Что говорить после имени пророка. Что говорил пророк мухаммад о чтении зикра

Салават (от арабского «благословение» ) - особая мольба, содержащая восхваления Пророка Мухаммада (с.г.в.). Путём произнесения дуа верующий просит благословения для Посланника Всевышнего (с.г.в.).

Повторяя салават, правоверные выражают свою любовь Лучшему из творений Создателя. В Своей Книге Аллах говорит (смысл):

«Поистине, Господь миров и Его ангелы благословляют Пророка. О, уверовавшие! Восхваляйте его и приветствуйте миром» (33:56)

Эта цитата из наглядно демонстрирует важность произнесения салаватов, если даже ангелы и сам Творец делают это.

Достоинства салавата

  • Заступничество (шафаат) Посланника Аллаха (с.г.в.) в Судный день. Произнося эту форму дуа, мы приближаемся к нашему Пророку (с.г.в.). Стоит помнить, что он не нуждается в наших мольбах за него, так как ещё при жизни Мухаммад (с.г.в.) был обрадован вестью о Джаннате. В этом нуждаются сами люди, ожидающие заступничества Милости миров (с.г.в.), который как-то сказал: «В День воскрешения ближе всего ко мне, будут те, кто регулярно повторял салават» (хадис от Тирмизи).
  • Награда (саваб). В хадисе говорится: «Прочитавший салават один раз станет обладателем десятикратной Милости Всевышнего» (Муслим). Для того чтобы произнести дуа один раз, нужно потратить около 10-20 секунд. Но за эти секунды можно стать обладателем немалого саваба.
  • Принятие других дуа верующего. Обращаясь к Аллаху с определёнными просьбами, человеку желательно сначала произнести салават. Хадис гласит: «Если кто-то из Вас молится, пусть сначала произнесёт салават, а потом попросит то, чего он хочет» (Абу Дауд).
  • Дуа, которое слышит сам Пророк (с.г.в.). Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал мусульман: «Повторяйте салават, и до меня дойдут ваши мольбы» (Абу Дауд). Причём, здесь говорится не только о тех верующих, которые застали Пророка (с.г.в.), но и тех, которые жили, живут и будут жить после него. Дело в том, что наши салаваты Мухаммаду (с.г.в.) доставляют ангелы.
  • Духовная щедрость. Повторяя регулярно салават, человек демонстрирует своё благое и искреннее стремление в восхвалении Пророка Мухаммада (с.г.в.), свою любовь к Лучшему из творений. В одном хадисе говорится: «Самым скупым из вас считается тот, кто, упоминая моё имя, не проговаривает салават» (Тирмизи).

Виды салавата

1. Во время совершения мусульмане произносят текст салавата во время сидения (кууд). Однако можно не ограничивается исключительно временем молитвы и повторять его в любое другое время:

«Аллахум-мя сальли `аля Мухяммядин вя "аля али Мухяммяяд. Кямя саляйтя "аля Ибрахимя вя "аля али Ибрахимя, иньнякя Хямиюдюн Мяджиид. Аллахум-мя барикъ "аля Мухяммядин вя "аля али Мухаммяяд. Кямя бярактя "аля Ибрахимя вя "аля али Ибрахимя, иньнякя Хамиюдюн, Мяджиид!»

Значение: О, Г осподь, благослови Мухаммада и его семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и его семейство. Воистину, Ты достоин похвалы, Славный! О Господь, ниспошли благословения Мухаммаду и его семейству, как ниспослал Ты их Ибрахиму и его семейству. Воистину, Ты достоин похвалы, Славный!

В данном дуа дозволено перед упоминанием имён двух пророков проговаривать слово «сайидина» («уважаемый») - для того чтобы подчеркнуть почтение заключительному Божьему Пророку (с.г.в.).

2. Ещё одним видом салавата служат слова, произносимые после упоминания Пророка Мухаммада (с.г.в.). После произношения его имени следует повторять слова «Алейхи саляту вя саллям» или «СаляЛлаху галейхи вя саллям» (Мир Ему и благословение Аллаха). Кроме того, можно говорить «Аллахум-мя сальли `аля Мухяммядиин». Шииты при упоминании имени Божьего Посланника (с.г.в.) просят о благословении не только самого Мухаммада (с.г.в.), но и его семейства.

3. После мусульмане произносят дуа, которое также служит как салават:

«Аллахум-мя Раббя хазихи дагвятит-тааммяти, вя салятиль-каима. Ати Мухаммядяниль-вясилята вяль-фадыйля, вяб`асху макяман Махмудан алязи вя‘адтах, вярзукна шяфа‘атху яумаль-кыяма. Иннака ля тухлифуль-ми‘ад»

Значение: «О, Создатель! Господь совершенного призыва и намаза. Даруй Пророку райскую степень Уасиля и достоинство. Дай ему высокое положение и позволь нам воспользоваться Его заступничеством в День Суда. Воистину, Ты не нарушаешь обещанного».

Когда лучше повторять салават

Повторение салаватов несёт благо всегда, но есть время, в которое они приветствуются особо:

1. По пятницам

Посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Наилучший день - пятница. Проговаривайте салаваты, и они будут переданы мне» (Абу Дауд). В благословенный день салават лучше произносить при посещении , например, в промежутке между намазами фарз и суннат, или же после азана. Женщинам, соответственно, при совершении обеденной (зухр) молитвы.

2. В месяц уразы

Дуа благословения следует произносить во время Священного Рамазана. В это время Всевышний одаряет своих рабов большой милостью, включая принятие мольбы верующего. В хадисе сказано: «Мольба трёх людей не будет отвергнута: постящегося, справедливого имама и угнетаемого» (Тирмизи).

3. После намаза

Салават произносят не только во время совершения обязательной молитвы, но и после неё, вне зависимости от того, какой именно из пяти ежедневных намазов совершил мусульманин. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) сказал: «Наиболее вероятно дуа будет принято после намаза» (Тирмизи).

4. Между азаном и икаматом

Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Мольба между азаном и икаматом не отвергается» (Абу Дауд).

5. После чтения Священного Корана

Салават желательно повторять также после чтения Книги Аллаха. Хадис гласит: «Кто читает Коран - пусть просит у Всевышнего» (Тирмизи).

Слова благословения другим пророкам, сахабам, шейхам и устазам

При упоминании имён других пророков, сподвижников Посланника Аллаха (с.г.в.), табиинов, великих мусульманских учёных верующие также произносят слова благословения. Но салават дозволено повторять только в отношении Милости миров Мухаммада (с.г.в.). При упоминании других пророков следует говорить слова «алейхи саллям» (а.с., «мир ему») . Например, Адам («алейхи саллям»). Шииты повторяют «мир ему» также при упоминании праведных имамов и членов семьи Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Когда речь идёт о сахабах Посланника Всевышнего (с.г.в.), особенно, если это один из сподвижников, о Рае, следует проговаривать «радыАллаху `анху» («да будет доволен им Аллах») . При упоминании табиинов, великих мусульманских учёных, шейхов и праведников дозволено проговаривать «рахматуЛлах», «рахимахуЛлах» (р.а., «да смилостивится над ним Аллах»), «хафизуЛлах» (да хранит его Аллах»).

Как известно, после упоминания имён сподвижников (сахабов) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносятся слова «разия-Ллаху‘анху ». Также эта формула пишется в тексте после имён сподвижников.

В переводе на русский язык эти слова означают «да будет доволен им Аллах ». Как видно из смысла текста, эти слова представляют собой своего рода дуа за сподвижников. Поэтому произносить или писать их желательно каждому, кто упомянул или написал имена сподвижников.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«А опередившие других людей в вере и самые первые из числа мухаджиров (мусульман, переселившихся в Медину) и ансаров (жителей Медины, которые помогли Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)) и те, которые последовали за ними (таби’ины– последователи сподвижников) с искренностью в благих делах: доволен ими Аллах, и они довольны Им (Аллахом). И уготовал Он им райские сады, где под дворцами и деревьями текут реки – для их вечного пребывания в них. Это самый великий успех ». (сура Ат-Тавба: 100)

Всевышний Аллах доволен сподвижниками и их последователями, потому что они повиновались Ему и ответили на призыв Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Также они (сподвижники и их последователи) благодарны Всевышнему Аллаху за ту награду, которую Он уготовал им в виде райских садов, где под дворцами и деревьями текут реки.

Исходя из этого, большинство учёных посчитало желательным произнести слова «разия-Ллаху ‘анху » и после упоминания имён таби’инов и других саляф ас-салих (праведных предшественников ). Более того, нет ничего предосудительного в произнесении этих слов после упоминания любого праведного мусульманина вне зависимости от того, жив он или мертв, ибо это есть нечто иное, как дуа, чтобы Аллах был доволен этим человеком.

Однако согласно мнению большинства учёных, распространение получила традиция, в соответствии с которой слова «разия-Ллаху‘анху » стали использоваться не только в сочетании с именами сподвижниками, но и в отношении таби’инов, всех праведных предшественников, шейхов и праведников.

Имам Ан-Навави пишет об этом следующее:

«Желательно (мустахабб) просить довольства и милости для сподвижников, таби‘инов и тех, кто был после них– из числа учёных, ‘абидов (упорно поклоняющихся Всевышнему ) и других праведников. Следовательно, после их упоминания произносятся слова "разия-Ллаху‘анху " (да будет доволен им Аллах), "рахимаху-Ллла х" (да смилуется над ним Аллах ) или другие подобные слова.

А что касается мнения некоторых учёных, что слова "разия-Ллаху ‘анху "должны использоваться только в отношении сподвижников, а по отношению к остальным должны использоваться только слова"рахима-ху-Лллах ", то оно не соответствует действительности, и с ним нельзя согласиться.

Напротив, правильным является мнение, с которым согласно большинство учёных, что слова "разия-Ллаху ‘анху " желательно использовать не только по отношению к сподвижникам.

Если упоминается имя сподвижника, у которого и отец является сподвижником, в таком случае говорят: "Разия-Ллаху ‘анхума " (да будет доволен ими обоими Аллах). Например, после упоминания Ибн ‘Умара (сын ‘Умара) говорят "разия-Ллаху ‘анхума " (да будет доволен ими обоими Аллах).

Также говорят после упоминания Ибн‘Аббаса, Ибн Аз-Зубайра, Ибн Джа‘фара, Усамы ибн Зейда и других подобных им сподвижников, чтобы включить в дуа этого сподвижника и его отца». («Аль-Маджму‘ шарх Аль-Мухаззаб »)

Следует отметить, что если человек произносит эти слова, то есть говорит: «Аллах доволен таким-то человеком », не подразумевая под этими словами дуа, а просто констатируя тот факт, что Аллах доволен этим человеком, в таком случае слова «разия-Ллаху‘анху» допускается использовать только по отношению к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме всего этого, существует необходимый этикет, который должен соблюдаться, когда человек пишет имена наших праведных предшественников. Эти великие люди получили известность благодаря своему служению Исламу, и они заслуживают определённого уважения. И подобающее отношение к их именам является выражением нашего к ним уважения и почтения.

Тем не менее, некоторые люди, в том числе те, кто обладает определёнными религиозными знаниями, имеют привычку сокращать формулу дуа, которая обычно пишется после их имён аббревиатурами, например, так: «р.а.» и «а.с.».

Намного хуже этого – использование акронима «с.а.с.» и тому подобного по отношению к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является величайшим человеком и заслуживает большего уважения.

Джалалуддин Ас-Суюти пишет об этом следующее:

«Порицается ставить знаки в виде одной или нескольких букв вместо написания благословения и приветствия (салята и саляма) после упоминания имени Пророка (мир ему и благословение Аллаха), подобно тому, кто пишет: с.а.с. Напротив, необходимо писать это полностью! Передаётся, что первому, кто так сократил написание салавата, была отрезана рука ». («Тадриб ар-рави фи шарх Такриб ан-Навави »)

На сегодняшний день полное написание салавата, слов «разия-Ллаху‘ анху », «рахима-ху-Лллах » или «‘алайхиссалям » не займёт у человека много времени и не потребует дополнительных усилий, особенно когда он набирает текст на компьютере или на другом современном устройстве.

Практически все текстовые редакторы дают возможность сохранить эти формулы в быстром наборе или в памяти аппарата. Более того, на клавиатуре можно использовать готовые сочетания (комбинации) клавиш для написания этих слов в полной форме.

Известный таби‘ин Джа‘фар Ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Ангелы продолжают посылать благословение тем, кто написал «да смилуется над ним Аллах » или «да благословит его Аллах и приветствует», до тех пор, пока эти чернила остаются на бумаге ». («Тадриб ар-рави фи шархТакриб ан-Навави »).

Исходя их всего вышеприведённого, каждому, кто произносит или пишет имена Пророков (мир им), в том числе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение е Аллаха), его сподвижников, их последователей (таби‘инов) и остальных праведных предшественников (да будет доволен ими всеми Аллах), следует обращать особое внимание на правильность и полноценность форм, произносимых после их упоминания дуа.

Муслим Абдулаев

Некоторые ученые-богословы утверждают, что при упоминании имени Посланника Аллаха, соляллаху алайхи васаллам, обязательно благословлять его тем, кто произнес его святое имя, и тем, кто услышал его. В подтверждение они приводят повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, необходимости благословения его. В хадисе сказано: «Если мое имя упомянут рядом с кем-либо, пусть он благословит меня!» . (Насаи) .

Тому, кто не благословил Посланника Аллаха, алайхи салату васаллам, услышав, как произносят его святое имя, грозит большая опасность. В хадисах говорится, что человек, который не благословил Пророка, соляллаху алайхи васаллам, когда услышал, что упомянули его имя, отдаляется от милости Всевышнего Аллаха. «Да отдалится он от милости Всевышнего!» – сказано в хадисе.

Также есть много предостережений о том, что ангел Джибриль, алайхи салам, совершая мольбу, назвал того, кто в таких случаях не благословляет Пророка, Да благословит Аллах его и приветствует, порочным, несчастным и самым жадным, проявившим грубость по отношению к Посланнику Аллаха, соляллаху алайхи васаллам, заблудшим на пути в Рай и впавшим в погибель, а Посланник Аллаха, алайхи ссаляту вассалям, говорил при этом «Аминь!» .

Шейх Абдуллах Сиражуддин аль-Хусайни, комментируя хадис о том, кто не благословил Пророка, алайхи салату васаллам, услышав его имя, пишет так: «Описание такого человека словами «он является самым скупым» указывает на то, что он обязан благословлять Пророка, соляллаху алайхи васаллам. Потому что скупость является самым порицаемым качеством, это самая плохая, опасная болезнь. Хадис гласит: «Какая болезнь может быть больше, чем скупость!» В священном Коране скупость и высокомерие упоминаются вместе в одном аяте, и оба эти качества порицаются в нем».

Скупой человек – это тот, кто не выполняет свою обязанность перед другим, не исполняет долг. Если кто-либо полностью не выполнил свой долг перед другим, то он также является скупым. Каким же скупым должен быть тот, кто не исполняет свой долг перед Пророком, соляллаху алайхи васаллам, перед которым в долгу все творения Всевышнего Аллаха! Ведь наш Господин Пророк Мухаммад, алайхи салату васаллам, является причиной обретения нами счастья в обоих мирах, он был послан как милость для всех миров, наставляющим уверовавших на прямой путь, спасающим человечество от зла, вреда и порочности дольнего мира, защищающим людей от мучений и бед потустороннего мира, избавляющим народ от невежества и незнания, мрака и заблуждения.

Разве такой великий, милостивый, милосердный и самый полезный для людей Пророк, соляллаху алайхи васаллам, не достоин того, чтобы его всячески возвеличивали, восхваляли и выражали ему благодарность?! Разве будет прилично не благословлять такого Пророка, алайхи салату васаллам, при упоминании его святого имени?!

Разве может быть большей грубости, чем не благословлять Пророка, соляллаху алайхи васаллам, при упоминании его имени, тогда как мы обязаны любить его больше себя, своих родителей, детей, имущества и всех людей?! Всевышний Аллах запретил проявлять грубость по отношению к любому, обычному человеку, так что же получится, если мы проявим грубость по отношению к избранному Пророку Мухаммаду, алайхи салату васаллам, любить и возвеличивать которого Творец обязал все Свои творения?!

Поэтому, дорогие братья и сестры, некоторые ученые мужи нашей общины пишут, что благословлять Пророка, алайхи салату васаллам, при произнесении его святого имени является обязательным, даже если на одном собрании его имя упомянут тысячу раз. Другие ученые-богословы говорят, что на одном собрании благословить его один раз является обязательным, а более этого – сунна. Тот, кто желает точности и ясности, пусть благословляет его при каждом упоминании его имени. Ибн Салах говорит: «Нельзя лениться благословлять Пророка, соляллаху алайхи васаллам, каждый раз, когда слышите его имя» . (Кн. «Ас-Саляту ‘аля ан-Набиййи». Стр. 57 – 58).

Пусть Всевышний Аллах даст нам тауфик благословлять нашего Хабиба, Посланника Аллаха, соляллаху алайхи васаллам, при каждом его упоминании и да не лишит нас в Судный день его шафаата!

Азкары – это слова поминания Аллаха или слова, которые считаются молитвой. Произнося их, человек получает воздаяние от Всевышнего и благодать.

Бывают азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т. д. Каждый из таких азкаров произносится в определённое время, в определённых ситуациях. Например, «Бисмиллях» говорят перед едой, а «Альхамдулиллях» после еды.

Так же и с другими азкарами и молитвами..

Есть и молитвы, не связанные с какими-либо условиями, которые желательно читать постоянно. У таких молитв, которые также являются поминанием Всевышнего, есть свои правила чтения, которые нужно соблюдать. Кто хочет читать молитвы постоянно, тот должен изучить этику постоянного поминания, чтобы впоследствии его молитвы не оказались напрасными. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что даже читающий Коран может получать проклятие от читаемого им Корана. По какой причине? Из-за несоблюдения необходимой этики чтения Корана. Впрочем, этика Корана – это отдельная тема, достаточно подробно раскрытая в достоверных исламских источниках. Мы же сейчас говорим о некоторых ошибках в читаемых повседневно молитвах и азкарах.

Приведём несколько примеров.

На вопрос «Как дела?» положено отвечать: «Альхамдулиллях (хвала Аллаху), хорошо». Ответить в этом случае «Субханаллах, хорошо» будет неправильно. Один мой товарищ, позвонив своему знакомому, спросил его: «Как дела, что делаешь?» Тот ответил: «Субханаллах, по парку гуляю». Уместно ли в данном случае сопровождать свой ответ: «По парку гуляю» – выражением «Субханаллах» (т. е. «Пречист Аллах от всех не соответствующих Ему качеств и атрибутов»)?! Другой приходит в закусочную и говорит: «Субханаллах, дай одну шаурму». Какая связь между шаурмой и этим поминанием Аллаха?! Был ещё случай, когда одна девушка, возмущённая тем, что некоторые мусульмане разговаривают в мечети о мирских делах, рассказывала: «Сидят в мечети и, «бисмиллях», начинают говорить о любви». Непонятно, причём здесь «бисмиллях». Это поминание означает «с именем Аллаха», его произносят перед тем, как начать делать что-то – например, перед входом в дом, перед едой, перед чтением Корана и т. д. Но ведь эти люди не начинали с «бисмиллях» разговор в мечети о любви. Это же смешно! Хотя нет, уже не смешно... Это небрежность по отношению к молитвам.

В таких случаях азкары теряют свой истинный духовный смысл, а значит, произносивший их вполне может потерять воздаяние за прочитанную молитву.

Например, «Аль-Фатиха» – очень ценная сура, прочитавший её получает огромное вознаграждение. Давайте спросим себя: получим ли мы полное вознаграждение за чтение этой суры в намазе сидя? Нет! Сидя читают «ат-Ташаххуд» («Аттахийату»), а не «Фатиху». Другой вопрос: получим ли мы воздаяние за чтение суры «Аль-Фатиха» на мусорной свалке или в туалете? Нет! Такое неуважительное отношение к суре – грех. Так и с остальными азкарами. Прежде чем произносить их вслух, человек должен подумать: а не ошибается ли он? Рекомендую всем, и в первую очередь себе, изучить этику чтения азкаров и молитв, ведь это не пустая болтовня, а поминание Всевышнего Аллаха.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые основные моменты:

1. Не следует читать азкары напоказ .. Спросите себя, сколько раз вы читаете эти азкары наедине и сколько раз произносите их на публике, и вы увидите степень своей искренности. Но и это не главный критерий стремления к показному. Такое стремление является очень скрытым и весьма опасным в духовном смысле. Оно не только сводит на нет наши благие деяния, но и может превратить их в грех.

2. Уровень богобоязненности и праведность человека определяются не количеством публично произнесённых им азкаров и молитв . Богобоязненность – нечто скрытое в сердце человека. Не отрицаю, что поведение богобоязненного человека отличается от поведения грешника, но внешность не является основным показателем богобоязненности, и уж тем более небрежное использование азкаров не может служить доказательством набожности. Поэтому человек, читающий азкары, пусть не возносит себя над тем, кто не читает их вслух. Быть может, наедине со Всевышним тот за один раз читает столько азкаров, сколько ты не прочитаешь публично за всю свою жизнь.

3. Произносите азкары в тех случаях, когда они уместны . Прочитайте в достоверных книгах или статьях и запомните, где, как и когда следует читать тот или иной азкар или определённую молитву. Это очень важно, потому что нарушение правил приводит к несоблюдению этики по отношению к азкарам, ведь молитвы с именем Создателя нужно произносить с соответствующей этикой. Нормы этики бывают как желательными, так и обязательными. Несоблюдение желательных норм ведёт к потере вознаграждения за молитву. Да поможет нам Всевышний. Амин!

Гамзат Магомедов

Некоторые ученые-богословы утверждают, что при упоминании имени Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) обязательно благословлять (прочитать салават)его тем, кто произнес его святое имя, и тем, кто услышал его. В подтверждение они приводят повеление Пророка (саллялаху аляйхи ва саллям) о необходимости благословения его. В хадисе сказано: «Если мое имя упомянут рядом с кем-либо, пусть он благословит меня!». (Насаи). Тому, кто не благословил Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), услышав, как произносят его святое имя, грозит большая опасность.
В хадисах говорится, что человек, который не бла гословил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), когда услышал, что упомянули его имя, отдаляется от милости Всевышнего Аллаха. «Да от далится он от милости Всевышнего!» — сказано в хадисе.
Также есть много предостережений о том, что ан гел Джибриль (мир ему), совершая мольбу, назвал того, кто в та ких случаях не благословляет Пророка (салляллаху алйхи ва саллям), порочным, несчастным и самым жадным, проявившим грубость по отношению к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), заблудшим на пути в Рай и впавшим в погибель, а Посланник Аллаха (‘алай хи-ссаляту ва-ссалям) говорил при этом «Аминь!».
Шейх Абдуллах Сиражуддин аль-Хусайни, коммен тируя хадис о том, кто не благословил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), ус лышав его имя, пишет так: «Описание такого человека словами «он является самым скупым» указывает на то, что он обязан благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Потому что ску пость является самым порицаемым качеством, это самая плохая, опасная болезнь. Хадис гласит: «Какая болезнь может быть больше, чем скупость!» В священном Ко ране скупость и высокомерие упоминаются вместе в од ном аяте, и оба эти качества порицаются в нем».
Скупой человек – это тот, кто не выполняет свою обя занность перед другим, не исполняет долг. Если кто-либо полностью не выполнил свой долг перед другим, то он также является скупым. Каким же скупым должен быть тот, кто не исполняет свой долг перед Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), перед которым в долгу все творения Всевышнего Аллаха! Ведь наш Господин Пророк Мухаммад 9салляллаху аляйхи ва саллям) является причиной обретения нами счастья в обоих мирах, он был послан как милость для всех миров, наставляющим уверовавших на прямой путь, спасающим человечество от зла, вреда и порочности дольнего мира, защищающим людей от му чений и бед потустороннего мира, избавляющим народ от невежества и незнания, мрака и заблуждения.
Разве такой великий, милостивый, милосердный и самый полезный для людей Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не достоин того, чтобы его всячески возвеличивали, восхваляли и выра жали ему благодарность?! Разве будет прилично не бла гословлять такого Пророка (салляллаху аялйхи ва саллям) при упоминании его свято го имени?!
Разве может быть большей грубости, чем не благо словлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) при упоминании его имени, тогда как мы обязаны любить его больше себя, своих родите лей, детей, имущества и всех людей?! Всевышний Ал лах запретил проявлять грубость по отношению к любо му, обычному человеку, так что же получится, если мы проявим грубость по отношению к избранному Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям), любить и возвеличивать которого Творец обязал все Свои творения?!Поэтому, дорогие братья и сестры, некоторые уче ные мужи нашей общины пишут, что благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) при произнесении его святого имени является обязательным, даже если на одном собрании его имя упомянут тысячу раз. Другие ученые-богословы говорят, что на одном собрании бла гословить его один раз является обязательным, а более этого – сунна. Тот, кто желает точности и ясности, пусть благословляет его при каждом упоминании его имени.
Ибн Салах говорит: «Нельзя лениться благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) каждый раз, когда слышите его имя». (См. «Ас- Саляту ‘аля ан-Набиййи». С. 57 – 58).