя духовно не развивать и не укреплять, то душа уснёт и человек станет живым трупом, т.е. зомби, что ещё хуже, чем оскотинивание. Зомби творят зло и разрушения не ведая, что творят – это люди умалишенные. Человек с низким уровнем интеллекта несёт вздор и это, как шило в мешке, не утаишь. Сколько таких, кто ответит?

Несмотря на тысячелетнее культурное наследие человечества, наука о творчестве так и не смогла найти или выявить всеобщие законы творчества и даже закономерности или теории, позволяющие моделировать явление творчества, т.к. статистическими методами выявить какие-либо причинно-следственные связи или корреляционные зависимости так и не удалось. Люди творцы или авторы произведений также уникальны и неповторимы, как и их произведения. Их нельзя описать формулами и промоделировать, выявить общие свойства и признаки. Уникальность не позволяет выявить причинно-следственные связи – их просто не может быть в единственности факта каждого творения. Всякое действие, а творчество – это действие, имеет свою причину, корни и истоки и комплекс обстоятельств, в которых это действие происходит. А обстоятельства не повторяются никогда, т.к. время не останавливается и мир вокруг меняется ежесекундно, особенно если учесть, что всё вокруг движется и меняет свои координаты. Остановиться – это значит оказаться вне времени и пространства, т.е. исчезнуть, уйти в небытие из материального мира. Однако ничто не исчезает бесследно и не появляется ниоткуда, следовательно, переходит в другие миры, одним из которых является наш духовный мир, где другая система координат, нет ни времени, ни пространства, ни массы, а есть бесконечность – понятие, которое в разуме человеческом не укладывается. Постичь бесконечность – это значит постичь истину. Пока никому из людей это не удалось.

Единственная причина творчества – в желании совершить акт творения, сотворить нечто по воле души. Корень и исток творчества – в свободной воле человека, т.е. без усилия воли нет начала творения. Далее творчество, как деятельность или действие осуществляется разумом и эмоциями, т.е. другими силами души и только на последнем этапе воплощения замысла подключается тело человеческое и ресурсы окружающей среды, т.е. силы и средства материального мира. Человек с помощью рук пишет произведение или изготавливает объект творчества в натуре, применяя различные инструменты и технические средства. Вот и вся наука о творчестве. Это наука об уникальном субъективизме внутреннего мира человека и его внешнего проявления.

Кто сумеет создать науку о творчестве – тот станет Богом. Творчество имеет характер всеобщности.

Начала науки о творчестве уже написаны, ибо многие хотели прославиться. Уже систематизированы знания о творчестве по видам деятельности. Имеется обширный список литературы, посвящённый вопросам и проблемам творчества как такового и творческой деятельности как вида интеллектуальной работы. В любом виде человеческой деятельности присутствуют элементы творчества, да и в деятельности животных элементы творчества присутствуют, ибо творчество является атрибутом жизни, как явление природы. Но почему же такое известное и повсеместно применяемое в практике явление природы как творчество остаётся загадочным феноменом? А наука о творчестве начата, но не окончена из-за необъяснимости многих фактов человеческой гениальности, уходящих корнями в духовную сферу. Теоретики творчества не отвечают на большинство вопросов, касающихся сути творчества, например, первый десяток вопросов может быть таким:

Возможно ли открыть законы творчества как природного явления, учитывающие его всеобщность;

Является ли творчеством смекалка и сообразительность, изобретательность и находчивость;

Может ли человек жить без творчества, если да, то почему, если нет, то почему;



Есть ли ген творчества и передаются ли творческие способности по наследству;

Какой орган человека отвечает за творческие способности, если в мозге его обнаружить не могут;

Почему до сих пор нет теории творчества, объясняющей процесс или механизм творчества, в чём его суть и смысл, при каких обстоятельствах начинается процесс творчества, в каких условиях и при каких обстоятельствах протекает, от чего заканчивается, где истоки и корни творчества, какие единицы измерения творческой энергии, есть ли у творчества качество и количество;

Есть ли у творчества логика или другой алгоритм;

Материально ли творчество, если да, то почему, если нет, то почему;

Есть ли у творчества противоречия или противоположности;

Возможно ли творчество обезличить и описать его объективные признаки.

Попробуйте найти ответы на эту горстку вопросов из огромного перечня, на которые наука о творчестве пока молчит.

На настоящий момент известно около трехсот различных методов, алгоритмов, процедур, приёмов, эвристик, значительная часть которых мало известны, так как публикации, содержащие их описание, на русском языке не издавались.

Наука пытается системно подойти к творчеству и уже опубликовано много, существенно отличающихся друг от друга, подходов. Часть из них приведена ниже.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Л. да В. создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.
основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи, гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был, по выражению Энгельса, не только великим живописцем, по и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.
Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.
Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: Все течет, все меняется. В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой Джоконды. Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

«Творчество в науке»
Данная тема заинтересовала меня тем. что наука, хоть и является серьезным предметом, не может обойтись без творчества. Потом}" что творчество зачастую присутствует во всех сферах нашей жизни.
Так же, хотелось подчеркнуть актуальность данной проблемы. Сейчас идет век разнообразных технических новинок и приспособлений. Вот только, помимо того чтобы использовать научное знание, люди часто прибегают к творчеству. Рассмотрим на примере: сейчас на рынке присутствует довольное большое количество разнообразных ноутбуков, как говорится "на вкус и цвет". Но если бы такого ассортимента на прилавках не было, то соответственно, все ноутбуки были бы одинаковыми. Главная мысль в том, что кроме науки люди прибегают и к творчеству. Еще одним ярким доказательством присутствия творчества в науке, является известный учёный А. Эйнштейн, который говорил: "Я верю в интуицию и вдохновение». Выходит, что даже серьезная научная деятельность может воспользоваться чем-либо далеким от науки. Значит, в науке может присутствовать и творчество. Таким образом, творчество действительно твердо обосновалось в науке. Без него научная деятельность была бы не так интересна, как с ним.

Творчество научило древних людей из камня делать топоры, стрелять из лука, пользоваться огнем, обрабатывать землю, разводить животных. В творческом порыве человека родилась идея первой прялки, заработали паровые двигатели, вспыхнули электрические лампочки, раскололось атомное ядро.

Творить - значит искать, преобразовывать, создавать, сокращать пути к более полному господству над природой. Сколько славных имен обессмертило творчество. Разумеется, всегда будет впереди то общество, в котором шире открыта дорога для развития способностей и дарований личности. Основное богатство каждой страны заключается в количестве разума, интеллектуальных сил, воспитательных и накопленных народом. Прежде чем дать общую характеристику творческому процессу, необходимо кратко остановиться на особенностях человеческой психики вообще, ибо в процессе творчества участвуют многие виды психической деятельности: творческое воображение, мышление, различные эмоции, влечения, волевая активность, мировоззрение личности.

С давних пор человеческую психику принято делить на три основ­ные сферы: познавательные процессы, чувства (эффективность) и волевую активность. К области познавательных процессов помимо мышления относят воспитание, представление и память.

По новейшим взглядам, свойства памяти зависят от ионного равновесия в нервных клетках, изменений белка в них и молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). Наряду с чувствами в узком смысле слова некоторые исследователи выделяют более простые виды эффек­тивности, которые называют эмоциями. В волевой активности различа­ет произвольные действия и движения. Давая общую характеристику человеческой психики, нужно коснуться и сознания.

Сознание - это высшая форма отражения объективной действи­тельности, наиболее совершенный вид психической деятельности, на которую способен человек в данный момент. Оно является функцией "... того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека". К сознательным, произвольным психическим процессам обычно относят логическое (дискурсивное) мышление, целенаправленные действия, активное влияние, произвольные воспоминания. Подсозна­тельные непроизвольные психические процессы составляют интуитив­ное мышление, инстинкты и влечения, сновидения, воображение, пассивное внимание, непроизвольные воспоминания.

Что же такое творческий процесс? Творчество – деятельность, в процессе которой человек создает новые материальные и духовные ценности. Любое творческое произведение является воплощением замысла творца. Оно всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности, всегда цельно и едино. В творческом акте примерно в одинаковой мере принимают участие ум, воля и чувства. В своих наиболее характерных особенностях творческий процесс един, в какой бы области он ни происходил. Но, тем не менее, в науке и искусстве он имеет некоторые различия, на которых нужно кратко остановиться.


Искусство - это образное отражение действительности. В процессе такого отображения художник через свое личное восприятие дает ту или иную оценку явлениям, выделяет типичное для данного исторического момента. В произведениях искусства художник передает свои чувства, эмоции, переживания, отношение к изображаемому предмету.

В отличие от искусства наука, познавая действительность, в большей мере пользуется абстрактным понятием, делая разнообразные отвлечения и обобщения и стремясь уловить те закономерности, которым подчиняются природа и общество. Обычно в творческом процессе различают три этапа: вдохновение, воображение, возникновение идеи; логическая обработка идеи при помощи обобщения и отвлечения; фактическое выполнение творческого замысла.

Остановимся более подробно на характеристике приведенных этапов творческого процесса. Как известно, наряду с логическим, или дискурсивным, мышлением многие признают еще существование интуитивного мышления, или интуиции. В процессе творчества участвуют оба вида мышлений - интуитивное и логическое.

На первом этапе творчества преобладают подсознательная психи­ческая деятельность, интуитивное мышление, тогда как на втором и третьем этапах творчества основное место занимают логическое мышление и сознательное волевое усилие. На заключительном этапе необходимо контролировать выводы при помощи наблюдений и экспериментов.

Интуитивное мышление, или интуиция (непосредственное чутье, проницательность), предполагает воображение, творческую фантазию, догадку. Интуитивное мышление носит непосредственный и нагляд­ный характер и обходится без определенных, отчетливых понятий, тогда как дискурсивному (логическому) мышлению свойственно образование понятий и выводов, основанных на логических умоза­ключениях, последовательном соединении тех или иных суждений. Интуиция возникает из запаса впечатлений, которые еще не оформлены сознанием, не воплощены в мысль или образ. Интуиция - это вид умственной деятельности, по своей природе близкий к тому мыслительному процессу, который И. П. Павлов называл образным эмоциональным мышлением и связывал по преиму­ществу с активностью первой сигнальной системы.

Что касается воображения, или фантазии, то имеются в виду формы психической деятельности, при которой происходит изменение, преобразование тех или других представлений. Иначе говоря, воображение - это способность вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и создавать из них новые психические образования.

При известных условиях фантазия может стать творческой, т. е. войти в качестве важной составной части в творческий акт. Подход ума к вещам допускает возможность отлета фантазии от жизни. Фантазия есть качество величайшей ценнос­ти, и нелепо отрицать роль фантазии в самой строгой науке. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и инте­грального исчисления было бы невозможно без участия фантазии.

Однако воображение бывает только тогда вполне свободным, когда мы отдалены от реальных событий, находимся от них на некотором "душевном расстоянии". Чрезмерная близость к ним связывает нашу мысль и гасит воображение.

Воображение играет важную роль в творческом процессе. Даже существует мнение, что необыкновенная сила фантазии - спутник гениальности. Но, разумеется, одной фантазии, даже исключительной по своему богатству, совершенно недостаточно для создания полно­ценной творческой продукции. Выдающийся русский режиссер и актер К. С. Станиславский глубоко верил в возможность развития творчес­кого воображения. По его мнению, только в виде исключения вообра­жаемая картина создается интуитивно. Обычно же, чтобы расшевелить воображение, приходится предлагать определенные темы для мечтаний и задавать ряд вопросов: кто? когда? почему? для чего? и т. д.

Наряду с воображением в любом творческом акте очень важное место занимают чувства, эмоции.

Когда говорят об эмоциях,подразумевают душевные переживания человека, его волнения, радость, горе, чувства восхищения и гнева, любви и ненависти. Эмоции занимают значительное место в жизни человека, характеризуют его реакцию на окружающую действительность, показывают внутреннее состояние, влияют на творчество, отдых, здоровье.

Нельзя бесстрастно создавать новое, нельзя без эмоционального воодушевления достигнуть значительных результатов, в какой бы то ни было работе, что без эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Как известно, Лев Николаевич Толстой в основу своей теории искусства положил чувства, эмоции. Иван Петрович Павлов в своем известном "Письме к молодежи", пере­числяя основные качества ученого, пишет: "Третье - это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Будьте страстны в своих исканиях".

Иван Петрович Павлов считал, что ученому нужна свобода воображения, возможность свободно "раскидывать веер своей фантазии". Особенно важно научному работнику быть независимым в своем творчестве от установившихся традиций, от выработанных подходов к разрешению того или другого вопроса, быть свободным от различного рода пред­взятых идей, предубеждений и т. д. Эрудированный ученый, несущий на себе тяжелый груз знаний и связанный точками зрения, стесняющими свободу его творчества, нередко может сделать меньше открытий, чем дилетант (человек, который только поверхностно знает какую-либо область науки), но внутренне более свободный и независимый.

Когда Альберта Эйнштейна спросили, как делают открытия, он ответил: "Все знают, что оно невозможно, но кто-то один этого не знает. Вот он-то и делает великое открытие". Часто открытия совершаются на стыке наук, что объясняется не только тем, что ученый находит при этом новую область исследования, но и тем, что он не связан в своей работе привычными подходами и точками зрения. Нужно не бояться ни того, что говорят другие, ни собственных суждений. На творческом пути нередко встречаются неожиданные препятствия, кажущиеся некоторое время исследователю непреодолимыми. И только новая догадка, новый ход мысли выводят его из тупика, открывают пути к дальнейшим творческим успехам. "К сожалению, - пишет И. М. Сеченов, - в жизни, как и в науке, почти всякая цель достигается окольным путем, и прямая дорога к ней делается ясной для ума лишь тогда, когда цель уже достигнута".

В науке необходимы преемственность, использование опыта и знаний предшествующих поколений. Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение и что все это обусловливается частью кооперацией современников и частью использованием труда предшественников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о большом значении воображения, эмоций и влечений для творчества, особенно для его первого этапа (творческий замысел, создание идеи произведе­ния). Следует принять во внимание роль других важных факторов в творческом процессе вообще и в научном творчестве особенно: сосредоточенности внимания на определенной теме, накопления и систематизации наблюдений, процесса обобщения и получения выводов. Остановимся на значении для успеха в творческом труде духовной сосредоточенности, концентрации внимания на определенной теме.

Научное творчество имеет свои особенности, так как в большей степени стремится к установлению достоверности исходных фактических материалов и к их последующему контролю. В науке очень важен метод исследования, создание научной гипотезы, знание литературных источников, научные школы и т. д. Но прежде чем перейти к характеристике особенностей научного творчества, необходимо дать опреде­ление понятию науки, выяснить ее значение и рассмотреть основные методы.

Наука есть общий духовный продукт общественного развития.

Наука - исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития. Она движется вперед вместе с развитием общества, все точнее и глубже познавая действительность. Павлов определяет науку как орудие ориентировки человека в окружающем мире и самом себе.

Истинность научных выводов прямо или косвенно проверяется практикой. Суждения, которые невозможно проверить при помощи наблюдений и опытов, не имеют научного значения. Практика, ставя перед наукой самые разнообразные задачи, приводит к возникновению тех или иных отраслей знания. Но не всегда можно предвидеть практическое значение некоторых открытий. Вначале многие величайшие открытия имели чисто теоретический характер. Например, цитоплазматическая мужская стерильность была открыта в 30-х годах в СССР Михаилом Ивановичем Хаджиновым, а затем в США М. Родсом; нуклеиновые кислоты как составная часть клеточных ядер гнойных микробов были открыты швейцарским ученым Мишером в 1869-1870 гг. И то, и Другое открытия приобрели практическое значение только в 20 веке.

В науке имеет исключительно важное значение метод. Павлов писал: Метод - самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе.

С общей точки зрения, метод - способ подхода к действительности, способ познания явлений природы и общественной жизни. С марксистской точки зрения, метод - это объяснение всеобщих связей в природе, рассмотрение явлений действительности в их движении, развитии, изменении. Таким образом, научный метод состоит в сочетании приемов накопления надежных фактов с проверкой их соответствия предложенным обобщениям.

Никакое научное знание невозможно без исходного фактического материала, его систематического накопления. Но одни факты сами по себе еще не составляют науки, важен метод, каким они собираются, важны теории, которые кладутся в их основу. Д. И. Менделеев указывал, что одно собирание фактов, даже и очень обширное, одно накопление их, даже и бескорыстное, еще не обеспечивает возможности овладеть наукой, и сами по себе факты не дают еще ни ручательства за дальнейшие успехи, ни даже права на имя науки в высшем смысле. Здание науки требует не только материала, но и плана гармонии. Таким образом, наука невозможна без наличия систематизированных методов исследования и теорий, ибо только они позволяют, с одной стороны, устанавливать отношения между фактами, а с другой - управлять ими, т. е. находить им применение в практике. При этом чрезвычайно важно, что научное отношение к фактам исключает всякое преклонение перед авторитетами. Культ личности в науке совершенно недопустим, ибо он приводит ее в состояние застоя и упадка.

Наука должна увидеть проблемы и найти им соответствующее решение. При этом следует заметить, что несравненно труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Ибо для первого требуется воображение, а для второго только умение.

Наука вынуждена удовлетворяться относительным, приближенным знанием, вероятностью, но по мере прогресса научного познания наши представления о действительности становятся все более точными и совершенными. Диалектический материализм признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания истины, а лишь в том смысле, что в каждый момент невозможно познать ее до конца, полностью. Как известно, основными методами познания в действи­тельности являются наблюдения и эксперимент.

Наблюдения должны проводиться терпеливо, систематически и беспристрастно. Великие ученые-натуралисты (Дарвин, Пастер, Павлов и др.) дают нам исключительные образцы проведения такого рода наблюдения.

Преимущество эксперимента над наблюдением состоит в том, что эксперимент включает активное воздействие, целенаправленное изменение природных условий, благодаря чему легче выясняется значение того или другого фактора в изучаемом явлении. По Павлову, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что хочет экспериментатор. Он был глубоко убежден в том, что экспериментальный метод призван раскрыть сокровенные тайны природы, выяснить процессы, протекающие в живом организме.

Однако в задачу науки входит не только объяснение явлений и факторов, но и предвидение будущих событий. Чудесное пророчество есть сказка. Но научное пророчество есть факт. Можно привести множество примеров научного предвидения в различных областях знаний.

Рассмотрев вопрос, что такое наука и каковы ее методы, возвратимся к научному творчеству, без которого не могла бы возникнуть сама наука и было бы невозможно ее дальнейшее развитие.

По К. А. Тимирязеву, плодотворная научная мысль имеет три ступени:

угадывание истины;

логическое развитие творческой мысли во всех ее последствиях;

проверка выводов путем наблюдения и опыта.

Как уже известно, первый этап творчества - догадка, зарождение замысла, создание новой идеи - носит в значительной мере подсознательный и непроизвольный характер, тем не менее известен целый ряд условий, которые благоприятствуют или, наоборот, препятствуют процессу творчества. Рассмотрим эти условия, ибо зная их, можно сознательно прибегать к определенным приемам, чтобы содействовать успешному развитию творческого процесса.

Уже давно исследователи обратили внимание на то обстоятельство, что очень многие открытия были сделаны совершенно случайно при наблюдении каких-либо явлений окружающей действительности. Например, у Ньютона (1643-1727) мысль о всемирном тяготении в первый раз возникла в тот момент, когда он лежал в саду и увидел падающее яблоко. Важную роль случай сыграл также в некоторых открытиях Дарвина. Отправной точкой для построения его эволюци­онной теории было удивление, которое он испытал, когда выкопал обломок окаменевшего гигантского броненосца, похожего на живого. Одна мысль возникла в его голове: возможно родство между животны­ми, некогда исчезнувшими, и теми, которые живут в настоящее время. Все его дальнейшие исследования шли под этим углом зрения. Он искал факты, которые могли бы объяснить указанное сходство.

Так же случайно было сделано Пастером (1822-1895) его величайшее открытие - возможность ослабления вируса и получения искусственного иммунитета. Однажды Пастер, желая привить курице холеру и не имея под рукой свежей культуры, взял ту, которая простояла некоторое время в пробирке, закрытой ватой. Привитый вирус оказался уже не смертельным: курица переболела и выздоровела.

Во всех подобного рода открытиях, сделанных случайно, исключительное значение имеет непосредственное наблюдение тех или других явлений природы, новое и свежее их восприятие. Но нужно долго и упорно работать в известном направлении, чтобы оказаться в состоянии сделать из наблюдений вывод. Об этом прекрасно сказал знаменитый французский математик Лагранж: "На случай при великих открытиях наталкиваются те, кто его заслуживает". Иначе говоря, в области наблюдений счастливая случайность выпадает на долю "подготовленных умов".

В период творчества нашесознание должно быть свободно от излишних, не относящихся к делу представлений, чтобы всецело сосредоточить мысль на одном предмете. "Искра научного творчества, - пишет Павел Александров, - вспыхивает лишь тогда, когда интерес к данному вопросу, пусть даже очень специальному и далекому от житейской повседневности, достигает того критического уровня, при котором не заниматься этим вопросом человек уже не может, когда сам вопрос и стремление его решить овладевают им совершенно".

На одной научной конференции Иван Петрович Павлов поставил перед собой и присутствующими большой вопрос: держать ли в голове все приобре­тенные знания или по примеру известного английского физика Уильяма Рамзая отказаться от них и думать так, как бы ничего не зная, чтобы мысль приобрела свободный характер? Павлов пришел к заключению, что, несмотря на исключительную важность сохранения свободы мысли, иметь определенные знания необходимо, чтобы не испытывать излишних затруднений, не повторять тех вопросов, которые уже разрешены, и, как говорят, не открывать Америку.

Однако и сами знания по ценности можно разделить на два вида:

I - знания, которые представляют собой оригинальный продукт
мышления исследователя;

II - те, что носят пассивный характер, так как они не подвергаются умственной обработке ни в момент их приобретения, ни в дальнейшем, а сохраняются в памяти как известный запас сведений.

Знание тогда действенно, когда оно становится органической частью нашего я, когда оно приводит к овладению известными приемами, необходимыми для свершения действия.

Не может быть настоящего познания без умения выделять в явлении самое главное, наиболее существенное и важное. Любое знание является продуктом деятельности ума, и чем глубже мысль, тем значительнее знания, которыми овладевает человек. Только умственная деятельность способна организовать представления, объединить их по определенному плану, придать им согласованность. Можно много знать, но не понимать того, что знаешь. Понимание достигается при помощи сознательного волевого усилия, а не является результатом простого запоминания. И. П. Павлов считал, что без хорошего знания специальной литературы современному ученому работать невозможно. Но роль книги для научного творчества не может быть сведена только к приобретению необходимых знаний. Книга может натолкнуть на новое открытие, она оказывает влияние не только на мыслительный процесс человека, но и на его личность, идеалы, взгляды и т. д.

Следует помнить, что проникновенное понимание, свобода и независимость мысли в подходе к тем или другим явлениям действительности - наиболее важные условия творчества. Нужно сочетать живую фантазию с критической деятельностью ума: только в этом залог успеха в любом виде творчества.

Роль отвлечений мысли и логической обработки тотчас же выступает на первый план, как скоро догадка, творческая идея, опирающаяся на опыты, превращается в научно обоснованное предположение, или гипотезу.

Гипотеза составляет очень важный этап в научном творчестве. Она делает события понятными, а иногда даже предсказывает их наступление. Научные гипотезы открывают путь к дальнейшим исследованиям и приводят к открытию новых фактов и новых законов. Один из крупнейших немецких естествоиспытателей Герман Людвиг Гельмгольц утверждал, что, когда из общего правильного принципа выводят следствие для отдельных случаев его применения, постоянно наталкиваются на поразительные результаты, которых не предполагали.

Всякая научная теория дает такие обобщения и отвлечения, которые согласуются с опытом и в состоянии предсказать новые явления и события. Правильность гипотезы или теории определяется тем, насколько она окажется в соответствии с последующими наблю­дениями. Даже самая новая гипотеза должна иметь преемствен­ность в отношении прошлого научного опыта и быть согласована с другими общими положениями науки.

В творческом процессе неустанно происходит борьба двух тенденций; старого и нового, подражательности и новаторства. Старое воззрение отстаивает свое право на существование, новый факт требует его пересмотра, из конфликта возникает научная проблема. Но ничего нельзя обожествлять, ни из чего, даже из самых превосходных гипотез и теорий, нельзя создавать фетиш.

Во многих случаях научные гипотезы являются только рабочими планами, которые следует менять в зависимости от результатов опыта.

В науке не существует вечных гипотез. Всегда происходит так, что некоторые факты, вытекающие из теории, опровергаются дальнейшими наблюдениями и экспериментами. Теория после периода своего расцвета может быть опровергнута. Но обычно новая теория рождается на развалинах старой, как попытка найти выход из создавшихся трудностей. Известный английский физик М. Фарадей о роли гипотез и теорий в науке писал, что догадка и теории, возникающие в уме исследователя, уничтожаются его собственной критикой и осуществляется достигнув едва десятую часть от всех его предположений и надежд. У ученого не должно быть любимых теорий, школ, учителей: одна правда должна быть его целью. Почему? Да потому, что гипотеза - это временное объяснение наблюдаемых явлений, и она должна быть упразднена, как только дальнейшие наблюдения станут ей противоречить.

Только систематическая и продолжительная проверка гипотез и теорий при помощи наблюдений и опытов может служить настоящей гарантией того, что они стали правилами и законами, позволяющими не только овладевать ходом текущих событий, но и предвидеть их будущие изменения.

В своем известном "Письме к молодежи" Павлов писал: "Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний, хотя бы самыми смелыми догадками и гипотезами. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "теории" - пустые потуги. Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие".

В этом письме с предельной ясностью обрисовывается роль фактов и теорий для построения науки. Без фактов нельзя создать настоящих теорий, а без хорошо проверенных теорий, т. е. законов, не может существовать наука.

Дмитрий Иванович Менделеев полагал, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется неверной, чем не иметь никакой, полученные факты должны подвергаться специальному и повторному контролю, ибо они могут иметь неодинаковую ценность и достоверность.

Еще больший источник возможных ошибок связан с тем, что отображение нашим сознанием предметов, событий и явлений окружающей нас действительности не сводится к простой регистрации фактов.

Как известно, восприятие является очень сложным процессом, в котором происходит как непосредственное чувственное отображение предметов и явлений, так и их узнавание, делается их первоначальная группировка и оценка, и наконец, достигается полное их понимание. Кроме того, на ход восприятия оказывает влияние характер личности, преобладающие взгляды и интересы, различного рода эмоции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что как в жизни, так и в науке приходится встречаться с недостоверными и даже мнимыми фактами. При наличии же религиозных верований, фанатических идей целые коллективы могут стать жертвами невольных заблуждений. Л. Пастерпризывал к тому, чтобы каждый исследователь руководствовался только фактами, установленными на опыте, и был осторожен в своих выводах. Павлов также настоятельно рекомендовал по больше сомневаться в полученных результатах и побольше ставить контроль­ных экспериментов. Но при этом следует заметить, что совсем иное отношение, чем к недостоверным и сомнительным фактам, должно быть к фактам, противоречащим друг другу.

Рассматривая характерные особенности научного творчества, необходимо подвергнуть критическому анализу само мышление исследователя и указать на типичные качества научного склада мышления вообще. Самое первое и обязательное требование, которое должно быть к нему предъявлено, - это достижение зрелости мысли, свойственной логическому (дискурсивному) мышлению. Самая большая недисциплинированность ума - это верить во что-нибудь только потому, что хочешь, чтобы это было именно так, а не иначе.

Умение размышлять над своей работой, видеть ее перспективы, предугадывать результат - неизменное условие успешного творчества: И. Я. Берцелиус указывал, что ученый никогда не должен пытаться вершить убеждение там, где есть только вероятность. Ибо кто выдает вероятность за истину, тот сознательно или бессознательно становится обманщиком.

Каждый исследователь ставит перед собой задачу найти правильные и экономные пути для наиболее плодотворных обобщений и заключений. Прежде всего, необходимо стремиться к ясности мысли. Согласно одному из "правил для руководства ума", которые провозгласил французский философ, математик и физик Рене Декарт, нужно делать исчисления столь совершенным, заключение столь лаконичным и ясным, чтобы они были сразу восприняты.

Другое, столь же важное качество ума, нужное научному исследователю, - это простота мысли и решений тех или других вопросов. Настоящий ум не крадется темным кривым переулком, он открыто идет по ровному и прямому пути. Талант находить простейшее в самом сложном - это важнейшее качество ума настоящего ученого. Вряд ли подлежит сомнению, что наибольшее напряжение ума требуется при его синтетической и аналитической деятельности. Синтез и анализ - это наиболее важные умственные операции, которыми человек пользуется на каждом шагу своей деятельности. При синтезе мышление, исходя из двух конкретных явлений (фактов), устанавливает между ними внутреннее отношение и таким образом приходит к высшему обобщению. Синтез позволяет из частностей создать нечто целое, единое.

Анализ позволяет расчленять целое на части. При анализе мышление, взяв в качестве исходного пункта отдельное явление, восходит к его первоначальным общим положениям, отвлекаясь при этом от ряда деталей.

В соответствии с преобладанием аналитической или синтетической умственной деятельности различают два рода умозаключений; в одном случае суждение идет от общего к частному (дедукция); во втором - наоборот, от частного к общему (индукция). Обычно человек в процессе всех видов познания пользуется обеими формами умственной деятельности.

Творческий процесс на первом этапе своего развития всегда носит синтетический характер, тогда как анализ главным образом необходим для логической обработки уже имеющейся идеи.

В любом явлении необходимо выделить, самое главное, основное и одновременно нельзя забывать и о некоторых деталях, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к теме исследования. Иногда одна какая-нибудь, даже незначительная деталь опыта определяет его судьбу и дает всему исследованию совсем другое направление.

Определить все условия, которые требуются для плодотворной научной работы, конечно, невозможно. Да в этом и нет необходимости. Важно уловить наиболее характерные свойства научного склада мышления и приложить все усилия, чтобы их выработать у себя. Здесь, как и в других вопросах, нельзя отрывать теорию от практики. Очень многие важные стороны творчества лучше всего улавливаются в процессе овладения техникой научной работы.

Возьмем для примера такое простое и вместе с тем очень важное дело, как сохранение для научной работы известных идей и фактов. Учитывая, что наша память несовершенна, а мысли и представления могут забываться на время или навсегда, нельзя доверять своей памяти, необходимо каждую ценную мысль записывать сразу же при ее появлении.

Не менее важно совершенно точно регистрировать и систематизировать

фактический материал, предназначенный для научной обработки. Приемы регистрации и систематизации могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей исследователя, но без них обойтись невозможно. Многие научные работники систематически делают выписки из книг, заранее накапливая интересные факты и мысли, которые могут понадобиться им в дальнейшей работе.

Дмитрий Андреевич Кисловский указывал, что "зоотехник не должен забывать, вся зоотехническая практика является громадным коллективным экспериментом по направленному изменению одомашненных животных в нужном для человека направлении. Правильный методический анализ этого материала должен во многом помочь и при постановке дальнейших экспериментов". Поэтому правильная организация зоотехнического учета дает основание зоотехнику использовать его для решения целого рода зоотехнических вопросов, которые относятся к данному стаду, ферме, хозяйству.

При практическом решении вопросов повышения продуктивности животных в колхозах и совхозах большую роль играют все специалисты сельскохозяйственного производства, главным образом зооинженеры и зоотехники хозяйств.

Можно так сказать о животноводстве: С внешней стороны это дело кажется грубым - во дворе ухаживать за скотом, а на самом деле - это очень тонкое дело. Ни в одной отрасли труда, исключая только уход за человеком, не требуется такого внимания и любви к делу, как в животноводстве.

Чтобы правильно использовать животных и больше получать от них продукции, нужно в совершенстве знать методы их разведения, способы кормления, содержания и ухода.

Каждому специалисту этой отрасли приходится решать важные вопросы, связанные с экономикой и организацией животноводческого хозяйства, производством кормов, механизацией процессовнафермах, а также переработкой животноводческих продуктов.

Поэтому повседневный труд зооинженера в хозяйстве чрезвычайно разнообразен и содержателен. От того, насколько правильно и с сознанием дела зооинженер будет организовывать работу в хозяйстве, зависит успех развития общественного животноводства, рост его продуктивности и общее повышение доходности хозяйства.

Работа зооиженера в хозяйстве чрезвычайно интересна. В повседневной деятельности он имеет дело с живым организмом. Наблюдая за ним, экспериментируя и подбирая для него благоприятные условия кормления, содержания и ухода, а также используя из селекции лучшие методы отбора и подбора, он совершенствует существующие группы животных. Ни одна из отраслей сельскохозяйственных знаний не затрагивает так широко и глубоко жизнь сложнейшего живого организма, как зоотехния. В этом ее интерес и увлекательность. В совхозе или колхозе зооинженер является организатором и руководителем всего животноводства и смежных с ним отраслей. Специалист призван быть расчетливым и вдумчивым хозяином этой сложной отрасли сельскохозяйственного производства. Получение в хозяйстве дополнительного количества мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции является вкладом в общее дело улучшения материального благосостояния трудящихся.

Творческий процесс с давних времен привлекал умы философов и мыслителей, пытавшихся проникнуть в тайны человеческого сознания. Они интуитивно понимали, что именно в творчестве заложено и проявляется основное предназначение разума. Ведь если рассматривать максимально широко, то получается, что практически в любом виде деятельности можно найти элементы созидательного процесса. Попробуем разобраться с тем, в искусстве, на примере известной личности.

Леонардо да Винчи

Начнем с, наверное, наиболее известной во всей истории человеческой культуры личности. Отец Возрождения, гений в таком количестве областей науки и искусства, что его можно по праву назвать примером, на который следует равняться любому, стремящемуся внести свой вклад в созидательность человечества. Рассмотреть творчество в искусстве на примере известной личности - Леонардо да Винчи, пожалуй, очень просто, поскольку тут все достаточно очевидно.

Наверное, изобретательство является одной из важнейших форм творчества и процесса создания в целом. Именно поэтому так легко рассмотреть этого человека в подобном контексте. Поскольку Леонардо прослыл разработчиком множества уже только за это ему можно отдать пальму первенства в таком непростом деле, как творчество.

Творчество и искусство

Но раз речь идет об искусстве, то, очевидно, следует рассмотреть и его важнейшие проявления. Такие, как живопись, скульптура, архитектура. Что же, и в этих областях итальянский гений проявил себя достаточно. на примере известной личности лучше рассматривать именно в контексте живописи. Как известно, Леонардо находился в постоянном поиске, в эксперименте даже здесь, где очень многое зависит от техники, от умения. Его мощный потенциал был постоянно обращен на решение все новых проблем. Он неустанно экспериментировал. Будь то игра со светотенью, использование причудливой дымки на полотнах, составы красок, необычные цветовые решения. Да Винчи был не только художником и скульптором, он постоянно задавал новые горизонты как для мышления, так и для искусства как одного из проявлений деятельности разума.

Ломоносов

Еще одним знаменитым, пожалуй, больше в славянском мире является Михайло Ломоносов. также следует подробно рассмотреть в выбранном контексте. Творчество в искусстве на примере известной личности Ломоносова не менее интересно с точки зрения понимания того, как работает гений разума. Родившись намного позже, а значит, имея намного меньше областей, где можно стать первооткрывателем, он выбирает для себя очень непростой путь естествоиспытателя.

Действительно, намного сложнее проявить творчество в таких областях, как физика или химия. Однако именно такой подход позволил Ломоносову добиться вершин в познании Вселенной, на которые даже не замахивался Да Винчи. Не говоря уже о том, что наш соотечественник добился серьезных успехов в искусстве. Взять хотя бы его поэтический талант или искания в живописи, которые также заслуживают тщательного исследования.

Заключение

Рассматривая творчество в искусстве на примере известной личности, мы приходим к выводу, что любое созидание подразумевает поиск неизведанных горизонтов, за которыми идет новое понимание, достижение непознанного. Многие великие люди стали таковыми именно благодаря этой способности - находить непостижимое в, казалось бы, совершенно обычном, располагающемся на расстоянии вытянутой руки.

Таким образом, разобрав творчество в искусстве на примере известной личности, можно сказать, что человек, стремящийся достичь признания, должен рассматривать собственную деятельность с точки зрения изобретательства, обеспечения нового понимания очевидного.