Попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких – есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую» группу.
До сих пор специалисты МСЭ руководствовались разрозненными документами для оценки степени нарушений в организме, а также собственными воззрениями на тот или иной случай. С нового года действуют новые стандарты медико-социальной экспертизы, единые для всех регионов Российской Федерации.
Новый приказ Министерства труда и социальной защиты «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выпущен для того, чтобы сделать процедуру более понятной, объективной, и он устанавливает более четкие количественные показатели оценки степени нарушений в организме человека.
В приказе №664н выделены четыре степени стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями или последствиями травм.
При I степени у человека наблюдаются стойкие незначительные нарушения функций в диапазоне 10–30% (при таких нарушениях присвоение пациенту группы инвалидности не предусмотрено). При II степени – стойкие умеренные нарушения в диапазоне 40–60%. При III степени – стойкие выраженные нарушения в диапазоне 70–80%. При IV степени – стойкие значительно выраженные нарушения функций в диапазоне 90–100%.
Также в этом документе оговаривается и степень ограничения жизнедеятельности пациента по нескольким категориям – учитывается его способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и обучаться, контролировать свое поведение и работать. Именно по этим двум критериям – степени нарушений функций организма и степени ограничений в жизнедеятельности – пациенту будет присваиваться группа инвалидности.
Приказ Министерства труда о МСЭ комментирует руководитель консультативно-правового отдела Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Ольга Безбородова :
– С точки зрения юриспруденции мало что изменилось. По-прежнему весь механизм оформления инвалидности регламентируется Министерством труда и порядком, который утверждается правительством Российской Федерации. Министерство труда разрабатывает методические материалы.
Что касается содержания, то да, сделана попытка ввести более объективные медицинские критерии, по которым человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Хотя сама форма прохождения медико-социальной экспертизы не претерпела изменения.
Но есть определенные проблемы. Например, если человеку по ИПР полагается техническое средство реабилитации, помогающее ему передвигаться, то 1-ю группу он уже не получит. Если говорить о неврологии, то чтобы человеку теперь дали 1-ю группу, он должен просто лежать да еще сотрясаться в эпилептических приступах. То есть, если эпилептических припадков нет, то дадут уже 2-ю группу.
Интересно, люди, которые эти правила разрабатывают, представляют себе, каково существовать человеку с диплегией при той социальной поддержке, которая по этим новым правилам ему предоставляется? Введено множество дополнительных критериев: например, при сердечной недостаточности инвалидность дают теперь в зависимости от того, насколько нарушено кровообращение.
Недавно ко мне приходила женщина, у ребенка которой была 1-я группа инвалидности, а теперь ему поставили 2-ю. Одна из причин – ребенок адаптирован в своей комнате. Но ведь что это значит? Это значит, что ребенок адаптирован только в своей комнате – то есть, простите, когда ему нужно в туалет, он уже не адаптирован. Но МСЭ уже посчитала его адаптированным. Но так можно сказать и про лежачего, что он на своей кровати адаптирован – притом, что у него могут быть нарушены связи с внешним миром.
Собственно, все подробности изложены в приложении к приказу №664н, которое называется «Классификация критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В этом приложении к новому приказу очень много привязок к конкретным заболеваниям. Раньше этого не было. Но что делать людям, которые некоторые функции утратили, но точный диагноз врачи им установить не могут? Еще подробно расписана вся клиническая симптоматика. И человек должен все это очень хорошо выучить, чтобы знать, какой диагноз ему должны поставить врачи для получения им той или иной группы инвалидности.
Да, такая привязка к диагнозам – это попытка придать решениям МСЭ более объективный характер. До сих пор слишком многое зависело от субъективного решения тех или иных людей в комиссии. Но в тексте есть ряд фраз, которые не могут указывать на объективные параметры. Например, «адекватно проводимое лечение». Для одного врача адекватен один метод лечения, для другого – другой. Было бы еще понятно, если бы присутствовала фраза «согласно принятым медицинским стандартам». Или еще пример: словосочетание «частично адаптирован». Частично – это насколько? «Умеренное нарушение функций кровообращения» – где прописано, что это значит? Нет здесь четких критериев. Их и не может быть – ведь у каждого человека это все очень индивидуально.
Итак, попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но в результате все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии. То есть с юридической точки зрения не произошло усиления правовой позиции человека, претендующего на инвалидность.
При изучении приложения к приказу бросается в глаза то, что степень подробности рассмотрения каждой группы заболеваний зависит от того, насколько в каждом конкретном случае были задействованы в работе над документом профильные специалисты. Например, пульмонологи поработали на совесть и защитили своих клиентов. А вот врожденные генетические заболевания практически обойдены в приложении стороной. Что это может значить? Что если то или иное заболевание не прописано в этом приложении, то человеку, им страдающему, могут вообще не дать инвалидность.
И вот что интересно: указано, что одна из причин, по которой человека могут признать инвалидом – алкогольная этиология. То есть человек может добровольно и планомерно годами доводить себя до этого состояния, и ему еще и инвалидность дадут – 2-я группа ему обеспечена. Такой акцент именно на алкоголизме – тоже новшество. Непонятно, почему выделяется именно эта группа людей – ведь если человек уже утратил какую-то функцию организма, не так важно, из-за чего это произошло – из-за чрезмерного употребления алкоголя или в результате автомобильной аварии.
– Какие, на ваш взгляд, недостатки у нынешней формы прохождения МСЭ?
– Во-первых, очень низкий уровень профессионализма – профессионалы, которые любят свою работу, не идут работать в эти бюро.
Во-вторых, то, что гражданин остается один на один с комиссией, то есть попадает в стрессовую ситуацию.
В-третьих, когда гражданин собирается на комиссию, ему никто толком не говорит, какие документы нужно принести с собой. На самом деле, можно представить на рассмотрение комиссии любые документы, какие человеку кажутся важными для получения инвалидности, а не только то, что написал врач в поликлинике.
И еще мало кто знает, что человек имеет право на дополнительное прохождение специалистов – ведь в комиссии специалиста определенного профиля может и не быть. Например, на комиссию приходит человек с генетическим заболеванием, а в составе комиссии генетика нет. Но как можно в данном случае что-то решать без генетика?
В-четвертых, комиссия делает выводы, в том числе, и в зависимости от количества обращений гражданина в медицинские учреждения. Но ведь и очень тяжелый инвалид может обращаться туда редко.
Судебная практика в сфере обжалования решений МСЭ на сегодняшний день крайне бедна, потому что очень мало независимых экспертов, имеющих право на выдачу соответствующих заключений. В Санкт-Петербурге лично я знаю одного такого специалиста – врача-генетика. Причем соответствующую лицензию ему выдали в Нижнем Новгороде. То есть решение МСЭ нам предлагают оспаривать, передав дело другому составу специалистов из той же самой системы. Но отсутствие альтернативы – это нонсенс.
– Как вам кажется, в каком направлении должно двигаться законотворчество в вопросах, касающихся инвалидов?
– Если стоит задача улучшить качество жизни инвалидов, то надо обеспечить их нормой права, при которой они могут быть спокойны за необходимую им социальную поддержку. Вот это нужно делать на законодательном уровне. И нужно, чтобы медицина и социальная защита работали вместе. А пока что в результате появления нового приказа Министерства труда снижается уровень инвалидизации. Соответственно, меньше бюджетных средств тратится на меры социальной поддержки населения.
Нововведение Минтруда России, утвердившее новые классификации и критерии, в первую очередь должно успокоить пациентов бюро МСЭ - людей с ограниченными возможностями. Некоторые из них нередко высказывали недовольство и жаловались по поводу неправильности присвоенных им групп инвалидности, объясняя это субъективностью специалистов.
Ведь инвалидность вообще и ее группа, в частности, для наших людей имеют важное значение, так как дают определенные социальные гарантии государственной поддержки: , которые человек с ограниченными возможностями получает вместо отмененных десять лет назад натуральных льгот, а также возможность пользоваться , проездом и так далее.
Степени инвалидности определяют в процентах
До недавних пор специалисты при проведении медико-социальной экспертизы руководствовались разрозненными рекомендациями и инструкциями. Что в какой-то мере способствовало «разночтению» по поводу присвоения или отказа в установлении инвалидности, «занижения» группы и так далее. Чтобы исключить это, в конце прошлого года Министерство труда России разработало четкие, единые для всех регионов количественные показатели оценки степени выраженности нарушений функций организма человека (дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее) . Это дало возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.
При этом нужно отметить, что существенной разницы в подходах при установлении инвалидности тогда и сегодня нет. Как и в предыдущем документе, в новом за основу берется степень выраженности нарушения функции вследствие заболевания, травмы или дефекта. Но только теперь уже - в процентах.
Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма:
I степень - дается при незначительных нарушениях функций организма в диапазоне от 10 до 30%;
II степень - при стойких умеренных нарушениях функций организма в диапазоне от 40 до 60%;
III степень - при выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 70 до 80%;
IV степень - при стойких значительно выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 90 до 100%.
Для того, чтобы опять же избежать субъективизма специалистов при определении количественной оценки в процентах, был издан соответствующий документ (приложение к классификации). В нем в процентах изложены клинико-функциональные характеристики стойких нарушений функций организма человека.
Еще несколько основных положений
Даже если в приложении не окажется какой-то определенной болезни, эксперты будут рассматривать общий подход к классу болезней.
При наличии нескольких стойких нарушений функций организма каждое из них оценят отдельно. А затем выберут максимально выраженное в процентах нарушение.
В случае, если будет установлен факт влияния других нарушений на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма, тогда его могут увеличить, но не более, чем на 10%.
Третья группа инвалидности назначается по-новому
Бюро МСЭ обратило также внимание на то, что для установления групп инвалидности классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии остались прежними, кроме III группы. Если раньше можно было получить III группу инвалидности, имея только одно ограничение жизнедеятельности первой степени, то теперь необходимы - два и более.
На медико-социальную экспертизу направляет лечащий врач поликлиники по месту жительства (онколог по месту жительства, терапевт, хирург). Обычно пациенты со злокачественными новообразованиями направляются на МСЭ не позднее 4 месяцев после начала планируемого комбинированного лечения.
Об этом указано в п. 16 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом": «Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При отказе в направлении на МСЭ от ЛПУ нужно потребовать справку об отказе, которую обязаны выдать.
Об этом указано в п. 19 Постановления: «В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно).
Сроки направления на МСЭ
Сроки нахождения на больничном листе указаны в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
- В пункте 27 указано, что на МСЭ направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:
-очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала;
-благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза - свыше 12 месяцев).
- Эти положения содержатся и в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в пункте 4 которого указано, что при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 4 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на МСЭ.
Также разработаны Рекомендации для руководителей лечебно-профилактических учреждений и лечащих врачей, специалистов-врачей исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации "Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах" (в соответствии с МКБ-10) (утв. Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ от 21 августа 2000 г. N 2510/9362-34, 02-08/10-1977П) , согласно которым установлены ориентировочные сроки нахождения на больничном при разных заболеваниях. В частности, при злокачественном новообразовании молочной железы 1, 2 , 3 стадии срок нахождения на больничном листе соответственно составляет 50, 80, 115 дней. Значительное увеличение или сокращение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности (на 30 и более процентов) должно служить поводом для проведения экспертизы временной нетрудоспособности заведующим отделением, клинико-экспертной комиссией (КЭК) с оценкой объемов, качества и эффективности медицинской помощи. Из чего следует, что больничный лист могут продлить еще на 30 дней по решению КЭК.
При онкологии прогноз клинический и трудовой прогноз считаются очевидно неблагоприятными и на МСЭ направляют не позднее но не позднее 4 месяцев от даты начала нетрудоспособности (выдачи больничного листа).
Бывают случаи, когда врачи ЛПУ говорят, что пациенту не положена группа инвалидности или прерывают больничный лист, чтобы не направлять на МСЭ. Однако врач не может знать, есть ли у пациента признаки инвалидности и что решит МСЭ в результате освидетельствования. Так что требуйте не прерывать больничный лист и направлять на МСЭ в указанные сроки. Тем более, что в связи с принятием новых критериев оценки признаков инвалидности (Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н), при онкозаболеваниях группа положена практически всегда.
Установление инвалидности в бюро МСЭ
Инвалидность устанавливается на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". В Приказе подробно описаны критерии установления инвалидности и условия получения той или иной группы.
Приведу только следующее.
Выделяют 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100.
I степень
- стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; (группа не устанавливается)
II степень
- стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; (соответствует 3 группе)
III степень
- стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; (соответствует 2 группе)
IV степень
- стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. (соответствует 1 группе).
Например, после удаления злокачественной опухоли молочной железы:
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN0 М0 – 50 %
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN1 М0 – 60%
В течение первых 5 лет после удаления на более высоких стадиях – 80%
Нужно посмотреть приказ и приблизительно узнать, положена ли Вам группа и какая.
Обжалование решения бюро МСЭ
Решение бюро МСЭ об отказе в установлении инвалидности может быть обжаловано в течение месяца с момента отказа в признании лица инвалидом в главное бюро МСЭ. Заявление подается через районное бюро МСЭ или непосредственно в главное бюро.
Как должно проходить освидетельствование на МСЭ
Освидетельствование на МСЭ является государственной услугой. Об этом, порядке и сроках освидетельствования указано в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы".
Например, согласно пункта 12 , срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.
Гражданин имеет право получить копии актов бюро МСЭ и посмотреть, что там написали эксперты, устанавливая или снимая группу инвалидности. Заявление о выдаче копий актов освидетельствования пишется на имя руководителя районного бюро и главного бюро.
Освидетельствование проводится по месту фактического проживания в любом городе
Об этом указано в пункте 20 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и в пункте 90 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы":
« Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации)».
При отказе районной поликлиники направить документы иногороднего пациента в бюро МСЭ, отказе в освидетельствовании в бюро МСЭ по месту фактического проживания в другом городе, следует со ссылками на указанные положения обратиться соответственно: к главному врачу ЛПУ, главному эксперту бюро МСЭ по области, требуя соблюдения прав и выполнения нормативных актов.
Медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги проводится:
на дому в случае, если получатель государственной услуги не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь; в стационаре, где получатель государственной услуги находится на лечении; заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро). (пункт 90 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н).
Больничный лист инвалидам
Инвалидам также выдается больничный лист, но с ограничениями, указанными в ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
- «застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году».
Группа инвалидности и работа
Уволить сотрудника, который находится на больничном листе, по своей инициативе компания не может. Об этом говорится в статье 81 Трудового кодекса РФ: «не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске». поэтому самостоятельно увольняться не следует.
Не могут уволить работника при установлении ему 3 группы инвалидности.
Инвалиды 2 группы тоже способны к выполнению трудовой деятельности, но в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств или с помощью других лиц. При установлении 2 группы инвалидности в ИПР указаны ограничения к труду. Например, нельзя поднимать тяжести, работать в условиях повышенного температурного режима и т.д. При установлении 2 группы работодатель может уволить работника, ссылаясь на то, что производственные условия не позволяют ему организовать для него специальные условия работы. Инвалид может и не требовать создания для него специальных условий труда, и работать, если может продолжать работу в прежних условиях, все зависит от вида трудовой деятельности, и от отношений с работодателем. Если создать специальные условия труда невозможно, а работник не может работать в прежних условиях, его могут перевести на другую, более легкую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, если у работодателя есть такое место. Но если в компании вообще нет подходящих инвалиду должностей, работника уволят в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса. Нерабочей является лишь 1 группа инвалидности. Если группа нерабочая, то в ИПР пишут, что доступен только надомный труд.
Технические средства реабилитации бесплатно по ИПР
После установления группы инвалидности некоторым пациентам требуются технические средств реабилитации (ТСР). К ним, в частности, относятся: протез груди, трости, противопролежневые матрацы и подушки, абсорбирующее белье, памперсы и др. . Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» содержится в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р. Не предусмотренные в перечне технические средства реабилитации в ИПР не вносятся и не предоставляются бесплатно.
Чтобы получить протез по ИПР, инвалид должен встать на учет в региональном отделении фонда социального страхования (ФСС) или региональном отделении социальной защиты населения по месту жительства (УСЗН) (далее уполномоченный орган). Обеспечивающий ТСР уполномоченный орган указан в ИПР. Там же попросят заполнить бланк заявления, представить паспорт, ИПР, справку МСЭ. Копии этих документов необходимо будет отдать для оформления в уполномоченный орган, который в 15-дневный срок с момента подачи заявления принимает решение о постановке инвалида на учет по обеспечению ТСР.
После этого по почте высылается:
1)- уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР
2) - направление на получение указанного средства, а в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов (см. приказ Минсоцздравразвития от 21 августа 2008г. № 439н).
О том, что подошла очередь на получение ТСР, инвалид должен быть извещен уполномоченным органом. У них же нужно узнать, куда можно приехать, чтобы забрать свое техническое средство реабилитации.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240).
Как онкобольному получить ТСР (например, протез груди, подгузники, простыни), если у него группа инвалидности по другому заболеванию, установленному ранее.
Если, например, женщина с РМЖ после мастэктомии (операции по удалению груди) имеет инвалидность, по другому заболеванию (не по онкологии) то она не сможет по выданной ей ранее ИПР бесплатно получить комплект протеза груди (лифы и экопротез) . Однако она может получить бесплатно комплект протеза груди по новой программе ИПР, для чего ей нужно обратиться к председателю ВК с просьбой через врача терапевта участкового оформлять новое Направление на МСЭ по форме 088/у-06 но только для разработки ИПР с целью обеспечения ТСР (протезом молочной железы и лифами).
Об этом указано в п. 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации":
«При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)».
При освидетельствовании пациентки для разработки ИПР эксперты бюро МСЭ, рассмотрят вопрос о наличии у нее признаков инвалидности по онкопатологии (по новым критериям инвалидность положена при удалении груди на начальных стадиях РМЖ).
И если такие признаки имеются, то в ИПР ей впишут нуждаемость в обеспечении протезом и лифами и в этом случае его можно получить бесплатно.
Аналогично по другим заболеваниям и другим ТСР.
Денежная компенсация, выплачиваемая инвалидам, приобретшим ТСР за свой счет
Инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации и услугами за счет федерального бюджета. Если это невозможно, либо он сам их оплатил, полагается компенсация. С 1 февраля 2011 г. ее размер ограничен стоимостью средств (услуг), предоставляемых бесплатно за счет федерального бюджета.
Компенсируется стоимость приобретенного средства (услуги), но не более цены аналогичного изделия (услуги), предоставляемого бесплатно. Компенсация равна стоимости ТСР, определенной по результатам последнего размещения гос. заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведенного областным уполномоченным органом до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР. Если он не проводился или не состоялся, используются сведения о последнем аналогичном заказе в другом регионе (в границах одного федерального округа, а при их отсутствии - в пределах страны).
Для получения компенсации инвалид подает заявление в уполномоченный орган по месту жительства, приложив к нему копию паспорта, копию ИПР, товарный и кассовый чек, копию страхового пенсионного свидетельства, копия сертификата на ТСР, копия сберкнижки. Узнать о стоимости гос. закупок конкретного ТСР на настоящий период и размере компенсации можно узнать в уполномоченном органе. Решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации услугу принимается уполномоченными органами в месячный срок с даты подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации инвалидом. Компенсация перечисляется на сберкнижку.
Приобретать протез груди за свой счет можно лишь в том случае, когда инвалид обратился в уполномоченный орган, был поставлен на учет и истек срок его обеспечения ТСР бесплатно (примерно через месяц).
Перед приобретением ТСР с последующей компенсацией его стоимости, предварительно необходимо проконсультироваться в уполномоченном органе.
Если уполномоченный орган отказывается предоставлять компенсацию за самостоятельно приобретенное ТСР, то инвалид может обратиться в суд с иском к уполномоченному органу о взыскании стоимости ТСР и компенсации морального вреда.
Порядок получения компенсации указан в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".
Можно ли получить ТСР, если онкопациент не имеет группы инвалидности
Например, женщине после удаления груди не была установлена группа инвалидности или инвалидность была снята, но в связи с удаленным органом по медицинским показаниям ей необходим протез груди. Его можно получить за счет средств областного бюджета лишь в том случае, если среднедушевой доход ее семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в области на душу населения. В регионах с этой целью принимаются соответствующие Законы и Постановления. Для получения интересующей информации необходимо обратиться в территориальное отделение департамента социальной защиты населения вашего района проживания.
20 май 2016 Просмотров: 20474Работник принес документы об инвалидности. Как уволить? Или, что делать, если рекомендации врачей невыполнимы?
Стало известно, что работник получил инвалидность. В такой ситуации сразу возникает множество вопросов, требующих немедленного ответа.
Основные из них:
1. Как уволить работника?
2. Можно ли по группе инвалидности определить, что работник полностью нетрудоспособен?
3. Когда работник не может отказаться от программы реабилитации?
4. Какой документ будет тем медицинским заключением, которое требуется для перевода работника?
Давайте разбираться, как нужно поступить.
Д ля работодателя индивидуальная программа реабилитации инвалида - обязательный документ. Но, работник вправе отказаться от нее.
Часть работников-инвалидов отказывается от программы реабилитации. Но не торопитесь удовлетворять просьбу работника. Его функционал может быть связан с опасным производством или ответственной работой, от которой зависит жизнь других людей. В этих условиях безопаснее строго следовать рекомендациям врачей и изменить условия труда. Если медики предписали сократить объем работы, устанавливайте сокращенное или неполное рабочее время; это зависит от группы инвалидности. Так как вы меняете одно из условий трудового договора, подпишите с работником дополнительное соглашение. А еще может понадобиться перевод работника. Нужен он или нет, вы поймете из программы реабилитации. Сравните рекомендации и фактические условия труда. Увольняйте работника, если он отказывается от перевода или в компании нет подходящей работы. И не забудьте заплатить ему выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка.
Если работник представил только справку об инвалидности, запросите программу реабилитации.
Работники-инвалиды имеют право на льготы. Часть из них указана в законе, как, например, продолжительность ежегодного отпуска в 30 календарных дней. Кроме того, для каждого инвалида медики разрабатывают индивидуальную программу реабилитации. В нее вносят рекомендуемые условия труда (дополнительные перерывы, факторы, которые нужно исключить, и т. п.). Работодатели не всегда правильно исполняют программу, а это ведет к конфликтам с работниками и претензиям контролеров.
Согласно
п. 36
Правил (утв.
постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95
; далее -
Правила № 95
), когда медики признают гражданина инвалидом, то выдают ему:
- справку, подтверждающую инвалидность с указанием группы. Всего их три: I, II и III. Форма справки утверждена
приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н
;
- индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА). В ней медики прописывают мероприятия, которые должны помочь гражданину адаптироваться в обычной жизни и на рабочем месте. Форма ИПРА приведена в
приказе Минтруда России от 31.07.2015 № 528н
.
Ранее программа называлась ИПР (приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н ). Она действует в течение срока, на который ее выдали.
Бывает, что работник представляет справку без ИПРА. Запросите программу дополнительно, а иначе к работодателю могут придраться контролеры.
Судебная практика
Инспектор ГИТ установил, что работодатель нарушил
п. 4.2
СП 2.2.9.2510-09 и принял инвалида на работу, которая была ему противопоказана. Когда работодатель получил предписание устранить нарушение, он попытался его оспорить. Работодатель заявил, что работник не предъявил ИПРА, а комиссия при приеме признала его годным для работы. По мнению суда, работодатель знал об инвалидности работника, имел справку об этом и мог проявить должную осмотрительность и запросить ИПРА (апелляционное определение ВС Республики Бурятия от 03.06.2015 № 33-1988/2015
).
Работодателю важно получить оба документа по следующей причине. Справка и ИПРА в совокупности - это медицинское заключение. На его основании работодатель обязан предложить работнику перевод, сократить время его работы, отстранить от работы или даже уволить (ст. 73 ТК РФ ). Это подтверждают апелляционные определения Кемеровского областного суда от 27.09.2012 № 33-9565 , Иркутского областного суда от 04.10.2012 по делу № 33-8224/2012 , Свердловского областного суда по делу № 33-11529/2014, Кировского областного суда от 15.10.2014 № 33-3652/2014 .
Без справки и ИПРА принять правильное решение невозможно, поскольку не хватит информации о подходящих условиях труда.
Помните! Четыре обязанности, которые нужно выполнить независимо от информации в ИПРА
В ИПРА определены требования к организации рабочего места для конкретного человека. В законе прописаны общие льготы для работников-инвалидов. Последние нужно соблюдать, даже если работник отказался от ИПРА.
Первая. Сокращаем рабочую неделю до 35 часов. Правило действует для работников с I или II группой инвалидности (ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).
Вторая. Предоставляем ежегодно 30 календарных дней оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 115 ТК РФ, ч. 5 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).
Третья. Оформляем по желанию работника отпуск за свой счет. Его продолжительность может достигать 60 календарных дней в год (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).
Четвертая. Запрашиваем согласие на все переработки и командировки (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ, ч. 4 ст. 23 Закона № 181- ФЗ).
В указанных нормах нет условия о действующей ИПРА. Поэтому исполняйте их независимо от решения работника о программе реабилитации. Группу инвалидности вы узнаете из больничного листа и (или) справки.
Отказаться от программы реабилитации нельзя, если работа опасна
И мейте ввиду, что работодатель вправе уволить во время отпуска работника-инвалида, который отказался от перевода. Ведь причина - объективные, не зависящие от воли сторон обстоятельства, а не инициатива работодателя (определения Московского областного суда от 22.09.2014 № 33-20507/2014 , Ставропольского краевого суда от 28.11.2014 № 33-7381/2014 ).
Работодатель узнает об инвалидности работника от него самого или из письма учреждения медико-социальной экспертизы. Они обязаны направлять выписки из ИПРА в адрес организаций, включая работодателей, которые будут исполнять программу (ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ; далее - Закон № 181-ФЗ ). Источник поступления ИПРА значения не имеет. После получения программы начинайте исполнять ее независимо от того, попросил работник об этом или нет (ч. 2 ст. 11 Закона № 181-ФЗ , апелляционное определение Самарского областного суда от 15.04.2015 № 33-3934/2015).
Не все работники хотят менять условия работы в соответствии с ИПРА. Да и работодатель не всегда готов терять нужного специалиста из-за запретов медиков. Тогда можно воспользоваться правилом ч. 5 ст. 11 Закона № 181-ФЗ. По нему работник-инвалид вправе отказаться от ИПРА (полностью или частично). Отказ освобождает работодателя от ответственности за несоблюдение ограничений (ч. 7 указанной нормы).
Без заявления об отказе от ИПРА работодатель обязан обеспечить работника подходящими условиями труда (решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 23.05.2011 № 2-207/2011, определения Самарского областного суда от 19.06.2014 № 33-5223/2014 , Кемеровского областного суда № 33-13802).
Форма заявления об отказе от ИПРА в законе не установлена. Поэтому работник может написать его в произвольной форме. Проконтролируйте, чтобы он указал:
- Ф. И. О., должность и подразделение;
- реквизиты ИПРА и наименование медучреждения-составителя;
- ограничение, от которого он отказывается (например, от снижения объема работы в два раза).
Но, как показывает судебная практика, иногда отказываться от ИПРА нельзя. Речь идет о профессиях, от которых зависит жизнь и здоровье не только работника, но и других людей. Например, водители или работники опасных производств. Если работодатель удовлетворит их просьбу и допустит до работы, то подвергнет риску окружающих. Отвечать за последствия придется работодателю. Игнорирование рекомендаций медиков послужит, скорее всего, отягчающим обстоятельством.
Так, в одном деле суд восстановил работника в должности, поскольку посчитал, что он вправе отказаться от реабилитации. Но Верховный суд Республики Карелия отменил решение. Работник управлял транспортным средством - источником повышенной опасности. Врачи выявили у него заболевания, которые могут привести к негативным последствиям. Работодатель был не вправе проигнорировать медзаключение. В данном случае увольнение - правильное решение (апелляционное определение от 27.10.2015 № 33-4166/2015 ).
В подобных ситуациях безопаснее четко следовать рекомендациям медиков. Свое решение объясните работнику так. В части 2 ст. 212 ТК РФ установлены обязанности работодателя в области охраны труда. В случае медицинских противопоказаний работника нельзя допускать к работе (абз. 13 указанной нормы). Такие ограничения установлены в ИПРА. Если он не согласен с оценкой состояния здоровья, то вправе обратиться за переосвидетельствованием (разд. V Правил № 95 ). Как только медики снимут ограничения, работник сможет трудиться в полную меру.
Если формулировки ИПРА расплывчаты, запросите разъяснения у медиков
Цель переписки - добиться максимально подробной информации о запретах и ограничениях для работника-инвалида. так вы снизите риск того, что суд восстановит работника, уволенного из-за отсутствия подходящих вакансий.
В ИПРА встречается фраза «труд в специально созданных условиях». Она общая, а потому на ее основании трудно принять правильное решение. Вы решите проблему, если напишете на имя руководителя бюро МСЭ письмо с просьбой уточнить, что медики имели в виду. При этом перечислите:
- функционал работника;
- вредные и опасные факторы, с которыми ему приходится работать;
- особые условия труда (например, командировки и другие разъезды, работу на высоте и т. п.).
Без разъяснений работник получит шанс оспорить увольнение (апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 21.08.2012 № 33-1360/9).
Чтобы уменьшить объем работы, нужно сократить время работы до 35 часов - столько в неделю может работать инвалид I или II группы.
Если по ИПРА работнику запрещено трудиться в фактических условиях, отстраните его от работы (апелляционное определение Тамбовского областного суда от 25.07.2012 № 33-1820). Для этого издайте приказ и ознакомьте с ним работника под роспись. Платить зарплату в период отстранения не нужно (абз. 5 ч. 1 , ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Поступайте аналогично и тогда, когда работник при приеме скрыл инвалидность и предъявил ИПРА уже в процессе работы. Увольнять его из-за нарушения правил заключения трудового договора - ошибка (решение Советского районного суда г. Орла от 08.05.2013 № 2-1139/2013).
Дальше нужно изучить рекомендации врачей. Одна из частых рекомендаций - уменьшить объем работы. Для работников с III группой инвалидности это влечет уменьшение заработка. Поэтому они часто оспаривают переход на меньшую ставку. С инвалидами I и II групп возникают споры об оплате сверхурочных часов.
Условия труда работника-инвалида
I и II группы |
III группа |
|
Рабочее время |
Не более 35 часов в неделю |
Объем работы устанавливают медики |
Заработок |
Полная оплата, как при 40 часах работы |
Пропорциональная оплата |
Отпуск |
30 календарных дней |
|
Сверхурочная, ночная работа, командировки и т. п. |
Только с согласия, дополнительные ограничения - в ИПРА (ИПР) |
Переработка у инвалидов I и II групп. Первые две группы инвалидности предполагают, что работник будет трудиться не более 35 часов в неделю. В ИПРА медики прописывают продолжительность рабочего дня и более частые по сравнению с коллегами перерывы. Но работодатели не всегда устанавливают сокращенную неделю; работники трудятся 40 часов. В суде они требуют оплатить сверхурочные часы.
У работодателя есть шанс выиграть дело о переработках. Суды аргументируют свои решения тем, что работники не представили работодателям ИПРА и не заявили о желании реализовать программу. В одном деле работник даже написал заявление об установлении ему 40-часовой рабочей недели. Это стало дополнительным свидетельством отказа от ИПРА (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2015 № 33-636/15 , решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 24.12.2015 № 2-3556/2015).
Но такие выводы судов неоднозначны. Сомнительна сама возможность отказа работника от сокращенной недели. Эта льгота прописана в законе, а не установлена по соглашению сторон. Не факт, что другой суд займет аналогичную позицию.
Уменьшение объема работы у инвалида III группы. Конфликты с работниками-инвалидами III группы - обычное дело. Работодатели снижают им объем работы путем перевода на 0,75 или 0,5 (и менее) ставки. При этом уменьшается заработок, так как за неполное рабочее время полагается пропорциональная оплата. Те, кого это не устраивает, идут в суд.
Работники выигрывают дела, если:
- работодатель в одностороннем порядке издал приказ об уменьшении рабочего времени;
- работник отказался подписать дополнительное соглашение о переходе на новый режим работы;
- при этом он подал заявление, в котором отказался от ИПРА и продолжил трудиться в прежнем режиме (апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2014 № 33-42779/2014
).
Аналогичные обстоятельства помогли выиграть работнику и в другом деле. Причем суд отклонил довод работодателя о том, что отказ нужно направлять в медучреждение (апелляционное определение Ростовского областного суда от 05.12.2013 № 33-15549/2013).
Но есть и противоположная судебная практика. В этих делах работники подписывали дополнительные соглашения о новом режиме работы, но затем оспаривали их. При этом работники заявляли об отказе от ИПРА. В обоих случаях суды отклонили этот аргумент. По их мнению, работодатель обязан соблюдать рекомендации из ИПРА. Тем более если работник подписал программу без замечаний (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.12.2012 № 33-10905 , решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 2-3439/2015).
Работнику-мужчине нужно предлагать и типично женские должности.
Если врач запретил работнику трудиться по должности, предложите ему перевод. При этом не важно, что традиционно этой работой занимаются женщины.
Перевод работника по медицинским показаниям - это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 73 ТК РФ). Главное условие такого перевода - новая должность соответствует ИПРА и квалификации работника. Если вакансии не отвечают этим критериям или работник не готов к переводу, его увольняют (апелляционное определение Оренбургского областного суда от 10.06.2014 № 33-3325/2014).
Иногда работники оспаривают увольнение только из-за оплошности работодателя. Причина, по которой суд восстановит работника - ему не предложили или предложили не все подходящие вакансии. Включайте в список свободных должностей даже традиционно женские, например, делопроизводителя, билетного кассира (определения Московского городского суда от 05.10.2010 № 33-31025, от 22.12.2014 № 33-41582, ВС Республики Мордовия от 21.08.2012 № 33-1360/9).
Предложите работнику перевод, даже если в ИПРА об этом прямо не сказано
И мейте ввиду, что работник взыщет моральный вред за сверхурочные и ночную работу, если его привлекали к работе без запроса согласия. Суд применит ст. 237 ТК РФ и обяжет работодателя расплатиться за неправомерные действия ( апелляционное определение ВС Республики Коми от 23.10.2014 № 33-5207/2014 ).
Работодатель вправе уволить работника, который отказывается от перевода. Основание - п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Его же применяют, если в компании нет вакансий, подходящих для инвалида. Когда работники оспаривают увольнение, они заявляют, что в ИПРА не сказано о переводе. Программа обязывает работодателя создать специальные условия работы. Но это ошибочное мнение.
В ИПРА есть графа для рекомендуемых условий труда. Медики в ней указывают:
- продолжительность рабочего времени;
- индивидуальную норму выработки;
- дополнительные перерывы в работе;
- противопоказанные производственные факторы и условия труда;
- примерные условия для работы инвалида и т. п.
Иногда медики советуют конкретную должность. Отнеситесь к таким рекомендациям критически. Медики не знают реальных условий работы и только предполагают пользу от подобного перевода. Поэтому ознакомьтесь со всеми противопоказаниями. Они могут противоречить указанной в ИПРА должности. Тогда перевод невозможен.
Так, в одном деле работнице рекомендовали работу лаборантом. Но в компании такая работа была связана с вредными факторами, которые запрещены той же ИПРА. Поэтому работодатель не перевел работницу лаборантом, а уволил ее по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Суд признал это законным (апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.08.2014 № 11-8112/2014 ). Аналогично завершилось и другое дело (определение Кемеровского областного суда от 09.11.2011 № 33-12418 ).
В то же время рекомендации к переводу работника встречаются редко. Чаще всего медики указывают в документах неподходящие факторы и желательные условия труда. Работодатель поймет, необходим перевод или нет, сравнив ИПРА и фактические условия труда.
Судебная практика
Работнику-инвалиду медики разрешили трудиться в оптимальных условиях труда (1-й класс). В компании все вакантные рабочие места имели 3-й класс вредности. В данной ситуации переводить работника было некуда, поскольку любая работа противоречила ИПРА. Пришлось работника уволить. Суд признал решение законным (апелляционное определение Московского областного суда от 14.09.2015 по делу № 33-21873/2015
).
Законность увольнения докажут должностные инструкции и карты спецоценки (аттестации) условий труда. Они наглядно покажут, что ни одна работа не соответствовала требованиям ИПРА. И не важно, включили медики в ИПРА рекомендацию о переводе или нет (определения Брянского областного суда от 29.07.2014 № 33-2042/2014 , Самарского областного суда от 15.04.2015 № 33-3934/2015, Хабаровского краевого суда от 08.07.2015 № 33-4032/2014 , Кемеровского областного суда от 30.07.2015 № 33-5120 ).
Работнику, с которым вы расстаетесь по п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, полагается выходное пособие. Его размер - двухнедельный средний заработок (абз. 2 , абз. 6 ч. 3 ст. 178 ТК РФ). Выплатите его один раз, при окончательном расчете.
Сохранять средний заработок за второй и третий месяцы после увольнения не нужно. Это правило действует только при ликвидации и сокращении (части 1 , 2 ст. 178 ТК РФ).
Нельзя забывать о том, что 3-я степень ограничения означает полную неспособность к труду.
А еще 3-я степень применительно к способности к труду допускает элементарную трудовую деятельность. Поэтому не увольняйте работника, не изучив остальную информацию в ИПРА.
Учреждение медико-социальной экспертизы признает гражданина инвалидом на основании ряда нормативных актов. Один из них - приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее - Приказ № 1024н). Там классифицированы расстройства здоровья. Ограничения к трудовой деятельности имеют три степени. 3я степень - самая тяжелая (подп. «ж» п. 6).
Некоторые работодатели, когда видят в ИПРА 2-ю или 3-ю степень ограничения, увольняют работников по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Но это основание можно применять, если трудовая деятельность противопоказана в ИПРА (определение Хабаровского краевого суда от 10.06.2015 № 33-3064).
Если информации о полной нетрудоспособности нет, используйте п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Иначе работник оспорит увольнение. Суды восстанавливают работников и меняют формулировку основания увольнения в зависимости от требований (определения Иркутского областного суда от 15.03.2011 № 33-2029/11, Липецкого областного суда от 23.04.2014 № 33-909/2014, Челябинского областного суда от 18.02.2016 № 11-2364/2016).
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству.
Медико-социальная экспертиза производится органами социальной защиты населения, в частности медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК). МСЭК в своей работе руководствуются Федеральными Законами и другими нормативными документами (см. перечень нормативных документов). В новые Федеральные Законы и Постановления Правительства РФ, внесены дополнения и изменения по вопросам, касающимся детей-инвалидов. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указанного возраста.
Бронхиальная астма относится к числу тех хронических заболеваний, которые оказывают выраженное влияние на ограничение (снижение) жизненных и социальных функций человека.
Число детей, больных бронхиальной астмой, зарегистрированных в лечебно-профилактических учреждениях, только с 1996 по 2000 гг. увеличилось в 1,7 раза (с 366,3 до 624,3 на 100 000 детей). Эпидемиологические исследования по программе ISAAC, проведенные в России, демонстрируют еще более высокие цифры распространенности. Особенностью современной ситуации является нарастание инвалидизации в связи с ростом заболеваемости и формированием тяжелых форм болезни. Так, в 1999 г. распространенность инвалидности вследствие бронхиальной астмы у мальчиков составляла 9,9, среди девочек - 4,9, а в 2000 г. - соответственно 10,2 и 5,0 на 10 000 детей соответствующего пола. Детальный анализ показывает, что средний возраст получения инвалидности при бронхиальной астме - 5,5-6 лет.
В целом, от 5 до 10% детей с бронхиальной астмой имеют неблагоприятный прогноз течения болезни с развитием тяжелых форм. Но даже у детей со средней или иногда легкой формой болезни сохраняется определенная степень риска длительного влияния бронхиальной астмы на их последующую жизнь. Обострения и наличие постоянных симптомов болезни, высокая частота временной и стойкой утраты трудоспособности являются тяжелым бременем для самого пациента, его семьи и общества в целом. Поэтому применительно к бронхиальной астме очень важной является система медицинской регистрации последствий болезни.
Экспертная оценка бронхиальной астмы основывается на теоретических положениях концепции последствий болезни и ее трех взаимосвязанных видов: нарушений (на уровне органа), ограничений жизнедеятельности (на уровне организма), социальной недостаточности (на уровне личности). Важно подчеркнуть, что поводом для установления инвалидности является не сама болезнь, а ее последствия [Руководство по классификации болезней и причин инвалидности. Русское издание (пересмотр 1989 г.). М.,1995].
Выявляемая при тяжелых формах болезни социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты, является основанием для признания ребенка инвалидом. Вопрос о признании гражданина инвалидом решают органы социальной защиты (государственная служба медико-социальной экспертизы). При принятии решения о признании ребенка инвалидом службы медико-социальной экспертизы руководствуются следующими федеральными законами, указами, постановлениями Правительства:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №48, ст.4563), с изменениями от 27 мая 2000 г. №78-ФЗ (Российская газета, №103, 30.05.2000), от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (Российская газета, №153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 г.); от 4 января 1999 г. №5-ФЗ (Российская газета, №4, 13.01.99);
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. №172-ФЗ (Российская газета, №142, 23.07.99);
Федеральный закон №188-ФЗ от 29.12.2001 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...;
Федеральный закон №123-ФЗ от 8.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Российская газета, №153-154, 10.08.2001);
Федеральный закон №74-ФЗ от 9.06.2001 г. «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», (Российская газета, №111, 14.06.2001);
Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»;
Постановление Министерства труда РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1997 г. №1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 г. №707 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся детей-инвалидов»;
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2000 г. №161 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.06.1991 г. №117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».
Наряду с законодательными и нормативными актами в своей практической деятельности специалисты медикосоциальной экспертной комиссии (МСЭК) используют также следующие инструктивные и методические документы:
Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Методические рекомендации Министерства труда и социального развития РФ от 30.12.1998 г.;
Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации. Методические рекомендации для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Утв. Министерством труда и социального развития РФ 24.11.2000 г.;
Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие висцеральных и метаболических нарушений. Пособие. СПб: Эксперт, 2001, 110 с.
Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу (МСЭ) после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием.
В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья пациента, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Для направления больного на МСЭ учреждением здравоохранения используется специальная форма - «Направление на ребенка до 18 лет для проведения медико-социальной экспертизы» (форма №080/у-97). При первичном экспертном обследовании должны также предъявляться следующие медицинские документы:
«История развития ребенка» (форма 112/у Минздрава России) из лечебно-профилактического медицинского учреждения по месту постоянного проживания ребенка;
«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-87) и/или «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у Минздрава России), а также медицинские справки стационаров и других лечебно-оздоровительных учреждений, где пациент проходил обследование или получал лечение (если они имеются);
Данные дополнительных обследований и анализов, инструментальных методов (если имеются).
Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включены в Программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
В соответствии с принятой международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности под нарушением понимают нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции вследствие определенного медицинского состояния. Оно может быть стабильным или нестабильным на момент осуществляемой терапии, с благоприятным прогнозом или без перспективы улучшения в будущем.
Ограничение жизнедеятельности - это индикация общего эффекта вредного воздействия на жизнь пациента, объективное выражение нарушения. Степень проявления может быть обусловлена полом, возрастом, образованием, экономическими и социальными факторами среды и т.д. Основные категории ограничения жизнедеятельности у детей с бронхиальной астмой - ограничение способности к обучению, передвижению, игровой и трудовой деятельности.
Социальная недостаточность - такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни.
По международной номенклатуре нарушений (МНН), имеющей свои разделы и рубрики, нарушения при болезнях органов дыхания относятся к разделу 6 - висцеральным и метаболическим нарушениям, они вписываются в двузначную рубрику 61 - нарушение кардиореспираторной функции и кардиореспираторные аномалии - и включают категории, обозначенные подрубриками:
61.0 одышка (диспноэ, ортопноэ, дыхательная недостаточность);
61.1 другие расстройства дыхания (стридор и свистящее дыхание);
61.3 боль в груди в результате упражнений;
61.7 кашель и мокрота;
61.8 другое нарушение функции;
61.9 неуточненное нарушение.
Перед направлением ребенка на медико-социальную экспертизу необходимо убедиться в правильности клинического диагноза.
Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, часто плохо распознают симптомы и недооценивают тяжесть своего состояния, особенно, если болезнь протекает в тяжелой форме и имеет длительный анамнез. Врач также может неточно оценивать такие симптомы, как диспноэ или наличие сухих хрипов.
Наиболее полное представление о степени нарушений дыхательной функции (наряду с клиническими проявлениями) дают функциональные методы. Функциональные методы не являются способом первичной диагностики при какой-либо нозологической форме, но позволяют оценивать отдельные синдромы нарушения ФВД.
Правильная оценка последствий болезни у пациентов с бронхиальной астмой тесно связана с методологией исследования ФВД. Оценка функции легких особенно информативна при установлении диагноза бронхиальной астмы у пациентов старше 5 лет и включает определение объема форсированного выдоха в 1-ую секунду (ОФВ1), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), пиковой скорости выдоха (ПСВ) и гиперреактивности дыхательных путей.
В специализированных центрах могут использоваться стандартизованные провокационные тесты с метахолином или гистамином. Результаты их могут быть представлены в виде концентрации агента, вызывающего падение ОФВ1 на 20% (или РС20). Наличие гиперреактивности подтверждается тогда, когда РС20 меньше 8 мг/мл метахолина или гистамина. В реальной клинической практике в педиатрии используется тест с физической нагрузкой. Тест подтверждает бронхиальную гиперреактивность, если у пациента после нагрузки ОФВ1 снижается на 15% или более от исходного уровня.
У детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы и определение степени нарушений/ограничений жизнедеятельности основываются, главным образом, на результатах клинической оценки симптомов и результатах физикального обследования. Ввиду того, что измерение обструкции и гиперреактивности дыхательных путей у младенцев и детей младшего возраста требует сложного оборудования и является довольно трудным, эти измерения проводятся, как правило, в крупных научных центрах в исследовательских целях. Детей в возрасте 4-5 лет можно научить пользоваться пикфлоуметром и получить достоверные результаты. Однако, несмотря на строгий контроль родителей за тем, как и когда проводятся эти измерения, измерение ПСВ в этом возрасте может быть неадекватным.
Таким образом, тщательные протоколы и максимально точный функциональный диагноз имеют важное значение как для врача, осуществляющего лечение больного, так и для специалиста, осуществляющего экспертную оценку состояния пациента. Очевидна необходимость создания унифицированного специального клинического руководства по оценке нарушений/ограничений жизнедеятельности у пациентов с бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания для использования медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, экспертных служб, страховых компаний.
Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться на срок от 6 мес до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ребенком 18-летнего возраста. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указанного возраста. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., когда были определены показания для установления инвалидности детям. Это положило начало новому государственному подходу к пониманию проблем детской инвалидности и предоставлению прав на социальную защиту.
Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Права детей на социальную защиту в случае нарушений/ограничений жизнедеятельности обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также предложениями ВОЗ и других международных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации №909 от 09.09.1993 г. была утверждена программа «Дети России», в структуру которой был включен раздел «Дети-инвалиды», а Указом президента РФ №1696 от
18.08.1994 г. ему был придан статус Федеральной программы. Утверждены и другие программы с аналогичными целями (например, «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» в Постановлении Правительства РФ №36 от 14.01.2000 г.).
Дети-инвалиды и их семьи имеют право на пенсионные льготы и социальное обслуживание. В соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. №340-1, ст. 113,114 социальная пенсия назначается ребенку-инвалиду до 18 лет. Матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсии (ст.11). В соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №551 от 17.03.1994 г. и Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №549 от 25.05.1994 г. органом, выплачивающим социальную пенсию ребенку, назначается ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному члену семьи, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% минимального размера оплаты труда.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 11 и 28), Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики» №1Ш от 19.11.1993 г. предусматривают обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации.
Право на бесплатное социальное обслуживание гарантируется в следующих законодательных документах:
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 17.05.1995 г.;
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» №195-ФЗ от 15.11.1995 г.;
Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания №1151 от 25.11.1995 г.;
Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» №473 от 15.04.1996 г.;
Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» №739 от 24.06.1996 г.;
Приказ Минсоцзащиты РФ «О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому» №218 от 15.09.1995 г.
Внеочередное обслуживание на предприятиях торговли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами регламентирует Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г.
В Кодексе Законов о Труде РФ от 09.12.1971 г. (ст. 170, 54, 163) определены льготы по трудовой деятельности:
Запрещается отказывать в приеме на работу работникам и снижать им заработок по мотивам, связанным с наличием у них детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.
Запрещается увольнять работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта).
Запрещается привлекать работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочным работам и направлять таких работников в командировки без их согласия
Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет, продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск может быть присоединен к очередному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям).
Право работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
В соответствии с КзоТРФ от09.12.1971 г., (ст. 163, ст. 239) и разъяснением Минтруда РФ и Фонда Социального Страхования РФ «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 г. и не утратившим силу Постановлением ВС СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» №1420-1 от 10.04.1990 г. (подпункт2 п.8) определяется право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности независимо от перерыва в работе.
В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 18) и Указом Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г. детям дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные детские дошкольные учреждения. Этими законодательными документами предусматривается первоочередное устройство детей-инвалидов в детские дошкольные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.
Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» №2464-1 от 06.03.1992 г. предусматривает освобождение от платы за пребывание в детском дошкольном учреждении родителей, имеющих детей, у которых выявлены недостатки в физическом или психическом развитии.