Древний мозг и новый мозг. Триединая модель мозга маклина Сознание и бессознательное

Поскольку во время долгих перелетов делать совершенно нечего (а спать в самолете я категорически не могу, за что и страдаю по прилету), приходится искать себе полезное занятие. Сериалы к этом времени обычно уже пересмотрены, любовные романы я не читаю, а потратить время с пользой очень хочется.

Поэтому я читаю разные интересные статьи, которые бережно собираю за пару месяцев до очередного полета. :)
В этот раз тема попалась очень интересная, поскольку имеет существенное отношение к тому, чем я занимаюсь — к маркетингу. Главная задача маркетинга в очень упрощенном понимании формулируется так: «Как продать?» Как связать потребителя и производителя, как спозиционировать продукт и простимулировать спрос — все это можно уместить в два слова в кавычках выше. И вот тут как раз стоит задуматься о вещах, совершенно отвлеченных от процесса позиционирования и продажи. Задумывались ли вы когда-нибудь, как именно человек принимает решения? Добро пожаловать в ваш мозг!

Как утверждает директор лаборатории мозга при Национальном институте психического здоровья США Пол Маклин, каждый человек обладает «тремя биологическими компьютерами, которые оперируют совместно, но каждый обладает своим особым уровнем интеллекта, уровнем индивидуальности, своим восприятием времени и пространства и своей памятью».

Мозг рептилии

Самый древний мозг на Земле. Он появился первым и человек благополучно унаследовал его в процессе эволюции у первых обитателей планеты — рептилий. В мозг рептилии входят ствол головного мозга и мозжечок. В основном мозг рептилии занят жизнеобеспечением организма и поддержанием основных функций тела (дыхание, пищеварение, движение и проч). Именно этот мозг мобилизуется в случаях опасности, отвечает за самозащиту, доминирование в стае, охрану территории и размножение. Этот мозг остается активным даже в состоянии глубокого сна, не учится на своих ошибках, зациклен и не способен к адаптации и изменениям. Он следует программе, заложенной в него эволюционно.

Лимбическая система или мозг млекопитающего

Лимбическая система появилась в дальнейшем ходе эволюции. В лимбическую систему входят гипоталамус , гиппокамп и миндалевидная железа . Лимбическая система — основа человеческих эмоций, внимания и аффективной (*связанной с эмоциями) памяти. Миндалевидная железа участвует в создании связей между событиями и эмоциями, гиппокамп отвечает за хранение и извлечение воспоминаний.

Лимбическая система «руководит» выработкой субъективных суждений («мне нравится красный цвет» или «я не люблю манную кашу», равно как и «Машка — дура!»). Именно она решает, что нам нравится, а что нет. Она руководит нашими стремлениями избежать боли и получить удовольствие. Она определяет, какую долю нашего внимания следует уделить тому или иному предмету и ответственна за спонтанное поведение. Именно лимбическая система определяет наши чувства. А вот рациональные объяснения для этого придумывает наш третий мозг.

Неокортекс (кора головного мозга)

Позднейший мозг, результат эволюции, которым обладают только приматы и человеку досталась самая продвинутая и большая его версия (две трети общей массы мозга). Неокортекс — два больших полушария + некоторые подкорковые группы нейронов, включающие в себя специализированные зоны для управления произвольными движениями и зоны обработки информации, которая поступает от органов чувств. Два полушария управляют противоположными половинами тела, каждое по-своему. Левое полушарие — линейное, вербальное и более рациональное, в то время как правое — более художественное, музыкальное и абстрактное. Все высшие познавательные функции (язык, речь, письмо) полностью находятся в неокортексе. Именно неокортекс поддерживает наше логическое мышление, позволяет нам планировать и контролировать будущее.

Все вместе

Ученым пока не известно, каким образом все три слоя общаются между собой, однако можно с уверенностью предположить, что они постоянно находятся в активном состоянии, однако в определенных ситуациях один мозг начинает преобладать над другими. Неокортекс практически не вмешивается в работу нижних уровней, а вот лимбическая система часто оказывает большое влияние на высшие мыслительные функции («Сегодня я не хочу обсуждать этот вопрос!»). В моменты сильного стресса мозг рептилии перехватывает управление и реализует свою главнейшую задачу — выживание особи, позволяя людям выполнять практически немыслимые для них действия. (Именно мозгу рептилии человек обязан внезапно появляющейся сверхсилой, позволяющей сбросить придавившую плиту или очень быстро убежать от опасности).

Однако именно лимбическая система, отвечающая за эмоции человека — главный мозг, отвечающий за принятие решений. Разрабатывая упаковку продукта, рекламные кампании, позиционирование и прочие маркетинговые приблуды, следует учитывать главное: все эти усилия должны угодить именно среднему мозгу потенциального покупателя, потому что решать, что покупателю нравится, а что нет будет именно его средний мозг. Им может показаться, что они принимают обдуманные решения, но это будет лишь рационализация, которую проведет для них неокортекс.

Как воздействовать на средний мозг неизвестного для нас человека? С учетом трех режимов восприятия, участвующих в помещении информации в долговременную память, распространенность которых не зависит от пола и расы.

О них мы поговорим в следующий раз.

Похожих записей не найдено.

Самую простую неудачу или мелкое разочарование мозг расценивает как потенциальную угрозу жизни. Чтобы однажды испытанная боль больше не повторялась, организм вырабатывает специальный гормон - кортизол, который в разных количествах вызывает у нас чувство страха, тревоги или даже стресс. В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Лоретты Грациано Бройнинг «Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин» . «Теории и практики» публикуют отрывок о том, как работает наш детектор опасностей и почему мысль о лишних килограммах делает человека более несчастным, чем рассказ о смертельных болезнях предков.

«Гормоны стресса» - естественная сигнальная система

Когда вы видите ящерицу, греющуюся на солнце, то можете подумать: «Вот оно, безграничное счастье». Однако на самом деле вы просто видите, как ящерица пытается спастись от гибели. Холоднокровные рептилии могут погибнуть от гипотермии, если не будут часто выползать на солнце. Однако, греясь под ним, они могут стать добычей хищника. Поэтому рептилии по многу раз на дню совершают перемещения с солнца, грозящего гибелью, в тень и обратно. Они совершают эти перемещения, в буквальном смысле убегая от гнетущего ощущения дискомфорта.

Ящерица выползает на солнце тогда, когда падение температуры ее тела заставляет уровень кортизола в ее организме повышаться. Находясь на солнце в постоянной опасности, она внимательно сканирует окружающую обстановку на предмет появления хищника и стремглав убегает, лишь только почувствовав малейший признак опасности. Ничего приятного в этом для ящерицы нет. Но она выживает, поскольку ее мозг научился сравнивать одну угрозу с другой.

Ствол мозга и мозжечок человека на удивление похожи на мозг рептилии. Природа приспосабливает для работы старые структуры, а не создает их заново. До сих пор та часть нашего головного мозга, которая называется «рептильный мозг», контролирует процессы обмена веществ и реакцию на потенциальные угрозы. У млекопитающих поверх рептильного мозга развился еще один слой мозгового вещества, который делает возможным их общение друг другом, а у людей появилась кора головного мозга, которая позволяет анализировать события прошлого, настоящего и будущего. Рептильный мозг располагается на пересечении путей взаимодействия высших отделов человеческого мозга с телом человека, поэтому некоторые ситуации буквально заставляют нас холодеть от предчувствия опасности. Многие при этом ощущают угрозу очень остро. Поэтому вам будет полезно узнать, как работают ваши детекторы опасности.

Как работает кортизол

Кортизол - это система оповещения организма о чрезвычайной ситуации. Кортикоидные гормоны вырабатываются у рептилий, амфибий и даже червей в тех случаях, когда они обнаруживают угрозу жизни. Эти гормоны вызывают ощущение, которое люди описывают как «боль». Вы обязательно обращаете внимание на боль. Она неприятна и заставляет вас предпринять чрезвычайные усилия для того, чтобы ее остановить. Мозг стремится избежать рецидивов боли, накапливая опыт, как можно ее исключить. Когда вы видите какие-то признаки, напоминающие вам об уже испытанной боли, происходит выброс в кровь кортизола, который помогает действовать таким образом, чтобы избежать ее. Большой мозг может генерировать множество ассоциаций, то есть распознавать множество возможных источников боли.

«Мозг рассматривает любую неудачу или разочарование как угрозу, и это ценно»

Когда уровень кортизола в нашем организме достигает больших значений, мы испытываем то, что называем «страхом». Если кортизол вырабатывается в средних количествах, то мы испытываем состояние «тревоги» или «стресса». Эти негативные эмоции предупреждают о том, что если не предпринять экстренных действий, то могут наступить болевые ощущения. Ваш рептильный мозг не может сказать, почему он выбросил кортизол. Просто по нейронным путям прошел электрический импульс. Когда вы понимаете это, то можете проще отличать внутренние тревоги от внешних угроз.

Казалось бы, будь мир проще устроен, надобность в кортизоле отпала бы сама собой. Однако мозг рассматривает любую неудачу или разочарование как угрозу, и это ценно. Мозг предупреждает нас о том, что следует избегать дальнейших неудач и разочарований. Например, если вы безрезультатно прошли много километров в поисках воды, то растущее ощущение дискомфорта удержит вас от дальнейшего продвижения по явно неправильному пути. Невозможно все время правильно предугадывать развитие ситуации, поэтому кортизол всегда будет стараться делать это за вас. Понимание механизма действия кортизола поможет жить в большей гармонии с окружающим миром.

Кортизол настраивает ваш мозг на фиксацию всего, что предшествует боли

Подсознательные импульсы, которые вы получаете буквально за несколько секунд до появления боли, очень важны с точки зрения перспектив выживания. Они позволяют идентифицировать беду, которая вот-вот случится. Мозг накапливает такую информацию без осознанных усилий или намерений, потому что подсознательные импульсы в нашем мозгу существуют на протяжении всего нескольких мгновений. Эта «буферная память» позволяет болевым нейронным цепочкам моментально оценить события, которые непосредственно происходят до возникновения боли. Нейронные связи дают живым существам возможность обнаружить потенциальные угрозы, не прибегая к рациональному анализу.

Иногда мозг подсознательно соединяет то, что происходило за мгновения до возникновения боли, с самим болевым ощущением. Например, в психиатрии известен случай, когда девушку охватывал панический страх при первых звуках чьего-либо смеха. Эта девушка когда-то попала в тяжелую автомобильную аварию, в которой погибло несколько ее друзей. Она вышла из комы, ничего не помня о самом происшествии, но не могла справиться с приступами страха, когда слышала смех. Психотерапевт помог ей вспомнить, что в момент аварии она шутила и смеялась со сверстниками, сидя на заднем сиденье машины. Ее рептильный мозг связал звуки смеха и последовавшую сильную боль. Разумеется, рациональным умом, сосредоточенным в коре головного мозга, она понимала, что не смех вызвал дорожное происшествие. Но сильная боль создает мощные кортизоловые нейронные пути еще до того, как может вмешаться кора головного мозга и «отфильтровать» скопившуюся в них информацию. Как только девушка слышала смех, ее кортизоловые нейронные связи резко активизировались, заставляя ее предпринять что-то для предупреждения возникновения боли. Но что именно нужно было сделать, она не знала. Отсюда и сильнейшие приступы страха.

Подсознательное чувство опасности активно помогает живым организмам выживать. Представьте себе ящерицу, которую хватает орел. Вонзающиеся в тело ящерицы острые когти заставляют ее синтезировать кортизол, который попадает во все свободные нейроны. И происходит это буквально за миллисекунды до того, как ящерица почувствует боль, поскольку электрические импульсы длятся всего несколько мгновений. Запах орла и ощущение темноты, когда его крылья закрывают солнце, теперь связаны с механизмом выброса кортизола у ящерицы. Если ей удастся освободиться, на память ей останется новый мощный кортизоловый нейронный путь. Таким образом эти нейронные связи позволяют рептилии избежать смерти, даже не зная, что собой представляет орел.

Сохранение в памяти ощущения боли имеет глубокий смысл

Боль является для нашего мозга предупредительным сигналом. Когда она значительна, мозг создает сильные нейронные связи, которые вызывают у нас фобии и посттравматические стрессы. Менее острая боль формирует меньшие сигнальные цепи, которые мы иногда даже не замечаем. Мы остаемся с ощущениями тревоги, которую порой даже не можем объяснить. Иногда кажется, что было бы лучше, если бы мы могли стирать те нейронные цепочки, которые принесли несостоявшиеся предзнаменования. Но задача выживания не позволяет нам сделать этого. Представьте себе, что ваш далекий предок видит, что кто-то умирает от ядовитых ягод. Уровень кортизола у него в крови резко повысится, и он запомнит эту ягоду навсегда. Спустя годы, даже будучи очень голодным, он сможет удержаться от употребления этой ягоды в пищу. Ваш дальний предок выжил потому, что у него на всю жизнь сохранился кортизоловый нейронный путь, который спас его от гибели.

Выживание сегодня и в эпоху наших далеких предков

Кортизол, или «гормон стресса», создает предохранительные нейронные пути, смысл которых иногда трудно понять. Вы понимаете, что, конечно, не умрете, если не получите долгожданного продвижения по службе или если кто-то толкнет вас на игровой площадке. Вы осознаете, что не погибнете из-за длинной очереди на почте и от того, что по этой причине вам выпишут штраф за неправильную парковку машины, которую вы рассчитывали быстро забрать. Но ваши нейромедиаторы эволюционировали так, что при любой неудаче они вызывают ощущение угрозы жизни.

«Когда вы испытываете стресс перед экзаменами или по поводу того, что выглядите толстым, кортизол создает у вас предчувствие немедленной гибели»

Гормоны стресса создают у нас представление, что современная жизнь хуже, чем у наших предков. Когда вы испытываете стресс перед экзаменами или по поводу того, что выглядите толстым, кортизол создает у вас предчувствие немедленной гибели. Когда же вы думаете о тех угрозах, с которыми сталкивались ваши предки, никакого прилива кортизола и чувства обреченности вы не испытываете. Это происходит потому, что стрессовые нейронные связи создаются только на основе непосредственного опыта, а реального опыта предков у вас нет.

Люди, которые в наши дни постоянно твердят о том, что жизнь ужасна, просто хотят усилить ощущение угрозы, чтобы получить поддержку в своих делах. Вам не верится, что чувство дискомфорта может возникать из-за небольших волнений. Вы продолжаете искать свидетельства того, что в мире существуют большие угрозы, и многие с удовольствием такие доказательства предоставляют. Если вы посмотрите телевизионные новости или послушаете речи политиков, то с неизбежностью почувствуете, что мир движется к катастрофе. В итоге мир все же не рушится, но вы не успеваете испытать радость по этому поводу, потому что ваше внимание переключают на новые доказательства грядущих катаклизмов. Это вызывает еще более негативные эмоции, но вы боитесь выключить телевизор, опасаясь остаться наедине с ощущениями угрозы.

Различия между поколениями

Мы любим несколько поверхностно представлять себе угрозы, с которыми сталкивались наши предки. Можно представить, как ваш предок героически съедает запретные ягоды и, разбивая старые догмы, доказывает всем, что они не ядовиты. Жить было бы гораздо проще, если б старые истины были ложны, а советы друзей всегда правильны. Однако, к сожалению, мир устроен сложнее, и те предшественники, которые игнорировали предупреждение о ядовитой ягоде, скорее всего, умерли, не передав свои гены потомству.

Современные люди унаследовали гены от тех, кто уже преимущественно опирался на накопленный в течение жизни опыт. Мы учимся доверять своему личному опыту и не бояться тех угроз, которых страшились наши далекие предки. Каждое новое поколение учится распознавать опасности на основе собственных кортизоловых нейронных путей. Конечно, мы наследуем память об опасностях и от старших поколений. Но каждая человеческая генерация, как правило, снисходительно относится к тревогам своих предков и формирует свои собственные страхи.

Я поняла это на своем неприятном опыте. Однажды мать сказала мне, что не спала всю ночь из-за того, что забыла купленное молоко на прилавке магазина и боялась, что оно испортится до утра. Я только усмехнулась. Но после ее смерти я поняла, что, когда она была ребенком, это могло грозить ей и троим ее сестрам голодом, потому что она отвечала в семье за еду. Реальная тревога создала нейронную связь в ее мозгу, и эта тревога навсегда осталась с ней.

Как хорошо было бы, если бы я поняла это еще при ее жизни. Сегодня мне остается только радоваться тому, что в моем мозгу такие связи формируются на основе моего собственного опыта. Тревоги моей матери стали частью моего жизненного опыта благодаря существованию зеркальных нейронов. Благодаря ее тревогам я избежала потребления плохих ягод или игр на проезжей части дороги. У меня сформировался свой детектор опасностей, и у него уже появились свои причуды.

Экстраполирование прошлого опыта в настоящее

Мозг человека привык обобщать прошлый опыт. Иногда, обжегшись на молоке, мы дуем на воду, но нам пришлось бы гораздо труднее, если бы мы не учились на ошибках и боли. Медуза не способна к обобщениям, поэтому, обжегшись о горячую плиту одним щупальцем, она спокойно прикоснется к горячему другим. Ваш мозг - это главный диспетчер, который связывает прошлую боль с потенциальной будущей. Мы ожидаем опасности с таким нетерпением, что паникуем при статистических расчетах, что одному человеку из 10 миллионов может стать плохо через двадцать лет. Мы испытываем угрозу от того, что босс приподнимает бровь на миллиметр. Нелегко с таким старанием ожидать опасностей. […]

Изображения: © anna sinitsa/iStock, © style-photography/iStock.

Пришло время написать о том, каких моделей функционирования и строения мозга я придерживаюсь, чтобы в дальнейшем мы с вами были на одной волне. Естественно, это только модели и их «всеохватность» ограничена рамками их же самих. Но мозг, товарищи, это такой Солярис, что если мы хотя бы приблизительно не будем представлять, как он работает, то мы утонем в ложных предпосылках относительно чужого и своего поведения. Потому что в том, что с нами в жизни происходит, доля осознаваемых действий и логического мышления ничтожно мала, а наше поведение постоянно находится под неосознанным влиянием эмоций. Америку я тут не открою, но иметь общую базу для дальнейшего общения будет полезно. Для начала:

Триединая модель головного мозга МакЛина

Центральная часть, или ствол мозга — это так называемаый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга.

Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем (за исключением наиболее просветлённых товарищей), но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Вот комментарий gavagay по этому же поводу: "Прямой зависимости [между сознанием и эмоциями ] там нет - потому у нас нет выбора, скажем, пугаться нам, или нет. Мы пугаемся автоматически, в ответ на соответствующий стимул извне. А вот опосредованная связь возможна и для некоторых ситуаций она очень значима. Работа лимбической системы зависит от сигналов, поступающих в нее извне, в том числе и от коры головного мозга (через таламус). А в коре как раз гнездится наше сознание. Именно в силу этого мы испугаемся наставленного на нас пистолета - даже если в нас никогда не стреляли. А вот дикарь, который не знает, что такое пистолет, не испугается. И, кстати, именно в силу наличия этой опосредованной зависимости в принципе возможно такое явление как психотерапия."

И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга , отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить.

У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 - 4 годам она утраивается.

Теперь понятно, почему в деле воспитания детей именно эмоции играют решающую роль. Не действуют дети вам назло, не стремятся они вами манипулировать, для манипуляций нужно тщательное планирование. А движимы они базовыми эмоциями: желанием контакта и близости, страхом, тревогой. Когда мы поймём это, понимать ребёнка станет гораздо легче.

Да и сами-то мы, взрослые, не настолько рациональные существа, как нам хотелось бы думать. Об этом замечательно написала Сью Герхардт (Sue Gerhardt, Why Love Matters: how affection shapes a baby"s brain):

«Можно с иронией отметить, что последние открытия нейрофизиологии обнаружили, что чувства играют в нашей жизни большую роль, чем разум. Вся наша рациональность, столь уважаемая наукой, постоена на эмоциях и не может существовать без них. Как указывает Антонио Дамасио, рациональные части нашего мозга не могут работать обособленно, но только одновременно с частями, отвечающими за базовые регуляторные функции и эмоции.«Природа построила рациональную систему (apparatus) не просто на верх системы биологического регулирования, но из неё и неразделимо с ней» (Antonio Damasio, Descarte"s Error)."

Картинка отсюда: Карл Саган «Драконы Эдема».

Древний

Средний мозг - Мозг: Средний мозг Латинское название Mesencephalon Средний м … Википедия

ГОЛОВНОЙ МОЗГ - ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга..... . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга............. 489 Bee головного мозга..............502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… … Большая медицинская энциклопедия

РОМБОВИДНЫЙ МОЗГ - Во время эмбрионального развития в мозгу развивается три отдельных части: ромбовидный мозг, средний мозг и передний мозг. Первый из них эволюционно самый древний; он дифференцируется в задний мозг и продолговатый мозг. Задний мозг дальше… … Толковый словарь по психологии

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ - вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э.… … Энциклопедия Кольера

Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Кошка - У этого термина существуют и другие значения, см. Кошка (значения). Запрос «Кот» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Кошка … Википедия

Ароматерапия - Аромалампа … Википедия

Обыкновенный бегемот - Запрос «Бегемот» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Гиппопотам» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Обыкновенный бегемот … Википедия

Галилео (программа) - У этого термина существуют и другие значения, см. Галилео. Галилео Жанр научно популярная развлекательная программа Режиссёр(ы) Кирилл Гаврилов, Елена Калиберда Редактор(ы) Дмитрий Самородов Производство Телеформат (… Википедия

Книги

  • Как жили на Руси , Качур Елена. О книге Любознательный Чевостик и дядя Кузя отправляются в Новгород XIII века, чтобы узнать ответы на вопросы о быте на Руси. Они попадут во двор к приветливой семье, побывают на ярмарке,…

Вы считаете, что у вас один мозг? А нейрофизиологи уверены, что на самом деле их три. При этом они образуют сложную трехуровневую систему, у которой огромное количество функций. Одна из ее частей получила название рептильный мозг. Он отвечает за инстинкты, поэтому можно утверждать, что не развитый человек фактически живет жизнью пресмыкающегося.

Мозг – это трехслойная матрешка

Американский физиолог Поль Маклин в 60-х годах прошлого века разработал теорию, согласно которой у каждого человека не один мозг, а три! Это образное выражение помогает лучше понять наш организм. Скорее, это три уровня или этажа единого органа, при этом нижний и средний уровни заключены внутри верхнего. Такое строение иногда сравнивают с матрешкой. Биология и анатомия подтвердили предположение ученого, благодаря чему американца считают выдающимся нейрофизиологом

Нижний уровень – древний или рептильный мозг , напоминающий ствол. Маклин также называл этот слой Р-комплексом. Этот мозг назван древним неспроста – он образовался более 500 млн лет назад. Отвечает за то, чтобы нормально протекали самые простые функции организма: дыхание, сон, сокращение мышц, циркуляция крови . Именно на этом уровне нашего мозга обитают инстинкты и ощущения.

Почему у рептильного мозга такое название? У пресмыкающихся или по-другому рептилий есть лишь этот отдел мозга. Если змее приятно или она хочет есть, то приближается, неприятно – уползает. Об осмысленной деятельности рептильный мозг понятия не имеет, поскольку отвечает за другое. Кстати, известная схема: «бей или беги» родом из этой части нервной системы.

Древний мозг покрыт средним или старым мозгом , который также именуют лимбической системой . Для обозначения этого участка есть и другое понятие –маммальный мозг. Поль Маклин утверждал, что эти структуры впервые возникли у млекопитающих. Мотивация, родительское поведение, стремление к размножению коренятся именно на втором этаже нашего мозга. Также на этом уровне обитают наши эмоции.

И наконец, третья часть мозговой структуры – неокортекс или кора больших полушарий. Это настоящая гордость высших приматов, поскольку у остальных млекопитающих данный отдел мозга отсутствует. Он отвечает за высшую нервную деятельность: умение говорить, абстрактно мыслить, планировать. Разумная деятельность – прерогатива третьего слоя мозга. Именно этот участок помогает держать эмоции в узде.



Полноценное детство – основа успешной жизни

Ребенок рождается с уже сформированным древним мозгом и с достаточно развитым средним. А вот неокортекс у малыша не до конца развит, он достигнет нормального размера и массы лишь к 4-5 годам. Поэтому заявляют, что дети – чисто эмоциональные существа, которые не могут планировать события и управлять собой до определенного момента. И манипулировать вами они также не могут, для этого нужно иметь активный верхний слой мозга.

Не хочешь, чтобы тобой управляли эмоции – читай книги!

Если вдуматься, то идея триединого мозга очень стройна и логична. Вся наша деятельность протекает на трех уровнях: физическом, эмоциональном и разумном . С точки зрения данной теории понятна важность приобщения человека к культуре и духовным ценностям. Проще говоря, если не хочешь пресмыкаться – развивайся. Чтение, продумывание своих действий, наблюдение за собой помогут вам взять верх над инстинктами и эмоциями. Так ваше сознание сможет подняться над уровнем рептильного мозга, и занять то, что полагается ему по праву – кору больших полушарий.