Блуд, прелюбодеяние. Что означает блуд и прелюбодеяние? Что такое блуд

Прелюбодеянием называется физическая близость людей, состоящих в супружестве с другими. К этой страсти относят блудные ощущения и желания чужого тела, нечистые помыслы и беседы в пошлой манере. Прелюбодействует не только изменщик, но и тот, с кем этот грех совершается: вина и позор лежат на обеих сторонах.

Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие

Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.

  • Грех прелюбодеяния в православии ассоциируется, в первую очередь, с супружеской неверностью, изменою. Поддаваясь плотским соблазнам, человек разрушает собственную семью. Страсть можно расценить как предательство, потому что заключенный брак всегда является священным союзом. Разрушаются отношения, на спад идёт все то, что было построено в любви друг к другу.
  • Блуд отличается тем, что люди вступают в связь, не состоя в брачных отношениях. Человек всем своим видом и поведением показывает, что имеет сильное желание добиться поставленной перед собою цели. Блудная жизнь заставляет нарушать моральные устои и ослепляет разум личности, нарушает закон целомудрия.

Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.

Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.

На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.

Супруги должны быть очень близки друг с другом, поэтому им становится тягостно, когда муж или жена оказывается в нечистом и незаконном услужении другого человека. Люди, предающиеся блуду, крайне осуждаются народом и религией. Прелюбодеяние влечет большее наказание, потому что супруги заключали священный договор и клялись в верности друг другу.

О семье в православии:

Верующая на исповеди

Наказание за прелюбодеяние

Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.

Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.

Важно! Мера епитимии (церковного наказания) устанавливается в зависимости от состояния совершившего грех человека.

  • Народ весьма порицает всякое проявление неверности, поэтому прелюбодей будет ощущать неприятные разговоры на стороне.
  • Впавшие в блуд не могут причащаться, пока не понесут покаяние.
  • Наказание происходит от собственной совести, которая не дает забыть грех долгое время. Очищение приходит только после уничтожения памяти об этом событии.
  • Последствием греха прелюбодеяния являются страдания, рождающиеся после узнавания об измене. Супругам приходится добиваться развода, потому что сохранить брак еще сложнее.
  • Любой блудный грех закрывает душе ворота в Небесную обитель.
  • Прелюбодеи понесут «вторую смерть в адском озере, преисполненном огня и серы.
  • В Новом Завете тела каждого человека становятся членами Христова тела, поэтому согрешивший наносит бесчестие Сыну Божьему и расторгает первозданное единство. Потеряв священную опору, человек отдается во власть чудовищных демонов.
  • Блуд и прелюбодеяние сооружают метафизическую стену, через которую тяжело просачиваются молитвы и прощения. Если не проводит соответствующих мер по исцелению души, есть вероятность отпасть от Церкви и Бога навсегда.
  • От прелюбодея отстраняются, отворачиваются. Его считают предметом позора и презрения, он приносит печаль своим родителям и является предметом нелестных отзывов.
  • Грех прелюбодеяния в православии способен разрушать не только физическую, но и духовную оболочку. Они аннулируют законы морали, которые имеют независимость от воли человеческой.
На заметку! Святой Василий, рассуждая о супружеской измене, не делал различий между прелюбодеяниями со стороны жены и мужа. В обоих случаях грехи становились смертными и требовали полного покаяния .

Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.

Значение заповеди «не прелюбодействуй»

Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.

  • Прелюбодействует уже тот, кто с вожделением смотрит на женщину.
  • Дети Израиля не должны подвергаться этой страсти, так как Небесная обитель не принимает нечистых сердцем людей.
  • Тела в православии расцениваются как храм, в котором обитает Святой Дух. Считается, что нет ничего в материальном мире, что принадлежало бы нам, поэтому грешить в гостях запрещено и противоестественно.
  • Необходимо позаботиться о чистоте тела своего, потому что придет время и каждому христианину придется дать ответ за проделанную жизнь.
  • Прелюбодейство обязательно судится Всемогущим Господом, но чистый брак и непорочное ложе Богом разрешены.

Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии

Важнейший фактор падения в эту опасную страсть - мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.

  • Священнослужители отмечают, что прелюбодеями и блудниками становятся те, кто уже подпал под власть другой страсти. Корень любой похоти находится в стяжании похвалы и славы.
  • Греховность усиливается, когда люди не охраняют своего тело от предметов соблазна. Гордость и тщеславие, которые редко замечаются личностью, побуждают идти на блудные сношения ради удовлетворения собственной похоти.
  • Апостолы называют причиною любодеяния (блуда) и прелюбодеяния пресыщенность. Когда тело наше сыто, бес обжорства отходит и приглашает нечистый дух прелюбодеяния придти и смутить разум грязными помыслами, а тело - истечениями.
  • Дух сонливости также достаточно мучает несчастного, потому что ленный и сонливый рассудок не способен оказать полноценное сопротивление суровому бесу блуда.
  • Часто помощь Всевышнего отступает от просящих, потому что те злословят, укоряют и осуждают своих ближних. Идя против братьев, человек остается один и оказывается неспособен противостоять разрушительным соблазнам.
  • Набег мысли - стремительная причина, которая практически неуловима сознанием. Она без слова и образа мгновенно возбуждает страсть.

Как искупить блудливый грех

Каждая из страстей способна захватить душу и отстранять от общения с Вечной чистотою Господа. Если грехи объединяются, становится сложение выйти из опасного положения, поэтому делом каждого православного заключается в истреблении всех семян греховности.

  • Первое дело - очищение тайников сердца, что позволит увидеть в душе Бога. Он будет давать наставления и верные советы, которые уберегут от влияния греха блуда. Ни одна мысль не скроется от Творца, поэтому стремление к блуду или прелюбодеянию должно уничтожаться большим стыдом перед лицом Всевышнего.
  • Священнослужители учат мирян быть более внимательными к чувствам и желаниям. Бесы похотливой греховности часто предстают в образе полезного и благого дела. Нечистые создания сначала помрачают ум, а после втолковывают то, что им нужно.
  • Исцеление придет, когда помышление о противоположном поле перестанут возбуждать страсть. Для снижения соблазна необходимо уменьшать время общения и отстранять от себя порочные размышления. Огонь похоти разгорается именно в движении мысли, а не в теле.
  • Так как бесовское нападение совершается на организм и душу, сопротивляться следует двояким способом. Одного телесного поста недостаточно, мирянину следует постоянно размышлять о Священном Писании , а также занимать свои руки трудом или рукоделием.
  • Если возникает перед человеком искушение, он обязан найти причину, внутреннюю или внешнюю, и искоренить ее. Целомудрие предполагает простоту в одеянии и покой собственной плоти, что не позволит возникать в уме блудным настроениям.

Молитвенная помощь:

Дело каждого христианина - истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.

  • Христианин обязан избегать греха пьянства , что позволит быть бдительнее, и не даст бесу блуда ввести в соблазн. Необходимо очищать собственное сердце, в котором, по словам Соломона, обитают источники жизни и смерти. Человеку нужно стать смиренным и скромным, потому что страсти возникают от свободы общения.
  • Одной из важнейших орудий в борьбе - сохранение чувств в своих пределах. Церковь учит отстраниться от суеты и сконцентрироваться на достижении основной цели - очищения сердца и ума. Священники дают следующий совет: к вещам можно относиться нейтрально, даже если они и способны вызывать вожделение. Важно само отношение личности к окружению.
  • Христианин спасет душу от растления, если сумеет избежать общения с бесом прелюбодеяния. Врагу не следует противоречить, помогает абсолютное игнорирование. Противодействие лишь усилит агрессию нечистого демона, который не успокоится, пока не будет побежден смирением.
  • Еще одним способом избавления от блудных помыслов является праведный гнев. Если христианин увидит в душе признаки возрастающей похоти, он должен рассердиться на это. Сочувствие же позволит греху удержаться внутри и вернуться в моменты слабости.
  • Христианин не должен осуждать окружение, важно иметь терпение и кротость. Человеку морально запрещено приписывать другим то, о чем он не знает достоверно. Верующему рекомендуется трудиться только над собственным сознанием, расчищая дорогу в Небесные обители.
  • В борьбе помогают исповеди и молитвы. Часто эти методы являются последним шансом спасения для глубоко погрязшей души.
Важно! Сегодня молодежь становится жертвой «духа времени», и редко знает, что последствия блудной жизни могут привести к серьезным страданиям. Однако даже самая заблудшая душа имеет шанс вернуться к Богу, так как христианство есть религия воскресения. История знает большое количество примеров исправления блудниц, которые становились святыми, совершая колоссальный подвиг.

Духовная и телесная чистота (целомудрие) - это добродетель, которая является полной противоположностью прелюбодейства и блуда. Греховная измена отдает страдание семье и всем ее членам. Внебрачная связь не наносит никому обиды, но оставляет семя блуда на продолжительное время.

Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.

Посмотрите видео о блуде и прелюбодеянии

Что такое блуд и любодеяние

Знайте, что никакой блудник не имеет наследия в царстве Христа и Бога.

Еф. 5, 5

Святой Апостол Павел советует христианам не говорить даже об этом грехе, великом и мерзостном, пред Богом: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3). Но, к несчастью, этот порок, столь общ и известен, что по необходимости надобно обратить на него внимание, указать на величайшую гнусность его и вред.

Под именем любодеяния разумеются многие виды грехов; наименуем некоторые из них.

Блуд - беспорядочная плотская любовь между женщиной и мужчиной, не находящимися в супружестве. Святой Апостол Павел строго воспрещает этот грех: «чтобы не было между вами такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12, 16).

Прелюбодеяние - беззаконное сожительство мужа с чужой женой, или жены с чужим мужем. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращенный с вожделением на женщину, причисляются к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем «(Мф. 5, 27. 28).

Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на нее обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».

Малакия - грех рукоблудия, онанизма. За это ожидает наказание, по слову Апостола Павла: «ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (Кор. 6, 9. 10).

Кровосмешение - когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники. Вот что говорит об этом постыдном грехе св. Апостол Павел:«есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего… Да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело… и я решил предать его сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа «(1 Кор. 5, 1–5).

Мужеложство - это грех гомосексуализма. Этот грех именуется также грехом «содомским». Эти грешники «достойны смерти по праведному суду Божию и собирают себе гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога «(Рим. 1, 32; 2,5).

По учению св. Апостола Павла, не должно сообщаться с блудником, даже есть вместе с ним, выйти из среды развращенных, отделиться от них и не прикасаться к нечистому.

Что же делать, чтобы избавиться от любодеяния, влекущего за собой гнев Божий и наказания? Во Святом Евангелии сказано: «если правое око соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5, 29). Вырвать глаз или отрезать у себя руку - это значит удалить из сердца наклонность ко греху, разорвать с ним связь и навсегда оставить, бросить его. Чтобы это исполнить, нужно:

1. Избегать развлечений, которые вводят в соблазн.

2. Избегать праздность, которую поистине называют матерью всех пороков. Когда человек трудится и занят делом, то искушения диавола становятся гораздо слабее.

3. Быть умеренным в пище и питии. Пророк Иезекииль среди беззаконий Содома указывает и пресыщение. «Беззаконие Содома, - говорит он, - было в гордости, пресыщении и праздности» (Иез. 16, 49).

4. Помнить, что безнравственные книги, развратные изображения, разнузданные песни, эротические фотографии и фильмы - опасны. Трудно избегать греха, когда живешь в атмосфере веселья, радости, шума.

5. Помнить всегда о страшном суде Божием и о тех мучениях, которые ожидают грешников.

6. Усердно молиться Богу и призывать Его на помощь: без помощи Божией ничего не можем делать. «Когда сердца твоего коснется помысл блудный, скверный, лукавый… уязвит и утеснит тебя, тогда скажи себе с твердым убеждением сердца, что это мечта диавола, и вдруг по- мысл или помыслы исчезнут» {св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Блуд - это половое распутство или разврат, если выражаться простыми словами. Это явление, которое несет негативный характер. Люди в современном мире распоряжаются свободно своими телами и отношениями и на данные понятия не обращают внимания или смотрят с долей скептицизма.

Одно дело - социальный взгляд, а другое - религиозный.

Нечистый демон

Так можно назвать блуд. Многие не понимают, что такого в плотских отношениях вне брака, ведь совершается всё по согласию обоих и без нанесения ущерба или какого-либо вреда.

Но так как тема религиозная, следует вспомнить о значении слова «грех». Под ним подразумеваются беспредел и беззаконие. А нарушаются законы именно духовной жизни, вследствие чего происходят саморазрушение и беды. Ведь на грехах и ошибках ничего хорошего не строится.

В святом писании найдется целомудренное и подробное объяснение того, чем является блуд. Хоть после него и не возникает тяжелейших последствий, он всё равно считается грехом. Священный источник предупреждает, что если не перестать будить и не покаяться, то не наследовать царства Божия. Блудникам до покаяния и прохождения через нравственно-исправительные меры запрещено причащаться. Такие меры долго длятся и весьма суровы.

Причины негативного восприятия

В православии интим никогда не возбранялся. Он даже благословлялся, но только тогда, когда женщина и мужчина объединялись в брачный союз. Еретик Павел писал об интиме, что не стоит уклоняться друг от друга, но надо обязательно заключить брак, чтобы сатана не искушал.

Брак всегда считался чем-то высоким и духовным, святым. После его заключения жена и муж становились одной плотью. Интимные и близкие отношения закрепляли их союз и сильнее привязывали друг к другу супругов.

Мужчины и женщины в браке объединяются в единую плоть во имя своей любви, но вне его это считается грехом. Поэтому блуд - это проявление безответственности, слабости и получения греховного наслаждения. Каждая такая связь - это глубокая рана для тела и души, которую часто осознают, лишь столкнувшись с последствиями. Если человек находит свою любовь и вступает в брак, все его прошлые связи кладутся на душу тяжёлым грузом. Ведь прошлые грехи стереть невозможно.

Блуд соединяет людей лишь ради осквернения тела и души. Это не даёт человеку истинного счастья. Его можно найти только в доверии и любви, духовном единении.

Что влияет на буйство плоти

Следует отметить несколько причин , по которым усиливается тяга к блуду у многих людей. Перечислил их церковный писатель Aвва Исаи в «Отечнике». Он отметил:

  • тщеславие;
  • любовь к красивым одеждам;
  • празднословие;
  • долгий сон.

Всё перечисленное касается получения удовольствия и удовлетворения собственных желаний. Следует отказаться от всего этого и заняться молитвословием. Ничего нельзя оставлять, ведь страсти держатся друг за друга, словно звенья в цепи.

Другие мнения

Существуют современные трактовки. Мыслители нашего времени говорят, что на вопрос, почему блуд является грехом, можно ответить только с религиозной точки зрения. Ведь с других позиций всегда будут контраргументы.

Человек, живущий в разврате и блуде, не видящей разницы между супружеской добродетелью и распутством, воспринимает цинично и иронично всё ранее сказанное. Таковых называют порабощенными, больными физически и опустившимися морально. Блудник, согласно православным законам, - это одержимая личность, которая является жилищем демонов. В данных суждениях приводят в качестве примеров сексуальных маньяков и «падших женщин».

Последствия блуда

Если отойти от религии, то, конечно же, вспомнятся венерические заболевания, слухи о непорядочности человека, незапланированная беременность и нравственная распущенность.

Также близкородственный брак противоречат божьим заповедям и считается блудом и грехом. Если рождались дети от такого брака, то часто с генетическими уродствами и пороками, которые отражались и на их потомках.

В ветхом завете говорится, что, кто посягнет на подобное блудодеяние, тот будет предан дьяволу.

Женщины-блудницы

Можно подробнее рассказать и о развратных женщинах. Блудница в Библии - это персонаж, который встречается с первой и по последнюю книгу. Если говорить простыми словами, то это проститутка. Свои услуги, согласно Библии, они предоставляли за козлят, но далее брали и более ценное богатство.

В Священных источниках упоминаются только развратные женщины, о мужчинах ни слова. Также в Библии нет строк, в которых говорится, как девушки становятся проститутками.

Как такое осквернение могло вообще произойти, неясно. Остаётся только догадываться. Возможно, что бедные семьи девушек посылали их на заработки. Ведь в те времена они находились полностью под отцовским контролем, так что если бы главный в семье пожелал, чтобы она стала проституткой, то против отца у неё не получилось бы пойти. Итогом этого становится принужденный блуд.

Прелюбодеяние

Это понятие имеет непосредственное отношение к теме, но его следует отметить отдельно и разобраться, в чём же разница между блудом и прелюбодеянием.

Прелюбодеяние, согласно словарю, - это супружеская измена . То есть это тоже является интимным плотским грехом. Дословно еврейское слово «прелюбодеяние» переводится как нарушение брака. Бог полагает, что этим грехом народ отступает к иным идолам.

Грехи против целомудрия

Это именно то, чем являются блуд и прелюбодеяние. Что общего и в чём разница, - очевидно. Мыслители нашего времени называют это грехом против целомудрия. Дух современного мира всячески соблазняет и развращает. Такому воздействию противостоять все сложнее. Соблазн присутствует везде: в эфире и СМИ, на рекламных щитах и в видеороликах, в песнях, книгах и музыке, в социальных сетях.

Если отвлечься от религии, встречается множество поломанных судеб, суицида, жизненных трагедий и болезней от плотских грехов. Плотские грехи ужасны тем, что они словно опаляют и отравляют сердца и души людей. Человек, даже раскаявшийся, пытается долгое время излечиться.

Плоским грехам очень тяжело противостоять. Человек, поддавшись им, получает сильное удовольствие. Это схоже с наркотическими веществами . Разврат также вызывает зависимость.

Понятие похоти

«Похоть» не является синонимом к слову «блуд», но понятия эти родственные. Под термином подразумевается искажение отношений полов, а не половое желание. К похоти ведет грехопадение, которое связано с эгоизмом, жаждой власти, видением в человеке только объекта для своего удовлетворения.

Похоть - это незаконная страсть, вожделение, которое отвращает человека от Бога и развращает его сердце. Всё это влечет к грехам. По Библии, похоть является самым опасным и частым грехом, который заразен .

Как наказывает Бог за блуд

Все вышеперечисленные грехи являются настоящим злом , даже если на них смотреть с человеческой и нравственной точки зрения, а не с религиозной. Что происходит после прелюбодеяния? Человек:

Если возвращаться к религии, то стоит знать, что искупление возможно только в том случае, если человек обратится к Господу с чистосердечным покаянием. Важно действительно раскаиваться в содеянном и просить прощения искренне.

Человек перестает жить прежней жизнью , понимает, что чернота пожирает его изнутри. И он направляется в церковь в поисках успокоения, поняв силу совершённых грехов и их тяжесть. Понимает, как сильно страдает его тело, пытаясь найти утеху в случайных связях. Чем раньше человек поймет, что он наделал, и переосмыслит свою жизнь, тем быстрее он станет на правильный путь, от которого начнется дорога к счастью.

Блуд - понятие, требующее уточнения. Если поговорить с верующими, каких только определений не услышишь! Для кого-то блуд - любая плотская страсть, и всякая она - грех. Другой копает глубже, мол, блуд, он разный: словоблудие в том числе, а не только физические стороны греха. Для одного блуд - измена, для второго - проституция, для третьего - секс вне брака, а четвёртый во всяком интимном акте видит блудодеяние.

Внесём же для начала ясность, что на самом деле говорит на эту тему православие. А затем поговорим, как избавиться от греха блуда и почему это нужно.

Блуд - это интимная близость людей вне брака, а также отклонение от промысла Божьего

Блуд - это многозначный термин. В православии есть два значения этого понятия:

отвержение веры в существование богов

  1. Блуд - это интимная близость людей, которые не состоят в законном браке.
  2. Блуд - это любое отклонение человека от замысла Божьего (атеизм, язычество).

Второе определение - более широкое. Но чаще, говоря о блуде, православные подразумевают разные действия интимного характера, которые не одобрены Церковью:

  • любодеяние - блудное разжение, то есть намеренная попытка распалить в себе плотские страсти. Потакание своим желаниям. Обычно имеются в виду действия интимного или услаждающего характера, совершённые не в браке. С точки зрения православия, это неестественный и греховный путь. Сексуальную связь до брака можно назвать и блудством, и любодеянием. Это довольно широкий термин;
  • прелюбодеяние - супружеская измена, нарушение верности. То есть, технически это уже не блуд, а другой грех;
  • рукоблудие - онанизм.

Блуд - это не только сексуальный грех, но и невоздержанность.

Соответственно, можно дать определение разным сопутствующим понятиям. Блудница - это просто распутная женщина, не замужняя. А если она таким занимается в браке, то это уже прелюбодейка, либо блудная жена.

Но понятия часто смешиваются и путаются в разных источниках. Например, свт. Григорий Богослов даёт такое определение:

«Блудом и прелюбодеянием

называется не только грех

в рассуждении тела, но и всякий грех,

особенно же беззаконие

в рассуждении Божества».

Григорий Богослов

Да и в Ветхом Завете 7-ая заповедь содержит всего один закон - «не прелюбодействуй», но христиане понимают её шире - как запрет любых грехов интимного характера.

Поэтому всегда нужно уточнять, что каждый конкретный источник подразумевает под блудом, любодеянием или прелюбодеянием.

Блуд мешает духовному развитию православного человека

О том, какой вред может причинить блуд верующему христианину, сказал апостол Павел в Священном Писании:

«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

(1 Кор. 6:13-20)

Самое страшное утверждение для православного верующего звучит в этих строках: «блудники и прелюбодеи царства Божия не наследуют». Но у христианина всегда остаётся возможность покаяться и исправить ситуацию.

Православие противопоставляет блуд браку и считает его грехом

Православие негативно относится к блудной срасти и ставит её в один ряд со многими другими грехами. Это не случайно, ведь апостол Павел называет блуд грехом в одном списке с мужеложеством и идолослужением:

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют».

(1 Кор. 6: 9–10)

Православие опирается не только на Священное Писание, но и на труды Святых Отцов. О блуде высказывались многие из них. Святитель Василий Великий противопоставлял блуд браку:

«Блуд - не брак, и даже не начало брака.

Посему если возможно,

чтоб вступившие в связь блудно,

разлучались, то это всего лучше;

если же они всемерно желают жить вместе,

то пусть понесут наказание,

но и получат дозволение,

чтоб не было чего худшего».

Василий Великий

святитель

Он же писал, что в блуде виноваты обе стороны:

«Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению».

Иоанн Златоуст подчёркивает нечистую природу блуда:

«От блуда все тело

становится нечистым,

оно оскверняется так,

как бы упало в грязный сосуд,

наполненный нечистотою».

Иоанн Златоуст

Безусловно, «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», но мысли - это одно, а поступки - другое. Лучше всего восхищаться красотой без желания обладать. К этому стоит стремиться.

Сексуальная жизнь супругов - это не блуд, православие её одобряет

Но не стоит спешить с выводами и ставить крест на сексуальной жизни. Как раз к ней у христианства в целом и у православия в частности положительное отношение. Апостол Павел не забывает об этом в своём послании:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

(1 Кор. 7: 3–5)

Блуд - не секс вообще, а секс незаконный, то есть, незакреплённый законом - церковным или человеческим. Конечно, есть разные ситуации. Мужчина и женщина, которые остались друг с другом на всю жизнь на необитаемом острове, выхода не имеют.

Но в большинстве случаев люди пренебрегают браком. Именно это православная Церковь и осуждает. Она считает, что отношения необходимо подкреплять поступками.


Брак - это официальное заявление о принятии на себя ответственность за человека. Женатую пару благословляет Святой Дух. Так на это смотрит Церковь.

Брак - это противовес блуду.

Противоестественные блудные грехи между супругами - это нонсенс. Православная Церковь не влезает в интимные отношения мужчины и женщины, дозволяя им заниматься тем, что они считают для себя приемлемым.

Единственное ограничение в православной традиции касается анального секса. Всё остальное рассматривается как скрепляющее отношения и физическое выражение любовного чувства.

6 признаков блуда

Чтобы демон блуда не взял над человеком верх, полезно знать признаки греха. Их помогают сформулировать труды преподобного аввы Исайи:

1. Празднословие - то есть, разговоры сверх меры на темы, не полезные для духовного развития. Это тревожный звоночек для верующего, так как ум его мятежен и может навести на блудство.

От словоблудия предостерегали оптинские старцы. Преподобный Амвросий утверждал следующее:

«Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото».

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит».

Амвросий

преподобный

2. Тщеславие - это желание выглядеть в глазах окружающих лучше, чем ты есть. Часто в корне этого стремления лежит блудная страсть.

3. Слабость - дух блуда выкачивает силы из человека, поэтому бессилие - верный признак того, что энергия уходит не в созидательное русло.

4. Беспокойность в молитве. Блудная страсть отвлекает на себя мысли и мешает молиться. Само по себе это не признак блуда. Даже монахи признаются в том, что их отвлекают блудные мысли. Вопрос в том, кто победит.

5. Чрезмерное внимание к внешнему виду. Ухаживать за собой - это прекрасно. Нет ничего плохого в том, что молодая девушка красиво наряжается для мужа или для того, чтобы выглядеть привлекательно.

Но иногда это перерастает в нарциссизм, культ собственного тела. Тогда плоть превращается в товар. Нужно уметь выдержать меру.


6. Пресыщение. Отношения полов иногда могут человеку надоесть. Причины бывают разные. У кого-то просто слишком много забот, чтобы расслабиться, кто-то психически заболел.

А бывает, что человек стал жертвой блуда: его голова настолько забита одной похотью, что от обычного секса просто тошно. Хочется излишеств, чтобы искусственно подогреть интерес. Это уже блудное сознание.

Православная Церковь запрещает рукоблудие

Что такое грех рукоблудия? Это онанизм, хотя к библейскому Онану это не имеет никакого отношения. Церковь негативно относится к рукоблудию потому, что видит в нём искажение отношений между полами.

Обычно в плотских отношениях участвуют жена и муж, а здесь нет двух полов, только один. Это форма любви к себе. Православие предупреждает - душа должна быть властна над своим телом, а не наоборот.

Святые отцы говорят о рукоблудии как о грехе, против которого сложно бороться.

Святитель Феофан Затворник считал, что грех этот вреден для души:

«Кто частым удовлетворением этой похоти образует в себе склонность к услаждениям её, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански.

В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает проводить жизнь свою только среди таких порядков, которые могут питать и услаждать её.

Демон нечистоты

Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?».

Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.

Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г. ), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого, Григория Нисского, также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит.

Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха?

Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

Тот же апостол пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 3–5).

Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.

Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5: 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15–16).

И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.

Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.

Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому человеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации этого дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадывают сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пытаются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.

Данные статистики свидетельствуют, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. И это понятно и объяснимо: грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов дается им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака, – люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чем не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.

Храни сердце твое

С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.

Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.

Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.

Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.

Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.

И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе зарок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рассматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.

Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».

На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может существовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Нескромная одежда, двусмысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека.

Горе миру от соблазнов

Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.

В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.

Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?

Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.

Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и устаревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умерли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрачной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не наносит вреда организму.

В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Если есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.

Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведения потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.

Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроится, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понести это.

В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, периоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная деятельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время беременности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с мужем.

А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, простатит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести любовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сословия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения. Грех не созидает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и методов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!».

Бог в помощь!

Брань с разжжением плоти – вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый человек чувствует в своем теле определенные поползновения, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нужно всегда держать на коротком поводке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может покусать нас самих.

Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.

Некий пресвитер Конон часто совершал таинство крещения. Всякий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и крестить женщин, он впадал в большое смущение и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выполнил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осенил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в монастырь, пресвитер крестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смерти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.

Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И святые отцы единодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспыхнувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия.

(Продолжение следует. )