История скопцов. Зачем русские люди добровольно лишали себя гениталий и что они получали взамен

Плавно переходим к Скопцам. Главное несогласие с Христововерами (хлыстами), ето- "свальный грех" и чуйственный еротизьм, который пронизывает- хлыстовство. Скопческим «мессией» был крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов. Он счел практику свального греха противной целям спасения и чтобы избавиться от нее, нашел способ избавиться от секса как такового. Скопцы на своих собраниях радения так же, как это делали хлысты. Но к той практике работы с телом, которая была существом хлыстовского ритуала, скопцы добавили еще одну, радикальнейшую. Само оскопление назвали- крещением, а по совершении этого, человек победил змия, и получает название- Белого голубя , почитается уже севшим на коня и причисляется к Новому Израилю. (хлыстов называли- "серыми голубями")
Главной Заповедью, для оправдания членовредительства, они считают- "И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну."(Матфей VIII, 8)

Он погиб в заключении в Суздальском монастыре (остроге) в 1832 году. Портреты Селиванова красуются в каждом скопческом доме. Его обычно изображают старцем в темно-синей одежде, петровской моды, с соболиной опушкой и с белым платком, повязанным вокруг шеи. Аскетические глаза строго глядят с худощавого, безбородого лица. Так же любили вешать портрет скопческой «богоматери», Акулины Ивановны, легендарной монахини времен Петра I, изгнанной из своего монастыря и, по слухам, также принадлежавшей к скопчеству, еще изображение апостолов Луки и Иоанна.

Есть такая байка, мол- Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова "Христа скопцов", после которой участь царя была решена:

Наш батюшка искупитель
Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»

Другая байка- На тайной вечери Христос оскопил учеников; оттого они и не могли молиться в Гефсиманском саду, имея дух бодр, но плоть немощну, будучи ослаблены операцией. Иуда же, в то время как апостолы были убелены, женился (так понимают скопцы слово удавился).

Основная молитва скопческих радений начиналась хлыстовским распевцем: «Дай нам, Господи, к нам Исуса Христа», а заканчивалась языческой формулой, знаменитой в русской литературе: «Свет тобою спасен, Государь души пашей, на сырой на земле, на матушке, на кормилице».
Вот описание,схода в Якутских краях- "Внезапно раздается электризующий всех возглас кого-либо из присутствующих. — О. дух, святой дух! Это восклицание служило призывом к пляске, к «божьей работе». Сначала все прыгали и кружились в общем хороводе, держа друг друга за руки, позже начиналось верчение в одиночку. Движения становились все быстрее и быстрее. В этом безумном верчении лица сливаются, а развевающиеся молитвенные сорочки шуршат, подобно парусам. И снова образуется круг. Присутствующие становятся, глядя друг другу в затылок и, подпрыгивая, движутся по этому кругу. Затем «святые», или «белые голуби», как они себя называют, ставши в круг плечом к плечу, начинают прыгать справа налево. Четыре или восемь человек становятся по углам помещения. Оттуда они прыжками поодиночке или попарно подвигаются к середине зало и таким же образом возвращаются обратно на свои места. Танцы эти длятся до полного изнеможения и. в конце концов, доводят скопцов до состояния безумного экстаза."

Постились скопцы- произвольно как и хлысты,в зависимости от греха, но общим днём поста являетя - 15 сентября, в память о наказании "Христа Селиванова" кнутом.

Якутия, с.Спасское Олекминского округа. 1897 год.

Первоначально операция оскопления проводилась путем отжигания яичек раскаленным железом. «Оскопление должно совершаться посредством железа, раскаленного до бела, коим отжигали у мужчин ядра, а у женщин соски», — доносили в Министерство внутренних дел. Для этого использовались два раскаленных меча, что ассоциировалось с фигурой креста. Впоследствии скопцы стали прибегать к режущим орудиям — бритве, ножу, косе, — но по-прежнему употребляли раскаленное железо для остановки кровотечения. Так "крещение огнем", то есть оскопление, соотносилось с"крещением духом", то есть состоянием экстаза, которое достигалось во время радений.

Скопили и женщин: целью было не символическое изменение статуса того или другого пола, как при обрезании или подобных операциях, а ампутация пола как такового. Отрезывание грудей «совершенно до костей» производилось до 1830-х годов; потом этот вид оскопления стал производиться реже, хотя и не вышел из употребления. Производилась и клиторэктомия. Все эти повреждения половых частей у женщин не составляют препятствия к коитусу, зачатию и беременности. Известны примеры, когда изуродованные таким образом женщины благополучно рожали. Впрочем, по данным судебно-медицинской экспертизы, в большинстве своем скопчихи были девственны. Среди множества обследованных экспертами скопчих бывали и «очень красивые, румяные, цветущие здоровьем женщины».

Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом. Так как мужики уже не могли плодиться,существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
-Оскопление малолетних родственников,
-Экономическое закабаление,
-Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления,
-Соблазнение деньгами, (наверное-основной, даже батрак, получал до 100руб. в год!)
-Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества.(не счастливая -первая любов!)))

Гонения на скопцов были всегда,но самые мощные при- Николае I. Основные места ссылки- Якутск, кавказ и по своей воле- бежали в Румынию. Легко было отличить- оскопленных в детстве, у них развивался - высокий рост и не пропорционально маленькая голова к туловищу, длинные ноги и руки. Пищевые запреты как и у хлыстов, но полный отказ от мяса, как у иноков. К бороде относились-не тошто бы по никониански вольно, а она не росла в связи с гормональным сбоем в организме.

"Скопцы в Сибире, выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков), но не брезговали и выращиванием арбузов, тыквы, разведением гусей, кур и уток. Ф. Кон в своих «Намских письмах» в 1890-х годах писал о Мархинском селении следующее: «Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни». Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения (учтем и то, что сектанты не тратились на развлечения). Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно гнездо вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников. Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью наших людей к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: «Вы не проводите «радений» — мы не отправляем вас в тундру». Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка."
Из книги «В Сибирь за мамонтом». Е. В. Пфиценмаиер

Поселение скопцов в с.Марха недалеко от Якутска.

В отличие от старообрядцев, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.
« Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы. »
Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:
« О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю! »
Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:
"Дожидайте, что скоро растворится неволя; ждите с часу на час, как бы милосердный батюшка, живой спас, не открылся бы вдруг у вас."

Так как у городские скопцы в основном были- менялы, у них скапливались большие капиталы. Деньги шли на "покупку" новых членов соопчества. Своего богатства и влияния скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у сестер Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тыс. рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн...Но с началом НЭПа многие из разоренных, вернулись в бизнес.Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса, состоявшегося в Ленинграде.Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, ушли в тень… Как сейчас обстоят дела, точно не известно, поговаривают что на Кавказе имеются не большие общинки, но со слов местных властей, они практикуют- "духовное оскопление"... но взятки то ни кто не отменял.)))

Скопцы также называли себя «духовными христианами», «агнцами божьими» и «белыми голубями». Секта была основана в XVIII веке беглым крепостным Кондратием Селивановым, прежде принадлежавшим к хлыстам.

У скопцов считалось, что спасти свою душу можно только путем борьбы с плотью, а единственный путь к этому – оскопление, лишение человека «грешных» органов.

Поскольку рождаемости в общинах скопцов по понятным причинам почти не было, существовала практика вовлечения в секту новых членов путем, например, оскопления малолетних родственников членов общин. Скопцы иногда выкупали крепостных крестьян, также в ответ на согласие оскопиться. Некоторых просто соблазняли деньгами.

Поначалу скопцам удаляли только яички и часть мошонки, дробя их молотом и затем отжигая каленым железом для дезинфекции. Назывался этот обряд «огненным крещением». Впоследствии вместо молота стали использовать различные режущие орудия. Рану потом мазали различными мазями или посыпали порошками. На ее месте где-то через месяц образовывался рубец, чаще всего в форме подковы. Называли его «малой печатью».

Однако после такой операции многие скопцы продолжали иметь способность к половому соитию, и тогда им стали удалять сам детородный орган. Эта операция называлась «царскою печатью». Осуществляли ее или вместе с ампутацией яичек, или через несколько месяцев после нее.

Существовала также «третья печать» - удаление сосков. Была и «четвертая печать» - вырезание на боку у скопца треугольника. Предполагается, что этот знак делался в том месте, где был пронзен копьем Иисус.

Оскоплению («убелению») подвергали и женщин. Им удаляли половые губы, иногда отрезали клитор и груди. Однако после этого они не теряли способности к деторождению. Некоторые покинувшие общину скопчихи часто даже потом выходили замуж и рожали детей.

Кроме оскопления, одним из основных обрядов в скопческих общинах являлось «радение». Как правило, эти собрания устраивались накануне больших православных праздников или памятных дней, связанных с основателем секты Кондратием Селивановым. Во время радений исполняли православные песнопения, а также скопческие «распевцы» или «стихи», принимали в секту новых членов, устраивали особые пляски. При этом участники надевали на себя белые одеяния или длинные рубахи.

"Страды" - священная книга участников общины. В ней описывались все мучения, страдания и переживания Кондратия Селиванова. Без этой священной книги не обходился ни один скопец и ритуал. Вторым источником учения для таких людей были молитвенные собрания. Скопцы занимались купечеством, ростовщичеством, крупным оптом.

Ссыльные скопцы.

Чтобы стать скопцами, людям приходилось подвергать себя чудовищным мучениям - кастрации. Мужчины, желающие стать частью общины, избавлялись от детородных органов. Женщинам, в свою очередь, отрезали соски, малые и большие половые губы. Данные обряды проводились с применением двух раскаленных мечей, которые напоминали форму креста. Спустя некоторое время скопцы начали использовать другое режущее орудие. Это могли быть нож, коса, бритва и т.д. Все эти инструменты скопцы нагревали по предельно высокой температуры для того, чтобы в рану не попала инфекция и кровотечение быстро остановилось.


Оскопление. Литография из «Исследования о скопческой ереси Даля» от 1844 года.

Интересным является тот факт, что оскоплению подвергались не только взрослые, но и их дети, поскольку в секту принимались целые семьи. После проведения обряда они не распадались, а создавали хозяйственные ячейки, которые назывались "гнездами". Главой всех участников секты был "кормчий". Этот человек властвовал над другими общинниками. В этом ему помогала женщина, которую скопцы именовали "богородицей". Людей, оскопленных в детстве, можно было без проблем отличить от других ячеек общества. Они, как правило, были высокими и непропорциональными. Борода у мужчин из-за серьезных гормональных сбоев, росла плохо.


Секта скопцов. Радение «корабликом».

Основной целью людей, принявших оскопление, было вовлечение новичков. Чтобы увеличить количество участников секты, скопцы применяли множество способов. Они даже выкупали крепостных крестьян с целью их дальнейшего оскопления. Кроме того, участники секты заманивали людей деньгами и пропагандировали "чистоту", которая была особенно важной для молодежи. Вовлекали в секту скопцы и своих малолетних родственников. Они верили, что когда число участников движения достигнет 144 000, будет страшный суд, после которого наступит торжество последователей общины.

Движение скопцов имело свою идеологию. Участники секты именовали себя "белыми голубями". Они считали, что "обелиться" человек может только путем оскопления. "Белые голуби" также имели особенное отношение к образу жизни. Они не употребляли алкогольных напитков и мясных блюд. Для скопцов под запретом также были игры, танцы, свадьбы, крещения, половые связи.


Скопцы
Скопец

Они уверяли, что рождение ребенка приводит к разорению, поэтому отдавали предпочтение жизни без детей. "Белые голуби" посещали православные церкви, но некоторые их обряды жестко высмеивали. Храм они именовали "конюшней", брак - "случкой", женатых - "кобылами" и "жеребцами", а их детей - "щенками". Участники общины священников называли "жеребцами", а богослужение - "ржанием жеребцов".

Священные атрибуты "белых голубей"


Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, куда был создан Кондратий Селиванов.

От Кондратия Селиванова каждый скопец получал пищу, которую тот не доедал. Употребляли ее участники общины на голодный желудок. Относились они к такой еде как к драгоценной святыне. Все скопцы мечтали иметь что-либо от тела своего "искупителя". Это могли быть ногти, волосы или сосуд с водой, которой Селиванов умывался. Данные атрибуты "белые голуби" носили с собой постоянно в ладанках на груди.


Молитвенные собрания у участников общины начинались с чаепития.

Молитвенные собрания у участников общины начинались с чаепития. После этого они приступали к хоровому пению. Сначала один из представителей секты читал молитвы, после чего начиналось исполнение духовных песен. Во время пения "белые голуби" ударяли в ладоши. Затем они приступали к танцам. Двигались участники общины до полной потери сил. Именно таким образом они достигали состояния экстаза. На молитвенные собрания скопцы приходили в белом одеянии.


Скопцы во время одного из ритуалов.

Религиозная активность участников общины пошла на спад в 1881 году, когда умер тогдашний их лидер Козьма Лысин. Последние скопцы скончались в 30-х годах прошлого столетия. Именно тогда рассказ о том, что люди должны быть похожими на ангелов, закончился.

Эта секта обнаружилась в 1772 г. Основателем ее считается Селиванов. Одни признают его крестьянином Орловской губернии, называя то Кондратием, то Андреем, то другими именами, другие – исключенным из службы подпоручиком Владимиром Селивановым; иные же основателем скопчества считают известного хлыстовского лжехриста Андрияна Петрова. Селиванов принадлежал к хлыстовской секте и в одном из больших кораблей Орловской губернии, где кормщицей была Акулина Ивановна (см. о ней ниже), был объявлен «Сыном Божьим». Здесь он начал свою проповедь об оскоплении, как лучшем средстве уничтожить плотские влечения; здесь же нашел горячего последователя в крестьянине Тульской губернии, Александре Иванове Шилове. Этот последний признан у скопцов за предтечу искупителя. Проповедь Селиванова и Шилова вооружила против них многих членов корабля; тогда они удалились из Орловской в соседнюю Тульскую губернию. Там, в Алексинском уезде, они оскопили писаря одной фабрики Емельяна Ретивого (иначе Аверьянушку), принадлежавшего к хлыстовской секте. При его содействии скопчество стало распространяться, кроме местной фабрики, еще в с. Сосновке, Тамбовской губ., и в соседних селах. Всех оскопившихся к половине 1775 г. оказалось до 60 человек; между ними находились и дети. В Сосновке устроился первый скопческий корабль. Слухи об оскоплениях вызвали два следствия; результатом последнего было то, что Селиванов и Шилов были разысканы и сосланы – первый в Сибирь, второй в Ригу (в 1775 г.), откуда за оскопление солдат был переведен в Динамюндскую и, наконец, в Шлиссельбургскую крепость; там он и умер (в 1800 г.). Однако скопчество продолжало распространяться. К 1800 г., кроме губерний Орловской, Тамбовской и Тульской, где существовало раньше, оно явилось в губерниях Курской, Калужской, в Москве и окрестных селах, в Петербурге и его окрестностях. Сам Селиванов пропагандировал свое учение в Иркутске. Там, подобно некоторым другом самозванцам того времени, он стал выдавать себя за царя Петра III. Около 1795 г., убежав из Сибири, он явился в Москве, но чрез несколько времени был схвачен и отослан в Петербург, где, по словам скопцов, представлен лично имп. Павлу I. Тот распорядился заключить его в Обуховском доме умалишенных. С 1801 г. для скопчества настала благоприятнейшая пора, которую сами скопцы называют «счастливым временем», «золотым веком». Селиванов и другие скопцы были оставлены в покое и снова принялись за обычную деятельность. Наконец, в 1819 г. правительство взглянуло на них строже. Трое из пропагандистов скопчества были сосланы в Соловецкий монастырь, всем петербургским скопцам объявлена Высочайшая воля, чтобы впредь не производили оскоплений; сам Селиванов подвергнут увещанию и в 1820 г. сослан в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь; скопцов наряду с другими вредными сектантами не ведено избирать на общественные должности. Но эти меры не остановили распространения скопчества. К 1832 г. едва ли можно было найти такую губернию, где бы не существовало скопцов; даже в монастырях, куда ссылались сектанты, они заводили радения и находили последователей; Спасо-Евфимиев монастырь до самой смерти Селиванова (в 1832 г.) посещался скопцами из разных концов России, и оттуда увозились, как святыня, волосы, просфоры и остатки хлеба, полученные от Селиванова. При имп. Николае I меры против скопчества сделались гораздо строже. Оно признано самой вредной сектой, так что за простую принадлежность к ней грозилось преследованием. Такой признается она и доныне. Преследования заставляли некоторых скопцов уходить за границу и селиться в Румынии или Турции. Города Ясен, Бухарест, Галац, Измаил и сл. Николаевка (находящаяся близ границ между Россией и Румынией) сделались главными притонами их. В Галаце с 1871 г. началось так называемое новоскопческое движение, поставившее своей целью отчасти развитие теоретического учения скопцов, но более всего исправление религиозно-нравственного их состояния. Оттуда оно перешло и в Россию, где представителем его явился Кузьма Лисин, крестьянин Московской губернии. В своем учении и обрядности скопцы во всем сохранили сходство с хлыстами за исключением учения об оскоплении. Начало оскопления скопцы относят ко временам Христа и апостолов. По их учению, ветхозаветное обрезание служило прообразом великого таинства оскопления. Дабы открыть людям верный путь к чистоте и святости, Отец светов послал Своего Сына освободить людей от плотской жизни. Иисус Христос и принял оскопление от Иоанна Крестителя; на Тайной вечери Сам Он оскопил Своих учеников. Иуда же «шед удавися», т.е. женился. В научении оскоплению и заключается сущность самого искупления. Первые люди, говорят скопцы, были созданы с эфирными телами, бесплотными, т.е. не имевшими половых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на теле их образовались отличительные знаки мужчины и женщины; тела их из эфирных стали плотяными, и люд» предались «лепости», т.е. сладострастию. Так как половые органы на теле человеческом суть следствия греха, то их и должно уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. Оскопление есть огненное крещение, убеление, принятие чистоты; оно – Божие знамя, с которым скопцы пойдут на суд. Только при оскоплении можно предохранить себя от «лепости» и достигнуть полной чистоты. С Константина Великого , говорят скопцы, скопчество начало было падать; теперь же оскопление снова восстановлено. Когда люди снова стали предаваться «лепости», искупитель, в лице Селиванова, и явился на землю вторично с той же целью – проповедовать оскопление. Пришедший во второй раз искупитель явился в славе, в царском величии, не кто иной, как имп. Петр III Феодорович, как обещал Селиванов. Против него был заговор, но вместо него убит был один часовой, а «государь батюшка» успел скрыться. Рождение «государя батюшки» было славное и чудное. Он родился от чистой и непорочной девы – Елизаветы Петровны, которая также оставила престол и скрылась, под именем хлыстовской богородицы Акулины Ивановны, в Орловской губернии. Скопцы верят, что их искупитель жив и находится в Иркутской стороне и придет оттуда со славой и с полками последователей; в Петербурге сотворит страшный суд, после которого начнется вечное царство скопцов. Оскопление совершается как над мужчинами, так и над женщинами. Относительно способов оскопления не все скопцы согласны между собой. Большинство признает два вида оскопления – полное, под именем «царской или большой печати», и неполное – «малой печати»; но так называемые «старые», или «чистые», скопцы отвергают первый вид. В прошлом столетии явились еще особые толки «куткинцев», или «проколышей», «перевертышей», или «кручеников», и т.п., которые, не лишая себя половых органов, лишают себя только способности оплодотворения. Существуют особые «мастера» и особые лекарства для заживления ран. В настоящее время физическое оскопление производится скопцами и при помощи утонченных приемов. У них имеются даже особые лица, которые ездят за границу для обучения искусству производить операцию оскопления. Более опытные из этих лиц, как говорят, живут на Кавказе и именно в г. Баку. Лица, оскопленные в детском возрасте, сохраняют на всю жизнь дискантный голос, теряют всякую растительность волос, исключая головы, и имеют цвет лица бледно-желтый, безжизненный, но моложавый, а иногда старообразный и морщинистый. Если оскопление произведено над человеком зрелого возраста, то у него голос или вовсе не изменяется, или же изменяется, но мало: он становится слабее и хриплее. Волосы у таких лиц постепенно выпадают, становятся реже и короче. Под старость у скопцов бывают большие животы и тяжелая поступь. Скопцы отличаются замечательной долговечностью: мужчины живут сто и более лет. Оскопление имеет важные последствия и в духовной сфере. Вместо стремления к исполнению нравственного долга у скопцов развиваются такие пороки, как эгоизм, хитрость, лукавство, коварство, алчность к деньгам и т.д. Несмотря на оскопление, скопцы не освобождаются от плотских похотливых желаний. Поэтому у них иногда развиваются самые дикие страсти и самые гнусные пороки.

Скопцы после «малой печати» теряют только, способность оплодотворения, не лишаясь в то же время способности иметь физиологические отношения с женщинами. Скопчихи же даже после «царской печати» не лишаются способности рожать детей. Внутренние порядки и религиозный культ у скопцов – те же, что и у хлыстов, за весьма немногими разностями. Жестокость и бесчеловечность самой операции оскопления, сопровождавшейся, при ее примитивных способах, страшными болями, а иногда оканчивавшейся и оскопляемых, вследствие кровотечения или антонова огня, удерживали многих от скопческой секты и служили препятствием к ее распространению. Поэтому в Румынии, под влиянием Лисина и др., с 1872 г. началось движение в целях смягчения строгости и бесчеловечности скопческого лжеучения. Признав важное значение за оскоплением в борьбе с плотью вообще, румынские вожаки скопчества стали учить о так называемом духовном оскоплении. В прямом противоречии с первоначальным учением основателя скопчества, они утверждают, что нет нужды непременно принимать оскопление при самом вступлении в секту, что можно принять его, по усмотрению, и после, даже пред смертью, что можно, следовательно, быть членом скопческой секты без физического оскопления и только оскопив себя духовно, т.е. не допуская себя до осуществления плотских пожеланий. В таких скопческих обществах нашего времени есть лица и не оскопленные физически. Кроме того, многие из скопцов перестали верить в Селиванова, как единственного «Христа», имеющего произвести последний суд миру. Вследствие этого они отделились от староскопчества и основали особую секту, известную под названием новоскопчества, с хлыстовским учением о многократных воплощениях Христа.

Мало кто знает, но евнухи, или кастраты с давних пор играют важную роль в нашем мире. Обычно сексуальная составляющая изымалась у этих мужчин еще в раннем возрасте, предпубертатном периоде. Такая мера позволяла делать успешную карьеру в области государственного управления и религиозной бюрократии. Это касалось таких древних цивилизаций, как китайская, египетская, индийская и византийская, стоит упомянуть и об Османской империи.

Другой мерой являлась кастрация уже взрослых состоявшихся мужчин за их сексуальные злодеяния. Часто бывали случаи, когда мужчины оскопляли себя по собственному желанию, желая приобщиться к религиозному экстазу некоторых жестоких сект. Даже сегодня кастрация применяется государством, как мера наказания.

Так, в некоторых странах (Англии, Америке и других) применяется химическая кастрация. С 1966 года в Чехии кастрируют преступников, совершивших злодеяния на сексуальной почве. Правда, эта мера добровольна. Во Всемирной же истории нашлось в итоге немало евнухов, оставивших значительный след. Расскажем о них поподробнее.

Спор (?-69 год). По законам Рима кастрировать людей запрещалась. Эту меру нельзя было применять даже к бесправным рабам, которым государство оставило право на это "достоинство". Но никто не запрещал приобретать евнухов за границами страны. Однако сумасбродный император Нерон решил поставить себя выше любых законов, кастрировав молодого парня по имени Спор (или Спорус). Такая мера позволила правителю затем жениться на этом кастрате. История оставила мало сведений о самом этом кастрате - он был молод и очень нравился своему высокому покровителю. Нерон решил, что красивый мальчик является лучшим кандидатом на роль его жены. В итоге в день бракосочетания на голову покорного кастрата одели фату с вуалью. Нерон выдал своему любовнику большое приданое, организовав ему к тому же медовый месяц в Греции. История гласит, что брак Нерона с мужчинами был обычным делом - император сочетания браком еще с двумя мужчинами. Однако эти любовники оскоплены не были, ведь кесарь был для них женой! Согласно одной из версий причиной свадьбы Нерона на кастрате стало чувство вины императора за избиение до смерти своей предыдущей беременной жены, Сабины. А молоденький мальчик был так похож на нее... Неудивительно, что Нерон именно этим именем называл своего евнуха. Однако брак был недолгим, так как Нерон покончил с собой в 68 году. Овдовевший кастрат долго не грустил и быстро вышел замуж за Нимфидия Сабина, который плел интриги в надежде самому стать правителем. Но конкуренты убили этого противника в ходе жесткой предвыборной гонки. Юноша-евнух стал часто менять хозяев, его услугами поочередно пользовались временные правители Рима. Говорят, что Спор был любовником и императора Отона, и его мерзкого приемника Вителлия. Тот вообще был одержим оргиями и гладиаторскими сражениями. Вителлий придумал следующую сцену. Спор должен был переодеться женщиной, а император собрался изнасиловать его прямо на арене на глазах многотысячной толпы. Однако Спор не мог вынести такого позора, загодя покончив с собой.

Ориген (185-254). На заре христианства тема секса среди верующих стыдливо замалчивалась. Первые верующие старались во всем походить Иисусу и наследовать его поведение, поэтому в моде был отказ от таких мирских излишеств, как физическое наслаждение, семейные узы и материальные ценности. По этому поводу Матвей гласил: "Есть также скопцы, которые сами себя оскопили ради Царства небесного". Если нормальные люди толковали эту фразу, как требование целибата, то грек Ориген воспринял этот отрывок Евангелия слишком близко к сердцу, оскопив себя на самом деле. Этот кастрат являлся наставником Александрийской богословской школы. Ориген спокойно спал на голой земле, придерживался поста и считал излишним менять одежду. Кастрация же открыла перед философом новые возможности. Теперь он мог спокойно обучать девушек без риска быть соблазненным. Скорее всего в те времена подобная самоотверженность была довольно часто явлением. Неслучайно в 325 году на Никейском соборе самооскопление официально запретили.

Пьер Абеляр (1079-1142). Средневековье подарило целое созвездие интеллектуалов. Среди них яркой звездой горит имя Пьера Абеляра. Он прославился как философ, богослов и поэт. На лекции Абеляра в Нотр Дам считала за честь ходить вся интеллигенция Парижа. Как-то раз Пьер заинтересовался молодой симпатичной девушкой Элоизой, чей дядя Фульбер являлся священником. Философ был старше своей возлюбленной всего на 12 лет. Абеляр предложил дядюшке поселить девушку к нему, чтобы усиленно заниматься наукой. Однако молодость сыграла свою роль - Элоиза вскоре забеременела, и Пьер увез ее в Бретань. Там состоялась тайная свадьба. Дело в том, что средневековым схоластам был предписан обет безбрачия. Со временем Элоиза поняла, что их любовь мешает духовной карьере супруга. Она оставила его и вернулась к Фульберу. Тот решил, что Абеляр попросту обесчестил его племянницу и бросил. Ярость священника была столь сильной, что он нанял городских разбойников, чтобы они отрезали философу мужской орган. По действующим правилам это не позволило бы Абеляру продолжать его католическую карьеру. После кастрации Пьер вынужден был удалиться в монастырь, став там простым послушником. Там Абеляр написал книгу "История моих бедствий", а затем снова начал преподавать. В монастырь ушла и Элоиза, она тайна переписывалась со своим супругом. Их ребенок воспитывался без родителей в семье Фульбера. Воссоединились влюбленные лишь после смерти - их похоронили в одном склепе на кладбище Пер-Лашез.

Чжэн Хэ (1371-1435). При рождении этот китаец получил имя Ма Хэ. Он родился в небольшой деревушке, а в его семье уже было пятеро детей. На самом деле Ма Хэ не был этническим китайцев, его предки принадлежали к одной из мусульманских народностей, которые в свое время помогали монголам держать в повиновении завоеванный Китай. Корни этого народа лежат на территории нынешнего Узбекистана. К тому времени, когда власть в Китае стала принадлежать династии Мин, монголы окончательно ушли из страны. Ма Хэ попал в плен и был кастрирован. Молодой способный евнух попал на службу к будущему императору Юнлэ. Хэ стал армейским офицером и успешно воевал против монголов. Когда Юнлэ взошел на трон, то боевой командир получил новую фамилию, став Чжэн. Новый император прославился своими семью морскими экспедициями, которые позволили прервать многовековую изоляцию Китая, значительно расширив торговые пути. В ходе этой кампании Чжэн Хэ и стал знаменит. Каждое путешествие включало в себя десятки кораблей, на которых располагалось до 30 тысяч моряков. Эти эпохальные плавания под руководством адмирала Чжэн Хэ позволили китайцам открыть для себя рынки Индонезии и Шри-Ланки, Сиама и Мальдив, Бенгалии и Сомали. 17 стран Африки и Азии узнали о существовании Китая. Торговля принесла столько денег, что на них в столице страны, Нанкине, была возведена Фарфоровая башня. Евнух-путешественник смог удивить своего императора, привезя ему из Африки диковинное и невиданное ранее животное - жирафа. После смерти флотоводца политическая ситуация изменилась, к власти снова пришли сторонники изоляционизма. В результате славное имя Чжэн Хэ надолго было забыто.

Вей Чжонсян (1568-1627). Евнухи играли важную роль в политической жизни Китая вплоть до падения империи в 1911 году. Происхождение у кастратов зачастую было самым низким - мальчиков кастрировали еще в детстве, чтобы дать им возможность сделать карьеру на службе у императора. В результате евнухи-бюрократы обладали в стране большой властью. Те из них, кто умел ею пользоваться попадал в историю. Своего сына семья Чжонсяна оскоплять не планировала. Мальчик рос в бедной крестьянской семье, быстро женился и стал отцом. Но Вей обожал играть в кости, неудивительно, что он вскоре проигрался и начал скрываться от своих кредиторов. Выход был один - Вей кастрировал себя и в 21 год поступил на государственную службу. Тридцатилетняя карьера его была блистательной. За это время Чжонсян завел множество полезных друзей, которые и помогли ему в продвижении ко власти. Историки считают, что лучшим карьерным движением стала дружба с госпожой Ке, нянькой будущего императора Тианци. Когда того короновали в возрасте 15 лет, то Вей стал отвлекать монарха от его дел, предлагая всевозможные игры и развлечения. А сам Чжонсян и стал фактическим правителем страны. Тем более в его ведении находилась служба внутренней разведки, поэтому все недовольные были под пристальным вниманием. При жизни Вея в его честь по всей стране открывались пагоды, а сам он жил в несравненном богатстве. Но счастье быстро кончилось - император неожиданно умер в возрасте 23 лет. Вей понял, что теперь его счастью пришел конец, покончив с собой. Новые правители не простили жулика - труп Чжонсяна порезали на кусочки и разбросали по родному селу.

Фаринелли (1705-1782). Связь кастрации с музыкой впервые стала прослеживаться в Испании. Еще в конце XI века там стали появляться евнухи, которые, благодаря своим чудесным голосам, стали привлекаться к католическим литургиям. Явление стало настолько популярным, что к XVI веку кастраты пели уже во всех главных церквях на Пиренеях. Эта мода перекинулась и на Италию. Карло Броски, получивший затем имя Фаринелли родился в семье придворного, переехав в Неаполь в 1711 году. Родные выбрали за мальчика его жизненный путь. Уже в 15 лет молодой кастрат дебютирует в опере. Если до 1724 года певец работал в основном в Неаполе и Риме, то затем он покоряет Северную Италию, а затем путешествует по Европе, гастролируя даже в Лондоне. С 1737 года Фаринелли стал личным певцом испанского короля Филиппа V, там со временем кастрат стал рыцарем и руководителем всех театров. В Испании Фаринелли смог поставить 23 оперы, став не только легендарным певцом, но и видным музыкальным деятелем. Недавно останки кастрата были найдены, ученые получили право на эксгумацию, пытаясь \разгадать тайну лучше певца XVIII века.

Томас "Бостон" Корбетт (1832-1894). Печальную славу Корбетту принесло убийство Джона Уилкса Бута в 1865 году, который сам в свою очередь стал убийцей Авраама Линкольна. Корбетт родился в Англии, переехав в Новый свет вместе с родителями в семилетнем возрасте. В 20 лет Томас вошел в общину "заново родившихся христиан", приняв новое имя "Бостон" в честь города, где и состоялось посвящение. К этому возрасту Корбетт уже серьезно привязался к проституткам, поэтому решил оскопить себя ножницами, чтобы уберечь себя от искушений. Сразу после операции Томас побывал у врача, а после пошел к своим братьям по вере, где даже успел прогуляться и отобедать. Стоит ли удивляться, что вскоре новым домом фанатика стали психбольница? После службы в армии Корбетт переехал в Канзас, став жить в выкопанной собственноручно землянке. Поведение странного мужчины было настолько вызывающим, что его вскоре задержали. Поводом стала попытка запугать с трибуны членов местной Палаты представителей с помощью револьвера. Томасу не понравилось, что некоторые политике в своей молитве при открытии заседания палаты были недостаточно искренними. Слава пришла к Корбетту с неожиданной стороны. По профессии он был шляпником и послужил прототипом Безумного шляпника из книги "Алиса в стране чудес".

Алессандро Морески (1858-1922). Почти триста лет кастраты-певцы с успехом пели в итальянских храмах и хоре самого Папы Римского. Хотя в те времена кастрация и была официально запрещена, многие родители понимали, что оскопление маленького сына может стать единственным шансом вырваться из бедности. Кастрация мальчиков для нужд Ватикана успешно прикрывалась несчастными случаями, показаниями врачей и так далее. Один историк подсчитал, что в XVIII столетии в Италии каждый год неудачно падало с лошадей до 4 тысяч мальчиков. Естественно, все они на самом деле подвергались незаконной кастрации. Одним из самых известных таких персонажей стал Алессандро Морески. Он пел в хоре Сикстинской капеллы, а голос этого кастрата стал единственным, записанным на фонограф. Это произошло в 1902 и 1904 годах. Правда, певцом Морески был весьма посредственным. На сохранившейся записи хорошо слышно, как он фальшивит. Да и качество записи не позволило понять, чем же так славились кастраты. Судьбы Алессандро была тяжелой, в итоге он превратился в пьяницу и наркомана. Ведь в XX столетии быть кастратом - довольно унизительно и тяжело.