Тибетская медицина и ее главные принципы. Основы тибетской медицины

Все мы, так или иначе, слышали о тибетской медицине. Но знания наши разрозненные, хотя даже та информация, которой мы обладаем, дает нам повод внимательно относиться к возможностям врачей из далекого Тибета, которые своими веками накапливаемыми знаниями и умениями способны лечить целый ряд серьезных заболеваний. Только отдались ли бы мы сами в руки такого «врача»? Вопрос неоднозначный. Какие-то коренья, снадобья, необходимость придерживаться странной диеты и т.п. отпугивает нас, делая посещение обычных, таких привычных врачей из поликлиники более надежными. А, может быть, зря? Ведь недаром знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились под покровом тайны в тибетских монастырях. Интерес к восточной медицине постепенно возрастает во всем мире. Причина этому – реальные положительные результаты в лечении целого ряда заболеваний.

Основные принципы традиционной тибетской медицины:

Вера в то, что есть всего черты причины заболеваний: питание, поведение, провокации (по-нашему, порча) и карма.

Вера в существование трех конституционных типов человека, на формирование которых влияет питание и поведение матери во время беременности:

  • Ветер (худощавые, подвижные, разговорчивые люди с достаточно неустойчивым пищеварением)
  • Желчь (крепкие, точные, вспыльчивые люди с хорошим пищеварением)
  • Слизь (склонные к полноте, рассудительные, спокойные люди, склонные к хорошему сну и имеющие отменный аппетит).

В каждом человеке одновременно присутствуют два типа, третий находится в зачаточном состоянии.

Смысл жизни в еде: при переваривании пищи происходит отделение «чистой» составляющей от «нечистой». В дальнейшем «чистая» часть, пройдя многочисленные этапы дополнительного очищения в различных органах, образует кровь, мышцы, кости, хрящи, костный, головной и спинной мозг и, наконец, нематериальной субстанцией, основой жизненной силы, красоты и долголетия. «Нечистая» же часть, преодолев различные метаморфозы в организме, в конце концов участвует в образовании спермы.

Принципы питания в тибетской медицине:

  • Не есть сырые овощи и фрукты. Желательно питаться той пищей, с которой вы знакомы с детства. Если все же есть желание съесть морковку или яблоко, то лучше всего это делать днем, когда пищеварение особенно активно.
  • Зимой важно отдавать предпочтение теплым согревающим напиткам, сдобренными специями – имбирем или кардамоном.
  • Потребление большого количества сладкого ослабляет иммунитет, будете часто болеть.
  • Есть несовместимые продукты – яйца и рыба, а также яйца с любыми молочными продуктами, сахар и чечевица.
  • Натощак необходимо пить стакан свежевскипяченой воды.
  • Утром лучше есть теплую еду (например, кашу), на обед – мясо, на ужин – немного тушеных овощей. И уж, конечно, не ложиться спать на полный желудок. Ну, если уж это и произошло, то лучше всего спать на правом боку – это помогает лучше усваиваться пище.
  • Сначала необходимо есть пищу, которая переваривается быстрее, затем – более тяжелую пищу. Именно поэтому фрукты идеально потреблять за полчаса до плотной еды, в противном случае в желудке могут начаться процессы гниения, будут вырабатываться газы и токсины.
  • В тибетской медицине не приветствуют голодание, вегетарианство и биодобавки. Все необходимые организму витамины и аминокислоты лучше получать в натуральном виде.

Успешность тибеткой медицины успела доказать себя во многих странах мира. Уже даже и в нашей стране открываются клиники и центры тибетской медицины, где успешно лечат такие заболевания как сахарный диабет, различные заболевания позвоночника и желудка.

Но если вы даже с опаской относитесь к тибетским целителям, присмотритесь к предложенной ими системе питания. В ней, на первый взгляд, нет ничего особенного, но при этом, как показывает практика, она дает удивительные результаты.

Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психической тренировки, такие какрелаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело - речь - мысль.

Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психической тренировки, такие какрелаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело - речь - мысль.

Кровопускание.
"Болезни, при которых назначается кровопускание - распространенный жар, путаный жар, жар от заразы, опухоли и отеки, болезнь "сурья", опоясывающий лишай, болезни лимфы, проказа, а при отсутствии таковых - болезни печени, селезенки, рта, глаз, головы т.п. Короче, кровопускание назначается по большей части при болезнях жара, возникающих [на основе] крови и желчи. Но кровопускание не допускается при неразделенной крови [см. ниже], незрелых заразных заболеваниях, пустом жаре, при неснятой интоксикации, опасном заразном жаре, истощении телесных сил, хотя - суть болезни с генезисом жара. Кроме того, кровопускание не допускается при беременности у женщин, после родов, при болезнях отеков вследствие метаболических расстройств, понижении огненной теплоты желудка, не переваривании пищи, короче, при болезнях, возникающих [на основе] слизи и ветра, [но даже] при отсутствии таковых - у детей до 16 лет и у лиц, достигших старческого возраста".

Временная последовательность. "Разделительное кровопускание необходимо проводить незамедлительно в случаях завихрения крови во внутренних плотных и полых органах, при обширном жаре, заразных заболеваниях, а при отсутствии таковых - при классифицируемых как зрелые болезнях непрерывных кровотечений изо рта, из носа и т.д. ...".

Есть ряд и других показаний и противопоказаний, однако ввиду сложности подготовки к кровопусканию и самой процедуры кровопускания подробно излагать данную тему в этой книге считаю неуместным. Хочу лишь вкратце изложить основные моменты, относящиеся к кровопусканию.

Первое. Для проведения кровопускания использовались специальные инструменты, к материалу изготовления, форме, качеству которых предъявлялись весьма серьезные требования. Секреты изготовления таких инструментов передавались от мастера к мастеру.

Второе. Необходимо научиться четко различать болезни, при которых кровопускание применяется, и те болезни, при которых оно недопустимо. Для этого врач должен в совершенстве владеть искусством постановки диагноза, обладать хорошим знанием нозологии. Эти же требования важны и для третьего пункта - знания временной последовательности развития заболеваний, так как применение кровопускания при несозревшей болезни, как правило, не допускается.

Четвертое. Необходимо правильно подготовить организм больного к кровопусканию. Специальными методами следует довести несозревшую болезнь до созревания, с помощью специальных лекарственных составов отделить в местах кровопускания плохую кровь от хорошей, затем, опять же применении лекарственных средств, разделить кровь и ветер. В результате при кровопускании из рассеченного места вначале выходит немного пузырящейся крови, с большими пузырьками газов, затем выходит немного черной по цвету плохой крови, и затем кровь останавливается. Но это самый простой случай.

Пятое. Необходимо хорошее знание техники кровопускания, прежде всего практическое. Эта техника варьируется в зависимости от того, из какого сосуда производится кровопускание. Отметим, что то, что названо кровопусканием, включает кровопускание из вен, артерий, а также выведение лимфы из лимфатических сосудов.

Шестое. Необходимо хорошее знание топографии точек тела, в которых производится кровопускание при конкретных заболеваниях. Всего насчитывают 77 основных и 13 дополнительных каналов крови, желчи и лимфы, из которых выпускают из организма больную кровь, желчь и лимфу. Имеются также 112 основных и ряд вторичных каналов и мест, кровопускание в которых недопустимо, это "уязвимые структуры каналов тела".

Седьмое. Необходимо знать меру, количество выпускаемой крови или лимфы в каждом конкретном случае.

Восьмое. Необходимы знания и навыки по уходу за больным по окончании процедуры.

Девятое. Следует знать о том, что избыточное, недостаточное и неквалифицированно проведенное кровопускание может нанести вред. Врач должен быть чрезвычайно внимательным, чтобы не допустить ошибки, а при допущении таковой обязан уметь оградить больного от ее последствий.

Десятое. Врачу должны быть известны признаки благоприятного воздействия на организм больного процедуры кровопускания.


Прижигание.

Тема прижигания рассматривается, как правило, по семи пунктам: показания к применению прижигания, противопоказания, конусы для прижигания, места, в которых производится прижигание, методика прижигания, реабилитация, действие прижигания или польза от прижигания.

Показания и противопоказания. Прижигание рекомендуется при наличии "уменьшения теплоты желудка, образования отеков [опухолей, подагры, завихрения лимфы в костях и суставах конечностей, внешних отеков, болей, головокружения вследствие болезней ветра, помрачения сознания, сумасшествия, доводящих до обморока болей, расстройства движений конечностей вследствие болезней каналов, лимфатических сосудов и жил. При отсутствии таких [болезней] оно очень полезно при болезнях классов ветра и холода, которые очень часто возникают после нарывов [язв ], пустого жара и других горячих болезней, а кроме того - при болезнях лимфы. Однако не следует производить прижигание при болезнях горячей желчи, при жаре крови, при [болезнях ] входов органов чувств, канала бытия в промежности у мужчин".

Сбор и обработка эдельвейсов, изготовление конусов. Прижигание производится с помощью специальных конусов разного размера, изготавливаемых из эдельвейсов и определенного количества крапивы. При различных -заболеваниях величина конуса для прижигания варьируется от размера "верхней фаланги большого пальца" и до "размера сухой горошины". Для изготовления конусов используются соцветие эдельвейса обедненного и эдельвейса Палибина.

Места, в которых производится прижигание, по-тибетски называются "санмиг" (gsang dmigs). Они бывают двух видов: "санмиг", в которых ощущается боль, т.е. привязанные к самой болезни, и дополнительно известные врачу "санмиг".

Первые - это места артритных завихрений лимфы в суставах костей, внешние опухоли, отеки; места, в которых при надавливании ощущается болезненность, а при снятии нажима чувствуется облегчение; вокруг отеков, наростов, злокачественных ран.

Вторые - это места, связанные с каналами циркуляции ветра, желчи, слизи, крови, лимфы.

Приведем пример. "Первый позвонок - это "санмиг ветра". При сгибании шеи становятся видны круглые выступы; на первой такой круглой косточке и производится прижигание. [Это VII шейный позвонок. ] Основные показания: вследствие попадания ветра в канал жизни [наблюдаются ] спутанность сознания, сумасшествие, сильная сердечная аритмия, дрожь в теле, причиненная ветром немота, бессонница, глухота, неспособность повернуть шею; [прижигание этого позвонка] полезно также при других болезнях группы [болезней] ветра".

Методика прижигания. Вначале из организма больного следует вывести яд. "Яды - термин для обозначения приносящих вред телу и жизни веществ, попадающих [в организм] с пищей". Затем конус из эдельвейсов помещают на выбранное врачом место "санмиг" спины, предварительно подготовив это место. Разработаны правила по прижиганию одним конусом, несколькими конусами, правила, определяющие длительность прижигания. Причем,"если, например, прижигание производится на "санмиг", тепло должно ощущаться и спереди, и наоборот. Отсутствие боли в месте прижигания после проведения процедуры является признаком того, что прижигание принесло большую пользу".


Реабилитация. После проведения прижигания остатки золы дочиста не счищаются, а смазываются сверху смесью сливочного масла с солью, на ночь не рекомендуется пить холодную воду и вино и т.д.

Польза от прижигания. "Если прижигание производится в соответствии с методом, оно благоприятно сказывается на токе ветра и крови, "закрытии рта" каналов, снятии болей, подавлении ветра, укреплении памяти и ума, порождении теплоты желудка и тела, переваривании пищи, удалении омертвевших тканей при опухолях, нарывах, застарелых ранах, на снятии отеков, вытягивании лимфы, иссушении ее и т.п.".

Компрессы.

Различают компрессы холодные и горячие, однако врачи полагают, что для детей в отдельных случаях необходимы особые компрессы.

Холодные компрессы.

При отеках от ушибов и переломов, распространенном и путаном жаре, если они сопровождаются болями, к больным местам прикладывают наполненную холодной водой грелку, смоченную холодной водой ткань, холодный, вытащенный из воды булыжник либо другие холодные предметы. Такой компресс снимает боли, устраняет жар.

При непрерывных кровотечениях из носа рекомендуется прикладывать бутылку с холодной водой, набранной ранним утром, когда еще не погасли звезды, либо же смешанный с водою ил со дна колодца или родника к промежутку между бровей, к впадине на затылке.

При зубных болях вследствие жара крови и к отекающим вследствие расстройств ветра областям также прикладывают холодный ил.

При подагрическом жаре накладывают холодный компресс из истолченного корня софоры желтоватой в смеси с равным количеством коровьего навоза.

При обширном жаре вследствие расстройств крови и желчи под мышки и на лоб прикладывают смоченную холодной водой ткань или вытащенный из холодной воды булыжник.

Горячие компрессы.

При болях от несварения или вследствие острых заболеваний органов брюшной полости прикладывают горячий компресс из завернутой в ткань прогретой на сковороде или в чугунке соли.

При понижении теплоты почек и задержке мочи на поясницу рекомендуется наложить горячий компресс из предварительно разогретой на огне и завернутой в ткань сушеной барды.

При послеродовых болях в нижней части кишечника, в области ягодиц, почек, поясничной области рекомендуется накладывать теплые компрессы из завернутой в ткань земли, откинутой мышью при рытье норки, предварительно разогрев землю на огне в хорошем вине.

При темно-красной слизи, интоксикациях и других вызывающих боли в желудке болезнях рекомендуется накладывать горячие компрессы из отваренных в воде и затем завернутых в ткань листьев бадана, щавеля и мушмулы японской.

При холодных опухолях желудка вследствие несварения рекомендуется накладывать горячие компрессы из нагретого на огне и завернутого в ткань голубиного помета.

При острых заболеваниях органов брюшной полости глистного происхождения рекомендуется накладывать горячие компрессы из разогретых на огне и завернутых в ткань корней и листьев дудника даурского.

При попадании лимфы в суставные влагалища рекомендуется размолотый голыш или песок в смеси с небольшим количеством соли отварить в пиве или воде, завернуть в ткань и наложить горячий компресс.

При задержке мочи по причине холода на нижнюю часть живота рекомендуется наложить горячий компресс из осадка топленого масла и голубиного помета.

При болях в конечностях вследствие болезней лимфы рекомендуется наложение горячего компресса из овечьего помета, отваренного в вине.

Компрессы противопоказаны при болезнях слизистых отеков, когда сок желчи окрашивает мясо и кожу в темно-желтый цвет, при проказе, интоксикациях, водянке, тучности, заразной болезни "бал", оспе, высыпаниях на коже, после еды.

Компрессы, накладываемые на печень у детей, применяются в случаях увеличения печени. Ребенка раздевают и укладывают на спину. Кусочек натурального шелка опускают в холодную воду, затем накладывают на живот ребенка справа, очищают его, накладывают на область печени листья баррингтонии, сверху на нижнюю часть печени накладывают зеркало, хрусталь, ковшик, сосуд с водой, старый сошник или любую холодную, круглую и гладкую вещь и от 10 до 15 раз перемещают ее к верхней части печени, затем снова очищают живот, смачивают кусочек шелка водой и помещают его на область печени, привязав ленточками, как бы упаковав в шелк живот. Соответственно степени заболевания - малой, большой, опасной - этот компресс следует носить от 3 до 5 дней.

Ванны.

Различают горячие ванны из вод природных источников и искусственные ванны.
Ванны назначают при подагрическом, ревматоидном, появившемся на почве отеков ног стягивании конечностей вследствие огрубления жил и образования суставных опухолей и отеков; при хромоте, вызванной неправильным функционированием белых каналов; при дряблости мышц; при образовании узлов в каналах вследствие понижения их теплоты; при искривлении каналов поясницы; при болезни "пестроты мяса" и других заболеваниях кожи и лимфы; при старых ранах; при нагноении ран; при болезни "сурья" плотных и полых органов; при интоксикациях; при опухолях и отеках вследствие расстройств ветра; при ухудшении пигментации кожи, огрублении кожи; при застарелых, трудно поддающихся лечению болезнях.

Ванны противопоказаны при жаре от заразы, путаном жаре, обширном жаре, беременности, повышенном кровяном давлении, болезнях сердца.

Воды природных источников в Бурятии и в Читинской АССР в свое время ламами были исследованы и распределены по классам болезней. Уже в 70-е годы традиционным врачом Г.Л. Ленхобоевым и кандидатом философских наук Н.Ц. Жамбалдагбаевым совместно было обследовано большое количество природных источников Бурятии и Читинской области. Источники обследовались традиционными методами: вода определялась по вкусу, по силе (преимущественному достоинству), по почве, через которую она проходит, по характеристикам растущей у источника флоры и т.п. При этом выяснилось, что многие естественные источники сохранили свою силу, но в тех местах, где были пробурены и торпедированы глубокие скважины для массового пользования водами, эти воды во многом утратили свои целебные свойства.

В одной и той же местности разные источники, даже находящиеся в непосредственной близости, могли использоваться для лечения болезней совершенно различной этиологии - они проходили через разную почву, обогащаясь разными микроэлементами и, следовательно, силами. При смешении таких вод их особенности теряются. При использовании для ванн воды естественных, природных источников и специально приготовленной воды с применением различных лекарственных ингредиентов необходимо придерживаться довольно строгих правил, частично варьирующихся в каждом конкретном случае. Опыт практической бальнеологии передается непросто и в этой книге описывать правила применения целебных ванн было бы неуместно - при их неверном применении последствия могут быть весьма плачевными.

Массаж.
Под массажем в тибетской медицине понимают применение методов растирания, разминания и постукивания после умащения кожи старым сливочным маслом, кунжутным маслом, жиром животных и лекарственными веществами. Это один из способов лечения болезненных основ.

Умащение жирами.

При сумасшествии, обмороках, потере памяти и других группах болезней ветра сливочное масло годичной давности втирают в область I позвонка (это VII шейный позвонок) и, начиная отсчет от него, VI и VII, а также в точку между сосками на груди. После растирания и разминания эти места вытирают мукой из поджаренного ячменя. Подобная процедура производится и в нижеописываемых случаях.

При зуде вследствие расстройств лимфы в кожу рекомендуется втирать конский, онагровый, ослиный жир.

При истощении силы почек, истечении семени рекомендуется в поясничные позвонки втирать бобровый жир [или жир выдры ] и сурочий жир.

Чтобы бесследно вывести оспинки с лица, рекомендуют втирание козьего жира в смеси с размолотым красным корнем воробейника или макротомии.

При появлении между веком и глазным яблоком беловатых выделений, по консистенции напоминающих клейстер, рекомендуется в подошвы ног втирать ячье масло с тмином.

Втирание микстур.

При нарывах, абсцессах, гнойниках в больные места рекомендуется втирать приготовленную в виде кашицы микстуру из желтой серы, соли, винной (пивной) закваски, сажи на старом масле и погреться на солнце.

В старые гноящиеся раны и старые раны с трудновыводимым гноем рекомендуется втирать микстуру из золы от сожженных полых стеблей астрагала или остролодочника на кобыльем или ослином молоке.

При подагрических болях следует втирать муку из белого или черного кунжута, сваренную в сыворотке из-под сыра.

При появлении на лице угрей, прыщей, язвочек от лишая рекомендуется втирание жидкой микстуры из порошка белой горчицы, аира болотного, очищенной соли и сухих листьев мушмулы японской на коровьей моче.

При коликах на основе болезней крови, кожных болезнях, инфекционных отеках, опоясывающем лишае и экземах рекомендуется втирание микстуры из порошка красного сандала, цветков горечавки крупнолистной и корней шлемника байкальского на снеговой воде.

При высыпаниях на коже при чесотке рекомендуются втирания микстуры из сажи, корней соссюреи лопуховидной, щавеля, золы корней стеллеры карликовой, соли, винной [пивной] закваски на прогорклом масле (на масле, собирающемся на стенках сосуда со скисшим молоком) .

При болезнях "пятнистости кожи", лишаях, "слизывании коровой" и других болезнях кожи рекомендуются втирания микстуры из шкуры черной змеи, сожженой в сосуде без выхода дыма, на свином жире.

Противопоказания.

Массаж противопоказан при несварении (непереваривании принятой пищи), при жесткости в бедрах вследствие расстройств ветра, при отсутствии аппетита, при отравлении ядами, изготовленными из драгоценных камней, при водянке, при болезнях слизи и темно-красной слизи желудка и т.п.

Итого описано пять основных немедикаментозных методов лечения тибетской медицины.

Что касается дополнительных корригирующих методов, имеющихся в тибетской медицине, изучению их следовало бы посвятить специальное исследование. Назовем некоторые из них.

Иглоукалывание считается завершающей корригирующей процедурой, закрывающей входы каналов после выведения из них болезней с помощью лекарственной и нелекарственной терапии. Проведение процедуры иглоукалывания в самом начале лечения сравнивается с ситуацией, когда, обнаружив в доме воров, закрывают двери, не выгнав их.

Методы йоги. Имеется множество систем йоги, отдельные элементы которых могут служить делу сохранения и восстановления здоровья. В целом можно сказать, что практика йоги включает в себя упражнения по контролю над умом, речью и телом, направленные на достижение равновесия функций систем организма, энергетически обеспечиваемых активностью "лунного" ветра Лаланы, "солнечного" ветра Расаны и "ветра мудрости" Авадхути, а также режимом пульсаций "солнечного", "лунного" и "равного" происхождения.

Мир полон чудес, о большинстве которых многие люди не слышали и не знают. К одному из таких феноменов смело могут быть отнесены гималайские пчелы вместе с древнейшей профессией горного Непала, называемой «охотники за медом». Редкие путешественники забираются так высоко в горы и общаются с местными жителями. Еще меньше европейцев, сумевших понаблюдать за «охотой», испытать невообразимый восторг и уважение, а после рассказать об увиденном.

Гималайские пчелы: размеры и разновидности

В горах живет несколько видов этих насекомых. Примечательно, что они территориально разделены. Каждая разновидность оккупировала свой ареал и далеко за его пределы не удаляется. Особенно интересны карликовые гималайские пчелы, Apis florea. Выше километра над уровнем моря они не залетают, дом строят из одной соты, облепляющей ветвь целиком. «Урожайность» у них низкая, до килограмма меда в год, зато они являются великолепными опылителями.

Гималайские пчелы вида Apis Cerana тоже не слишком медоносны - пять кило меда с семьи. Но у них есть масса достоинств: они очень миролюбивы (колоды-ульи могут располагаться прямо в нишах стен жилых домов), не подвержены поражению клещами и хорошо защищены от атак шершней. Размеры они имеют привычные, и в Непале считаются наиболее перспективными для бортничества.

Следующий вид - Apis dorsata. Эти гималайские пчелы очень крупны, за счет чего местные порой называют их пчелиными царицами. Ульи ими строятся тоже односотовые; в каждом могу сосуществовать до сотни семей, и гнездо по весу порой достигает двух десятков килограммов. Нередко под улей пчелы занимают искусственные объекты - башни, мосты или постройки.

Лабориоза: описание

Однако наиболее привлекательны как с точки зрения медоносности, так и по биологическим характеристикам гималайские пчелы. Это такого рода, в длину их тело достигает трех сантиметров. Окраска у лабориозы не слишком характерна для пчелы: насекомое скорее черное, с белыми полосками на брюшных сегментах. Селится этот вид пчелы лишь в гималайских долинах, занимая территории от восточного Меконга до северных районов Непала, Индии и Бутана.

Крупнейшая пчела и ее поведенческие особенности

Жизнь лабориозы имеет строгое расписание. По весне пчелы поднимаются очень высоко в горы, добираясь до отметки в 4 тысячи метров. Там они оборудуют огромное гнездо, порой достигающее метра в длину и ширину. Здесь же они роятся и собирают ценный продукт, причем мед гималайских пчел этой разновидности «складируется» только в одном углу их жилища. Его с улья набирается до 60 килограммов. В конце лета пчелы сворачивают свою деятельность и спускаются в долины, на высоту от километра до полутора над уровнем моря. Здесь они и зимуют, образуя целых живые грозди, но не строя сот и снижая активность до минимума.

«Безумный мед»

Чем славятся самые большие гималайские пчелы - галлюциногенный мед. Его не купишь в ближайшем супермаркете, да и стоит он очень дорого. Особые свойства продукта объясняются тем, что только высокогорные лабориозы имеют возможность собирать нектар с цветов рододендрона. Целый ряд разновидностей этого растения при цветении выделяет андромедотоксин. В больших количествах он ядовит для людей.

Мед, собранных с рододендронов, получает очень сильные свойства. Он считается рекреационным наркотиком и сильнейшим галлюциногеном. Однако одновременно он обладает и лечебными качествами, успешно помогающими в борьбе с диабетом, гипертонией и другими серьезными заболеваниями. Разумеется, принимать «безумный мед» можно только в очень малых дозах. Превышение их может привести к смерти.

В небольших количествах медок дает опьянение, чувство расслабления, легкого головокружения и приподнятости.

Рододендроны цветут не круглогодично, и галлюциногенный мед гималайских пчел получает свои свойства только при весеннем сборе. Мед, собранный в конце лета, вкусен и полезен, но безумия с собой не несет.

Охота за медом

В есть народность, называемая гурунг. Основная профессия мужчин этого племени - охота за диким медом. Все они являются великолепными альпинистами, и для гурунгов это не спорт, а жизненная необходимость.

К охоте дети приобщаются с раннего возраста. Поначалу они лишь собирают пахучие травы и крапиву по дороге к местам, где слепили свои соты гималайские пчелы. Став чуть старше, мальчики вместе с женщинами подбирают гнезда, сорвавшиеся со скал и упущенные мужчинами.

Идти приходится за десятки километров. С собой охотники за медом несут бамбуковые корзины для добычи; в одну такую емкость можно поместить около двух центнеров меда. Помимо того, в профессиональное снаряжение входят километровые лестницы и самодельная страховка, а также сетки для защиты лица от укусов разозленных пчел.

Внизу разводятся дымные костры. Когда интенсивность пчелиных атак падает, охотник поднимается вверх на огромную высоту. Сидя на бамбуковой лестнице, одной рукой гурунг удерживает корзину, а другой срезает соты. Забираются и пустые секторы - охотникам в хозяйстве необходим воск, да и на продажу его берут охотно.

Угасание традиций

Неповторимый образ жизни гурунгов потихоньку умирает. Пчелы-лабориозы с каждым годом снижаются в численности: сказывается изменение климата и истребление высокогорных плантаций рододендронов. Сильно подкосило популярность охоты за медом и поощряемое правительством домашнее разведение пчел. Все меньше молодежи интересуется столь опасной профессией. Да и лечебные свойства «безумного меда» настолько заинтересовало фармацевтические компании, что права на «сбор урожая» передаются подрядчикам. Не упускают своего и туристические фирмы, организующие «охоту за медом» для дилетантов, что приводит к истощению и истреблению пчелиных колоний. По прогнозам, еще десятилетие максимум - и в мире не останется ни гигантских медоносных пчел, ни «красного меда», ни охотников за ним.

Эта статья познакомит вас с альтернативной медициной Тибета, которая помогает людям полностью исцелить организм от болезни.

Из неё вы узнаете:

  • Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной
  • О разных подходах востока и запада в методах лечения
  • В чем отличие целей тибетской и традиционной медицины
  • Как работает медицина Тибета
  • О 3х системах, определяющих человека

Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной.

Начнем с понимания о том, что такое тибетская медицина и чем она отличается от традиционной.

На протяжении ряда столетий в тибетской медицине сформировалась колоссальная база знаний о природе человека, о его взаимодействие с окружающим миром, о том, какие факторы и как влияют на наше здоровье: будь то климат, окружающая среда, питание, образ жизни или конституция.

Этот опыт и знания позволяют исцелять больных, ставить их на ноги, балансировать и гармонизировать их состояния.

Тибетская медицина впитала в себя все знания и мудрость народов востока: Индии, Китая и самого Тибета, которые положили начало древним манускриптам. В них представлены десятки тысяч методов лечения, процедур, лекарственных трав, рецептов, позволяющих человеку восстановить и укрепить свое здоровье.

Восток и запад. Разные подходы к методам лечения.

В чем же принципиальное отличие в лечение мудрецов “Востока” и наших докторов?

Начнем с того, что рассмотрим какая ситуация сейчас в традиционной медицина. А ситуация такая, что большинство людей, в той или иной форме, имеют заболевания на хроническом уровне. Хронический тонзиллит, бронхит, артрит, гастрит и другие заболевания.

Что значит хронический?

Это значит, что когда врач ставит вам диагноз с такой пометкой, он заранее ставит крест на вашем полном выздоровлении. И все лечение сводится к тому, что оно убирает у вас симптоматику, стараясь, путем применения назначенных лекарств и процедур, увеличить длительность ремиссии, т.е. процесса, когда сильно выраженные проявления болезни отсутствуют или ослаблены.

Болезнь как была так и осталась, а с симптомами справляются лекарства, на которые подсаживается больной на всю оставшуюся жизнь.

Яркий пример – болезнь сахарного диабета. Как не крути, а традиционная медицина не может вылечить от нее, поэтому человек будет вынуждены сидеть на инсулине пожизненно и платить за него столько сколько “скажут”, потому что от этого зависит его жизнь.

Это относиться и к кардиологическим заболеваниям. Здесь, чтобы жить нужно выпивать горсти пилюль, чтобы сердце работало без сбоев.

Еще один пример – астма. Без ингалятора никуда, опасно для жизни.

И таких примеров много, когда человек становится рабом лекарств, пожизненно на них работая. Многие с этим мирятся и до скончания дней своих занимаются ежедневными ритуалами по приему лекарств, пополняя бюджеты фармкомпаний.

В традиционной медицине весь фокус внимания направлен на тело человека. Она может узнать о человеке все, о том, какие процессы сейчас происходят, из чего состоят клетки, органы, в каком месте идут воспалительные процессы, как они протекаю, скорости химических реакций и даже генетический код человека. Тело не представляет загадки, о нем традиционная медицина знает все, а вот что стало причиной заболевания, к сожалению, затрудняется ответить.

Почему так происходит? Потому что причина болезни ищется только в теле.

В тибетской медицине к вопросу о болезни подходят иначе. Ее рассматривают не только как болезнь тела, но и более высоких уровней. В ней давно подметили, что физические болезни тела совершенно точно возникают и развиваются в зависимости от психоэмоционального состояния человека. Помните пословицу о том, что “все наши болячки в голове”. Так оно и есть.

Тибетской медицине это хорошо известно, поэтому она рассматривает человека как многоуровневую систему, где болезнь может локализоваться на разных уровнях.

Почему же наши врачи, наша медицина не возьмет себе на вооружение приемы и методы восточных знаний? Тем более, что о психосоматических факторах известно довольно давно и по ним написаны десятки научных работ?

В дело в целях.

В чем причина? А причина в разных целях. У традиционной медицины нет цели исцелить пациента, это большой фармбизнес, пополняющий на сотни миллионов долларов фармацевтические компании и казну государства. Может быть поэтому нам так часто в добровольно принудительном порядке пытаются навязать различного рода прививки, инъекции и другое “добровольное” лечение?

Цель медицинских организаций является продление жизни и улучшение ее качества, а вот какими способами нам пытаются продлить жизнь и каково истинное качество жизни после такого продления, вопрос, который никого не волнует, разве что самого больного.

Зачем исцелять хронически больного человека, если это источник постоянного дохода? Ведь если вдруг все станут здоровыми, то куда денутся все эти компании, препараты, докторские диссертации, вакцины и т.д.? Они обанкротятся, а государство потеряет львиную долю своего бюджета. Невыгодно им, чтобы мы были здоровыми, ведь это их золотая жила.

В тибетской медицине задача стоит в том, чтобы исцелить больного, сделать его здоровым. И поэтому она работает не с условиями или следствиями возникновения заболевания, а с её первопричиной. Ведь смотрите, человек заболевает потому что на то есть причина.

И заболевает он не от того, что холодно или жарко, сыро или сухо, есть микробы или их нет, потму что тогда все сразу болели бы. Заболевает он потому что в одном месте и в одно время сошлись все эти условия, которые запустили процесс заболевания и на то была предрасположенность, причина.

Как работает тибетская медицина?

Перейдем к тибетской медицине и подробнее познакомимся с тем, на чем основано ее лечение.

Выше уже упоминалось о том, что все болезни возникают от нашего психоэмоционального состояния. Соответственно, чтобы искоренить болезнь, нужно понимать каким эмоциям мы более всего подвержены и как импульсы от них воздействуют на наш организм.

В тибетской медицине рассматриваются 3 основных таких импульса, которые запускают те или иные реакции нашего организма. Что это за импульсы?

На все, что происходит с нами, мы реагируем 3-мя способами. Нам либо это нравиться, либо не нравиться, либо мы к этому равнодушны. Плюс, минус, ноль.

Каждый из этих импульсов влияет на свои системы в организме, сначала влияние происходит на энергетическом уровне, через энергетические каналы организма, далее переходит на физический уровень тела.

От этого влияния возникают те или иные формы заболеваний. Если перейти на тибетскую терминологию, то все наши заболевания зависят от преобладания той или иной нашей конституции (системы).

В соответствии с указанными выше импульсами есть система “Ветра” (плюс), “Желчи” (минус) и “Слизи” (ноль).

3 системы, определяющие человека.

Система “Ветра” отвечает за все, что связанно с подвижностью внутри организма: дыхание, движение сердца, движение мысли, движение нервных импульсов. Соответственно, когда возникает этот импульс, то сразу задействуются все системы органов, связанные с этим ним.

Система “Желчи” – все что связано с желчевыводящей системой, с пищеварением, с печенью, почками. Вызванные негативные реакции нарушают работу этой системы, что приводит к соответствующим заболеваниям органов.

Система “Слизи” связана с циркуляцией и образованием жидкости в организме. Т.е. реакция “ноль” значит, что если мы не контактируем с этим миром, прячемся от него включается эта система и в организме начинает образовываться вредная слизь, содержащая токсины и шлаки и создающая благоприятную среду для микробов. Такая слизь может образовываться в слизистых оболочках пищеварительного тракта, дыхательной системы, в полостях носа, в суставах.

Таким образом от преобладание той или иной системы или конституции у разных людей возникают предрасположенности к разного рода заболеваниям.

Для того, чтобы быть здоровым нужно держать уровень ветра, желчи и слизи на одном уровне, в балансе. И задачей тибетской медицины как раз и является поддержание этого баланса. Здоровье – это баланс 3-х систем.

В балансировании этих систем тибетская медицина достигла большого успеха. За долгие годы практик были выявлены все условия, которые раскачивают эти системы: климат, пища, эмоциональные реакции, образ жизни, конституция и т.д. А также способы, которые компенсируют эти раскачки и уравновешивают систему человека.

В заключение

В этой статье мы ближе познакомились с тибетской медициной, узнали чем она отличается от традиционной, какими принципами, знаниями и опытом руководствуется в исцелении организма человека.

Что же касается традиционной медицины, то она бесспорна необходима. Это потребность возникает в тяжелых случаях, когда человеку нужна срочная медицинская помощь и только прием химических препаратов или операция может спасти ему жизнь.

В остальных случаях исцелить свой организм, гармонизировать свое состояние и избавиться от хронических заболеваний поможет тибетская медицина. Здесь лечат причину, а не следствие, убирают ее, а не создают лишь временный эффект облегчения.

Тема 2 « Развитие ветеринарной медицины в древнем Китае, Индии, Тибете и Палестине»

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к строю рабовладельческому. Народы и племена Востока ранее других, за 4000-5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Культура рабовладельческих стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие Европейских стран. За несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Составляя единое целое с естественнонаучными представлениями, эти взгляды в борьбе против идеализма и религии расчищали почву для развития науки. Материалистические направления философской мысли Древнего Востока еще не могли опереться на систему естественнонаучных знаний, которые находились тогда в зародышевом состоянии, но были тесно связаны с накоплением сведений о природе тел и явлений.

В период разложения первобытнообщинного строя и превращения его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающиеся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, например толкованием снов, различными «чудесами», «откровениями» и т.д.

Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы, и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы много взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.

Развитие ветеринарии в Китае – в период первобытнообщинного строя китайцами было приручено большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место. Об этом свидетельствует большое количество животных, приносимых в жертву (до 300 голов быков, 100 голов овец).

В конце 3-го-начале 2-го тысячелетия до н.э. в Китае укрепился рабовладельческий строй, возникла иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

В Древнем Китае больших успехов достигли такие науки, как математика, астрономия, земледелие, биологические и медицинские знания.

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое с связана с древней философией, согласно которой в организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье и болезнь определялись их соотношением.

Китайские врачи применяли многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера).

Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити жгута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий, метод лечения «чжень-цзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применяли для лечения, как людей, так и животных.

Назначение уколов – облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой», и тем самым устранить причину заболевания. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к 6 веку до н.э. и изложены в «Каноне о внутреннем» («Ней-цзин», около II в.до н.э.) – одной из древнейших медицинских книг Китая.

Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

Одним из первых китайских лекарей, живших около 5000 лет назад, считается мифический император Шень Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию он оставил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже 3000 лет назад в китайской медицине сосуществовали четыре раздела – внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. С XI века до н.э. ветеринария упоминается как отдельный раздел врачевания (Чжоуские ритуалы ХI-VII вв. до н.э.), где, наряду с описанием некоторых болезней животных и методами их лечения, отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы и некоторых заболеваний в портовых городах.

В более поздних сочинениях, которые содержат нарисованные лекарственные растения, инструменты и анатомические рисунки, предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера.

Развитие ветеринарии в Индии – медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Лечением животных в Древней Индии занимались знахари (бхишадж – изгоняющие бесов), которые постепенно с течением времени превратились во врачей – целителей. Ветеринарные врачи Древней Индии принадлежали к высшему медицинскому сословию -Yaidya (к нему же принадлежали и врачи человека). Источником сведений о лечении людей и животных в Древней Индии является письменный памятник Аюрведа «Знание жизни», составление которого относят IХ-III вв. до н.э. Эта книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины и ветеринарии имеются элементы народной ветеринарии, опирающейся на многовековой опыт народа. В Аюрверде (Ayur - Veda - Sucruta ) описано 760 лекарственных растений, способы применения средств растительного, животного и минерального происхождения, имеющиеся в ней описания болезней замечательно точны. В индийском врачевании лекарства распределялись по их действию. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применяли в виде порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей и т.д. Широко применяли лечение ран повязками, пропитанными маслами и иглоукалывание. Древние индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок. Ими описано более 10 хирургических инструментов и способы проведения хирургических операций.

Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом. Останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки; при вывихах и переломах костей использовали неподвижные повязки и бамбуковые шины; знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей.

В Индии, как и в других странах Востока, рациональные формы борьбы с болезнями тесно переплетались с религиозными представлениями, о чем свидетельствую Веды, в частности гимны Ригведы и Атхарваведы ( 3-2-е тысячелетие до н.э.), содержащие элементы врачевания животных, сопровождающиеся молитвами и заклинаниями.

«Веды» - сборники бытовых и религиозных предписаний – содержат произведения народного эпоса, часто в художественной форме, и свод законов Ману, где освещены многие вопросы гигиены и даны рекомендации по питанию, говорится об ответственности врача за неудачное лечение и приводятся размеры штрафов.

Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.

Тема 1: «Развитие животноводства, ветеринарии в древней Месопотамии и Египте»

Другим очагом развития ветеринарии в древности, о чем свидетельствуют многочисленные памятники культуры, были древние рабовладельческие государства Двуречья (долина рек Тигра и Ефрата, ХХ-ХVIIвв. до н.э.), Центральная часть Двуречья – Аккад и юг Шумер –во 2-1-м тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии появилась Ассирия. В этих странах природные условия способствовали развитию скотоводства. Здесь разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот – курдючные и тонкошерстные овцы.

Во 2-м тысячелетии до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, в котором к этому периоду накопились основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного вида животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которых использовали различные, порой очень сложные лекарства. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Для борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешенных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотий, знали связь эпизоотий и эпидемий.

Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое их применение указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный, в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло».

Некоторые сведения по анатомии животных, которая была развита слабо, были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали анатомические познания, но для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

Развитие ветеринарии в Египте

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н.э. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н.э. в Египте развилась довольно широкая врачебная специализация. У египтян были врачи: хирурги, стоматологи, глазные врачи, «иные для невидимых болезней», ветеринарные врачи.

Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии, приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. В Египте благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ, ветеринария занимала очень почетное место, и врачевание животных было привилегией касты жрецов. Социально положение врачей было, как правило, высоким. Так, Хеси-Ра (XXVII-XVI вв. до н.э.), начальник дантистов и врачей, был одновременно главным писцом фараона.

Создание письменности обусловило появление специальных тестов, которые являются сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения их у людей и животных. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850 г. до н.э.) Папирус, посвященный женским болезням, содержит также трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого не расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены два самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. Самые древние папирусы главное внимание уделяли эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержали религиозных мотивов. С течением времени «медицина в Египте все более и более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов наполняются религиозными рассуждениями и содержат много молитв и магических процедур. Египтяне считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной, т.е. исходить от богов и духов, поэтому врачебное исскуство включало в себя знания множества заклинаний и умение ловко и быстро готовить амулеты.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать и после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесения вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание.

В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако, знания по анатомии и физиологии были незначительные.