Группы здоровья по зрению приказ. Заболевания глаз и активное движение

Рано или поздно каждый человек сталкивается с тем, что острота зрения начинает падать, а очертания предметов становятся расплывчатыми. Невизуализированный мир не так информативен, да и качество жизни на порядок ниже.

Инвалидность по зрению: критерии и выплаты

Почему ухудшается зрение

Причины, приводящие к снижению функций зрительного нерва, можно условно разделить на несколько групп.

Биологические факторы , связанные с протекающими в организме процессами. К таким можно отнести:

  • наследственные мутации органов зрения, а также спонтанные мутации, вызванные внешними факторами окружающей среды;
  • хромосомные нарушения;
  • родовые травмы;
  • аномалии и патологии развития плода, повлекшие за собой нарушение работы и функций строения зрительного нерва;
  • врожденные дефекты мышц глаза;
  • искривление и мутность хрусталика;
  • нарушение однородности стекловидного тела;
  • изменение структуры роговицы;
  • аномалии сетчатки глаза;
  • возрастные изменения органов зрения;
  • изменения в строении опорно-двигательного аппарата, влияющие на процесс кровоснабжения, и как следствие – нарушение мозгового кровообращения;
  • скачки артериального давления;
  • стрессы и нервные потрясения, чрезмерные моральные и эмоциональные нагрузки;
  • умственное и физическое переутомление;
  • недостаток сна;
  • зашлакованность организма и последствия токсических отравлений;
  • черепно-мозговые травмы;
  • несбалансированное питание и увлеченность фаст-фудом, вызывающие дефицит витаминов и основных микроэлементов;
  • некоторые заболевания, например, сахарный диабет, острые вирусные или микробные инфекции, в т.ч. заболевания крови;
  • заболевания шейного и плечевого отделов позвоночника.

В зависимости от степени разрушения первоначальной структуры мышц и тканей, а также процента утраченных функций зрительных органов, последствия воздействия биологических факторов могут быть относительно допустимыми или требующими хирургического вмешательства.
Факторы окружающей среды. К этой обширной группе можно отнести следующие причины, вызывающие снижение зрительного восприятия:

  • недостаточная или плохая освещенность рабочего места;
  • несоблюдение положения тела и рекомендуемого расстояния между книгой/ при чтении;
  • продолжительные нагрузки на глаза без перерыва на отдых;
  • последствия трудовой деятельности и вредные производственные факторы;
  • некачественный или устаревший монитор без специального защитного экрана или с внутренними дефектами, влияющими на качество и четкость вывода информации на экран;
  • проживания в экологически нестабильной местности.

К этой же группе относятся вредные привычки.

Социальные причины обусловлены внутренним стеснением и неловкостью от ношения корректирующих зрение линз или очков. Обычно это относится к детям, которые видя насмешки сверстников над своими носящими очки одноклассниками, не говорят родителя о проблеме, углубляя потерю зрительных функций.

Нередко к ухудшению зрительного восприятия приводят сразу несколько причин, и чем они серьезнее, тем более значительно их воздействие на глаза.

В среднем каждый год около 55 тысяч россиян получают по зрению группу инвалидности. Это понятие заключает в себя весьма обширный диапазон показателей нарушения зрительного восприятия от небольших отклонений до существенной потери светочувствительности и полнейшей слепоты.

Для признания человека инвалидом учитывается показатель остроты зрения и способность его к самообслуживанию. К последнему критерию относятся:

  • возможность самостоятельного передвижения без посторонней помощи;
  • способность к общению;
  • свободное ориентирование в пространстве;
  • контроль поведения;
  • способность обучаться;
  • возможность осуществлять трудовую деятельность.

Эти показатели могут иметь различную выраженность, в различной мере ограничивая возможности человека, снижая уровень и качество жизни.

При определении инвалидности нужна комплексная оценка всех показателей. Однако при изучении аномалий и патологий зрительных органов и способности человека к восприятию окружающего мира важная роль отводится состоянию наиболее здорового глаза. Исходя из этого, медицинская комиссия решает вопрос о присуждении одной из групп инвалидности, определяемой согласно степени выраженности дисфункций зрительного восприятия и наложенных ограничений условий жизнедеятельности. Критерии каждой степени утверждены Международной классификацией заболеваний и включают:

  • показатель остроты и диапазон поля зрения;
  • главные электрофизиологические коэффициенты;
  • степень работоспособности по зрению.

I группа инвалидности предоставляется людям с сильными, необратимыми повреждениями зрительных нервов и утратой более 85 % зрительного восприятия вплоть до самой слепоты на два глаза. Потеря зрительных функций ведущего глаза характеризуется как выраженная (III степень) или значительно выраженная (IV степень), при этом человек не может осуществлять свою жизнедеятельность без посторонней помощи и социальной защиты.

II группа обуславливается общей остротой зрения в промежутке от 0,1 до 0,05 и выраженной потерей функций зрительного аппарата (III степень). Обычно люди с такой группой инвалидности - слабовидящие, которым необходима значительная социальная поддержка.

III группа характеризуется общим показателем остроты зрения наиболее здорового глаза от 0,3 до 0,1. Медицинской комиссией утрата функций органов зрения признается умеренной (II или I степень), поскольку человек не может себя обслуживать частично, но так же нуждается в незначительной социальной защите.

При предоставлении инвалидности по причине потери зрения в расчет берется на только способность пациента к зрительному восприятию, но и все указанные в его медицинской карте заболевания (тяжелые, врожденные, хронические), общее состояние здоровья, место проживания и экологическое благополучие региона, а также возрастная группа. Немаловажными могут оказаться социальные показатели и материальная обеспеченность.

Важно! Детям до достижения совершеннолетия присваивается статус «ребенок-инвалид», а по достижении 18 лет он должен пройти процесс переосвидетельствования и подтверждение статуса и группы.

Процедура оформления

Процесс получения и оформления всех бумаг по предоставлению инвалидности довольно долгий. Первый этап – осмотр офтальмолога и подтверждение права человека на инвалидность. После чего пациент в установленные сроки проходит полную медицинскую комиссию в поликлинике по месту проживания, цель которой составить карту здоровья и выявить все заболевания и патологии всех жизненно важных систем. Нередко это приводит к назначению дополнительных анализов и процедур (УЗИ, рентген, ЭКГ, МРТ и т.д.)

Следующим этапом идет получение заверенных главврачом поликлиники, где производился полный медосмотр, справок и рекомендаций по оформлению инвалидности. Эти документы необходимы для прохождения другой медико-социальной экспертизы (МСЭ), которая выносит окончательное решение о категории присваиваемой группы инвалидности.

Перечень необходимых бумаг и документов:

  • направление за подписью заведующего поликлиникой на МСЭ;
  • письменное заявление пациента на освидетельствование права на инвалидность;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • нотариально заверенная ксерокопия трудовой книжки;
  • амбулаторная медкарта и все необходимые выписки с печатями;
  • акт о травме, полученной в ходе осуществления трудовой деятельности, написанный по форме Н–1, или о приобретенном профессиональном заболевании.

Существует два вида инвалидности:

Постоянная инвалидность I категории присваивается гражданам со следующими показателями:

  • установленная полная слепота на оба глаза;
  • при условии, что ни при каких условиях, включающих применяемом хирургическое вмешательство или иную проводимую терапию, состояние больного не улучшится;
  • снижение зрительных функций обоих глаз и остроте зрения ведущего менее 0,03;
    концентрическое сужение зрительных полей на обоих глазах до 10 ° и менее, характеризующееся необратимыми патологическими изменениями.

Оспорить решение медико-социальной экспертизы можно в законном порядке на основании Постановления Правительства РФ №95 «Правила признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. В этом случае назначается повторная экспертиза на федеральном уровне и ее решение окончательное. Однако, существует возможность его оспаривания при обращении заинтересованного в получении группы инвалидности лица в суд.

Предоставление льгот

Человек с подтвержденной группой инвалидности имеет право на разработку индивидуальной реабилитационной программы (ИПР), которая дает возможность получения необходимых аппаратов и технических средств для трудовой и профессиональной деятельности, обеспечения достойного уровня жизни.

В программу курса реабилитации входит медицинская, педагогическая и психологическая помощь, а также социально-экономическая защита. Их смысл состоит в компенсации полученных инвалидом ограничений или улучшении условий его проживания. Кроме того, ИПР помогает восстановить статус человека на социальном уровне, признать его права обществом и достичь материальной независимости.

В зависимости от присвоенной группы инвалиду подбирается комплекс восстановительных процедур:

  • медикаментозное или санаторно-курортное лечение;
  • оперативное вмешательство.

Инвалиду по зрению положены ежемесячные денежные выплаты, пенсии или иная финансовая помощь, предусмотренная социальной защитой в рамках пенсионного законодательства РФ.

Размеры выплачиваемых социальных денежных пенсий различным группам людей-инвалидов с 31 марта 2015 года:

  • инвалиды первой группы, полученной с рождения, и дети инвалиды - 11645,69 руб/месяц;
  • инвалиды второй группы, присвоенной в детстве, а также инвалиды первой группы- 9838,21 руб/месяц;
  • инвалиды второй группы (исключая лица с присвоенной инвалидностью с детства) - 4325 руб/месяц;
  • инвалиды третьей группы- 4153,08 руб/месяц.

При расчете денежных выплат во внимание берутся условия проживания и экологическая обстановка в регионе, а также факторы, при которых человек лишился зрения (производственная или иная травма), поэтому окончательная сумма может быть больше.

Разрешенные виды трудовой деятельности

Степень работоспособности и пригодности человека к труду определяется на этапе освидетельствования медицинско-социальной комиссией. При оформлении на работу инвалиду предоставляются гарантии согласно ТК РФ и рабочее место, полностью соответствующее требованиям, санитарно-гигиеническим условиям и рекомендациям медико-социального бюро.

Инвалид по зрению не допускается работать при высоком уровне шума и влажности в рабочем помещении, на химическом производстве, а также под воздействием вредных производственных и биологических факторов. Под запрет попадает деятельность, подразумевающая тяжелые физические или динамические нагрузки, нервно-психическое напряжение, характеризующаяся ненормированным рабочим графиком или неудобным положением тела человека.

Инвалид по зрению имеет все те же права, что и любой другой член общества: право на жизнь, труд и защиту. Именно поэтому в рамках социальной программы адаптации людей с ограниченными возможностями разрабатываются методики улучшения их качества жизни, механизмы защиты и социализации, а на производствах вводятся специальные рабочие места.

Видео - Получение пенсии по инвалидности

Дорогие ребята, вы прекрасно знаете, какое значение имеет движение в жизни человека. Современная наука неопровержимо доказала, что при малоподвижном образе жизни ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков крови, костная ткань становится рыхлой из-за потери солей . Но особенно тяжело сказывается недостаточная двигательная активность на сердечно-сосудистой и нервной системах, а также на функциях органа зрения. Поэтому одним из самых эффективных средств предупреждения различных заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости человека является движение. Более того, ни одно лекарство по своему положительному воздействию не может заменить ежедневных занятий физкультурой и . Физические упражнения, подвижные и , утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки до и во время уроков, подвижные игры на переменах, а также внеклассные физкультурно-оздоровительные занятия (подготовка к сдаче и сдача норм ГТО, туристские походы, экскурсии и т. п.), закаливающие процедуры - главные факторы сохранения и улучшения вашего здоровья.

Наибольшее распространение получили обязательные занятия физкультурой в общеобразовательных или специальных . Они проводятся в трех группах: основной, подготовительной и специальной. В основную группу (I) направляются дети и подростки без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и зрения, имеющие достаточную физическую подготовленность. Они могут заниматься по полной программе, сдавать нормы ГТО, посещать спортивные секции, выступать на соревнованиях.

В подготовительную (II) группу включаются дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и зрения, а также без достаточной физической подготовленности, в связи с чем основная программа занятий физкультурой увеличивается на 1 -1,5 года. В этой группе спортивные тренировки и соревнования исключены.

В специальную (III) группу отбираются дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья и зрения временного и постоянного характера. Они занимаются по индивидуальной программе.

Отбор и распределение учащихся по группам осуществляются в соответствии с рекомендациями по ограничению занятий детей и подростков с расстройствами зрения (таблица 5).

Включение детей в ту или иную группу, как правило, носит временный характер, поскольку в определенные сроки проводится медицинское переосвидетельствование.

2-06-2012, 15:50

Описание

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

И. В. Сухиненко (1980) установила, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц с эмметропией и гиперметропией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100- 140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз , вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд/мин и выше), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней величины с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37,2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53,5 % и увеличилась у 9,3 %, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2,4; 7,4 и 90,2 % случаев соответственно.

Исследования Е. И Ливадо (1977) позволили установить, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза . На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан (1975, 1979) обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения , улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Специальные упражнения

Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., 1977], предназначенный для лиц, чья работа связана с длительным рассматриванием близко расположенных мелких объектов. Приводим примерный комплекс таких упражнений .

1 . Исходное положение (и.п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

2 . И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

3 . И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4 . И.п. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5 . И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

6 . И.п. - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7 . И.п. - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8 . И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения .

1 . Передача мяча (волейбольный, баскетбольный, набивной) от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

2 . Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10-12 раз.

3 . Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7-10 раз каждой рукой.

4 . Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7-8 раз.

5 . Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Повторить 8-10 раз.

6 . Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6-7 раз.

7 . Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5-8 м. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

8 . Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

9 . Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

10 . Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками с расстояния 3-5 м. Повторить 12-15 раз.

11 . Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выполнять в течение 5-7 мин.

12 . Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять в течение 5-7 мин.

13 . Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10-12 раз.

14 . Игра в бадминтон через сетку и без нее - 15-20 мин.

15 . Игра в настольный теннис - 20-25 мин.

16 . Игра в большой теннис у стенки и через сетку - 15- 20 мин.

17 . Игра в волейбол - 15-20 мин.

18 . Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8-10 м - 15-20 мин.

19 . Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10-12 м - 15-20 мин.

20 . Броски обруча вперед с приданием ему обратного вращения.

Ниже приведены общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз. При их выполнении рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно .

1 . И.п. - лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и.п. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в и.п. Смотреть на мяч. Повторить 10- 12 раз.

2 . И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз другой рукой. При поднимании рук - вдох, при опускании - выдох.

3 . И.п. - лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4 . И.п. - то же. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

5 . И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха - выдох.

6 . И.п. - лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с.

7 . И.п. - лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9 . И.п. - то же. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги.

10 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх-влево, вернуть в и.п. То же левой ногой вверх-вправо. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

11 . И.п. - то же. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и.п. То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.

12 . И.п. - то же, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. То же другой ногой. Выполнять 10-15 с каждой ногой. Смотреть на носок.

13 . И.п. - то же, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на носки.

14 . И.п. - стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

15 . И.п. - то же. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в и.п. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

16 . И.п. - стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17 . И.п. - то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18 . И.п. - стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19 . И.п. - стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20-30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20 . И.п. - стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

21 . И.п. - то же. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Специальные упражнения чередуют с упражнениями для укрепления мышц шеи и спины, передней брюшной стенки, а также дыхательными упражнениями. Лицам с близорукостью высокой степени нежелательно назначать упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно.

Подвижные игры - прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения и натуживания.

Желательно проводить игры с непродолжительным быстрым бегом (10-15 м), передачей и ловлей мяча, бросками в стену или мишень. На одном занятии можно использовать три-четыре игры, с повторениями каждой по 2-3 раза. Если занимающиеся устали, между отдельными играми рекомендуется выполнять дыхательные упражнения. Приводим перечень подвижных игр, которые можно использовать на занятиях физкультурой.

1 . Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2 . Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3 . Игры с метанием мяча в мишень.

4 . Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5 . Игры с метанием теннисного мяча в корзину (ведро).

6 . Игра в «челнок» с метанием набивного мяча.

7 . Гонка мячей по кругу.

Физическая культура для школьников с близорукостью. Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не всегда обеспечивают нужное физическое развитие школьников, у которых отмечается состояние гиподинамии. В связи с этим особое значение приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия. Различные формы физического воспитания необходимо использовать для перестройки двигательного режима ребенка, который в течение 4-5 ч сидит за партой. Снижение двигательной активности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат глаза.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группe основную программу физического воспитания осуществляют в течение 1 - 1,5 лет. Спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегенеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 15 ноября 1974 г. (табл. 40).

Таблица 40. Ограничения к занятиям физкультурой школьников по состоянию органа зрения

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Учитывая, что физическая культура может не только способствовать замедлению или задержке прогрессирования уже имеющейся близорукости, но и препятствовать ее возникновению, целесообразно включать ряд специальных упражнений в общий комплекс физических упражнений для всех школьников, занимающихся в основной и подготовительной группах.

Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры необходимо выполнять вместе с общеразвивающими и корригирующими упражнениями. При выполнении многих общеразвивающих упражнений, особенно связанных с движениями рук, можно одновременно выполнять упражнения для цилиарной мышцы и наружных мышц глаза, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.

Кроме уроков физкультуры, необходим активный отдых для глаз на общеобразовательных уроках . Через 25-30 мин после начала урока школьникам предлагают быстро поморгать глазами в течение 20-30 с, затем закрыть глаза и посидеть спокойно 1 мин, откинувшись на спинку парты.

Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов , у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. В связи с этим на уроках физкультуры в 1-4-х классах для всех школьников, кроме общеразвивающих и корригирующих упражнений, рекомендуется включать 2-3 упражнения для глаз, способствующих укреплению аккомодационного аппарата. Школьникам младших классов с близорукостью, направленным в подготовительную или специальную группу, целесообразно рекомендовать, помимо уроков физкультуры, занятия лечебной физкультурой.

В 5-7-х классах школьникам , страдающим близорукостью до 6,0 дптр, при отсутствии патологических изменений на глазном дне разрешаются занятия физкультурой в достаточно полном объеме. Особую пользу им принесут уроки, на которых используются спортивные игры, плавание и туризм.

К школьникам с близорукостью более 6,0 дптр , занимающимся в 5-7-х классах, необходим индивидуальный подход . Если у таких школьников нет патологических изменений на глазном дне и близорукость не прогрессирует, то их можно допускать к занятиям в специальной группе, исключив упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) или требующие большого напряжения (стойки, упоры, висы, подтягивания на перекладине, поднятие тяжестей).

В 8-10-х классах в связи с увеличением объема и интенсивности учебного процесса, дефицитом свободного времени, дальнейшим снижением двигательной активности значение физической культуры в профилактике близорукости и ее прогрессирования еще больше возрастает.

Для юношей с близорукостью до 6,0 дптр необходимо исключить упражнения на перекладине в программе по гимнастике, преодоление полосы препятствий, а также классическую борьбу. Занятия легкой атлетикой, лыжами, плаванием и спортивными играми проводятся без ограничений, исключаются силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, их можно заменить подъемом по канату с помощью ног.

Школьники старших классов с неосложненной близорукостью более 6,0 дптр могут заниматься в специальной группе или группе лечебной физкультуры. Для школьников с осложненной близорукостью рекомендуются индивидуальные занятия физической культурой, методику которых целесообразно определить совместно с опытным окулистом.

Занятия лечебной физкультурой включают как общеразвивающие, так и специальные упражнения в соотношении 1:2; 1:3.

Учитывая, что у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упражнениям .

Важную роль играют и дыхательные упражнения , усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения физической нагрузки.

При построении методики лечебной физкультуры необходимо соблюдать все ее основные принципы:

Системность воздействия физических упражнений и последовательность их применения;

Регулярность воздействий;

Длительное применение физических упражнений;

Постепенное увеличение физической нагрузки на протяжении как отдельной процедуры, так и всего лечебного курса;

Индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья занимающихся;

Сочетание общей и специальной тренировки во время курса лечения.

Курс лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, целесообразно разделить на два периода - подготовительный и основной (тренировочный) . Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней. Он характеризуется выполнением преимущественно общеразвивающих упражнений и постепенным увеличением специальной тренировки разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильному дыханию. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть сначала 1:1, затем 1:2.

Правильным следует считать полное дыхание с использованием всего дыхательного аппарата . Начинать обучение нужно с усвоения статического дыхания, а затем постепенно усложнять различные сочетания дыхания с движениями. Динамические дыхательные упражнения должны быть просты по построению, выполнять их следует свободно, без усилий.

К специальным упражнениям, выполняемым в этот период, относятся дыхательные и корригирующие упражнения , а также упражнения, укрепляющие своды стоп. Упражнения выполняются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения в основном проводят в условиях разгрузки позвоночника - лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды, палки, мячи, набивной мяч и др.

Помимо гимнастических упражнений , используют подвижные игры и отдельные элементы из спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, а также повышения эмоционального тонуса, что имеет важное значение в детском возрасте. Спортивные игры проводятся в исходном положении сидя и стоя. В игры с передачей мяча или бросками мяча в баскетбольную корзину включают элементы соревнования.

Основной период длится 2,5 мес . На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и цилиарную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Вначале их повторяют 2 раза, а затем число повторений доводят до четырех-шести. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки, наиболее оптимальном для сохранения правильной осанки.

По окончании курса лечения школьники получают индивидуальные рекомендации об общем и зрительном режиме, о проведении комплекса лечебной гимнастики. Важно, чтобы ребенок не прекращал выполнение рекомендованных ему упражнений дома. В школе от занятий физкультурой детей не освобождают.

Физическое воспитание студентов с близорукостью . Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятий физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Используются следующие формы физического воспитания : обязательные и факультативные занятия; физкультурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении или в отделении спортивного совершенствования. Программные требования выполняются ими без ограничений. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1,5 м, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Если нет возможности выделить студентов с близорукостью средней степени в самостоятельную группу, то их целесообразно разделить на две подгруппы : студентов с миопией 3,5-4,5 дптр включить в подготовительную группу, а студентов с близорукостью 5,0-5,5 дптр - в специальную медицинскую группу.

Студенты с близорукостью высокой степени (6,0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой.

Лучше комплектовать группы из студентов одного курса (потока). Численность таких групп должна быть по 12 человек. Если нет возможности выделить студентов с близорукостью в самостоятельную группу, то их целесообразно объединить со студентами, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Студенты с близорукостью до 8,0 дптр , у которых не выявлены патологические изменения на глазном дне, при хорошей физической подготовленности могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию для практически здоровых студентов. Помимо особенностей физического воспитания, на которые было указано выше, важно также учитывать, что для студентов этой группы, страдающих близорукостью, нежелательны упражнения на высоком и среднем бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на гимнастической стенке на высоте более 2 м, прыжки с подкидного мостика, прыжки в воду вниз головой, продолжительные упражнения со скакалкой, а также другие упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. В этой группе следует более широко использовать дыхательные и корригирующие упражнения, а также специальные упражнения для глаз.

Установлено, что занятия по физической культуре, проводимые 2 раза в неделю, не вызывают существенных изменений в физическом развитии студентов и что на протяжении большей части учебного года у них наблюдается явление гипокинезии. В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физической культурой.

Ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики и процедур по закаливанию организма;

Выполнение общеразвивающих упражнений по заданию преподавателя;

Выполнение упражнений по улучшению аккомодационной способности.

Прежде чем приступить к организации самостоятельных занятий физической культурой, важно убедить студентов в их необходимости и пользе. Для наглядности используют результаты медицинского осмотра, антропометрических измерений и оценки физической подготовленности студентов.

При близорукости 8,5 дптр и более без нарушения состояния глазного дна студентам рекомендуют заниматься лечебной физкультурой. Помимо занятий лечебной гимнастикой, студентам необходимо проводить самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и процедуры по закаливанию организма.

Занятия лечебной гимнастикой проводят во внеучебное время групповым методом (по 6-8 человек в группе) не менее 2 раз в неделю. Продолжительность занятий от 15 до 30 мин в зависимости от состояния глаз и уровня физического развития студентов.

Занятия лечебной гимнастикой начинают с ходьбы и дыхательных упражнений . Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища с передачей предметов, перебрасывание набивного мяча массой 2-3 кг, несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, медленный бег на носках и другие упражнения. Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслабление мышц.

На занятиях лечебной физкультурой необходимо полностью исключить все прыжковые упражнения , резкие движения туловищем, резкие наклоны туловища и приседания. Степень нервно-мышечного напряжения должна быть средней. Занятия не должны вызвать утомления, поэтому общеразвивающие упражнения чередуют с дыхательными.

Близорукость и занятия спортом . Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте. Спорт отличают высокая эмоциональность, соревновательный характер, стремление к достижению наивысших результатов. Однако во время занятий многими видами спорта (особенно на уровне высоких достижений) спортсмены испытывают значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, от них требуется предельное напряжение физических и психических сил. В связи с этим очень важно правильно выбрать вид спорта для лиц с близорукостью и обеспечить систематический врачебный контроль за состоянием их органа зрения. Спортивные тренировки могут благотворно повлиять на состояние глаз при миопии и способствовать ее стабилизации, но в то же время могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям близорукостью. Все зависит от степени близорукости, состояния глаз, а также от специфики данного вида спорта и интенсивности спортивных нагрузок.

При неосложненной стационарной близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия данным видом спорта несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция.

При прогрессирующей миопии , особенно осложненной, противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.

В табл. 41

Таблица 41. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

приведены основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью, а также даны рекомендации по использованию оптической коррекции во время спортивных занятий.

В системе медицинского обеспечения физкультурного движения важное место занимает проблема исследования анализаторных систем, прежде всего органа зрения. Особые трудности вызывает прогностическая оценка близорукости . Вследствие этого офтальмологи часто оказываются в затруднительном положении, когда изменение рефракции превышает допустимые градации, особенно у спортсменов высокой квалификации, при подготовке которых нередко используются предельные нагрузки. Важность этого вопроса для современного спорта заключается в том, что в последние годы в большом спорте все чаще встречаются спортсмены, страдающие близорукостью. В связи с этим появилась настоятельная необходимость уточнить тактику спортивного врача при данном виде патологии органа зрения.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема имеет два аспекта: первый - близорукость и массовый спорт, второй - близорукость и большой спорт . По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица с близорукостью более 3,0 дптр, а в том случае, если миопия в процессе занятий спортом увеличились до 6,0 дптр, спортсмену рекомендуется прекратить занятия. Однако если на начальном этапе спортивной подготовки вопрос о недопуске к тренировкам лиц с близорукостью решается сравнительно просто, то вопрос о судьбе спортсменов олимпийского резерва, имеющих миопию, требует тщательного изучения. Мы считаем, что решать данный вопрос необходимо сугубо индивидуально. При этом важно учитывать спортивную квалификацию и перспективность спортсмена. Известно немало примеров, когда спортсмены с миопией средней степени с успехом защищали спортивную честь нашей Родины на международной арене. Так, близорукость не помешала тяжелоатлетам Ю. Власову и Ю. Зайцеву стать олимпийскими чемпионами, а фигуристу Ю. Овчинникову - призером чемпионата Европы. В настоящее время в составе сборных команд страны и резерва находятся спортсмены с близорукостью слабой и средней степени. Спортивным врачам необходимо обращать внимание на состояние органа зрения этих спортсменов и проводить необходимое восстановительное лечение. Офтальмологам следует обследовать их не реже одного раза в 3 мес. Вопрос о пользовании оптической коррекцией во время спортивных занятий и соревнований решают в зависимости от вида спорта и от того, какая коррекция является для спортсмена привычной. Спортивный врач должен в полной мере применять все средства профилактики прогрессирования близорукости, включая специальные упражнения для наружных и внутренних мышц глаза.

Приведенной выше таблицей следует руководствоваться прежде всего при решении вопроса о возможности занятий спортом начинающими спортсменами с близорукостью . Эта таблица может служить также ориентиром и при решении этого вопроса в отношении спортсменов высокого класса с использованием индивидуального подхода.

Статья из книги:

Действует Редакция от 30.12.2003

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"

Приказ

В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию по (приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

Министр
Ю.Л. ШЕВЧЕНКО

Приложения

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 N 621

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

Уровень функционального состояния основных систем организма;

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании, которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

Ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1) или избыточной массой тела (масса более M+2), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

К III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

К IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

К V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей -отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 г. N 621

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Классы, группы болезней, отдельные нозологические формы Шифр по МКБ-10 Группа здоровья Примечания
1 2 3 4
органы кровообращения
пороки сердца: III, IV, V В зависимости от компенсации (степени недостаточности кровообращения)
- при отсутствии недостаточности кровообращения - III
- при недостаточности кровообращения 1 ст. - IV;
- при недостаточности кровообращения в ст. более 1 - V.
врожденные Q20-Q28
приобретенные I34-I38
I05-I09
миокардит неревматической этиологии I40-I41 III, IV, V При полной клинической ремиссии - III,
при неполной клинической ремиссии - IV, V
ревматическая лихорадка I00-I20 III, IV Без порока сердца
- при отсутствии признаков активности ревматического процесса, от 1 года до 5 лет после атаки - III,
- в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. до 1 года после атаки)- IV
Малые аномалии сердца: II
- открытое овальное окно; Q21,1
- двустворчатый клапан аорты; Q23,1
- аномально расположенная хорда; Q24,8
пролапс митрального клапана I34.1 I, II, III, IV Без регургитации - I;
с регургитацией 1 ст - II;
с регургитацией в ст. более 1 - III - IV
нарушения ритма сердца и проводимости: II, III, IV
- экстрасистолии; I49.1-I49.4 II.
- тахиаритмии; I47-I48 - при наличии нарушений функций сердца, аллоритмии - III, IV
- без пароксизмов - II:
- синдром преждевременного возбуждения желудочков; I45.7 - при наличии пароксизмов- III, IV
- брадиаритмии (СССУ, миграция предсердного водителя ритма) I49.5
I49.8
- при наличии синкопе - V
блокады сердца: II, III. IV, V
- предсердно-желудочковые блокады 1ст. I44.0 - II;
-предсердно-желудочковые блокады II - III ст.; I44.1-I44.3 - при наличии синкопе III - V
- внутрижелудочковые блокады I44.4-I45 - III - V
синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу II, III - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 10- 5-го процентиля для данного пола, возраста и роста- II.
- при наличии вегетативной дисфункции: потливость, повышенная утомляемость, головные боли и др. - III
синдром вегетативной дистонии по симпатикотоническому типу II, III - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 90- 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста II.
- при наличии вегетативной дисфункции тахикардия, субфебриллитет и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ- III
артериальная гипертензия I10-I15 III, IV, V - средние уровни САД и или ДАЛ равные или превышают значение 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста - III, IV,
- при появлении сердечной недостаточности - V
варикозное расширение вен н/конечностей, флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен н/конечностей I83, I80,0-I80,3 III, IV при отсутствии венозной недостаточности - I;
при наличии венозной недостаточности - IV
варикозное расширение вен мошонки I86,1 III, IV при отсутствии венозной недостаточности - III;
при венозной недостаточности - IV
Органы пищеварения
кариес (декомпенс.) К02 II множественный (4-5 и более зубов)
функциональные расстройства желудка К31 II при отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса
функциональные кишечные нарушения К59 II
хронический гастрит К29.4, К29.5, К 29.7 III
хронический дуоденит, гастродуоденит К29.8-К29.9 III при наличии эндоскопических признаков
эрозивный гастродуоденит, язва желудка, язва 12-п. кишки (язвенная болезнь) К25, К26 III, IV в стадии ремиссии - III; при осложнениях - IV.
Болезнь Крона, неспецифический язвенный колит К50-К52 III, IV в стадии ремиссии - III, при обострении - IV.
синдром нарушения кишечного всасывания К90.0 II, III, IV, V вторичного характера - II;
первичного характера в зависимости от тяжести течения - III, IV, V
хронический панкреатит К86 III
хронический гепатит К73 III, IV, V вне обострения - III,
при обострении в зависимости от тяжести - IV, V
хронический холецистит К81.1 III
дискинезия пузырного протока и желчного пузыря К82.8 II
другие болезни желчевыводяших путей К83 III
гельминтоз В65-В83 II, III без признаков интоксикации - II,
при наличии признаков интоксикации - III
грыжи К40-К46 I, III После проведенного оперативного лечения при отсутствии осложнений - I.
кровь и кроветворные органы
Анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др) D50, D51, D52, D53 II, III при легком течении - II;
при среднетяжелом - III
Органы дыхания
хронический бронхит, простой слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный, неуточненный J40-J42, J44 III, IV, V в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) и частоты обострений:
-1-4 раза в г. - III;
-5-6 раз в г. - IV
Астма бронхиальная J45 III, IV, V при полной клинической ремиссии - III;
при неполной клин. ремиссии - IV
В зависимости от компенсации (по клиническим и функциональным показателям, данным аллергологического обследования):
- при легком течении - III,
- при среднетяжелом течении - IV;
- при тяжелом течении - IV или V;
- при гормональной зависимости - V.
бронхоэктатическая болезнь J47 III, IV, V в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности)
аллергический ринит J30 II, III, IV, при легком течении - II;
при среднетяжелом - III;
при тяжелом течении - IV
хронический ринит J31.0 III
хронические болезни миндалин и аденоидов J35 II, III при гипертрофии миндалин и аденоидов 2, 2-3 ст., отсутствии лакунарных наложений и признаков интоксикации - II;
при гипертрофии 3 ст. - III
хронический синусит J32 III
искривление носовой перегородки без нарушения дыхания II при отсутствии ночного храпа и ночных апноэ
хронический назофарингит, хронический фарингит J31.1, J31.2 II, III без клинических проявлений - II
носовые кровотечения. R04.0 II при отсутствии тяжелой органической патологии, их обуславливающих
поллиноз II, III, IV в ремиссии - II,
при обострении- III, IV в зависим. от тяжести течения
ухо и сосцевидный отросток
хронический отит Н65-Н75 III, IV при обострениях до 4 раз в г. - III;
при обострениях свыше 4 раз в г. и отчетливом снижении слуха - IV
отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (в том числе кохлеарный неврит и др.) потеря слуха неуточненная (в т.ч. глухота на оба уха) Н80; Н90;
Н91.9;
Н93-Н95
III, IV, V в зависимости от степени потери слуха:
- шепотная речь слышна на расстоянии более 3 метров - III;
- шепотом речь слышна на расстоянии от 1 до 3 метров- IV;
- шепотная речь не слышна - V
нарушения вестибулярной функции, вестибулярные синдромы Н81-Н83 II, III, IV в зависимости от выраженности вестибулярных нарушений II, III, IV
психические расстройства и расстройства поведения
соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нейроциркуляторная астения:
НЦА (по гипертензивному типу)
НЦА (по гипотензивному типу)
НЦА (по смешанному типу)

F45.3
F45.3
F45.3

II
II
II

фобические тревожные расстройства F40 II, III слабо выраженные II
выраженные III
неврастения F48.0 II
невротические и/или астенические реакции II
невротические реакции, связанные со стрессом F43.2 II, III слабо выраженные II
выраженные III
расстройство сна неорганической этиологии F51 II
органическое эмоционально-лабильное (астен.) расстройство F06.6 III
расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга F07 II, III слабо выраженные II
выраженные III
эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (тики, энурез, логоневроз. др.) F90-F98 II, III слабо выраженные - II
выраженные- III
специфические расстройства личности (психопатии) F60-F62 II, III слабо выраженные - II
выраженные- III
шизотипическое расстройство F21 III
гиперкинетические расстройства F90 II, III при компенсации - II
при субкомпенсации - III
расстройства поведения F91 II, III, IV ограничен. рамками семьи - II;
несоциализирован. расстр. - III;
социализирован. расст. - III-IV
задержка псих. развития /умств. отсталость легкой степени F70 II
специфические расстройства развития речи и языка F80 II
нервная система
эпилепсия G40 III, IV на фоне резидуально - органических поражений головного мозга, в стадии компенсации (без постоянной терапии) - III
в стадии субкомпенсании (с постоянной терапией) - IV
Мигрень G43 III
другие синдромы головной боли (в т.ч. неясной этиологии) G44 III
расстройства вегетативной (автономной) нервной системы G90 II, III без ангиоспазмов с частотой менее
1 раза в неделю - II
с ангиоспазмами - III
гидроцефалия G91 II, III при компенсации - III,
при клинических проявлениях - IV
детский церебральный паралич G80 III, IV V в зависимости от выраженности симптоматики и степени компенсации III, IV, V
полиневропатии G62 III, IV Двигательные, чувствительные и координационные нарушения:
- без снижения функц. возм. - III
- при снижении - IV
демиелинизирующая болезнь центральной нервной системы G37.9 III, IV вне обострения - III,
в период обострения - IV
глаз и его придаточный аппарат
аккомодационное косоглазие Н50 II без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушений бинокулярною зрения
Паралитическое и неаккомодационное косоглазие Н49 III, IV с учетом степени аномалии рефракции
гиперметропия сл. степени Н52.0 II
гиперметропия средней и высокой степеней Н52.0 III
спазм аккомодации, предмиопия II
миопия слабой степени Н52.1
миопия средней и высокой степеней Н52.1 III
амблиопия Н53.0 III
анизометропия Н52.3 II, III до 5 диоптрий - II
свыше 5 диоптрий - III
хронические аллергические и воспалительные заболевания защитного аппарата и переднего отрезка глаз H01, H13.2 III
Аллергический конъюнктивит НЮ II, III в зависимости от течения и осложнений
мочеполовая система
доброкачественная протеинурия (физиологическая, ортостатическая) II при отсутствии заболеваний почек
Кристаллурии при отсутствии мочевого синдрома II при присоединении мочевого синдрома или снижении функции почек - см. интерстициальный нефрит обменного генеза
Малые аномалии почек и мочевыводящих путей (ротация почек, дистопия почек, небольшая пиэлоэктазия, подвижность почек) при отсутствии мочевого синдрома Q60-Q64 II, III, IV при отсутствии мочевого синдрома - II;
при присоединении мочевого синдрома - III;
при снижении функции почек - IV
гломерулярные болезни (гломерулонефрит) N00-N08 III, IV, V при полной ремиссии- III;
при активности и снижении функции почек - IV;
тубулоинтерстициальные болезни (пиелонефрит хронический - первичный, вторичный, интерстициальный нефрит обменного генеза и др.) N10-N16 III, IV, V при полной ремиссии- III;
при активности и при снижении функции почек - IV;
в стадии хронической почечной недостаточности - V
нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (нарушение ритма мочеиспускания)
энурез

F98.0, N39.4

II
врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей Q60-Q64 III, IV, V
в стадии хронической почечной недостаточности - V
инфекции мочевыводящих путей, цистит N30.1 III
вторичная артериальная гипертензия (ренальная) III, IV при нормальной функции почек и отсутствии осложнений со стороны др. органов и систем - III;
при снижении функции почек и наличии осложнений со стороны др. органов и систем - IV
мочекаменная болезнь N20-N23 III, IV, V при сохранных функциях почек - III;
при снижении функции почек -IV;
в стадии хронической почечной недостаточности - V
крипторхизм (неопущение яичка) Q53 III
расстройства менструального цикла (отсутствие менструаций, скудные и редкие менструации, обильные, частые и нерегулярные менструации, скудные и редкие менструации); аномальные кровотечения из матки и влагалища; болевые и другие состояния, связанные с женскими половыми органами и менструальным циклом N91
N92
N93
N94
II, III в период становления менструального цикла в течение 1,5 - 2 лет после первой менструации - II;
при установившемся менструальном цикле и при других заболеваниях - III
хронические болезни женских тазовых органов N70, N73, N75, N76 III
гидроцеле N43,0-43,3 II, III
эндокринная система, питание, обмен веществ
увеличение щитовидной железы Е00.1-Е04.0 II, III - увеличение I, II ст. без нарушения функции - II;
- увеличение III, IV ст. без нарушения функции - III;
- увеличение I - IV ст. с гипо- или гипертиреозом - III
недостаточность питания (дефицит массы тела) Е43-Е46 II масса тела меньше значений минимального предела "нормы" относительно длины тела (M-1)
избыток массы тела II масса тела больше значений максимального предела "нормы" относительно длины тела (M+2) (на 15-19,9% от должной)
низкий рост Е34.3 II варианты роста меньше минимального предела "нормы" относительно возраста и при отсутствии эндокринных нарушений
низкий рост (нанизм) Е34.3 III, IV
ожирение экзогенно-конституциональное I -IV ст. Е66 III, IV превышение массы тела на 20% и более за счет жироотложения. При отсутствии изменений сердечно-сосудистой, половой, нервной и др. систем - III,
при их наличии - IV
юношеская гинекомастия N62 II при исключении эндокринной патологии
гиповитаминоз, гипервитаминоз, дефицит или избыток минералов Е50-Е56,
Е64
II
нарушения толерантности к глюкозе R73.0 II
инсулинзависимый сахарный диабет (I типа) Е10.0 III, IV
сахарный диабет (II типа) Е11 II, III в зависимости от степени компенсации
задержка полового созревания Е30.0 II, III, IV
при их наличии и в зависимости от тяжести III или IV
Раннее или преждевременное половое созревание II, III, IV без сопутствующих эндокринных заболеваний - II,
при их наличии ив зависимости от тяжести - III или IV
кожа и подкожная клетчатка
атонический дерматит, экзема, нейродермит, аллергический дерматит L20, L23 III, IV в зависимости от локализации процесса, распространенности, интенсивности кожного процесса, при ограниченной локализации, или невыраженной степени пролиферации и лихенизации, умеренном зуде, без нарушений сна - III;
при распространенных высыпаниях или выраженной пролиферации и лихенизации, значительном зуде и нарушениях сна - IV.
Крапивница L50 II, III, IV локализованная - II; генерализованная, рецидивирующая - III; генерализованная, рецидивирующая с отеком Квинке или анафилактич. шоком (в анамнезе) - IV
Зуд L29 II
Папулосквамозные нарушения (псориаз, парапсориаз и др.) L40-L45 III, IV в зависимости от степени компенсации
костно-мышечная система и соединительная ткань
кифоз, лордоз М40 II
Сколиоз М41 III, IV рентгенологически и клинически не более 2ст. искривления - III;
искривление более 2ст. или наличие нарушений функции внутренних органов - IV
юношеский остеохондроз М42 III, IV без выраженных клинических проявлений - III;
с выраженным локальным и/или корешковым болевым синдромом, парестезиями и др. клиническими проявлениями - IV
нарушения осанки II при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника
уплощение стоп II по результатам плантографии
плоская стопа (плоскостопие) М21.4 III по результатам плантографии
вальгусная деформация стопы М21.0 III
врожденные и рахитические деформации грудной клетки Q67.5-Q67.7 I
дорсопатии (в т.ч. спондилопатии), врожденные деформации позвоночника М40-М54 III, IV в зависимости oт компенсации анатомического дефекта и состояния функции внутренних органов
деформации голени, бедра M21,7-M21,9 III, IV в зависимости oт компенсации анатомического дефекта
артропатии, остеопатии и хондропатии М00-М25, М80-М94 III, IV
юношеский (ювенильный) артрит М08 III, IV в зависимости от компенсации процесса
юношеский ревматоидный артрит М08.0 III, IV в зависимости от компенсации процесса
поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей М60-М63, М65-М68, М70-М79 III, IV в зависимости от компенсации процесса и состояния функции

Показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

Общая заболеваемость,

Инфекционная заболеваемость,

Индекс здоровья,

Процент длительно и часто болеющих,

Распространенность и структура,

Процент лиц с нормальным физическим развитием;

Процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья - процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 - 80%, фактически - 17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3 - 4 раз \ в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет - увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня,

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д. Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80 - 85 мм рт.ст., 13-16 лет - до 90 - 95 мм рт. ст.) - 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.

Контрольные вопросы

1. Основные понятия и определения, цель и задачи дисциплины.

2. Общее понятие о болезни.

3. Здоровье и факторы, его определяющие.

4. Показатели популяционного здоровья

5. Показатели индивидуального здоровья

6. Группы здоровья детей.