О трудолюбии скопцов. История скопцов

Скопцы Олекминского уезда (Якутия)

Даже сама мысль о кастрации, вероятнее всего, пугает любого нормального здорового мужчину. С древности это считалось болезненной унизительной процедурой, которой подвергали в основном рабов или преступников (даже евнухами в восточных гаремах редко становились добровольно).

Чтобы тысячи мужчин (а затем и женщин!) по собственному желанию соглашались на удаление половых органов — разве такое возможно? Вполне! Если это связано как с религиозными мотивами, так и с возможностью выбиться из бедности, стать преуспевающим и уважаемым человеком. А требуется для этого всего ничего.

Секта скопцов активно действовала в России более полутора веков и только при советской власти была разгромлена.

Одной из самых мощных религиозных сект на Руси считались хлысты. К середине XVIII века, когда и произошли описываемые нами события, секта существовала уже около 100 лет и была чрезвычайно популярна. К хлыстам уходили целыми монастырями.

Это была довольно закрытая секта. Ее адепты проповедовали крайний аскетизм, отказ от земных благ и вегетарианство. Устраивали радения — ночные богослужения с самобичеванием. Однако, по слухам, сектанты практиковали на этих радениях и свальный грех.

Один из самых влиятельных и многочисленных «кораблей» (так называлась община хлыстов) находился в Орловской губернии. Управляла им некая Акулина Ивановна. С молодости она именовалась «богородицей» (ближайшей помощницей) пророка Филимона, который пользовался у сектантов особенным уважением, и после его смерти возглавила общину.

Как-то к Акулине Ивановне заявился крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Бедолага был немым. Кое-как он объяснил «богородице» на пальцах, что бежал от рекрутства. Он был принят в «корабль». А после одного из ночных радений внезапно заговорил. Акулина Ивановна, узрев сие чудо, тут же сделала его вторым человеком в общине.

И вот тут мы возвращаемся к вопросу о свальном грехе. Согласно официальной версии, именно против него выступил Кондратий, шокированный вольными нравами единоверцев.

Селиванов предложил хлыстам радикальным способом избавиться от греховных влечений. И послужил живым примером, проведя самокастрацию раскаленным железом.

Большинство хлыстов, включая Акулину Ивановну, были потрясены таким поступком, и Селиванову пришлось уйти из общины.

Однако некоторые хлысты, на которых «подвиг самоотречения» Кондратия произвел огромное впечатление, последовали за ним. День, когда Селиванов «сжег греховного змия», можно считать датой рождения новой секты.

Сила золота

Селиванов со товарищи обосновались в Тамбовской губернии и активно стали привлекать на свою сторону крестьян, в первую очередь богатых. Им это удалось довольно легко. Ведь именно крестьяне были наиболее религиозной частью населения и охотно верили в то, что им удастся войти в Царствие Небесное, если «изничтожить само семя греха».

Вслед за ними со временем потянулись и те, кто путем оскопления надеялся разбогатеть. Ведь у скопцов не было наследников (они разрывали семейные узы, а новых детей иметь не могли). Имущество же, согласно уставу секты, после смерти одного скопца переходило другому.

Стоит сказать, что секта отличалась сильнейшим прозелитизмом — стремлением завербовать в свои ряды как можно больше сторонников. Нередко те из сектантов, у кого уже были дети, кастрировали их. Часто они выкупали крепостных крестьян у жестоких помещиков. Что требовалось от спасенных, вы уже, конечно, поняли.

Подготовка к оскоплению

Порой богатые сектанты буквально загоняли в кабалу односельчан. А когда те уже света белого не видели из-за нищеты, предлагали простить им все долги. Взамен — кастрация и вступление в секту.

Иногда скопцы просто предлагали деньги крестьянам за «избавление от греховного змия». Суммы сулили крупные — порой до 100 рублей, что в те времена было совсем немало.

Наконец, сектанты умело давили на религиозные убеждения дремучих крестьян, цитируя отдельные куски из Библии. Они уверяли, к примеру, что все апостолы были оскоплены. В результате ряды сектантов очень быстро ширились, и вскоре уже счет их шел на сотни.

И женщины, и мужчины

Процесс оскопления имел несколько стадий, каждая из которых была чрезвычайно болезненной. «Первая печать» — это удаление яичек. Поначалу перед ампутацией яички… дробили молотком, а лишь затем отрезали. В дальнейшем от этой практики отошли, используя только режущие инструменты и раскаленное железо для прижигания раны.

Надо сказать, что некоторые мужчины после «операции» сохраняли возможность к совокуплению. Потому они считались не полностью очищенными от греха.

Тому, кто хотел занять более высокое положение в иерархии секты, необходимо было наложить «вторую», или «царскую печать». То есть полностью удалить половой орган.

Оскопленные мужчина и женщина

После этого скопцы использовали специальные приспособления, которыми затыкали мочеиспускательный канал, дабы избежать конфуза на людях. В некоторых общинах существовала и «третья печать», а именно — удаление сосков.

Женщины, которые по каким-либо причинам (например, вслед за мужем) вступали в секту, в большинстве своем также подвергались болезненным операциям. Им отрезали груди, а порой выжигали и наружные половые органы. Что, кстати, не препятствовало деторождению. Известны случаи, когда покинувшие секту женщины выходили замуж и рожали детей.

Общение с царями

Движение скопцов становилось столь популярным, что правительство забеспокоилось. Первый суд над сектантами состоялся в 1772 году. Около 300 скопцов были сосланы в Сибирь. Селиванов бежал, но через два года был пойман и бит кнутом. Следующие 20 лет своей жизни он провел в Иркутске.

Скопцы были поставлены вне закона, но число сектантов увеличивалось в геометрической прогрессии. Среди них прошел слух, что Кондратий Селиванов — не кто иной как Петр III, которого развратная императрица загнала в Сибирь именно за то, что он оскопил себя.

Особенно сектанты укрепились в этом мнении, когда после смерти Екатерины Великой Павел I личным указом вернул Кондратия из ссылки. Правда это или нет, но многие источники утверждают, что император удостоил скопца аудиенции.

— Ты мой отец? — якобы спросил Павел Селиванова.

— Греху я не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном, — заявил лукавый Кондратий. Разумеется, Павел отказался от операции и отправил Селиванова в сумасшедший дом.

Золотые времена наступили для скопцов, когда к власти пришел Александр I. Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, а приютил его камергер бывшего польского короля Алексей Елянский. Вскоре он сам принял скопчество. На пару с Кондратием Елянский составил и отправил на высочайшее имя проект переустройства государства.

Согласно ему, вся Россия должна была превратиться в «корабль» скопцов. То есть кастрации должны были подвергнуться все — от государя императора до последнего крепостного. После этого в России наступит рай.

При этом духовным наставником Александра I назначался Селиванов. Себе же Елянский скромно отвел место главнокомандующего. После прочтения проекта император отправил зарвавшегося вельможу в ссылку. Селиванова же почему-то не тронул.

Как бы то ни было, в дом Селиванова запретили доступ полиции. На еженедельных радениях Кондратий собственноручно оскоплял мальчиков и мужчин. В ряды скопцов теперь вступали не только крестьяне и купцы, но и представители высшего света!

Одно из радений в 1805 году посетил даже сам Александр. Правда, «выжечь греховного змия» он не пожелал. Но такой визит, конечно, еще больше подогрел интерес к секте среди дворян Петербурга.

Как все закончилось

Лишь в 1820 году все изменилось. Фаворит Александра I — генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович -узнал, что скопческие радения посещают двое его племянников. Началось следствие. Выяснилось, что Селиванов оскоплял не только гражданских, но и солдат и матросов.

На расправу Милорадович был крут: вскоре, заручившись высочайшим позволением, он довел дело до суда, и Кондратий был сослан в один из монастырей Суздаля, где и умер в 1832 году.

Дело его, однако, жило. Счет скопцам в России шел на десятки тысяч. Одним из лидеров сектантов после смерти Селиванова стал купец первой гильдии Максим Плотицын, который жил в Моршанске. Многие сектанты завещали ему свои богатства. Он был, выражаясь современным языком, хранителем «общака».

В 1869 году, уже при Александре II, Плотицын попался на взятке должностному лицу. При обыске у него было изъято порядка 30 миллионов рублей! Осознав, с сектой какого размаха они имеют дело, власти взялись за скопцов всерьез. Плотицын отправился на каторгу, за ним — тысячи единоверцев.

Разговор со скопцами отныне был короток. Признаешься, что ты сектант, — отправляйся в Сибирь без лишних разговоров. Скопцы ушли в подполье, хотя по-прежнему обладали влиянием.

Окончательно добила сектантов советская власть. Так, в 1917 году у лидеров скопцов были проведены экспроприации. Согласно документам, у купца Бурцева конфисковали четыре миллиона рублей золотом, у братьев Никифоровых — миллион, у сестер Смирновых — 500 тысяч.

Последний громкий процесс над скопцами прошел в 1929 году. Сельских скопцов, признав врагами советской власти, отправили в Сибирь, городских — посадили. От этого удара секта уже оправиться не смогла и, по сути, прекратила свое существование.

Способов втянуть человека в секту, а затем в ней удержать, существует немало. Но у всех них есть общая черта — они обещают адептам власть, деньги или райскую благодать после смерти. Разумеется, ничего не дается просто так — необходимы серьезные жертвы. Чем более жестоки к себе адепты сект, тем более они сплочены и верны идее, ведь хочется верить, что муки были приняты не зря. Отличным примером такого фанатичного самопожертвования и сплоченности являлись российские скопцы — богатые и могущественные кастраты.

Во второй половине XVIII столетия отступников от канонических религий почти уже не преследовали и а Руси объявилось немало странных сект. Одной из наиболее многочисленных и таинственных из них были хлысты. Эти люди называли свои общины «кораблями», а себя — «людьми божьими».

Под внешней строгостью этой секты скрывались достаточно своеобразные ритуалы. Достаточно сказать, что службы, или как говорили сами хлысты — «радения», заканчивались «свальным грехом», то есть, говоря современным языком — групповым сексом. Отдельные черты этой секты позаимствовали , основанные самозванцами.


В дверь одного такого «корабля», обосновавшегося в Орловской губернии, на закате просвещенного XVIII столетия постучал нищий немой бродяга. Возглавлявшая общину Акулина Ивановна, которую все называли «богородицей», велела впустить бедолагу.

Немой объяснил женщине знаками, что он беглый крепостной, скрывающийся от рекрутской повинности. Он просил принять его в «корабль» и дозволить остаться в общине. После недолгого размышления Акулина Ивановна приняла мужчину в секту и тут же произошло чудо — немой заговорил!

Беглый крестьянин назвался Кондратием Селивановым, а немым он, якобы был от рождения. Конечно, это была ложь, но ее «богородица» смогла эффективно использовать для укрепления авторитета. Было объявлено, что Селиванов — «сын божий» и родила его для мирской жизни сама Акулина.

Это сразу же сделало Кондратия вторым человеком общины после «богородицы». Но Селиванов сильно отличался от других хлыстов — он не принимал участия в разврате, а вместо этого много молился и читал духовные книги.

Спустя время он жестко обвинил хлыстов в распутстве и стал настаивать на том, что единственный способ совладать с искушением — это добровольное лишение себя физической возможности блудить. Подавая пример другим адептам, он кастрировал себя каленым железом и потребовал, чтобы так поступили и остальные.

Но как оказалось, братья и сестры оказались не готовы к таким самопожертвованиям и отвернулись от Кондратия. В итоге Селиванову пришлось уйти из приютившего его «корабля» и искать свой путь к Богу самостоятельно.


Скопцы. Фото конца XIX века

Селиванов обосновался в Тамбовской губернии, где создал свой «корабль». Несмотря на схожую с хлыстами организацию, его секта разительно отличалась, в первую очередь целомудрием и строгостью к себе и другим. Себя Кондратий стал величать не иначе как «сын божий» и «искупитель», а своей миссией на земле называл спасение человечества от похоти.

Основным способом борьбы новый пророк считал «сокрушение пагубного змия», что можно было понимать как образно, так и дословно. Процесс борьбы со «змием» Селиванов называл «огненным крещением», которое было не чем иным, как варварской кустарной кастрацией.

Оскоплению подвергались все вступавшие в ряды секты. Мужчинам операцию проводил особый мастер, а женщинам — обученная старуха. Так как специалистов было немного, нередко сектанты оскопляли друг друга не дожидаясь прихода в село мастера, а иногда кастрировали себя сами.


Результат оскопления мужчины и женщины

Различали два вида оскопления. Самым простым способом была «первая печать», под которой понимали «отсечение яичек вместе с частью мошонки после предварительного стягивания мошонки, выше захваченных яичек, толстою ниткой, тесемкой или веревкой» (Пеликан Е., «Судебно-медицинские исследования скопчества»).

Но это был не самый большой религиозный подвиг. Подвергшиеся такому оскоплению могли вступать в половые связи и лишь лишались возможности продолжать свой род. Сектант, который решил максимально защитить себя от мирских соблазнов, принимал «вторую печать» или «царскую». В этом случае удалялись не только яички, но и половой член. Иногда скопцы заходили еще дальше и удаляли себе даже соски.

Чтобы избежать непроизвольного мочеиспускания, скопцы прибегали к различным хитростям. Чаще всего они вставляли в отверстие уретры специально изготовленные шпеньки из свинца или олова. Их помещали в мочеиспускательный канал сразу после операции еще и для того, чтобы не допустить его зарощения.

Инструменты, использовавшиеся для оскопления

Женщинам, вступавшим в секту, удаляли клитор и половые губы. Очень редко производили операцию по отсечению грудей. В отличие от мужчин, они не теряли после ритуала детородную функцию. Известны примеры, когда, покинувшие секту женщины, выходили замуж и рожали детей.

В секту старались втягивать богатых крестьян, которые, в свою очередь, могли заставить вступить в секту своих должников, шантажируя их и обещая все простить. Вообще, финансовая составляющая в секте была очень сильна — не имея возможности передать свои капиталы детям, скопцы завещали их братьям и сестрам. В результате община богатела и втягивала в свои сети новых и новых адептов, действуя уговорами и шантажом.

Скопцы охотно помогали друг другу деньгами, так как от роста благосостояния каждого зависела влиятельность всей секты. Поэтому было немало и тех, кто вступал в их ряды из меркантильных побуждений, мечтая такой ценой вырваться из нищеты. Самым ужасным было то, что иногда старшие родственники оскопляли детей из своей семьи, не оставляя им выбора в жизни.


Мужчины-скопцы

Количество скопцов стремительно росло и в их сети все чаще попадали влиятельные люди и их дети. Это не могло оставаться незамеченным и вскоре против сектантов начались гонения. Первый суд над скопцами состоялся в 1772 году. По его решению 300 адептов, вместе с основателем секты Кондратием Селивановым были отправлены в ссылку в Сибирь.

По дороге Селиванову удалось бежать, после чего он спокойно продолжил проповедовать. Личность этого таинственного человека окружена множеством домыслов. Наиболее известным из них является слух о том, что Кондратий — это Петр III, то есть законный император, свергнутый своей супругой Екатериной II.

Расцвет секты пришелся на царствование Александра I. Скопцов перестали преследовать, а в дом Селиванова запретили появляться полиции. Кондратий больше ничего не опасался и лично оскоплял юношей и мужчин прямо у себя дома. Совершенно очевидно, что у секты были могущественные покровители.

Но все закончилось в 1820 году, когда один из царских фаворитов, герой войны 1812 года граф Милорадович узнал, что в секту оказались втянуты два его племянника. Дело довели до суда и Селиванова арестовали. Главного скопца приговорили к ссылке в отдаленный монастырь Суздальской губернии, где он умер в 1832 году, будучи глубоким старцем.

Но со смертью Селиванова секта не исчезла — количество скопцов на территории Российской империи составляло несколько десятков тысяч и их ряды постоянно пополнялись. Место Селиванова занял моршанский купец первой гильдии Максим Плотицын.

В 1869 году новый глава скопцов попался на взятке должностному лицу. Это преступление стало поводом для обыска в доме Плотицына, в ходе которого нашли 30 миллионов рублей — невероятные по меркам того времени деньги.

Дело Плотицына в очередной раз привлекло внимание к скопцам и началась новая волна преследований. При Александре II в Сибирь отправляли не только самих сектантов, но и всех, кто каким-то образом был с ними связан.


Ссыльные скопцы в Якутии

Но ни Александру II, ни его сыну и внуку не удалось искоренить скопцов. Получилось это только у Советской власти, да и то не сразу. Известно, что последний процесс над скопцами в Советской России прошел в 1929 году, после чего о сектантах-кастратах никто больше не слышал.

Тематика занятий

– Путешествие по страницам истории «Сердцу милый уголок»
– Беседа-викторина «России славные сыны в Олекминском краю»
– Час истории «Казацкому роду – нет переводу»
– Урок мужества «Нас сводила молодость в сабельный поход»
– Час истории «Огненные версты Победы»
– Игра-путешествие «Их именами названы улицы»
– Экскурсия «Олекма – житница Якутии»
– Литературный час «Поэзия судьбы (Олекма литературная)»
– Беседа «Берег поперечный – уголок Заречный»
– Заключительное занятие «Олекминск – частица России»
– проектная деятельность Шаг за шагом: по следам Олекминских скопцов

«Шаг за шагом: по следам Олекминских скопцов»

Гипотеза: согласившись на добровольную ссылку в Якутию, пройдя дорогой страданий и потерь, представители самой фанатичной секты России нашли на Олекминской земле вечный покой и оставили добрый след.

Цель: изучить малоизвестные страницы истории родного края.

Задачи:

– знакомство и изучение литературных источников о сектантах – скопцах;
– обработка старинных документов, найденных на месте разборки скопческого дома;
– запись воспоминаний старожилов с. Троицк и п. Заречный.

Введение

Судьба заброшенных царским правительством в неведомый суровый край, «тюрьму без решеток» скопцов представляет интерес, так как их вклад в развитие земледелия на вечной мерзлоте, высокие достижения в выращивании зерновых культур и овощей, превратившие Олекминский край в житницу Якутии, внедрение первых рыночных отношений, храмы и часовни, построенные каменных дел мастерами, украсивших облик города и деревень, достойны уважения и памяти.

Из истории секты скопцов

Движение скопцов зародилось в середине ХVIII века в Орловской губернии, где в ту пору существовал хлыстовская община. Кондратий Селиванов – основатель скопчества был крепостным крестьянином села Сосновка, отделившись от хлыстов он основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей. Селиванову удалось привлечь на свою сторону богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. Поскольку у кастрата не было наследников, в общине утвердился порядок, согласно которому одному скопцу наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников. Первый процесс над скопцами состоялся 1772 году. Кондратий Селиванов был бит кнутом и сослан в Сибирь. В 1795 году, вернувшийся из ссылки Селиванов, был объявлен вторым Христом и Императором Петром III. Его доставляли для беседы Павлу I, после чего посадили в психлечебницу. Александр I выпустил Селиванова и отдал на поруки камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам принял скопчество. С этого времени начинается золотой век сектантов. Селиванов установил контакты с представителями Петербургской аристократии, которые увлекались мистическими учениями и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. Петербургский «корабль» Селиванова обрел небывалые привилегии. Полицейские не имели права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и куда был вхож князь Голицын, тогдашний министр просвещения. Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались, А. Елянский подал государю проект государственного переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. Последней каплей стал случай, когда в 1819 году два племянника генерал-губернатора Петербурга Петра Михайловича Милорадовича обратились в скопчество. Селиванов был арестован и сослан в один из Суздальских монастырей, где и умер в возрасте 100 лет.

Из истории известно, что на Руси XII – XIII веках были скопцы. Общиной скопцов считали, что единственным путем спасения души является борьба с плотью путем оскопления. Скопцы имели свой взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, которой перемешались суеверия, вера в доброго царя и надежда занять однажды высокое положение возле трона. Себя скопцы гордо называли «белыми голубями» так как кастрация у скопцов называлась «убелением». Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка была крепкой. На рубежу XVIII – XIX веков лучшими Российскими менялами были они. У скопцов были и иные методы приумножить богатство, скопчество распространилось по многим городам России. Скопцы торговцы имели своих агентов всюду и они от своих братьев по вере раньше узнавали о колебаниях цен и устраняли своих конкурентов. О богатстве скопцов было хорошо известно, и желающих купить благосостояние ценой кастрации было не мало. У сектантов было несколько видов вовлечения в секту новичков:

  1. Оскопление малолетних родственников
  2. Экономическое закабаление
  3. Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
  4. Соблазнение деньгами
  5. Пропаганда «чистоты» перед богом

В Москве в доме богача Пашкова организовывали угощения с раздачей пособий с условием, слушания душеспасительных лекций в цели вовлечения людей в секту. В первый год своей деятельности Пашков растратил сто тысяч рублей, за тем он был выслан из страны и поселился в Лондоне, но многие слушатели пополнили ряды сектантов. Обычно люди уходят в секту для того, чтобы начать новую жизнь – более правильную, более осмысленную и спокойную. Однако далеко не всеми сектантами движет религиозное чувство. Довольно часто люди выбирают для себя новую религию только для того, чтоб улучшить свое материальное положение.

Октябрь скопцы, в общем, приняли. Во первых, поначалу тоже считались «жертвами царизма». Да и соратник Ленина Владимир Бонч-Бруевич до революции был ученым-религоведом, скопцов изучал, со многими переписывался – на его защиту рассчитывали. При НЭПе многие «белые голуби» со своей торговой сметкой и трудолюбием смогли подняться, но дальше – 1929 год. В Ленинграде состоялся большой процесс над сектантами. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, влачили жалкое существование. Богатства скопцов были экспроприированы так, у сестер Смирновых 500 тыс. рублей, у П. Бурцева – 4 млн., у братьев Никифоровых – 1 млн. Русские – сектанты скопцы умели не только кружиться в экстазе во время радений, но и крутить большие деньги. Во время гонений на скопцов во второй половине 19 века у тамбовского купца Плотицына, соратника Кондратия Селиванова было изъято 30 млн. рублей золотом. Олекминские скопцы тоже имели немалые состояния. До 1986 года в г. Олекминске находили скопческие клады. Но спрятанные скопцами богатства даже спустя годы, оправдывая свое название «презренного металла», возбуждали в людях самые низменные качества и доводили их до совершения преступления. И неизвестно сколько еще такого «зла» хранится в старых скопческих домах.

Наследие Олекминских скопцов

До приезда в Якутскую область скопцы жили в Туруханском крае. Водворенные туда, они с первых лет своего пребывания заметили всю безысходность своего положения, ибо не имели возможности заниматься торговлей, рыбными промыслами, а все попытки заняться сельским хозяйством терпели фиаско из-за неблагоприятного климата и болотистости почвы. Разоренные, голодные, они направили ряд ходатайств в высочайшие инстанции о переселении их в местности с благоприятными почвенными условиями. В 1856 году, по Высочайшему повелению от 21 февраля скопцам было предоставлено право переселяться в Якутскую область, по собственному их желанию и за их счет. Летом 1860 года стали прибывать первые партии добровольно следующих скопцов:

Данные из «Памятной книги Якутской области 1896 г»

Селения Население душ Надел, десятин
Всего муж жен Всего десятин На душу муж
с. Спасское 249 162 87 562 3,4
с. Троицкое 56 35 21 633 18
с. Усть-Чаринское 40 18 22 2203 122
с. Иллюнское 28 23 5 125 5,4

Скопческие селения

Обыкновенно, скопческое селение состояло из одной длинной улицы, образуемой проезжей дорогой. В некоторых из них имелась и боковая улица, параллельная первой. Фасад улицы образовывался непрерывной цепью плетней и заборов, за которыми тянулись огородные грядки, парники и были посажены деревья. За огородами высились дома с отдельными дворами и запертыми воротами. Дома были построены из отборных брёвен, на хороших пазах, с большими окнами, с крашенными ставнями, и резными украшениями, а некоторые даже двухэтажные. Скопцы жили двумя типичными хозяйствами. Скопцы-одиночки жили в небольших домиках из трех комнат. Обычно скопцы жили по три, четыре и больше людей в одном доме, который состоял из передней, горницы «братцев» и отделения для «сестриц». «Братец» занимался ремеслом, торговлей, а «сестрица» стряпала, смотрела за домашним хозяйством и скотом, занималась огородничеством. Среди скопцов было много грамотных, они получали по почте всевозможные газеты и иллюстрированные издания, живо интересовались политикой, выписывали технические новинки.
По месту происхождения олекминские скопцы относились к следующим губерниям: Петербугская – 14 %, Таврическая – 12,3%, Орловская и Сибирская– по 9,4%, Рязанская – 8%, Семиреченская – 5%.
Интересны данные национальной принадлежности Спасского села из 210 скопцов: 193 русских, 1 поляк, 1 швед, 15 финнов. По прежним религиям: 185 – православных, 16 – лютеранцев, 6 – молокан, и 1 – католик. По сословиям, которым они принадлежали до суда, т.е. до ссылки: крестьян – 258, мещан – 28, солдат – 28, казаков – 19, купцов – 2, бродяг – 6, поселенцев – 3. Как видно из данных, скопцами были в основном темные крестьяне, которые по заблуждению приняли эту веру. Не имея кровных наследников, презирая родство и проповедуя братство по духу и равенство во Христе, скопцы в своих селениях организовывали «семьи» с совместным хозяйством. В 1883 году по милости высочайших манифестов скопцов перевели из разряда поселенцев – в крестьян и селения с 1889 года стали именоваться крестьянскими.

Земледелие и хлебопашество

Прибывшие в Олекминск скопцы поселились по речке Алалайка (80 человек), а (180 человек) на устье реки Олекмы в 15 верстах от города (ныне село Троицкое). Перекинув добротный деревянный мост через Алалайку, скопцы наладили тесную связь с городом путем торговли продуктами сельского хозяйства. Получив в начале сто, а через пять лет триста десятин пахотной земли, они стали выращивать богатые урожаи хлеба, благодаря своему умению и трудолюбию. По первой нарезке скопцам была уступлена казенная земля, но в августе 1861 года Олекминский исправник Жуковский получил от скопцов взятку в 40 тысяч рублей и убедил, якутов Мальжегарского наслега уступить 50 десятин пахотной земли. Так появилось Усть-Чаринское поселение. С появлением скопцов земледелие постепенно превратилось в ремесло, а затем и в широко распространенный промысел, явившийся подспорьем начавшем оскудевать якутском хозяйстве. На хлебном рынке наступает период скопческого владычества. Кроме хлебопашества скопцы занимались и огородничеством, и вскоре их урожаи намного опережали урожаи местных крестьян. Многие крестьяне в 60-70 –е годы XIX столетия уходили на заработки, на золотые прииски, запустив свои хозяйства. По приисковой праздности и разгулу крестьяне воспользовались возможностью приобретать овощи за деньги, без труда и забот огородника, а скопцы со своим смиренным видом и обычным умением воспользовались господством и на овощном рынке. В Олекминской селекционной станции на основе скопческих сортов были выведены такие сорта пшеницы, как «Якутянка», «Теремок», которые впоследствии были утеряны. При всей своей выносливости, трудолюбии и терпеливости скопцы были слабосильными и поэтому часто нанимали работников. Наша односельчанка Винокурова (Оболкина) Лидия Вавиловна вспоминает, что её родители Вавил Федорович и Зинаида Константиновна в послевоенные годы работали у скопца Федора Киреевича Половинкина.

Ремесленных дел мастера

Сохранившиеся до наших дней каменные культовые сооружения Олекминского района были построены скопческими мастерами. Каменное здание Спасского собора, построенное на средства прихожан и частных жертвователей в1870 году, было воздвигнуто скопческими мастеровыми. Ими же была построена Александро – Невская часовня в 1891 году, в память мученической кончины царя Александра II, убитого – революционерами народниками. На средства почетного инородца Степана Ивановича Идельгина был выстроен I Нерюктяинский Иоанно – Предтеченский храм, мастера – скопцы трудились 4 года, вся постройка стоила более 50 тысяч рублей. Храм освятил по приглашению Идельгина сам епископ Мелентий. Кроме культовых сооружений, скопцами были построены конные, паровые и водяные мельницы в разных местах округа. Среди скопцов было много искусных резчиков по дереву. Они вырезали из дерева различные предметы домашнего пользования и резную мебель, делали гнутую мебель из тальника. До сих пор в домах олекминчан можно встретить изделия выполненные скопцами резчиками. Среди скопцов были много умельцев – самоучек, технически грамотных людей, шагавших в ногу со временем. В Спасском селении было два кожевенных завода, где в год выделывали 600 кож. Среди скупцов особо выделяется фигура Ересько Ерофея Петровича, который в конце 90 – х годов XIX столетия выписал из Германии фотоаппарат и открыл собственное фотоателье. Благодаря его интересу к фотографии, наш краеведческий музей является обладателем уникальной коллекции фотографий, отражающих быт и характер олекминчан конца XIX – начала XX веков. В советское время Е.П.Ересько закрыл фотоателье (сейчас там находится магазин «Заря»), завел кузницу и выполнял заказы олекминчан.

Судьбы бывших скопческих селений

К середине XX века, сосланные по царскому указу в неведомый Олекминский край скопцы, освоив и прижившись в нем, остались лежать здесь, навсегда исчезнув из истории. Таков закон жизни. На земле не должно быть изуверских, бесчеловечных вер. Интересна судьба бывших скопческих селений. В конце XIX века крестьянская община станции Точильная вернула себе незаконно отведенные скопцам в 1870 году земли, и перестало существовать Иллюнское поселение. Селение Спасское стало исторической частью Олекминска и в 1990 году решением Международной академии архитектуры наш город вошел в программу «Возрождение малых и средних исторических городов России». В 1907 году лоцман Косыгин И.А. пра-пра-дедушка Кости Чупрова посетил селение Троицкое и узнал, что скопцы выезжают и продают свои дома. И он убедил своих земляков, из маленькой деревушки под Киренском переехать в Олекминский округ. Из селения Троицкое, оставшиеся в живых скопцы выехали в 1908 году, продав свои дома, приехавшим из под Киренска семьям Оболкиных, Корзиниковых, Чупровых, Пшенниковых, Косыгиных. Во время разбора скопческого дома в с. Троицкое в 2007 году были найдены документы, предметы быта и в 2009 году, они были переданы в Заречную школу. Изучив их, мы выявили, что есть документ, имеющий отношение к нашему знаменитому земляку – меценату С.И. Идельгину. Школьные тетради, документация колхоза, частные письма описывают жизни жителей села с 1930 по 1945 годы. В память об основателях, жителями у въезда в село воздвигнут поклонный крест. Белым «пятном» является история Усть-Чаринского селения. Со слов старожилов мы узнали, что 1938 году на месте бывшего скопческого поселения была колония строгого режима для «врагов народа». В лагере находились люди разных национальностей, было много финнов, литовцев, немцев были якуты и русские, все они работали на лесозаготовке.
Мы предполагаем, что на лесозаготовках Усть-Чаринского лагеря работали спецпереселенцы, ингерманландские финны, литовцы, немцы, которых выселили из родных мест. «Дорога жизни» в начале пути неожиданно обернулась для них «поездом смерти» в Якутию. Переселение было организовано НКВД во главе с Берием, и жизнь и смерть спецпереселенцев находилась полностью во власти карающего меча сотрудников НКВД.
Местным жителям было запрещено появляться на территории лагеря и общаться с заключенными. Заключенные работали от зари до зари, голодали, мерзли, были попытки побега, но их ловили, наказывали и расстреливали. Особой жестокостью отличался комендант Оглоблин. Пожилые свидетели тех лет не могут вспомнить его имя, отчество, но они сами видели как он со специально обученной собакой разыскивал беглых, избивал и расстреливал. Дурной славой пользовалась местность Медвежья Падь, где погибло много заключенных. Из воспоминаний самой пожилой односельчанки Пуляевой А.И. мы узнали, что в этом лагере были и местные жители, сосланные за те или иные провинности. Так нам стала известна, трагическая судьба нашего земляка Оболкина Михаила Ивановича – 1922 года рождения. Он был финансовым инспектором, вернувшись с курсов из г. Якутска, он вовремя не встал на военный учет, был осуден, и отправлен в эту колонию. Когда началась Великая Отечественная война, он был отправлен в штрафбат, где пропал без вести.
А сколько еще тайн, хранит Медвежья Падь, никаких письменных сведений об этом лагере нам найти не удалось, но мы продолжим поиски.

Выводы:

  1. Оторванные от своих родным мест скопцы, после установления Советской власти не уехали обратно, а остались на Олекминской земле и продолжали заниматься любимым делом земледелием и хлебопашеством. Выкорчевывая вечномерзлую и скудную якутскую землю, они расширили посевные площади и вывели такие сорта пшеницы, ячменя, которые даже в короткое якутское лето давали стабильно высокие урожаи. К сожалению, олекминчанам не удалось сохранить наследие скопцов-хлеборобов.
  2. Кроме зерновых, скопцы получали высокий урожай овощных культур, первыми на якутской земле выращивали бахчевые культуры (арбузы, тыквы, дыни). Торгуя с местным населением, выращенной продукцией, скопцы первыми ввели рыночные отношения.
  3. Как хорошие ремесленники они сами заготавливали строительный материал, изготавливали кирпичи из местной глины и построили первые каменные здания в Олекминском округе.
  4. Благодаря фотографу Е.П. Ересько краеведческий музей обладает уникальной коллекцией стеклянных негативов, что является ценнейшим историческим материалом.
  5. Являясь религиозными фанатиками, Олекминские скопцы даже в дореволюционное время не пытались распространять свое учение среди местного населения, а наоборот учили их земледелию, овощеводству, торговали с ними.
  6. Как бы хорошо скопцы ни жили, полагаясь только на свое трудолюбие и терпение, они на всю жизнь оставались душевными и физическими калеками, жалеющими о совершенной однажды в своей жизни роковой ошибке.
  7. В наши дни сохранились в районах Северного Кавказа «духовные» скопцы, но это уже не те смиренные, трудолюбивые люди прошлого столетия, а агрессивные, умеющие убивать и грабить религиозные фанатики, «воины Аллаха» мечтающие захватить весь мир и обратить в свою веру. Скопцы прошлого века во имя веры уничтожали только себя, лишив возможности продолжения рода человеческого, а сегодняшние «духовные» скопцы уничтожают других во имя веры.

Список использованной литературы:

  1. Т. Емельянова . Откровение.– Новосибирск.– ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат». 2004, 212 с.
  2. В. I – нв. Олекминские скопцы// Живая старина.– 1894 г. –вып.3-4.
  3. К. Новиков Наследие скопцов// – Деньги, 2007.– №49
  4. С. Неханкин .Членовредители.80 лет назад в СССР прошли судебные процессы над сектой скопцов// – Аргументы недели.– 2009. – март.
  5. Е. Розенков Скопцы – ошибка трактовки. – Деньги, 2007. №49
  6. А. Юдин. Русская народная культура. Русское разномыслие: духовное искание простого народа. – Библиотека русской культуры Гумер – культурология.– 2007.
  7. Н.И. Яковлев. Олекминские скопцы. – Хабаровск, АСТ ДВ, 2005, 75 с

Скопцы Якутии. Начало XX века.

История этой жестокой и необычной религиозной секты и по сей день бередит умы человечества. Скопцы – люди, добровольно уродовавшие себя. История секты – это века существования и масса вопросов, один из которых – «Во имя чего?». Так кто же они, скопцы России?

«Царь над царями»

Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору находился центр секты хлыстов, во главе которой стояла самозваная «Богородица» Акулина Ивановна. Однажды к секте прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине. Нравы у хлыстов были довольно свободными, и однажды Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды». Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и ушел из общины.

Селиванов сделал себе самокастрацию.

Сокрушение змия

Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, захотевших по его примеру «сокрушить душепагубного змия» путем оскопления. Возможно, секрет успеха нового учения заключался в желании некоторых стать побогаче. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому добро одного скопца наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть.

Вскоре среди членов секты было уже немало обеспеченных людей.

Лишние части

Первоначально оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.

Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».

Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»…

При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.

Инструменты для оскопления.

Под судом

Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней. Его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец и тоже пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, однако дело его не было забыто. Скопчество было поставлено вне закона, но число его последователей продолжало расти.

Государь Петр III

Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.

Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.

В сумасшедшем доме

И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.

– Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.

– Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.

Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.

«Золотой век»

И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам вскоре принял скопчество. С этих пор и начался «золотой век» кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана.

Селиванов обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.

Даешь оскопление!

Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.

Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.

Хранитель общака

В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.

Последняя точка

Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.

Оскопленные мужчина и женщина.

«Новый Селиванов»

И все же история скопчества и поныне не оставляет многих в покое. В качестве любопытного курьеза можно привести такой случай. Он был описан в 1983 году британскими медиками. Речь идет о 37-летнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации». Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и поэтому кастрировал себя раскаленной кочергой».

Скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской , Курской , Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.

В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа . Это т. н. «духовные» скопцы (в их общинах оскопление не производится). От участников этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.

Структура и организация

Как отдельное общество, скопцы представляли собой довольно стройное целое, обладающее значительными капиталами. Себя они именовали «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» - хлыстов). Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе «корабля», обладал властью над прочими общинниками. Помогающая «кормщику» женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется «богородицей».

Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом . Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:

  • Оскопление малолетних родственников
  • Экономическое закабаление
  • Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
  • Соблазнение деньгами
  • Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества

Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, являлось её учение о необходимости оскопления, но и его скопцы подкрепляли аргументами, против которых было трудно устоять. Во-первых, тексты из Библии имеющие смысл, выгодный скопцам: кроме Св. Писания, скопцы и в иных книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, отыскивали выражения и целые фразы, говорящие об оскоплении. Во-вторых, физическому страданию от операции оскопления и преследованию со стороны правительства скопцы старались придать строго религиозный характер. Наконец, иногда делалось снисхождение, позволяющее отлагать принятие оскопления на неопределенное время или, по крайней мере, не обязывая к нему сразу же по вступлению в секту.

Религиозные взгляды

Трактовка христианства

Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12:

Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, вовсе не употребляли алкоголь, не курили, избегали родин, крестин и свадеб, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, вовсе не ругались. В отличие от членов старообрядческих общин, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников - «жеребцами», богослужения - «ржанием жеребцов», брак - «случкой», женатых людей - «жеребцами» и «кобылами», детей - «щенятами», а их мать - «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.

Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:

Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:

Мифология

Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I . Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова, после которой участь царя была решена:

Наш батюшка искупитель

Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»

Другая легенда, популярная у скопцов:

Как-то раз будят Александра I сенаторы и говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, - скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать» . Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец. Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить. Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец, и говорит гвардейцу: отвори ворота . Тот: не велено пускать . Константин вырывает у него шашку и одним движением отрубает ему голову. Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов. А спасенному Александру говорит: «эх ты, курицы испугался» .

Обряды

Обложка книги Н. Н. Волкова «Секта скопцов» , 1930 г.

Оскоплённая женщина, которой была удалена грудь

Оскопление

Внешние изображения
Нагой скопец

В первое время существования в России скопчества операция оскопления у скопцов состояла в отнятии (ампутации) одних только яичек («удесных близнят») с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Отсюда мистическое название: «огненное крещение». Впоследствии скопцы для операции оскопления стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а раскаленное железо - лишь для остановки кровотечения. При этом предварительно мошонка стягивалась выше захваченных яичек ниткой, тесьмой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной в холодной воде или смазанной деревянным маслом, спуском и другими мазями или свежим салом; иногда для остановки кровотечения рана посыпалась порошками квасцов, медного купороса и др. Рана затягивалась недели через четыре рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Этот род оскопления, практиковавшийся в начале XX века, назывался «малая печать», «первая печать», «первое убеление», «сесть на пегого коня», «первая чистота». Однако такая операция, не лишая скопцов вожделения и даже возможности полового соития, некоторым казалась недостаточною, и они решались на отнятие детородного члена, называвшееся «второю», или «царскою печатью», «второю чистотою», «вторым убелением», «сесть на белого коня». Она осуществлялась или вместе с отнятием яичек, или впоследствии (но не ранее, чем через несколько месяцев после «первой печати», иначе высока вероятность летального исхода), при помощи установки в отверстие мочеиспускательного канала оловянных или свинцовых шпенек. Рана затягивалась при операции в один прием одним рубцом, во втором же случае - двумя рубцами, которые оставались у оскопленного на всю жизнь.

Существовали также «третья печать» - удаление сосков, а в ряде случаев и «четвертая» - вырезание на боку у скопца треугольника (мотивация обряда неясна, но можно было бы предположить, зная более точно в каком именно месте делали вырез, что это знак прободенного копием ребра Иисуса Христа, распятого на кресте (треугольная форма соответствует форме наконечника копья).

К особым способам оскопления относится искусственная гипоспадия (путем искусственной перевязки полового члена), применявшаяся к мальчикам. В Тамбовской губернии существовал особый род скопцов - перевертыши , - которые не лишают себя никаких частей тела, но, вероятно, еще c детства перекручивают себе семенные канатики. В секте проколышей , основанной Куткиным, употреблялось оскопление посредством прорезывания или прокалывания семенных канатиков.

Зачастую «убелению» подвергались и женщины , входящие в скопческую общину. Существовали «печати» и для женщин: им удаляли половые губы, а в ряде случаев еще и клитор и груди . Однако в этом случае женщины не теряли способности к деторождению: советский исследователь скопчества Волков свидетельствует о примерах, когда покинувшие общину женщины даже выходили замуж и имели детей.

Радения

Радение «корабликом»

В дни накануне (ночью) некоторых больших праздников православной церкви скопцы устраивали собрания единоверцев в особых помещениях. На этих собраниях происходили особые богомоления скопцов - «радения », на которых они пели православные песнопения и скопческие «распевцы» или «стихи», принимали новых членов секты, ходили разными способами, надевая при этом особые белые одежды, длинные рубахи. У скопцов были и свои особенные праздники, посвященные каким-либо воспоминаниям из жизни основателя скопчества Селиванова; например, 15 сентября - день наказания Селиванова. В такие дни они также устраивали радения.

Существовало четыре способа радений:

  • «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая;
  • «стеночкой»: радеющие становились в круг плечом к плечу и ходили «посолонь» (то есть по солнцу, слева направо), припрыгивая;
  • «крестиком»: 4-8 человек становились по одному или по два в каждый угол и затем быстрым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно менялись местами;
  • в «одиночку»: несколько человек выходили на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» начинали кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надувались и шумели как паруса.

Эти пляски, которым скопцы предавались до одурения, истощали их силы, что, по мнению скопцов, ослабляло «злую лепость»; а с другой стороны, действовали на радеющих как бы наркотически, доставляя им особого рода наслаждение.

В культуре

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Н. Волков Секта скопцов. - Л. : «Прибой», «Печатный Двор», 1930. - 144 с.
  • Н. Н. Волков Скопчество и стерилизация. - М.-Л., 1937.
  • Ф. И. Федоренко Секты, их вера и дела. - М .: «Политиздат», 1965. - 358 с.
  • Н. М. Маторин К вопросу об идеологии скопчества // Критика религиозного сектантства. - второе, посмертное издание. - М ., 1974. - С. 178-182.

Ссылки

  • Есипов Г. В. Докладная записка д. т. с. Трощинского, о скопческом ересиархе Кондратии Селиванове (1802 г.) // Исторический вестник . - 1880. - Т. 2. - № 5. - С. 198.

Категории:

  • Православные секты
  • Христианские секты
  • Ереси
  • Еретические течения в христианстве
  • Добровольный или вынужденный отказ от сексуальности

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Скопцы" в других словарях:

    Ов; мн. Религиозная секта, возникшая в России в конце 18 в. (отделилась от хлыстовства), проповедовавшая спасение души в борьбе с плотью путём оскопления (кастрации) мужчин и женщин, отказа от мирской жизни. ◁ Скопец, пца; м. * Под стражей… … Энциклопедический словарь