Где живет г цыферов. Сказка Про цыплёнка, солнце и медвежонка: Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Отец писателя разводил парки и был директором Треста озеленения РСФСР, мать работала бухгалтером. В 1956 году окончил Московский областной педагогический институт им. Крупской и три года проработал воспитателем-педагогом в интернате при МИДе. В это время он начал писать сказки миниатюры и послал их на отзыв К.И. Чуковскому. Корней Иванович дал одобрительный ответ и посоветовал серьезно заняться литературой, так уже в нескольких этих маленьких вещах был виден талант начинающего детского писателя.

В дальнейшем Цыферов поступает в журнал «Мурзилка» в отдел писем, пишет для шестнадцатой полосы «Литературной газеты». Пытаясь опубликовать свои сказки, он относит их в издательство «Детская литература», где сказки не приняли, впрочем, как и произведения многих талантливых людей. В те времена это издательство следовало политике советского государства и было очень идеологизировано. И только с открытием нового детского издательства «Малыш» и приходом туда на должность главного редактора Юрия Павловича Тимофеева, сказки Г.М. Цыферова смогли увидеть свет. Но так как в издательстве был, как и по стране в целом, господствовал пятилетний план, то книги выходили с трудом. Чтобы зарабатывать на жизнь сказочник писал для журналов, сотрудничал с детскими передачами на радио «В гостях у сказки», «Опять двадцать пять», «С добрым утром», выступал в библиотеках и на телевидении в программе «Спокойной ночи, малыши».

Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация, где в художественном совете работали талантливые интеллигентные люди, как например С.Я. Маршак, и многие другие. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим».

Книги Цыферова выходили за рубежом и пользовались популярностью: в Чехии - «Дневник медвежонка», «Как лягушки чай пили», «Весна будет всегда», в Болгарии - «Сказки старинного города», в Венгрии - «Хочу быть большим», «Жил на свете слоненок», в Японии - «Про чудака лягушонка», «Дрессировщик», «Туфельки принцессы», «Серьезны рассказы плюшевого мишки», в Германии - «История про поросенка».

Ушел из жизни 5 декабря 1972 года в 42 года, внезапно скончался от болезни сердца, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (25 участок).

Долгое время было затишье и его произведения почти не печатали. Но в связи с перестройкой в стране и снятием жесткой цензуры книги Цыферова стали вновь печатать. И за последнее десятилетие Цыферов Г.М. вышел в классики детской российской литературы. Сейчас Фирмой Вимбо выпущен диск сказок Цыферова, которые читают известные российские актеры Владимир Меньшов, Ирина Муравьева и др. И, несмотря на все это, еще много есть неизданного и находится в архиве и ждет своего часа. Очень жаль, что автор таких добрых, лиричных и философских сказок не дожил до того времени, когда его произведения оценены по достоинству.

На этом уроке вы рассмотрите определение сказки, познакомитесь с произведением Г. Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку», выполните интересные задания, познакомитесь с другими произведениями этого автора.

  • «Мороз Иванович» (рис. 2).

Рис. 2. «Мороз Иванович» ()

Это народная сказка.

  • Б. Заходер «Моя Вообразилия» (рис. 3).

Рис. 3. «Моя Вообразилия» ()

Это стихотворение.

  • П. Ершов «Конёк-Горбунок» (рис. 4).

Рис. 4. «Конёк-Горбунок» ()

Рис. 5. «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» ()

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!»
Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»
Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»
А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Домик на заячьих ножках запищал .

Домик на телячьих ножках замычал .

Домик на слоновых ножках запыхтел .

Домик на куриных ножках пропел .

Все выделенные слова можно заменить одним словом - сказал . Автор не употребляет одно лишь слово сказал , а использует разные слова для описания каждого домика, потому что так получается ярче, красочнее.

Прочитайте слова домиков из сказки и определите, какому домику принадлежит каждая фраза.

«Хочу бодаться!»

(домик на телячьих ножках)

«Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»

(домик на куриных ножках)

«Хочу прыгать!»

(домик на заячьих ножках)


«П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»

(домик на слоновых ножках)

А сочиняли ли вы дома сказки? Познакомьтесь с другими произведениями этого автора и попробуйте сочинить сказку самостоятельно.

Рис. 6. Девочка читает сказку ()

Рис. 7. Г. М. Цыферов ()

Геннадий Цыферов написал множество интересных рассказов:

  • «В медвежачий час»
  • «Жил на свете слонёнок»
  • «Как лягушонок искал папу»
  • «Как стать большим»
  • «Кто кого добрее»
  • «Маленький великанчик»
  • «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»
  • «Про чудака лягушонка»
  • «Сказка на колёсиках»
  • «Сказки старинного города»
  • «Тайна запечного сверчка»
  • «Что у нас во дворе»

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Planetaskazok.ru ().
  2. Myshared.ru ().
  3. Litresp.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение сказки «Как цыплёнок впервые сочинил сказку».
  2. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
  3. Прочитать дополнительно несколько сказок Геннадия Цыферова на выбор.

Урок литературного чтения во 2 классе

Прокопьева Н. В., учитель начальных классов

Тема урока: Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; «Щотландская песенка»

Задачи урока:

    Учить наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.

    Формировать основы читательской деятельности. Обучать адекватному, яркому и полноценному восприятию предлагаемой книгой информации.

    Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать эмоционально-положительного взгляд на замысел автора.

Ход урока

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…

И тихонечко садитесь.

    Проверка домашнего задания.

- Ребята, мы закончили работать с разделом «Автор и его герои».

Вспомнить произведения из этого раздела поможет кроссворд.

    Этот герой стихотворения Глеба Яковлевича Горбовского был сначала розовым, а потом загрустил и стал серым.

    Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков – Дед Мороз – в ночь под Новый год приносит именно этот подарок. («Волшебные краски» Евгений Андреевич Пермяк)

    Этот герой про себя говорит так «Просто я жалкий …, и мне всех жалко» (Геннадий Михайлович Цыферов)

    Вернулась Нина, села и заплакала. ... И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная… (Аркадий Гайдар «Совесть»)

    О ком эти строки?

Словно маленький черный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую страшную собаку, защищая свою хозяйку. (Вера Васильевна Чаплина «Мушка»)

III. Изучение нового материала.

1.Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.

Какое слово получилось? Назовите тему урока «Слова, слова, слова…»

Как вы понимаете название нашего урока? Чему будем учиться на уроке?

Наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.

2. Знакомство с произведением Г. Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку»

Откройте учебник на странице 53. Прочитайте название произведения, имя и фамилию автора.

Слайд1.

Как по обложкам этих книг определить, может ли в них находиться произведение Геннадия Михайловича Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку»?

Виртуально «откроем» одну из книг и проверим наше предположение.

Слайд 2

Как вы думаете, из какой именно книги взята эта страница? (книга издана в 1962 году, пятьдесят лет тому назад)

3. Знакомство с текстом.

Чтение по цепочке.

4.Языковой анализ произведения

Понравилась сказка? Чем?

Ребята, вспомните, чему будем учиться на уроке? (повторить цель урока) Проведем небольшое исследование. У каждого на столе карточка № 1 с вопросами. Поработайте с ней, а потом обсудим результаты, которые у вас получились.

Найди в тексте выделенные слова.

Каким одним словом можно их заменить?

Итак, выделенные слова помогли точно представить картину, которую хотел передать нам Геннадий Михайлович Цыферов.

5. Игра «Где, чей домик»

А вам понравились сказки про домики? Помните, что хотели домики? Хотите в них поиграть?

6. Творческое задание

А вы когда-нибудь придумывали сказки? Кто расскажет свою? (1-2 чел.)

Остальные тоже могут попробовать себя в роли сказочника и сочинить свою сказку.

7. Физминутка

Озорной цыплёнок жил,

Головой весь день крутил:

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать:

Поднимать и опускать

Вверх, вниз, вверх, вниз!

Повернулся влево, вправо:

Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошёл -

Червячка себе нашёл!

8. Знакомство с произведением «Шотландская песенка»

- Продолжим наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.

Слайд

Рассмотрите иллюстрацию.

Что можете сказать о характере этого произведения?

Откройте страницу 55 и прочитайте название этого произведения.

Эту песенку придумали шотландцы, т.е. жители Шотландии.

А как узнать, кто перевел ее на русский язык? (по содержанию в учебнике).

Ирина Петровна Токмакова.

9. Знакомство с текстом

Читает учитель

10. Языковой анализ произведения

Напомните цель нашего урока. Продолжим наблюдать за словами.

Найдите и прочитайте, какие слова чаще других повторяются в этой песенке?

Какое настроение они создают?

11. Прослушивание песенки.

Ребята, а музыка к этой песенке будет грустная и веселая?

Я предлагаю послушать песенку «Спляшем!» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.

Кому понравилась эта песенка?

Итак, мы понаблюдали, как повторение слов в этом произведении создает настроение.

12. Работа с детскими книгами

Слайды

Может ли в изображенных здесь книгах находиться прочитанная песенка? (да: обе книги Токмаковой, в них стихи и песенки, во второй книге «Шотландские песенки»)

VI. Подведение итогов урока.

Подходит к концу урок. Какую цель мы ставили?

Кто считает, что мы ее достигли?

VII . Домашнее задание

С. 55., наизусть; тетрадь с. 62

V III . Рефлексия

- Вспомните свои впечатления на уроке и нарисуйте солнышку улыбку, кому было интересно и кто доволен своей работой на уроке; губы вниз, кому было неинтересно и скучно, и кто недоволен собой.

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    5 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что решил утопиться в Черном Омуте. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

Геннадий Цыферов

КТО КОГО ДОБРЕЕ

Кто кого сильнее, кто кого страшнее - вот о чём вчера спорили весь день звери.

Вначале они думали: всех страшнее, всех сильнее - БОДАСТАЯ УЛИТКА.

Потом решили: нет, всех страшнее, всех сильнее - ЖУЧОК-РОГАЧОК.

После жучка-рогачка всех страшнее, всех сильнее - КОЗЛИК.

За козликом - БАРАН - БЕЙ В БАРАБАН.

За бараном с барабаном - БЫК - РОГАМИ ТЫК

За быком - НОСОРОГ-КОСОРОГ.

А за носорогом, а за носорогом всех страшнее, всех сильнее КЛЫКАСТЫЙ СЛОН.

Так и сказали звери слону:

Ты, слон, самый сильный! Ты, слон, самый страшный!

Но слон обиделся.

Конечно, - кивнул он, - я самый сильный. Но разве я самый страшный и самый злой? Неправда!

Слоны добрые.

Прошу, пожалуйста, мною никого не пугать.

Я очень люблю всех маленьких!

ПАРОХОДИК

Ты знаешь, где живут зимой речные пароходики?

Они грустят в тихих бухтах и гаванях о добром лете.

И вот однажды такой пароходик до того загрустил, что забыл, как надо гудеть.

Наступило лето. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть. Поплыл он вдоль берега, встретил щенка и спрашивает:

Нет, - сказал щенок. - Я лаю. Хочешь, научу? ГАВ-ГАВ!

Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся.

Вы не знаете, как надо гудеть?

Нет, - сказал поросёнок, - я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!

Что вы, что вы?! - испугался пароходик. - Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются.

Так и не научили его щенок и поросёнок гудеть. Стал пароходик у других спрашивать.

Рыжий жеребёнок сказал: «ИГО-ГО-ГО!» А зелёный лягушонок - «КВА-КВА-КВА!».

Совсем пароходик приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит: сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.

Что с тобой? - спросил пароходик.

Да вот, - кивнул мальчик, - я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.

Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать…

Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:

Ду-ду-дуу!

Кажется, что-то гудит? - сказал он.

Да, - ответил мальчик, - когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.

Кажется, я вспомнил! - обрадовался пароходик.

Что ты вспомнил? - удивился мальчик.

Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!

И грустный мальчик весело засмеялся.

А пароходик загудел на всю реку:

Ду-у-у-у!

И все мальчики и пароходики на реке ответили ему:

ДУ-У-У-У-У!!!

ОБЛАЧКОВОЕ МОЛОЧКО

Ах, как в этот день было жарко! От жары цветы поникли, травка пожелтела. Подумал-подумал лягушонок, взял ведёрко и куда-то пошёл.

На лугу он встретил корову.

Хочешь, я дам тебе молочка? - спросила корова.

На полянке он встретил козочку.

Хочешь, я дам тебе молочка? - спросила козочка.

Нет, квакнул опять лягушонок и пошёл ещё дальше.

Долго шёл лягушонок, размахивая ведёрком.

И, наконец, увидел он синие горы. На их вершинах жили пушистые белые облака.

Подозвал лягушонок самое маленькое облачко и сказал ему:

Дай мне, пожалуйста, немножко молочка!

Ничего не ответило облачко, только вздохнуло громко. Заглянул лягушонок в ведёрко, а там - буль-буль! - молочко!

Вернулся домой лягушонок и говорит:

А я облачковое молочко принёс!

Какое же это облачковое молочко? Это просто голубой дождик. Кто же его пить будет?

Как кто, - ответил лягушонок, - а цветочки махонькие?

II он напоил цветы и травку парным облачковым молочком. Ещё и муравьишке осталось.

ЖИЛ НА СВЕТЕ СЛОНЁНОК

Жил на свете слонёнок.

Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал…

Однажды на улице пошёл дождь.

У-у! - сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. - Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!

Слонёнок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата - все прятались под его большими ушами от дождя.

Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.

Мимо пробегал зайчик.

О-о! Какой прекрасный длинный нос! - сказал он слонёнку. - Вы вполне могли бы быть лейкой!

Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился…

Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.

Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть?

И вдруг он увидел огонь.

«Пожар!» - подумал слонёнок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал побольше воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.

Звери проснулись, увидели слонёнка, поблагодарили его за то, что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарным.

Слонёнок был очень горд.

Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.

Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.

ОДИНОКИЙ ОСЛИК

В лесу, в лесном доме, жил одинокий ослик. Друзей у него не было. И вот однажды одинокий ослик очень заскучал.

Скучал он так, скучал - и вдруг слышит:

Пи-пи, здравствуй! - Из-под пола вылез маленький мышонок.

Я - мышонок, - ещё раз запищал он, а потом сказал: - Я пришёл потому, что ты скучаешь.

И тут они, конечно, подружились.

Ослик был очень доволен. И всем в лесу говорил:

А у меня есть друг!

Что это за друг? - спросил сердитый медвежонок. - Небось что-нибудь маленькое?

Подумал одинокий ослик и сказал:

Нет, мой друг - большой слон.

Большой слон? Конечно, никто не поверил ему. И поэтому у домика ослика скоро собрались все звери. Они сказали:

А ну, показывай нам своего друга!

Одинокий ослик уже хотел сказать, что его друг ушёл по грибы.

Но тут вышел мышонок и ответил:

ДРУГ ОСЛИКА - ЭТО Я.