Сделать небольшую сказку основные элементы зачин концовка. Интегрированное занятие на тему "сказка, в гости заходи" в старшей группе

Зачин сказки, присказка, былинный запев, молитвенное вступление, концовка - это части, входящие в структуру фольклорного произведения. Их следует отличать друг от друга. Сложное композиционное построение народных сказок не является случайным. Каждая из имеющихся в них частей играет определенную роль.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего

Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства. А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно.

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Функции зачина

Чтобы до конца понять, в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:

  • познакомить читателя с главными произведения;
  • рассказать о времени совершения описанного действия;
  • дать представление о месте, где происходят события.

Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.

Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: "в некотором царстве, в некотором государстве", "золотые маковки", "стоит древо", "сказка сказывается", "море-окиян" и многие другие "сказочные" слова.

Начало сказок, их разнообразие

Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: "Жили-были..." Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.

Концовка

"Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!" - традиционная форма концовки многих народных сказок. Кроме приведенного примера известно еще не менее пяти вариантов, с помощью которых сказочник может закончить рассказанную им историю. Зная, что такое зачин в сказке и для чего он используется, нетрудно догадаться, с какой целью употребляется концовка. Сказочные действия должны быть приведены к логическому завершению. Это помогает сделать грамотно составленная концовка произведения. Например, сказочник может закончить повествование так: "Живут-поживают да добра наживают!", "Так часто бывает!", "Живут, хлеб жуют!". Иногда рассказчик может закончить сказку совсем неожиданно, но он должен помнить, что концовка подводит итог всему сказанному.

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую между собой. Достаточно вспомнить сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Кот, Петух и Лиса", "Волк и семеро Козлят" и другие.

Звукоподражания, живой диалог между эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

Сценарий развлечения по сказкам для старших дошкольников и младших школьников

Досуг для детей 5-9 лет: «В мире сказок».

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Досуг познакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными видами сказок.

Назначение работы: Досуг предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Цель: формирование представлений у детей о разнообразных видах сказок.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста интерес к чтению
2. Приучать внимательно, слушать литературные произведения
3. Поддерживать эмоциональную заинтересованность к прочитанному произведению
4. Расширить представления детей о разных видах сказочного жанра

Вступительная часть в стихах.

Сказка устный пересказ
Вымысел сюжета.
Волшебство и чудеса
Обойдут полсвета.

И герои и злодеи
В сказке слушателей ждут.
Незаметно малых деток
Воспитают, развлекут.

Ценность сказки велика!
Кладовая знаний!
Нарушителям запрета
Будут испытания.

Кто с достоинством пройдет
Трудности и горести,
Награждения в конце
За дела по совести!

Сказка – наш бесценный дар!
Мудростью богата.
И с волнением ее
Слушают ребята.

Справедливость торжествует
Зло наказано добром.
Радость дарит она людям

Входит в каждый дом!

Сказка древняя затея
Но дошла до наших дней.
В ней заложена идея.
И послания для людей!

Досуг: В мире сказок.

Ведущая: Большое значение в жизни детей имеет сказка. Сказки к нам пришли из глубины веков. Сказки слагал народ, запоминал и рассказывал друг другу. Ходили сказки по миру от одних слушателей к другим. Каждый рассказчик добавлял в сюжет сказки небольшие изменения и дополнения. Потом сказки стали собирать и записывать. Так сказки дошли до наших дней. Сюжеты сказок такие разные: веселые и грустные, страшные и смешные. Из сказок мы узнаем о культурных традициях, о народном жизненном укладе, о характерах людей живших много лет тому назад. Сказки знакомы и любимы всем людям с детства.
Что же такое сказка?
Народная сказка – устный рассказ художественного произведения с установкой на вымысел, рассказываемый слушателям в воспитательных или развлекательных целях.
Послушайте народные пословицы о сказках:
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В каждой сказка будет конец.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.


Сказку слагать дело не простое. Каждая сказка имеет план построение сюжета:
1. Присказка – эстетический элемент в сказке. Является необязательным условием в построении сюжета сказки.
Цель присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует сама по себе, она не связана с содержанием произведения. Наличие присказки зависит от таланта сказочника, его характера.
Пример: «Ай, потешить Вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные!»
2. Зачин – начало сказочного действия.
Зачин уводит слушателя в сказочный мир, подчеркивает необычность того сказочного мира о котором дальше пойдет рассказ.
Пример: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич»
Зачин в сказке имеет огромную роль, он определяет место действия и время, знакомит с главными героями сказки. С помощью зачина автор увлекает читателя или слушателя в сказочный мир и завораживает его загадочностью и неопределенностью.
3. Основная часть сказки - это центральное действие сказки и развязка. Именно в этой части происходят волшебные превращения, произносятся магические слова, встречаются предметы или животные помощники, обладающие волшебным даром и т.д.
Пример: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
4. Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней подводятся итоги сказочного действия.
Пример: «Стали они жить поживать и добра наживать».
Известный собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев собрал великое множество народных сказок и разделил их по сюжету на: волшебные, бытовые, авантюрные, докучные, сказки о животных.


Давайте познакомимся с удивительным и разнообразным миром сказок.

1. Сказки о животных.

Сказки о животных являются самыми древними произведениями. Древний человек одушевлял природу, наделял животных свойствами и качествами присущими человеку.
В сказках о животных, звери умеют говорить между собой, выполняют хозяйственные дела. Животные в народных сказках не могут думать, они не обдумывают свои поступки, только действуют.
В сказках о животных звери являются носителями одной особенности характера: лиса – хитра, медведь – неуклюж, волк – глуп.
Сказки о животных интересны, просты, незатейливы, строятся на диалоге между животными, иногда в сюжете используют короткие выразительные песенки.
Пример: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен,
По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон,
На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел,
И от тебя, зайца, не хитро уйти!
Ребята, а какие сказки о животных Вы знаете? (Ответы детей)
Примеры сказок о животных: «Теремок», «Вершки – Корешки», «Лисичка сестричка и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Ледяная и Лубяная избушка» и другие.

2. Докучные сказки.

Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. От слова «докучать» - надоедать. С их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказок, то наоборот, останавливал тех, кто готов слушать их бесконечно. Ребята, а кто из Вас уже знаком с такими сказками?
Пример: Жила-была бабка у самой речки.
Захотелось бабке - искупаться в речке.
И купила бабка себе мочало
Эта сказка хороша - Начинай сначала!

3. Сказки бытовые

Бытовая сказка – это необыкновенные, неслыханные истории, истории о невозможном. Героями бытовых сказок являются бояре, чиновники, судьи наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью.
С другой стороны умные, хитрые, смелые, находчивые крестьяне, солдаты. В этих сказках нет волшебных предметов и помощников. События сказки обычные события из жизни, но описаны с юмором. В бытовых сказках высмеиваются такие отрицательные черты как глупость, жадность, несправедливость.
Пример: Сказка о попе и работнике Балде, Каша из топора.

4. Сказки авантюрные

Сказки авантюрные – краткий занимательный рассказ, сюжет из реальной жизни, который высмеивает общечеловеческие пороки. Это сказки о болтливых и жадных женах, о ленивых и неряшливых хозяйках, о наивности и человеческой простоте. Ребята, вспомните и назовите такие сказки? (ответы детей)
Пример: Жадная старуха, Наговорная водица, Безручка.

5. Волшебные сказки

Волшебная сказка – самая яркая и распространенная в мире. Сказка наполнена чудесами и приключениями.
В волшебных сказках обязательно встретятся предметы и вещи, наделенные магической силой (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, шапка – невидимка и другие), волшебную силу могут иметь слова (По щучьему велению по моему хотению), волшебные помощники (Конек-Горбунок, Щука волшебница и другие)
В волшебных сказках встречаются положительные герои и отрицательные герои.
Основные особенности волшебной сказки: наличие запрета (не пей из копытца, козленочком станешь), нарушение запрета (не послушался сестрицу брат Иванушка и попил из копытца), испытание (превратился в козленка), вознаграждение (козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой).
В сказке нарушители запрета, всегда встают на путь исправления тех бед, который сам и натворил. В процессе преодоления испытаний и трудностей герой искупает свою вину добрыми делами и чистыми душевными помыслами.
Сказка – оптимистическое произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Сказочный вымысел всегда имеет скрытую мораль. Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Во время чтения сказок дети примеряют на себя роли тех или иных сказочных персонажей, воображение рисует образы. Дети искренне переживают за судьбу полюбившихся героев сказок.
Ребята, а какие волшебные сказки Вы уже знаете? (ответы детей)
Примеры: Гуси – Лебеди, По щучьему велению, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Царевна лягушка, Золушка и другие.


Викторина: Угадайте сказку
1. В какой сказке на море океане жил чудо юдо рыба кит? (Конек – Горбунок)
2. В какой сказке вырос овощ, который не могли вытащить из земли три человека и 3 животных? (Репка)
3. В какой сказке простой деревенский мужик во дворец на печи отправился? (По щучьему велению)
4. В какой сказке злая мачеха отправила девушку в лес за подснежниками? (Двенадцать месяцев)
5. В какой сказке старуху за жадность наказали? (Золотая рыбка)
6. В какой сказке девочка медведя перехитрила? (Маша и медведь)
7. В какой сказке отец в наследство сыну оставил кота? (Кот в сапогах)
8. В какой сказке девочка помогла выздороветь больной ласточке? (Дюймовочка)
9. В какой сказке все звери поселились в одном доме? (Теремок)
10. В какой сказке волк голос у кузнеца перековал? (Волк и семеро козлят)
11. В какой сказке девочку и ее собаку ураган унес в сказочную страну, где она нашла друзей? (Волшебник Изумрудного города)
12. В какой сказке был Цветочный город, в котором жили коротышки? (Приключения Незнайки и его друзей)
13. В какой сказке тыква превратилась в карету? (Золушка)
14. В какой сказке главный герой шалунишка, который живет на крыше? (Карлсон, который живет на крыше)
15. В какой сказке жили сестрицы одноглазка, двуглазка и триглазка? (Крошечка-Хаврочечка)


Ведущая: Молодцы ребята, сказки внимательно слушали, всех сказочных героев знаете, и названия сказок Вы назвали абсолютно верно!
А сами сказки сочинять умеете? (ответы детей) А это мы сейчас и проверим.
Я начинаю, а Вы по очереди продолжаете.
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Еремей. Было у него три сына. Один был высокий, другой был роста среднего, а младший был низкий, росточком с табурет. И вот собрал сыновей отец и говорит: …(Дальше сюжет сказки складывают все дети группы по очереди).

Муниципальное бюджетное общеобоазовательное учреждение

«Сугайкасинская средняя общеобоазовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

Урок литературного чтения

Тема «Сказки. Сказки о животных»

(Медведь-дурень»)

по учебнику «Парус – 4»

Сугайкасы-2010

Задачи урока.

1.Сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения сказки

2. Способствовать раскрытию содержания сказки через композицию сказки (завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

3. Продолжить работу над формированием навыка чтения, литературного анализа сказки.

4. Продолжить развитие интереса к устному народному творчеству.

Оборудование. Презентация «Сказки о животных», учебное пособие «Парус – 4» (,), ручка, тетрадь, раздаточный материал для проверки домашнего задания, компьютер.

Ход урока

Организационная часть. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой «Медведь-дурень» астраханской собирательницы сказок М. И, Костровой. Раскроем её содержание через композицию сказки.

Проверка домашнего задания.

–Что такое сказка? (Сказка – жанр устного народного творчества, фольклора).

Устное народное творчество

(фольклор)

    Былины Пословицы (поговорки) Обрядовые песни Танцы Частушки Загадки Заговоры (заклинания) Народные сказки

(Учащиеся в русских народных сказках о животных Лиса и журавль, Лиса и кувшин, Маша и медведь, Теремок, Волк и козлята, Зайкина избушка, Медведь и лиса, Колобок, Лисичка – сестричка и волк, О щуке зубастой – находили зачин, концовку и кульминацию сказки.) Задания собираются для оценивания работ.

Индивидуальный пересказ 2-3 сказок.

О ком вы прочитали в этих сказках? (О животных.)

Каких животных здесь встретили? (Волка, лису, зайку…)

Что они делают? (Разговаривают.)

Лиса какая? (Хитрая.)

Волк какой? (Жадный, глупый..)

Зайка? (Трусливая.)

О ком эти сказки? (Русские народные сказки.)

Это и есть сказки о животных.

Сказки о животных - это такие сказки, где герои-животные разговаривают и ведут себя как люди (лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, а заяц труслив…)

Работа над темой урока «Композиция сказки «Медведь-дурень»:

а) беседа: это ещё одна сказка о животных. Познакомимся с композицией этой сказки;

б) словарная работа:

несговорчивый - такой, с которым трудно сговориться, упрямый

стружка - небольшой кусочек дерева, тонкий и узкий слой, срезанный ножом, строгательным инструментом

поупрямилась (заупрямилась) – проявить в течение некоторого времени упрямство, несговорчивость в чём-нибудь

услужливая – всегда готовая оказать услугу

стосковаться – соскучиться, загрустить

уговор – договор, сделка, согласие

в) нахождение зачина :

Жили-были дед да баба. Было у них три внучки.

и концовки сказки:

И по сие время они живут. Только старшая и средняя внучки стали лучше слушаться бабушку и дедушку;

г) работа над основной частью сказк: (чтение по цепочке вслух).

Сказка от начала читается,

до конца читается,

а в серёдке не перебивается

д) проверка прочитанного текста:

Какие внучки были у дедушки да бабушки? (Двое – несговорчивые, третья – услужливая.)

О чём однажды попросил дедушка? (Покормить его в лесу, так как он там работал.)

А внучки исполнили желание дедушки? (Не исполнили, потому что две внучки не смогли найти его, стружки перебросил к своей избе медведь.)

Что помогло выбраться девочкам из беды? (Ум и смекалка третьей внучки.)

Как это сделала третья внучка? (Третья внучка велела медведю отнести блинов бабушке да дедушке в деревню, девочкам прятаться внутри корзины, а медведю не есть блинов.)

В этой сказке медведь какой? (Дурень.)

Почему? (Потому что поверил девочке, не смог понять хитрость девочки…)

Астраханская собирательница сказок поэтому и назвала эту сказку «Медведь-дурень».

Какую сказку напоминает эта сказка? («Маша и медведь».)

Чему учит эта сказка? (Быть послушным, умным, трудолюбивым…)

е) составление плана по композиции сказки:

Мы уже знаем зачин, кульминацию и концовку сказки, а сегодня узнаем о других частях сказки.

Зачин.

Кульминация.

Концовка.

Композиция сказки

1. Зачин. Жили-были.

2. Завязка. Три внучки.

3. Развитие действия. Две внучки у медведя.

4. Кульминация. Очередь третьей внучки.

5. Развязка. Спасение внучек.

6. Концовка. Стали жить да поживать.

Вот так можно отобразить её схематически.

ж) пробный пересказ по плану.

В чём отличие этой сказки от предыдущих сказок? (Она большая по содержанию, есть повторы. Композиция сказки состоит уже не из 3-х частей, я из 6-и.)

Сколько повторов? (Три.)

Это ярославский вариант сказки «Маша и медведь».

Ум и смекалка крестьянской девочки.

Мечта ярославцев о радостном свободном труде, о счастливой жизни.

5. Домашнее задание. Пересказ сказки «Медведь-дурень».

6. Оценивание работ учащихся.

Присказка

Приложение.

Сказки о животных

Бобовое зернышко

Война грибов

Волк и козлята

Журавль и цапля

За лапоток - курочку, за курочку - гусочку

Зайкина избушка

Звери в яме

Зимовье зверей

Колобок

Кот - серый лоб, козел да баран

Кот и Лиса

Кот, петух и лиса

Лев, щука и человек

Лиса и журавль

Лиса и козёл

Лиса и кувшин

Лиса и рак

Лиса и тетерев

Лиса, заяц и петух

Лиса-исповедница

Лиса-повитуха

Лисичка-сестричка и волк

Маша и медведь

Мизгирь

Мужик, медведь и лиса

Нет козы с орехами

О щуке зубастой

Овца, лиса и волк

Теремок

Яичко (Курочка Ряба)

Волшебные сказки

Баба-яга

Баба-яга и Заморышек

Белая уточка

Василиса Прекрасная

Ведьма и Солнцева сестра

Вещий сон

Волшебная дудочка

Волшебное кольцо

Волшебный конь

Глиняный парень

Горе

Гуси-лебеди

Дочь и падчерица

Заколдованная королевна

Иван - коровий сын

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо

Иван-царевич и серый волк

Клад

Королевич и его дядька

Крошечка-Хаврошечка

Кузьма Скоробогатый

Лихо одноглазое

Мальчик с пальчик

Марья Моревна

Морозко

Морской царь и Василиса Премудрая

Никита Кожемяка

Ночные пляски

Окаменелое царство

Пёрышко Финиста ясна сокола

Петух и жерновцы

По щучьему веленью

Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

Правда и Кривда

Птичий язык

Семь Симеонов

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сивка-бурка

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче

Снегурочка

Солдат и черт

Солнце, Месяц и Ворон Воронович

Сума, дай ума!

Терешечка

Три царства - медное, серебряное и золотое

Хитрая наука

Хрустальная гора

Царевна-лягушка

Черт-заимодавец

Чивы, чивы, чивычок...

Чудесная рубашка

Шабарша

Бытовые сказки

Барин и мужик

Барин и собака

Барин-кузнец

Горшок

Добрый поп

Докучные сказки

Дочь-семилетка

Дурак и береза

Жена-спорщица

Заяц

Иванушка-дурачок

Каша из топора

Лутонюшка

Наговорная водица

Не любо - не слушай

Петухан Куриханыч

Похороны козла

Про нужду

Солдатская шинель

Три калача и одна баранка

Федул и Меланья

Хорошо, да худо

Составитель

МБОУ «Сугайкасинская СОШ»

Канашский район

Чувашская Республика

Разделы: Работа с дошкольниками

“Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю
тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!”

(А.С.Пушкин В письме брату Льву из Михайловской ссылке 1824г.)

Программное содержание:

  1. Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
  2. Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
  3. Использовать сказочный приём – приём, “прозвищ”
  4. Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образами.
  5. Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.
  6. Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.

Предварительная работа:

  1. Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок “Теремок”, “Гуси лебеди”. Крылатый, мохнатый, да масляный, “Телефон” К.И.Чуковского.
  2. Выставка рисунков по сказкам.
  3. Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.
  4. Заучивание детьми загадок.
  5. Создание игровой среды.

Ход занятия

Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие
Царство тридесятое
Чудесами славится
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно
Победит все доброе
В сказке обязательно.

Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.

Ну тогда заходите, да слушайте.

“Было это там, где и не было за морем аккурат да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала… ”

I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик)

  1. Лягушка – попрыгушка
    Лягушка – квакушка
  2. Серый волк – волчок
    Волчок – драный бочок
    Волк – волчок шерстяной бочок
  3. Коза – рогатая
    Коза – дереза
    Коза черные глаза, кривая нога, острые рога
    Коза хлопота
    Козлятушки – ребятушки
    Серенький козлик
  4. Мишка – топтыжка
    Медведь – лежебока
    Медведюшка – батюшка
    Медведь – богатырь
    Мишка – косолапый
    Мишка – плишка – коротышка
  5. Лисичка – сестричка
    Рыжая лисица
    Лисонька – лиса
    Рыжая плутовка
    Лисонька – лиса, ненаглядная краса.
    Лиса – кумушка,
    Лиса – при беседе краса.
  6. Мышка – норушка
    Мышка – поскребушка
    Мышка – погрызуха
    Маленькая серенькая мышка.
  7. Петушок – золотой гребешок
    Петушок – красный гребешок
    Петенька – петух
    Петя – петушок.
  8. Зайчик – побегайчик
    Заюнок – кривоног – по горке скок
    Зайчишка – трусишка.
  9. Котик серый, хвостик белый
    Котик – коток кудрявый лобок
    Котя – серенький лобок
    Мурлыка – кот
    Кисонька – мурысенька
    Котишко – мурлышко – серый лобишко.

По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.

II. Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке: “Заходи”
В сказке может всё случиться
Что же будет впереди?

Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?

С зачина.

  1. В некиим царстве, в некиим государстве жил – был …..
  2. Жили старик со старухой……
  3. Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….
  4. Жил был старик….
  5. Жили были дед да баба…
  6. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….
  7. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…
  8. На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …
  9. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…
  10. Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.
  11. Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…
  12. Было это ещё в старое недоброе время…
  13. Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…
  14. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …
  15. В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..
  16. В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…
  17. Было это давным – давно, в едва памятные времена…

А вот что означает “присказка” не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: “– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…”

Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.

– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.

– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.

– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.

“– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди”

Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?

  • И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!
  • Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
  • Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…
  • Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
  • Да не простое, а золотое.

Концовка

  • Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.
  • С тех пор стали они жить славно…
  • Жили долго и счастливо до глубокой старости.
  • Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
  • А на том мой сказ и кончается.
  • Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
  • И стала она в добре поживать, лиха не знать.
  • Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.
  • Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.
  • И стали они жить дружно, в любви и согласии.
  • И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).
  • Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.
  • Сказка вся, больше врать нельзя
  • Стали они жить – поживать, да горя не знать.
  • Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.
  • И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…
  • На этом и сказка вся…

III. К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки и малой фольклорной формы).

Можно сказать: в сказках есть всё, да в руках ничего нет.

“Курочка ряба”

Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.

“Колобок”

  • Новых друзей наживай, а старых не забывай
  • Доверяй, но проверяй
  • Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.

“Репка”

  • Без заботы и репу не вырастить.
  • Конец – делу венец.
  • Мала капля, а большое дело делает
  • Дружба дороже всего.

“Волк и козлята”

  • “Страшись волка в овечьей шкуре”
  • Бояться волков – быть без грибков

“Гуси – лебеди”

  • Сумел ошибиться, сумей и исправиться.
  • Долг платежом красен.

Круглый, мохнатый, “масляный”

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не хочет.

“Маша и медведь”

Не сиди на печи, не жди калачи

“Жихарка”

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
“Теремок”, “Рукавичка” В тесноте, да не в обиде.
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” Всему своё время

IV. Сказка по свету идет,
Всех нас за руку ведет
Сказка – умница и прелесть –
С нами рядышком живет.

Музыкально-театрализованная игра “Бабка – Ёжка” – физкультурная пауза.

Дети водят хоровод вокруг взрослого и поют дразнилку:

Дети (хором)

Бабка Ежка – костяная ножка
С печки упала
Ноженьку сломала
А потом и говорит:

Баба – Яга – У меня нога болит

Дети – (поочерёдно)

Пошла на улицу – раздавила курицу
Пошла на лужайку – напугала зайку
Пошла в детский сад – рассмешила всех ребят (смеются)

Баба – Яга –

А –а-а, вы вздумали смеяться?
Над ягою потешаться
Да я, если захочу,
Вас в деревья превращу.
Топает ногой, дети замирают в разных позах

Баба – Яга с довольным видом ходит среди них (звучит грустная музыка)

Баба – Яга –

Да я, если захочу
Вас в лягушек превращу! (Топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки) Баба – Яга с довольным видом посматривает на них.

Баба – Яга –

Да я, если захочу
Вас в собачек превращу.

Топает ногой, дети рычат, наступают на неё.

Баба – Яга – А-а-а вы кусаться
Придется убираться. Убегает. Дети садятся на место.

V. Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша…
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

(В.Берестов)

Показ пальчикового деревянного театра “Теремок” (Смотри приложение )

Обратите внимание на то, как просятся звери в теремок. Они не просто называют себя, но и непременно сообщают, что умеют делать, чем могут быть полезны другим.

VI. Загадки про сказки – загадывают дети. (Смотри приложение )

VII. “Что лишнее?” Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.

  • Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (“Лиса и заяц”)
  • Дед, бабка, внучка, репка, огурец (“Репка”)
  • Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга, гуси – лебеди (“Гуси – лебеди”)

VIII. “Назови сказку”

  • Царь, три сына, болото, лягушка (“Царевна – лягушка”)
  • Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна (“Сивка – Бурка”)
  • Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок (“Конек – Горбунок”)
  • Отец, мачеха, три дочери, царь, принцесса (“Золушка”)

IX. Изобразительная деятельность: Составление книжки – малышки “Курочка Ряба” – аппликация

X. Анализ занятия. Подарки детям сказочной автоколлекции. (Бармалёпель, Буратинти, Муррседес, Лягуар и др.)

Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым
Они необходимы
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут
О том, что может было
А может быть и нет.

Список литературы:

  • Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5/2009
  • Дошкольная педагогика (август)2009
  • Детский сад со всех сторон №30 (66) август 2001 “Игры и изобретения. Вячеслава Воскобовича”
  • “Дошкольное воспитание” Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы (разработана воспитателем МДОУ № 27 О.Обросовой)
  • Русские народные сказки.
  • Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие.– М: ТЦ Сфера, 2008г. С.61.

«В гостях у сказки» - Могу всё. “Спасите, нас съел серый волк” “ Очень расстроена. “Телеграмма”. Унесли братишку птицы. Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. Женюсь на лягушке”. Заигралась сестрица. Сказки о животных, бытовые сказки. Сказочные заклинания. «По щучьему веленью, По моему хотенью». Описательного типа.

«Секреты сказок» - Лес. Ребята. Сочинители сказок. Формирование способности к восприятию нового знания. Мастера-сказочники. Секреты сказки. Корабльhttp. Виды сказок. Волшебная сказка. Творческая работа. Сказки-воспитатели.

«Сказки для 5 класса» - Моя любимая русская народная сказка. Элементы сказок. Примеры. Иван Андреевич Крылов. Самые известные басни. Виды сказок. Род литературы. Иван - крестьянский сын и чудо – юдо. Михайло Васильевич Ломоносов. Сказка.

«Волшебный мир сказок» - Загадочный мир сказок. Долго она бегала по полям, по лесам. Посели сказку в нужное жилище. Узнай сказку. Собери отрывок из сказки. Какие бывают сказки. Инсценировка сказок. В какое творчество входят сказки. Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь.

«Сказка как вид народной прозы» - Сказка. Теплота. Эпиграф. Занимательный рассказ. Полное сердце любви. Сказка как вид народной прозы. Экспертиза. Каша из топора. Интерес. Сценическое искусство.

«Волшебные сказки» - Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт. Волк побежал стрелой. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить. «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». В тридесятом царстве, небывалом государстве… Сюжет волшебных сказок. Постель -пуховая. А вниз идёт – сказки сказывает.