Двери с притвором: для чего нужен дополнительный элемент. Что такое притвор в храме

Состоит из притвора , средней части и алтаря .

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть . В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть , где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом . Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя , слева — Богородицы . Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона , то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери . Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков , в пятом — святых праотцев , то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами . Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами .

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник . И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — , на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников . На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье , так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница , обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица , в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест . Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место , которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест . Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник . Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом ). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило . Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

  • Притво́р - пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

    Происхождение термина обычно выводится из прето́рия (лат. praetorium) - в Древнем Риме площадка для претора, место для палатки полководца, позже - центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория, а затем и притвор.

    Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. νάρθηξ - ларчик, шкатулка), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма.

    Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.

    В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять крещение, и кающиеся. К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание - епитимию, стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти.

    В дальнейшем все же опять возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма - трапеза, поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших. Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

    В настоящее время по Церковному Уставу они имеют богослужебное значение: здесь совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение, панихиды по усопшим. В притворе даётся женщине очистительная молитва родительнице в 40-й день после родов, без неё невозможно входить в храм. Иногда в притворе, например, в монастырях, устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же, вслед за таинством причащения, для всех верующих приготовлялся ужин или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в притвор в день Пасхи куличи, сыр и яйца для освящения.

    Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Существует различные исполнения межкомнатных дверей - щитового типа, арочные, со стеклопакетом и множество других. Но все конструктивные варианты можно разделить на два вида: с притвором либо без него. Выбирая двери для внутренних помещений, следует иметь представление об этой особенности, которую мы рассмотрим в этой статье.

Итак, что же такое дверной притвор . Этим термином называют конструктивное исполнение торцов полотна двери, при котором его часть прикрывает (притворяет) часть дверной коробки. Осмыслить определение помогут эскизы, на одном из которых изображена дверь с притвором, на другом без него.


Очень часто притвор называют «четвертью», поскольку толщина притвора равна четверти толщины дверного полотна. А поскольку фреза, делая притвор, прорезает в дереве фальц, то было порождено еще одно название - двери с фальцем. Таким образом, дверь с четвертью, двери с фальцем и дверь с притвором - это три термина-синонима, означающих одно конструктивное решение, в разговорном плане применяемое в большинстве случаев по отношению к деревянным межкомнатным дверям.

Но технология притвора используется не только в деревянных дверях - все металлопластиковые двери изготавливаются с четвертью, почти во всех бронированных дверях можно встретить фальц (понятно, что условный) - именно на нем крепится уплотнительная резина.

Какие двери лучше: с притвором или без притвора

Неизбежный вопрос, возникающий вслед за определением: какая дверь лучше - с «четвертью», или без нее . Начнем с самого главного - с цены.
Очевидно, что межкомнатная дверь с притвором будет стоить дороже, поскольку изготовление последнего требует больших технологических операций. Стоит ли выкладывать деньги за это? Однозначного ответа нет - все зависит от интерьера помещения и вкусовых наклонностей владельца жилья.

Межкомнатные двери с притвором считаются классическим вариантом, а двери без «четверти» - более современными, в стиле «модерн», если можно так выразиться. По этой причине становится понятным, что в комнатах с классической мебелью, двери без притвора могут выглядеть несколько неуместно. Еще более неуместно могут выглядеть классические двери в современных интерьерах.
Вышеприведенные строки отражают общепринятую точку зрения, не более того. И есть другая точка зрения - стереотипы созданы для того, чтобы их разрушать. Так что все зависит от вашего вкуса и финансовых возможностей.

Немаловажным критерием, определяющим выбор межкомнатных дверей, является удобство эксплуатации. В этом плане нельзя найти особые различия, за исключением одной достаточно важной особенности. Дверь без притвора должна быть изготовлена очень качественно в плане совпадения ее геометрических размеров с размерами коробки. В противном случае разные зазоры между дверным полотном и коробкой могут свести эстетический эффект к минимуму даже в самых дорогих дверях. Согласитесь, это просто некрасиво. Притвор закрывает вышеупомянутые зазоры, поэтому даже не совсем ровная дверь будет выглядеть очень пристойно.

Еще одной особенностью дверей с фальцем являются петли - их конструкция отличается петель для обычных дверей: ось сдвинута в сторону за притвор. Понимание работы таких петель дадут эскизы.

Распашные петли

Ввертные петли

Если вы заказываете готовые межкомнатные двери, то для вас строение петель, вероятно, не представляет особого интереса. Если же вы планируете самостоятельную установку дверей с фальцем, то, возможно, стоит найти сначала петли, купить одну и проверить, насколько она подходит к дверям. Более подробно вопрос петель рассмотрен в статье «Строение петель для межкомнатных дверей».

В конструкции некоторых дверных полотен встречается такой элемент, как притвор, но что это такое? По своей сути притвор двери – это некое продолжение полотна, планка небольшой толщины, которая заходит на небольшое расстояние непосредственно на . Давайте разберемся, с какой целью это делается и в чем заключаются особенности таких моделей.

Притвор улучшает характеристики двери

Отличия дверей с притвором и без

Для начала следует выделить отличительные особенности дверей с притвором. Обычные современные изделия имеют в наличии прямое полотно, его края не утяжелены никакими дополнительными элементами, при закрывании оно полностью заходит в коробку и между ним и планками лутки по всему периметру остаются небольшие зазоры.

У дверей с притвором края полотна имеют дополнительную планку, которая частично заходит в короб, а сверху дополнительно прижимается выступающим элементом. Таким образом удается добиться большей герметизации конструкции, к тому же притвор создает весьма привлекательный декоративный эффект.

Такие модели отлично подходят для классического стиля интерьера или кантри, для современных дизайнерских экспериментов лучше ограничиться простыми полотнами.

Иными словами такие изделия называют «четвертью» или «фальцем». Притвор по стандартам имеет толщину в одну четверть от толщины полотна, что и послужило возникновению такого названия. Что касается другого термина, он происходит от способа изготовления таких моделей дверей. Во время вытачивания притвора фреза прорезает в полотне фальц, это и объясняет подобное название.

Притвор обеспечивает более плотное закрывание двери

В основном такое дополнение прилагается к дверям из массива дерева. Также его можно встретить в некоторых моделях полотен из МДФ. Очень часто притвором дополняют металлопластиковые конструкции и бронированные входные двери.

Функции притвора и его преимущества

Чем отличаются двери с притвором теперь стало ясно, но остается открытым вопрос о целесообразности установки таких конструкций. Их стоимость несколько выше, нежели обычных полотен, ведь требуется проведение дополнительных манипуляций. Чем же компенсируется более высокая цена? Давайте рассмотрим преимущества дверей с притвором:

  • Звукоизоляция. За счет более плотного прижима и устранения боковых зазоров удается создать дополнительное препятствие для проникновения шума и посторонних звуков.
  • Теплоизоляция. Герметизация стыков препятствует прохождению тепла и холода в проеме, ликвидируются сквозняки, в помещении сохраняется заданная температура.
  • Маскирует зазоры. При установке двери могут возникнуть неравномерные зазоры и перекосы между полотном и рамой, которые снизят эстетические показатели конструкции, за счет притвора их удается скрыть.
  • Эстетичность. Изделие придает особый шарм классическому интерьеру и служит дополнительным декоративным элементом.

Но не стоит ограничиваться стереотипами относительно стилевых решений, иногда удается органично вписать такую конструкцию даже в ультрасовременный интерьер.

Дверь с притвором имея много преимуществ идеально впишется в любой интерьер

Особенности используемой фурнитуры

В связи с особенностями конструкции для таких дверей необходимо подобрать особую фурнитуру. В первую очередь речь идет о петлях. Так как их ось несколько сдвигается за пределы притвора, здесь будут уместны следующие модели:

  • Угловые карточные – имеют вид уголков, присоединенных к шарнирному элементу, крепятся таким же образом, как и простые прямые петли: одну часть фиксируют на краю лутки, а вторую привинчивают к краю полотна и внутренней части притвора.
  • Вворачиваемые – неплохая альтернатива карточным петлям, они состоят из двух вкручиваемых штифтов и шарнира, одна часть вворачивается напрямую в короб между притвором и наличниками, вторая шпилька засаживается наискось в полотно, задевая при этом притвор.

Вворачиваемые и угловые карточные петли хорошо подойдут для двери с притвором

Ввертные петли подходят только для прочных материалов, которые не расколются при подобной нагрузке.

Если используется , для дверей с притвором следует выставить специальные настройки. Необходимо учитывать, что часть полотна будет задевать короб снаружи, поэтому движение двери должно быть более плавным в конце закрывания.

Двери с притвором – это отличное решение для дома не только с декоративной точки зрения, но и в плане полезного функционала.

Вход в храм начинается раньше, чем мы переступаем порог притвора. Вот мы с молитвой дошли до ограды храма - что мы за ней увидим прежде, чем войдем в храм? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Михайловская Слобода, Московская обл., Храм Михаила Архангела, Святые врата, арх. А.Анисимов, 2000 год

Рыбки в центре Москвы

- Ворота в ограде храма называют святыми, - говорит Андрей Анисимов . - Их обычно делают трехчастными. Центральные ворота открываются только для архиереев и «в последний путь», а обычно мы входим через калитку рядом. Иногда делают не две, а одну калитку или врата с калиткой в них.

У традиции открывать центральные ворота только для архиерея есть исторические причины.

- Если мы углубимся в древность, - рассказывает Александр Ткаченко , - то увидим, что в базиликах было несколько входов. Связано это с тем, что христианская община города почти в полном составе собиралась на праздничные и воскресные богослужения, которые возглавлял епископ. Патриарх вместе с императором или архиерей с местным правителем входили в храм через центральные врата, которые получили название царских, а народ - через боковые двери. Такой обычай сохранялся до VII века. Потом основным типом богослужения стало приходское, тогда название царские врата было перенесено на врата иконостаса.

Войдя в калитку, мы часто попадаем на хорошо ухоженную территорию, с цветниками, лавочками, садом, детской площадкой, может быть даже пруд с рыбками.

Сретенский монастырь или подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве просто утопают в цветах, - приводит пример Андрей Анисимов. - Входишь, и запах другой. Незнающие люди говорят: «Вот монахи на наши деньги устроились, рыбки у них плавают в центре Москвы, розы…» Но это сделано не просто для какой-то красоты, этот ухоженный дворик - образ райского сада.

Идея того, что во время богослужения освящается все вокруг, выражалась архитектурными средствами.

В византийском храме внешнее и внутреннее пространства взаимопроникаемы, - говорит Лев Масиель-Санчес , - между ними нет жесткой границы. Храм - создание римского, то есть южного архитектурного мира, вокруг него были открытые портики, подходы во дворах. Византией ощущение храма было унаследовано из античности, где храмом была вся гигантская площадь в священной ограде (жесткая граница между сакральным и профанным), а здание было крошечным святилищем, куда люди даже не заходили. Раннехристианский храм был еще более «разомкнут», поскольку пришествие в мир, смерть и воскресение Христа освятили весь мир. В поздневизантийское время, в X - XI веках, когда гражданские тенденции в Церкви вытесняются монашеским мышлением, пространство церкви и пространство мира противопоставляются друг другу: храмы становятся небольшими, исчезают большие дворы, выделяется пространство притвора.

Земное и небесное

Пройдя по территории храма, мы подходим к паперти.

Словари дают разные определения этому слову, - говорит Лев Масиель-Санчес. - Одни утверждают, что это площадка перед дверями храма, другие - что крытая галерея. Чаще всего открытое пространство снаружи называют папертью, следующее за ним маленькое пространство - притвором, а расширенный притвор, в котором могут быть придельные храмы, - трапезной.

В разные эпохи, в разных архитектурных стилях паперть и лестницу выполняли по-разному. Например, поражает своим взлетом ввысь крытая лестница храма Вознесения Господня в Коломенском, а в храме Покрова на Нерли лишь небольшая ступенечка.

Ступени, ведущие к дверям храма, - это древний, еще дохристианский обычай, - поясняет Александр Ткаченко. - В Иерусалимском храме священники и левиты для совершения жертвоприношения поднимались по ступеням. Символика лестницы очевидная - наше приближение к горнему миру, она означает связь земного и небесного. В Средние века, когда приходское богослужение сосредоточилось в самом храме, не стало торжественного входа верующих во главе с епископом, значимость приобрели те ступеньки, которые ведут к алтарной части.

Лестница может быть очень красива, но как быть тем, для кого каждая ступенька - препятствие?

По современным нормам, проектируя новый храм, мы обязаны делать либо пандус, либо лифт, в который может пройти коляска с сопровождающим, - говорит Андрей Анисимов. - В старых храмах этого не было, там ищут приемлемые решения. Например, при реконструкции Казанского собора на Красной площади пандус удачно сделали, он идет вдоль стены и не выглядит случайным, не бросается в глаза.

Валаам, Свято-Владимирский скит, фронтон главного входа с Образом Спаса и молитвой мытаря.арх. А.Анисимов, худ. А.Брусов

Место для кающихся или сельский клуб

Далее мы попадаем в притвор, который еще не является собственно храмом.

На Афоне притвор составляет почти половину храма, - объясняет Александр Ткаченко. - В нем совершаются некоторые службы суточного круга, часы, туда выходят с литией, как это предписывает устав. В древности в притворе совершались таинство крещения и чин миропомазания, после чего новокрещенные переходили в основную часть храма, присоединялись к верным для совершения литургии.

В изменении размера и формы притвора большое значение имели практические причины.

Когда все стали крещеными и эта функция притвора стала неважна, - рассказывает Лев Масиель-Санчес, - он превратился в место общения или совсем исчез. На Руси еще в домонгольское время притворы соединяли с основным пространством храма. Например, в Успенском соборе в Кремле нет ни трапезной, ни притвора, вы входите прямо в храм. Эта традиция долго существовала в монастырских соборах: монастырский храм, в отличие от приходского, лишен социальной и хозяйственной функции, если в приходском храме строился огромный подклет для хранения продуктов, притвор исполнял роль сельского клуба, то в монастыре для всего это есть другие постройки. Впрочем, мы немного знаем о приходских храмах, поскольку они в основном были деревянными, а самый ранний дошедший до нас деревянный храм построен в 1464 году. В XVI веке начинают строиться каменные приходские храмы, в них есть небольшие притворы.

В русской традиции притворы маленькие, они служат для регуляции теплообмена, помогают в холодное время не выстужать основную часть храма, - говорит Александр Ткаченко.

Постепенно западная часть русского храма расширялась.

В XVII веке в связи с иноземными влияниями в России постепенно возникают разные пространства к западу от храма, - рассказывает Лев Масиель-Санчес, - притвор расширяется галереями с боковыми приделами, возникает привычная нам схема, когда из притвора мы входим в трапезную с правым и левым приделами. Это было удобно: зимой служили в приделах, а большой храм не отапливали.

В Румынии делают двойные притворы: внешний и внутренний. Один из этих притворов называется «гропница», поскольку его обширное пространство заполнено захоронениями. В Румынии и Сербии это становится обязательным элементом века с двенадцатого-тринадцатого. В Византии такого никогда не было, только на Афоне. Возможно, оттуда эта традиция пришла в Сербию, а потом в Румынию.

Небольшой притвор может иметь эстетическое значение.

В храме блаженной Ксении Петербургской в Медвежьих озерах мы сделали низкий притвор, и получилось очень хорошо, - рассказывает Андрей Анисимов. - Вы входите сначала в маленькое, тесное помещение, а потом попадаете в сам храм, с летящим вверх шатром. Люди обычно удивленно спрашивают: «Как этот объем мог поместиться в таком маленьком храме?» Храм не очень большой, если смотреть снаружи. Я сам не знаю, в чем дело, вероятно, пока мы проходим через низкий притвор, у нас немного меняется восприятие.

Узкий, но торжественный

- В идеале входы сориентированы на три стороны, - считает Андрей Анисимов. - Восток - это Христос, со всех сторон к Нему приходят люди и выходят, чтобы во все стороны нести Благую весть. Правда, градостроительная ситуация не всегда позволяет так делать.

Главный вход в храм всегда украшался очень богато. В ярославских храмах XVII века он очень интересно выполнен. Там делали гульбища, опоясывающие храм с трех сторон, а входы - расписные, многоцветные, с красивыми кокошниками, с перспективными порталами. Толщина стены и так немалая, а за счет уходящих вглубь пилястрочек и полуколоночек она кажется еще больше, это выглядит очень торжественно. Сами двери тоже декорируются очень богато. В Историческом музее хранятся двери XV века из Суздаля. На них на черном фоне золотом с помощью литья, чеканки, резьбы изображены евангельские и житийные сюжеты. Интересно, что в древней традиции, несмотря на торжественность, двери низкие и довольно узкие. Исключение царские храмы: София в Константинополе, Успенский собор в Кремле.

Врата часто увенчаны иконами Спаса Нерукотворного, Христа-Пантократора, в богородичных храмах - иконой Покрова. В византийских храмах они помещались только над входом из притвора в храм, сейчас могут находиться как над внутренними, так и внешними дверями.

Храм сам по себе является святым, это дом Божий, дом молитвы, -говорит Александр Ткаченко. - Храм, Престол, стены храма особым образом освящаются. Поскольку для нас это место свято, подходя к храму, мы совершаем крестное знамение и поклонение. И естественно, что образы Спасителя, Девы Марии, того святого, кому храм посвящен, размещаются перед входом, мы можем поклониться им перед тем, как войдем в храм.

На молитву и благоговение настраивают и надписи над входом. Это могут быть цитаты из Евангелия: «Аз есмь дверь» (Ин. 10: 7), «Аз есмь свет миру» (Ин. 8: 12), «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11: 28), слова молитвы мытаря, которую произносят перед входом в храм: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18: 13).

Ирина РЕДЬКО