Когда люди сжимают губы. Если девушка кусает губы: что это означает? Если его жесты обращены в вашу сторону

Как уже вскользь упоминалось, рот имелся даже у простейших организмов. Он представлял собой их единственную связь с внешним миром, так как они не имели ни глаз, ни ушей, ни других органов ощущения. Поэтому нет ничего странного в том, что при увлеченности, как и при удивлении, зачастую частично или полностью открывается рот. И наоборот, можно наблюдать, как закрываются губы, когда не хотят общения. Наглядный пример - уже упоминавшаяся неодобрительная гримаса, вызывающая складки вокруг рта.

Сжатые губы также могут указывать на отсутствие желания выпускать что-либо «наружу», например, когда кто-нибудь не хочет или не может внешне проявить какое-либо чувство, боится выболтать тайну, не желает, чтобы с губ сорвалась какая-нибудь колкость или «выскользнула» потаенная мысль.

Когда вы выполняли оба эксперимента по образованию складок на лбу, то рот вы воспринимали в качестве вторичного признака. Если же вы, напротив, будете обращать внимание на положение рта, то глаза и сигналы в области лба будут относиться ко вторичным мимическим признакам.

В наш эксперимент с образованием вертикальных складок лба всегда включался и рот человека. В следующем эксперименте вам придется в еще большей степени проявить свою наблюдательность и реализовать многие навыки, полученные во время предыдущих упражнений. Лица ваших «подопытных» будут излучать массу мимических сигналов. Но вам следует обращать внимание главным образом на рот, остальные сигналы будут в вас входить бессознательно как вторичные.

Мимика рта: эксперимент

Когда мы делаем какое-либо усилие, то обычно закрываем рот. Некоторые оскаливают зубы, другие сжимают губы (часто даже кривят рот). Когда вы в следующий раз пригласите к себе компанию друзей, попробуйте проделать следующее: возьмите три монеты и покажите их друзьям со словами: «Кто может, удерживая в руке эти три монеты, одновременно передвинуть среднюю монету вниз, ни на что не опираясь этой рукой? Причем все действия нужно проводить без помощи второй руки». Затем передайте монеты желающему. После этого у вас появится возможность наблюдать сигналы, которые встречаются не только в ситуациях, когда человек что-то делает впервые, то есть требующих повышенной сосредоточенности, но также и в повседневной жизни.

Уголки рта

Важнейший элемент, влияющий на выражение лица, это уголки рта. На картинке ниже вам предлагаются три «лица», на которых отсутствует рот. Вы должны к лицам А, Б и В дорисовать соответствующие рты а, б и в:
а: едва заметное поднятие уголков рта;
б: ровный, спокойный рот, уголки его ни подняты, ни опущены;
в: едва опущенные уголки рта.

Если вас поразили те отличия, которые произошли из-за вроде бы столь незначительных изменений, тогда запомните:
Мимические формы выражения всех трех областей лица могут быть использованы для интерпретации в качестве сигналов только в совокупности.

Невозможно ни поднять, ни опустить угол рта ни на один миллиметр, не приведя одновременно в движение и другие мышцы лица.

Радостно-довольное лицо и угрюмо-неодобрительное в целом производят очень разное впечатление (см. рис. 8).

Поэтому информация, относящаяся к положению уголков рта, интерпретируется только вместе с другими сигналами.

Мы уже рассматривали, что означают мгновенно сжатые губы. Здесь речь должна идти о людях, которые сжимают рот так часто, что у них у уголков рта образовались глубокие вертикальные линии. Мы уже упоминали, что эти линии могли возникнуть в результате болезни или тяжелой судьбы, но часто эти линии являются результатом примерно такого жизненного пути: в юности этот человек имел «великие планы» (у молодых людей уголки рта, скорее, подняты вверх). Затем эти люди теряли одну иллюзию за другой. Они пережили период фрустрации и разлада, все больше и больше стали замечать, как большинство их стремлений, желаний и надежд ускользает. Это постепенно отравляло их жизнь. В зрелые годы такие люди часто уже имеют тонкие линии, отходящие от губ. Позднее уголки рта хронически опускались, губы сжимались и все это закреплялось положением мышц. И вот мы уже видим спускающиеся вниз, глубоко «врезавшиеся» линии. Так что этот хронически сжатый рот часто характеризует недовольных или несчастных, потерявших иллюзии людей, которые в настоящее время уже вряд ли способны на что-либо конструктивное. Такие люди часто испытывают жалость к самим себе и ищут во всем только негативное, считая, что ничего хорошего быть уже не может. Но имеется еще и другой вид сжатых губ - «надутые», стянутые «бантиком», словно их хозяин готовится к выступлению на конкурсе художественного свиста.

Сжатые губы

Эрик Берн в одной из своих книг предлагает эксперимент, в котором работают не только мышцы лица, но и мышцы спины (вместе с уголками рта). Сядьте (если вы в данный момент не сидите) и напрягите мышцу заднего прохода. Теперь слегка наклонитесь вперед и попытайтесь встать, ни на что не опираясь и не теряя контроля над сильно ущемленной мышцей заднего прохода.

Стоп.

Ну, что ж, достаточно ли вы любопытны, чтобы это испробовать? Тогда вы непременно почувствуете, что напряжение через позвоночник передается вверх к вашим губам. Так стянутые вместе и при этом слегка заостренные губы есть другая форма сжатых губ, нежели когда вы сжимали губы, держась прямо, и при этом уголки рта были опущены. Эта форма у американцев называется «tight-ass».

Если американец о ком-нибудь говорит, что он «tight-ass», то тем самым он имеет в виду различные вещи. Во-первых, этот человек может быть «внутренне зажат», то есть он в своих проявлениях не открыт и не свободен. Во-вторых, он может быть преувеличенно сдержан (а заодно и жаден). Наконец, это слово обозначает также любого человека, который придерживается строгих моральных требований и одновременно осуждает тех, кто достаточно вольно обходится с этими требованиями. Так трезвенник поучает любителя выпить, что алкоголь - это яд и самое что ни на есть лучшее - бросить это глупое занятие. Так же старая дева осуждает ветреность молодой любви...

Дальше мы еще будем говорить о том, как в народе объясняют взаимосвязь физического и психического перенапряжения. Все, кто задумывается над взаимной зависимостью физического и психического, испытывают, по крайней мере, удивление перед нашим телом. Как в нем все взаимосвязано: например, при возбуждении уменьшается электрическое сопротивление кожи; гормоны зависят от настроения и в свою очередь влияют на него, и т. д. Поэтому я предпочитаю восточную установку, которая вместо «я имею» заявляет:
Я есть мое тело.
Точно так же у наших ближних «есть» их тело. Поэтому, когда мы общаемся (и даже когда мы одни), наше тело «участвует в разговоре» на правах «самостоятельного» собеседника.

Что же касается уголков рта, то они представляют собой не только инструмент передачи информации (многие могут «считывать» с наших уголктов рта то, что не может быть услышано), но через них осуществляется в высшей степени эффективная связь взаимных влияний физического и психического.

Улыбайтесь!

В Китае есть поговорка: «Кто не умеет улыбаться, тот не должен открывать магазин». Тем самым восточная мудрость не только считает, что угрюмый хозяин магазина отрицательно действует на покупателей (которые могут больше не прийти), но в ней просматривается мысль, что человек, который не умеет улыбаться, сам по себе уже человек «плохой». У него нет согласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-то недоволен и т. д. С такой установкой сложно добиться успеха, где бы человек ни работал: в торговле, в промышленности, в сфере обслуживания, да и в любой другой области.

Отсюда понятно, почему «камнем преткновения» для американских менеджеров являются не только «продавцы», которые не умеют улыбаться, но и их руководители. Можно было бы сказать так: начиная со среднего уровня руководства не вполне целесообразно использовать людей, углы рта которых хронически опущены.

И еще один эксперимент, просто поразительный по своим результатам: в следующий раз, когда у вас состоится неприятный разговор, вскоре после которого вам предстоит еще один деловой визит, попробуйте улыбнуться перед тем, как пойти на эту встречу. Между разговорами постарайтесь найти укромное местечко и там, за закрытыми дверями (чтобы никто вас не видел), провести этот опыт.

На первый взгляд этот совет выглядит полным абсурдом. Во-первых, вам сейчас совсем не до смеха, и во-вторых, вы знаете, что в любом случае получится разве что гримаса, а никак не улыбка. Это так и не так. Пусть будет «гримаса», «вымученная улыбка», «комичная ухмылка», но все же заставьте уголки вашего рта подняться! Это вызовет цепную реакцию взаимных влияний языка тела и чувств. Если вы удержите на своем лице «ухмылку» хотя бы секунд двадцать, то неожиданно для вас начнет изменяться и ваше состояние! Сначала вам ваша ухмылка покажется «смешной». Затем она превратится в слегка «вымученную» улыбку; ну а от нее уже совсем недалеко и до «искренней улыбки»!

Затем вы осознаете, что опять способны ясно мыслить.

А все потому, что вы успокоились. И вот вам уже кажется, что тот, на кого вы только что сердились, не так уж и виноват, что он «не знал», «не хотел» или в этот момент «не мог» иначе.

Между тем ваша «улыбка» приобрела более «светлый» оттенок.

Если вы теперь направитесь на встречу со следующим партнером, то, конечно, не будете светиться от счастья, но все же у рта не будет и складок неудовольствия, которые могли бы в свою очередь вызвать отрицательную реакцию партнера; а значит, у вас появится шанс, что хотя бы эти переговоры пройдут продуктивно.

Не зря йоги и дзэн-буддисты в момент медитации сидят с расслабленно закрытым ртом, углы которого едва уловимо приподняты вверх (это можно заметить на большинстве скульптурных изображений Будды).

Открытый рот

Припомните наш эксперимент, во время которого вы пробовали снять напряжение мышц рта. Вспомните также слова Фельденкрайса, из которых следует, что необходимо «повесить» расслабленную нижнюю челюсть, чтобы определенные мышцы осознанно (а обычно бессознательно) не подтягивали ее вверх. «Цивилизованный» человек никогда не расслабляет свой рот. Разве что во сне, причем это расслабление может зайти так далеко, что у людей мягкое нёбо становится «рыхлым» и при этом могут возникнуть в высшей степени комичные звуки.

Но во время бодрствования мы никогда не держим рот полностью открытым; это бывает разве что у «деревенских дурачков» - в высшей степени неприятная ассоциация. Таким образом, мы предпочитаем закрывать рот в соответствии с нормой, которая заложена в нас воспитанием. А значит, постоянно закрытый рот - это приобретенное качество нашего поведения, но никак не врожденное!

С этой точки зрения приоткрытый рот действует как сигнал тела, наводящий на мысль о внутренней открытости. Или чтобы выпустить информацию (например, чтобы перевести дух и что-то сказать), или чтобы впустить ее (например, при заинтересованном слушании). В качестве возможных состояний, например, можно упомянуть следующие:
1. Удивление.
2. Испуг.
3. Готовность что-то сообщить.
4. Приподнятое и располагающее состояние души.
Одновременно некоторые авторы часто характеризуют открытый рот как признак «отсутствия целеустремленности» и «дурного характера», так как исходят из закрепленного в западной норме правила («рот должен быть закрыт!»). Я заостряю на этом внимание (прежде чем подробно рассмотреть этот вопрос в главе 9), чтобы предостеречь от возможной серьезной ошибки при интерпретации поведения людей иной культуры, когда вы считаете за истину, что другие всегда должны реагировать так же, как и вы сами. Да, открытый рот может указывать на отсутствие целеустремленности (это зависит, конечно, от вторичных признаков), но это вовсе не значит, что этот человек вообще не способен быть по-деловому собранным, хотя его рот и открыт (по меньшей мере, время от времени).

Черты горечи вокруг рта

Попробуйте проделать следующий мини-эксперимент. Подойдите к зеркалу и съешьте что-нибудь горькое или пососите пропитанный какой-нибудь горькой жидкостью кусок хлеба. (Если выпить что-то горькое, то можно не увидеть столь ясной реакции, так как емкость, из которой вы будете пить, закроет рот.)

Понаблюдайте (при многократных пробах), во-первых, за тем, что вы видите, и во-вторых, за изменением ощущений во рту.
Стоп.
Попробовали? Тогда вы наверняка обратили внимание, что при ощущении горечи во рту ваш язык отодвинулся как можно дальше от нёба, а нижняя челюсть одновременно подалась вниз, хотя губы при этом остались сомкнутыми.
Снаружи это проявляется в виде определенной мимики в области рта, с трудом поддающейся описанию и определяемой как черты «горечи».

Эта горькая гримаса встречается, конечно, и в тех случаях, когда мы чувствуем что-то «горькое», при определенных неприятных чувствах, как, например, чувстве мерзости, отвращения, презрения. Впрочем, это действует даже тогда, когда мы это только представляем! Когда вы что-то увлеченно читаете и при этом встречаете слово «мерзость», то, если вы достаточно прониклись этим ощущением, на вашем лице можно заметить те же черты горечи.

Люди, к лицу которых «прилипла» эта, как иногда говорят, «мина горечи», своим страдающим видом вызывают у наблюдателей сходное чувство. Поэтому обычно таких людей стараются избегать.

Черты удовольствия вокруг рта

Теперь, также перед зеркалом, попробуйте съесть что-нибудь сладкое, чтобы почувствовать и увидеть воспринимаемые сигналы сладости (естественно, когда исчезнет привкус горечи, оставшийся от предыдущего опыта...)
Стоп.
Вы видели, как ваши губы плотно сжались и сдвинулись перед зубами? Конечно, такие черты встречаются также и в момент радости или чего-нибудь приятного. Впрочем, это все достаточно очевидно, поэтому мы не будем подробно на них останавливаться.

Подбородок

Подобно сигналам ушей, щек и носа, мимические возможности подбородка довольно ограничены и для большинства наблюдателей едва ли заметны, особенно когда лицо расположено к наблюдателю не в профиль, а в анфас. По существу можно лишь сказать следующее: в момент целеустремленного действия подбородок вытягивается вперед (попробуйте как-нибудь в такой момент взглянуть на себя в зеркало), в то время как при пассивном наслаждении подбородок более втянут назад.
В заключение раздела, рассматривающего сигналы рта, стоит еще указать на то, что интонация производится преимущественно ртом и только отчасти гортанью или грудью. Таким образом, аспект интонации можно было бы с не меньшим успехом рассматривать как подраздел мимики: обратите внимание на положение рта, когда вы произносите «о-о-о-о» или «и-и-и-и».

Чтобы понять, как женщина к вам относится, нужно обратить внимание на ее жесты, - это мужчины выяснили еще в древности. В отличие от парней, которые демонстрируют свой интерес не более 10–15 признаками, у девушек есть до 50 различных жестов, с помощью которых они флиртуют. В этой статье мы расскажем о самых важных.

Шаги

Часть 1

Первое впечатление

    Обратите внимание на ее взгляд. Женщина, которой вы интересны, не только внимательно рассмотрит вас, но и позволит вам это заметить! Повторяющийся зрительный контакт с другого конца комнаты - надежный признак того, что женщина приглашает вас подойти к ней и поздороваться (особенно если ее взгляды сопровождаются улыбкой).

    Следите за ее лицом. Когда женщина испытывает интерес, ее лицо становится более оживленным. Обратите внимание на ее брови, губы и глаза - они дадут вам информацию о том, как девушка отреагирует на то, что вы скажете. На следующие знаки обратите особое внимание:

    Обратите внимание на то, где девушка находится по отношению к вам. Заинтересованная особа будет пытаться оказаться к вам ближе. Если вы сидите за столом, она может положить голову на одну или обе руки, чтобы приблизиться к вам.

    • Опасайтесь скрещенных рук. Если девушка сидит на стуле, скрестив руки, есть вероятность, что ей скучно или неинтересно. Попробуйте вернуть ее интерес, начав оживленный разговор о ней и ее жизни. Если ничего не поможет, вам придется искать другую девушку.
    • С другой стороны, если девушка трогает вашу руку и немедленно убирает свою обратно, прижимая к области груди, этим она отражает свой интерес.
  1. Обратите внимание на то, как девушка касается своих волос. Нежные, аккуратные движения, такие как беззаботное накручивание пряди вокруг пальца или проведение пальцами сквозь волосы - все это является признаками интереса. Быстрые и резкие движения являются проявлением смущения или нетерпения, особенно если дополняются блуждающим взглядом.

    • Быстрые резкие движения не означают, что ситуация безнадежна. Если вы слишком напираете, сделайте шаг назад. Следите за тем, чтобы не доминировать в разговоре и не сыпать слишком много комплиментов. Если вы сомневаетесь, прочтите статьи на wikiHow о том, как флиртовать , чтобы научиться поворачивать разговор в нужное русло.
  2. Обращайте внимание на ее пальцы. Когда женщина испытывает интерес, она ласкает пальцами эрогенные зоны своего тела, вертит ювелирные украшения или играет со своим бокалом.

    Уделяйте внимание ее ногам. Чаще всего, девушки, испытывающие интерес, скрещивают ноги. Это исключительно хороший признак, если нога направлена в вашу сторону. Она также может гладить нижнюю часть бедра или разглаживать штаны (сделав это до, или делая это одновременно), чтобы и удержать ваше внимание на своих ногах.

  • Обратите внимание на напряжение мышц лица. Оно прямо пропорционально симпатии. Самые заметные места – вокруг губ, подбородок, лоб.
  • Девушки, не все парни ответят взаимностью и радостью на ваш флирт. Вы распознаете такого парня по его реакции: вы смеетесь над его шуткой или флиртуете с ним, а в ответ на это он смотрит на вас странно или с недоумением. Парни, не бойтесь сказать «спасибо, но нет» девушке, которая с вами флиртует. Таким образом, она не будет тратить на вас время и сможет начать флирт с кем-то другим.
  • Если девушка смотрит в пространство, улыбается и смотрит на вас, значит, она думает, что флиртует с вами.
  • Если девушка достает бальзам для губ и тратит больше времени, чем необходимо, чтобы намазать губы, и при этом постоянно смотрит на вас, значит, она флиртует.
  • Проявляя свой интерес, девушки часто перевод взгляд с глаз на губы, а потом обратно. Это говорит о желании поцеловать мужчину.
  • Бо́льшую часть жестов девушка делает неосознанно. Зрительный контакт и улыбка - осознанные действия, в то время как копирование чаще всего происходит невольно.
  • Если девушка рассматривает вас с ног до головы, не двигая головой, а затем улыбается, значит, она явно намекает на то, что вы ей нравитесь.
  • Наклон головы в сторону - первичный индикатор интереса; девушки часто делают это во время разговора, чтобы показать свою вовлеченность и согласие с вами, а также для того чтобы открыть свою шею, тем самым показывая вам, что ей с вами комфортно.
  • Вы также можете использовать трюк с часами. Мельком посмотрите на часы, а потом верните взгляд на девушку (если только вы не смотрели на нее краем глаза). Для этого подойдет любой предмет. Если девушка смотрит туда же, куда только что смотрели вы, значит - она наблюдала за вами. Но имейте в виду: возможно, девушка решила, что вы увидели что-то опасное или интересное, и захотела выяснить, что же это было.
  • Если ее друзья обсуждают вас, в то время как вы с ними не говорили, скорее всего, вы ей нравитесь - ведь она обсуждает вас с ними.

Предупреждения

  • Не у всех женщин язык тела одинаков!
  • Не смотрите на зону декольте, даже если девушка надела довольно открытый наряд. У некоторых мужчин взгляды в область декольте сложились в плохую привычку, но если девушка перехватит ваш взгляд, почти наверняка ее это обидит (особенно на первом свидании).
  • Учитывайте, кто перед вами. Если она не свободна, возможно, она всегда себя так ведет, либо ищет интрижки. Во втором случае ни к чему хорошему, кроме неприятностей, это не приведет.
  • Не делайте поспешных выводов: если какой-то жест показался вам сексуальным, это еще не значит, что девушка хочет вас. Если вы пойдете на сближение, а девушка этого не хочет, вряд ли все закончится хорошо.
  • Не каждый неосознанный жест говорит о том, что она готова лечь с вами в постель. Такие жесты свидетельствую о заинтересованности, а сексуальное поведение - естественный способ привлечь самца.

Последнее обновление: 14/05/2014

Язык тела как раз и относится к невербальным сигналам, которые мы используем в процессе общения. По мнению экспертов, эти сигналы составляют огромную часть ежедневного общения. При помощи нашей мимики, наших движений можно передать значительные объёмы информации.
По данным разных исследователей, посредством языка тела осуществляется от 50 до 70% всей коммуникации. Понимание языка тела важно, но не менее важно помнить и о других факторах (контекст, например), а также обращать внимание на сигналы в совокупности.

Мимика

Задумайтесь на минуту о том, сколько информации человек передать с помощью всего лишь лица. Улыбкой можно выразить одобрение или счастье, а хмурый взгляд, наоборот, расскажет о неодобрении или трудностях. В некоторых случаях, наше выражение лица может проявить наши истинные чувства по поводу конкретной ситуации. Даже если Вы скажете, что чувствуете себя хорошо, взгляд Ваш может сказать людям об обратном.
При помощи мимики можно выразить:

  • счастье;
  • печаль;
  • гнев;
  • удивление;
  • отвращение;
  • страх;
  • волнение;
  • желание;
  • презрение и т.д.

Исследователь Пол Экман доказал универсальность различных выражений лица, привязав их к конкретным эмоциям - включая радость, гнев, страх, удивление и печаль.

Глаза

Глаза часто называют «зеркалом души» за их способность много рассказать о том, что человек чувствует или думает. Когда Вы беседуете с другим человеком, внимание к движению его глаз - естественная и важная часть процесса коммуникации. Среди общих деталей, на которые мы обращаем внимание - зрительный контакт (человек смотрит Вам прямо в глаза или избегает встречи с Вашим взглядом), частота мигания, степень расширения зрачков. Поэтому, анализируя невербальные сигналы человека, обратите своё внимание в первую очередь на них:

  • Зрительный контакт. Если человек смотрит прямо в глаза во время беседы, это может указывать на его интерес и внимание. Тем не менее, длительный контакт может означать и угрозу. С другой стороны, опущенный взгляд и частое обращение в сторону могут означать, что человек отвлекся, ему неудобно, или он пытается скрыть свои истинные чувства.
  • Мигание. Это естественное движение; тем не менее, нужно обращать внимание на частоту мигания. Люди мигают чаще, когда они испытывают огорчение или дискомфорт. Редкое мигание может означать, что человек намеренно пытается контролировать свои движения глаз. Например, игрок в покер может мигать реже, чтобы скрыть возбуждение, вызванное комбинацией в его руках.
  • Размер зрачка. Один из наиболее тонких сигналов - тот, что глаза передают посредством изменения размера зрачков. Хотя на размер зрачков влияет и уровень освещённости, иногда небольшие изменения в размере зрачка могут быть вызваны эмоциями. Например, «томный» взгляд, показывающий влечение к другому человеку.

Рот

Выражения и движения губ также могут оказаться полезными при чтении языка тела. Например, покусывание нижней губы может означать, что человек испытывает беспокойство, страх или неуверенность.
Прикрывая рот, человек может всего лишь проявлять вежливость - если он зевает или кашляет; но в некоторых случаях это может выдать, например, попытку скрыть правду. Улыбка - пожалуй, один из самых выразительных сигналов, но даже её можно интерпретировать по-разному. Улыбка может быть искренней или же использоваться для выражения поддельной радости, сарказма или даже цинизма. Важно обращать внимание на следующие сигналы:

  • Поджатые губы. Они могут служить индикатором отвращения, неодобрения или недоверия.
  • Покусывание губ. Люди кусают губы, когда волнуются, испытывают тревогу или стресс.
  • Прикрытый рот. Когда люди хотят скрыть эмоциональную реакцию (особенно на то, что говорят они сами), они могут прикрыть рот ладонью, чтобы скрыть улыбку или усмешку.
  • Движение уголков губ. Небольшие изменения положения губ также могут стать едва уловимыми индикаторами состояния человека. Если уголки губ слегка приподнять, человек, скорее всего, чувствует себя счастливым и настроен оптимистично. Если они слегка опущены, это может означать печаль, неодобрение или неприязнь.

Жестикуляция

Жесты - самые очевидные из сигналов. Есть распространенные и простые для понимания жесты, однако есть и такие, которые в зависимости от культуры приобретают различный смысл. К самым распространённым жестам относят:

  • Сжатый кулак. Он может указывать на гнев или солидарность.
  • Пальцевые жесты. Их используют в качестве жестов одобрения и неодобрения.
  • Жест «OK». Большой и указательный пальцы, образующие кольцо, и выпрямленные другие три пальца можно, конечно, использовать в значении «всё хорошо». Однако в некоторых частях Европы тот же самый сигнал используется для обозначения презрения, а в некоторых странах Южной Америки этот жест приобретает вульгарное значение.
  • Жест «Виктория». В некоторых странах означает мир или победу. А вот в Великобритании и Австралии он приобретает агрессивное значение, если тыльная сторона ладони обращена наружу.

Руки и ноги

Положение рук и ног также может принести пользу при анализе невербальных сигналов. Скрещённые руки могут показывать защитную реакцию, скрещённые ноги - неприязнь или дискомфорт. Если человек стоит, поместив руки на пояс, это, скорее всего, означает, что он готов к чему-то и контролирует себя, также этот сигнал может свидетельствовать о его агрессивности. Руки за спиной держит человек скучающий либо испытывающий беспокойство либо гнев. Быстрые движения пальцев или суетливость могут быть признаком того, что человек скучает, нетерпелив или разочарован.

Поза

Положение нашего тела - важный элемент невербальной коммуникации. Термин «поза» подразумевает не только положение тела, но и общую физическую форму человека. Осанка может много рассказать о том, как человек себя чувствует, а также намекнуть на личностные характеристики - уверенность в себе, открытость, покорность.
Сидя прямо, например, человек ориентирован и обращая внимание на то, что происходит вокруг него. Сидя, согнувшись вперед, человек показывает свою скуку или безразличие.
Открытая поза указывает на дружелюбие и готовность к контакту, закрытая - на враждебность, негативное отношение и тревогу.

Личное пространство

Вы когда-нибудь слышали, как кто-то заявляет о своей потребности в «личном пространстве»? Когда-нибудь Вы начинали чувствовать себя неловко, если кто-то стоял слишком близко к вам? Проксемика имеет дело с расстоянием между людьми, а также с использованием ими этого расстояния. Так же, как движения тела и мимика, пространство между людьми может рассказать об их взаимоотношениях очень многое.
Антропологу Эдварду Т. Холлу удалось описать уровни социальной дистанции, характерные для различных ситуаций:

  • Интимная дистанция (до 45 см). Такое расстояние часто указывает на тесные отношения или комфорт, существующие между людьми. Для этой зоны характерны проявления дружеского или интимного характера - объятия, шёпот или прикосновения.
  • Личностное расстояние (от 45 см до 1,2 м). Такое расстояние характерно обычно для людей, которые являются членами одной семьи или близкими друзьями. Чем ближе друг к другу люди могут комфортно находиться во время общения, тем более близкие отношения между ними.
  • Социальная дистанция (от 1,2 до 3,6 м). Это расстояния характерно для общения знакомых друг с другом людей. С тем, кого Вы знаете достаточно хорошо, например, коллегой, Вы можете чувствовать себя комфортно на более близком расстоянии. Если же Вы знаете другого человека недостаточно хорошо, например, почтальона, Вам будет более комфортно общаться с ним на расстоянии около 3,6 м.
  • Общественное расстояние (более 3,6 м). Такое расстояние используется для публичных выступлений. Беседа с классом, полным студентов, или презентация на работе - хорошие примеры такой ситуации.

Важно также отметить, что дистанция, при которой люди чувствуют себя комфортно, может варьироваться от культуры к культуре. Один из примеров - разница между культурами стран Северной и Южной Америки. Население стран Латинской Америки склонно чувствовать себя более комфортно, находясь ближе друг к другу во время взаимодействия, в то время как в Северной Америке людям нужно больше личного расстояния.

Мимика рта: эксперимент.

Когда мы делаем какое-либо усилие, то обычно закрываем рот. Некоторые оскаливают зубы, другие сжимают губы (часто даже кривят рот). Когда вы в следующий раз пригласите к себе компанию друзей, попробуйте проделать следующее: возьмите три монеты и покажите их друзьям со словами: "Кто может, удерживая в руке эти три монеты, одновременно передвинуть среднюю монету вниз, ни на что не опираясь этой рукой? Причем все действия нужно проводить без помощи второй руки". Затем передайте монеты желающему. После этого у вас появится возможность наблюдать сигналы, которые встречаются не только в ситуациях, когда человек что-то делает впервые, то есть требующих повышенной сосредоточенности, но также и в повседневной жизни.

Уголки рта .

Важнейший элемент, влияющий на выражение лица, это уголки рта. На картинке ниже вам предлагаются три "лица", на которых отсутствует рот. Вы должны к лицам А, Б и В дорисовать соответствующие рты а, б и в:

а: едва заметное поднятие уголков рта;

б: ровный, спокойный рот, уголки его ни подняты, ни опущены;

в: едва опущенные уголки рта.

Если вас поразили те отличия, которые произошли из-за вроде бы столь незначительных изменений, тогда запомните:

Мимические формы выражения всех трех областей лица могут быть использованы для интерпретации в качестве сигналов только в совокупности.

Невозможно ни поднять, ни опустить угол рта ни на один миллиметр, не приведя одновременно в движение и другие мышцы лица.

Радостно-довольное лицо и угрюмо-неодобрительное в целом производят очень разное впечатление (см. рис. 8).

Рисунок 8

Поэтому информация, относящаяся к положению уголков рта, интерпретируется только вместе с другими сигналами.

Мы уже рассматривали, что означают мгновенно сжатые губы. Здесь речь должна идти о людях, которые сжимают рот так часто, что у них у уголков рта образовались глубокие вертикальные линии. Мы уже упоминали, что эти линии могли возникнуть в результате болезни или тяжелой судьбы, но часто эти линии являются результатом примерно такого жизненного пути: в юности этот человек имел "великие планы" (у молодых людей уголки рта, скорее, подняты вверх). Затем эти люди теряли одну иллюзию за другой. Они пережили период фрустрации и разлада, все больше и больше стали замечать, как большинство их стремлений, желаний и надежд ускользает. Это постепенно отравляло их жизнь. В зрелые годы такие люди часто уже имеют тонкие линии, отходящие от губ. Позднее уголки рта хронически опускались, губы сжимались и все это закреплялось положением мышц. И вот мы уже видим спускающиеся вниз, глубоко "врезавшиеся" линии. Так что этот хронически сжатый рот часто характеризует недовольных или несчастных, потерявших иллюзии людей, которые в настоящее время уже вряд ли способны на что-либо конструктивное. Такие люди часто испытывают жалость к самим себе и ищут во всем только негативное, считая, что ничего хорошего быть уже не может. Но имеется еще и другой вид сжатых губ - "надутые", стянутые "бантиком", словно их хозяин готовится к выступлению на конкурсе художественного свиста.

Сжатые губы.

Эрик Берн в одной из своих книг предлагает эксперимент, в котором работают не только мышцы лица, но и мышцы спины (вместе с уголками рта). Сядьте (если вы в данный момент не сидите) и напрягите мышцу заднего прохода. Теперь слегка наклонитесь вперед и попытайтесь встать, ни на что не опираясь и не теряя контроля над сильно ущемленной мышцей заднего прохода.Стоп.

Ну, что ж, достаточно ли вы любопытны, чтобы это испробовать? Тогда вы непременно почувствуете, что напряжение через позвоночник передается вверх к вашим губам. Так стянутые вместе и при этом слегка заостренные губы есть другая форма сжатых губ, нежели когда вы сжимали губы, держась прямо, и при этом уголки рта были опущены. Эта форма у американцев называется "tight-ass".

Если американец о ком-нибудь говорит, что он "tight-ass", то тем самым он имеет в виду различные вещи. Во-первых, этот человек может быть "внутренне зажат", то есть он в своих проявлениях не открыт и не свободен. Во-вторых, он может быть преувеличенно сдержан (а заодно и жаден). Наконец, это слово обозначает также любого человека, который придерживается строгих моральных требований и одновременно осуждает тех, кто достаточно вольно обходится с этими требованиями. Так трезвенник поучает любителя выпить, что алкоголь - это яд и самое что ни на есть лучшее - бросить это глупое занятие. Так же старая дева осуждает ветреность молодой любви...

Дальше мы еще будем говорить о том, как в народе объясняют взаимосвязь физического и психического перенапряжения. Все, кто задумывается над взаимной зависимостью физического и психического, испытывают, по крайней мере, удивление перед нашим телом. Как в нем все взаимосвязано: например, при возбуждении уменьшается электрическое сопротивление кожи; гормоны зависят от настроения и в свою очередь влияют на него, и т. д. Поэтому я предпочитаю восточную установку, которая вместо "я имею" заявляет:

Я есть мое тело.

Точно так же у наших ближних "есть" их тело. Поэтому, когда мы общаемся (и даже когда мы одни), наше тело "участвует в разговоре" на правах "самостоятельного" собеседника.

Что же касается уголков рта, то они представляют собой не только инструмент передачи информации (многие могут "считывать" с наших уголктов рта то, что не может быть услышано), но через них осуществляется в высшей степени эффективная связь взаимных влияний физического и психического.

Улыбайтесь!

В Китае есть поговорка: "Кто не умеет улыбаться, тот не должен открывать магазин".

Тем самым восточная мудрость не только считает, что угрюмый хозяин магазина отрицательно действует на покупателей (которые могут больше не прийти), но в ней просматривается мысль, что человек, который не умеет улыбаться, сам по себе уже человек "плохой". У него нет согласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-то недоволен и т. д. С такой установкой сложно добиться успеха, где бы человек ни работал: в торговле, в промышленности, в сфере обслуживания, да и в любой другой области.

Отсюда понятно, почему "камнем преткновения" для американских менеджеров являются не только "продавцы", которые не умеют улыбаться, но и их руководители. Можно было бы сказать так: начиная со среднего уровня руководства не вполне целесообразно использовать людей, углы рта которых хронически опущены.

И еще один эксперимент, просто поразительный по своим результатам: в следующий раз, когда у вас состоится неприятный разговор, вскоре после которого вам предстоит еще один деловой визит, попробуйте улыбнуться перед тем, как пойти на эту встречу. Между разговорами постарайтесь найти укромное местечко и там, за закрытыми дверями (чтобы никто вас не видел), провести этот опыт.

На первый взгляд этот совет выглядит полным абсурдом. Во-первых, вам сейчас совсем не до смеха, и во-вторых, вы знаете, что в любом случае получится разве что гримаса, а никак не улыбка. Это так и не так. Пусть будет "гримаса", "вымученная улыбка", "комичная ухмылка", но все же заставьте уголки вашего рта подняться! Это вызовет цепную реакцию взаимных влияний языка тела и чувств. Если вы удержите на своем лице "ухмылку" хотя бы секунд двадцать, то неожиданно для вас начнет изменяться и ваше состояние! Сначала вам ваша ухмылка покажется "смешной". Затем она превратится в слегка "вымученную" улыбку; ну а от нее уже совсем недалеко и до "искренней улыбки"!

Затем вы осознаете, что опять способны ясно мыслить.

А все потому, что вы успокоились. И вот вам уже кажется, что тот, на кого вы только что сердились, не так уж и виноват, что он "не знал", "не хотел" или в этот момент "не мог" иначе.

Между тем ваша "улыбка" приобрела более "светлый" оттенок.

Если вы теперь направитесь на встречу со следующим партнером, то, конечно, не будете светиться от счастья, но все же у рта не будет и складок неудовольствия, которые могли бы в свою очередь вызвать отрицательную реакцию партнера; а значит, у вас появится шанс, что хотя бы эти переговоры пройдут продуктивно.

Не зря йоги и дзэн-буддисты в момент медитации сидят с расслабленно закрытым ртом, углы которого едва уловимо приподняты вверх (это можно заметить на большинстве скульптурных изображений Будды).

Открытый рот.

Припомните наш эксперимент, во время которого вы пробовали снять напряжение мышц рта. Вспомните также слова Фельденкрайса, из которых следует, что необходимо "повесить" расслабленную нижнюю челюсть, чтобы определенные мышцы осознанно (а обычно бессознательно) не подтягивали ее вверх. "Цивилизованный" человек никогда не расслабляет свой рот. Разве что во сне, причем это расслабление может зайти так далеко, что у людей мягкое нёбо становится "рыхлым" и при этом могут возникнуть в высшей степени комичные звуки.

Но во время бодрствования мы никогда не держим рот полностью открытым; это бывает разве что у "деревенских дурачков" - в высшей степени неприятная ассоциация. Таким образом, мы предпочитаем закрывать рот в соответствии с нормой, которая заложена в нас воспитанием. А значит, постоянно закрытый рот - это приобретенное качество нашего поведения, но никак не врожденное!

С этой точки зрения приоткрытый рот действует как сигнал тела, наводящий на мысль о внутренней открытости. Или чтобы выпустить информацию (например, чтобы перевести дух и что-то сказать), или чтобы впустить ее (например, при заинтересованном слушании). В качестве возможных состояний, например, можно упомянуть следующие: 1. Удивление.
2. Испуг.
3. Готовность что-то сообщить.
4. Приподнятое и располагающее состояние души.

Одновременно некоторые авторы часто характеризуют открытый рот как признак "отсутствия целеустремленности" и "дурного характера", так как исходят из закрепленного в западной норме правила ("рот должен быть закрыт!"). Я заостряю на этом внимание (прежде чем подробно рассмотреть этот вопрос в главе 9), чтобы предостеречь от возможной серьезной ошибки при интерпретации поведения людей иной культуры, когда вы считаете за истину, что другие всегда должны реагировать так же, как и вы сами. Да, открытый рот может указывать на отсутствие целеустремленности (это зависит, конечно, от вторичных признаков), но это вовсе не значит, что этот человек вообще не способен быть по-деловому собранным, хотя его рот и открыт (по меньшей мере, время от времени).

Черты горечи вокруг рта.

Попробуйте проделать следующий мини-эксперимент. Подойдите к зеркалу и съешьте что-нибудь горькое или пососите пропитанный какой-нибудь горькой жидкостью кусок хлеба. (Если выпить что-то горькое, то можно не увидеть столь ясной реакции, так как емкость, из которой вы будете пить, закроет рот.)

Понаблюдайте (при многократных пробах), во-первых, за тем, что вы видите, и во-вторых, за изменением ощущений во рту. Стоп.

Попробовали? Тогда вы наверняка обратили внимание, что при ощущении горечи во рту ваш язык отодвинулся как можно дальше от нёба, а нижняя челюсть одновременно подалась вниз, хотя губы при этом остались сомкнутыми.

Снаружи это проявляется в виде определенной мимики в области рта, с трудом поддающейся описанию и определяемой как черты "горечи".

Эта горькая гримаса встречается, конечно, и в тех случаях, когда мы чувствуем что-то "горькое", при определенных неприятных чувствах, как, например, чувстве мерзости, отвращения, презрения. Впрочем, это действует даже тогда, когда мы это только представляем! Когда вы что-то увлеченно читаете и при этом встречаете слово "мерзость", то, если вы достаточно прониклись этим ощущением, на вашем лице можно заметить те же черты горечи.

Люди, к лицу которых "прилипла" эта, как иногда говорят, "мина горечи", своим страдающим видом вызывают у наблюдателей сходное чувство. Поэтому обычно таких людей стараются избегать.

Черты удовольствия вокруг рта.

Теперь, также перед зеркалом, попробуйте съесть что-нибудь сладкое, чтобы почувствовать и увидеть воспринимаемые сигналы сладости (естественно, когда исчезнет привкус горечи, оставшийся от предыдущего опыта...) Стоп.

Вы видели, как ваши губы плотно сжались и сдвинулись перед зубами? Конечно, такие черты встречаются также и в момент радости или чего-нибудь приятного. Впрочем, это все достаточно очевидно, поэтому мы не будем подробно на них останавливаться.

Подбородок.

Подобно сигналам ушей, щек и носа, мимические возможности подбородка довольно ограничены и для большинства наблюдателей едва ли заметны, особенно когда лицо расположено к наблюдателю не в профиль, а в анфас. По существу можно лишь сказать следующее: в момент целеустремленного действия подбородок вытягивается вперед (попробуйте как-нибудь в такой момент взглянуть на себя в зеркало), в то время как при пассивном наслаждении подбородок более втянут назад.

В заключение раздела, рассматривающего сигналы рта, стоит еще указать на то, что интонация производится преимущественно ртом и только отчасти гортанью или грудью. Таким образом, аспект интонации можно было бы с не меньшим успехом рассматривать как подраздел мимики: обратите внимание на положение рта, когда вы произносите "о-о-о-о" или "и-и-и-и".

Сигналы головы.

Один сигнал головы мы уже обсуждали - это втягивание головы в плечи при "закрытой" позе. Другие сигналы, такие как покачивание или кивки головой (в рамках нашей культуры), понимаются достаточно однозначно.

Сложнее дело обстоит с интерпретацией низко опущенной головы, так как здесь важны культурные различия (даже в рамках западной культуры). В данный момент стоит лишь указать на то, что наклон головы в сторону может быть вызван тем, что человек плохо слышит. Далее отметим, что наклон головы назад или вниз, особенно у людей, носящих очки, может представлять просто попытку лучше разглядеть что-либо (например, если очки с двойными линзами). Такие сигналы можно интерпретировать ошибочно, если оценивать их с точки зрения "закрытой" или "открытой" позы и упустить из внимания вторичные признаки или не провести контроля истинности.

Порой язык жестов может не только предоставить интересные сведения о нужных вам людях, но и помочь в сложной ситуации или даже избежать непредвиденных проблем.

Ознакомьтесь с основными секретами языка тела, которые показывают, что люди, с которыми вы общаетесь или сталкиваетесь в жизни, думают на самом деле.

Любого человека очень просто понять по его непроизвольным жестам, таким как: поджимание губ, скрещивание ног и поднятие брови, поэтому зная, что это все означает, вы с легкостью поймете с кем общаетесь, и что конкретно от вас хотят или ожидают – согласитесь, это полезно:

  • Взгляд скользит вверх (первое фото)

Не доверяйте тому, кто при разговоре с вами смотрит мимо вас или закатывает глаза вверх, как будто взывает к небесам. Говорят, что принц Чарльз, когда на свадебной церемонии произносил клятву любви и верности Диане, то он смотрел вверх, как бы прося помощи у Бога

  • Ускоренное моргание

Быстрое моргание говорит об усиленной работе мозга. Это явный признак того, что ваш собеседник волнуется, чем-то слишком обеспокоен, возбужден или даже врет, поэтому у него и происходит ускоренное моргание.

Когда человек говорит неправду, он инстинктивно хочет закрыть рот, но мозг понимает, что это будет слишком очевидным, поэтому человек лишь почесывает нос.

  • Поджимание или покусывание губ

Разозленные люди часто поджимают или даже прикусывают губу – это помогает им не сказать то, о чем они потом могут сожалеть. Частое покусывание губ говорит о волнении.

Злые люди часто кошелька их губы, потому что она мешает им говорить все, что они могут сожалеть. Если у вас есть что скрывать, зажимая рот на замке мешает вам говорить – вы невольно думал: “Нет, я лучше не сказать ничего.

Когда как девушка, так и мужчина чуть наклоняют голову при разговоре, это означает, что они просто кокетничают. Особенно так любят флиртовать женщины, которые подсознательно полагают, что так они выглядят более привлекательно.

Когда человек беспокоится или волнуется, он трогает мочку уха, невольно утешая себя. Опять же это заслуга подсознания, так как в мочке очень много нервных окончаний, поэтому массируя ее, мы не только успокаиваем себя, но и доставляем себе приятные ощущения.

  • Встряхивание или покручивание волос

Это яркий сексуальный жест, который делается женщинами исключительно для привлечения внимания мужчин.

  • Поднятие бровей

Поднятие бровей говорит о том, что человек чем-то заинтересован или заинтригован, но если при этом еще и глаза округляются – значит, что ваш собеседник очень сильно шокирован.

Скрещенные ноги показывают, что их обладатель не хочет здесь быть, ему некомфортно, или же, что он будет до последнего стоять на своем, так как не согласен с точкой зрения окружающих.

  • Открытые и наоборот спрятанные руки

Когда человек настроен дружески, его руки открыты для собеседника, но когда он прячет руки в карманах или за спиной, ему не только неприятен разговор, но и он хочет что-то скрыть.