Моисей: историческая личность или вымысел. Краткое жизнеописание ветхозаветного пророка моисея

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Земле Обетованной. Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его семейной жизни. Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История пророка Моисея, как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле горы Синай еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей — фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа . Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея . Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом . Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме . Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).

Когда ему исполнилось сорок лет , он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет . За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства . Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха . Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения .

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений . Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает . Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5-6).

Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте . Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери . Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него .

Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма ): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи . В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь . На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями . Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона .

Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы .

На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь . Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю . Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

Поэтому последовала третья казнь . Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним , в греческом и славянском текстах — скнипы . По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи . Это была четвертая казнь . Орудием ее были мухи . Они названы песьими , видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона . Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию . Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.

Последовала пятая казнь — моровая язва , которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами . На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес . В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47-48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром , показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь . Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27-28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения .

Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер , продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях . Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма . Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан ) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать .

В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев , а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских , прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах ; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо ).

Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения . Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь . Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту , с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой . Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться .

Моисе́й (иврит Мо́ше) - в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине). Вопрос, какие исторические события отражены в книге Исход, является дискуссионным. По наиболее принятой точке зрения, они происходили в период правления 19-ой династии фараонов Египта.

По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. В то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала Моисея в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках. Здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью Моисея. Дочь фараона полюбила Моисея как родного сына. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской. Он женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. В гл. 3 кн. Исход описывается явление Моисею на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). Бог наделяет Моисея способностью творить чудеса и посылает вывести из Египта сынов Израилевых. Поскольку Моисей косноязычен, его брат Аарон говорит от его имени.

Моисей и Аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на Моисея. После чудесного превращения жезла Аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, Яхве через Моисея насылает десять казней египетских. Фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню. Воды Чермного (Красного) моря по знаку Моисея расступаются перед евреями, но фараон со своим войском тонет (возможно, такие явления наблюдались в лиманах Красного моря, есть свидетельства древнегреческих географов).

Начинаются блуждания по пустыне Синайской. Народ не раз ропщет на Моисея; он делает горькую воду сладкой, высекает воду из скалы, Яхве через него посылает народу манну небесную. Первое военное столкновение с амаликитянами разрешается благодаря молитве Моисея, поднимающего руки с жезлом на вершине холма; когда Моисей устает, руки ему поддерживают Аарон и Ор (17:8-16). Через три месяца после Исхода народ выходит к Синайской горе. Моисей восходит на гору, где получает весть о грядущем явлении Яхве. Весь народ обязуется блюсти ритуальное воздержание, в установленный день гора Синай колеблется, разражается гроза. Моисей всходит на гору и получает скрижали с «десятью заповедями». Народ в страхе отступает от горы, Моисей же «вступает во мрак, где Бог» (20, 21). К заповедям добавляются другие предписания. Затем наступает миг заключения «Завета»: народ Израиля обещает исполнять слова Яхве. Моисей снова уходит на гору на 40 дней и ночей. Он получает указания об устройстве скинии и ковчега Завета, о посвящении Аарона и его потомков для священнического служения и др. Однако в это время народ и даже Аарон нарушают Завет: в ответ на требования зримого и единого Бога Аарон изготавливает «золотого тельца». Яхве предлагает Моисею истребить весь народ и произвести новый из потомков самого Моисея, но по молитве Моисея погибель народа отвращена. Отступников жестоко казнят. И в дальнейших странствиях возникает ропот против Моисея, но зачинщики (Корей, Дафан и Авирон; Книга Чисел, 16:3) гибнут от «божьего суда».

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии.

Моисей – один из самых известных персонажей в Библии. Он вывел народ Израиля из Египта, именно ему Господь вручил каменные скрижали (каменные плиты) завета, на которых были выбиты десять заповедей. Согласно преданию (и научным данным), Моисей автор первых пяти книг Библии – Бытия, Исхода, Левита, Второзакония и Чисел 9т.н. «Пятикнижие Моисеево»).

Библия повествует о Моисее в книгах Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Упоминается же Моисей еще в книге Иисуса Навина, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иеремии и Малахии, в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов, в посланиях апостола Павла Второму к Коринфянам и Второму к Тимофею и к Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова.

Ко времени рождения Моисея народ Израиля жил в Египте. Сперва евреи занимали почетные должности и пользовались расположением правителя, но впоследствии их положение изменилось и они стали выполнять тяжелые хозяйственные работы. Чтобы число евреев не увеличилось, фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола. В такой обстановке родился Моисей (что значит извлеченный или спасенный из воды). Его мать оставила его в корзинке на берегу реки. Там мальчика нашла дочь фараона и взяла на воспитание, а его мать наняла как кормилицу.

Моисей был царевне как сын, но затем бежал из Египта, так как в одной из ссор заступился за одного за человека и убил другого. Он женился и стал пасти овец у горы Хорив (Синай). Там ему явился Ангел Господень «в пламени огня из среды тернового куста» (Исх. 3:2), который не сгорал в пламени. Этот куст стал называться неопалимая купина. Господь велел Моисею вернуться в Египет и вывести евреев.

Фараон не хотел отпустить евреев (и терять рабочую силу), и Бог навел на египтян многие бедствия («казни египетские»). Фараон отпустил евреев (Исх. 7-12). И вышли евреи, «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». Путь им показывал Сам Бог.

Вскоре фараон изменил свое решение и послал за ними войско, которое настигло евреев у Красного моря. Тогда Бог дал Моисею сотворить чудо – раздвинуть море, чтобы евреи пошли по морскому дну. Египтяне бросились вдогонку, но воды сомкнулись, и воины утонули. (Исх. 14).

Когда евреи шли через пустыню, Бог посылал в пищу манну («манна вкусом же как лепешка с медом и ели манну сорок лет доколе не пришли к пределам земли Ханаанской») (Исх. 16:31,35) и расположились у горы Синай,

Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх. 19-32).

Пока Моисей был на горе, евреи «сделали себе литого тельца и принесли ему жертвы», Моисей же, спустившись с горы, в гневе сжег тельца и стер в прах (Исх. 32).

Затем евреи еще долго странствовали по пустыне (Числ. 9-27), прежде чем войти в обетованную (обещанную им Богом) землю. Моисей в нее не вошел, но только видел ее, взойдя «на гору Нево с вершины Фасги, что против Иерихона» (Второзак. 34:1). Там он и скончался в возрасте 120 лет. «И не было более у Израиля пророка такого как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Второзак. 34:10).

На анонсе фрагмент “Моисей. скульптура Микеланджело”.

Кто такой пророк Моисей, можно узнать из Библии . Его жизнеописание изложено в Ветхом завете . Согласно Священному Писанию, это центральное действующее лицо событий, определивших судьбу еврейского народа как богоизбранного.

Его называют Боговидцем, потому что он напрямую общался с Богом. Именно Моисею, по библейскому сказанию, Господь вручил скрижали – каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей, впоследствии ставшие основой христианской морали.

Пророк Моисей Боговидец – краткое житие

Биография этого необыкновенного человека, жившего несколько тысячелетий тому назад, до наших дней представляет огромный интерес как для профессиональных исследователей библейской истории, так и для обычных людей, знакомящихся со Священным Писанием.

Вот как выглядит кратко пересказанное жизнеописание святого.

Рождение Моисея

Пришедший к власти на родине пророка, в Египте, где в то время жили евреи, фараон Рамзес II, которому историки дают крайне жесткую характеристику, опасался, что в случае войны иноплеменники предадут его и перейдут на сторону противников. Фараон стал проводить политику геноцида, понуждая израильтян к тяжелым работам, а также приказал убивать всех новорожденных мальчиков в еврейских семьях.

Этот приказ вступил в силу накануне рождения Моисея, который стал третьим ребенком в семье Амрама и его жены Иохаведы – у будущего пророка были брат Аарон и сестра Мариам.

Детство и юность

Родителям удавалось скрывать факт его рождения. Поняв, что дольше это делать это будет нельзя, и чтобы спасти малыша, родители положили младенца в корзину и спрятали в зарослях папируса у берегов Нила. Дочь фараона, пришедшая со служанками на берег реки, случайно нашла корзинку. Знавшая о приказе отца, принцесса поняла, кем был ребенок, но, пораженная красотой младенца, решила взять дитя на воспитание.

Младенец не хотел брать грудь никакой кормилицы, тогда Мариам, родная сестра Моисея, подошла и предложила найти для малыша кормилицу. Ею стала родная мать мальчика. Затем женщина привела мальчика во дворец в качестве приемного сына дочери фараона. Он жил там, пока не стал взрослым. Однако юноша знал о своем происхождении, и никогда не поклонялся египетским богам.

Бегство в пустыню

Как-то раз он увидел, как египтянин избивает еврея, и, защищая соплеменника, случайно убил нападавшего. Спасаясь от преследования, приемный сын принцессы бежит через пустыню в Мадиамскую землю, находит приют в доме жреца этого народа и становится мужем его дочери.

Сколько лет понадобилось пророку, чтобы созреть физически и духовно для главного подвига своей жизни – выведения еврейского народа из египетского рабства? Во время бегства из Египта Моисею исполнилось сорок, и столько же он прожил в Мадиаме, поэтому к моменту исхода ему было уже 80.

Призвание Моисея Богом

Однажды, когда святой пас овец своего тестя неподалеку от горы Хорив, Господь явился в образе горящего, но не сгорающего тернового куста. Когда пастух попытался подойти и рассмотреть поближе это чудо, то услышал голос Бога, приказывающий ему не приближаться. Голос призвал святого вернуться в Египет, чтобы вывести евреев из плена.

Дабы укрепить дух пророка, Бог сделал так, что жезл (пастушеский посох) в руке пророка превратился в змею. Господь предупредил своего избранника, чтобы он был готов к трудностям, поскольку ожесточившийся фараон не согласится отпустить евреев на свободу. Поскольку пророк имел дефект речи, Господь посылает с ним брата Аарона.

Моисей и Аарон направляются к фараону

Фараон – это был уже не тот правитель, от которого сорок лет назад убежал будущий пророк. В ответ на требование Моисея дать евреям возможность уйти из Египта, фараон лишь посмеялся, да увеличил трудовую повинность своих рабов.

Но Моисей не оставлял царя в покое, требуя свободы для своих соплеменников.

Получив очередной отказ, он пригрозил фараону страшными карами Божьими. Фараон не поверил, но угроза стала реальностью: Господь рукою Моисея стал насылать на египтян «казни», т. е. наказания.

Десять казней

Первым , как гласит легенда, стало наказание кровью, когда вся вода в Ниле и других водоемах превратилась в кровь, «воссмердела» (протухла), и ее стало невозможно пить. При этом в домах евреев она оставалась чистой и прозрачной. Египтяне вынуждены были покупать воду для питья у своих рабов.

Но фараон не поверил, что это Божья кара, а приписал порчу воды колдовству. Он призвал на помощь своих чародеев, которым также удалось превратить купленную у евреев чистую воду в кровь.

Вторая египетская казнь представляла собой нашествие жаб (лягушек), которые вышли из воды и заполнили собой всю землю, заползая в дома египтян. Жабы были повсюду – на полу и на стенах, в постели и посуде. Колдовство египетских жрецов, пытавшихся избавить страну от жаб, привело к еще большему увеличению их числа.

Фараон стал просить Моисея помолиться за него перед Господом, чтобы Он вернул жаб обратно в реки, обещая отпустить евреев. Просьба была исполнена, но правитель нарушил данное слово, и не отпустил соплеменников пророка.

Третья казнь представляла собой нашествие мошек, которые покрыли собой поверхность земли, нападая на людей и на скот.

На этот раз сами волхвы, осознав свое бессилие, признали это наказание перстом Божиим и призвали правителя согласиться с требованием вождя евреев, но фараон снова отказался.

Четвертым стало наказание «песьими мухами» – насекомыми, сочетавшими неотвязчивость мух и агрессивность собак. Это была разновидность оводов, которые впивались в кожу людей и животных, оставляя после себя кровоточащие раны. И никто нигде не мог скрыться от них.

Только местность Гесем, где компактно проживали израильтяне, была свободна от песьих мух. Так Создатель показал, что все эти бедствия – не просто «экологическая катастрофа», а кара Господня, носящая избирательный характер.

Пятой казнью стал мор скота, поразивший домашних животных во всем Египте. Уцелел только скот в хлевах евреев.

Шестая казнь — Моисей и Аарон, взяв в руку горсть сажи, подбросили ее перед лицом фараона, после чего сам правитель и все подданные, а также их животные, покрылись язвами и нарывами. Испугавшись, фараон решился отпустить евреев, но снова передумал.

Седьмой казнью стал огненный град, сопровождаемый громом и молнией.

Фараон снова начал просить для Египта милости у Господа, снова обещая дать евреям свободно уйти, и не сдержал слова.

Восьмая казнь — ветер принес из пустыни тучи саранчи, которая уничтожила всю зеленую поросль на земле, не только культурные растения, но и обычную траву. Повторилась та же история – сначала правитель призывает Божью милость, обещая исполнить требования Моисея и Аарона, потом забывает о своих обещаниях.

С девятой казнью на страну опустилась тьма, которую не могли рассеять ни свечи, ни факелы. Тьма была такой густой и плотной, что ее можно было потрогать руками.

Десятой и последней египетской казнью стала смерть первенцев во всех египетских семьях, от наследника фараонского престола, до первенца узника, сидевшего в тюрьме. Погибли также первенцы всех домашних животных египтян.

Это случилось в течение всего одной ночи. А все дети и животные израильтян были живы и невредимы, так как Бог через пророка приказал евреям намазать косяки дверей своих домов кровью жертвенного ягненка, чтобы Ангел – исполнитель Божьей кары – не входил внутрь.

Учреждение праздника Пасхи

После десятой казни фараон наконец позволил евреям во главе с Моисеем и Аароном покинуть Египет. В память этого события евреи установили особый праздник – пейсах, исход, или еврейская Пасха, ставшая прообразом христианской.

В день Пасхи в каждой еврейской семье устраивается трапеза, на которой подается особым образом приготовленное мясо ягненка, в память о том жертвенном агнце, кровью которого были намазаны косяки дверей еврейских домов.

Исход Моисея из Египта. Переход через Чермное море

Поле того, как Господь вывел израильтян из египетского плена, Он приказал евреям идти в Ханаанскую землю. Самый короткий путь туда лежал через территорию, занятую воинственным племенем филистимлян, однако ослабленные пленом и тяжелой работой евреи не смогли бы преодолеть его.

В славянском переводе Библии говорится, что пророк привел народ к Чермному морю, но какое море имеется в виду, понятно не сразу. Дело в том, что Чермным славяне называли Красное море, представляющее собой узкий залив Индийского океана.

Опомнившись после всех пережитых бедствий, фараон, гордыня которого была уязвлена тем, что ему пришлось уступить, снарядил боевые колесницы и погнался за ушедшими, желая отомстить за унижение. Оказавшись зажатыми между войском правителя и морскими водами, евреи приготовились к смерти.

Бог и здесь не оставил их: Он послал ветер, который раздвинул воды, обнажив морское дно в самом узком месте, и весь народ во главе с пророком прошел по нему на другой берег. Память об этом переходе до наших дней сохранилась не только в Священном Писании, но и в легендах и притчах израильтян.

Увидев, какое глубокое море с легкостью перешел Моисей и его народ, фараон пустился за ним следом, надеясь также «проскочить». Но тяжелые колесницы увязли во влажном морском песке, а как только последний израильтянин ступил на противоположный берег, ветер переменился, воды вернулись на свое место, и войско фараона погибло.

Чудеса, которые совершает Моисей

В пустыне людям не хватало еды, и по вечерам, во время привалов, они стали роптать, вспоминая, что в Египте у них всегда было мясо. Вдруг с неба спустились стаи перепелов, покрыв собой весь стан, а к утру выпала роса. После испарения влаги на земле осталось нечто, напоминающее крупу, которую израильтяне назвали манной.

По вкусу еда напоминала пшеничную лепешку с медом. Это чудо повторялось каждое утро, на всем протяжении путешествия.

Затем народ стал страдать от жажды, и вновь на вождя посыпались упреки – зачем он вывел их из Египта, где воды всегда было вдоволь. Тогда с Божьей помощью пророк извлек воду из камня. При этом, разгневавшись на народ и выйдя из себя, он единственный раз за всю жизнь преступил волю Бога – вместо того, чтобы воззвать к скале, ударил по ней посохом.

Когда оттуда забил источник, люди стали считать, что не Господь, а сам Моисей дал им воду. Такой поступок пророка стал причиной того, почему святой не вошел в землю обетованную.

Следующим испытанием стала битва с амаликитянами. Израильтяне сражались с ними под командованием Иисуса Навина, а пророк наблюдал за ходом сражения, стоя на холме с жезлом в руках. Когда он поднимал руки, израильтяне брали верх, а когда опускал – отступали.

Чтобы обеспечить соплеменникам победу в битве, которая длилась от рассвета до заката солнца, Аарон и один из его помощников, Ор, поддерживали уставшие руки пророка. После победы Бог велел пророку записать это событие в книгу.

Синайский завет и 10 заповедей

Через три месяца после исхода из Египта евреи подошли к горе Синай. Бог предупредил святого, что здесь Он сойдет к народу. Готовясь к встрече, израильтяне должны вымыться, переодеться в чистые одежды и, соблюдая пост, воздерживаться от супружеского ложа.

В назначенный день при громе и молниях над вершиной горы появилось темное облако и послышался рокот, напоминавший звук трубы. Вся гора заколебалась, а люди очень испугались – они поняли, что это голос Бога, который говорит с Моисеем.

Господь приказал пророку взойти на гору. Вождь израильтян стал подниматься, а народ остался внизу. Когда пророк встал перед лицом Божиим, Он вручил ему скрижали.

Гнев Моисея

Вождь отсутствовал в течение 40 дней, и все стали считать его погибшим. По требованию народа, Аарон создал идола – золотого тельца, подобного египетским истуканам, которому люди стали поклоняться, нарушив тем самым главные заповеди Божии.

Вернувшийся пророк в гневе уничтожил идола и разбил скрижали завета. Его отчаянию не было предела – он понимал, что Господь может отвернуться от израильтян, совершивших столь тяжкий грех, как богоотступничество.

Пророк вернулся на гору Синай и стал молить Бога о прощении соплеменников. Если же Он не захочет простить израильтян, то святой готов разделить с ними ответственность – пусть Он вычеркнет его имя из Своей книги.

По жаркой молитве Моисея, которая продолжалась 40 дней, Господь восстановил Свой завет с избранным народом. Он подтвердил все свои обетования, а также приказал сделать новые скрижали и записать на них 10 заповедей.

Совершив свой молитвенный подвиг, пророк спустился с Синая. Его лицо после общения с Господом сияло так ярко, что ему пришлось прикрыть его покрывалом, чтобы не ослепить израильтян.

Сооружение и освящение Скинии

Вскоре после получения скрижалей Господь дал евреям поведение соорудить Скинию – походную церковь. Скрижали были уложены в ковчег и внесены в Скинию.

Место, где она была установлена, покрылось облаком, что стало видимым знаком Божьего присутствия. Когда облако поднималось вверх, это было знаком, что народу пора двигаться дальше.

Конец странствования. Смерть Моисея

Израильтяне продолжали время от времени выражать возмущение по разным причинам, печаля пророка и вызывая гнев Бога, который определил евреям 40 лет странствовать по пустыне, пока не уйдут из жизни те, кто становился возмутителем спокойствия и не верил в божественный промысел.

Наконец этот срок закончился – люди подошли к границам земли обетованной. Бог возвел Моисея на гору Нево и показал ее ему. После этого Моисей благословил свой народ, передав бразды правления Иисусу Навину. Вскоре после этого он умер.

Заключение

Точных сведений о том, сколько прожил Моисей, в истории не сохранилось. Судя по тем сведениям, которые приводятся в Священном Писании, годы жизни Моисея насчитывают около 120 лет.

В качестве места, где он был похоронен, упоминается Моавитская долина, но его могила осталась неизвестна. День памяти пророка Моисея отмечается православной церковью 17 сентября по новому стилю.