Собрание русской графики. Интерьер в русской графике XIX — начала XX века Русская графика конца 19 начала 20 века

Рубеж новой художественной эпохи ознаменован деятельностью великого мастера, стоящего во многих отношениях особняком в искусстве своего времени - испанца Ф.Гойи. Блестящий живо-писец, он обратился к гравюре уже в немолодом возрасте, после 50 лет, и стал, вероятно, первым после Рембрандта художником, в руках которого офорт оказался не периферийным, камерным видом искусства, как у большинства его современников, но мощным средством постановки и разрешения главнейших творческих и социальных проблем времени. Связывая графическую культуру XVIII и XIX вв., Гойя возвышается над той и другой. Завершая и преображая существенные линии развития творческой гравюры XVI-XVIII вв., он предвосхищает те новые тенденции, которым предстоит развиваться спустя десятилетия

Первая большая серия его офортов с акватинтой была выполнена во второй половине 1790-х гг. и называлась «Капричос». Это слово (правда, не в испанской, а в итальянской транскрипции) нам уже встречалось в истории графики. «Каприччи», т.е. «причуды», «фантазии», - это в сущности обозначение особого жанра вымышленных, произвольно скомпонованных изображений (в противоположность достоверно натурным или каноническим по сюжету), которым отдали дань многие мастера европейской графики - от Калло до Тьеполо и Пиранези: живые, легкие, иной раз декоративные по замыслу, изящно-манерные наброски иглой.

У Гойи все оказалось намного серьезнее и глубже. Эмоциональный строй его фантазий сумрачен, порой трагичен. Сквозного сюжета в этом цикле нет, хотя некоторые группы листов и объединены определенной смысловой близостью. Темы отдельных композиций возникают непредсказуемо, чередуются по сложным ассоциативным связям. Между тем серия, не в пример традиционным «каприччи», ощущается как развивающееся, внутренне цельное пове-ствование, своего рода графический «роман в офортах». Самые фантастические образы рождаются из гущи непосредственных повседневных наблюдений. Жизнь втягивается в мощный поток размышлений и переживаний художника и преображается в нем: обычаи и пороки общества и его сословий, народные суеверия, грубая жестокость властей, церковных и светских. Все, что может воплотить его чувства, вдет в дело: бытовая сценка и аллегория, беспощадный гротеск, деформация, басенные подмены человека животным (обезьяной, ослом) или немыслимым чудищем. Странный многоликий мир «Капричос» объединен характерной сгущенно-мерцающей атмосферой, то плотной и таинственной, то несколько просветляющейся. Для ее создания мастер виртуозно использовал новую тогда технику акватинты. Трепетный, вибрирующий офортный штрих Гойи также сообщает свою зыбкую подвижность его персонажам. Он ничего не имеет общего господствовавшей на рубеже веков в европейской графике холодной плавностью линий классицизма.

Короткие подписи на листах тоже открыто эмоциональны. В них - прямой голос художника, его мрачновато-ироничные интонации, его восклицания, часто горестные. Не мешая чисто пла-стической выразительности офортов, они в них активизируют литературный, сюжетный драматизм и многозначную символичность образов. Сам Гойя постоянно присутствует в своих офортах, обращается напрямую к зрителю, ищет в нем соучастия и сочувствия. Не случайно вводным листом к серии служит автопортрет художника, очень точно отвечающий ее духу своей психологической напряженностью, сдержанным драматизмом. Вторая серия офортов Гойи - «Бедствия войны» (1810-1820) была начата десятилетием позже «Капричос», среди драматических событий - захвата Испании войсками Наполеона и отчаянного народного сопротивления. Взаимная ярость сражающихся, доводящая людей до озверения, казни, пытки, насилия переполняют эти офорты. «Я видел это»... «И это тоже», - пишет под своими листами художник, требуя, чтобы и мы увидели то, на что «невозможно смотреть»...

Но и в этой серии, как и в «Капричос», чудовищные образы реальности, кровавые и гнусные эпизоды военных будней сплетаются с образами фантастическими и гротескными, с трагической символикой Гойи, обобщаются и осмысляются через нее. Лошадь, отбивающаяся копытами от стаи волков, уродливый летописец войны с когтями на руках и ногах и крыльями нетопыря вместо ушей... «Правда умерла» - называется предпоследний лист с тучей призраков над телом молодой женщины. «Воскреснет ли она?» - спрашивает художник в последнем. Многие темы «Капричос», самые мрачные темы бесправия и обмана, господства злых страстей и предрассудков вновь, с новой энергией повторяет Гойя и в этой серии. Еще гуще в ней сумрак смутного фона, нерасчленимы в динамичных композициях клубки спутанных тел, яростная экспрессия офортной иглы рвет все нормы традиционного рисования. И, наконец, в позднем альбоме Гойи «Диспаратес» - «Безумства» (1818) трагическая фантастика художника обобщается, получает мрачно-величественное звучание. От офортов Гойи идут мощные импульсы в графику XIX и XX вв.; через поколение - к романтической фантастике литографий Э.Делакруа, к сатирическому пафосу О.Домье; через целое столетие - к взрыву страстей в гравюрах немецких экспрессионистов, к социальному трагизму К. Кольвиц, к страстным порывам Э. Барлаха.

Период экспонирования 30.08.2016-28.11.2016 Место проведения
г. Москва

Государственный исторический музей впервые представляет графическую коллекцию интерьерных видов, являющуюся одной из крупнейших в России. На выставке представлено около 60 работ, выполненных как признанными мастерами интерьерного жанра, так и менее известными художниками XIX - начала XX века. Зрители увидят интерьеры императорских и великокняжеских дворцов, городских и сельских усадеб, петербургских и московских особняков, а также Успенского собора Московского Кремля и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Интерьерная тема появилась в русском искусстве на рубеже XVIII-XIX веков, но наиболее широкое распространение получила во второй четверти XIX столетия, главным образом в живописи. Написанные художниками виды гостиных, кабинетов, учебных и детских комнат стали важными иконографическими документами эпохи, позволяющими воссоздать бытовую среду и проследить влияние архитектурных стилей на внутреннее убранство домов.
К середине XIX столетия, в эпоху историзма, тема интерьера приобрела особую популярность. В этот период творили блестящие художники-графики - Э.П. Гау, Л.О. Премацци, А.А. Редковский, В.С. Садовников, К.А. Ухтомский, И.И. Шарлемань, запечатлевшие в своих произведениях многочисленные комнаты императорских резиденций и дворянских усадеб.
В третьей четверти XIX века происходит формирование интерьерного жанра в светописи. Однако, в отличие от акварели, фотография была лишена возможности передавать цвет богато декорированных помещений. Именно это обусловило популярность акварельных видов в позднюю, «фотографическую», эпоху.
Рисунки, созданные в начале XX века, отличаются стилистически иной манерой. В эпоху «ретроспективных мечтателей» на смену «документальным» видам приходит авторский взгляд: интерьеры видятся не целиком, а отдельными живописными «кадрированными» композициями (например, пастели А.В. Средина).

Автор, мастер
Неизвестный художник
Название
Кабинет-гостиная в доме М.Т. Пашковой на Невском проспекте в Санкт-Петербурге
Место создания

Датировка
1830-е гг.

Комната художника П.Ф. Соколова в доме П.В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве. Соколов П.Ф. 1791-1848. 1824 г.

Классная комната в неизвестном особняке. Растман. 1827 г.

Анфилада комнат с птичьей клеткой на первом плане в неизвестном особняке. Неизвестный художник. 1830-е гг.

Анфилада комнат с трельяжем на первом плане в неизвестном особняке. Гагарин Г.Г. (?). 1810-1893. 1830-1840-е гг.

Автор, мастер
Бестужев Николай Александрович
Название
Камера Волконских в тюрьме Петровского Завода. Вид в сторону двери
Место создания
Российская империя
Датировка
1830-е гг.

Автор, мастер
Ефимов Николай Ефимович
Название
Зрительный зал театра в доме князя Г.И. Гагарина в Риме
Место создания

Датировка
Около 1830 г.

Автор, мастер
Ефимов Николай Ефимович
Название
Кабинет В.П. Давыдова с художником К.П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме
Место создания
Западная Европа, Италия, г. Рим
Датировка
1835 г.

Автор, мастер
Зайцев П. Г.
Название
Гостиная императрицы Александры Федоровны в Малом Николаевском дворце в Московском Кремле
Место создания
Российская империя, г. Москва
Датировка
1836 г.

Автор, мастер
Обах Иоганн Каспар
Название
Внутренний вид домовой церкви при российском посольстве в Штутгарте во время богослужения (?)
Место создания
Западная Европа, Германия
Датировка
1840-1850-е гг.

Аннотация
Усадьба Завалино (Александровский уезд, Владимирской губернии) с XVIII в. принадлежала дворянскому роду Акинфовых. В середине XIX в., после смерти сенатора Ф.В. Акинфова (1789-1848), имение перешло к его единственной дочери и наследнице Е.Ф. Акинфовой (1821-1892) и ее супругу Н.И. Крузенштерну (1802-1881), сыну адмирала И.Ф. Крузенштерна (1770-1846), совершившего первое русское кругосветное путешествие в 1802-1806 гг.

Автор, мастер
Залесский Яков
Название
Комната Е.И. Нелидовой в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге
Место создания
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Датировка
1839 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ деятельности реформаторов времен промышленного переворота в России с конца XIX до начала XX века. События и реформы начала и середины ХIX века, запустившие механизм первой индустриализации России. Специфика русской модели развития экономики.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2015

    Письменная дипломатия как часть обрядовой стороны отношений России и Англии конца XVI- начала XVII века. Причины развития торгово-экономических отношений между Россией и Англией. Влияние Англии на развитие медицины в России XVI - начала XVII века.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2013

    Основные направления внешней политики Российской империи конца XIX века. "Союз трех императоров" России, Германии и Австро-Венгрии 1881-1887 годов. Русско-французский союз. Политика в Средней Азии. Русско-японская война. Внешняя политика в 1905-1914.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Возрождение, или Ренессанс как эпоха в истории культуры Европы между Средними веками и Новым временем, примерно с начала XIV века до конца XVI, его общая характеристика и великие представители. Изобретение книгопечатанья и его роль в развитии науки.

    доклад , добавлен 24.06.2013

    Исследование советского общества и его истории. Славяноведческие центры и периодические издания. Общественное мнение об СССР и советологические исследования 20-х - 30-х годов в США и Великобритании. Диапазон исследований по истории России в Беркли.

    реферат , добавлен 26.03.2012

    Личность генерал-лейтенанта А.И. Деникина как одна из ключевых фигур Гражданской войны и белой эмиграции: анализ биографии и деятельности. Исследование труда "Путь русского офицера" как источника по изучению истории взаимоотношений России и стран Европы.

    реферат , добавлен 01.09.2011

    Ознакомление с представителями старообрядческих династий в роли меценатов конца XIX – начала XX века. Рассмотрение отношения к истории старообрядческой благотворительности в дореволюционный период. Анализ формирования династий купцов-старообрядцев.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Хозяйственный комплекс Франции конца XIX-начала XX вв.: экономические детерминанты внешнеполитического курса страны, ее роль в мировой политике. Европейское направление французской дипломатии и колониальная политика в конце XIX–начале XX вв.

    дипломная работа , добавлен 09.04.2010

Давно известна и его замечательная деятельность собирателя западноевропейского и русского рисунка. Свою коллекцию он передал в дар Третьяковской галерее - около четырех тысяч произведений. Не так давно в двух ее залах состоялась выставка рисунка и акварели из собрания Сидорова.

Характеризуя свое собрание, Сидоров неоднократно подчеркивал, что "это не собрание шедевров", выделяя тем самым, как главную его черту, широкий круг представленных мастеров. Действительно, коллекция отличается чрезвычайной полнотой и разнообразием; по ней можно проследить почти все важнейшие этапы и направления русской графики от XVIII столетия до наших дней. Это доказывают первоклассные рисунки А. Лосенко, В. Баженова, С. Щедрина, К. Брюллова, А. Орловского, О. Кипренского, П. Федотова. Графика передвижников представлена произведениями И. Репина, В. Сурикова, К. Савицкого, Н. Крамского, И. Шишкина, Ф. Васильева.

Конец XIX - начало XX века - период наивысшего подъема русской графики - отражен в собрании особенно широко и многообразно. Помимо произведений художников, входивших в "Мир искусства", - А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, З. Серебрякова, немало работ и других известных мастеров этого времени: Б. Григорьева и Ю. Анненкова, М. Ларионова и М. Шагала, Ф. Малявина и В. Кандинского...

Большое место на выставке заняли учебные рисунки и изображения обнаженной модели. В центре этого раздела - большой рисунок углем К. Петрова-Водкина "Обнаженная, заплетающая косу", исполненный во время пребывания автора в Париже (1906 - 1908), когда художник, по его словам, "мальчишкой, учеником заново проделал тысячи зарисовок по академиям Монпарнаса". Весьма своеобразен "Автопортрет" З. Серебряковой - два эскиза сангиной, сделанные на одном листе. Художница искала наиболее выразительную позу и композицию. Красноватый тон сангины придает изображению живость и теплоту, к ней часто прибегали и другие мастера начала века ("Натурщица у опоры" А. Яковлева).

В противоположность красивому, эффектному рисунку Серебряковой, "Обнаженная с длинными волосами" М. Ларионова исполнена в подчеркнуто простой, как бы грубоватой манере; шероховатым мазком бледно-серой акварели с широко проложенной светотеневой моделировкой. В этом же разделе экспонировались "Натурщица на синем фоне" Ф. Малявина, угольный рисунок Н. Тырсы, отличающийся одухотворенной пластичностью форм, натурщицы И. Машкова, А. Шевченко, М. Добужинского, И. Нивинского... Одна эта часть выставки могла бы дать обширный материал для исследования на тему: "Художник и модель". Так явственно и полно выявляются в изображениях обнаженной натуры не только индивидуальности мастеров, но и черты определенного художественного стиля, мироощущения эпохи.

Помимо высокого художественного уровня отдельных рисунков, широты исторического охвата материала выставка отличалась своей, если можно так выразиться, "нехрестоматийностью". И хотя Сидоров - ученый-искусствовед - ставил своей задачей создание коллекции, объективно отражающей основные этапы истории русской графики, на ней лежит отпечаток личности и вкусов самого собирателя. В дореволюционной части собрания немало листов в высшей степени самобытных и интересных. Одни замечательны своей типичностью, характерностью, печатью времени; другие, напротив, неожиданным несоответствием сложившимся представлениям о мастере или эпохе. Но по отношению к искусству прошлого главный отбор уже провело время. Собиратель может корректировать, уточнять, дополнять этот выбор, но основной критерий остается предрешенным, заранее данным.

Совсем иное дело собирательство произведений современных художников. Здесь коллекционер идет по непроторенному пути. Зачастую сам факт выбора уже означает эстетическую оценку. Собиратель приобретает то, что, по его мнению, имеет непреходящую художественную ценность. Уметь угадать в безвестном пока молодом художнике будущего мастера дано не каждому. Помимо знаний и эрудиции, коллекционер должен обладать еще богатой интуицией, точным глазом, безупречным вкусом. Раздел советского рисунка в сидоровской коллекции интересен и малоизученными, иногда несправедливо забытыми именами, целыми направлениями и группами. Они получили на выставке определенность и ясность. Так, например, весьма полно представлены произведения художников, входивших в 1920-е годы в объединение "Маковец" (С. Герасимов, Л. Бруни, К. Истомин, С. Романович, В. Рындин, Н. Чернышев, В. Чекрыгин, Л. Жегин, В. Пестель и другие). Отличительная черта произведений этих художников - повышенная духовность образного строя, стремление к синтетическому охвату явлений.

На первой выставке объединения (1922) экспонировались работы П. Бромирского. В коллекции есть его "Женщина в розовом платье". Этот лист - наглядное свидетельство того, что мы подчас очень мало знаем о поистине замечательных художниках. Облик "Женщины" Бромирского отмечен духовным богатством и значительностью, цветовое решение отличается тончайшими тональными соотношениями. Сложные, как бы меняющиеся на глазах блекло-розовые нежно-золотистые тона акварели, серебристо-дымчато-серые оттенки карандаша, заполняя пространство листа, создают одухотворенный образ.

Стилистически цельно прозвучали на выставке произведения и участников группы "13", также теперь полузабытый. А они сыграли на рубеже 1920 - 1930-х годов важную роль в развитии советского рисунка. Организаторы объединения - Н. Кузьмин, В. Милашевский, Д. Даран ценили свободный, импровизационный рисунок, в самой живости исполнения которого ощущался бы пульс современности. Острое чувство неповторимости, красоты каждого мгновения действительности, высокая графическая культура отличают работы и других участников этого интересного объединения. Тонким изяществом выделяются акварели А. Софроновой "За туалетом", "Улица вечернего города". Рядом с таинственно-загадочными "Дамами на прогулке" О. Гильденбрандт ярко и свежо прозвучала акварель Н. Кашиной "Таки-Тильпак. Бухара". Среди произведений "13" хочется отметить те, которые принадлежат художникам, известным теперь по работам совсем иного плана. Приятно было увидеть акварель молодого Милашевского из знаменитого "кусковского" цикла; узнать, что автор зелено-розовых "Купальщиц" - Кузьмин, а "Обнаженной на фоне ковра" - Т. Маврина. Сопоставляя эту озорную "Обнаженную" с сегодняшними работами Мавриной, понимаешь, что веселая ирония, которой проникнуты сказочные звери и "чудо-города" последних лет, была всегда присуща ей.

Необычно для себя представлены в коллекции и многие другие известные советские художники. Так, например, Г. Верейский выступает как автор силуэтного портрета; столь же необычен большой карандашный рисунок "Мать и сын" А. Гончарова.

Коллекция в целом и выставка демонстрируют торжество тонкого и прекрасного искусства графики во всей широте и многообразии: и строгие, тщательно проработанные учебные рисунки, и виртуозные наброски; классические техники карандаша, угля; и тонкие, изысканные цветовые гармонии акварели, гуаши, пастели. Выставка открыла новые грани в творчестве известных мастеров, заставила по-иному, "свежими глазами"взглянуть на целые страницы истории отечественной графики.

Уникальное собрание Алексея Алексеевича Сидорова достойно пополнило графические фонды Третьяковской галереи.

М. Немировская. !975 г.

Коллекция отечественной графики конца XIX–XX веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике невелика по объёму, менее систематична и целостна, чем его живописное собрание этого периода. Но она обладает своей художественной значимостью в общем музейном комплексе.
Спецификой графической коллекции музея (так же, как и живописной) является преобладание в ней работ местных художников и определённая тематическая направленность, связанная с иконографией Троице-Сергиевой лавры и города. Особую её часть составляют отдельные листы (редко – циклы работ) известных мастеров отечественного изобразительного искусства – И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, В.А. Фаворского, Т.А. Мавриной и других (около 80 работ).

Первые шаги к формированию коллекции были сделаны в самом начале деятельности музея – в 1920–1921 годах: с "Выставки архитектурных мотивов ТСЛ" было закуплено более 30-ти графических произведений местных художников.
Наиболее ценная часть собрания – это приобретение в дар и закупка графических работ у частных лиц. Таким путём поступили в музей работы И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, В.А. Фаворского, Л.С. Бакста. "Имена" (И.Репин, В.Маковский, И.Шишкин, К. Коровин и др.) "названы", но представлены единичными работами. "Персоналия" российского графического искусства в музейном собрании по сути одна – Т.А. Маврина (коллекция СПМЗ позволяет на примере лучших произведений показать её творчество в развитии – с 1940 х до 1970 х годов). Тем не менее, для "провинциального" собрания искусства конца XIX- XX веков и отдельные работы художников-классиков необычайно ценны.

Наиболее ранние образцы печатной графики в рассматриваемом нами комплексе произведений относятся к 80 м годам XIX в. Связаны они с одной "персоналией" – знаковой и значимой в истории русской гравюры этого периода – И.И. Шишкиным (1832 1898).
Напомним, что 1870-е годы – период переходный и "проходной" для русской печатной графики, время главенствования тоновой гравюры. Но и в этот не самый творческий период были подлинные виртуозы ксилографии (В.В. Матэ) и офорта (И.И. Шишкин). В нашем собрании имеются четыре офорта художника, созданные им в 1880 е годы (период, особенно плодотворный в творчестве Шишкина). Это блестящие по мастерству исполнения и тонкости передачи состояния природы листы "Гурзуф" (1885), "Чернолесье" (1885), "Апрель" (1885), "Болото на Варшавской железной дороге" (1886). В собрании музея также есть рисунки известных русских живописцев, таких как художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (1846- 1920) и Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Портреты В.Е. Маковского, выполненные в рисунке, так же безукоризненны по композиции и завершённости, как и его работы маслом. Будучи мастером портрета, В.Е. Маковский обладал талантом верно передать не только внешнее сходство портретируемого, но и особенности его душевных движений, выделяя те главные черты характера, которые определяют поступки человека, его мысли и чувства. Валентин Серов, как и всякий настоящий художник, замечательно работал не только в масляной живописи, но виртуозно владел техникой рисунка. Многочисленные его работы карандашом и углем обладают такой же живостью и точностью в передаче характера изображаемых людей, таким же совершенством исполнения, как и его картины маслом.


В собрании музея есть несколько работ известных русских художников конца XIX – начала XX вв. Это, прежде всего рисунок Михаила Врубеля (1856–1910), крупнейшего представителя символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Наряду с листами Л.С. Бакста и М.А. Врубеля период расцвета русской графики рубежа XIX–XX веков и 1910-х годов представлен работой К.А. Коровина (1861–1939) – эскизом декорации 1917 г. к опере Н.А. Римского Корсакова "Садко". Этот эскиз является единственным "уцелевшим" образцом театрально-декорационной графики. Стилистически наш лист близок целому ряду театральных работ К. Коровина конца 1900-х–1910-х годов. Эскизы К. Коровина к "Садко" 1906, 1914 годов отличает более сложное композиционное построение, они включают в себя не только изображение "Хором", но и открытой террасы, сквозь пролёты которой виден пейзаж – "морская синь". Наш лист имеет камерное звучание: он представляет интерьер палаты с высоким сводом, небольшими окнами, изразцовой печью и лавками.
Коллекция графики музея обладает и небольшим рисунком Ильи Ефимовича Репина «Портрет писателя Леонтьева-Щеглова». И.Л. Леонтьев-Щеглов (1856-1911) - талантливый русский писатель и драматург


Графические листы Б.М. Кустодиева в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника – это три линогравюры 1926 г. (подписные, датированные автором), поступившие в 1928 г. из частной коллекции. В творчестве художника графика занимала большое место, хотя он и был, по преимуществу, живописцем. В 1920-е годы Кустодиев много занимался книжной иллюстрацией, плакатом и станковой гравюрой (ксилографией, литографией, линогравюрой). В 1926 г. Б.М. Кустодиевым было создано несколько композиций с "Купальщицами" в техниках линогравюры, ксилографии и акварели. В дневниковых записях за 1926 г. первого биографа Кустодиева В.В. Воинова (художника-графика, историка искусства, художественного критика) постоянно звучит тема работы Бориса Михайловича над линогравюрами "Купальщица" и "Купальщицы". Постоянной моделью в последние годы жизни Б.М. Кустодиева "для портретов, персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций" служила его дочь Ирина. Она позировала отцу и для гравюры "Купальщица".
Над серией "Купальщиц" Б.М. Кустодиев работал, в буквальном смысле слова, до последних дней своей жизни: последняя гравюра этого цикла была сделана им 4 мая 1927 г. (а 26 мая художника не стало).


Творчество одного из выдающихся деятелей отечественного искусства XX в., классика гравюры на дереве В.А. Фаворского (1886–1964) представлено в музейной коллекции шестнадцатью графическими листами разных периодов: это и станковые работы, и книжные иллюстрации, и образцы его "шрифтовой графики".
Подбор листов во многом случаен, не все из них являются первоклассными или знаковыми работами мастера. В 1919 1939 гг. члены этой семьи (в том числе и Владимир Андреевич Фаворский) проживали в Сергиеве Загорске, были укоренены в его духовной и культурной жизни, создавали здесь многие свои произведения, а тесть В.А. Фаворского был одним из организаторов нашего музея.
Среди них – одно из самых известных, значительных произведений этого периода творчества мастера – станковая гравюра "Октябрь 1917" 1928 г. Эта ксилография была создана по первому государственному заказу Совнаркома к 10-летию Октябрьской революции. Тогда Фаворским была задумана серия "Годы Революции", где "расположенные в хронологическом порядке рисунки должны были год за годом воссоздавать всю историю Советского государства за первые 10 лет". Ксилография "Октябрь 1917" представляет собой развёрнутую сюжетно-повествовательную и, одновременно, знаковую, метафорическую композицию со множеством действующих лиц и нескольких эпизодов, достаточно органически слитых воедино.


Поздний период творчества В.А. Фаворского в нашей коллекции представляют гравюры из его лучших, самых известных циклов 1950-х годов, за которые в 1962 г. художник был удостоен Ленинской премии, – иллюстрации 1950 г. к "Слову о полку Игореве" и к "Борису Годунову" 1955 г., подаренные в музей в 1965 г.
Они прекрасно демонстрируют "поздний стиль" ксилографий Фаворского, где больше внимания уделяется внешнему облику героев, обстановке, костюму, где закономерно изменяются изобразительные средства: на смену аскетизму графических решений с выделением контуров и открытой штриховкой приходит определённая "живописность". Былинная торжественность, эпичность "Слова" полновесно звучат в многофигурной композиции ("Перед битвой"), в которую Фаворский включает изображения русских воинов под боевым стягом и Гусляра. Из многообразия графических циклов В.А. Фаворского 50-х годов к драматургии А.С. Пушкина ("Борис Годунов", "Маленькие трагедии") в коллекции музея представлена только одна иллюстрация к трагедии "Борис Годунов" – "Пимен и Григорий" 1955 г.

Коллекция произведений выдающегося отечественного графика и живописца Татьяны Алексеевны Мавриной в Сергиево-Посадском музее-заповеднике по своему объёму, уровню работ, их жанровому разнообразию может быть сопоставлена только с крупнейшими музейными собраниями страны, имеющими коллекции графики XX в. (ГМИИИ, ГТГ, ГРМ). Это шестьдесят два листа, поступившие к нам в 1977 1978 годах после проведения в музее персональной выставки автора. Сорок пять произведений были переданы Т.А. Мавриной в дар.
Хронологически коллекция мавринских работ охватывает большой период творчества художника (крайние даты – 1944 и 1976 годы; причём примерно равное количество листов относится к периодам 40 х, 50 х, 60 х и 70 х годов). Она представляет достаточное разнообразие графических техник, в которых плодотворно работала Маврина: это акварели, гуаши, листы, выполненные в смешанной технике (темпера, гуашь или темпера, гуашь, акварель), карандашные рисунки, рисунки тушью.


"Загорский цикл" Т.А. Мавриной, ярко выражающий её мироощущение, приоритеты в искусстве, её неповторимый стиль, часто и справедливо называемый "мавринским", начал складываться в 1940-е годы. "Сюжетный ряд" мавринских работ 50-х годов – "сказочно увиденный" ансамбль Лавры, Пятницкий монастырь, старый город и жизнь его обитателей – повседневная и праздничная, воплощённые в её особом, метафорически-поэтическом ключе, связанном с образностью народного искусства, фольклора. Столь же выразительны и свободны, смелы в рисунке, композиции, цвете листы 1960–1970-х годов. В их тематическом составе по-прежнему превалируют жанровые пейзажи, в самих названиях которых подчёркнут действенно-бытовой аспект. Классический образец "мавринского портрета" в нашем собрании – "Демидова" 1973 г. "Демидова" – замечательный пример органичного соединения двух жанров – "портрет в пейзаже": крупное, фронтальное, поясное изображение "русской старушки" в белом платке на фоне летнего деревенского пейзажа, где по старинной традиции народных росписей и лубка надписи даются на самих изображениях.