Забеременеть за несколько дней до месячных. Возможность зачатия ребенка перед месячными: полное «фиаско» календарного метода контрацепции

Елена Жабинская

Привет, друзья! С Вами Лена Жабинская! Строгая диета, постоянное недосыпание, болезненное восстановление после родов и даже резкое изменение привычного уклада жизни с необходимостью все время подстраиваться под ребенка забываются с первой улыбкой малыша. Главное, ее дождаться.

Как Вы думаете, когда новорожденный начинает осознанно улыбаться? Разумеется, все индивидуально, но установленные медициной сроки важно знать. Просто для того, чтобы лишний раз убедиться в том, что с крохой все в порядке.

Уверена, что на вопрос о том, во сколько Ваш ребенок улыбнулся, многие назовут первые дни его жизни и будут правы. Действительно, маленькое личико время от времени озаряется настоящей детской улыбкой, которая заставляет сердце замирать. Но можно ли ее считать осознанной?

Оказывается, нет. Почему? Потому что новорожденный малыш в такие моменты рефлекторно складывает губки во сне, во время кормления или купания, как бы сообщая о том, что ему комфортно и спокойно. Именно поэтому такие улыбки чаще всего бывают направлены в никуда. Правда, старые люди верят, что в это время с детками играют ангелы.

О первых осознанных улыбках

Как Вы думаете, в каком возрасте кроха впервые осознанно улыбается? Педиатры говорят, что чаще всего в конце первого месяца своей жизни. Хотя ввиду собственных индивидуальных особенностей характерное искривление его губок мама может увидеть в ответ на свои слова или действия и гораздо позже. Не считается отклонением от нормы и улыбка в 6 – 8 недель.

Почему она появляется на лице крохи в первый раз так поздно? Медики объясняют все ее природой. Дело в том, что выражению эмоций на лице крохи предшествует серьезная мозговая деятельность, включающая в работу десятки лицевых мышц посредством использования нервных импульсов. При этом, само собой, малыш должен разглядеть предмет своего восхищения, а для этого ему необходимо иметь достаточно четкое зрение.

Более того, информация об увиденном, которая поступает в его мозг, должна быть обработана соответствующим образом. В ответ на нее ребенок и сможет, наконец, улыбнуться. Поэтому, совсем неудивительно, что произойти это может и по прошествии двух месяцев с момента его рождения.

Кстати, не стоит ожидать сразу длительных улыбок. Изначально они мимолетны и появляются в моменты пеленания, купания или кормления малыша. Например, когда он ощущает нежные мамины прикосновения или слышит приятные звуки ее голоса.

С течением времени моменты выражения эмоций крохой будут продлеваться. Главное, всеми силами способствовать этому. Как? Об этом мы поговорим дальше.

Улыбка как способ общения

Все знают о том, что постоянное общение с грудничком помогает ему быстрее развиваться, но не все знают, как его обеспечить. Между тем педиатры советуют маме, увидевшей первые улыбки своего малыша, чаще их провоцировать. Каким образом, спросите Вы? К примеру, разговаривать с ним, строить ему рожицы, агукать. Тем более что в итоге, пару месяцев такого общения перерастут в стойкую взаимосвязь между мамой и ребенком.

Интересно, что ученые проводили массу исследований в этой области. В их рамках они наблюдали за детьми первого года жизни. Это позволило им убедиться в том, что первые улыбки малышей свидетельствуют об их эмоциональном общении с окружающим миром. Ими они «говорят» не только о том, что им тепло, но и о том, что им приятно, удобно, комфортно.

Позже эмоции развиваются, а вместе с ними проявляются и другие умения. К примеру, дети 10 – 12 месяцев от роду, например, умеющие отличать «живое» от «неживого», способны эмоционально реагировать на знакомых людей и привычные вещи. В моменты «узнавания» они часто двигают ручками и ножками, заглядывают в глаза. В медицине все это именуется рефлексом оживления и свидетельствует об отличном развитии.

Можно ли ускорить процесс

Оказывается, этим вопросом задавались не только молодые родители, но также ученые и педиатры.

В итоге, последним удалось установить определенные факторы, позволяющие приблизить час «Х», а именно:

  • активное общение с крохой. Если с ребенком о чем-то разговаривать, он наверняка ответит, например, будет гулить, кряхтеть, издавать другие звуки;
  • частое прикосновение. Поглаживания, легкие массажи, ласковое обращение заставляет деток замирать, прислушиваясь к своим ощущениям и, если они приятны, улыбаться в ответ на них.

Но самое главное, для того чтобы быстрее увидеть улыбку на лице своего ребенка, необходимо самому чаще ему улыбаться.

Дарите радость и счастье своим деткам! А также сохраняйте статью на стену в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога! Это была Лена Жабинская, пока-пока!

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

С самого рождения кроха часто плачет по разным причинам. Иногда молодые мамы от бессилия могут заплакать вместе со своим ребеночком. И, кажется, что радостный момент первой улыбки на лице не наступит никогда. Но не стоит отчаиваться, этот момент – ближе, чем вы можете представить. Когда ребенок начинает улыбаться, как родителям не пропустить это радостное событие? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.

Давайте сначала попробуем найти ответ на вопрос: почему новорожденный улыбается? В самом начале его жизни все происходит на уровне врожденных рефлексов и совершенно не связано с осознанным поступком.

Первая улыбка на лице может появиться через несколько дней после рождения. Такую реакцию можно наблюдать во время сна, купания или веселой игры.

Почему новорожденные улыбаются во сне? Это может говорить об их внутреннем спокойствии и удовлетворении. Осознанный смех появляется спустя 1-2 месяца после рождения у доношенных детей. Это связано с развитием мышц на лице, началом работы отдела мозга, который отвечает за данный процесс. Именно в этот период своей жизни кроха начинает осознанно распознавать родных людей и выражать свою реакцию не только в виде плача, но и с улыбкой на лице.

Сложный мозговой процесс в организме

Данное состояние служит признаком полного спокойствия и умиротворения. Это может происходить во время сна или бодрствования, когда малыш находится рядом с близким человеком и получает от этого наслаждение.

Многих родителей интересует вопрос: когда ребенок начинает осознанно улыбаться? Для этого необходимо, чтобы организм запустил важные процессы, а именно:

  • развитие соответствующих лицевых мышц и нервов;
  • развитие соответствующей зоны в головном мозге.

Наблюдаю детей с самого их рождения. На вопрос родителей, когда малыши начинают агукать и улыбаться, могу точно сказать, что не раньше, чем через 1,5 месяца после рождения. Наступление этого момента для каждого индивидуально.

Главное, помнить о важности постоянного общения родителей с ребенком , ведь игнорирование может привести к очень плачевным последствиям.

Часто родители не сразу замечают какие-либо отклонения в развитии малыша и поэтому не обращаются за помощью. Я настоятельно рекомендую заниматься с детьми ещё с самого их рождения, и в случае наличия малейшего подозрения – обращаться к квалифицированным специалистам.

Улыбка – полная противоположность плачу, когда ребенок находится в тревожном состоянии (его мучает боль, беспокойство и т.д.). Узнать временные нормы появления первых слез советуем в статье.

Все реакции активизируются уже к концу первого месяца жизни, а на втором – являются неотъемлемой частью поведения и для демонстрации осознанной улыбки кроха должен достигнуть возраста 2 месяца после рождения.

Когда ребенок начинает улыбаться, происходит сложная цепочка реакций в его организме: с помощью своего зрительного аппарата он распознает эмоции, связанные с определенным процессом (игра с мамой или папой, купание и т.д.), далее поступает сигнал в отдел мозга, который отвечает за расслабление мышц на лице. Так появляется первая осознанная улыбка.

Что может вызвать улыбку на лице у крохи?

  • игра с мамой или другим близким человеком. Можно использовать игру в «Ладушки», рассказ веселого детского стишка или песенки;
  • как ответ на мимику у взрослого человека (гримаса родителей) или увиденные веселые картинки.

Когда и почему новорожденный начинает гулить и агукать

Самый родной человек в жизни каждого ребенка – это мама. Ведь с ней малыш находится с самого момента своего создания

Многих молодых мам интересует, когда новорожденные начинают агукать? Данный процесс тоже происходит ориентировочно через 2 месяца после рождения.

Так ребенок познает мир и разговаривает сам с собой, начинает агукать, произносит звуки «а», «о», «я».

Длится это недолго, через месяц после того, как малыш начал агукать – начинается гуление .

Если кроха умеет улыбаться, гулить – это означает, что развитие и познание окружающего мира происходит нормально. Всем мамам известно, когда кроха плачет – его что-то беспокоит. Например:

  • болит животик (как помочь вашему крохе при коликах – читайте );
  • его мучает голод или жажда;
  • холодно или жарко;
  • беспокойство во сне;
  • хочет, чтобы мама взяла на ручки и приласкала.

Когда малыш улыбается – он спокоен и счастлив . Выспавшийся малыш – счастливый малыш. Этот процесс приносит большую радость для мамы.Что может означать, когда ребенок начинает гулить и агукать? В данном случае малыш познает мир и учится с ним разговаривать. Медики называют это «комплексом оживления».

Сюда также относятся хаотичные (в первое время) движения ручками и ножками. Таким поведением ребеночек пытается общаться со своей мамой, показать, что его что-то беспокоит или наоборот. Когда дети начинают агукать, они воспроизводят услышанный и понравившийся им звук. Сюда может присоединиться улыбка на личике, подергивание ручками и ножками.

Игнорирование малыша

Постоянный контакт с одним из родителей поможет малышу скорее адаптироваться в совсем новом для него мире и подарить такую долгожданную улыбку

Если мама никак не реагирует на сигналы беспокойства новорожденного, ведет себя достаточно холодно и равнодушно, игнорирует кроху – это приводит к задержке его развития.

Нужно помнить, что от мамы зависит полноценное развитие ее крохи.

Это заключается и в чтении книг, рассматривании картинок. В самом начале процесс длиться несколько минут, пока кроха не научится акцентировать свое внимание. Ежедневно делайте своему малышу массаж, занимайтесь гимнастикой.

Если мамочка все время занимается домашними делами или собой и не уделяет внимания малышу – это приводит к его замкнутости в будущем.

Требуется регулярно заниматься с малышом: напевать ему песенки, рассказывать стишки, заниматься утренней гимнастикой и стараться вызывать положительные эмоции.

Принципы позитивного родительства

Существует 5 основных принципов для родителей:

1 Быть другим или другой . Нужно понимать, что каждый отдельный ребенок – это индивидуальность и родители должны принимать данный факт и развивать в них их особенности.

2 Все могут ошибаться . Этот принцип гласит, что малыш может допускать ошибки, а родители должны признавать и уметь их прощать, каждый раз давать шанс начать все заново. Именно тогда можно рассчитывать на правильное развитие.

3 У всех есть негативные эмоции . Стоит помнить, что при переживании негативных эмоций кроха сильно нуждается в поддержке своих родителей. Если он получает ее – он понимает, что не одинок.

4 Необходимо хотеть больше . Согласно этому принципу нужно давать самостоятельный выбор во всех начинаниях малыша. Только в этом случае родители не смогут подавить, а наоборот, будут развивать его индивидуальность и уникальность.

5 Навык говорить «нет» . Это касается родителей, которые позволяют своему мылышу лишнее. Всегда нужно уметь останавливаться и запрещать, если это может нанести ему вред.

У малыша нет эмоций – повод для волнения

Если к 3 месяцам после рождения ваш ребенок так ни разу и не улыбнулся – это должно вызвать опасения. Данное отклонение может свидетельствовать о развитии аутизма. Обратите внимание на оценку по шкале Апгар , которую поставили малышу при рождении.

В таком случае требуется посетить детского невролога и педиатра. Они поставят верный диагноз, либо же развеют страхи.

Для того чтобы вызвать улыбку, необходимо приложить минимум усилий: положить малыша на спину, приблизить свое лицо на расстояние около 30 см от его глаз и рассказать веселый стишок. В ответ вы получите искренние эмоции. Рекомендуется показывать яркие картинки в книгах, пестрые игрушки, например музыкальные. Уделите время занятию на , и как результат, ваша цель будет достигнута.

Каждый ребенок – это отдельная личность. Все мы разные по темпераменту, это относится и к маленьким деткам: кто-то улыбается часто, кто-то наоборот. Не нужно заставлять, если у ребенка нет соответствующего желания, все люди индивидуальны и проявляют свои эмоции по-разному.

Заключение

Молодым родителям необходимо набраться терпения – осознанная реакция в ответ на улыбку обязательно появится в положенное время. Нужно помнить, что регулярные развивающие занятия помогут ускорить процесс . Если к 3-х месячному возрасту малыш так и не улыбнулся и совсем не гулит – обратитесь на консультацию к специалисту. Так можно на ранней стадии диагностировать опасные патологии.

Посмотрите полезное видео, в котором рассказываются этапы развития малыша по месяцам и приобретаемые им навыки:

Во сне или после кормления улыбаться может даже новорожденный. Такое явление наблюдается, когда крохе хорошо, и возникает как рефлекс, а не как осознанная реакция на заботу близкого человека. Молодым родителям хочется скорее увидеть, как малыш радуется, проявляет положительные эмоции. Когда начинает ребенок улыбаться, он уже хорошо знает лицо мамы, отличает ее среди других людей, задерживает взгляд на игрушках, расположенных рядом.

Новорожденные дети часто плачут и еще нескоро скажут о том, что беспокоит. Уставшим от громкого крика близким людям кажется, что крик не прекратится никогда. Маме не надо нервничать, если малыш, которому исполнился месяц, не радует смехом. Грудничок станет улыбаться не рефлекторно, а осознанно, когда начнут развиваться лицевые мышцы, за что отвечает определенный отдел головного мозга. Для этого потребуется 6–8 недель.

В каком возрасте у малыша появляется настоящий смех

Контакт новорожденного ребенка с внешним миром проявляется в виде крика. Таким способом кроха показывает то, что хочет кушать, раздражают мокрые пеленки и болит животик. Огромным счастьем для мамы становится заливистый смех ребенка. Малыш хохочет, когда нормализуется дыхание, голосовые связки выполняют функции, сокращаются лицевые мышцы.

В 8-12 недель ребенок уже умеет гулить и слышит звуки, которые ему кажутся забавными, и к 3-4 месяцам грудничок смеется. Кроха не станет улыбаться и хохотать, если:

  1. Лежит в мокрых пеленках.
  2. Испытывает голод.
  3. Чувствует боль и дискомфорт.

Полугодовалые дети, накопив множество эмоций за день, часто смеются во сне, но со временем это проходит. Не стоит переживать, когда кроха икает после хохота, ведь диафрагма и органы дыхания еще продолжают развиваться.

Индивидуальные особенности

Не все дети улыбаются в 2 месяца. Один малыш уже в 6 недель начинает оживленно двигать ручками и ножками, увидев близкого человека, другой не смеется до полугода. У каждого грудничка свой характер и особенности развития. Чтобы ребенок быстрее порадовал улыбкой, нужно чаще брать его на руки, говорить ласковые слова.

Что значат радостные эмоции

Малыш с криком появляется на свет, и с помощью плача показывает, что хочет кушать, что ему некомфортно лежать в мокрых пеленках. По-другому младенец еще не умеет рассказать о неудобстве и голоде. Но проходит время, и личико ребенка расплывается в улыбке, когда кроха слышит:

  • нежные слова мамы;
  • веселый стишок;
  • мяуканье кошки;
  • щебет птички.

Приятные ощущения, радость у ребенка вызывает поглаживание спинки или животика, щекотание, воздушный поцелуй. Хотя малыш, которому едва исполнился месяц, еще не все понимает, не умеет слушать внимательно, красивая мелодия или нежные звуки оказывают благотворное воздействие на его психологическое состояние.

Появление реакции на окружающую обстановку служит причиной, почему улыбаются дети. Положительные эмоции возникают, когда кроха уже узнается маму, сосредотачивает взгляд на других людях и предметах. Чтобы малыш смеялся и радовался, его нужно этому учить.

Улыбка как средство общения

Со второго месяца жизни грудничок меньше спит, больше бодрствует. Первые эмоции кроха проявляет лишь криком, но когда между ребенком и мамой возникает связь, заглядывая ей в глаза, малыш начинает улыбаться уже осознанно, махать ручками, двигать ножками. Ребенок меняет свое поведение, чтобы привлечь внимание близкого человека. Правильное общение с грудничком ускоряет его развитие, малыш растет жизнерадостным и активным.

Смех как система сигналов и знаков

Чем раньше мама сумеет наладить контакт с ребенком, тем быстрее у крохи появятся положительные эмоции.

Воспитанники дома малютки долго не улыбаются, поскольку им не хватает общения с самым близким человеком. Смехом ребенок реагирует на нежные слова, веселую песенку, на свое гуление.

Хохот у малыша может вызвать падающий листочек, летящее перышко и любой яркий предмет, что он раньше не видел. С помощью смеха ребенок выражает радость, обучается звукам.

Как определить, что малыш начал улыбаться осознанно?

Малыш засыпает под убаюкивающую песенку, начинает замечать игрушки, пытается к ним дотянуться. Если грудничок собирается порадовать осознанной улыбкой, произносит какие-то звуки, шире раскрывает глаза.

Как ускорить появление

Нехватка общения с мамой негативно влияет на умственное развитие малыша. Положительные эмоции у крохи возникают позже, слабее выражены. Чтобы грудничок быстрее порадовал улыбкой, его надо чаще брать на руки, ласково разговаривать, нельзя вымещать на ребенке плохое настроение. Хотя кроха не понимает смысла рассказанного стишка, но получает положительные эмоции.

Обучение осознанной улыбке

Со второго месяца жизни грудничок, услышав знакомый голос, размахивает ручками, двигает ножками, выгибает спинку, затем пытается засунуть в рот яркую игрушку. Бывает, что малыш долго не улыбается, и тогда его нужно научить проявлять положительные эмоции.

Беря кроху на руки, надо постоянно с ним разговаривать, показывать листья, игрушки. Дотянувшись до цветка, ребенок от восторга засмеется.

Как вести себя, чтобы малыш улыбнулся

С самого рождения крохи нужно о нем заботиться - кормить, купать, менять пеленки. Если грудничок испытает голод и дискомфорт, положительных эмоций ждать не стоит. Чтобы малыш порадовал улыбкой, можно строить рожицы, больше разговаривать с ним, смеяться, тогда ребенок станет копировать мамину мимику, чувствовать ее настроение.

Возникающие проблемы и способы их решения

Бывает, что до 3 месяцев малыш не держит головку, не фокусирует взгляд, не обращает внимания на игрушки. И хотя одинаковых детей не бывает, это может сигнализировать о задержке развития. В таком случае понадобится помощь специалиста.

Малыш не смеется

Если полугодовая кроха стала меньше улыбаться, не спешит хохотать, молодые родители нередко волнуются. К причинам такого явления относят:

  • характер и врожденные особенности малыша;
  • поражение головного мозга;
  • отставание в эмоциональном развитии.

Грудничок не смеется, когда мама редко улыбается, не выражает своих чувств, молчалива и сдержана. Такая проблема присутствует у аутистов, у детей, перенесших асфиксию, водянку головного мозга, гипоксию.

Не улыбается

Если грудничок долго не проявляет радостных эмоций, врачи советуют больше с ним играть, носить на руках, рассказывать стишки, включать музыку, показывать картинки, строить рожицы, а маме меньше хмуриться.

Нужен ли педиатр

В 8 недель от рождения малыши обычно радуют близких улыбкой, если грудничок нормально держит головку, сосредотачивает взгляд на ярких игрушках, узнает маму, отсутствуют признаки поражения мозга, помощь педиатра не требуется.

Улыбка новорожденного во время сна – зрелище, несомненно, милое. Наши предки верили, что в этот момент им снятся ангелы. В современном мире о том, почему младенцы улыбаются во сне, размышляют лучшие умы медицинского сообщества.

Большинство из них склоняются к мнению, что такое поведение ребенка может многое рассказать о его самочувствии и психоэмоциональном состоянии.

Особенности сна ребенка

Рождение и знакомство с неизвестными условиями – занятие весьма утомительное для любого грудничка. Именно этим объясняется такая большая продолжительность сна у малышей в первые месяцы жизни, по сравнению со взрослыми.

Да и в целом грудные детки спят совершенно иначе, нежели их родители. Фаза глубокого сна у ребенка наступает примерно через полчаса. Длится она недолго, и через некоторое время ее сменяет этап поверхностного сна. Его продолжительность гораздо больше, из чего можно сделать вывод о том, что новорожденные большую часть времени спят некрепко. По этой причине их сон можно считать очень чутким, а самих младенцев – чрезвычайно восприимчивыми к внешним раздражителям.

Зачастую во время поверхностной фазы маленькие дети демонстрируют различные эмоции: они могут плакать, кряхтеть или же, напротив, улыбаться и даже смеяться.

Уделяя пристальное внимание поведению ребёнка во сне, можно судить о его физическом и психологическом состоянии. Например, своим плачем малыш способен показывать, что его беспокоят кишечные колики, а у кряхтящего чада нередко выявляется запор. В свою очередь, улыбка, по мнению большинства исследователей, говорит о благоприятном эмоциональном фоне и отсутствии каких-либо нарушений в работе детского организма.

Таким образом, по большей своей части неглубокий сон новорожденных, изобилующий различного рода проявлениями, несет в себе защитную функцию. Именно благодаря таким внешним признакам можно на ранней стадии заподозрить у ребенка наличие каких-либо физиологических или психоэмоциональных проблем и, соответственно, их ликвидировать.

Объяснение докторов об улыбке грудничков во сне

Любоваться тем, как маленькие детки спят, родители могут вечно. Однако увидев, что младенец улыбается во сне, мамы и папы начинают размышлять о причинах такого явления. У многих это вызывает удивление, поскольку распространено мнение о том, что грудничкам сниться еще ничего не может и, соответственно, вызывать положительные эмоции – тоже.

На самом же деле, заставить новорожденного улыбнуться способно самое настоящее сновидение, но не только.

Сновидения

Учеными давно доказано, что детям снятся сны. Естественно, главным героем для ребенка в его сновидениях является мама. Когда новорожденный улыбается во сне, можно предположить, что он видит мамино лицо, слышит ее голос, стук сердца, чувствует тепло ее груди или даже чувствует родной запах.Именно этот объект вызывает у младенца самые радостные эмоции и ассоциируется с едой, уютом и комфортом.

Со временем сны малыша будут становиться более разнообразными за счет того, что с каждым днем он будет познавать окружающий мир все больше и больше. Таким образом, число объектов сновидений будет постепенно увеличиваться. Все это, несомненно, будет отражаться на его лице, когда он спит.

В научной среде также бытует мнение, что грудничок во время сна получает доступ к информации, заложенной в генах. Исследователи предполагают, что в своих сновидениях малыши способны воспроизводить образы из жизни своих предков. Такая память генов активно стимулирует развитие чувств и мышления.

Другие причины

Причиной тому, что дети во сне улыбаются, могут быть и вполне естественные физиологические процессы. Так, врачи-педиатры считают, что улыбка младенца означает лишь гримасу. Мышцы лица у новорожденного могут самопроизвольно напрягаться и расслабляться, что вызывает некое подобие улыбки.

Кроме того, каждый день богат для новорожденного новыми впечатлениями и открытиями. Данные обстоятельства влияют на психическое состояние грудничка, повышая его возбудимость и активность. Такой эмоциональный фон, вне всяких сомнений, будет отражаться на поведении спящего ребенка и его мимике. Для того чтобы снизить вероятность таких проявлений, рекомендуется несколько ограничивать количество развлечений и новых впечатлений в жизни нового человека.

Тот факт, что грудничок смеется во сне, возможно свидетельствует о том, что произошла смена фаз сна – с медленной на быструю. Помимо смеха, могут наблюдаться и другие проявления: бормотание, кряхтение, беспорядочные движения конечностями и др.

Оптимальные условия для здорового сна ребенка

Для того чтобы обеспечить своему любимому чаду максимально комфортный и здоровый сон и видеть только улыбку на его лице, важно создать для этого необходимые условия:

  • Постарайтесь сделать так, чтобы ночное время суток максимально использовалось для отдыха. Ориентация маленьких деток во времени еще неразвита, поэтому для формирования режима не нужно бояться будить малыша днем, а ночью позвольте ему выспаться вдоволь.
  • Создавайте благоприятную атмосферу для погружения в сновидения. Для этого надо избегать любого вида активности перед сном, отдавать предпочтение максимально спокойным занятиям.
  • Укладывайте малыша примерно в одно и то же время каждый день, чтобы его биологические часы со временем самостоятельно стали подсказывать ему, когда пора спать.
  • Не забывайте о температурных условиях в детской комнате – воздух не должен быть холоднее 20 и теплее 23 градусов. Также обращайте внимание на уровень влажности в помещении, он не должен опускаться ниже 55%. В этом поможет регулярное проведение влажной уборки и использование увлажнителя воздуха.

Улыбка младенца, вне всяких сомнений, вызывает умиление у окружающих. Однако когда эмоции перестают казаться такими безобидными и становятся чересчур выраженными, родители начинают волноваться. А поводы для беспокойства действительно есть.

Тревожные симптомы

Порой у чрезмерно впечатлительных детишек легкая улыбка перерастает в настоящий смех. Подобная чрезмерная эмоциональность может свидетельствовать о каких-либо нарушениях, прежде всего, неврологических.

Нередко случается, что психоэмоциональный фон у новорожденного во сне резко меняется: сначала он внезапно начинает плакать, а затем – смеяться. При этом успокоить кроху практически нереально, малыш ни на что не реагирует. Через некоторое время подобные проявления так же быстро, как и возникли, исчезают.

Однако даже если ваш ребенок ведет себя подобным образом, не стоит сразу бросаться на поиски у него потенциальных симптомов.

То, что грудничок начинает смеяться или даже хохотать во сне, но при этом хорошо себя чувствует, спит, ест и не отличается низкой активностью, говорит о том, что это всего лишь его особенность и для волнений нет поводов. В любом случае для установления точной причины следует обратиться к врачу и пройти необходимые обследования.

Мнение специалистов

Среди медиков до сих пор не существует единой точки зрения относительно смеха спящих детей. Ниже приведены мнения, пожалуй, двух самых популярных российских врачей на этот счет – Евгения Комаровского и Елены Малышевой.

Известный доктор Комаровский не видит в улыбке младенца во время сна ничего страшного. Такая мимика подтверждает то, что в своих сновидениях ребенок вспоминает что-то, что вызывает у него положительные эмоции.

Однако улыбка, перерастающая в смех, по мнению специалиста, является следствием несоблюдения должного режима в жизни ребенка в течение дня и, в частности, перед сном. Причиной такой реакции может быть так называемый детский стресс, вызванный самыми разными обстоятельствами: походом в гости, резкой сменой обстановки, знакомством с новыми людьми и т.д. Чрезмерную эмоциональность у младенца во время сна способен вызвать элементарный просмотр телевизора в вечернее время.

Таким образом, любая активность должна быть дозированной и, при необходимости, заменяться более спокойными занятиями.

Телеведующая Малышева

По мнению Елены Малышевой, смех во сне может представлять собой форму эпилептоидного припадка. В своей телепередаче врач говорит о том, что такие проявления характерны для детей с доброкачественной опухолью мозга, называемой в медицинской среде гамартомой гипоталамуса. Зачастую смех сопровождается мышечными судорогами и закатыванием глаз. Еще одним признаком данного недуга является депрессивное состояние ребенка в период бодрствования, низкая активность, отсутствие интереса к чему-либо.

Для исключения или, наоборот, подтверждения представленного диагноза достаточно пройти МРТ головного мозга. В качестве лечебных мер используют лечение гормональными препаратами или оперативное вмешательство.

Улыбаться спящие новорожденные могут по разным причинам. Вызвать смех у грудничков могут приятные сновидения или обычные сокращения лицевых мышц. В то же время спровоцировать такую реакцию может излишняя возбужденность или более серьезные проблемы со здоровьем. В такой ситуации необходимо проконсультироваться с врачом, который поможет устранить проблемы, если они есть, или же успокоит родителей и даст необходимые рекомендации.